Как избавиться от компьютерной зависимости?
Содержание:
- Лечение
- О важности личного примера
- Суть компьютерной зависимости и виды
- Урок 1. Дети нуждаются в автономии — в возможности изъявлять свою волю и контролировать свои поступки
- Последствия
- Ролевые компьютерные игры
- Профилактика
- Профилактика компьютерной зависимости
- Психиатры бьют тревогу
- Компьютерная зависимость у подростков: причины
- Как избавиться от компьютерной зависимости
- Агрессивная социализация
- Причины зависимости у детей от компьютера
- Профилактика зависимости
Лечение
Чтобы избавить ребёнка от компьютерной зависимости, его необходимо записать на приём к психотерапевту. Лечение проводится в несколько этапов.
Сначала — диагностика. Некоторые мнительные родители болезненно подозрительны и иногда обвиняют своего ребёнка в компьютерной зависимости совершенно беспочвенно. Поэтому в первую очередь психотерапевт беседует со всеми участниками этого процесса, а затем проводит один из многочисленных тестов, по результатам которого делает вывод, нужно назначать лечение или нет.
На первом этапе специалист пытается выяснить причины выработки компьютерной зависимости. На втором — реализует коррекционную программу для устранения факторов, которые стали провокаторами развития данной патологии. На третьем — помогает в усвоении и закреплении новых паттернов поведения, которые должны стать удачной заменой старым, неправильным. На четвёртом — убеждается, что психотерапия была успешной.
Параллельно проводится работа с родителями, которым даются подробные рекомендации, как поддержать профессиональное лечение компьютерной зависимости в домашних условиях. Без их помощи терапия может оказаться неэффективной.
Методы лечения детской компьютерной зависимости:
- аутогенная тренировка;
- поведенческая психотерапия;
- семейная психотерапия;
- психосинтез;
- гештальт-терапия;
- арт-терапия;
- телесно-ориентированная терапия.
Если ситуация достаточно запущенная и зависимость детей от компьютера уже начала сказываться на психическом состоянии и физическом здоровье, психотерапевт может назначить медикаментозные препараты успокаивающего характера. Они подбираются в соответствии с возрастом. Задача — снизить уровень тревожности, нормализовать сон, снять раздражительность, привести в порядок психо-эмоциональное состояние.
О важности личного примера
Борясь с зависимостью от компьютера, очень важно быть для ребенка не только наставником и помощником, но и быть достойным примером для подражания. Если, придя с работы, отец тут же садиться за компьютер и коротает досуг за онлайн играми, едва ли стоит надеяться, что у ребенка будут формироваться какие-то другие увлечения.. Светлана (38 лет, воспитывает сына Арсения): «Кажется, что все современные мужчины буквально помешены на танках
В них играет и мой муж, и мой сын. На выходных их никакими уловками не оттянешь из-за компьютера. Это отражается не только на наших отношениях, но я заметила, что мой 14-летний сын стал раздражительным, редко общается с друзьями, о высоких оценках говорить вообще не приходится – домашнее задание делать некогда. Муж пытается вразумить сына, но он же и сам зависим от компьютера».
Светлана (38 лет, воспитывает сына Арсения): «Кажется, что все современные мужчины буквально помешены на танках. В них играет и мой муж, и мой сын. На выходных их никакими уловками не оттянешь из-за компьютера. Это отражается не только на наших отношениях, но я заметила, что мой 14-летний сын стал раздражительным, редко общается с друзьями, о высоких оценках говорить вообще не приходится – домашнее задание делать некогда. Муж пытается вразумить сына, но он же и сам зависим от компьютера».
И таких семей – каждая третья.
Сложно бороться с зависимостью ребенка, если ты сам от нее страдаешь.
Главная проблема любого родителя с подобным «недугом» – инфантильность. В таком случае, даже при условии самых благих намерений для ребенка, взрослому придется начинать с себя.
Суть компьютерной зависимости и виды
Компьютерная зависимость (интернет-зависимость) – аддиктивное, отклоняющееся от нормы поведение, при котором личность утрачивает связь с реальностью, погружаясь в компьютерные игры или виртуальные чаты. Чаще об интернет-зависимости говорят, подразумевая бесцельное времяпрепровождение в интернете (переписка, игры, переход от одной новости к другой), однако иногда и пользование интернетом в целях саморазвития становится зависимостью и вариантом ухода от реальности.
Термин «интернет-зависимость» ввел американский психиатр Айвен Голдберг в 1995 году. Автор трактовал интернет-зависимость как привычку, «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или (и) психологическую сферу деятельности».
Компьютерная зависимость формируется так же, как никотиновая или алкогольная, несмотря на то что самого химиката нет. Казалось бы, это чисто психологическая зависимость, но она задействует те же рецепторы мозга в отделах удовольствия, вызывая схожие с наркотической зависимостью химические процессы.
Можно выделить три вида детской и подростковой компьютерной зависимости:
- Игровая зависимость. Сюда относятся как компьютерные игры, так и игры в режиме онлайн.
- Зависимость от социальных сетей. Предполагает замену реального общения на виртуальное, пристрастие к социальным сетям, чатам, форумам, знакомствам в интернете.
- Веб-серфинг, то есть бесцельное блуждание по сайтам: переход от одной ссылки к другой, хаотичное поглощение информации либо познавательная деятельность в сфере программирования и телекоммуникаций или другой профессиональной сфере.
Урок 1. Дети нуждаются в автономии — в возможности изъявлять свою волю и контролировать свои поступки
Марисела Корреа-Чавес и Барбара Рогофф, профессора Калифорнийского университета в Санта-Крузе, провели следующий эксперимент: детей попарно заводили в комнату, где одного из них взрослый человек учил делать игрушку, пока второй ребенок просто ждал.
Исследователи хотели проследить, чем станут заниматься дети, оставшиеся без дела. В США большинство детей-наблюдателей делали то, что и ожидалось: ерзали на стуле, смотрели в пол и в целом проявляли признаки отсутствия интереса. Один нетерпеливый мальчик даже сделал вид, будто игрушка — это бомба, и вскинул руки, изображая взрыв и издавая звуки под стать картине массового уничтожения.
В отличие от них, дети индейцев майя из Гватемалы концентрировались на том, чему учился другой ребенок, и смирно сидели на стуле, пока взрослый его обучал.
Исследователи подсчитали, что в целом, по сравнению с детьми майя, время, в течение которого американские дети могли сохранять сосредоточенность, было вдвое меньше.
Но еще интереснее оказалось то, что дети майя, не вполне включенные в систему формального образования, «могли удерживать свое внимание и обучаться дольше, чем их сверстники из семей майя, полностью включенные в западную систему школьного образования». Психолог Сюзанна Гаскинс, на протяжении нескольких десятков лет занимавшаяся исследованиями в поселениях майя, рассказала NPR, что индейцы майя предоставляют своим детям огромную свободу
Психолог Сюзанна Гаскинс, на протяжении нескольких десятков лет занимавшаяся исследованиями в поселениях майя, рассказала NPR, что индейцы майя предоставляют своим детям огромную свободу.
Родители майя «твердо убеждены, что каждый ребенок лучше знает, что ему нужно, и цели достигаются, только если ребенок этого хочет».
Вместе с тем большинство школ системы формального образования в США и других промышленно развитых стран — это отнюдь не то место, где у детей есть автономия и они могут самостоятельно делать выбор.
По словам Рогофф, «вполне возможно, дети отказываются от самостоятельного контроля над своим вниманием, когда этим постоянно управляют взрослые». Иначе говоря, дети могут привыкнуть к отсутствию контроля с их стороны и, как результат, начать много отвлекаться
Иначе говоря, дети могут привыкнуть к отсутствию контроля с их стороны и, как результат, начать много отвлекаться.
Исследование Райана указывает, когда внимание детей начинает ускользать. Исследователь Роберт Эпштейн, написавший статью «Миф о подростковом мозге» для Scientific American, пришел к похожему выводу:
Исследователь Роберт Эпштейн, написавший статью «Миф о подростковом мозге» для Scientific American, пришел к похожему выводу:
Конечно, в подобную строгую атмосферу попадает не каждый американский учащийся, но становится ясно, почему столь многим детям не удается находить мотивацию в школе: их потребность в автономии, в исследовании своих интересов не удовлетворяется.
В отличие от жизни офлайн, в сети у детей есть огромная свобода; у них есть автономия, позволяющая им самим всем заправлять и экспериментировать с творческими стратегиями решения проблем.
«В пространстве интернета, как правило, бессчетное множество вариантов и возможностей и гораздо меньше контроля и надзора со стороны взрослых, — считает Райан. — Поэтому в сети подросток ощущает себя свободным, компетентным и связанным со сверстниками, особенно если в привычном окружении чересчур много контроля и ограничений или оно недостаточно его стимулирует».
Когда родителей начинает беспокоить, что их дети так много времени проводят в сети, они, как ни парадоксально, часто вводят еще больше правил, и эта тактика обычно дает обратные результаты.
Последствия
Многие родители, оправдывая собственные ошибки в воспитании, любят повторять о том, что пусть, дескать, лучше компьютерная зависимость, чем алкогольная или наркотическая. Они правы лишь отчасти, и то лишь потому, что не представляют себе все те последствия, которыми она чревата.
Во-первых, она формируется гораздо быстрее всех остальных видов зависимостей. Во-вторых, только в 20% случаев дети самостоятельно её «перерастают» (сознательно теряют интерес к компьютерам и гаджетам). В-третьих, она крайне опасна для физического здоровья и способна спровоцировать:
- нарушения зрения;
- бессонницу;
- искривление позвоночника, проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
- снижение иммунитета;
- головные боли;
- мышечную атрофию;
- быстрое и повышенное утомление;
- ожирение;
- боли в спине;
- туннельный синдром (болевые ощущения в запястье).
В-четвёртых, компьютерная зависимость в буквальном смысле слова трансформирует психику ребёнка, который:
- вне своей компьютерной реальности чувствует себя «выжатым и опустошённым»;
- становится вялым, апатичным, раздражительным, нервозным;
- плохо спит;
- либо недоедает, либо переедает;
- перестаёт реально оценивать окружающую действительность, включая самого себя в ней;
- социально дезориентируется, теряя межличностные контакты и связи.
Если не предпринимать никаких мер по устранению детской компьютерной зависимости, она станет устойчивым паттерном поведения. Дети вырастают замкнутыми и совершенно социально неадаптированными. Они не могут приспособиться к реалиями современного мира, живя и реализуя себя только в вымышленном, виртуальном. По мере взросления у них возникают проблемы с поступлением в учебные заведения и трудоустройством. Большинство из них становятся совершенно «дикими», сутками не выходят из комнаты, ни с кем не общаются, продолжают жить на шее у родителей, тратят любые деньги на игры или покупку технических новинок (процессора, монитора, телефона).
Ролевые компьютерные игры
Ролевые компьютерные игры – это когда ребенок должен войти в роль компьютерного персонажа, погрузиться в атмосферу игры, играть, как будто он является этим персонажем на самом деле. Т.е. будучи определенным героем, он выполняет определенные миссии и задания в игре.
Ролевая игра построена таким образом, чтобы не вызывать у играющего человека мотивации, основанной на азарте (например, накопить побольше очков или перейти на следующий уровень развития), для ролевой игры самое важное – это максимальное вживание в роль компьютерного персонажа и выполнение миссий. Часто открываются все новые и новые миры, и ребенка просто затягивает в этот придуманный мир фэнтези
Есть 3 типа ролевых игр:
- С видом от первого лица, от лица своего персонажа. Максимальное погружение ребенка в виртуальное пространство. Все через несколько минут игры ребенок полностью теряет связь с реальным миром, он погружается в эту роль и в критические секунды жизни своего героя он может подскакивать, вскрикивать, бледнеть, краснеть, ерзать на стуле, уворачиваться от ударов.
- Вид от третьего лица, когда ребенок видит своего компьютерного героя извне. Ребенок тоже играет за этого персонажа, но он его видит со стороны: есть силуэт и он ходит, ребенок видит его полностью. Включенность в такую игру немного меньше по сравнению с игрой от первого лица. Но неудача и гибель персонажа сказывается на эмоциональном состоянии ребенка: у него портится настроение, может сильно переживать.
- Игра от лица руководителя, когда играющий руководит своими подчиненными и другими компьютерными персонажами. Ребенок может играть роль командира отряда спецназа, командующего армией, главой государства. При этом играющий не видит на экране своего отдельного персонажа, но он видит своих подчиненных, придумывает себе роль и т.д.
От любого типа ролевых игр, когда ребенку предлагается взять на себя роль, ему очень сложно оторваться и выйти из игры. Ему начинает казаться, что настоящий мир, полный событий и приключений, находится внутри компьютерной игры, там он может себя полностью реализовать, «замочить», кого хочет, побить, может быть победителем.
Реальная жизнь конкурирует с компьютерной и может показаться ребенку скучной и бесцветной. Ребенку может даже сниться, что он живет в этой виртуальной игре.
Профилактика
В качестве профилактики родители должны:
- подавать личный пример: самим не просиживать у компьютера и в телефоне часы напролёт;
- сформировать у ребёнка круг интересов (увлечь хобби, записать на кружок или в секцию);
- уделять ему максимум внимания, искренне интересовать его жизнью, увлечениями, желаниями, эмоциями;
- обучать этике интернет-общения;
- приветствовать общение со сверстниками в реальности;
- обеспечить двигательную активность: увлечь каким-либо видом спорта, делать вместе утреннюю зарядку, по вечерам гулять пешком, путешествовать, устраивать походы;
- контролировать деятельность за компьютером и в телефоне: отслеживать время, проведённое за ними; игры, в которые играет;
- не бояться на начальных этапах зависимости ограничивать время: полчаса — для младшеклассников и не более часа — для подростков;
- точно так же не бояться запрещать играть в жестокие и страшные игры;
- приобщать к развивающим и полезным играм и сайтам.
Чтобы уберечь от компьютерной зависимости ребёнка, родители могут предпринять ещё целый ряд профилактических мер, касающихся непосредственно техники.
Вплоть до старшего подросткового возраста не покупать ребёнку отдельный компьютер — пусть играет или занимается на папином (мамином). Это позволит в любой момент на вполне законных основаниях попросить прервать игру и освободить место.
Установить компьютерный монитор так, чтобы вы всегда видели, чем именно он занимается.
Установить специальные фильтры или программное обеспечение, которое позволит постоянно контролировать время, проведённое за компьютером, и какая деятельность с него осуществлялась.
Детская компьютерная зависимость — большая социальная проблема, с которой должны комплексно бороться все взрослые. Несмотря на то, что вопрос о том, является ли она полноценным психическим расстройством, остаётся открытым, нет сомнений в том, что она в итоге оказывает на психику мощное негативное воздействие. И ребёнка от него нужно уберегать любыми силами.
Профилактика компьютерной зависимости
Чтобы не пришлось думать о том, как отучить ребенка от компьютерных игр, нужно заранее правильно организовать взаимодействие чада с электронными гаджетами.
Пристрастие к компьютерным играм формируется в зависимости от воспитания и отношений внутри семьи. Чтобы в будущем дети выросли достойными людьми, их нужно правильно воспитывать и подавать правильный пример.
Несколько рекомендаций для профилактики компьютерной зависимости:
Если родитель разрешает играть ребенку только 2 часа в день, значит он сам должен столько же сидеть за монитором.
Обычный день ребенка должен быть спланирован так, чтобы у него не оставалось ни одной свободной минуты
Сюда относят посещение кружков и секций, совместные прогулки, походы в музеи и театры.
Компьютер должен служить наградой за хорошее поведение и отличные оценки.
Важно отслеживать то, как влияет та или иная игра на поведение ребенка. Если родитель замечает, что его отпрыск стал раздражительным и агрессивным, значит эта игра не подходит ребенку.
Рекомендуется разрешать ребенку играть только в развивающие игры
Для этого нужно обсудить с малышом, что ему было бы интереснее.
Родителям стоит установить на компьютер специальные сетевые фильтры, которые бы ограничивали и контролировали общение ребенка с компьютером.
Нельзя оставлять чадо один на один с техникой, иначе это повлечет развитие зависимости. Компьютер рекомендуется ставить в комнате родителей, а не в детской.
Стоит научить маленького геймера делать перерывы между играми, гимнастику для глаз и рук. Желательно рассказать и показать ему, как правильно сидеть за столом, чтобы не заработать нарушение осанки и боли в спине.
Чтобы ребенок не погрузился в виртуальную реальность, родители должны установить с ним доверительные отношения. Как показывает практика, именно критика и недовольства со стороны родителей подталкивает их чадо к погружению в виртуальную реальность. Большинству детей не хватает внимания и они с удовольствием бы променяли игры в компьютер на время, проведенное с близкими людьми за интересным занятием.
Психиатры бьют тревогу
Люди признаются о пристрастиях к видеоиграм, особенно когда речь идет о детях, которые проводят слишком много времени за мониторами, порой более 12 часов в день. В большинстве случаев, даже если они сами осознают, что зависимы, то все равно не считают это болезнью в клиническом смысле. Им нравится Интернет, они не собираются что-то менять в своей жизни. При таком подходе к собственному здоровью интернет-воронка затягивает окончательно, наступает момент, когда привычка мешает нормальному функционированию.
И если в начале 90-х прошлого столетия это случалось примерно с 1 процентом онлайн-игроков, то сегодня показатель достиг 18 % и продолжает расти. Создатели игр не заботятся о том, как отучить подростка от компьютера, наоборот, они прилагают все усилия, чтобы привязать игроков к своим играм. Для этого используются прогностические алгоритмы и принципы поведенческой экономики, тем самым заставляя геймера разгуляться.
Игры становятся захватывающими потому, что запускают систему «вознаграждения мозга» и формируют поведение ребенка. Исследования, проведенные в США, показали, что видеоигры могут оказывать такое же влияние на детей, как злоупотребление наркотиками или алкоголизм. Импульсная часть мозга, известная как миндалевидное тело, становится меньше по размерам и более чувствительной у зависимых пользователей, реагируя, таким образом, на интернет-среду, чтобы быстрее обрабатывать игровые стимулы.
- Информационная перегрузка. Слишком много интернет-серфинга приводит к снижению производительности на работе и уменьшению взаимодействия с членами семьи.
- Компульсии. Чрезмерное время, отведенное онлайн-деятельности, такой как игры, торговля акциями, азартные игры и даже аукционы, часто приводит к потере денежных средств и проблемам на работе.
- Киберсекс-зависимость. Слишком много серфинга запретных сайтов часто влияет на реальные личностные отношения.
- Кибер-зависимость. Чрезмерное использование сайтов социальных сетей для создания отношений, а не проведения времени с семьей или друзьями, что может разрушить реальные жизненные связи.
Компьютерная зависимость у подростков: причины
Наличие компьютера и доступа в Интернет еще совсем не означает формирование зависимости в скором времени. Так почему одни дети привязываются к «игрушке», а другие способны контролировать время нахождения в сети?
В действительности только одна большая причина заставляет подростка проводить большее количество времени за компьютером.
В чем это может выражаться?
- Нехватка общения с окружающими ровесниками. Игнорирование со стороны одноклассников, непринятие, отсутствие друзей и возможности их завести.
- Дефицит общения со значимыми взрослыми. Вечно занятые родители и другие родственники, нежелание идти на контакт и выслушать ребенка.
- Стремление быть, как все. Если учебный коллектив или группа дворовых друзей посвящают много времени играм и «зависанию» в сети, ребенок копирует поведение.
- Конфликты со сверстниками. Неудовлетворительные отношения или открытые издевки побуждают ребенка уйти в виртуальный мир.
- Напряженная психологическая атмосфера дома. Это также способствует погружению в сеть и игры, поскольку подросток не чувствует в себе сил изменить обстоятельства и повлиять на старших и выбирает более легкий способ преодоления напряжения.
- Плохие отношения с педагогами учебного заведения. Это также способно оказать влияние, как и квалификация учителей. Неумение вовлечь в учебный процесс, интересно преподать новую информацию заставляет подростка скучать и все чаще заходить в интернет в поисках интересного.
- Отсутствие ощущения успешности в реальной жизни. По тем или иным причинам ребенок чувствует себя несостоявшимся и компенсирует это достижениями в виртуальном мире.
Очень часто Интернет зависимость формируется следующим образом.
Компьютерные игры
Эта тема заслуживает отдельного рассмотрения. В процессе игры ребенок испытывает массу приятных ощущений за счет выделения адреналина и гормонов удовольствия. Ни одна настоящая игрушка уже не способна сравниться со «стрелялками», «бродилками», «стратегиями» и т.д. Ребенок «подсаживается» на эти ощущения, дополнительно подгоняемый соревновательным духом, конкуренцией с другими игроками, стремлением к первенству. Именно это обуславливает большую подверженность зависимости среди мальчиков.
Социальные сети
Быть всегда онлайн – это значит, быть в теме, соответствовать общепринятой тенденции. Социальные сети сегодня – это истории целых жизней, поэтому полистать новостную ленту на уроке, по пути домой, в компании друзей, перед сном – это значит, быть в курсе происходящего здесь и сейчас. Подростку трудно от этого отказаться.
Значит ли это, что нет выхода из сложившейся ситуации? Вовсе нет.
Для того, чтобы помочь подростку, необходимо определить – а есть ли зависимость вообще?
Как избавиться от компьютерной зависимости
Начинать можно с личного разбора проблемы и открытого общения в семье. Если старания не дают положительных результатов, то рекомендовано обратиться к опытному психоаналитику, который поможет раскрыть глубинные и истинные причины потери реального мира. Иногда хватает и одной беседы, чтобы специалист смог безошибочно определить проблемы, выявить комплексы и травмы. Если беседа проводится с ребёнком, то присутствие родителя обязательно.
Конечно, если за проблему взяться всей семьёй и искренне желать изменений, то результат будет обязательно положительным. Как справиться с компьютерной зависимостью – этот вопрос часто задают себе родители о своих детях
Важное условие – прежде всего необходимо будет внести изменения именно родителям в образ жизни, характер и привычки. От этого будет зависеть результат всей трудоёмкой работы не только психолога.
Как избавиться от зависимости от компьютерных игр – такой вопрос задают себе и взрослые, потерявшие реальность. Чтобы провести лечение эффективно, необходимо получить консультацию психолога, психотерапевта или психиатра. Всё зависит от степени отрешённости от мира и серьёзности зависимости. Анонимные консультации предполагают то, что данные о пациенте не распространяются за стены клиники.
В некоторых случаях одним из способов лечения будет именно госпитализация в стационар
Однако самое важное в лечении будет именно психотерапия. Однако, только комплексным подходом можно добиться положительного результата
Проблема всегда носит индивидуальный характер. Однако, всех объединяет нарушение в социализации, слабая адаптационная практика, избегание решений и проблем, низкая стрессоустойчивость.
Самостоятельно справиться с такой зависимостью очень сложно, поскольку сознание воспринимает ситуацию нормальной, а окружающие люди редко обладают нужными компетенциями.
Вы также можете узнать подробнее об игровой зависимости и методах её лечения в нашей клинике. Просто нажмите сюда.
Агрессивная социализация
Интернет делает детей одинокими, все больше подростков не могут работать в группах. Преподаватели изо всех сил пытаются заставить их участвовать в любых командных мероприятиях, но вместо этого они предпочитают смотреть в мониторы. В этом можно убедиться, наблюдая, как они разговаривают друг с другом. Молодые люди, и парни, и девушки, часто социально агрессивны. В большинстве случаев именно Интернет социализирует их таким образом.
Понимание негативного влияния компьютера на психику детей очень важно для обоих родителей, которые должны представлять единый фронт защиты семьи. Каждый должен серьезно относиться к этой проблеме и согласовывать общие цели и действия
Обсуждать ситуацию вместе и при необходимости постараться достичь желаемых результатов, находясь по отношению к ребенку на одной платформе. Если этого не сделать, ребенок найдет свою защитную нишу у более «жалостливого» родителя и эффективно этим воспользуется, а все профилактические меры будут сведены на нет.
Влияние компьютера на здоровье детей происходит мгновенно и неотвратимо. Семье нужно быть готовой к вероятной эмоциональной реакции ребенка, который зависим от Интернета, когда почувствует угрозу ограничения
Важно не реагировать на эмоции, не читать лекцию о неуважении, а признать его чувства, сосредоточившись на теме дозированного Интернета, продемонстрировать свою заботу о его здоровье. Родители должны заверить своего ребенка, что не осуждают его, но обеспокоены ухудшением физического и морального состояния
Рекомендуется завести журнал посещения в онлайн, чтобы продемонстрировать реальные факты и причины изменения поведения: усталость, снижение оценок, отказ от хобби, социальная отстраненность и другие негативные процессы.
Причины зависимости у детей от компьютера
зависимости от чего? Дополнить заголовок
Проблема компьютерной зависимости уже не первый год волнует родителей, преподавателей и психологов. Известно, что более 60 % российских детей проводят у компьютера 2/3 свободного времени, что, конечно, очень печально. Причин этому несколько, попробуем в них разобраться.
Психические нарушения
Нарушения психики – одна из причин зависимости от компьютерных игр. Дети, у которых есть проблемы с самооценкой, общительностью, комплексами, предпочитают виртуальных друзей настоящим. Некоторым детям удается справиться со своими страхами и фантазиями с помощью игр.
Нехватка живого общения
Детям состоятельных родителей или тех, у кого они постоянно на работе катастрофически не хватает общения. К сожалению, эту проблему может исправить только родитель, иначе велика вероятность ухода ребенка в виртуальный мир.
Проблемы в семье
Частые внутрисемейные конфликты действуют подавляюще на моральное состояние ребенка, его настроение. Компьютерная игра позволяет уйти от постоянных скандалов, это своеобразная защитная реакция детского организма на негатив вокруг. Если же в семье между супругами отношения окончательно разлаживаются, и браку грозит развод, то это становится еще большим стрессом для ребенка.
Страхи и фобии социального характера
Зависимость от компьютерных игр чаще появляется у тех детей, кому страшно знакомиться с новыми людьми, дружить, они просто боятся идти на контакт. Родителей это должно насторожить, поскольку ни один компьютер не заменит живого общения.
Большое количество свободного времени у ребенка
Для подростка 12-15 лет наличие большого количества свободного времени может стать предпосылкой к развитию компьютерной зависимости. Представим себе ситуацию, что ваш ребенок после школы пришёл домой, сделал все уроки и просто сидит. Да, он какое-то время посмотрит телевизор или сделает работу по дому. Но потом он рано или поздно включит компьютер и посидит либо в социальной сети, либо поиграет в танки и много чего еще сделает. Ни к чему не обязывающая переписка с виртуальным другом, возможность в любой момент её прекратить делает пребывание за компьютером ненапряженным и постепенно это ощущение затягивает
По этой причине очень важно чем-то увлечь ребенка, водить его в разные секции. Так и круг общения расширится, и хобби появится. На игры будет оставаться меньше времени
На игры будет оставаться меньше времени.
Неудачливость ребенка
Зависимость у детей может быть сформирована и вследствие общей неудачливости вашего ребенка. К примеру, дети, у которых плохая успеваемость и натянутые отношения со сверстниками чаще других увлекаются компьютерными играми. Виртуальность создает «иллюзию собственной крутости», ведёт в игре ребенок может стать супергероем и найти себе единомышленников. В социальной сети он может сделать себе страничку с вымышленным персонажем. Поставить красивое фото и с легкостью знакомиться.
Высокая увлеченность новым
У школьников, «жадно впитывающих» новые знания, компьютерная игра может вызвать такой же интерес. И незаметно для всех мы получим компьютерную зависимость.
Быть как все
Детская компьютерная зависимость является еще и следствием желания подростка быть наравне со своими сверстниками – ведь если все играют, то чем я хуже? Подобное мнение и приводит к развитию подростковой компьютерной зависимости.
чтобы у ребенка не развилась интернет и игровая зависимость необходимо разнообразить его жизнь
Профилактика зависимости
Всегда лучше предотвращать проблему, нежели устранять, потому с ранних лет ребенка родители обязаны заниматься профилактикой компьютерной зависимости. Что это предполагает:
- Знакомство ребенка с компьютером и интернетом, беседы о рисках и особенностях пользования, повышение медиаграмотности. Подробную памятку для ребенка вы можете найти в статье «Безопасность в сети интернет: как уберечь себя и психику детей. Правила пользования».
- Избегание запретов на пользование компьютером и интернетом. Лучше заключать с ребенком своеобразный договор на пользование, установить систему поощрений и санкций.
- Создание привлекательной, здоровой и интересной реальной среды для ребенка. Прислушивайтесь к его интересам, выявляйте способности, организуйте совместную активную деятельность.
- Взаимодействие. Не игнорируйте обращения ребенка, обсуждайте его проблемы, помогайте находить выход из трудных ситуаций. Донесите ценность и значимость решения проблем, а не ухода от них. Демонстрируйте это личным примером. Дарите понимание, любовь и поддержку. Нередко именно за этим дети отправляются на форумы и чаты.
- Всестороннее развитие. Организуйте внешкольные занятия ребенка в тех кружках и секциях, которые ему интересны и к которым есть склонности.
Важно помнить, что чем приятнее ребенку реальный мир, чем больше среда соответствует его потребностям и индивидуально-личностным особенностям, тем меньше риск развития компьютерной зависимости. Но нет смысла совсем игнорировать технический прогресс, нужно учиться разумно совмещать реальную жизнь и виртуальную