Карточки по математике, 3 класс

Содержание:

Признаки делимости

Для разбора алгоритма деления 2 значений, которые являются внетабличными (отсутствуют в таблице умножения), необходимо обозначить элементы операции. Пусть дано некоторое выражение v: t = p. Коэффициенты в нем расшифровываются следующим образом:

  1. V — делимое, т. е. число, которое требуется разделить.
  2. T — математики называют его делителем.
  3. P — частное является числовым результатом, который будет получаться при делении двух величин.

Иногда в литературе с физико-математическим уклоном можно встретить такую запись: v / t = p. Кроме того, числа классифицируются на простые и составные. К первой группе относятся все значения, которые делятся без остатка только на 1 или на значение равное исходному, т. е. 23 делится на 1 и на 23, а остальных делителей у него нет вообще. Вторая группа — значения, состоящие из нескольких множителей. Например, 100 = 25 * 4 = 5 * 5 * 2 * 2.

Десятичная система состоит из однозначных цифр, формирующих двузначные, трехзначные, четырехзначные, пятизначные числа (количество разрядов можно продолжать до бесконечности). Для деления двухзначного значения на однозначное без остатка необходимо знать следующие свойства (признаки деления):

  1. 0: операция невозможна, поскольку превращает все выражение в пустое множество.
  2. 1: делятся все значения.
  3. 2: последняя цифра является четным значением, т. е. 0, 2, 4, 6 и 8.
  4. 3: сумму цифр, составляющих число, можно разделить на 3. Например, проверить возможность деления 72 на 3. Для этого следует применить такое правило: 7 + 2 = 9. По таблице умножения 9 делится на 3 без остатка. Следовательно, 72 делится на 3.
  5. 4: сумма двух цифр делится на 4. Если представлено 5-значное число, то нужно рассматривать 2 последних цифры.
  6. 5: последней цифрой является 0 или 5.
  7. 6: деление на составные части, т. е. на 2 и 3.
  8. 7: возможность выполнения операции определяется по формуле / 7, где а, b и с — соответствуют первой, второй и третьей цифрам. Для двузначной величины — a / 7 и b / 7.
  9. 8: должно делиться на 2 и 4. Если количество цифр больше 2, то следует рассматривать делимость без остатка трех последних цифр.
  10. 9: деление по таблице умножения. Если число состоит из трех и более цифр, то следует рассматривать деления их суммы на 9.

Пример с умножением

Одна из самых трудных тем, с которой сталкивается 3 класс, — деление с остатком. Примеры могут быть сложными, особенно когда требуются дополнительные расчеты, записываемые в столбик.

Допустим, необходимо разделить число 190 на 27 с получением минимального остатка. Попробуем решить задачу, пользуясь умножением.

Подберем число, которое при умножении будет давать цифру, максимально приближенную к числу 190. Если умножить 27 на 6, получим цифру 162. Вычтем из 190 число 162, остаток будет 28. Он получился больше, чем исходный делитель. Следовательно, число шесть не подходит для нашего примера в качестве множителя. Продолжим решение примера, взяв для умножения число 7.

Умножая 27 на 7, мы получим произведение 189. Далее проведем проверку правильности решения, для этого вычтем из 190 полученный результат, то есть отнимем число 189. Остатком будет 1, что явно меньше 27. Именно так решаются сложные выражения в школе (3 класс, деление с остатком). Примеры всегда предусматривают запись ответа. Все математическое выражение можно оформить так: 190:27=7 (остаток 1). Подобные вычисления можно производить и в столбик.

Именно так осуществляет 3 класс деление с остатком. Примеры, приведенные выше, помогут разобраться в алгоритме решения подобных задач.

Многозначные числа

Сложнее всего детям даются задачи на трехзначные и четырехзначные числа. Четверокласснику тяжело оперировать тысячами и сотнями тысяч. У школьника возникают следующие проблемы:

  1. Не может определить неполное число делимого для первого действия. Вернитесь к изучению разрядов натуральных чисел, поработайте над развитием внимания малыша.
  2. Пропускает 0 в записи частного. Это самая распространенная проблема. В результате у ребенка получается число на несколько разрядов меньше правильного. Чтобы избежать этой ошибки, нужно распечатывать памятку с последовательностью действий в примерах, где в середине частного есть нули. Предложите ребенку тренажер с такими заданиями для отработки навыка.

При обучении решению задач с крупными (многозначными) числами действуйте поэтапно:

  1. Объясните, что такое неполное делимое и зачем его выделять.
  2. Потренируйтесь в поиске делимого устно без последующего решения задач. Например, дайте детям такие задания:

Найдите неполное частное в примерах: 369:28; 897:12; 698:36.

  1. Теперь приступайте к решению на бумаге. Запишите столбиком: 1068:89.
  2. Сначала нужно отделить неполное делимое. Можно использовать запятую сверху над числами.

106’8:89

  1. Подбирайте частное на отдельном листочке или посчитайте в уме.
  2. Распишите результат.
  3. Внимательно отнимайте цифры от делимого. Следите за тем, чтобы результат после вычитания был меньше делителя.
  4. Продолжайте деление до конца, пока не получится 0.
  5. Придумайте еще несколько похожих примеров без остатка. Степень сложности увеличивайте постепенно.

Признаки делимости

Признаки делимости рассматриваются в начальных классах общеобразовательных школ. Следует учитывать, что каждый элемент имеет свое название. Для примера нужно разобрать следующее выражение: у : х = z. Первый элемент (у) называется делимым, второй (х) — делитель, а третье (z) — частное. Делимое — число, представленное в любом формате и системе, которое нужно разделить. Делителем является любое число, делящее исходное значение на какое-либо значение. Частное является результатом операции деления.

Числа классифицируются на два типа: простые и составные. Первые можно разделить только на 1 и на эквивалентное значение, то есть равное исходному. На другие значения оно делится только с остатком. Последние состоят из множителей, на которые их можно разложить. Следует отметить, что признаки справедливы не только для трехзначных, но и для любых чисел десятичной системы счисления.

Десятичная система состоит из ряда однозначных чисел от 0 до 9. При помощи различных комбинаций получаются двухзначные, трехзначные, четырехзначные, пятизначные и многозначные (более 5 цифр). Основные правила деления без остатка на однозначные числа:

  • 0: на нуль делить нельзя.
  • 1: делится любое число. Формула для определения результата следующая: у / 1 = у.
  • 2: число заканчивается на четное значение. К последним относятся такие числа: 0, 2, 4, 6, 8.
  • 3: сумма цифр делится на тройку. Например, число 213 можно разделить, поскольку 2 + 1 + 3 = 6 (6 / 3 = 2).
  • 4: комбинация из двух последних цифр делится на 4.
  • 5: число заканчивается на 0 или 5.
  • 6: искомое значение делится на 2 и 3.
  • 7: определяется по формуле ab — 2c, где а, b и с — первая, вторая и третья цифры.
  • 8: три последних цифры делятся на 4. Когда всего три знака, тогда нужно рассматривать делимость на 2 и 4.
  • 9: сумма цифр делится на 9.

Например, дано некоторое значение, равное 31458794. Необходимо определить его делимость на 7 без остатка. С этой целью его нужно разбить на трехзначные грани, а не брать середину: 31|458|794. Тогда их сумма равна 4 + 5 + 8 + 7 + 9 + 4 = 37. Результат является простым числом. Следовательно, искомое значение не делится на 7.

Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление»

Вариант 1

1. Найди частное и остаток.

10 : 3 =       8 : 5 =           6 : 4 =

2. Выполни деление в столбик

14 : 3         23 : 4       42 : 5           17 : 6         65 : 8

3. Сравни

6 м 8 дм … 68 дм                 45 мм … 4 см 5 мм

89 см … 9 дм 8 см               5 дм 4 см … 8 дм

4. Реши задачу

На одно платье идет 3 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 17 м ткани? Сколько ткани останется?

5*. Найди лишнее слово в каждой строке и запиши его

а) метр, дециметр, килограмм, сантиметр

б) делимое, частное, делитель, множитель

в) март, октябрь, январь, зима, июнь

Вариант 2

1. Найди частное и остаток

9 : 4 =       7 : 2 =           8 : 3 =

2. Выполни деление в столбик

14 : 3         43 : 8       19 : 6           54 : 7         82 : 9

3. Сравни

38 дм …3 м 8 дм               37 мм … 4 см

68 см … 8 дм 6 см               5 м … 48 дм

4. Реши задачу

У Оли 15 рублей. Сколько булочек по 4 рубля она сможет купить? Сколько денег у неё останется?

5*. Найди лишнее слово в каждой строке и запиши его

а) ель, сосна, дерево, липа, берёза

б) сложение, уменьшаемое, деление, умножение

в) минута, час, сутки, утро, секунда

Простые и составные числа

Числовые значения в математике делятся на простые и составные. Ошибка многих новичков при решении задач состоит в том, что многие из них не знают о наличии специальных таблиц. Для «распознания» простого числа существуют два способа:

  1. Ручной.
  2. Табличный.

Первым методом рекомендуется пользоваться, когда нет возможности определить простое число при помощи таблицы или вычислительной машины (компьютера). Для этих целей существует специальный алгоритм, который состоит из набора шагов на нахождение делителя. Он имеет следующий вид:

  1. Произвести перебор всех множителей.
  2. Записать результат или убедиться, что число является простым.

Он является простым, но для понимания его математического смысла следует разобрать определенный пример для числа 5678913. Решение задания нужно осуществлять по следующей схеме:

  • 1: делится, то есть 5678913 / 1 = 5678913.
  • 2: не является четным. Следовательно, этого делителя не существует.
  • 3: 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 1 + 3 = 39 = 3 + 9 = 12 (делится).
  • 4: множитель отсутствует, поскольку 13 не делится на 4.
  • 5: число не заканчивается на 0 или 5 (не делится).
  • 6: сумма цифр равная 12, и делится на 2 и 3 (делится).
  • 7: 5|678|913 = 6 + 7 + 8 + 9 + 1 + 3 = 34 (нет делителя).
  • 8: 913 не делится на 8, 4 и 2.
  • 9: не делится, поскольку сумма цифр эквивалентна 12.

Когда нужно доказать, что число является простым, тогда можно завершить упражнение на третьем шаге. Для этого необходимо минимальное количество операций, поскольку дальше их выполнять не имеет смысла. Если суть решения заключается в нахождении делителей, то его можно продолжать до 9 пункта включительно.

Карточка 2

Сосчитай, записывая примеры в столбик.

32+49 37-16
46+24 70-48
83+8 53-38
38+32 45-8

Сосчитай, записывая примеры в столбик.

80-67 45+14
93-48 38+47
59-42 75+8
36-9 68+27

Сосчитай, записывая примеры в столбик.

46+37 80-38
22+58 93-56
59+9 75-9
64+27 87-32

Карточка 7

В летний лагерь приехали дети на двух автобусах. В первом автобусе было 46 детей, а во втором — на 8 детей меньше. Сколько всего детей приехало в школьный лагерь?

3∙7 2∙9 5∙3 9∙0
20:4 70:10 8∙10 32:4
27:3 21:7 7∙4 8∙3
c∙4=12 6∙c=18 27:c=3
2∙7 5∙9 8∙3 8∙4
25:5 8∙10 7∙0 60:6
36:4 16:4 21:7 15:3
c∙3=12 8∙c=24 25:c=5
2∙7 5∙9 8∙3 8∙4
25:5 8∙10 7∙0 60:6
36:4 16:4 21:7 15:3
c∙3=12 8∙c=24 25:c=5
2∙7 5∙9 8∙3 8∙4
25:5 8∙10 7∙0 60:6
36:4 16:4 21:7 15:3
c∙3=12 8∙c=24 25:c=5

Найди значение выражения, решая по действиям.

60-(8∙3)+(4∙7)

Найди значение выражения, решая по действиям.

70-(7∙3)+(8∙4)

Найди значение выражения, решая по действиям.

64-(27+14)+(6∙4)

Найди значение выражения, решая по действиям.

60-(8∙3)+(4∙7)

Найди значение выражения, решая по действиям.

38+(6∙3)-(4∙7)

Карточка 20

На зиму мама закрыла 4 банки вишнёвого варенья, а малинового — в 3 раза больше. Сколько банок малинового варенья закрыла мама? Сколько всего банок закрыла мама на зиму?

Карточка 21

В первый день маляр покрасил 5 скамеек, а во второй — в 4 раза больше. Сколько скамеек покрасил маляр во второй день? Сколько всего скамеек покрасил маляр за два дня?

Карточка 22

Пятачок за неделю съел 3 баночки мёда, в Винни-Пух — в 3 раза больше. Сколько баночек мёда съел Винни-Пух? Сколько баночек мёда они съели вместе?

Карточка 23

Перед домом посадили 4 ели, а берёз — в 3 раза больше. Сколько посадили берёз? Сколько всего деревьев посадили перед домом?

Карточка 24

Денис нарисовал 16 флажков, а Дима — в 4 раза меньше. Сколько флажков нарисовал Дима? Сколько всего флажков нарисовали мальчики?

Карточка 25

Алёна придумала 12 загадок, а Максим — в 2 раза меньше. Сколько загадок придумал Максим? Сколько всего загадок придумали оба мальчика?

Карточка 26

Мастер за день изготовил 24 детали, а его ученик — в 3 раза меньше. Сколько деталей изготовил ученик? Сколько всего деталей они изготовили вместе?

Карточка 28

На первом острове живёт 32 индейца, а на втором — в 4 раза меньше. Сколько индейцев живёт на втором острове? Сколько всего индейцев на двух островах?

Карточка 29

В куске было 54 метра ткани. Из этой ткани сшили 8 курток, расходуя по 3 метра на каждую. Сколько метров ткани осталось в куске?

В театре ученики первого класса заняли в партере 2 ряда по 9 мест и еще 13 мест в амфитеатре. Сколько всего мест заняли ученики первого класса?

Актовый зал освещает 6 люстр по 8 лампочек в каждой, да еще 7 лам­почек над сценой. Сколько всего лампочек освещает актовый зал?

К празднику купили 4 набора шариков по 10 штук в каждом наборе. Лопнули 12 шариков. Сколько шариков осталось на празднике?

В 3 одинаковых наборах 18 карандашей. Сколько карандашей будет в 7 таких наборах?

Начерти таблицу и реши задачу.

Для изготовления 5 одинаковых конструкторов потребовалось 35 деталей. Сколько деталей нужно для изготовления 8 таких конструкторов?

Начерти таблицу и реши задачу.

Крупу разложили на 6 одинаковых упаковок общей массой 12 кг. Сколько упаковок получится из 20 кг?

Начерти таблицу и реши задачу.

В 3 банки для засолки разложили 12 кг помидоров. Сколько банок потребуется для засолки 32 кг помидоров?

Начерти таблицу и реши задачу.

На 32р. купили 4 тетради. Сколько тетрадей можно купить на 56 рублей? на 16 рублей?

Начерти таблицу и реши задачу.

В 2 ведра помещается 16 кг картофеля. Сколько вёдер нужно, чтобы разложить 24 кг картофеля?

Начерти таблицу и реши задачу.

В 4 наборах 32 листа цветной бумаги. Сколько наборов составляют 72 листа бумаги?

Начерти таблицу и реши задачу.

  • Начерти прямоугольник со сторонами 8 см и 4 см. Найди его площадь и периметр.
  • Сравни:
12 смc1см2мм 7 мc74 дм 9 ммc1 см
14 смc1дм4см 8см7ммc90 мм 100 смc1 м
  • Начерти прямоугольник со сторонами 5 см и 4 см. Найди его площадь и периметр.
  • Сравни:
14 смc1см4мм 9 мc94 дм 9 ммc1 см
18 смc1дм8см 6см7ммc70 мм 10 смc1 дм

Расставь знаки «+», «-», «·», «: » так, чтобы равенства стали верными.

26*6*7=13 2*2*4=0
7*9*2=18 8*9*2=70
9*9*2=20 8*4*2=30
9*2*2=16 40*5*7=56

Из 12 м ткани портной сшил 6 одинаковых костюмов. Сколько метров ткани потребуется на 10 таких костюмов? на 7 костюмов?

Начерти таблицу и реши задачу.

В огороде собрали 24 кг моркови, редиса — в 4 раза меньше, чем моркови, а чеснока — в 5 раз больше, чем редиса. Сколько килограммов чеснока собрали?

Из 15 м тюля сшили 5 одинаковых занавесок. Сколько таких занавесок можно сшить из 21 м тюля? Сколько понадобится тюля, чтобы сшить 9 таких занавесок?

Начерти таблицу и реши задачу.

Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление»

Вариант 1

1. Реши задачу

В городском автопарке на ремонте стояли автобусы, троллейбусы и трамваи. Мастера починили 30 автобусов, троллейбусов в 3 раза меньше, чем автобусов, а трамваев в 5 раз меньше, чем троллейбусов. Сколько всего починили автобусов, троллейбусов и трамваев?

2.Вычисли

24:3+7*7=     (19+26):9=       54-6*4+19=       36:4:3*5=

3. Реши уравнения.

Х:9=3         6∙х=36

4. Вычисли100 см – 2дм=

30 мм + 3 см – 15 мм=

5. Найди периметр и площадь прямоугольника

Вариант 2

1. Реши задачу

Садовник посадил в своем прекрасном саду розы. Белых он посадил 36, красных в 6 раз меньше, чем белых, а желтых в 4 раза больше, чем белых. Сколько всего роз посадил садовник?

2. Вычисли

18:3+7*4=   (68-41):3=     50-7*7+98=     50:5*4:8=

3. Реши уравнения.

х:7=7         6*х=42

4. Вычисли

2см 5мм + 30 мм=

5 дм + 20 см – 1 дм=

 
   

5. Найди периметр и площадь прямоугольника

Деление с остатком целых отрицательных чисел

Сформулируем правило деления с остатком целых отрицательных чисел:

Для получения неполного частного с от деления целого отрицательного числа a на целое отрицательное b, нужно произвести вычисления по модулю, после чего прибавить 1. Тогда можно произвести вычисления по формуле:

d = a − b * c

Из правила следует, что неполное частное от деления целых отрицательных чисел — положительное число.

Алгоритм деления с остатком целых отрицательных чисел:

  • найти модули делимого и делителя;
  • разделить модуль делимого на модуль делителя;
  • получить неполное частное и остаток;
  • прибавить 1 к неполному частному;
  • вычислить остаток, исходя из формулы d = a − b * c.

Пример

Найти неполное частное и остаток при делении −17 на −5.

Как решаем:

Применим алгоритм для деления с остатком.

Разделим числа по модулю. Получим, что неполное частное равно 3, а остаток равен 2.

Сложим неполное частное и 1: 3 + 1 = 4. Из этого следует, что неполное частное от деления заданных чисел равно 4.

Для вычисления остатка применим формулу. По условию a = −17, b = −5, c = 4, тогда получим d = a − b * c = −17 − (−5) * 4 = −17 − (−20) = −17 + 20 = 3.

Получилось, что остаток равен 3, а неполное частное равно 4.

Ответ: (−17) : (−5) = 4 (остаток 3).

Входная административная контрольная работа

1 вариант

1. Выполни вычисления

3 • 8 =

4 • 6 =

9 • 3 =

7 • 4 =

16 : 4 =

28 : 4 =

21 : 3 =

36 : 9 =

20 : 5 =

4 • 8 =

12 : 6 =

3 • 7 =

2. Вычисли

80 + 24 : 6 =

50 – 4 • (12 – 5) =

70 – 5 • 4 =

3. Задача

Упаковщица уложила в коробку 2 ряда синих кубиков, по 8 кубиков в ряду и 12 зелёных кубиков. Сколько всего кубиков было в коробке?

4. Реши уравнение

16 : х = 8                               6 • х = 12

5. Найди периметр прямоугольника, длины сторон которого 8 см и 6 см.

2 вариант

1. Выполни вычисления

3 • 9 =

7 • 3 =

3 • 4 =

4 • 6 =

36 : 4 =

20 : 5 =

18 : 6 =

28 : 7 =

7 • 2 =

8 • 4 =

27 : 9 =

2 • 8 =

2. Вычисли

70 + 5 • (12 – 8) =

12 : 6 + 6 • 3 =

60 + 3 • 8 =

3. Задача

Мама разложила пирожки на 3 маленькие тарелки, по 6 пирожков на каждую, и 10 пирожков на большую тарелку. Сколько всего пирожков на этих тарелках?

4. Реши уравнение

18 : х = 3                               7 • х = 14

5. Найди периметр прямоугольника, длины сторон которого 9 см и 5 см.

Случаи деления 80 : 20, 87 : 29

Начнем с деления на двузначное число.

Приемы деления вида 87 : 29

Найдите значения двух выражений:

Для решения посмотрите на цифры единиц. Делитель заканчивается на 9. Вспомните таблицу умножения девяти. Какое произведение имеет семерку на конце? 27.

Других вариантов в таблице умножения на девять нет. Ответ равен трем.

Внимательно посмотрите на цифры в единицах. Делимое заканчивается на четверку. Вспомните множитель, который при умножении шести в произведении дает последнюю цифру четверку.

Это два случая: четыре, девять. В значениях произведений четверка на конце. Какой множитель подходит? Давайте посмотрим. Девять — многовато.

Задания легко решать, если знаешь таблицу умножения.

Деление столбиком на двузначное число

Вы уже знаете, что для записи действия деления применяют математический символ в виде двоеточия (∶), обелюса (÷), дробной (–), косой (∕) черты. Сегодня мы используем знак, который похож на лежащую боком букву.

При делении столбиком очень важна аккуратность, поэтому возьмите листок в клеточку.

Как записать решение примера 32 : 16 столбиком? Запишите каждую цифру делимого 32 в отдельную клеточку. Отступите одну клеточку вправо, запишите делитель 16. Проведите вертикальную и горизонтальную черточку.

Подбираем частное. Посмотрите на цифры единиц 2 и 6. Вспомните табличные случаи.

Семерка нам не подойдет, потому что 16 ∙ 7 — это большая величина. Значит, выбираем двойку. Проверяем: 16 ∙ 2 = 32. Записываем двойку на место частного под чертой. Вычитаем 32 из делимого. Пишем нуль. 32 разделили нацело.

Хорошо. А знаете ли вы, что с древних времён замечено влияние грецкого ореха на работу мозга. Как будто природа создала его, по форме извилин напоминающим полушария головного мозга. Благодаря работе этого центрального органа мы справляемся с математическими задачами.

Решение примеров

Для того чтобы произвести деление с остатком, используется определенная запись.

Приведем примеры по математике (3 класс). Деление с остатком в столбик можно не записывать. Достаточно записи в строчку: 13:4=3 (остаток 1) или 17:5=3 (остаток 2).

Разберем все подробнее. Например, при делении 17 на три получается целое число пять, кроме того, получается остаток два. Каков порядок решения такого примера на деление с остатком? Сначала необходимо отыскать максимальное число до 17, разделить которое можно без остатка на три. Самым большим будет 15.

Далее проводится деление 15 на число три, результатом действия будет цифра пять. Теперь вычитаем из делимого число, найденное нами, то есть из 17 отнимаем 15, получаем два. Обязательным действием является сверка делителя и остатка. После проверки обязательно записывается ответ совершенного действия. 17:3=15 (остаток 2).

Если остаток будет больше делителя, действие выполнено неправильно. Именно по такому алгоритму выполняет 3 класс деление с остатком. Примеры сначала разбирает учитель на доске, затем ребятам предлагается проверка знаний путем проведения самостоятельной работы.

Деление в столбик двузначных, трехзначных, многозначных чисел, чисел с нулями

Не нужно пугаться сразу, что процесс деления не простой, поэтому вы не освоите его. Освоите! В математике следует соблюдать четкие правила, тогда у вас все получится. Алгоритм деления лучше учить на конкретных примерах, ниже будет представлено множество примеров.

Пример деления на трехзначный делитель

Все они выполняются по схеме:

  1. Вначале записывается делимое, рядом ставится значок разделить: Ι—, и над чертой пишется делитель (число, на которое делят делимое).
  2. Потом необходимо выделить часть делимого для осуществления деления, если это необходимо в данном случае.
  3. Далее придется выполнять умножение для того, чтобы определить, сколько раз взять делитель, чтобы получилась выделенная часть делимого. Причем число не должно быть больше 9-ти.
  4. Выполняете умножение делителя, записываете результат под делимым, а число ≤ 9-ти записываете под черту знака: Ι– разделить.
  5. Из выбранной части делимого вычитаете результат, записываете его под подчеркиванием, сносите следующую цифру делимого, повторяйте опять процесс умножения, пока не разделите число на число.

Рассмотрим деление в столбик на простом примере:

Если такие двухзначные числа, как 16, 28 можно разделить в уме на 2 или 4 (в первом случае при делении на 2 получится 8 и 14), а во втором (4 и 7), то 51 разделить на 3 без столбика уже сложнее. Как происходит деление в столбик распишем на примере 51 разделить на 3.

Деление в столбик

  • Как записывается делимое, делитель уже было сказано, визуально можно посмотреть выше на изображении. Делимое идет первым, потом ставится значок деления и над чертой пишут делитель.
  • Теперь определяемся, сколько выделить цифр, чтобы начать подбирать множитель, который записывается под чертой в выделенный квадратик на изображении.
  • Выделяем одну цифру 5-ку, она больше 3-ки, на черновике распишите примерно какой подобрать множитель, для того чтобы получить число ≤ 5, наглядно это выглядит так: 5 ≥ 3 · 1, число 1 и есть множитель. Его пишут под чертой делить в квадратике.
  • Далее под пятеркой пишем произведение 3 · 1 = 3.
  • Теперь вычитаем из 5 — 3 = 2. Разница, в нашем случае 2 должна быть < делителя, в нашем случае 3.
  • Итак, остается разделить 21 на 3. Из таблицы умножения вы знаете, что: 21 : 3 = 7.
  • Семерку пишут под чертой значка делить после единицы. Ответ получается 17.

Далее рассмотрим пример деления трехзначных чисел:

Давайте разделим трехзначное число 512 на 16. Деление будет происходить по той же схеме, что и двухзначного числа.

Пример деления трехзначного числа

  • Запишите делимое, делитель, как на фото выше.
  • Далее выделим число 51, и узнайте, сколько раз нужно взять число 16, чтобы получилось произведение меньше или равно 51. Итак, выше представлены расчеты: 16 · 3 = 48 < 51.
  • Значит под чертой напишите 3, а под делимым 48. Теперь из 51 вычтите 48, получится 3, сносим следующую цифру 2.
  • Подберите множитель к 16, чтобы произведение получилось равное или меньше 32. Итого: 16 · 2 = 32.
  • Двойку запишите под черту знака деления, а результат 32 под делимым. Итого 32 — 32 = 0.
  • Результат 32.

Рассмотрим деление многозначного числа:

Давайте найдем частное 998190 на 135, пример представлен на изображении ниже. Чтобы решить его, следует подставить нужные числа в пустых клетках.

Пример деления в столбик

  • Итак, нужно найти первую цифру, на которое нужно умножить число 135, чтобы получить результат ≤ 998. Для этого понадобится знать отлично таблицу умножения и умение складывать цифры. 135 · 7 = 945.
  • Число 945 пишите под делимым, вычтите из 998 — 945 = 53. Это число меньше 135, потому нужно снести еще одну цифру 1, получится 531.
  • Высчитываем, какой множитель подойдет, к 135, чтобы получить число меньше, чем 534. Решение: 135 · 3 = 405.
  • Вторая цифра под чертой знака деления 3, из 531 — 405 = 126.
  • Сносим 9, выходит 1269, подбираем множитель к 135. Результат 135 · 9 = 1215.
  • Третья цифра под чертой 9. Теперь: 1269 — 1215 = 54.
  • Сносим 0, выходит 540, а 540 = 135 · 4, итого последняя цифра результата это 4.
  • Результат 7394.

Деление чисел с нулями:

Деление с остатком целого отрицательного числа на целое положительное

Чтобы быстро разделить с остатком целое отрицательное число на целое положительное, тоже придумали правило:

Чтобы получить неполное частное с при делении целого отрицательного a на положительное b, нужно применить противоположное данному числу и вычесть из него 1. Тогда остаток d будет вычисляться по формуле:

d = a − b * c

Из правила делаем вывод, что при делении получается целое неотрицательное число.

Для точности решения применим алгоритм деления а на b с остатком:

  • найти модули делимого и делителя;
  • разделить по модулю;
  • записать противоположное данному число и вычесть 1;
  • использовать формулу для остатка d = a − b * c.

Рассмотрим пример, где можно применить алгоритм.

Пример

Найти неполное частное и остаток от деления −17 на 5.

Как решаем:

Разделим заданные числа по модулю.

Получаем, что при делении частное равно 3, а остаток 2.

Так как получили 3, противоположное ему −3.

Необходимо отнять единицу: −3 − 1 = −4.

Чтобы вычислить остаток, необходимо a = −17, b = 5, c = −4, тогда:

d = a − b * c = −17 − 5 * (−4) = −17 − (− 20) = −17 + 20 = 3.

Значит, неполным частным от деления является число −4 с остатком 3.

Ответ: (−17) : 5 = −4 (остаток 3).

Правило встречается в следующих упражнениях:

3 класс

Страница 76,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 59. Вариант 2. Тест 1,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 28,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 32,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 34,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 99,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 34,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 40,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 44,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 58,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Страница 35,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 54,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 79,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 62. Вариант 1. Проверочная работа 2,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 5,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 18,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 26,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 63,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 76,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 55,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

5 класс

Задание 533,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 545,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 550,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 599,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 954,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 1082,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 1091,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 1161,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 1167,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Номер 767,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

6 класс

Номер 179,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 3,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 373,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 499,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 1098,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 1149,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Задание 477,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 601,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 1083,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 1134,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

7 класс

Номер 32,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 47,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Алгоритм деления в столбик

Для этого алгоритма следует воспользоваться наглядным примером (рис. 1). Следует разделить 792 на 2. Первоначальное число является трехзначным и состоит единиц, десятков и сотен. Записывается операция в столбик, как показано на рисунке 1. Цифра «7» — первое неполное делимое. Вторым неполным называется делимое, полученное на втором цикле операции, а третьим — на третьем.

Рисунок 1. Графическое представление деления трехзначного числа в столбик.

Исходя из рисунка 1, можно составить алгоритм деления в столбик. Его можно применять не только для трехзначного, но и шестизначного, десятизначного и многозначного чисел. Единственное правило: количество цифр делимого должно быть больше, чем число знаков делителя. Алгоритм имеет такой вид:

  1. Записать делимое и делитель.
  2. Выделить первое неполное делимое (7): подобрать целое число (должно быть не больше I делимого), на которое следует умножить делитель для получения приблизительного значения первого (3, поскольку 3 * 2 = 6. Если взять 4, то 8 > 7).
  3. Произвести умножение и вычесть со значения первого (7 — 6 = 1), записав остаток. Если последнего нет, то ничего переносить не нужно.
  4. Взять II неполное делимое с учетом остатка (19).
  5. Подобрать множитель: 2 * 9 = 18 < 19.
  6. Произвести операцию вычитания с выделением остатка: 19 — 18 = 1.
  7. С учетом остатка (1) взять III неполное делимое (2).
  8. Подобрать множитель: 2 * 6 = 12.
  9. В остатке 0. Следовательно, операция закончена.

Деление в столбик с остатком осуществляется по такому же алгоритму. Например, 793 на два делится только с остатком. Чтобы не повторять вычисления с самого начала, можно воспользоваться уже готовыми. Для этого необходимо вернуться в седьмой пункт предыдущего алгоритма:

  1. Остаток (1) и III неполное делимое (3): 13.
  2. Множитель равен 6: 2 * 6 = 12 < 13.
  3. Остаток эквивалентен 1, но всего III неполных делителя. Операция выполнена с остатком 1.

Деление с остатком положительного числа на целое отрицательное

Чтобы легко выполнить деление с остатком положительного числа на целое отрицательное, обратимся к правилу:

В результате деления целого положительного a на целое отрицательное b получаем число, которое противоположно результату от деления модулей чисел a на b. Тогда остаток равен остатку при делении |a| на |b|.

Неполное частное — это результат деления с остатком. Обычно в ответе записывают целое число и рядом остаток в скобках.

Это правило можно описать проще: делим два числа со знаком «плюс», а после подставляем «минус».

Все это значит, что «хвостик», который у нас остается, когда делим положительное число на отрицательное — всегда положительное число.

Алгоритм деления положительного числа на целое отрицательное (с остатком):

  • найти модули делимого и делителя;
  • разделить модуль делимого на модуль делителя
  • получить неполное частное и остаток;
  • записать число противоположное полученному.

Пример

Разделить 17 на −5 с остатком.

Как решаем:

Применим алгоритм деления с остатком целого положительного числа на целое отрицательное.

Разделим 17 на − 5 по модулю. Отсюда получим, что неполное частное равно 3, а остаток равен 2. Получим, что искомое число от деления 17 на − 5 = − 3 с остатком 2.

Ответ: 17 : (− 5) = −3 (остаток 2).

Итоговая административная контрольная работа

Вариант 1

1. Вычисли

75:5=     203*4=       34:5=

33:3=     900:30=     213:7=

23*4=   760:4=       305:10=

2.Выполни вычисления в столбик

345+276=   818:3=

610-345=     134*4=

3. Реши задачу

В магазине было 115 белых гвоздик и 68 красных. Из них сделали букеты по 3 гвоздики в каждом. Сколько букетов получилось.

4.Задача

Ширина прямоугольника 6 см, а длина на 2 см больше. Найди его периметр и площадь.

5. Сравни, поставь знаки > <, =

1 кг…532г                    5м 2дм… 25 дм

1 сут. … 23 ч                 3дм² …200 см²

6 дм 3 см…630 мм       3 ч … 120 мин

Вариант 2

1. Вычисли

105:7=       305*5=         53:7=

66:6=         100:50=       243:8=

28*4=         960:4=         405:10=

2.Выполни вычисления в столбик

438+178=   714:3=

712-333=   258:3=

3. Реши задачу

С одной грядки собрали 345 кг моркови, а с другой 258 кг. Всю морковь разложили в мешки по 9 кг. Сколько мешков потребовалось?

4.Задача

Длина прямоугольника 7 см, а ширина 2 см меньше. Найди его периметр и площадь.

5. Сравни, поставь знаки > <, =

300г… 1 кг               6м 3дм…66дм

2 сут. …40 ч.             6дм²…600 см²

3дм 2 см…320 см     100 мин … 1 ч

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector