Графические диктанты для детей дошкольников и школьников
Содержание:
- Что такое графический диктант
- Правила выполнения и советы
- Графические диктанты — Конспект занятия по ФЭМП «Зонтики». Ориентировка на листе бумаги, графический диктант. Старшая группа
- Правила рисования по клеткам
- Правила выполнения
- Рисунок по клеточкам в тетради для начинающих
- Рекомендации к занятиям
- Нехитрые правила для графических диктантов
- Какие бывают графические диктанты?
- Графический диктант по клеточкам сложные
- Особенности проведения занятий
- Где применять графические диктанты
- Польза графического диктанта
- Правила проведения графического диктанта
- Тренировочный узор №1
- Существуют временные рамки работы с графическими диктантами
Что такое графический диктант
Необычные дидактические занятия, на которых нужно рисовать по клеточкам, нравятся дошкольникам. Они не требуют от ребенка глубоких знаний, сильного напряжения ума. К таким методам работы относятся и графические диктанты по клеточкам.
Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаги и в результате получает картинку животного или какого-нибудь предмета. Делать это несложно. Нужно только внимательно слушать педагога, проводить карандашом черточки влево, вправо, вверх или вниз. Развивая моторику, малыш учится считать, ориентироваться в пространстве, оценивать себя и радоваться успехам однокашников.
Если дошкольник зазевается, отвлечется, то картинка не сложится
Ребенок осознает важность настроенности на урок, бдительности и серьезности в процессе будущего обучения в школе
Для графических диктантов используют простые картинки. Например, домик, собака, машина, ракета. Изображения должны быть знакомы малышам, не требовать длительного времени исполнения.
Правила выполнения и советы
Рисование по клеточкам в тетради можно начинать с 5 – 6 лет.
Для этого занятия требуются:
Перед началом графического диктанта или рисования нужно отсчитать заданное количество клеточек вниз и вправо. Иначе, рисунок не поместится на лист
При рисовании важно уметь правильно владеть карандашом, ручкой или фломастером
Если у ребенка сформируется привычка держать орудие письма не верно, в дальнейшем при письме рука будет уставать от излишнего напряжения, почерк испорчен, скорость письма снижена. Пальцы руки должны держать карандаш или ручку так: большой и средний палец руки сбоку, указательный сверху. Чтобы научить ребенка, можно использовать салфетку, зажав ее безымянным пальцем и мизинцем.
Кисть должна быть продолжением руки. Кончик карандаша «смотрит» на плечо.
Нужно помнить о том, что переучить ребенка впоследствии будет сложно
Необходимо обращать внимание и на «посадку». Спина должная быть выпрямлена, стул нужно пододвинуть к столу, подошвы ног опираются об пол
Нужно помнить о том, что прямая спина при письме – профилактика сколиоза.
Правильность расстояния от глаз до тетради – залог хорошего зрения. Его можно проверить, поставив руку на локоть и вытянуть ладонь. Если кончики пальцев касаются глаз, то расстояние верное. Если голова находится выше или ниже, расстояние увеличить или уменьшить.
Рисование по клеточкам в тетради выполняется в нескольких вариантах:
Начинать занятия нужно от простого к сложному. В начале обучения лучше использовать тетради с крупными клеточками, затем усложнить, рисуя в обыкновенной тетради
Важно следить за аккуратностью малыша, чтобы он не проводил линии по несколько раз, соблюдал чистоту, выполнял все действия правильно, не поворачивал тетрадь
Время выполнения работы строго определено Санитарными нормами и правилами для детских садов:
Очень важно доброжелательность и терпение взрослого. Если ребёнку на первых порах сложно считать клетки или выбрать направление, нужно ему помочь и объяснить, как сделать правильно
Во время занятий необходимо хвалить ребенка, сделать так, чтобы он чувствовал поддержку. Перед занятиями взрослый напоминает о том, где находится правая сторона, где левая, где верх и низ.
Лучше разогреть мышцы рук и выполнить пальчиковую гимнастику. Желательно, чтобы она сочеталась с темой рисования. Например, перед рисованием овощей, можно использовать гимнастику для пальцев рук «Мы капусту рубим, рубим…». В гимнастике для пальцев используются различные виды движений: напряжение, расслабление. У ребенка зарядку делать должны все пальцы на руках.
Рисование по клеточкам в тетради нужно начинать после гимнастики рук.
Следует рассказать ребенку и о том, что есть рисунки, но существуют и графические изображения предметов – схемы. На них отмечены особенности того или иного предмета, по которым можно определить, что это или кто. Например, у волка острые зубы, у льва пышная грива, у змеи длинное тело, у жирафа длинная шея.
Схемы, предложенные в статье, можно нарисовать на листе для того, чтобы ребенок их срисовывал, можно и продиктовать детям. Используя для самостоятельной работы, оформить их в виде схемы, обозначая цифрами и стрелочками. Алгоритмы выполнения работы дают простор для совместного творчества детей и взрослых: сначала рисует взрослый: создает схему, затем – ребенок.
Легкие и красивые рисунки по клеточкам для детей 6-7 лет
Рисование по клеточкам в тетради увлекает и мальчиков, и девочек. Но поскольку у детей разного пола интересы отличаются, то и узоры девочек могут отличаться от рисунков для мальчиков.
Для девочек
Девочки в дошкольном возрасте любят играть в «семью», «дом». Они более нежные и чувствительные. Поэтому стоит предложить им рисовать сердечки, девочек, кошек, бабочек.
Гимнастика для пальцев:
Начать: 1 вниз, 5 вправо.
Начать: 10 вниз, 3 вправо.
В середине получившегося рисунка дорисовать окно.
«Зонтик»
Начать: 2 вправо, 10 вниз.
Картинку можно раскрасить цветными карандашами или фломастерами не выходя за контуры рисунка.
Графические диктанты — Конспект занятия по ФЭМП «Зонтики». Ориентировка на листе бумаги, графический диктант. Старшая группа
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП «Зонтики». Ориентировка на листе бумаги,…»
Цель: Продолжать работу по развитию ориентации на листе бумаги в клетку (актуализировать пространственные представления: вверх, вниз, вправо, влево) Задачи: Образовательные: — Учить проводить прямые линий определённой длины в заданном направлении; — Продолжать работу по развитию…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Конспект НОД по ФЭМП «Графический диктант «Цветочек»
Конспект НОД по ФЭМП «Графический диктант «Цветочек». Цель: Формирование глазомера, зрительной памяти; развитие мелкой моторики; развитие устойчивого, сосредоточенного внимания, развитие зрительно-двигательной координации, произвольности, ритмичности и точности движений;…
Дистанционный графический аудио-диктант «Инопланетянин»
Дистанционный графический аудио-диктант «Инопланетянин». Графический аудио-диктант создан в соавторстве воспитателей ГБОУ Школа 1279 «Эврика» г. Москва: Прохорова Ольга Анатольевна Перминова Юлия Викторовна Цель: Взаимодействие педагога и детей между собой на расстоянии,…
Графические диктанты для дошкольников — путь к успеху на школьных уроках
Ребята нашей группы увлеченно выполняют задания по написанию графических диктантов. Графический диктант по клеточкам — развивающая игра для старших дошкольников, учит ориентироваться на листе бумаги, развивает зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти….
Графические диктанты — Консультация «Выполняем графический диктант»
Статья «Консультация «Выполняем графический…»
Графический диктант — это необычное дидактическое упражнение. Оно не требует от ребенка глубоких знаний. Это деятельность, в процессе которой ребенок рисует линии на листе бумаги в клетку и в результате получает картинку. Делать это не сложно. Ребенок должен внимательно слушать…
Методика Д. Б. Эльконина «Графический диктант»
Цель: Развитие мелкой моторики, пространственной ориентации и понимания словесных инструкций Материал: листочек в клетку, карандаш Как выполнять графический диктант (Правила рисования по клеточкам. Графический диктант можно выполнять в двух вариантах: 1. Ребенку предлагают…
Методика «Графический диктант»
Графический диктант — эта методика является прекрасным показателем уровня развития моторных навыков детей и показателем умения ориентироваться на листе, понимать и принимать задачу. Методика используется, как диагностическая и развивающая. При систематических занятиях ребёнок…
Консультация для родителей «Графический диктант»
Консультация для родителей «Графический диктант» Часто бывает так, что дети устают от долгого ожидания и родители стараются их отвлечь и развлечь. Но чем можно занять ребенка в новом не знакомом месте, не имея игрушек и книжек с собой? Предлагаем взять на заметку отличную…
Страницы:
…
Правила рисования по клеткам
Математический диктант по клеточкам будет максимально эффективен в развитии подрастающего поколения только при его проведении в соответствие с основными правилами рисования.
Правила рисования по клеткам:
Во время работы рекомендуется использовать мягкий карандаш и ластик. Карандаш указанного типа обеспечит более плавное скольжение руки ребенка по рабочей поверхности, что сократит вероятность допуска ошибок в прорисовке изображения. Ластик необходим для своевременной коррекции рисунка. Его использование целесообразно только если ребенок сам заметит погрешность. В противном случае прерывать работу маленького ученика не рекомендуется, так как это может спровоцировать рассеивание детского внимания и, как следствие, потерю интереса.
После прорисовки основных линий и получения контура изображения рекомендуется предложить ребенку обвести линии маркером яркого цвета
Такая смена деятельности даст возможность ребенку немного расслабиться и переключить внимание с четкого следования указаниям преподавателя на творческую составляющую учебного процесса.
Оптимально начинать знакомство ребенка с математическими диктантами с рисования геометрических фигур или простых картинок овощей и фруктов. Давая ребенку на начальном этапе простые задания, учитель подкрепляет веру ученика в собственные силы и желание попробовать себя в выполнении более сложных задач.
Чтобы избежать многочисленных правок, рекомендуется предложить ребенку, следуя указаниям учителя, для начала просто расставлять точки в необходимых местах рабочей поверхности, не тратя время на прорисовку ровных контуров изображения
Соединять точки между собой целесообразно только после завершения диктовки.
При размещении задания на листе бумаги важно объяснить подрастающему человеку, что читать указания по рисованию линий нужно слева направо.
Чтобы облегчить рабочий процесс для ребенка, учителю следует самостоятельно поставить на рабочей поверхности исходную точку, предварительно отступив необходимое количество клеток от краев листа бумаги.
После того, как дети поймут принцип выполнения графического диктанта, рекомендуется уточнить у них, какое изображение они хотят нарисовать в следующий раз. Учитывая пожелания ребенка при составлении заданий, преподавателю удастся преумножить интерес подрастающего человека к урокам подобного типа.
Не рекомендуется уделять математическому диктанту более 20 мин
в день
Для дошкольников и младших школьников это максимальное время, когда они физически способны сосредотачивать внимание на выполнении одного задания. Затянув урок, учитель рискует отбить желание у детей заниматься в дальнейшем и спровоцировать возникновение негативных ассоциаций.
Правила выполнения
Графические диктанты, во время которых нужно нарисовать геометрический орнамент, лучше использовать на математических уроках, например в 1 классе. Выполнение связано с системой координат, счетом, геометрическими фигурами. Методика проведения состоит из нескольких этапов:
- Подготовьте для ученика лист бумаги в клеточку. У себя держите готовый вариант диктанта.
- Поставьте точку на ученическом листке. Это будет начало отсчета. Или попросите дошкольника сделать это самостоятельно, объяснив, сколько места нужно отступить.
- Нарисуйте на бумаге для ребенка, только начинающего обучение, стрелочки, которые указывают направления сторон. Так легче получить правильный результат. На последующих занятиях подсказки уже не понадобятся.
- Объясните, что 1 шаг – это клетка. Если делаем 2 шага, линия проходит 2 клетки.
- Учитель диктует условия работы поэтапно.
На готовом листе для педагога есть рисунок, координатная плоскость, состоящая из стрелок, цифр. Например, чтобы нарисовать елочку, проложите линию по горизонтали в 1 клеточку, по вертикали – 3 клеточки, наискосок – 3 клеточки и так далее. Чаще это просто стрелочки и цифры без слов.
Педагог проговаривает, какие линии, куда, на какое расстояние чертят дошкольники. Инструкции даются друг за другом, не торопясь.
-
После выполнения письменных заданий, получения результата сделайте выводы об уроке, стараниях дошкольников.
Пожурите за невнимательность, если ребенок отвлекался по пустякам, или похвалите за достижения и хорошо выполненное задание.
Рисунок по клеточкам в тетради для начинающих
Что нужно, чтобы начать обучаться методу рисования по клеткам? Немного времени, желание и чуть-чуть науки. А наука простая, существует всего 2 правила:
- Для того, чтобы сделать прямые линии по вертикали и горизонтали, нужно зарисовывать или обводить квадратики, которые следуют один за другим.
- Для угла (вверх или вниз) – зарисовываются клетки по диагонали, те, что касаются друг друга уголками.
Осталось только научиться масштабированию: что-то больше, а значит, линии нужно делать длиннее, что-то меньше – и линии короче.
Но в самом начале на помощь придут уже готовые схемы. Нужно только внимательно изучить образец и повторить его.
Ну нравяться мне котики, поэтому еще вам шаблончик.
Рекомендации к занятиям
Иногда во время уроков с ребенком могут возникнуть различные трудности. Чтобы этого не случилось, лучше не забывать несколько советов от опытных педагогов.
- Перед первым занятием нужно объяснить ребенку суть игры. Лучше всего показать на легком примере. Рассказать, зачем проводится урок. Мотивировать на успешное выполнение задний.
- Педагогу следует давать поэтапную инструкцию, замечая успевает ли ребенок. На все возникающие вопросы нужно отвечать сразу, не откладывая на конец занятия. Лучше не повторять указания по нескольку раз, чтобы не запутать дошкольников.
- Нужно внимательно следить за правильной осанкой и положением рук малыша. Поправлять, если ребенок сгорбился или неправильно держит карандаш.
- Желательно обеспечить спокойную атмосферу и тишину в классе. Это поможет малышу сосредоточиться и лучше воспринимать указания педагога.
- Убедитесь в хорошем освещении во время занятий. Это значительно облегчит выполнение заданий и поможет сохранить хорошее зрение.
- Повышать сложность заданий следует постепенно. Не стоит сразу давать сложные рисунки с множеством деталей, и наоборот, слишком простое задание покажется ребенку скучным.
- Не нужно ругать ребенка за ошибки. Не забывайте, ваше чадо просто учится.
- Всегда подмечайте успехи малыша. Это поможет ему сформировать уверенность в себе.
- Необходимо контролировать время занятий, чтобы не переутомить ребенка. Периодически делать небольшие передышки-разминки.
Нехитрые правила для графических диктантов
Писать графические диктанты можно когда угодно и где угодно, ведь в их основе – творчество и игра. Для этого нужны всего лишь тетрадный листок в клетку, карандаш и ластик, чтобы стирать ошибочные линии. Если вы решили попрактиковаться самостоятельно, помните несколько обязательных правил для написания:
- при диктовке, кроме как количество клеток и направления, никакие другие слова не произносятся, тем более не повторяется одно и то же дважды,
- желательно при работе соблюдать тишину, чтобы ребёнок мог сосредоточиться,
- если диктуется нескольким детям, то не успевший должен просто положить карандаш, дождавшись окончания диктанта, чтобы не сбивать остальных.
Эти нехитрые советы помогут вашему ребёнку без труда писать графические школьные диктанты. Образцы всяких фигур можно найти в интернете либо прикупить книжечку – сборник. Но интереснее всего, мне кажется, придумать несуществующего зверя, а потом по окончании работы дать ему имя. Да, почему только зверя, можно целую картину нарисовать!
А я предлагаю попробовать уже прямо сейчас. Берите тетрадки, карандашики и приступайте)
С пожеланиями творческих успехов, ваша «ШколаЛа».
Какие бывают графические диктанты?
Задания для графического диктанта могут быть разного вида.
- Ученику может быть дан образец фигуры, которую он должен воспроизвести в точной её копии.
- Рисовать фигуру можно под диктовку педагога, который называет последовательность действий: сколько клеточек, в каком направлении нужно прорисовать, а ребёнок выполняет задание на слух.
- Существуют задания без нарисованной фигуры, а лишь с указанием обозначений, по которым ученик сам рисует. В такой схеме количество клеточек указывается цифрой, а направление, куда надо двигаться, — стрелочкой.
Обучаются дети графическим диктантам по принципу «от простого к сложному». Так, для дошкольников часто достаточно рисовать лесенку, так они ещё могут путаться в направлениях, не особо различая право и лево.
1 класс пишет графические диктанты по математике с фигурами посложнее, потому что для первоклассников уже знаком математический счёт, они без затруднений ориентируются в углах тетрадного листка и оперируют понятиями «лево-право-верх-низ».
Графический диктант по русскому языку в 4 классе заметно отличается от тех, что писали первоклашки по математике. Это далеко не те знакомые «две клетки вверх, четыре вниз». Это задание для изменения текста из слов на схему из условных знаков.
Происходит это так: преподаватель читает предложение раз, ученики повторяют его вполголоса, учитель читает ещё раз, а ученики записывают услышанное схемой из чёрточек и кружочков, которые подразумевают под собой подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения, расставляют знаки препинания.
Разновидностями графического диктанта по русскому языку могут быт буквенный и цифровой. Первый заменяет по схеме предложения части речи на буквы: глагол на «Г», существительное на «С», прилагательное на «П» и так далее. Цифровой диктант указывает на количество. Например, когда диктуются слова на орфограмму с одной или двумя буквами «н», ученики не пишут сами слова, а ставят цифру 1, когда по правилу пишется одна «н», и 2, когда пишется две.
Графический диктант по клеточкам сложные
Мышка
- 1 по диагонали вправо вверх
- 2 вверх
- 2 влево
- 1 по диагонали влево вниз
- 2 вниз
- 2 по диагонали вправо вниз
- 3 вправо
- 1 по диагонали вправо вниз
- 7 вправо
- 1 по диагонали вправо вверх
- 1 вверх
- 1 по диагонали влево вверх
- 1 вправо
- 1 вверх
- 3 по диагонали влево вверх
- 4 вправо
- 1 по диагонали вправо вверх
- 1 вверх
- 4 по диагонали влево вверх
- 1 по диагонали вправо вверх
- 2 вверх
- 2 по диагонали влево вверх
- 2 влево
- 2 по диагонали влево вниз
- 2 вниз
- 1 по диагонали вправо вниз
- 1 по диагонали влево вниз
- 1 по диагонали влево вверх
- 2 влево
- 2 по диагонали влево вниз
- 2 вниз
- 2 по диагонали вправо вниз
- 2 вправо
- 1 по диагонали вправо вверх
- 1 по диагонали вправо вниз
- 3 по диагонали влево вниз
- 3 вниз
Особенности проведения занятий
Прежде чем начинать упражнение, рекомендуется удалить с парты или стола все предметы, оставив лишь те, которые потребуются: простой карандаш и ластик, тетрадь в крупную клетку, образец рисунка для самостоятельной работы.
У ребенка, приступающего к выполнению задания, должны быть развиты такие навыки:
- Свободное ориентирование на листе бумаги, различие понятий «вправо – влево», «вверх – вниз».
- Счет до 10 либо умение считать до той цифры, которая обозначает наибольшее количество клеток.
- Уверенный захват карандаша, умение провести относительно прямую линию в любом направлении.
Рисунок нужно выполнять на пустом листе. Начальная точка, от которой кроха будет продолжать движение, должна быть поставлена взрослым. Потребуется объяснить малышу, что цифры в упражнении обозначают число клеток, на которые производится перемещение линии. Если в упражнении имеются стрелочки, поясните, что перемещение линий должно происходить по ним. Также следует объяснить ребенку, что лежащие наискосок стрелки, обозначают проведение линии из одного угла клеточки в другой. Покажите это действие на примере.
Польза математических диктантов
Математический диктант — популярная форма контроля знаний, активно применяемая школьными учителями математики. Суть этого явления состоит в том, что педагог задаёт вопрос (в устной или письменной форме), а ученики должны записывать краткие ответы. Дошкольнику можно предложить выполнять задания диктанта наглядно:
- переставить местами кубики;
- добавить/убрать названное количество пуговиц;
- сравнить представленные группы объектов;
- сгруппировать определённым образом представленные объекты.
Для классификации математических диктантов можно использовать разные критерии. Чаще всего математические диктанты делят на группы в соответствии с теми задачами, которые они решают:
- усвоение математической терминологии;
- тренировка устного счёта;
- логические вопросы.
Смешивать разные виды математических диктантов не рекомендуется, хотя считается допустимым. Главное при составлении задания — его адаптация к уровню знаний конкретного малыша (или группы детей, если речь идёт о математике в детском саду).
Математический диктант отлично тренирует способности ребёнка к концентрации внимания. Чтобы успешно справиться с заданием, малышу требуется проявить значительные усилия воли:
- внимательно прослушать задание;
- достаточно быстро, без подсказки (желательно!) сообразить, что нужно сделать;
- записать свой ответ (выполнить задание).
К пользе математических диктантов следует также отнести развитие грамотной математической речи:
- ребёнок слушает правильное чтение математических выражений;
- обогащает тематический лексический словарь;
- закрепляет названия арифметических действий и геометрических фигур.
Чтобы не вызвать переутомления и не допустить потери интереса к такому виду деятельности, следите за состоянием вашего подопечного. Продолжительность математического диктанта в среднем составляет 7 минут. Конечно, если в вашей семье растёт юный математик, который с удовольствием выполняет все задания, вы можете позаниматься дольше рекомендованного времени
Но никакого принуждения! Это важно, друзья.
Как организовать математический диктант для дошкольника
Вопросы диктанта должны быть связаны между собой. Читайте их медленно. Слова произносите чётко. Следите, чтобы ребёнок был собранным и слушал вас внимательно.
Каждый вопрос зачитывайте три раза. Сначала малыш должен услышать вопрос полностью. Дайте несколько секунд на обдумывание. Прочитайте второй раз — ребёнок должен записать ответ (выполнить задание). Во время третьего прочтения маленький математик может проверить правильность своего решения.
Не комментируйте ответы ребёнка, пока не прочитаете весь диктант целиком. Все обсуждения и анализ проводятся в конце задания. Впрочем, вы можете отступить от этого правила, если малыш проявляет беспокойство. Но старайтесь к концу старшего дошкольного возраста приучить ребёнка действовать по установленным правилам, ведь именно так будут проходить математические диктанты в 1 классе.
Не стремитесь любой ценой выполнить все задания подготовленного математического диктанта
Если ребёнок устал, переключите его внимание на другой вид деятельности, а к диктанту можно будет вернуться в следующий раз.
Для успешного выполнения традиционного математического диктанта требуется хорошо воспринимать информацию на слух. Если у вашего малыша есть проблемы со слуховой памятью, вы можете подготовить карточки, отражающие ваши вопросы
Постепенно объем графически представленных вопросов должен снижаться в пользу устной формы.
Где применять графические диктанты
Поскольку графический диктант — это и инструмент подготовки руки к письму, и способ развития внимания, и развлечение, то применений у этого занятия множество. С помощью графических диктантов вы можете закреплять любые темы, связанные с окружающим миром (чертим дельфина), закреплять основы грамоты (на какую букву начинается и заканчивается нарисованный предмет?), изучать математику (давай посчитаем площадь узора в клеточках). Чертить можно на любом занятии и на досуге, а в качестве развлечения графический диктант прекрасно подойдет скучающим детям в дальней дороге — например, в поезде.
Польза графического диктанта
Рисование по клеточкам — крайне полезное занятие, ведь оно развивает множество вещей:
-
закрепляются представления о направлениях: право и лево, вверх и вниз, наискосок;
-
ребенок знакомится с понятием симметрии;
-
налаживается координация связи “слух — рука — зрение”;
-
развивается воображение;
-
формируется концентрация внимания, усидчивость.
Правила проведения графического диктанта
Поскольку написание такого диктанта требует от ребенка длительной концентрации, позаботьтесь об эргономике рабочего места. Расстояние от стула до парты или стола должно соответствовать возрасту, ноги должны стоять на полу, спина прямая, локти свободно лежат на рабочей поверхности. Для детей дошкольного возраста клетка должна быть крупной, а пишущий инструмент — удобным: не слишком твердым и не слишком пачкающим. Для школьников можно внести усложнения в виде разнообразия пишущих инструментов, да и клетка, как правило, мельче.
Есть и другие правила организации занятий:
-
начинайте только с простых диктантов. Первые занятия ребенка, который не знаком с правилами графического диктанта, должны в принципе проходить с помощью простейших схем, а для более продвинутого ученика используйте простой диктант в качестве разминки перед более сложным.
-
нельзя ругать за ошибки. Если направление движения линии вправо, а ребенок чертит ее влево — скажите об этом мягко, без угрозы в голосе. При грамотном подходе к графическим диктантам они должны стать любимым развлечением ребенка, а не горе-упражнением.
-
следите за темпом диктовки. Многим детям необходимо подумать, прежде чем провести черту в нужном направлении на нужное количество клеточек. Ускорение вы можете вводить в качестве веселого дополнения или соревнования, когда увидите, что диктанты даются ребенку легко.
-
соблюдайте тишину. Во время любого диктанта посторонние звуки мешают обрабатывать информацию, ведь ребенок выполняет инструкцию на слух.
-
делайте перерывы после каждого диктанта. Даже если вам кажется, что конкретный диктант выглядит легким, ребенку приходилось концентрироваться и на услышанном, и на листке бумаги — это достаточно сложное сочетание действий для детского мозга.
-
останавливайтесь тогда, когда ребенку еще интересно. Перенесите диктант, который ребенок просит “еще”, на следующий день. Тогда и интерес к занятию, и аккуратность в исполнении вам будет гарантирована.
Чертить графические рисунки под диктовку можно вплоть до четвертого класса. Детям старше 11 лет такие занятия будут не интересны. Зато на протяжении всей начальной школы графические диктанты будут вашими верными помощниками в развитии внимания, реакции, усидчивости, воображения и координации движений кисти на письме. Успешных и радостных занятий!
Тренировочный узор №1
«Поставь(те) карандаш на самую верхнюю точку
Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Одна клетка вправо
Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай(те) сам(и).» (При диктовке делаются достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию. На самостоятельное выполнение узора дается 1-1,5 минут. Во время выполнения узора взрослый помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается. Объяснить детям, что узор необязательно должен идти по всей ширине страницы.)
Существуют временные рамки работы с графическими диктантами
Для деток 5-летнего возраста – максимум 15 минут. Для детей старшего возраста, до 6 лет – максимум 20 минут (от 15 минут). Для первоклашек (6 или 7 лет) – максимум 30 минут, минимум – 20 минут.
Рисование по клеточкам – отличный способ приучить малыша к карандашу и ручке. Научить правильно её держать, практиковаться, чтобы пальчики не так сильно уставали от держания предмета в школе. Данное упражнение поможет вам обучить малыша правильно считать, поскольку ему потребуется отсчитать точное количество клеточек, прежде чем начать занятие.
И так: перед вами лежит задание графического диктанта, карандаш. Перед ребёнком листок в клетку или тетрадь, ластик и простой карандаш. На листе у ребёнка, с вашей помощью или без неё, изображена в указанном месте, точка отсчёта. Объясните, что с этой точки начинают рисовать линии (вправо, влево, вниз и вверх), в том направлении и с тем количеством клеток, которое вы назовёте. Теперь приступайте, возле названного задания, а они указаны в строчку, ставьте точку карандашом, чтобы не забыть на чём вы закончили диктовку, не запутать ребёнка и, конечно же, себя. Следите за тем, что делает ребёнок. Подсказывайте, если малыш путается, где левая и правая сторона. Считайте вместе, если понадобиться, количество клеток.
Например, у вас фигура, самая стандартная – дом. Расскажите малышу, какой рисунок в итоге получится, или сохраните это в тайне для ещё большего интереса. От точки нужно:
1 → — 1 клетка вправо
1 ↓ — 1 клетка вниз, и так далее.
Диктуйте чётко, ребёнок должен воспринимать всё на слух. В конце работы посмотрите, насколько фигуры малыша, совпадают с заданными элементами. Если малыш ошибся, выясните вместе, где именно. Ластиком сотрите лишние линии, начиная с точки сбоя, и продолжайте черчение
Важно в процессе учебы сохранить хорошее настроение ребёнка.