Как воспитать мальчика настоящим мужчиной?
Содержание:
- Этапы воспитания мальчика
- Как родители ищут альтернативу токсичной маскулинности
- Признание мужского авторитета
- Как воспитать из мальчика мужчину
- Как мальчики становятся «настоящими мужчинами»
- Помощь маме
- Результаты
- Воспитание мужественности
- 5 Миф. В неполной семье мальчик не станет настоящим мужчиной
- «Бить нельзя, но нужно защищаться»
- Что хорошего в агрессии и почему нельзя запрещать ребенку драться
- Особенности воспитания внука бабушкой и дедушкой, с какими трудностями придется столкнуться?
- Право выбора
- Кто такой настоящий мужчина
- Проблемы женского воспитания мальчика в неполноценной семье – как воспитать из сына мужчину в женском коллективе?
- 1 Миф. Мальчики не плачут
- 4 Миф. Мальчишки есть мальчишки. Тестостерон победит воспитание
Этапы воспитания мальчика
У разных народов из покон веков были традиции воспитания следующего поколения.
Основная идея в том, что есть несколько возрастных этапов, которые проходит мальчик с рождения и до взрослого состояния, и в каждый из них подход к воспитанию несколько меняется.
От рождения и до 5 лет. В каких-то источниках присутствует граница в три года. Это время, когда у ребенка нет особого акцепта на пол. Это время тесной связи с мамой, которая является главным защитником, главным воспитателем, жалетелем и игрателем. Никто не говорит о том, что другие родственники не участвуют в воспитании и уходе за ребенком. Просто малыш ориентирован на маму, близок с ней духовно и физически, полностью отражает мамино мировосприятие и мироощущение. Все идет через призму маминого взгляда на мир.
От 5 до 10 лет. Эти границы тоже условны. Верхней точкой является начало полового созревания. Это возраст, когда власть над мальчиком должна перейти к папе. Маме осознанно следует отойти в тень и всячески повышать авторитет отца в глазах ребенка. В нашем эмансипированном обществе сделать это порой получается не у многих. Кто-то воспитывает ребенка без отца, кто-то не уважает мужа и всячески портит жизнь этим как себе, мужу, так и ребенку. Мальчик хочет копировать папу, именно у него он будет перенимать мужскую модель поведения. Но, если мама постоянно критикует папу. Высказывает свое недовольство ребенку. Влезает в отношения отца и сына в моменты воспитания. Ребенок будет находиться в растерянности и кроме невроза ничего полезного на этом этапе развития не приобретет.
От 10 до 14 лет. Здесь верхней границей является окончание полового созревания. Это время тех самых подростков, которых взрослым очень сложно выносить. У многих народов в этом возрасте существовали разные ритуалы перехода юноши во взрослый мир. После прохождения определенных обрядов и испытаний юноша признавался полноценным членом взрослого общества со всеми правами и обязанностями. В этот период роль папы в воспитании мальчика снижается. Главным ориентиром должен стать мужчина из близкого окружения, на которого мальчику следует равняться. Это может быть крестный папа, дядя, друг семьи, тренер спортивной секции, учитель
Самое важное, чтобы он обладал положительными чертами, а то от такого следования ориентиру можно получить массу побочных эффектов.
Как родители ищут альтернативу токсичной маскулинности
Выводы о взаимосвязи мужской преступности с токсичными установками делают не только эксперты, но и родители. Мама троих мальчиков Тоша Шор из США написалакнигуо том, как воспитывать сыновей добрыми, и запустила серию программ, поддерживающих родителей мальчиков.
«Однажды утром я читала газету, —вспоминаетТоша Шор. — Просматривала один за другим пугающие заголовки: насилие, убийство, террористическая атака. И я заметила, что действующие лица всех этих событий были мужчинами. Я подумала: каждый из этих насильников, убийц, террористов когда-то был маленьким милым мальчиком. Что же с ними произошло? Среди множества факторов, которые формируют личность, есть то, что могут сделать родители, чтобы улучшить ситуацию. Я пишу и говорю о воспитании мальчиков не потому, что между мальчиками и девочками есть гигантская разница, а потому, что общество очень по-разному к ним относится. Мы до сих пор убеждены, что наши мальчики должны быть мужественными и сильными — и малейший признак чувств, которые маркируются как женственные — уязвимость, грусть, разочарование, — осуждается. Это олдскульное воспитание причиняет мальчикам боль, мы просто заставляем их замолчать. На нас лежит большая ответственность — вырастить мужчин. И в наших силах помочь миру стать более безопасным местом».
В то время как родители и психологи начинают широко говорить о современных ненасильственных методах воспитания, традиционные педагогические практики в России по-прежнемурекомендуют«предупреждать агрессивное поведение у дошкольников с учетом гендерных особенностей». Мальчикам рекомендуют заняться «активным видом спорта, подразумевающим использование силовых приемов», девочек советуют «учить тактично и спокойно проговаривать свои чувства и переживания, стремиться к сотрудничеству с партнером» и «использовать приемы релаксации».
Признание мужского авторитета
Малыш с самого детства должен усвоить такую модель семьи, в которой главным всегда является отец. Наличие большого, крепкого и сильного плеча, на которое всегда можно положиться, значительно облегчает жизнь. В детстве почти все мальчики восхищаются отцами, хотят быть похожими на близкого человека. Нередко они проговаривают вслух свои желания и при этом добавляют: «Буду таким же, как папа». Отец должен уделять много внимания сыну начиная уже с того времени, когда малыш только появляется на свет. Только тогда, идентифицируя себя с сильным и смелым папой, он в дальнейшем будет стремиться принимать важные решения самостоятельно. Отец в жизни мальчика – это фигура номер один. На него равняются, его действиями восторгаются, ему с энтузиазмом подражают.
Признание мужского авторитета – это важный шаг в развитии человека сильного пола. Воспитать мальчика настоящим мужчиной отцу не составит большого труда. Это при условии, что любящий и заботливый папа сам является достойным примером для подражания. Он должен с особенной теплотой и нежностью заботиться о матери. Своими действиями отец учит маленького сына уважительно относиться к женщине. В противном случае ребенок будет чувствовать фальшь в отношениях родителей, несоответствие между их словами и поступками.
Как воспитать из мальчика мужчину
Интересный вопрос. И не менее интересен ответ: далеко не из всех мальчиков нужно с самого детства «лепить» мужчину. Вообще этот вопрос характерен для представителей анального вектора, которые всегда подчеркивают свою мужественность, а от детей требуют такого же поведения. Причина кроется в их яростной гомофобии, за которой скрываются более серьезные вещи.
Впрочем, вернемся к нашим мальчикам. Есть дети, которых и учить ничему не надо ― они вырастают смелыми, немного дерзкими, сильными духом. У мам таких детей вообще нет вопросов о том, как воспитать из мальчика мужчину. Они уже рождаются маленькими мужчинами, очень быстро взрослеют и берут на себя не детскую ответственность. Главное ― не сгубить такие качества своим стереотипным воспитанием.
Это дети с уретральным вектором (доминантным, одним из восьми, выделенных в системно-векторной психологии), получившим свое название по соответствующей эрогенной (чувствительной) зоне на теле человека. Ребенка с таким вектором вы встретите нечасто ― сегодня их рождается всего 5% (хотя выживает лишь 1%). Но если встретите, запомните надолго: это сгусток живой энергии, у которого горят глаза и во всем проявляется доминирующее поведение. Иногда его по ошибке считают гиперактивным.
Отцы с анальным вектором, стремящиеся из «уретральников» сделать настоящих мужиков, сильно ошибаются: их нельзя подавлять, к чему-то принуждать, давить на них своим авторитетом. Эти дети всегда будут делать только то, что хотят. И если родителям действительно интересно, как правильно воспитывать мальчика с уретральным вектором, им стоит научиться с ним общаться: делать упор на его чувство ответственности, не ограничивая при этом и не устанавливая рамки.
Невозможно вырастить мужика дедовскими методами и из другого особенного мальчика ― с кожно-зрительной связкой векторов (кожный и зрительный). Это особенное сочетание, которое награждает ребенка тонкой душевной организацией. Он чувствителен, нежен, сострадателен. Среди «нормальных» мальчишек кожно-зрительный мальчик становится изгоем, посмешищем. Нередко таким же посмешищем становится малыш и дома: отец бьет и обзывает девчонкой, мать не знает, что с ним делать, в итоге у малыша возникают серьезные внутренние проблемы…
Видели на телеэкранах тех, кого с ухмылкой называют истеричными «недомужиками» (метросексуалами, гомосексуалистами и прочее)? А трансвеститов видали? Это наш кожно-зрительный мальчик, неправильно воспитанный в детстве. Хотя в потенциале он может стать прекрасным актером, тонким психологом и блестящим артистом балета.
Как его правильно воспитывать? Это не так легко, как кажется, хотя кожно-зрительные мальчики довольно послушны и спокойны. Они тяготеют к обществу девочек, так как среди них им комфортно и уютно. Поддерживайте его желание, но учите при этом быть не «подружкой», а галантным кавалером, мотивируя тем, что девочкам нужна мужская защита и помощь.
Среди мальчишек такому ребенку будет тяжело почувствовать себя своим (на это есть серьезные причины). Тем не менее, избегать их общества не стоит ― нужно научить малыша адаптироваться в нем ради его же блага. Например, заинтересуйте его уличными танцами. Пластичный от природы, ваш ребенок модным и вполне «мужским» танцем заслужит уважение сверстников.
В каждом векторе есть множество нюансов, которые нужно обязательно учитывать при подборе методики воспитания ребенка. Своего, особенного отношения требуют все дети, будь это «кожники», «анальники», «зрительники» или «звуковики». Уже не говоря об «обонятельниках», «оральниках» и «уретральниках». Этих особенностей очень много, и выстроиться в единую систему они смогут только после тренингов по системно-векторной психологии.
Как мальчики становятся «настоящими мужчинами»
В детствеагрессивно ведет себябольшое количество и мальчиков, и девочек. Но мальчики, взрослея, и в семье, и в школе получают подтверждение, что осуществлять насилие — приемлемо и допустимо. Некоторые исследователи видят взаимосвязь этого с тем, чтоподавляющее большинство преступленийсовершается мужчинами, а не женщинами. Исследователи подчеркивают связь между мужской преступностью и социализацией.
В школе юноши вплотную сталкиваются с критериями того, что значит быть «нормальным мужчиной»: «…В школьный период есть определенное давление на маскулинность со стороны сверстников, которые формируют разные иерархии маскулинности, — говорит социолог и гендерный исследователь Ирина Костеринав одном из материаловонлайн-курса Colta.ru о маскулинности. — Эти иерархии сами по себе представляют отдельный вид насилия. На верхней ступени находятся мальчики — носители так называемой гегемонной маскулинности <…> Это такая силовая, насильственная маскулинность. Соответственно, все другие мальчики, которые не вписываются в этот тип, находятся на каких-то других ступенях иерархии».
Разные исследователи,на которых ссылается Colta.ru, связывают с маскулинностью буллинг: «…Школа — это такой период, когда мальчики испытывают маскулинность друг друга, когда они стараются задирать других мальчиков, провоцировать их, устраивать драки, травлю, обзывать и оскорблять, для того чтобы таким образом возвыситься самим и отстоять свое право быть более сильным, более нормативным мужчиной».
Помощь маме
В идеале лучше воспитать у ребенка привычку выполнять обязательства по дому. При этом хорошо, чтобы они были вполне конкретными: выносить мусор, мыть пол в своей комнате или посуду после ужина. Так ребенок скорее сможет привыкнуть к тому, чтобы взять на себя ответственность за то, что происходит с ним. Помощь маме – это желательный атрибут воспитания будущего мужчины
Он должен научиться понимать, что семье в определенный момент времени может потребоваться его поддержка и внимание. Некоторые мужчины ошибочно полагают, что такие навыки сыну не нужны
Мол, они в жизни нигде не пригодятся.
Не стоит бояться того, что мальчик вырастет женоподобным – это абсолютная глупость. Никакой связи между отсутствием мужественности и желанием быть полезным близким родственникам не имеется.
Результаты
На этом воспитание, как мальчика, так и девочки со стороны взрослых по большому счету заканчивается.
Ребенок будет продолжать находить себе примеры, думать, анализировать, что-то менять в себе и своих привычках, но база закладывается в перечисленные мной три этапа.
И, если на каком-то из них не были учтены особенности развития, мама пыталась перекрывать всех или, наоборот, рано сбежала от ребенка, то результаты потом плачевны.
И уже о состоявшемся, уверенном, ответственном и т.д. мужчине речи быть не может.
Могут быть единичные случаи полноценных мужчин вопреки неполноценному воспитанию, но это уже их колоссальная внутренняя работа во взрослом возрасте.
Воспитание мужественности
В настоящее время женщины часто жалуются на то, что им не встречаются достойные партнеры
Мало кто понимает, что мы сами творим окружающую реальность, и уделяет этому вопросу пристальное внимание в собственной семье. Как воспитать мальчика настоящим мужчиной? Роль отца здесь чрезвычайно велика
Именно фигура большого и сильного папы побуждает маленького сына стремиться копировать его поведение. Отец первым преподает ребенку урок мужественности, демонстрируя на собственном примере, какое поведение может считаться достойным. Каждый мальчик хочет гордиться своим отцом, испытывает потребность в том, чтобы услышать от него похвалу, совет.
Взрослый мужчина способен многому научить ребенка: ответственности за совершаемый выбор, умению принимать решения, ставить перед собой реальные и достижимые цели. Воспитание мужественности возможно только путем подражания отцу или близкому родственнику сильного пола. От матери мальчик не может научиться, как ему проявлять себя. Успешная идентификация со своим полом возможна только при участии в семье мужчины.
5 Миф. В неполной семье мальчик не станет настоящим мужчиной
Считается, если мальчик растет без отца, без отчима или авторитетного деда, то ему закрыта дорога в мужской мир. Женщины своим влиянием растворят его силу и привяжут к юбке. Ему не с кого будет брать пример. Матери, которая растит сына одна, нужно искать для него “образцы мужества”: отдать в Суворовское училище или хотя бы в секцию карате с харизматичным тренером. И пореже обнимать, запрещать слезы и нытье, поощрять решительность — в общем, делать все, чему учат мифы о воспитании мальчиков.
Факт. Мужская культура сделает свое дело
Ребенок растет не только внутри семьи — он видит целый мир вокруг: двор, садик, школа, общественные места, семьи друзей. Чтобы из ребенка вырос мальчик, а не девочка, у него должна быть мальчиковая (а не девичья) одежда и мальчиковые дела и развлечения. Через них он приобщается к той самой мужской культуре и будто приобретает компас для движения в мужском мире.
Мужская культура отличается от женской, у нее свои правила и ценности. Например — драки: для мальчиков это не только вражда, но и способ установить контакт, предъявить себя, занять какое-то место в группе. Или соперничество: для мальчика нормально хотеть быть победителем, стремиться стать лучше других. Это побуждает развиваться, улучшать свое мастерство.
Еще один важный момент — радость преодоления. Мужчины и мальчики склонны заниматься тем, что требует усилий и даже риска. Например, неинтересно бегать просто так — а интересно, когда на пути есть препятствия или когда сегодня ты бежишь быстрее и дальше, чем вчера!
Если мама знает и чувствует эти особенности мужской культуры, ей гораздо проще воспитывать сына. Достаточно не корить его за действия, которые соответствуют этой культуре, и даже поощрять их. Подрался? Понимаю… Соперничаешь с одноклассником? Разумеется… Полез проверять силы и преодолевать? Конечно, ты же мальчик…
Мифы о мальчиках — на то и мифы, чтобы показывать идеальные образцы — как под увеличительным стеклом, ясные и заостренные. Но жизнь разнообразнее. И ваш сын — это именно ваш ребенок, который может где-то не вписываться в “мужской стандарт”. А вы — знаете своего ребенка лучше всех и лучше всех чувствуете, когда его лучше приободрить: “Давай, соберись!” — а когда дать поплакать. Хотя мифы остаются для нас ориентирами, но пусть родительская интуиция помогает мальчишкам расти живыми и чувствующими, гибкими и сильными — разными!
Фото: http://globallookpress.com
«Бить нельзя, но нужно защищаться»
Часто родители сталкиваются со взаимоисключающими принципами воспитания: бить других нельзя — однако ребенок должен уметь постоять за себя. Решение этого вопроса может сильно повлиять на то, будет ли ребенок обзываться и драться: исследователи выявляют прямую взаимосвязь между стилем воспитания и общения в семье и агрессивным поведением дошкольников и младших школьников. Больше половины родителей (62 % у дошкольников и 51 % у школьников) на деле не считают предосудительным, что их дети обижают других, косвенно поощряя это: «он не дает себя в обиду».
«Раньше мы с мужем учили сына Марка никого не толкать, уступать другим, а сейчас я даже немного жалею об этом, — рассказывает Елизавета Киселева из Москвы (сын Марк, три года). — Он очень миролюбивый мальчик: никогда не отбирал чужие вещи, еще и свои отдавал, потому что считал, что так заводит друзей. Он не слабый, у него в принципе другая модель поведения. Особенно это стало видно, когда у остальных детей началась стадия собственничества, а у моего — нет. На детской площадке и в садике у моего ребенка прямо из рук вырывают игрушки — он расстраивается и без вмешательства взрослых ничего не делает. Воспитатели далеко не всегда приходят на помощь, говорят: „Надо делиться“. Когда Марку было два года, во дворе мальчик летшестистал прыгать на него и давить, когда они вдвоем были в таком прозрачном кубе на детской площадке. Мы с мужем не могли туда забраться, чтобы помочь — нам пришлось даже кричать, но мальчик нас не слушал, Марк плакал. Я стала искать маму обидчика, а она стояла рядом и была крайне безучастна, пока я настойчиво не попросила взять своего ребенка под контроль. Чаще всего родители самых жестоких обидчиков находятся рядом и не вмешиваются: „Пусть дети сами разбираются“. Мне кажется, это такая жизненная позиция: выживает сильнейший. Они начинают реагировать, только когда в ответ сильно обижают их детей».
Что хорошего в агрессии и почему нельзя запрещать ребенку драться
Психолог Анна Корниенко обратилась к теме детской агрессии, когда ее маленький сын стал бить других детей лопаткой по голове в песочнице. Она растерялась и принялась искать ответ на вопрос, почему ее обычно спокойный и добрый ребенок так резко изменился.
«Нас воспитывали так: злиться нельзя, раздражаться нельзя, надо вести себя спокойно, — говорит Анна. — У нас, выращенных таким образом, в голове есть только инструкция „прекрати“. Когда ребенок начинает кричать или драться, это вылетает из родителей на автомате. Я начала искать альтернативы — и нашла решение в теории Гордона Ньюфелда: мы становимся агрессивными, когда чем-то задеты. С тех пор я стала тщательно разбирать и проговаривать с сыном, чем он расстроен. Внимательно наблюдала, когда он устает, меняла режим дня. Постепенно он научился понимать свое состояние и реагировать мягче. Сейчас ему 14 лет, и он очень уравновешенный и спокойный мальчик».
Сейчас Анна Корниенко называет себя психологом-агрессологом. Она написала книгу «Детская агрессия» и создала проект, в котором команда специалистов помогает семьям решить проблему агрессии. Но отношение к агрессивному поведению в нашем обществе до сих пор остается неоднозначным. Если ребенок обзывается, толкается или бьет других, ожидаемой реакцией родителей и педагогов будет осуждение и назидание: ребенка нужно отругать и запретить себя так вести. Запрет кажется самым простым и быстрым способом справиться с детской агрессией, но он только добавляет ребенку фрустрации.
Особенности воспитания внука бабушкой и дедушкой, с какими трудностями придется столкнуться?
Рано или поздно вы столкнетесь с желанием бабушек и дедушек принять участие в воспитании внука. Иногда, это желание — целиком и полностью контролировать развитие малыша, или же бывает, что оно ограничивается бесплатными консультациями по телефону. Так или иначе, они в большей или меньшей степени, но всё-таки будут оказывать влияние на развитие ребёнка.
Что дает детям общение со старшим поколением?
- Бабушки и дедушки обогащают своих внуков эмоционально, что зачастую не могут сделать родители из-за недостатка времени.
- Бабушка может стать верным и понимающим другом ребенку в мире взрослых, который всегда терпеливо выслушает, почитает книжку, поиграет, приласкает.
- Безоговорочная любовь бабушек и дедушек в небольших дозах необходима каждому малышу.
Что же плохого может быть в «бабушкином» воспитании?
- Первое, что сразу бросается в глаза, это чрезмерная опека и оберегание буквально от всего. Например, боязнь простудить приводит к перегреванию детского организма и, как следствие, снижению иммунитета и адаптивных способностей. А постоянные одергивания: « не трогай — испачкаешься», «не бегай — упадёшь», могут привести к страху перед жизнью и неумению сопротивляться ситуациям.
- Извечное желание накормить внука, наверно типичное для всех бабушек, тоже таит в себе две опасности. Во-первых, перекармливание, а во-вторых, желание дать ребенку разные вкусности, которые по совместительству частенько оказываются «вредностями».
И то, и другое может довести до похода к гастроэнтерологу или даже аллергологу!
А ещё бабушки очень любят всё делать за своих внуков. А это может привести к инертности и безынициативности человека по жизни. Ребенок, воспитанный таким образом не способен сопротивляться течению, полностью зависит от жизненной ситуации и утрачивает веру в себя.
Можно ли как-то повлиять на такое безрассудное поведение бабушек и дедушек?
Чтобы изменить отношение любвеобильной бабушки к внуку, поменяйте своё отношение к ней. У людей пенсионного и предпенсионного возраста потребности в любви, уважении, признании резко обостряются, поэтому дайте вашим родителям возможность удовлетворить их на вас. Покажите свою заботу и дайте им возможность выразить чувства к вам. Это облегчит вам взаимопонимание.
А чтобы избежать разногласий в воспитании, согласовывайте с бабушками и дедушками, что можно, а что нельзя, режим дня и т. д.
Нужно сделать так, чтобы все члены семьи придерживались одной линии воспитания, тогда и большинство проблем получится избежать.
Ведь главная задача и тех и других сделать ребенка счастливым!
В воспитании ребенка нет моментов, которые можно отложить на «потом», дорожите каждой минутой, используйте каждый день. Ведь чтобы, повзрослев, мальчик стал настоящим мужчиной, мужем и отцом нужно прикладывать усилия уже сейчас.
Право выбора
Воспитывая мальчика, нельзя забывать об одной важной особенности. Малыш с детства должен научиться самостоятельно принимать решения
Откажитесь от мысли навязывать ему свою точку зрения, это в корне неправильная позиция. Так ребенок не начнет принимать на себя ответственность за происходящее, а будет перекладывать ее на родительские плечи. Если в семье растет мальчик, нужно предоставлять ему больше свободы выбора для реализации тех или иных шагов. Только тогда он сможет научиться уверенно и легко действовать, не боясь совершить ошибку или получить неодобрение старших.
Право выбора – это неотъемлемая составляющая доминантного поведения, коим в обязательном порядке должен обладать каждый представитель мужского пола. Когда мы намеренно лишаем маленького человека выбора, то в результате вырастает слабая, безвольная, неприспособленная к жизни личность.
Кто такой настоящий мужчина
Это тема бесконечных женских разговоров. Каким должен быть тот единственный, который покорит женское сердце раз и навсегда?
У каждой юной и не очень юной девы свой эталон, но общее в нем одно – сильный, ответственный, заботливый.
Умеющий ставить цели и достигать их. Уверенный в себе и помогающий почувствовать уверенность своим близким.
В общем, тот человек, за широкую спину которого можно спрятаться и который может решить любую проблему.
Ах!
Представила такой образ и сразу стало так приятно и легко на душе!
Здорово же, когда тебя любит такой мужчина?
Правда и самой нужно соответствовать определенным критериям настоящей женщины, чтобы удержать такого мужчину рядом.
Но об этом мы поговорим в другой статье.
Но многие женщины, мечтающие об отношениях с настоящими мужчинами, забывают, что воспитание характера начинается с колыбели.
Воспитывая сына в традиции «унисекс» или с уклоном в женскую сторону.
Перекрывая мужу доступ к воспитанию, они сами портят будущее, как себе, так и другим женщинам, которые будут рядом с их сыновьями.
Поэтому сейчас я открою несколько главных моментов в воспитании мальчика так, чтобы потом не охать и не ахать.
Проблемы женского воспитания мальчика в неполноценной семье – как воспитать из сына мужчину в женском коллективе?
Не верьте тем, кто утверждает, что в неполной семье вырастают неполноценные мальчики.
Неполная семья — это не та, где нет одного родителя, а та, где не хватает родительской любви!
Безусловно, без отца есть свои дополнительные трудности и проблемы, но их можно решить.
Вот на что советуют обратить внимание психологи, если вы воспитываете сына без отца:
Несмотря на отсутствие папы, пример мужского поведения в жизни сына должен быть. Это может быть дедушка, дядя, брат, учитель, тренер. Чем больше мужчин присутствует в жизни вашего сына, тем лучше.
В качестве примера, могут быть и отважные герои книг и фильмов.
- Взаимоотношения мамы с противоположным полом тоже играет большую роль. Скованность, неудобство, тревога, агрессия, которые вы, возможно, испытываете в присутствии мужчин, будут передаваться и вашему ребенку. В этом случае лучше ограничиться общением с одним-двумя мужчинами, к примеру, братом и отцом, которые наиболее значимы для вас и для ребенка.
- Будьте со своим ребенком на равных. Не сюсюкайте, но и не давите своим авторитетом. У слишком властных мам вырастают безынициативные дети, а у сверхзаботливых есть риск в определенном возрасте дождаться бунта.
Мальчики, зависимые эмоционально от матерей, даже с возрастом не отделяются от них, и часто очень долго живут с матерями и не могут жениться.
Даже если вы воспитываете мальчика без отца, не слишком его балуйте, стараясь компенсировать недостаток отцовской любви
В воспитании сына важно доверие, которое вы ему оказываете. Не стойте у него над душой и не прибегайте каждый раз, как слышите «У меня ничего не получается!»
Предложите ему попробовать ещё раз. Иначе вы рискуете приучить его постоянно ждать от вас помощи.
Чаще хвалите сына. Говорите ему «Ты у меня самый замечательный!», «У тебя все получится!», «Мой защитник!». Для мальчика, воспитывающегося без отца, это особенно важно. Этим вы укрепите его значимость в ваших глазах.
Воспитывая мальчика без отца вам нужно быть слабой и женственной и в то же время спокойной, уверенной и сильной духом. Но не старайтесь играть одновременно женскую и мужскую роль — просто будьте сама собой.
1 Миф. Мальчики не плачут
Одно из первых требований кодекса “настоящего мальчика”: не показывай слез, крепись, не проявляй уязвимости. Игнорируй чувства. Если больно, страшно, тоскливо — усмехнись и скажи: “Все нормально”. Это — сила. Обесценивай отношения, чтобы не страдать от разлуки или отвержения. С ранимостью других тоже нечего церемониться. Какая еще близость с сестрой или теплота с матерью? — мальчикам это не положено. Не чувствуй. Не привязывайся. Терпи боль, справляйся сам.
Факт. У мальчиков тоже есть эмоции
Если не ударяться в крайности, то этот миф несет свою пользу. Отцы говорят сыновьям: “Не ной, ты же парень”, — и не спешат утешить его, взять на ручки и избавить от всех бед, как они поступили бы с маленькой дочкой. Так мальчик узнаёт, что человек должен помогать себе сам, а изливать свое горе и бесконечно жаловаться — бесполезно. Ты не утешишься и никого не порадуешь, только потеряешь уважение. Это в самом деле хорошая основа для будущей самостоятельной жизни. Ведь постоянно искать опору в других и выпрашивать ее — путь в никуда.
Но нужно помнить, что многие мальчишки испытывают и страх, и нежность, и растерянность. Им тоже бывает больно, обидно и грустно. И слезы — это результат стресса, который испытал ребенок. Если мы запрещаем мальчику показывать свои чувства, он будет вытеснять их и не узнает, что любое переживание — даже очень сложное — пройдет. Надо только двигаться дальше, и после слез, горя или страха снова придут безмятежность и радость. Мальчик, которого не стыдят за проявления чувств, будет человечно обходится и с чужими слезами: посидит рядом с расстроенным другом, предложит помощь или хотя бы не будет дразниться.
Важно только не давать ребенку застревать в своем чувстве, бесконечно пережевывать его, жаловаться и просить поддержки. Никто не хочет вырастить беспомощного плаксу, поэтому мы учим детей справляться с повседневным стрессом, переключаться на приятные и полезные дела
4 Миф. Мальчишки есть мальчишки. Тестостерон победит воспитание
Есть давнее убеждение, что поведение мальчиков определяется их физиологией. Мальчики — это агрессия, риск, штурм, захват и насилие. А значит, мальчики — это воины, охотники, политики, ученые, космонавты и пожарники. Мы привычно назначаем мальчиков “узниками биологии” и считаем, что их поведение является врожденным.
Что из этого следует? С одной стороны, мы не слишком ругаем их, когда они “ведут себя как мальчишки”. Как будто мальчику “положено” драться, перебегать дорогу в опасном месте и разбивать окна. С другой стороны, мы надеемся, что “типичный” мужской характер сам проложит себе дорогу, без наших воспитательных усилий.
Опасность этого мифа в том, что люди думают, будто они не в силах повлиять на личность мальчика и его эмоциональное развитие, хотя на самом деле это возможно.
Факт. И мальчики и девочки — пластичные существа
Исследования биологов, нейрологов и психологов показывают: многое в жизни и поведении мальчиков и девочек зависит от воспитания
Генетические задатки и особенности характера, тестостерон в зрелом возрасте — это важно, но они не определяют на 100% развитие человека. Очень многое зависит от раннего детского опыта, от среды, в которой растет ребенок, от ярких впечатлений, которые повлияли на его картину мира
Поэтому не думайте, что рисковое поведение и агрессия сына — это неизбежность. Или что робкий и тревожный мальчик рано или поздно “опомнится” и на волне мужских гормонов станет смелым и открытым. Об эмоциональном интеллекте ребенка лучше заботиться с ранних лет, помогать ему проживать чувства, учить самоконтролю и правилам поведения.