Как сделать математику простой и доступной для ребенка и научить его считать?
Содержание:
- Методики обучения счету
- Как правильно закрепить пройденный материал?
- Математика – царица наук
- Методики обучения в разном возрасте
- Как научить
- Учимся считать до 20
- Изучение цифр
- Системы обучения устному счету
- Как научить решать примеры в уме?
- Устройство счетов
- Устный счет без пальцев
- Когда учить детей счету
- Настольные игры для развития навыка
- Интересные способы научить прибавлять и отнимать
- С чего начинать обучение счету?
Методики обучения счету
Центр обучения Smartum предлагает свою уникальную методику обучения устного счета. В основу данной техники положена древняя японская методика Ментальная арифметика, которая была создана более 2000 лет назад. Она направлена не только на обучение счету, но и на развитие умственных способностей. В процессе обучения используются традиционные счеты абакус (соробан), которые легко и быстро научат не только складывать и вычитать, но и умножать, делить сложные цифры без использования калькулятора.
Обучение направлено на развитие обоих полушарий мозга, что способствует развитию фантазии, памяти, воображения, концентрации внимания, образному восприятию и прочему. Полный курс обучения длится 2-3 года, но первые удивительные результаты можно увидеть уже через 3 месяца регулярных занятий. Помогите вашему ребенку быстро и легко научиться считать в уме. Обращайтесь к нам!
Как правильно закрепить пройденный материал?
Чтобы пройденное с малышом нашло в его душе и уме отклик, нужно приложить терпение, такт, фантазию и собственную заинтересованность в общении с крохой
Важно не переборщить и давать материал посильными дозами, доступными именно данному обучаемому
Нельзя зубрить материал и повторять одно и то же несколько занятий подряд: знания должны перевариться в подсознании дитя, и тогда они станут его достоянием.
Тренировки при закреплении материала обязательны, потому что они способствуют системности в занятиях и выработке интереса и уважения к умственному труду.
В следующем видео смотрите примеры для обучения ребенка считать числа в пределах 10.
Математика – царица наук
Не стоит забывать, что математика не ограничивается сложением и вычитанием. В третьем, пятом классе детей начинают знакомить с другими правилами математики – умножением и делением, а также с основами геометрии – их учат различать различные геометрические фигуры, выделять более длинные или короткие, которые меньше или больше и т.п. Родители, которые хотят самостоятельно, до поступления ребенка в первый класс, научить его основам математики, должны придерживаться нескольких правил:
- Для начала определите время для проведения занятий: во-первых, заниматься необходимо как минимум 30 минут в день, во-вторых, продолжительность одного вашего «урока» должна составлять не более 10-15 минут, чтобы не перетруждать пока еще не готового к активной мозговой деятельности малыша. Это может спровоцировать негативное отношение к предмету, которое возможно проявит себя позже, когда ребенок пойдет в первый класс.
- Регулярное повторение пройденного материала в контексте новых упражнений. Это означает, что не стоит просто зазубривать – если 2+2 вы освоили, вернитесь к этому, когда будете проходить длину или ширину отрезков.
- В случае, когда вы замечаете, что малыш плохо справляется с заданием, или он не понимает вас – не стоит упорствовать, лучше вернитесь к более простым заданиям и через какое-то время вновь используйте более сложные примеры. Подстраивайтесь к детскому мышлению, оно существенно отличается от мышления взрослого человека. Сначала они привыкают к новому знанию, затем приходит понимание и только потом – информация запоминается.
Считаем столбиком
Чтобы научить ребенка быстро считать – необходимо освоить счет столбиком. Обучение нужно начинать, когда не вызывают трудностей основные операции с однозначными цифрами.
Осуществлять сложение и вычитание в столбик необходимо, когда эти действия невозможно или трудно произвести в уме.
Начинать учить считать в столбик необходимо с разъяснения, как получаются однозначные и многозначные числа, как их нужно записывать. Затем покажите, что действия с цифрами осуществляются разрядно – единицы с единицами, десятки с десятками и т.п.
При сложении цифр, которые образуют сумму больше 10, у малыша могут возникнуть трудности. Допустим, вам надо сложить 12 и 29. 9+2=11 – объясните ребенку, что записывая одну единицу, вторую нужно оставлять «в уме», чтобы затем прибавить к сумме следующего столбца цифр, т.е 1+2=3 и +1 (которая была «в уме»), итого получается 4 в первом столбце и 1 во втором, т.е сумма 12 и 29 равна 41. Если оставлять «в уме» у малыша получается плохо, можно эти цифры записывать над первым столбцом.
Дорогу осилит идущий!
Если вы задумались, как научить вашего ребенка быстро считать, вас ждет трудная и долгая работа. В классе занятия бывают утомительными, и многие дети плохо усваивают материал и начинают отставать, не справляясь с нагрузкой.
Именно вы можете сформировать тягу к обучению, интерес к математике и заложить основы практического мышления.
Пусть у вас будет программа развития вашего малыша — сделайте из обучения игру, используйте развивающие материалы, создавайте комфортные условия и ваш малыш пойдет в первый класс с позитивной мотивацией и желанием познавать новое.
Оцените эту статью:
- 4.31
Всего голосов: 140
Методики обучения в разном возрасте
Для детей 2-3 лет
Необходимо привить ребенку в игровой форме понимание счета и начальные навыки применения его к предметам. Например, считаем пальчики на одной ручке, просим принести один, два… предмета. Прививаем понятия: “много”, “мало”, “большой”, “маленький”.
Для детей 4-5 лет
Нужно использовать желание малыша помочь родителям в домашних делах.Вместе складывая игрушки в коробку можно их сосчитать или попросить ребенка подать одну или несколько тарелок со стола.
Постепенно у малыша должно быть сформировано понятие “один” и “много”, “меньше”, “больше”, “шире”, “уже”. Также ненавязчиво малыша нужно знакомить с пониманием формы предметов: круглый мяч или квадратный кубик и т.д.
Контактное обучение гораздо эффективнее, в этот момент малыш ощущает предмет, включается несколько зон восприятия объекта и обучение проходит легче.
Малыши сравнивают “много” и “один”. Разные предметы нужно сравнивать, чтобы выработать понимание их свойств, не перегружая малыша характеристиками предмета. Постепенно ребенок должен сам объединять разные предметы по одному признаку (маленькие -большие, длинные – короткие).
На занятиях широко используются игровые приемы и дидактические игры (предлагается накладывать предметы на картинки, карточки образца и пр.).
Для детей 5-6 лет
Дети учатся сравнивать смежные множества поэлементно, т. е. сравнивать множества, отличающиеся по количеству элементов на один.
Основные способы — накладывание, прикладывание, сравнение. В результате этой деятельности дети должны научиться устанавливать равенство из неравенства, добавляя один элемент, т. е. увеличивая, или убирая, т. е. уменьшая, множество.
Для учеников 1 класса
Прежде всего ребенок осваивает счет группами по 2, по 3, по 5, постепенно его подводят к пониманию десятичной системы исчисления.
В этом возрасте большое внимание уделяется устному счету, для чего применяют обучающие способы с игровым уклоном. Например, пособие “Тысяча плюс” (автор Зайцев Н.А.)
Например, пособие “Тысяча плюс” (автор Зайцев Н.А.).
Методика позволяет операции сложения и вычитания в пределах 100 довести до автоматизма, при чем в уме.
При использовании метода Глена Домана дети обучаются счету в процессе игры, используя карточки с точками, при этом развивается зрительная память у ребенка. Существуют и иные методы обучения детей счету.
Вам никак не удается научить ребенка правильно ставить ударения? Или у вас проблемы с определением времени по часам? Тогда вам стоит ознакомиться с нашими материалами, посвященными этим темам.
Для учеников 2 класса
Во втором классе можно продолжить применять методики, которые использовались при обучении в первом классе
Важно выбрать какой-то один метод обучение, чтобы ребенку было легче усваивать материал
Материал используемый дома должен коррелировать с теми, которые применяет учитель в школе. В форме игры можно на скорость в уме решать примеры на сложение и вычитание с двузначными числами.
Если у вас все еще остались вопросы по обучению счету школьников, то советуем вам посмотреть следующее видео:
Как научить
Первое, чему стоит обучить ребенка, счет в пределах 5 (средняя группа). Начинать это занятие можно уже с 2 лет. Малыш в этом возрасте с радостью воспринимает любую информацию в игровой форме и легко усваивает ее, если ему интересно.
Для обучения счета от 1 до 5 подойдут пальчики на ручках, яркие игрушки и любой другой материал: счеты, конфеты, карточки с изображением животных.
Важно! На первых этапах обучения счету (от 1 до 5) не стоит показывать ребенку цифры и учить его их писать. Не нужно навязывать малышу задания, лучше не переусердствовать, и тогда он сам с радостью будет считать все вокруг
Не нужно навязывать малышу задания, лучше не переусердствовать, и тогда он сам с радостью будет считать все вокруг.
Карточки с животными
Учимся считать до 10
Как только ребенок поймет, что такое счет до 5, можно переходить к обучению счета до первого десятка.
Обратите внимание! Малышам нравятся крупные красивые рисунки, поэтому можно предложить ему специальные мнемонические карточки, на которых будут изображены предметы живого и неживого мира и цифры, обозначающие их количество. Так ребенок познакомится с цифрами
Для развития навыка счета, можно придумать множество интересных упражнений:
- считать вместе все, что видно на прогулке, в магазине и дома;
- смотреть развивающие короткие мультфильмы;
- слушать песенки-считалки;
- воспользоваться советами из книг по развитию детей (Монтессори).
Постепенно ребенок научится счету от 1 до 10, сможет складывать и вычитать в пределах этих чисел, назовет обратный порядок (от 10 до 1), и тогда можно переходить на следующий этап: учиться счету до 20 и до 100.
От 10 до 100
Счету до 100, а затем и дальше (умножать, делить, делать это в столбик) дети учатся в школе с 1 по 3 класс. Но можно немного забежать вперед и познакомить ребенка с десятками дома.
Счет от 10 до 100 доступен уже с возраста 5 лет. Точно так же, как и до этого возраста, обучение должно быть несложным, но регулярным. И на этом этапе уже не обойтись без серьезных объяснений и выполнения заданий:
- Стоит рассказать малышу, что такое состав числа, из чего состоит каждый десяток и показать это, используя предметы. Первая цифра — десяток, вторая показывает единицы.
- Желательно рассказать, как считать от 10 до 20 и дальше.
- Рекомендуется выучить счет от 10 до 20.
Когда ребенок поймет принцип счета от 20 до 30, все упражнения можно проделать, считая до 100. Стоит приучать малыша к ежедневным небольшим «урокам», просить его повторять то, что ему рассказывалось, и он очень скоро усвоит материал.
Важно! Дети не любят, когда родители устраивают им проверки и экзамены. Можно найти ту форму обучения и проверки знаний, которая будет приятна ребенку, включая его в игру, например
Учимся считать до 20
Чтобы сделать процесс изучения новых цифр легче, нужно придерживаться следующих рекомендаций:
По отдельности нужно ознакомить детей с каждым числом
Необходимо написать число на бумаге, рассказать о нем и проиллюстрировать, например, если речь шла о числе 12, можно нарисовать 12 машин.
Уделит особое внимание числу 20. Рассказать, что это самая старшая цифра во втором десятке.
Проговаривать каждое число по отдельности, выучив несколько новых цифр, начинать повторение сначала.
При обучении счету нельзя забывать рассказывать детям о значении чисел, о том, для чего они нужны.
Начать прописывать числа
Попросить ребенка записать все числа по порядку и при написании громко произносить их название. Так процесс запоминая станет продуктивнее.
Добавить в занятия предметы. Для детей будет гораздо проще понять новый материал, если в руки им дадут кубики, палочки или карандаши, которые они смогут потрогать. Занятие станет интереснее, т.к. дети будут считать и использовать необычные предметы.
Изучение цифр
Педагоги рекомендуют начинать изучение цифр с годовалого возраста, не раньше. И лучше всего это делать в игровой форме, иначе малыш не получит никаких навыков, но начнет испытывать отвращение к учебе, а это совсем не та цель, которой мы хотим добиться. Для закрепления навыков устного счета можно использовать не только игрушки, но и мультфильмы. Такие, например, как предлагает своим зрителям Очень Важный Канал, на котором представлены самые разнообразные ролики.
Все серии мультика
Сюжет
Значительным преимуществом канала является то, что ребенок сам может выбирать те мультики и тех персонажей, которые ему нравятся больше всего. Очень Важный Канал хорош также и тем, что практически во всех представленных роликах практикуется комплексный подход. Те, кто будут смотреть онлайн мультфильмы «Основы изучения цифр», смогут отметить, что в них изучают одновременно и цифры, и цвета, и сравнение разных понятий. Причем во всех мультфильмах задействованы персонажи, которые так нравятся детям
Это машинки, кораблики, забавные животные — словом, все то, что может привлечь внимание малыша. Например, машинка Лёля познакомит детей с основами устного счета, умный планшет покажет примеры того, как можно посчитать котят или львят, а в Сладкой стране можно посчитать количество леденцов и т.д
Как правило, ролики идут не дольше пяти минут, так что ребенок не устанет от обилия информации. Нужно только следить за тем, чтобы малыш не смотрел больше 4-5 серий подряд
Лучше переключить внимание на что-то другое
Как научить ребенка считать?
Хотя родители пытаются научить ребенка считать уже начиная с годовалого возраста, очень часто малыши воспринимают числовой ряд как своего рода стишок, который нужно просто заучить. Никакой пользы в таком обучении нет, ведь ребенок просто не чувствует, для чего нужны ему эти числа
Другое дело — развивающие мультфильмы (например, такие, которые представлены в сборниках Очень Важного канала). Они на конкретном примере показывают, для чего нужен счет
Игровые ситуации из этих мультфильмов можно воспроизвести и дома. Например, посчитать вместе с малышом, сколько машинок стоит у него в игрушечном гараже, сколько кубиков конструктора нужно для того, чтобы построить домик и т.д. Одновременно нужно использовать карточки с картинками и изображениями цифр. Не торопитесь, для начала остановитесь на изучении цифр от одного до пяти, а уже затем переходите к следующим примерам.
Системы обучения устному счету
Обратите внимание на методики, разработанные педагогами. Принципы, лежащие в их основе, помогут вам найти нужный подход
Монтессори
Методика Марии Монтессори построена на личной вовлеченности детей. Цифры сами по себе не способны заинтересовать маленьких учеников, для них это просто символы и черточки
Важно, чтобы приобретенные знания были полезными в обычной жизни
Сначала дети знакомятся с цифрами зрительно и тактильно: трогают объемные фигурки, привыкают к структуре, пересчитывают количество предметов (к примеру, стеклянных шариков). Материал должен быть ярким и запоминающимся. Учитель подбрасывает игральные кубики и кладет рядом столько предметов, сколько выпало при броске. Задача ученика — соотнести количество точек и реальных шариков, понять, что это за цифра.
Затем дети осваивают счет в уме, работая с предметами. Преподаватель раскладывает фигурки по десяткам и проговаривает, что он делает: например, добавляет к 10 шарикам еще 5, получается 15. После тренировок ребенок с легкостью считает устно, представляя ту же группу предметов и мысленно передвигая их.
Леушина
Это классический подход к обучению детей математике. Советский педагог А. М. Леушина разработала метод, по которому учились почти все советские школьники. Многие преподаватели используют его и сейчас.
Подопечные постигают основы арифметики с помощью подручных средств: подойдут обычные палочки для счета или вещи, лежащие на столе. Ребенок передвигает их и комментирует свои действия вместе с педагогом: «Одно яблоко, два яблока… Добавим еще одно, будет три яблока».
Следующая ступень — работа с абстрактными понятиями «больше», «меньше». В итоге дети способны посчитать предметы и устно сравнить их количество в каждой группе.
Методику Леушиной часто критикуют: она не учит считать и анализировать быстро, но традиционные методы хороши своей надежностью.
Зайцев
Н. А. Зайцев разработал систему «Стосчет», известную по всему миру. Педагог предлагает не учить цифры и числа по десяткам, а сразу работать с целой сотней (от 0 до 99).
Дети эффективнее воспринимают визуальную информацию, поэтому учебный материал представлен максимально наглядно и просто. Родители могут без труда организовать учебное пространство у себя дома.
На стене закрепляется лента с числами и карточками. Все символы изображены не только графически (1, 2, 3), но и структурно — с помощью кружочков: у 1 закрашена одна ячейка, у 2 — две и т. д. Малыш проговаривает число, показывает его с помощью указки, а затем учится считать в уме.
Как научить решать примеры в уме?
Для облегчения устного счета эффективны упражнения для ежедневной тренировки. К шести годам детвора может самостоятельно сосчитать количество конфет, кубиков или мячиков. Им не нужно использовать свои пальчики. Родителям необходимо вовремя подсказать, направить малыша для формирования навыков решения примеров в уме. Ребенок должен освоить:
- простейший счет;
- сумму и разность;
- различие между «большим» или «меньшим» значением.
Визуальное восприятие счета – решение в столбик поможет быстрее научиться считать устно. Педагоги начального обучения рекомендуют начинать с простого. Сосчитать количество фруктов, от ребенка нужно услышать итоговый ответ, без проговаривания последовательных цифр числового ряда.
Несколько уроков, и малыш поймет, что можно сразу называть сумму. Для усложнения спрашивают, а если добавить еще три груши, сколько всего будет фруктов. «Добавки» не должно быть перед глазами. Юному счетоводу придется представить в уме и дать правильный ответ.
Прибавляем в уме
Следует устно повторять примеры на состав, учитывая все возможные двузначные пары. Для облегчения задачи можно применить карточки, затем полностью отказаться от них, перейдя целиком на устный счет. Все задания легче выполнять в течение дня, чтобы освоить быстрее счет:
- Во время прогулки повторить с ребенком список планируемых покупок. После расчета у кассы малыш должен перечислить все товары. Если список не полный, малыш должен правильно назвать продукты или предметы для дальнейшего шопинга.
- Номерные знаки на машинах послужат разминкой для сложения или вычитания на улице. Различные сочетания цифр помогают быстрее научиться считать. Если впереди машина с трехзначным номером, можно сложить все составляющие. Затем отнимать из самого большого значения наименьшее.
- В учебных материалах опубликованы задачки для дошкольников. Они сопровождаются рисунками, четверостишьями, чтобы добавить игровую изюминку к «сухой» математике.
Важно! Каждый ребенок имеет особенности развития, одному будет легче усвоить материал, другой может схватывать на лету. Нужно грамотно направлять и помогать изучать азы математики
Дети тренируются в устном счете
Устройство счетов
Инструмент является самой удачной моделью десятичной системы счисления. Детские счеты изготавливаются с цветными костяшками. Наиболее предпочтительный вариант для развивающих занятий – из дерева. Они легкие, доставляют приятные тактильные ощущения.
Инструмент может иметь 8 или 10 рядов. В первоначальном положении все косточки сдвинуты к правовому краю. Каждый ряд служит для обозначения класса цифр – десятков, сотен тысяч и т. Д. Для набора определенного числа костяшки перемещаются справа налево. Например, чтобы набрать 42:
- на одном ряду откладывается число десятков, 4;
- на другом – число единиц – 2.
К освоению арифметических действий можно переходить только после того, как ребенок научится правильно откладывать цифры. Хорошо, если кто-то из родителей сам имеет подобные навыки. Научиться считать на счетах, а впоследствии быстро выполнять арифметические действия в уме можно, пройдя специальный курс ментальной арифметики. Программа предполагает использование абакуса как основного инструмента обучения.
Подробное описание действий сложения, вычитания, умножения, деления можно найти в интернет-ресурсах, но практические занятия, судя по многочисленным отзывам, более эффективны, быстрее достигают результата.
Устный счет без пальцев
Начинают знакомить ребенка со счетом, используя для этого то, что всегда под рукой — его и родительские пальчики. Постепенно усложняя задания, переходят к счету предметов вокруг, а после того, как знакомится с десятками и сотнями, пальцев рук уже не хватает.
Чтобы научиться считать, не используя пальцы, ребенку потребуется время и практика.
Счет на пальцах
Зачем учить детей устным вычислениям
Сегодня, когда под рукой есть телефон с калькулятором, устный счет кажется пережитком прошлого, и объяснить малышу, зачем ему нужно учиться считать в уме, сложно.
Если возникла такая проблема, можно привести несколько примеров и рассказать малышу, как важно уметь считать в уме и находить правильный ответ, не используя для этого электронику. Например:
- что делать, если надо подсчитать, какую сдачу дадут в магазине;
- что делать, если калькулятора не окажется под рукой — не просить же незнакомых людей посчитать за себя;
- как проверить, не обманули ли, когда давали сдачу с большой суммы денег;
- как узнать, хватит ли денег на все покупки.
Обратите внимание! Примеров можно привести множество
Можно рассказать, что устный счет развивает память, а это важно в любом возрасте и в любой деятельности
https://youtube.com/watch?v=rSaxEYe4JyQ
Когда учить детей счету
Знакомить ребенка с цифрами можно практически с рождения. Дети очень быстро все запоминают, поэтому некоторые из них уже в три года спокойно пересчитывают пальчики на руке, называя цифры по порядку. Но память в этом возрасте непроизвольная, и без тренировок малыш через время может все забыть. Поэтому считают постоянно: сколько ручек и ножек, сколько на них пальчиков, сколько съел вишенок, сколько прошел шагов.
Ребенок должен понять, что числа окружают его везде, все можно посчитать. Очень скоро он и сам начнет пересчитывать окружающие предметы. Знаний у него для этого еще маловато, не все цифры он знает, не всегда называет их по порядку, поэтому нужно внимательно следить, поправлять и подсказывать.
Научить ребенка считать и выполнять простейшие математические действия лучше до школы, потому что темп обучения в начальном звене не даст как следует разобраться в теме, в большинстве случаев ребенок не понимает материал, а зубрит его. Кроме того, ежедневные тренировки в течение 2-3 лет перед школой сделают свое дело, и малышу дальнейшие действия с числами будут даваться намного проще.
Настольные игры для развития навыка
Следующие настольные игры позволяют весело и без зазубривания научить ребенка счету, а затем совершенствовать этот навык
Ваши дети даже не заметят, что идет обучение! Эффективность этих игр уже подтверждена многими родителями – обратите внимание на количество положительных отзывов
“Фрукто 10”
Подойдет для детей с 7 лет. Два уровня сложности.
“Фрукто 10” заставляет выполнять множество операция с цифрами каждую минуту!
Далее вы можете посмотреть видеоинструкцию к игре:
“Турбосчет”
Еще один бестселлер “Турбосчет” – мгновенно увлекает и младших школьников и детей постарше.
Видеоинструкцию к ней смотрите далее:
“Этажики”
В игре “Этажики” вам предстоит путешествовать на воздушном шаре и хорошо потренировать навык устного счета, а дети наглядно усвоят принцип перехода через десяток.
“Котосовы”
В игре “Котосовы” ваши дети научатся мгновенно определять количество не пересчитывая.
Правила и способы игры вы можете посмотреть в следующем видео:
Также вы можете приобрести сразу несколько игр для развития этого навыка и при этом сэкономить, в этом случае обратите свое внимание на “Игротеку”.
Интересные способы научить прибавлять и отнимать
Ребенок должен запомнить многие числовые комбинации. Чтобы помочь лучше понять этот материал, рекомендуется предложить ему следующие задачи:
- Рассортировать данное количество объектов в три тарелки, создав разные комбинации (варианты разные: повесить игрушки на две елки, расставить цветы в двух вазах, разместить гномов в двух домах);
- дополнить число до желаемого;
- заполнить ячейки, в которых записан состав с присвоенным номером;
- дорисовать домино.
Числовой ряд
Поможет усвоить устный счет игра в интервал между значениями. Мама говорит, что загадала определенное число в промежутке от 5 до 18. Ребенок должен угадать, если он ошибается, взрослый определяет место в ряду, регулируя поиски словами «больше», «меньше», «добавь один», «отними два».
Первые успехи
Ребенку будет сложно понять на уроках математику в первом классе, если он не усвоил технику счета. Терпение, игровые методы, непринужденность и регулярность упражнений это необходимые условия для успешного обучения. Даже одна десятая материала, усвоенного ребенком самостоятельно, поможет освоить школьную программу.
С чего начинать обучение счету?
Родители должны знать, как научить ребенка считать в уме. Перед тем как перейти к обучению, взрослые прежде всего должны объяснить ребенку, что такое число, а что такое цифра. Маленькие дети не видят разницы в этих двух единицах. Для того, чтобы показать применение устного счета, стоит использовать уже знакомый для ребенка обучающий материал, например: мягкие игрушки, куклы, машинки, кубики, мячики.
Проводить обучение нужно в форме занимательной и динамичной игры, чтобы пробудить у обучающегося интерес. Если ребенок устал, занятие лучше закончить. Когда обучение воспринимается детьми как увлекательная игра, впоследствии оно становится одним из любимых занятий.