Развивающие игры для детей с 1 года до 2 лет: полезные занятия с мамой и “обучалки” для малышей

Содержание:

Собирать пазлы

Собирать пазлы (Лабиринт, My-shop, KoroBoom) чрезвычайно полезно и для развития моторики, и для развития ассоциативного мышления, внимания. Естественно, начинать нужно с небольшого количества деталей – 2-6 штук. Если речь идет о пазлах, которые собираются на фоне дублирующей картинки (т.е. у малыша есть подсказка), то можно попробовать взять даже большее количество деталей – до 9-12.

Собирая пазл вместе с малышом, обязательно объясняйте логику своих действий: «Давай сначала найдем голову, смотри, с этой стороны не хватает уха, давай найдем где ухо… Теперь поищем туловище». Именно такой логикой удобнее руководствоваться малышу в этом возрасте. Собирать пазл с ориентировкой на рядом лежащую картинку для ребенка пока трудновато. Естественно, вам придется много раз проговорить, что куда нужно прицепить, прежде чем малыш уловит суть.

Когда я впервые показала дочери пазлы, она просто влюбилась в них, скажу больше, у нее началась настоящая «пазломания»:)  Месяца полтора сбор пазлов был у нас обязательной ежедневной процедурой, едва проснувшись и позавтракав, Таисия скорее тянула их с полки. Было очень интересно наблюдать за каждодневным прогрессом в ее действиях: все с большей легкостью она отыскивала нужные детали и все точнее соединяла их. (Но без моей помощи, конечно, еще не обходилась).

Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?

Каждый человек постоянно сталкивается с задачами застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде, завязать шнурки, причесаться, почистить зубы, поесть с помощью столовых приборов и не перепачкать все вокруг — все эти навыки не только полезны во взрослой жизни, но и помогают маленьким пальчикам стать более сильными и ловкими. Мы расскажем вам и о других занятиях, развивающих мелкую моторику, но в первую очередь мотивируйте ребенка на самостоятельное выполнение таких рутинных задач.

Совет № 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой

С какого возраста: с 1 года или как только ребенок поймет, что предметы из коробки не надо тащить в рот.

Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. Вам нужно взять какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполнить его чистым песком или крупой и положить несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т.п. Ребенок в возрасте до года с удовольствием копается в наполнителе сам, а также закапывает и откапывает предметы. Через некоторое время, когда малышу наскучит это занятие, можно устроить в коробке игрушечный огород, делая грядки и сажая в них желуди или веточки. Еще позже коробка станет сценой для игрушечных историй с фигурками людей и животных, домиками и машинками.

Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.

Совет № 2. Сделайте малышу бизиборд

С какого возраста: с 1 года.

Зачем развивать мелкую моторику с помощью дорогих игрушек, если можно сделать почти бесплатный тренажер из того, что есть под рукой? Бизиборд — это кусок фанеры или мебельный щит, к которому надежно прикреплены выключатели, кнопки, защелки, петли, колесики, обувные липучки. Проще говоря, все, что можно нажимать, дергать, крутить и т.д. Если у действий малыша появится обратная связь, например, при нажатии на кнопку загорится лампочка или прозвенит звоночек, его восторг будет безграничен.

Не забывайте, что при конструировании бизиборда нужно тщательно проверять все устройства на предмет острых углов, тугих пружин и других опасностей. Если все в порядке, эта самодельная игрушка обеспечит крупную пользу для развития мелкой моторики ребенка.

Совет № 3. Рисуйте пальчиковыми красками

С какого возраста: с 1 года, но можно и раньше, если малыша заинтересует это занятие.

Как понятно из названия, для рисования такими красками не нужно никаких приспособлений, только собственные пальчики ребенка. Не бойтесь, что малыш может наесться из ярких баночек.

Конечно, он именно так и сделает, но пальчиковые краски специально делаются невкусными и безвредными.

Если вы экономный и одновременно творческий человек, можете попробовать сделать пальчиковые краски самостоятельно. Самодельные краски тоже отлично подходят для развития мелкой моторики, только обычно получаются более тусклыми и хуже отстирываются с одежды, которую малыш неизбежно испачкает в процессе. Записывайте рецепт: растительное масло как основа, мука или крахмал как загуститель, пищевые красители для цвета и соль, чтобы ребенку было невкусно их есть.

Совет № 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах

С какого возраста: читайте инструкции на упаковке.

Когда собираетесь купить малышу очередную игрушку, в первую очередь ответьте себе на вопрос: будет ли она полезна для развития мелкой моторики? Может быть, не еще одну куклу, а раскраску или пластилин? Может быть, не готовую машинку, а конструктор, чтобы ее собрать? Клейте, лепите, рисуйте, вырезайте, складывайте — в общем, отдавайте предпочтение тем развлечениям, которые помогают малышу осваивать и совершенствовать свои навыки.

Совет № 5. Научите ребенка писать ручкой

С какого возраста: как только малыш научится читать.

Благодаря гаджетам современные дети рано учатся читать и набирать слова на клавиатуре, но в умении писать ручкой не видят никакой пользы. А зря, ведь этот навык всегда использовался как один из лучших способов развить моторику рук. Письмо совершенствует динамический захват, потому что над начертанием каждой буквы работают все мышцы кисти и запястья.

Попробуйте придумать какой-нибудь креативный подход, чтобы ваш ребенок захотел учиться писать. Например, объясните, что без этого не берут в школу (не совсем правда, но умение писать в первом классе — действительно преимущество) или скажите, что Дедушка Мороз принимает просьбы о подарках только в рукописной форме.

1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков

Что нового в этом возрасте:

Играем с прищепками (прицепляем прищепки к шаблонам, перекладываем с помощью прищепок кусочки поролона);

Игры-моталочки;

Делаем мыльную пену (учимся взбивать венчиком, надуваем пузыри через трубочку);

Отыскиваем предметы в мешке на ощупь;

Учимся упорядочивать предметы, ориентируясь одновременно на цвет и размер, либо на цвет и форму;

Пример подходящей для этого игрушки — цилиндрики (Лабиринт, My-shop, KoroBoom)

Играем с орехами (запоминаем их названия, сортируем по видам, достаем из мешка на ощупь);

Играем с пинцетом;

Пример детского пинцета и других полезных инструментов для развития моторики

Играем с сенсорными коробками;

Играем со стучалкой (с гвоздиками);

Пример стучалки: Ozon, My-shop, Babadu

Собираем матрешку, совмещая рисунок на ее частях;

Пример матрешкиЛабиринт, My-shop, Дочки & сыночки

Собираем пазлы из 4-20 частей;

Пример пазлаOzon, Лабиринт, My-shop

Находим недостающие фрагменты на самодельном пазле;

Делаем упражнения для пальчиков с пальчиковыми игрушками;

Пример пальчиковых игрушек: Ozon, My-shop, KoroBoom

Подбираем болты и гайки по размерам, прикручиваем;

Подбираем ключики к замочкам;

Выкладываем макароны/пуговицы по линиям;

Играем с пипеткой, разливая воду по ячейкам; играем с резиновой грушей и дозатором;

Пример пипетки

Вырезаем ножницами;

Пример тетрадей для вырезания — Kumon: Лабиринт, My-shop, Ozon

Играем с конструкторами;

Вот здесь можно найти подборку конструкторов для детей от 2 лет; а здесь — .

Конструируем из счетных палочек;

Играем со шнуровкой-планшетиком;

Пример шнуровки: Ozon, KoroBoom, My-shop

Играем с кинетическим песком;

Пример кинетического песка (Ozon, My-shop)

Уже знакомые игры:

Строим дорожки из домино;

Переливаем воду из одной миски в другую при помощи губки;

Составляем картинку на кубиках-пазлах;

Пробуем варианты из 4 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop

и из 9 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop

Играем с двух-трехслойными рамками-вкладышами;

Пример трехслойного и двухслойного пазлов

Играем в рыбалку с колечками от пирамидки;

Подбираем крышки к баночкам;

Играем с рамками-вкладышами без фоновых картинок;

Примеры рамок: Лабиринт, My-shop, KoroBoom

Играем в магнитную рыбалку;

Примеры рыбалок: Ozon, KoroBoom, My-shop

Играем в мозаику;

Примеры первых мозаик: Ozon, Лабиринт, My-shop

Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;

Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;

Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда

Разливаем воду из чайничка по стаканчикам;

Просеиваем крупу через ситечко;

Режем овощи и фрукты;

Пример набора овощей (Ozon, My-shop, Лабиринт)

Играем в лото;

Собираем грибы / ягоды;

Одеваем кукол, накладывая одежду;

Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop)

Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;

Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Чистим вареное яичко;

Учимся расстегивать липучки, молнии, откручивать и закручивать крышки от бутылок;

Примеры полезных в этом деле игрушек: 

Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)

Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)

Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

Игры для детей 1 года

Именно на втором году жизни малыш начинает осваиваться в социальном обществе. Учится играть с мамой, сестрой или братом. Взрослея, он находит приятелей на детской площадке, круг общения расширяется. Он с удовольствие рассматривает новых людей, слушает их, наблюдает за играми других, пытается участвовать.

Игры для детей 1 года должны быть достаточно разнообразными. Развивайте моторику. Под присмотром взрослых задайте несколько задач: сортировка чего-то мелкого, можно взять крупные бусы, орехи, каштаны, помпоны. Предметы могут быть разных цветов, фактуры. Пусть ребенок раскладывает их по нужным ячейкам или лоткам.

Пересыпание, переливание развивает пространственное мышление у малыша. В ванной дайте ребенку возможность поиграть, пусть он переливает воду из одной емкости в другую. Играть можно также с кинетическим песком или с любыми крупами. Это позволит развить усидчивость, концентрацию внимания. Все помнят «притихшего малыша», который добрался до мешка с мукой.

Купите развивающие картинки для детей от 1 года. Они позволят научиться распознавать различные предметы. Чаще рисуйте с малышом, давайте ему возможность творить самому. Пусть шедевра у него не получится, но сам процесс доставит ему огромное удовольствие. Пусть рисует чем угодно – карандашами, красками, мелом. Не забывайте о подвижных играх, выполняйте физические упражнения, покажите, как нужно шагать на месте, приседать, бросать мячи.

Игры с годовалым ребенком в ванной

Прежде чем говорить о том, в какие игры с ребенком в год можно играть в ванной, напомним о необходимости соблюдать правила безопасности. Никогда не пренебрегайте ими, чтобы избежать беды.

При соблюдении всех этих правил безопасности купание будет приносить вам и вашему ребенку исключительно радость. А теперь о том, во что играть с ребенком в ванной.

  1. Один из самых доступных вариантов весело провести время в ванной комнате – это добавить в воду пену для купания. Покупать стоит исключительно детские пенки для ванны, так как они не раздражают слизистую оболочку глаз. Еще одним плюсом детских пенок является приятный фруктовый запах, который нравится малышам. Дети любят играться с пеной, ведь она такая красивая, нежная, да и еще вкусно пахнет! Но если ваш ребенок старается все попробовать на вкус, проследите, чтобы он не наелся пены. Кроме пены можно использовать различные детские шампуни, которые тоже очень вкусно пахнут. Шампуни, конечно же, тоже следует покупать детские, с пометкой «без слез».
  1. Малыши очень любят играть резиновыми игрушками во время купания. Их выбор очень велик – от фигурок животных до персонажей мультиков. С помощью таких фигурок можно учить животных, запоминать звуки, которые они издают, разыгрывать небольшие сценки.
  1. Если после путешествия на море у вас остались морские камушки и ракушки, их тоже можно пустить в дело. Но перед тем как давать ребенку камушки, убедитесь, что они не острые и не могут нанести вред малышу.
  1. Помимо камушков, ракушек и резиновых игрушек можно воспользоваться пластмассовыми игрушками, такими, как совочки, ведерки, формочки. Список очень большой, в общем, подойдет все то, с чем дети играют в песочнице. Естественно, если игрушки были в песке, их надо предварительно вымыть.
  1. Бюджетный вариант резиновых и пластмассовых игрушек – фигурки, выполненные своими руками. Для того чтобы сделать такие игрушки, понадобятся губки для мытья посуды, ножницы и воображение. Из губки можно вырезать звездочки, сердечки и другие простые фигуры. Такой способ развлечься обязательно понравится малышу.

Примерный режим дня

В полуторагодовалом возрасте очень важен режим дня, так как он дисциплинирует ребенка и готовит его к распорядку, соблюдаемому в детском саду. Основными составляющими являются сон, приёмы пищи, гигиенические процедуры, а также познавание окружающего мира и новых навыков.

В таблице ниже рассмотрен примерный режим дня для малыша в возрасте полутора лет:

Время Действия
8:00 Пробуждение
8:00-8:30 Переодевание, гигиенические процедуры (умывание тёплой водой, чистка зубов)
8:30-9:00 Завтрак
9:00-12:30 Период бодрствования: прогулка на свежем воздухе, активные игры, общение с родителями, развивающие занятия
12:30-13:00 Подготовка к обеду и обед
13:00-16:00 Подготовка ко сну, дневной отдых
16:00-16:30 Пробуждение, подготовка к полднику и полдничный приём пищи
16:30-19:15 Вечерний период бодрствования со спокойными играми и развивающими занятиями
19:15-19:45 Подготовка к ужину и непосредственно вечерний приём пищи
19:45-20:15 Общение с членами семьи в спокойной обстановке
20:15-20:45 Гигиена: купание (можно с водными спокойными играми), чистка зубов, надевание пижамы
20:45-21:00 Вечерний ритуал перед отходом ко сну
21:00-8:00 Ночной полноценный сон

Этот распорядок примерный. Режим дня должен быть индивидуальным, соответствующим физиологическим потребностям и особенностям конкретного ребёнка. Так, некоторые детки встают раньше, и в таком случае все пункты распорядка будут сдвигаться.

Строить дорожки из домино

Для кого-то это покажется удивительным, но годовалый ребенок уже может играть в домино! Конечно, пока нет необходимости объяснять малышу подробные правила, рассказывать, что такое «базар» и «рыба», его это вряд ли заинтересует. Но вот сам принцип домино, основанный на подборе одинаковых картинок, ребенок уже легко может уловить.

Для игры понадобится детское домино с понятными малышу картинками (у нас, например, такое, еще варианты — Ozon, My-shop). Объясните ребенку, что из доминошек можно строить дорожки (или заборчики, как больше нравится). Только дорожки не простые: доминошки в них обязательно нужно подбирать так, чтобы совпадали картинки по краям. Мы с Таисией из домино строили большой заборчик, внутри которого у нас обязательно жила какая-нибудь зверушка. В домино Тася подолгу могла играть самостоятельно.

Развиваем зрение с помощью черно-белых картинок

Бытует мнение, что новорожденные видят мир в черно-белых тонах. На самом деле это заблуждение учеными уже опровергнуто. Действительно, зрение малыша до 3 месяцев еще очень несовершенно, и черно-белые изображения он различает гораздо лучше. Однако и остальные цвета он, хоть и хуже, но видит.

Если вы когда-нибудь показывали малышу черно-белые картинки, то, наверно, замечали, что они буквально приковывают его внимание. Это происходит потому, что малышу легче сфокусироваться на контрастном изображении

Все вышесказанное не означает, что окружающее пространство малыша нужно ограничить по цвету, но демонстрировать ему контрастные черно-белые картинки в первые 3 месяца жизни чрезвычайно полезно.  Это способствует развитию внимания, остроты зрения, способности фокусироваться на предметах.

Как включить черно-белые картинки в жизнь малыша?

  • Картинки можно развесить в кроватке (изображения желательно менять время от времени).
  • Можно сделать черно-белые кубики и закрепить их на мобиле или развивающем коврике (СКАЧАТЬ развертки кубиков для печати).

Черно-белые картинки можно расставлять перед малышом в любом месте, где он бодрствует.

На просторах интернета можно найти огромное количество черно-белых картинок для скачивания, хотя бы вот здесь. Но можно посмотреть и готовые варианты карточек (Ozon, My-shop, KoroBoom), как правило, они выполнены из плотного картона, что бесспорно является плюсом, ведь, подрастая, ребенок с удовольствием начинает хватать карточки.

Когда начинать показывать?

Картинки можно показывать с самого рождения. Сначала ребенку больше всего понравятся геометрические формы и простые узоры. Попозже, примерно с 1,5 месяцев, будет интересно смотреть картинки с силуэтами животных и разных предметов.

Начиная с 1,5 месяцев, я показывала и называла черно-белые карточки с изображениями разных предметов, опираясь на рекомендации методики Домана. То есть брала комплект из 10 карточек и прокручивала их перед сыночком, озвучивая названия. Потом, спустя некоторое количество показов, заменяла в комплекте старые карточки на новые (по одной). Не буду сейчас утверждать, что малыш все запомнил (т.к. проверить это вряд ли возможно ), но то, что он смотрел всегда с огромной заинтересованностью и порой визжал от восторга при их появлении – это факт!

После 3 месяцев специалисты рекомендуют показывать уже яркие цветные картинки. Они также должны быть контрастными и с минимальным количеством деталей.

Вместо заключения

Важно помнить, что в этом возрасте ребенок еще очень плохо играет самостоятельно в сюжетно-ролевые игры, он только лишь плавно начинает переходить из пассивного зрителя в активного участника. Поэтому полноценная игра без участия взрослого пока что невозможна

Например, по дочке я замечала, что в возрасте года с небольшим она безумно любила наши инсценировки чаепитий, любила разливать игрушкам чай, кормить их кашей, но стоило мне уйти, вся ее самостоятельная игра сводилась к перекладыванию посуды с места на место.

Поэтому необходимо время от времени проигрывать с ребенком различные сюжеты. Поначалу он будет повторять те сюжеты, которым вы его научили, затем будет привносить что-то свое.

Играть ли в куклы с мальчиками? Существует мнение, что мальчикам сюжетные игры не нужны (ведь там же куклы!). Мнение, на мой взгляд, совершенно неправильное. Не стоит лишать ребенка интересного опыта и препятствовать его полноценному развитию из-за каких-то предрассудков. Если вас смущают именно куклы, можно использовать в игре любые другие ролевые игрушки (мишек, зайчиков, например). А вообще по заявлениям специалистов до 3 лет в воспитании мальчиков и девочек не должно быть полоролевых различий. До этого возраста можно совершенно не опасаться, что, играя в куклы, вы воспитаете в мальчике женские качества.

На этом у меня все. А как вы играете со своим малышом? Какие сценки и сюжеты больше всего любит ваше чадо?

Рекомендую также почитать статьи:

Искренне ваша, Яна Разначенко

Развивающие занятия с детьми 3 – 4 лет “Логика”

Автор И. Бушмелёва. Художник Н.Губарева.

Дети 3-4 лет уже способны группировать предметы на основе главного признака. Занятие построено на основе малого количества групп, которые ребенок постоянно встречает в обыденной жизни.

Задание для ребенка: покажи, где на картинке нарисована одежда. А теперь посмотри что общего у оставшихся предметов? Ребенок должен не просто показать предметы из одной группы, но и назвать эту группу (мебель, посуда, транспорт).

Это занятие направлено на установление ребенком логической связи между “парными” предметами.

Задание для ребенка: подбери пару каждому предмету, который ты видишь на рисунке. 

Занятие с ребенком 3-4 лет «Вопрос – ответ». Задавайте вопросы только, если ребенку интересно на них отвечать.

Задание для ребенка:  закончи фразу, которую я скажу или ответь на вопрос.

  1. Когда кушают, берут ложку, а когда пьют берут …
  2. Ночью темно, а утром …
  3. Птица летает, а рыбка…
  4. Самолет летит по небу, а кораблик плывет по…
  5. Если горит красный свет светофора нужно стоять, а если зеленый…
  6. Штаны и кофта – одежда, а суп и каша…
  7. У людей руки и ноги, а у кошки…
  8. Мёд сладкий, а лимон…
  9. Бабочка летает, а кузнечик…
  10. У уточки много утят, а у курочки…

Дети в возрасте 3-4 лет часто фантазируют, используя свое воображение. Добавим к нему логику. Хорошо если ребенок аргументировано объясняет, почему он так или иначе подумал (например, собака рассказывает веселую историю, потому что она улыбается). 

Занятие с ребенком: Расскажи, о чём говорят животные? С кем говорит кошка и о чем, как ты думаешь, почему? А что рассказала сорока? и т.д.

Это занятие с детьми 3- 4 лет на развитие внимания. 

Задание для ребенка:

  1. Сравни предметы на рисунке и выбери лишний предмет в каждом ряду, объясни свой выбор (например, все чашки в полосочку, одна с кружочками или у всех елочек одна половинка желтая, а у одной нет).
  2. Найди в каждом ряду точно такой же предмет как первый. (1=4, 1= 3, 1=4, 1=2).

Ребенок 3-4 лет уже должен понимать, какие предметы одежды для чего предназначены, даже если сам он еще не умеет одеваться

Важно, чтобы предметы одежды “надевались” по порядку (то есть сначала носки, а затем сапоги). При этом малыш должен говорить, как называется тот или иной предмет одежды. 

Задание для ребенка: девочка Катя собралась идти на улицу гулять. На улице сегодня холодно. Помоги Кате одеться, чтобы она не замерзла. 

Занятия с ребенком 3-4 лет на закрепление навыков приема пищи.

Задание для ребенка: Вася хочет покушать. Помоги ему сделать все правильно.

1. Чем нужно налить суп в тарелку? (поварешкой)

2. Чем кушают суп? (ложкой)

3. В сковороде жареная картошка. Во что Вася должен ее положить и чем будет ее кушать? (в тарелку, вилкой)

4. Вася хочет пить. Во что он нальет чай? (в кружку, стакан)

5. Мальчик любит, чтобы чай был сладким. Что ему для этого нужно сделать? (положить сахар в чай и размешать ложечкой)

6. Вася вкусно покушал. Что он скажет маме? (спасибо)

7. Что нужно сделать с посудой после обеда?  (вымыть, помыть посуду) Вася поможет маме? (да, конечно)

Задание для ребенка: покажи и назови, кто где живет. 

Занятие с детьми 3-4 лет “Что больше”

Задание для ребенка: посмотри на картинку, какая рыбка больше? А какая собачка меньше? и т.д.

Играть с простыми мозаиками

А еще 1 год 3 месяца — это отличное время, чтобы начинать приобщаться к мозаикам! Но только, конечно, к самым простым, малышковым. Главная задача мозаики в этом возрасте — не обучить ребенка создавать картины и не развить фантазию, а научить малыша работать с мелкими деталями и выучить цвета.

Совсем не обязательно при игре сразу вставлять детали «правильно»

Как правило, сначала дети слишком сильно увлечены процессом, чтобы обращать внимание на цвет деталей. Пускай сначала ребенок просто вставляет детали в отверстия, тренируя неподдающиеся пальчики

Ну а вы проговаривайте названия тех деталей, которые берет ребенок, чтобы у него в голове потихоньку откладывалась эта информация. И только когда малыш освоится с игрой и вы поймете, что ваша информация «не прошла мимо ушей» , предложите вставить синюю деталь в синее отверстие, а красную — в красное.

Вот примеры очень хороших, малышковых мозаик. Из деревянных (и довольно бюджетных) — это «Бабочки» (как на фото чуть выше), «Машинки». Из пластиковых — «Веселые пуговки».

На этом все. Если все из этой статьи уже освоено, переходите к следующей подборке — от 1,5 лет!

Искренне ваша, Яна Разначенко

Чем можно занять ребенка в 1 и 1,5 года дома

Чем же интересным и полезным занять ребенка в год? Маленькие дети очень эмоциональны, впечатлительны, внимание их неустойчиво, они еще не умеют управлять им. Поэтому, занимая ребенка в год, воспитывая, надо заинтересовать его, вызвать бодрое, хорошее настроение, активность

Потешки для маленьких

Дети очень любят игры, сопровождаемые стихами (ритмичной речью) или напевками. Предлагаем некоторые из них. Шутка-потешка произносится радостно с игровыми элементами, чтобы вызвать улыбку и радостные эмоции у ребенка:

Идет коза рогатая,

Идет коза бородатая.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп:

«Кто кашки не ест,

Молока не пьет

— Забодаю, забодаю…»

***

Ладушки-ладушки,

Где были? У бабушки! Кашку поели,

Молочко попили И — шу-у — полетели!

На головку сели!

Взрослый хлопает ладошками ребенка. При словах «шу-у — полетели!» поднимает ручки ребенка, машет ими и кладет ему на головку. В дальнейшем старайтесь, чтобы ребенок под ваше чтение выполнял движения самостоятельно. Вы должны понять, что самостоятельность ребенка начинает развиваться с первых месяцев жизни, когда он на некоторое время остался без взрослого, но с игрушкой. С ней он «действует»: хватает, стучит, машет, бросает.

Подрастая и развиваясь, малыш, подражая взрослому, повторяет за ним движения и учится играть сам. Но на первом этапе обучения самостоятельности ему нужно помочь.

Покачивая ребенка на коленях, приговаривайте:

Поехали, поехали

За грибами, За орехами.

Приехали, приехали

С грибами, С орехами.

Положите ручки малыша на головку. Помашите ладошкой, как бы отгоняя птиц:

Прилетели гули,

Гули-голубочки.

Сели на головку,

На головку дочке.

Ты, моя дочка,

Помаши ладошкой — Кш, гули, кш…

Поддерживая ребенка под мышки, учите переступать с ноги на ногу под ритм стиха:

Уходи с дороги, кот.

Наша Олечка идет.

Топ-топ, топ-топ,

Топ-топ, топ-топ.

Наши ножки по дорожке

Смело топают: топ-топ!

Наши рученьки-ладошки

Звонко хлопают: хлоп-хлоп!

Раскачиваясь на коленях, ребенок повторяет:

Вверх-вниз, вверх-вниз!

Крепче, Оленька, держись!

Вверх-вниз, вверх-вниз!

Держись, Оля, не свались!

Играя с мячом, учите сопровождать движение словом:

Бросаю мой мяч,

Бросаю опять!

Катаю мой мяч,

Катаю опять!

Катаю туда,

Катаю сюда!

Лови, не зевай!

Мне мячик подай!

Проговаривая первые строчки, водите пальцем по ладошке, а затем загибайте пальчики к ладошке:

Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала

И этому дала,

А этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Кашу не варил —

Тебе нет ничего…

Игры в поездках

Когда вы с ребенком вместе куда-то едете, надо его занять, чтобы не скучал и не капризничал. А ведь в машину или самолет не взять с собой особо никаких игрушек. С другой стороны, в поезде вариантов больше. В любом случае, игры для поездок возьмите на заметку – ведь в них хорошо играть в любом месте.

Чем занять ребенка 1,5 года в поезде:

Лото и домино;

На детских вариантах этих игр вместо чисел и точек нарисованы животные, насекомые, рыбки, мультгерои и другие картинки. Дети полутора-двух лет вполне способны разобраться, при помощи взрослых.

Занимает мало места, поэтому легко поместится в походном рюкзачке ребенка. Кстати, бывает и игра крестики-нолики, в которой не надо рисовать, там есть ячейки и в них кладут фигурки.

Творчество;

Девочка рисует

Никто не отменял краски – для возраста 1,5 года лучше пальчиковые, массы для лепки, которые легко заменяются соленым тестом, фломастеры и карандаши. Все это очень увлекает детей.

А еще водные раскраски, где картинка проявляются от небольшого количества воды, они помогают научиться держать кисточку и работать с ней.

Для пальчиковых красок тоже бывают специальные раскраски – в них надо делать отпечатками пальцев точки, много-много, которые и заполняют контуры картинки.

Девочка играет в пластилин

Из пластилина можно не только фигурки лепить, но и делать разные изображения. Нарисуйте что-то простое: мяч, грибок, елочку. Пусть кроха заполняет рисунок пластилином. Под присмотром взрослого можно дать горошины и фасолины сухие, узорные макаронины и вдавливать их в размазанный пластилин.

А еще, для пластилина типа Playdoh, продаются разные наборы с формочками и даже разными устройствами типа «конфетной фабрики», «чеснокодавки» и другие. Может, пластилин в поезд вы и не возьмете, а вот карандаши с тетрадкой или раскраской – легко.

Чем занять ребенка 1,5 года в самолете:

  1. Обучение цветам, формам, названиям;
  • Понадобятся простые однотонные предметы – это могут быть кубики или даже силиконовые лопатки для кухни, какие-то игрушки;
  • Вы показываете их по одному и говорите не только название, но и цвет;
  • Повторите несколько раз;
  • А теперь – проверяйте. Спрашивайте, где находится определенный цвет, ребенок должен показывать рукой, но даже если он так не делает, проследите за его взглядом;
  • Также можно спрашивать, где расположены какие-то другие вещи: часы, окно, лампочка, ковер. Малыш будет поворачивать голову в нужном направлении;
  • Так вы поймете, чего кроха еще не знает, чтобы поработать с этим, а ему самому будет просто интересно.
  1. Прятки;

Конечно, маленький пока не сможет хорошо спрятаться. Да и не надо! Эти прятки другие. Вы прячете определенный предмет, но так, чтобы он был почти на виду, а ребенок его ищет. При этом можно говорить «горячо» и «холодно».

Чем занять ребенка в 1,5 года в машине:

  • Цветные яркие книжки с толстыми страницами идеально подойдут для путешествия в машине;
  • Игрушка музыкальный руль – пусть ребенок «рулит» вместе с папой, вы просто подскажите ему это и игра, практически на всю дорогу, обеспечена;
  • Смотреть в окно. Не просто смотреть, конечно, а давать задание найти что-то: зеленую машину, высокое дерево, дом, трактор, поле;
  • Аудиосказка. Просто загрузите на флешку сказки, пусть в дороге вместо музыки будут интересные истории!

И знайте, что главное в любой поездке – сохранять спокойствие и отвлекать малыша от ненужных действий и капризов.

  • Как заставить ребенка слушаться?
  • Как развить самостоятельность у ребенка?
  • Ребенок постоянно ноет, почему?

Собирать грибы/ягоды

Еще одна интересная игра родилась у нас сама собой, когда в нашем доме появился счетный набор «Грибы» (Лабиринт, My-shop, KoroBoom). Суть игры такова: малышу нужно найти заранее расставленные по комнате грибочки (вместо них могут быть и другие одинаковые предметы, например, ягодки, маленькие мячики, листочки).

Грибочки нужно расставить заранее, пока ребенка нет в комнате. Некоторые грибочки нужно обязательно поставить на самых видных местах, чтобы малыш почувствовал интерес к игре и понял, что у него все получается. А некоторые нужно поставить так, чтобы пришлось чуть-чуть поискать, например, за ножкой стула, под машинкой и т.п. Но не слишком переусердствуйте! Игра хорошо развивает внимательность и наблюдательность.

Игры с годовалым ребенком в дороге

Часто бывает так, что необходимо куда-нибудь съездить с ребенком, и дорога предвещает быть долгой. Но кроха не желает ни минуты сидеть на месте, малышу хочется познавать мир и открывать для себя что-то новое, поэтому он начинает капризничать. Избежать истерик в дороге помогут несколько советов и интересные развивающие игры для детей 1 года, простые в организации.

  1. Возьмите с собой в дорогу несколько любимых игрушек малыша, и когда ребенок начнет капризничать, дайте ему эти игрушки и поиграйте вместе.

Еще один вариант – это рассматривание картинок в книге

Цветные иллюстрации привлекут внимание ребенка, успокоят его, помогут запомнить названия предметов. Попросите ребенка показать в детской книжке или журнале определенный объект

Это научит ребенка связывать внешний вид объекта с его названием, а также поспособствует развитию наблюдательности.

  1. Если внезапная поездка застала вас врасплох, и вы не имеете при себе ни игрушек, ни книжек, в таком случае отлично подойдут пальчиковые игры для 1 года детей, про которые ранее рассказывалось в этой статье.

Важной составляющей в развитии ребенка является знание собственных частей тела. Вы показываете малышу определенную часть тела, например, нос и называете его

Показывать при этом можно как на собственный нос, так и на нос ребенка. Через некоторое время малыш сам сможет указать и на свой и на ваш нос. Польза этой игры для детей 1 года в том, что она не требует никакого игрового материала, при этом отлично развивает координацию и позволяет ребенку осознать границы собственного тела.

  1. Веселая музыка из детских мультфильмов разрядит обстановку и развеселит ребенка. Совет: создайте на своем телефоне плейлист с детской музыкой и включайте ее, когда не знаете, чем занять малыша. Так же в интернете можно скачать уже готовые плейлисты или приложения.

Согласитесь, мы представили развивающие игры для детей 1 года в достаточно большом количестве. С их помощью вы без труда можете заниматься разносторонним развитием вашего ребенка. Уверены, что теперь вы всегда будете знать, чем заняться со своим малышом, и не дадите ему скучать.

Игры в дороге

Хор в автомобиле

Ш. Фельдчер, С. Либерман

Поскольку вы едете в собственной ‘колеснице’, вы можете петь, раскачиваясь в такт мелодии. Каждый выбирает популярную песню, которую могли бы петь все вместе. Если в машине несколько человек, то ‘хор’ можно разделить на две или три группы. Автомобиль — прекрасное место, где можно научить детей песням своего детства или родителям познакомиться с песнями, которые поют в школе.Если вам нравятся песни из музыкальных фильмов, прослушивайте их записи и вместе учите слова. Напевайте мелодии из любимых телепередач. Учите вашего ребенка песням, которые любите вы, и в свою очередь запоминайте его любимые песни.

Совет меломанам

Если у вас в машине есть магнитола, поставьте записи детских песен или ваших любимых народных песен и подпевайте им. Конечно, можно обойтись и своими силами, а еще интереснее будет, если вы возьмете в машину пустую кассету и запишите ваше хоровое семейное исполнение. 

Подбери мелодию

Попробуйте использовать любимые мелодии для ваших семейных песен. Если вы, например, едете к тете Бонни, у которой есть толстая, пушистая кошка по кличке Далила, можно позаимствовать мелодию из песни ‘В лесу родилась елочка’ со словами:

А у Далилы-кошечкиПолоски хороши,Живут в полосках блошечки.Чеши ее, чеши!

Возьмите любую песню и меняйте слова, как хотите, так, чтобы получилась ваша собственная песня. Наверное, некоторые из них вам покажутся забавными и станут любимыми в вашей семье. Наиболее удачные запишите на магнитофон, чтобы не забыть их.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector