Тонус мышц у грудничка и его нарушения
Содержание:
- Причины патологии
- Когда ребенок переворачивавется на спину? Во сколько ребенок переворачивается? Когда ребенок начинает переворачиваться?
- СИНДРОМ МЫШЕЧНОЙ ГИПОТОНИИ, ГИПОТОНУС У РЕБЕНКА, У ДЕТЕЙ, У ГРУДНИЧКА, У НОВОРОЖДЕННЫХ
- Физиологический тонус мышц
- Общая симптоматика
- Как держать голову, как держит голову ребенок, когда начинают держать голову, когда ребенок начинает держать голову, во сколько?
- Диагностика
- Ротовое дыхание как признак дисфункции языка
- Виды гиперкинезов
- Лечение гиперкинезов
- Дефекты произношения у детей
- АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР)
- Массаж и гимнастика
- Почему появляется привычка дышать через рот?
- Особый запор
- Расслабляющие ванны
- Симптомы гипертонуса
Причины патологии
Главная причина гиперкинезов – это дисфункция церебрального двигательного аппарата. Это нарушение может быть вызвано различными факторами:
- дегенеративные процессы в центральной нервной системе, имеющие наследственный характер;
- состояния, связанные с перинатальными травмами;
- перенесенные черепно-мозговые травмы;
- опухоли головного мозга;
- различные токсические поражения – алкоголизм, отравление СО2;
- перенесенные нейроинфекции – менингиты, энцефалиты;
- нарушения мозгового кровообращения;
- эндокринные заболевания;
- психогенные факторы – неврозы, психозы, тревожные расстройства.
Гиперкинезы в ряде случаев возникают как побочный эффект при приеме психостимуляторов или нейролептиков.
Когда ребенок переворачивавется на спину? Во сколько ребенок переворачивается? Когда ребенок начинает переворачиваться?
Если Ваш ребенок не переворачивается, это очень серьезный повод, как можно скорее, обратиться к специалисту в Саркдиник. Врач проведет необходимое лечение, объяснит, как научить ребенка переворачиваться на спину, расскажет, когда и во сколько ребенок переворачивается, начинает переворачиваться, когда должен переворачиваться ребенок, в каком возрасте, на какой неделе, на каком месяце и на каком сроке, со скольки. Родителей детей беспокоятся, их тревожат вопросы: «Ребенок 5 месяцев, почему не переворачивается?» «Ребенок не хочет переворачиваться, что делать, кто виноват, как понять, что сделать?» «Как узнать, когда ребенок переворачивается на бок?» «Как помочь ребенку перевернуться?» «Как учить ребенка, как заставить?»
СИНДРОМ МЫШЕЧНОЙ ГИПОТОНИИ, ГИПОТОНУС У РЕБЕНКА, У ДЕТЕЙ, У ГРУДНИЧКА, У НОВОРОЖДЕННЫХ
Синдром мышечной гипотонии, причины, симптомы, признаки гопотонуса
Синдром мышечной гипотонии характеризуется снижением сопротивления пассивным движениям и увеличением их объема. Ограничена спонтанная и произвольная двигательная активность, сухожильные рефлексы могут быть нормальными, повышенными, сниженными или отсутствовать в зависимости от уровня поражения нервной системы. Мышечная гипотония — один из наиболее часто обнаруживаемых синдромов у новорожденных и грудных детей. Она может быть выражена с рождения, как это бывает при врожденных формах нервно-мышечных заболеваний, асфиксии, внутричерепной и спинальной родовой травме, поражении периферической нервной системы, некоторых наследственных нарушениях обмена веществ, у детей с врожденным или рано приобретенным слабоумием, хромосомных синдромах. В то же время гипотония может появиться или стать более выраженной в любой возрастной период, если клинические симптомы заболевания начинаются спустя несколько месяцев после рождения или носят прогредиентный характер. Гипотония, выраженная с рождения, может трансформироваться в нормотонию, дистонию, гипертонию или оставаться ведущим симптомом на протяжении всего первого года жизни. Выраженность клинических проявлений мышечной гипотонии варьирует от легкого снижения сопротивления пассивным движениям до полной атонии и отсутствия активных движений.
Физиологический тонус мышц
Движения, совершаемые новорожденным ребенком, носят беспорядочный характер. Он еще не может хорошо удерживать голову вертикально. Малыш старается сохранить позу «эмбриончика»:
- руки и ноги согнуты в суставах и плотно прижаты к груди,
- пальчики сжаты в кулачки.
До трехмесячного возраста такое положение носит название физиологического гипертонуса. Если после указанного возраста тонус мышц—сгибателей на руках и ногах не пропадет, это считается отклонением от нормы и требует корректировки.
Скорость перехода от случайных движений к более осознанным зависит от уровня развития мускулатуры. Но главное, насколько быстро сформируются сенсорный и моторный отделы мозга.
У новорожденных, с момента рождения имеется ряд кожных рефлексов, при раздражении которых возникают определенные движения. Пока у младенца сохранен физиологический гипертонус мышц—сгибателей, нужно провоцировать те ответные реакции, которые будут способствовать разгибанию. Этот принцип и лежит в основе всех двигательных упражнений.
Для уравновешивания тонуса разных групп мышц необходимы ежедневные занятия с новорожденным:
- стимулирование «комплекса оживления» ласковым разговором;
- предоставлять возможность самостоятельно активно двигаться, исключив тугое пеленание;
- ежедневные теплые ванны;
- правильное ношение ребенка на руках;
- гимнастические упражнения и легкий поглаживающий массаж всего тела;
Общая симптоматика
К главным симптомам гиперкинезов относятся двигательные акты, совершаемые пациентами против их воли, так называемые насильственные. Сами пациенты описывают их как результат непреодолимого желания, которому они не могут противостоять.
В перечень симптомов, представляющих гиперкинезы, входят:
- частые моргания и зажмуривания глаз (тики);
- судорожные наклоны или повороты головы;
- тремор различных частей тела, чаще конечностей;
- миоклонии – резкие мышечные подергивания рук или шеи;
- хорея – аритмичные движения мимики, непроизвольные звуки, возникающие из-за быстрых сокращений мышц гортани;
- баллизм – резкое вращение бедра или плеча;
- блафароспазм – патологическое смыкание век, как один из признаков различных заболеваний.
Формы гиперкинезов могут варьировать от прерывисто частых до постоянных. Некоторым больным удается усилием воли контролировать определенные формы гиперкинезов (например, тики), но через некоторое время приступ насильственных движений снова проявляет себя с еще большей силой.
Как держать голову, как держит голову ребенок, когда начинают держать голову, когда ребенок начинает держать голову, во сколько?
Если Ваш младенец, ребенок не держит голову, дежит голову на бок (набок), перестал держать, плохо держит голову (тяжело держать), не сидит, не переворачивается, не поворачивается, не следит за предметом, не встает, не стоит, не ходит, запрокидывает голову, стоит на цыпочках (ципочках), обязательно как можно быстрее обратитесь к врачу (запись по телефону +78452407040). Не теряйте драгоценное время. Чем раньше начато лечение, тем быстрее восстанавливаются утраченные функции. Мы ответим на все Ваши вопросы: «Когда начинают держать голову хорошо?» «Когда ребенок (мальчик, девочка) начинает держать голову, почему слабая шея, все так просиходит?» «Во сколько начинают держать голову?» «Когда малыш, грудничок, ребенок, младенец, новорожденный начинает держать голову, в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 или 10 месяцев (мес)?» «Как научить держать голову?» «Нужны ли упражнения?»
Диагностика
Прежде, чем определить, как лечить гиперкинез, необходимо провести точную и достоверную диагностику
При этом обращают внимание на клиническую картину заболевания, оценку психологического и интеллектуального состояния пациента
В диагностике гиперкинезов используются:
- общий и биохимический анализы крови – диагностируют патологию, возникающую вследствие токсического воздействия;
- КТ и МРТ головного мозга – выявляют опухоли, различные дегенеративные изменения;
- электроэнцефалография – определяет активность мозга, диагностирует эпилепсию;
- исследование мозгового кровотока, УЗДГ сосудов головного мозга и шеи;
- исследование цереброспинальной жидкости.
Некоторым пациентам назначают консультацию генетика. Она необходима, если есть подозрение о том, что гиперкинезы являются симптомами наследственных заболеваний.
Диагностика гиперкинезов – это длительный процесс, на который понадобится несколько недель. Определение причин патологии позволит лечить гиперкинез более эффективно.
Ротовое дыхание как признак дисфункции языка
Формируется привычка дышать ртом, в том числе и во сне, что приводит не только к устойчивому формированию неправильного прикуса во взрослом возрасте и к усилению дисфункции языка. ребенок начинает чаще высовывать язык и использовать всю его мощь (а язык — сильнейшая ротовая мышца) не по назначению, прикладывая дополнительные усилия и давление на зубы
Обратите внимание — когда ребенок часто высовывает язык, спит с открытым ртом — это очень тревожный симптом. Такая привычка легко переходит с ребенком во взрослый возраст
Про храп, слип апноэ и остальные негативные последствия от этого мы вообще пока не говорим.
А что же происходит с языком у ребенка потом?
Дети с аденоидитами вынуждены высовывать, выдвигать язык вперед и вниз, чтобы обеспечить доступ воздуха через рот, а постоянное межзубное положение языка формирует открытый прикус и создаёт проблемы, которые приходится решать ортодонту. И — логопеду с постановкой звуков и фонацией. Частое высовывание ребенком языка нужно воспринимать не как игру или невинную детскую привычку, а как риск формирования зубочелюстных аномалий. И именно в детском возрасте необходимо правильно выстроить эффективное взаимодействие ортодонта с ЛОР-врачом, а при необходимости — и с логопедом.
Виды гиперкинезов
Существуют различные критерии, которые используются для классификации патологии. Благодаря им, можно выделить следующие виды гиперкинезов:
- детские формы – гиперкинезы до года, в возрастной категории от года до пяти, в период полового созревания;
- по типу возникновения – спонтанные, рефлекторные (реакция на внешние явления), акционные (провоцируемые определенным состоянием), индуцированные (могут контролироваться пациентом);
- по течению – постоянные (тремор) и эпизодические (тики);
- по скорости движений – быстрые и медленные;
- по локализации – гиперкинезы лица, конечностей, языка;
- по происхождению – различают первичные (врожденные) и вторичные гиперкинезы, приобретенные в результате травм или приема лекарственных средств.
Гиперкинезы при ДЦП у детей начинают проявляться в возрасте 1,5-2 года. Дети с такой патологией с трудом координируют свои движения, которые часто выглядят как толчки, рывки и скручивания. Повторяющиеся движения могут быть быстрыми и ритмичными или, наоборот, медленными и беспорядочными.
Гиперкинезы при ДЦП могут сопровождаться нарушениями глотания, задержкой и расстройствами речи, лабильностью эмоциональной системы.
Лечение гиперкинезов
Традиционное лечение гиперкинезов подразумевает применение консервативной терапии. Пациенту подбирают необходимые лекарственные средства следующих групп:
- холинолитики – вещества, блокирующие возбужденное состояние нервной системы, эффективны при треморах, писчем спазме;
- вальпроаты — этот вид препаратов используется в лечении эпилепсии, а также эффективен для снятия спазмов при тиках, миоклониях, лицевых спазмах;
- нейролептики – препараты, оказывающие успокаивающее действие, снижают реакцию организма на внешние раздражители, эффективны при треморах, миоклониях, баллизме, хореи;
- Ботулотоксин в инъекциях – понижает сократительную способность мускулатуры, блокирует передачу возбуждения мышечным волокнам, эффективно устраняет блефароспазм;
- противосудорожные средства (Клонезепам) – применяют при лечении тремора, тиков, хореи.
В процессе лечения подбор препаратов осуществляется индивидуально, с учетом состояния пациента. Подбор лучше проводить в условиях стационарного лечения.
Помимо медикаментозной терапии в лечении применяются массажи, выполнение упражнений ЛФК, физиолечение. Пациентам с таким диагнозом показано санаторно-курортное лечение.
Лечение гиперкинезов у детей подразумевает назначение препаратов Пирацетам и Пантокальцин. Они снижают двигательную активность, нормализуют работу сосудистой системы головного мозга. Для улучшения метаболизма клеток головного мозга применяют Глицин, Гликозил, для расслабления мускулатуры – средство Ацедипрол. Для обеспечения клеток головного мозга кислородом принимают витамины группы В.
При гиперкинезах детям назначают массажи, водные и физиотерапевтические процедуры, лечебную физкультуру. В особо сложных случаях показано хирургическое вмешательство.
В целом гиперкинезы не представляют опасности для жизни пациента, но вызывают значительные трудности в его нахождении в обществе и формировании взаимодействия с другими людьми. Полностью исключить самопроизвольные движения пациента нельзя, но при регулярном лечении можно достичь снижения их интенсивности, тем самым улучшив качество жизни человека.
На данный момент не существует эффективных профилактических мер, которые способны снизить риск развития патологии. Среди общих рекомендаций – своевременное выявление и лечение перинатальных, травматических и токсических поражений мозга, консультации генетиков лицам с наследственной предрасположенностью к патологии.
Дефекты произношения у детей
Уже в 4-5 лет, когда речь ребёнка должна становиться членораздельной и ясной, у многих детей выявляются дефекты речи — проблемы с произношением определенных звуков, смазанная нечёткая речь. И далеко не в каждом случае речевые дефекты может сразу исправить логопед – зачастую сначала необходимо устранить их причины, основой которых нередко являются дисфункции языка, дисфункции мягких тканей челюстно-лицевой области, а также сопряжённые с этим нарушения прикуса. Например, очень часто сосание губы или языка вызывает отклонение резцов внутрь или наружу, что ведёт к открытому прикусу и затрудняет постановку логопедом шипящих звуков.
АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР)
АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР) является одним из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя. АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной стороне. В результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея и сколиоз позвоночника. Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР) на «затылочную» ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.
Массаж и гимнастика
Массаж при повышенном тонусе способен вызвать у ребенка ощущение расслабленности и комфорта. Аккуратный тактильный контакт оказывает на организм разностороннее благоприятное воздействие.
Во время манипуляций происходит передача нервных импульсов в кору головного мозга, оказывая тонизирующее влияние на центральную нервную систему, усиливая контроль над работой всех систем организма.
Приемы оказывают различное влияние на центральную нервную систему: поглаживание, мягкое растирание и разминание усиливают тормозные процессы. Их применяют для снижения гипертонуса у ребенка, расслабления мускулатуры.
ВАЖНО! ВЫ можете сами выполнять комплексы массажа и гимнастики для нормального роста и развития ребенка. Доктор Комаровский считает, что нет необходимости обращаться к профессиональным массажистам, если не поставлен соответствующий невропатологический диагноз
Доктор Комаровский считает, что нет необходимости обращаться к профессиональным массажистам, если не поставлен соответствующий невропатологический диагноз.
Условия для проведения упражнений
- Массаж можно проводить на любой твердой поверхности, но лучше всего подойдет пеленальный столик.
Выбранное место застилается расправленным байковым одеялом, сверху — клеенка и чистая пеленка. Располагаться стол должен так, чтобы была возможность подходить к малышу с любой стороны. В Европе специалисты рекомендуют заниматься с ребенком на полу.
- В комнате должно быть хорошее освещение, вдали от отопительных приборов и сквозняков.Если хорошо проветрить помещение, будет сочетаться эффект от массажа с закаливанием организма. В теплое время года упражнения проводят с открытой форточкой или на свежем воздухе.
- Не стоит приступать к занятиям непосредственно после кормления, необходимо выждать 40—45 минут.
- Вы должны быть подготовлены. Часы, кольца и другие украшения необходимо снять на время процедуры. Одежда должна быть свободной, не стеснять движения.
ВАЖНО! Массаж проводится чистыми руками. Масла и кремы добавляют скольжение, нарушается правильная техника выполнения приемов
Тальк и другие присыпки не используются, потому что они сушат кожу ребенка.
Если ваши руки сухие, и могут травмировать нежную кожу малыша, то перед проведением массажа, стоит их немного смягчить специальным маслом. При повышенной влажности ладоней, разрешено использовать детский тальк.
- В холодное время года стоит укрыть ребенка теплой пеленкой, оголяя только массируемый участок тела.
Комплекс приемов
При гипертонусе необходимо уравновешивание мышечного тонуса у младенцев, массаж применяется для достижения этой цели. Во время занятий необходимо внимательно наблюдать за реакцией ребенка. При первых же проявлениях дискомфорта у младенца стоит сменить или закончить комплекс упражнений.
Начинать массаж следует медленно и спокойно, постепенно удлиняя время и интенсивность выполнения.
Примерный план занятий:
- Массаж рук. Ребенка положите на спину ногами к родителю. Вложите большой палец своей руки в кисть новорожденного, правая рука удерживается левой рукой, а левая — правой. Поглаживайте одноименной рукой от кисти к подмышечной впадине 6—8 раз.
- Приподнимание тела из положения: лежа на спине. Ладошки ребенка обхватывают большие пальцы матери. Приподнимите на несколько сантиметров верхнюю часть туловища малыша. За минуту следует выполнить 7—8 подходов.
- Массаж ног. Упражнение выполняется аналогично, что и при поглаживании рук.
- Массаж спины. Новорожденный ребенок укладывается на живот, с вытянутыми вперед руками. Без нажима кисти мамы скользят от попы к макушке по спине ребенка тыльной поверхностью, а в обратном направлении — ладонной. Повторите 6—7 раз.
- Массаж стоп. Нога ребенка удерживается за голень. Указательным и средним пальцем другой руки фиксируется стопа, а большим «рисуется» восьмерка. Таким же способом массируется подошва другой ноги.
- Встряхивание ручек. Кисть новорожденного ребенка берется также как и при поглаживании. Очень легонько встряхните обе руки, немного разводя в стороны.
- Покачивание на мяче. На обычный надувной мячик или фитбол ребенка укладывают лицом вниз, колени разводятся в стороны. Малыша следует придерживать за спину. Мяч аккуратно покачивать по разным направлениям около двух минут.
Упражнения стоит начинать делать с двухнедельного возраста, постепенно увеличивая время проведения занятий. Можно применять и другие комплексы упражнений при гипертонусе у младенцев. Видео, подготовленные профессиональными массажистами, станут хорошим помощником для освоения новых навыков.
Почему появляется привычка дышать через рот?
Определить единственную причину для каждого случая сложно, но многих пациентов с такой привычкой объединяют следующие факторы:
Обструкция дыхательных путей. Часто привычка открывать рот начинается с невозможности дышать через нос: аллергии, хроническая простуда или заложенность носа, увеличенные аденоиды и гланды, астма, сломанный хрящ носа и многие другие состояния затрудняют правильное дыхание, в таком случае пациент вынужден дышать через рот. Проблема в том, что после устранения причины обструкции дыхательных путей, привычка дышать через рот остается, так как в силу входят выработанные за долгое время неправильные рефлексы дыхания, глотания и речи. Здесь требуется помощь специалиста по миофункциональной терапии (комплекс специальных упражнений, тренирующих у ребенка правильное положение языка в покое, нормальное смыкание губ и носовое дыхание).
Дыхание через рот во сне
Сосание пальцев в детском возрасте. Если в детстве ребенок часто держит пальцы во рту, то мышцы рта и челюсти будут развиваться в соответствии с этой привычкой. Когда во рту находится палец или другой предмет, то губы не могут полностью сомкнутся и формируется рефлекс выталкивания языка во время глотания и речи. Даже если вы отучите ребенка сосать пальцы, это не значит, что привычка к открытому рту уйдет самостоятельно, здесь происходит то же самое что при обструкции дыхательных путей – деформируются рефлексы дыхания, глотания и речи. В таком случае необходимо обратится к специалистам по миофункциональной терапии и ортодонтии.
Короткая уздечка языка. Это врожденная особенность некоторых детей, когда уздечка не позволяет языку свободно двигаться, что влияет на процесс дыхания и развитие речи. Чаще всего этот дефект устраняется в раннем возрасте с помощью простой хирургической процедуры. Но те, кто привык к ограничениям и неправильному положению языка испытывают больше сложностей в устранении ротового дыхания. Таким людям необходима помощь специалиста, который поможет восстановить правильное дыхание с помощью специальных упражнений до и после хирургического вмешательства. По окончании курса лечения процесс правильного дыхания становится легким и естественным.
Особый запор
Есть и другие причины запора у младенцев. К сожалению, с ними гораздо сложнее разобраться, поскольку это патологии развития, болезни, травмы.
Острый запор. Развивается по анатомическим причинам, например, из-за непроходимости толстой кишки, или при инвагинации — внедрении одной части кишки в другую, что вызывает закупоривание просвета. На фоне полного благополучия малыш внезапно становится беспокойным, плачет, отказывается от еды. Приступ заканчивается так же неожиданно, как и начался, но через 3–5 минут повторяется и усиливается: появляется одно- или двукратная рвота с примесью желчи зеленого цвета. Если кал отходит, то в нем видны примеси крови. Спустя 5–6 часов стул прекращается, а из прямой кишки выделяются кровянистые выделения. При этом живот у малыша мягкий. Температура чаще всего нормальная. Ребенок даже может терять сознание. При подобных симптомах необходимо вызвать «скорую помощь».
Болезнь Гиршпрунга. В ее основе лежит нарушение иннервации толстой кишки — центральная нервная система не может управлять этим отделом желудочно-кишечного тракта. В результате переработанная пища скапливается в кишечнике. Картина заболевания довольно разнообразна. Если поражена только короткая часть кишки, то запоры формируются постепенно, и без хирургического вмешательства удается обойтись довольно долго. Когда поражен более длинный отрезок, то отсутствие стула чревато тяжелым состоянием и требуется незамедлительное хирургическое вмешательство.
Инфекционная атака. Если в первые месяцы жизни кроха перенес кишечную инфекцию, нервные клетки в толстом кишечнике могут погибнуть, что приведет к задержке акта дефекации, скоплению каловых масс и развитию запора. При дизентерии возможен так называемый токсический мегаколон (резкое расширение толстой кишки). У ребенка развивается нарушение сознания и повторная рвота. Резко увеличивается живот из-за сильно расширенного кишечника. Осложнение требует экстренной хирургической помощи.
Проблемы с ЦНС. Травмы при родах и синдром детского церебрального паралича также отражаются на работе желудочно-кишечного тракта, поскольку сопряжены с различными осложнениями, например, нарушением глотания, срыгивания, рвотой.
Васкулит. Воспаление сосудов распространяется и на нервные сплетения и чувствительные клетки, расположенные в кишечной стенке.
Нарушения в работе эндокринной системы. При гипотиреозе (недостатке функции щитовидной железы) замедляется продвижение содержимого по кишечнику. При дисфункции паращитовидных желез запор возникает из-за нарушения минерального обмена, при сахарном диабете становится следствием повреждения нервных сплетений кишечника или обезвоживания организма ребенка.
Медикаментозный запор. Перед тем, как давать ребенку любой препарат, назначенный врачом, внимательно ознакомьтесь с инструкцией. Так, средства от анемии, содержащие железо, могут вызывать запор. Избежать его поможет соблюдение правил приема — непосредственно во время еды, уменьшение доз железа при введении в рацион продуктов с высоким содержанием железа — гречка, яблоки, зелень. Особого внимания заслуживают запоры, ставшие следствием лечения нестероидными противовоспалительными, нейролептиками, сорбентами и антибиотиками, которые вызывают дисбактериоз кишечника.
Болезни и состояния, сопровождающиеся запором, у грудничков встречаются не так часто. Многие педиатры вспоминают о них не сразу. Перед тем, как добраться до истины, они назначают много ненужных лекарств, забывая про эффективные исследования кишечника, например, рентген.
Расслабляющие ванны
Лучше всего купать новорожденного в маленькой ванночке, используя старинный бабушкин метод (его еще называют купанием в пеленке). Такое купание расслабляет ребенка, снижает уровень стресса и оказывает релаксационное действие на организм. Подробнее об уходе за новорожденным и мягком купании >>>
ВАЖНО! Не стоит учить младенца нырять. Погружение под воду является стрессом для малыша, это усилит мышечный тонус и отрицательно скажется на эмоциональном состоянии ребенка
При гипертонусе мышц ног у ребенка рекомендуется добавлять в ванну отвары ромашки, череды, пустырника, валерианы, лаванды или душицы. Все натуральные компоненты могут вызвать аллергическую реакцию, поэтому купание стоит начинать с добавлением одного вида целебной травы.
Симптомы гипертонуса
Родителям стоит насторожиться, если после трех месяцев ребенок продолжает плотно сжимать руки в кулачки и подгибать конечности. Патологический гипертонус может по-разному проявляться у новорожденных, симптомы зависят от степени напряжения разных групп мышц. Вторичными проявлениями нарушений являются:
- чуткий и беспокойный сон;
- тремор подбородка новорожденного;
- частные и обильные срыгивания;
- сниженный аппетит;
- держит головку с рождения (спазм мышц шеи), подробнее о том, когда ребенок начинает держать голову>>>;
- излишняя скованность движений;
- новорожденный беспричинно и долго плачет.
Для определения гипертонуса мышц у младенцев следует поставить ребенка на ровную поверхность:
- если стопа плотно прилегает к опоре — поводов для волнения нет;
- если малыш становится на цыпочки — это свидетельствует о повышенном тонусе. О других причинах читайте в статье: Ребенок ходит на носочках, причины?>>>
ВАЖНО! Диагностировать и лечить гипертонус должен педиатр и невропатолог. При наличии соответствующих симптомов, стоит обратиться за консультацией к врачу и рассказать свои наблюдения