Правила игры в шахматы
Содержание:
- Значение фигур, их «стоимость»
- Правила турниров
- Поэтапное обучение
- Играть в шахматы с компьютером на весь экран
- 3 причины узнать, как научится играть в шахматы: бегом за доской и фигурами!
- Советы начинающим
- Важность начала партии
- Расстановка фигур в шахматах
- Ценность фигур
- Как расставить шахматы на доске
- Как ходят фигуры?
- Общие правила
- Идем к победе в шахматах: какую стратегию выбрать?
- Вскрытый шах
- Детский мат в шахматах в 2 и в 3 хода
Значение фигур, их «стоимость»
Во время сражения игроку приходится жертвовать фигурами, чтобы выполнить поставленные задачи. Участники боя имеют различную ценность. Ее нужно учитывать при принятии решения. Для этого нужно запомнить значение, «стоимость» каждой фигуры:
- король является бесценной фигурой, без него игру продолжать нельзя;
- у ферзя самая высокая стоимость, он может выполнить функции 9 пешек;
- стоимость коней и слонов составляет 3 пешки;
- пешки считаются солдатами, выполняют мелкие задачи.
У каждой фигуры есть определенные отличия. Иногда в подарочных вариантах они имеют нетрадиционный вид. Но отличить слона, коня, ладью или ферзя все же можно.
Правила турниров
Определенные правила проведения имеют даже любительские турниры. На первый взгляд они довольно просты, но требуют от игроков аккуратности и бдительности. За их соблюдением обязаны следить судьи. Это предписывает инструкция проведения турниров.
Тронул – ходи
Это – одно из главных правил. Если игрок прикасается рукой к фигуре, он обязан ею ходить. Если же он прикасается к фигуре противника, то он должен ее взять. Если игрок тронул сразу две свои фигуры, то ходить он должен той, к которой прикоснулся первой.
Часы и Таймеры
Почти все варианты баталий предполагают фиксацию времени на обдумывание игроками передвижений персонажей. Для этого используются механические часы и электронные правила. Общие правила их использования таковы:
- Нажимать на часы после завершения каждого хода той рукой, которой он был сделан;
- Следить за временем соперника, не допуская его просрочки, которая фактически означает его проигрыш;
- Ограничение по времени уточнять перед началом партии.
Это основные правила того, как играть с контролем времени.
Поэтапное обучение
По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.
Важные принципы организации занятий:
- Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
- Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
- Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.
Первое занятие – игра пешками
Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.
Объясните ребенку, как ходят пешки:
- могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
- при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
- если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
- белая ходит первой.
Второе занятие – пешки и слоны
После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в игру слонов. Цель игры остается прежней.
В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:
- какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
- когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
- как использовать пешки, чтобы защитить слона;
- как заблокировать слона соперника своими пешками.
Третье занятие – пешки, слоны и ладьи
К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.
В процессе игры ребенок должен начать понимать:
важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.
Четвертое занятие – добавьте коня
Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.
Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.
Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки
Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.
На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.
Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками
Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.
На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.
Седьмое занятие – полная игра
Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».
Играть в шахматы с компьютером на весь экран
Хотелось бы дать несколько советов по поводу того, как играть в шахматы с компьютером на весь экран. Данные рекомендации особенно пригодятся новичкам, которые только осваивают эту древнюю игру. Но если вы уже серьезно занимались, но не пробовали своих сил в борьбе с машиной, эта заметка также будет вам полезна.
Советы по игре в шахматы с компьютером
- компьютер часто играет по шаблону, поэтому сразу постарайтесь запомнить, какие ошибки он допускает. В последующих партиях вы наверняка сможете прийти к той же позиции и легко его обыграть.
- обязательно анализируйте сыгранные партии, так как это поможет вам повысить уровень своего мастерства. Если у вас появятся вопросы по какой-то позиции, то сделайте скрин экрана и ссылку на изображение скиньте в чат (чуть выше этой статьи), мастер по шахматам обязательно вам всё объяснит.
- силу игры компьютерной программы можно устанавливать вручную, так что после первых партий вы без проблем сможете оценить свои навыки и в дальнейшем соперничать с равным себе оппонентом. Так ведь гораздо интереснее, чем если бы играли гораздо сильнее или слабее, чем ваш противник.
- не расстраивайтесь после поражений, так как каждый человек ошибается. Опытные шахматисты гораздо легче переносят неудачи, так как понимают, что в этой игре обязательно определяется победитель и проигравший. Рассматривайте их как повод подтянуть свои знания, например, посмотрев видеоуроки по дебютам и шахматным ловушкам, которые в большом количестве собраны на нашем портале.
- старайтесь играть с компьютером только в свободное время, чтобы шахматы не мешали вашей работе и другой деятельности. К тому же, эта такая игра, для победы в которой нужна особая концентрация.
То, как технически реализована игра, во многом зависит от сайта. Есть площадки, на которых виртуальная доска небольшого размера — и это удобно далеко не всем пользователям. Но есть такие ресурсы, где вы можете включить шахматы на весь экран и играть с компьютером максимально удобно.
Когда экран при игре в шахматы развернут, вы лучше охватываете происходящее, не отвлекаетесь на другие изображения или текст на мониторе. Благодаря этому концентрация на процессе гораздо эффективнее. Особенно это касается тех людей, которые имеют некоторые проблемы со зрением
Для них возможность играть в шахматы с компьютером на весь экран — это очень важно
Почему стоит играть в шахматы регулярно?
Играть в шахматы с компьютером — это не совсем возможность как-то убить время, потратить его на что-то интересное. Дело в том, что такая игра (даже в виртуальном формате) приносит очень много пользы игрокам, например:
- Учит логическому мышлению. Хороший шахматист продумывает свои шаги надолго вперед. Это означает, что он не только держит в голове текущую ситуацию, но и выстраивает несколько вариантов будущего. Для этого нужно уметь концентрироваться, не отвлекаться на посторонние вещи.
- Повышает уровень внимания. Если вы решили играть в шахматы с компьютером (бесплатно и без регистрации), то знайте, что против вас выступает хладнокровный соперник. Компьютер не отвлекается, не расстраивается — у него нет совершенно никаких эмоций. Это говорит о том, что вам тоже нужно держать себя в руках и избегать лишних эмоциональных всплесков, а также не обращать внимания на все, что происходит вокруг. Такая ситуация и тренирует столь необходимую концентрацию.
- Учит настойчивости, последовательности. Если вы садитесь в шахматы играть с компьютером, то заранее готовитесь к тому, что если и проиграете, то «бездушной» машине. Ваше самолюбие вряд ли будет задето, как в случае с человеком. Вы видите цель и идете к ней, не отвлекаясь на свои внутренние переживания, ожидания, обиды и другие проявления. В результате вы учитесь работать над конкретной задачей, отбрасывая все лишнее. Эту стратегию затем можно использовать в жизни и добиваться больших успехов в разных сферах жизни.
Интересно то, что играть в шахматы с компьютером можно начинать в любом возрасте. Если вам 30, 40 и даже 50, но вы никогда не увлекались таким делом, самое время начать. Пластичность мозга разрабатывается постепенно, поэтому при должном усердии в любом возрасте можно выйти на очень высокий уровень и выигрывать даже у машины, которая не подвержена человеческим слабостям.
3 причины узнать, как научится играть в шахматы: бегом за доской и фигурами!
-
Игра в шахматы «прокачивает» как долговременную, так и кратковременную память.
При этом она заставляет ваш мозг обрабатывать несколько видов информации (цифры, изображения, цвета).
-
Шахматы развивают как логическое мышление, так и абстрактное.
То есть вам нужно и себя показать (продумать свои ходы), и на других посмотреть (предусмотреть действия соперника).
-
Стоит научится играть в шахматы хотя бы для того, чтобы развить в себе немало полезных качеств – решительность, твердость характера, умение быстро концентрироваться, волю к победе, эмоциональную устойчивость (вы же не будете рыдать при проигрыше, как пятилетняя малышка, у которой забрали куклу?).
Словом, вы станете практически мистером Совершенство.
Советы начинающим
Секция шахмат для взрослых и детей дает несколько советов начинающим гроссмейстерам. Следование им обеспечит вам удачную партию и позволит стать настоящим асом в этом виде спорта. Ниже мы приведем основные из них:
- Обдумывайте каждый ход противника;
- Разрабатывайте собственный план того, как поставить сопернику шах и мат;
- Знайте ценность своих фигур.
На некоторые моменты следует обратить особое внимание. Вот они:. Защищайте своего короля
Защищайте своего короля
Даже при правильной расстановке на доске безопасность короля может оказаться под угрозой. Поэтому всегда тщательно продумывайте его защиту, не позволяя сопернику ставить шах и мат. Но в то же время не позволяйте себе спокойно наблюдать за тем, как едят ваши фигуры.
Грамотный гроссмейстер не только держит под защитой своего главнокомандующего, но и разрабатывает удар по противнику.
Контролируйте центр шахматной доски
Держать под контролем нужно, как минимум – 4 центральных клетки. Именно здесь располагаются основные игровые позиции. Фигуры по краям игрового поля меньше вовлечены в игровое сражение и потому они менее поворотливы. Партию невозможно вытянуть одними пешками. Поэтому нужно, не мешкая поочередно вводить в нужные зоны основные силы, которыми вы будете ставить шах и мат партнеру.
Важность начала партии
Разнообразный дебютный репертуар — атрибут всех успешных игроков. Базовые перемещения фигур описываются несколькими шахматными терминами. Их расшифровка приведена в таблице.
Термин | Пример ходов | Описание |
Начало | 1.е4, 1.g3 и другие | Первый ход, совершаемый белыми |
Дебют | 1.Kf3-d5 2.g3 (дебют Рети), 1.Kf3-d5 2.b3 (дебют Нимцовича) | Второй ход белых, определяющий дальнейшее расположение фигур на доске |
Партия | 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. d2-d4 (Шотландская партия) | Третий ход белых, который определяет ответные действия черных |
Защита | 1. e2-e4 c7-c5 (Сицилианская защита) | Становится результатом идейного замысла черных, которые вынуждены защищаться от атаки белых |
Гамбит | 1. e2-e4 e7-e5 2. f2-f4 (Королевский гамбит) | Общее название для дебютных построений, по ходу которых один из игроков жертвует свой материал для получения тактического преимущества |
Расстановка фигур в шахматах
Название шахматных фигур
Соперники играют по разные стороны доски, один из них ходит белыми фигурами, второй – черными. Фигуры в каждой партии расставляются одинаково следующим образом:
- Линии номер 2 и 7 – пешки. Восемь пешек, как бы прикрывают строй основных фигур.
- Углы доски – ладьи;
- Рядом с ладьями – кони;
- Рядом с конями – слоны;
- Посередине – ферзь (должен стоять на клетке идентичного с ним цвета: белый – на белой, черный – на черной);
-
Рядом с ферзем стоит король.
Первый ход в партии делают белыми фигурами (решение о том, кто какими фигурами играет, принимается с помощью жребия). Итак, вначале ходят белые фигуры, потом черные, затем снова белые, потом черные и т.д.
Пешки
Пешки имеют право ходить только вперед. Бьют фигуры соперника по диагонали и становятся на место той фигуры, которую побили. В первоначальной позиции, пешка может ходить через одну клетку, или пойти только на следующую клетку вперед. В том случае, когда она уже находится в игре (то есть, делала ходы), то она может двигаться лишь на один квадрат вперед.
Например, пешка стоит на позиции-e2.После первого хода, который можно делать через одну клетку, пешка оказалась на- e4.
Ладья (тура)
Ладья ходит и бьет фигуры противника вперед или в боковом направлении. Строго по горизонтали или по вертикали. На любое доступное на доске количество клеток. Все фигурки убираются с доски, короля съесть нельзя, можно только объявить мат. Ладья может также перепрыгнуть собственного короля, но только во время рокировки. Символические обозначения ладьи – Л или R.
Ладья имеет право делать ходы в вертикальном и горизонтальном направлении, если на ее пути нет иных фигур. Условная стоимость ладьи – 5 пешек.Так может ходить ладья.
Конь
У коня ход необычный: он подпрыгивает через остальные фигурки на две клетки и одну вбок, буквой «Г». Это единственная фигура на доске, которая в любой момент может перепрыгнуть через любую фигуру, свою или чужую.
Ходы конем из начального положения.
То есть, даже в полном окружении фигур соперника, конь теоретически может спастись, тогда как для других фигур окружение крайне плохо. Схема движения коня похожа на букву “Г”: две клетки вперёд, назад, вправо или влево, а затем одна клетка в сторону (показано на рисунке).
Офицер (слон)
Слон продвигается по диагонали на нужное количество клеток. Это, как правило, только клетки одного цвета. Потому, что это диагональ. Поэтому их называют чернопольным слоном или белопольным слоном. Слон может преодолеть любое доступное количество клеток. Для краткости в записи эту фигуру обозначают С или В в английском варианте.
Шахматный слон ходит по диагонали.
Ферзь
Королева (ферзь).Сильнейшая фигура в шахматной игре, передвигаемая на любое число полей по прямой или по диагонали во всех направлениях. В начальной позиции ферзь всегда занимает клетку своего цвета, отсюда и выражение: «Ферзь любит свой цвет».
Существуют позиции, из которых ферзь может атаковать сразу до 27 клеток. В русских записях ферзю соответствует символ Ф, в английских – Q.
Ферзь является самой мощной фигурой в шахматах. Его условная стоимость – 8 пешек. В нем сочетается сила одновременно ладьи и слона. Ферзь может ходить по вертикали, диагонали и вертикали (в том случае, если на пути нет других фигур.
Король
Цель игры захватить короля.Поставить ему мат. Поэтому это самая весомая и значимая шахматная фигура. Король передвигается в любую сторону: прямо, в бок и по диагонали. Но, всего на один шажок.
Король не имеет права делать ходы на соседнее поле в том случае, если оно атакуется одной из фигур соперника, либо если на этом поле находится другая фигура одинакового с королем цвета.
Самой слабой, но весомой и значимой шахматной фигурой является король.
Ценность фигур
Правила в шахматах нужно неукоснительно соблюдать. Играть рекомендуется без фанатизма, то есть, не рискуя понапрасну фигурами. На игровой доске важна каждая пешка. Ведь если в вашей армии не останется бойцов, то с кем вы пойдете в атаку для того, чтобы поставить мат. Однако ошибок в игре не избежать и иногда приходится жертвовать представителями игровой армии. Что из них отдавать – решать вам, ниже мы приведем таблицу с их ценностью:
- Ферзь – 9 очков;
- Ладья – 5 очков;
- Слон и Конь – по 3 очка;
- Пешка – 1 очко.
Очки не влияют на результат. Они лишь дают понять игроку, что он теряет, отдавая материал сопернику, и что приобретает, когда его берет. Описание всех участников настольной баталии были приведены выше.
Как расставить шахматы на доске
В углу армии (на клетках а1 и h1 у белых, a8 и h8 у черных) стоят сторожевые башни — ладьи. В русском языке слово «ладья» связано со словом «лодка» и обозначает боевой корабль. А вот в восточных странах ладью называли «рух» по названию хищной птицы (кстати, в английском языке ладья до сих пор называется rook). Изображение ладьи на диаграммах похоже на башню с крепостной стеной ♖.
Сбоку от ладей находится шахматный зоопарк, в котором живут кони и слоны. Кони в начале игры стоят на соседней клетке с ладьями (b1 и g1 у белых, b8 и g8 у черных). Шахматного коня ни с кем не спутать — его изображение действительно очень похоже на коня: ♘ . В английском языке конь обозначается словом knight, что переводится как «рыцарь». И правда, раньше эту фигуру часто изображали в виде рыцаря, сидящего верхом на коне.
Рядом с конями, ближе к центру первого и восьмого ряда (с1 и f1 у белых, c8 и f8 у черных), живут шахматные слоны. Шахматы были придуманы в Индии, поэтому неудивительно, что одна из фигур получила такое название — слоны в Индии являются священными животными, которые спокойно ходят по улицам индийских городов. В первых шахматах, подобно коню, эта фигура имела вид всадника, сидящего верхом на слоне. Когда игра пришла в Европу, от слона остался один всадник — у современного шахматного слона нет ни хобота, ни ушей, но название «слон» по традиции осталось. На Руси слона часто называют «офицер», и действительно, у изображения слона на диаграммах обычно рисуют крестик, похожий на орден: ♗ . Но на самом деле этот крестик связан с английским языком: в англоязычных странах слона называют bishop, что переводится как «священник»
У слонов в начальной расстановке шахмат на доске особо важное место — они стоят рядом с королем и ферзем (королевой)
Ну и наконец, в самом центре шахматной армии стоят главные фигуры — король и ферзь. Король — самая главная фигура в шахматах, изображается в виде короны монарха ♔ . Ферзь — самая сильная фигура, главный советник короля. До сих пор у нас ферзя часто называют королевой — изображается он в виде элегантной женской короны ♕ . А в английском языке эта фигура так и называется queen — «королева». Начинающие шахматисты иногда путают, где на шахматной доске стоит король, а где — ферзь. Но запомнить не трудно: король уступает королеве клетку своего цвета. То есть белый ферзь в начале партии стоит на белой клетке (d1), а черный ферзь — на черной клетке (d8). А королям остаются поля е1 и е8.
Итак, все шахматные фигуры расставлены в нужном порядке на первой и восьмой горизонтали. А перед каждой фигурой в начале партии стоит маленький солдатик — пешка. У каждого игрока в начале партии есть целых восемь пешек, но каждая из них, если дойдет до конца доски, сможет превратиться в любую фигуру. Конечно, обычно пешку превращают в самую сильную фигуру.
Как ходят фигуры?
Начинающий игрок должен понимать роль каждой из типа фигур в игре. Стоит потратить некоторое время на размышления об их функциях, об уникальных способностях каждого из них и об общей ценности. Это часто замалчивается в книгах, но нужно ценить функции каждой фигуры, чтобы научиться играть в шахматы.
Виды фигур в шахматах
За исключением коня, все фигуры перемещаются настолько далеко, насколько им позволено, пока не дойдут до другой фигуры. Если фигура принадлежит игроку, движение затрудняется. В каждой игре соперник с белыми или более светлыми фигурами ходит первым. Кто получит эту сторону, может быть определено третьей стороной, держащей за спиной пешку каждого цвета, это может зависеть от того, кто выиграл последнюю игру, или по броску кубиков.
Как научиться играть в шахматы взрослому? Для начала познакомимся с движениями каждой из фигур на доске.
Ладья – это фигура, которая перемещается по горизонтали и вертикали на столько полей, сколько желает игрок
Ладья имеет тенденцию приобретать все большее значение по ходу игры и, наконец, становится очень ценной фигурой в финале, возможно, самой важной после ферзя;
как и Ладья, Слон движется по доске прямыми линиями. Но там, где все ходы ладьи вертикальные и горизонтальные, все ходы слона диагональные
С каждой стороны по два Слона (офицера);
движение Коня – самое странное из всех фигур. По сути, он делает «Г» каждым своим ходом: два по горизонтали и один вверх или вниз по вертикали (или два вверх или вниз по вертикали и один влево или вправо по горизонтали). Это единственная фигура, которая может «перепрыгивать» другие участки на пути к месту назначения;
Королева может двигаться во всех направлениях, насколько есть открытые пространства, по вертикали, диагонали и горизонтали. С точки зрения чистого потенциала, королева, несомненно, самая сильная фигура на доске;
Король может перемещаться только на одну клетку за раз, но может двигаться в любом направлении;
Пешка может двигаться только вперед. Она может перемещаться на одну или две клетки вперед из своей начальной позиции, но после этого может перемещаться только на одну клетку вперед за раз. Пешка может захватывать только фигуры, расположенные по диагонали от ее позиции.
Как ходят фигуры в шахматах
Общие правила
Игроки должны придерживаться установленных правил.
Основные из них:
- шахматная доска располагается так, чтобы ячейки белого цвета были в верхнем левом и нижнем правом углах;
- белые фигуры расставляются на 1 и 2 горизонталях, черные – на 7 и 8;
- начинает игру тот человек, кому достались белые фигуры;
- ходят игроки по очереди;
- за 1 ход передвигается 1 фигура;
- если шахматист касается своей фигуры, то он обязан сделать ею ход;
- к фигуре соперника прикасаются только в случае твердого намерения ее забрать;
- если надо поправить фигуру, то следует сначала заявить об этом вслух;
- необходимо контролировать время для раздумья;
- перед началом игры следует убедиться, что белый и черный ферзи стоят друг против друга.
Шахматная доска имеет 64 ячейки, одна половина из которых белая, а другая – черная. Все поле делится на зоны:
- 8 горизонтальных и 8 вертикальных полос;
- белая и черная основные диагонали;
- 6 белых и 6 черных диагоналей;
- большой центр, расположенный на пересечении средних 4 горизонтальных и 4 вертикальных полей;
- центр доски – пересечение средних 2 горизонтальных и 2 вертикальных полос.
Расположение фигур на поле
Тем, кто начинает знакомство с шахматами с нуля, необходимо изучить порядок расстановки фигур перед игрой:
- в первом ряду от игрока располагаются ладья, конь, слон, король и ферзь, слон, конь, ладья;
- второй ряд занимают 8 пешек.
Тонкости нападения
Начинать играть дебюты лучше с клеток Е4 и D4. В этом случае сразу создаются открытые позиции для сильных фигур и рокировки. Королю требуется защита из своих пешек, поэтому выводить все пешки в нападение нельзя.
Лучше начать с клеток Е4 и D4, тогда открываются шаги для сильных фигур.
В игре нужно стараться не допускать сдвоения или строения своих пешек. В таких позициях они становятся отличными мишенями для атаки. Пешкам лучше идти друг за другом, тогда каждая следующая будет защищать стоящую перед ней.
В продвижении вперед требуются не занятые врагом ячейки. Освободить их можно, побив фигуру оппонента и поставив на ее место свою. При этом обязательно контролировать центр доски, добавлять для нападения на чужого короля новых участников сражения, не отдавать свои фигуры бездумно или случайно.
Не всегда следует достигать цель прямым нападением. Нужно применять шахматную стратегию. На практике это означает просчитывание событий хотя бы на пару шагов вперед, предугадывание действий противника, его возможных ходов
При этом важно помнить, что есть предсказуемые люди и те, кто действует под влиянием импульса. Умение правильно определять последствия того или иного хода и реакцию противника приходит с регулярной практикой
Ход пешкой по диагонали
Пешка – единственная фигура в шахматах, которая ходит и нападает по разным траекториям.
Продвигается вперед она только по свободным клеткам. Если перед ней есть фигура, то пешка дальше ходить не может. Часто случаются ситуации, когда чужие пешки упираются друг в друга и стоят до тех пор, пока какую-нибудь из них не убьет сильная вражеская фигура.
Атака пешки.
Атакует пешка по диагонали влево или вправо на 1 клетку. При нападении иногда применяется маневр «взятие пешки на проходе». Суть его в следующем:
- пешка стоит на 2 горизонтали, а на 4 линии есть пешки противника, контролирующие 3 линию;
- белая пешка, используя свое право перешагнуть через клетку, проходит «битое поле» и оказывается рядом с чужой пешкой;
- соперник бьет ее на 4 линии, но свою пешку ставит на ранее атакованное поле 3 линии.
Идем к победе в шахматах: какую стратегию выбрать?
В игре много двусмысленности жизни и много возможностей учиться через конфликты и игру. В этом разделе по очереди рассмотрим каждую из этих стадий игры.
1. Начало. «Цель» первой игры состоит в том, чтобы контролировать центр доски. Центр доски контролирует игру, поэтому игрок, который контролирует его – контролирует игру.
Если достигнете контроля, не понимая, зачем это делать – можете потерять центр и контроль процесса игры. Освойте классические навыки. Именно внутреннее понимание оживит все элементы и сделает их действительно ценными. Мастерство в шахматах начинается не с внешних инструкций, а с собственного понимания, которое вдохнет жизнь в указатели, если им будет отдан приоритет.
2. Первое, что должен понять начинающий шахматист – это где проходит линия между начальной и средней партией. Цель начала должна заключаться в том, чтобы контролировать центр доски и продвигать свои фигуры (выводить их в центр доски). Как только эта работа сделана (обычно за 8–12 ходов), вы официально находитесь в середине игры.
Эмоциональное состояние сильно влияет на психику, поэтому возьмите под контроль замешательство и сосредоточьтесь на результатах каждого шага, который можете сделать. Представьте себе ход, а затем посмотрите на три возможных хода вперед, которые оппонент может сделать в ответ.
Позже увеличьте количество ходов, которые может сделать противник, а затем потренируйтесь в прочитывании ходов. Предугадывать ход, который, скорее всего, сделает оппонент – очень ценный навык, потому что он позволяет обдумывать ход, а это ключевой элемент игры. Возможность делать все больше и больше шагов наперед означает, что вы усиливаете свою способность контролировать игру.
3. Финал. Он станет величайшим испытанием для новичка, но следует помнить о двух вещах, независимо от того, как поначалу справляетесь. Выиграете или проиграете, но достижение добросовестного финала само по себе является достижением.
Эти навыки являются необходимыми для тех, кто хочет освоить шахматное обучение, и должен понимать, что это способности, которыми может овладеть каждый. Думать наперед и распознавать типы личности — это повседневные навыки. Только вам решать, сколько хотите над ними работать, но это навыки, которые принесут пользу в повседневной жизни.
Научиться играть в шахматы самостоятельно
Также всегда соблюдайте основные приемы стратегии:
- защищайте Короля;
- ни в коем случае не отдавайте фигуры, ведь каждая из них играет большую роль;
- контролируйте центр доски;
- задействуйте «в бою» все фигуры;
- часто играйте.
Вскрытый шах
Открытый (вскрытый) шах — ситуация, когда король оказывается под ударом не той фигуры или пешки, которой сделан ход, а той, которая находилась позади неё (это может быть слон, ладья или ферзь), то есть пешка или фигура, которой пошёл игрок (любая, кроме ферзя), «вскрывает» линию атаки угрожающей фигуры (см. также Освобождение линии). Опасен тем, что фигура, которой ходит игрок, не может быть взята противником в последующий ход (если только не самим королём при уходе из-под шаха), а значит, ей открывается большой простор для следующего хода.
Встречается ещё одна разновидность вскрытого шаха, когда пешка берёт пешку противника «на проходе», и после этого взятия открывается линия для шахующей фигуры.
Детский мат в шахматах в 2 и в 3 хода
А именно:
Вариант детского мата №1 – мат в 3 хода ставят белыеВариант детского мата №2 – мат в 2 хода ставят черные
Кроме того, мы поговорим с вами о том, как от этих видов мата защититься, чтобы с позором кому-нибудь не проиграть партию, да еще и на глазах друзей, родни, девушки, парня и т.д.
На самом деле, большинство людей на планете и даже начинающих и не только шахматистов, думают, что детский мат бывает только одного вида.
Когда первым делом белые двигают пешку с e4 на e5, потом атакуют слоном и ферзем поле черных f7 и по не опытности новичка, ставят мат черному королю ферзем, запирая его в клетке. Выглядит это примерно вот так:
А вот посмотрите на детский мат интерактивно:
К сожалению, корректная работа приложения на мобильном телефоне не поддерживается. Перейдите за ПК.
А вот и нет. На самом деле детских матов бывает 2 вида. Второй вариант выглядит вот так:
Все считают, что самый быстрый мат в шахматах – это мат в три хода. А вот и фигушки. Есть и мат в 2 хода и он тоже считается детским. Почему детским? Да потому что только дети могут ходить так белыми фигурами, что черные ставят мат в 2 хода. Опытный шахматист ходит так не будет.
Итак давайте к делу.
1 ход. Белые ходят e4, черные отвечают e5. Стандартное начало в шахматах. Белые и черные сделали хорошие ходы.
2 ход. Белые ходят слоном на c4, а черные допустим ходят конем на c6. Все пока что идет нормально.
3 ход. Белые ставят ферзя на h5!!! Здесь черные должны правильно сыграть, потому что им угрожает мат на f7 ферзем.
Но вот по неопытности, некоторые и ходят или конем на f6 или пешкой на d6, или вообще пешкой на b6, чтобы потом якобы вывести слона, НО! Получают детский мат ферзем на f7.
Кстати, в шахматах данный вид мата прославился как мат в три хода, но на самом деле правильнее было бы назвать – мат в 4 хода, потому что только на 4 ходу белый ферзь ставит мат.
Второй вариант детского мата
В этом варианте выигрывают черные. Но в этом случае белые должны сделать очень глупые ходы. Смотрим.
1 ход. Белые ходят f4, черные отвечают e6. Дямс… Странное начало у белых. ))
Вообще знайте, что поля f2 и f7 их надо оберегать и не открывать в шахматах вот так как это сделали сейчас белые.
2 ход. Белых ходят g4!!! Ужастики. Это конец. Черные ставят мат ферзем на h4.
Вот вам и мат в 2 хода.
Как защититься от детского мата?
На самом деле защита простая. Давайте второй вариант рассматривать не будем. Потому что в нем защита простая – не надо ходить пешками f4 и g4.
Рассмотрим первый вариант. После того как ферзь белых встал на h5 наилучшим ходом за черных будет – ферзь f6.
Теперь он будет защищать пункт f7. К тому же следующим ходом черным можно будет сходить слоном на поле c5 и противники поменяются ролями. Теперь под угрозой у белых будет их слабый пункт f2.
И даже если потом ферь убежит на f3 с продолжением атаки на пункт f7 черных, то черные просто сходят конем на f6.
И вуаля. В итоге белые хотели создать атаку и поставить мат. А получилось так, что просто побегали ферзем по доске, пока черные развивали фигуры. Позиция у черных стала лучше, чем у белых.
А если бы пешка на e5 была бы не под защитой, то защищаться от детского мата ходом g6 не правильно. Почему? А потому что ферзь скушает пешку e5, поставит шах королю черных и одновременно нападет на ладью h8, которую схрумкает следующим ходом.
Вот такие вот дела дорогие друзья. Как вам статья? Оказалась ли она полезной для вас? Надеемся, что теперь вы с легкостью будете обыгрывать новичков + будете знать как избежать детского мата, если вам его кто-нибудь захочет поставить.
Если что-то вам было не понятно, то предлагаю посмотреть вот это видео:
ЗДЕСЬ БУДЕТ ВИДЕО.