На каком сроке малыш начинает слышать

Что влияет на развитие слуха

Скрининг из пяточки у новорожденных — зачем проводят анализ в роддоме

Проблемы со слухом можно заметить уже на первом месяце жизни ребенка. Чем раньше они будут обнаружены, тем больше шансов восстановить его, избежать задержки в формировании речи. Если малыш не сможет общаться, его взаимодействие с миром будет ограничено, что отразится на его общем развитии и в будущем на социальной адаптации.

Обратите внимание! Чтобы как можно раньше выявить проблему, проверка слуха у новорожденных проводится еще в роддоме специальным аппаратом. С его помощью процедура оказывается быстрой и безболезненной

Нарушение слуха бывает врожденным или приобретенным. На его развитие может повлиять ход беременности, например, насколько у мамы был ярко выражен токсикоз, или, возможно, она столкнулась с серьезными инфекционными заболеваниями. Ребенок может плохо слышать, если подобное случалось с его кровными родственниками. Наследственные синдромы наблюдаются редко, но, если случаются, то обычно сопровождаются поражениями внутренних органов. Проблемы со слухом могут начаться, если ребенок испытывал кислородное голодание или появился на свет преждевременно.

Патология зачастую развивается на фоне травмы головы или после повреждения барабанной перепонки. Именно поэтому нельзя чистить уши крохи ватными палочками, даже если на них есть ограничители. Опасно что-либо засовывать в слуховой проход. Во время гигиенических процедур нужно очищать лишь наружное ухо, убирая серу, находящуюся на поверхности. Травма перепонки не ведет к потере слуха, если ребенку вовремя будет проведено необходимое лечение.

Почему вредные привычки и беременность несовместимы?

Под «вредными привычками» определяется применение психоактивных веществ (ПАВ), то есть любых соединений, которые после распада в организме человека вызывают перемены в восприятии окружающего мира, его поведении и двигательных функций. К такого рода веществам относятся:

  • Табак;
  • Алкоголь;
  • Наркотики;
  • Лекарства, влияющие на психическое состояние.

Вредные привычки и беременность несовместимы. Алкоголь пагубно воздействует на плод, начиная с момента оплодотворения яйцеклетки, когда организм будущей матери изначально отравлен. Напитки из категории спиртосодержащих могут замедлять и нарушать этапы развития всех органов малыша, в том числе зрительного аппарата. Более того, спиртное провоцирует выкидыши, недоношенность, преждевременные роды и разные пороки развития, такие как глухонемота, зрительные патологии, слабоумие и т.д.

Еще одной опасной ошибкой для женщины во время вынашивания может стать курение, причем, как активное, так и пассивное. Никотин провоцирует следующие последствия:

  • Вагинальные кровотечения, нарушения кровообращения в плаценте, самопроизвольный аборт;
  • Возникновение врожденных аномалий;
  • Внезапная смерть малыша;
  • Возможные отклонения в физическом и интеллектуальном развитии ребенка.

Женщины, употребляющие наркотические или психотропные вещества в период беременности, рискуют столкнуться с проблемой мертворождения, наступающего вследствие отслойки плаценты. Примерно в 25% случаев дети рождаются недоношенными, тогда как сам процесс появления на свет ребенка сильно усложняется и затягивается. У плода может развиваться тахикардия, его рост замедляется, образуются острые нарушения мозгового кровообращения.

Перечень рекомендаций будущим матерям довольно прост. Необходимо следить за правильным питанием, избегать переутомления (чередовать труд с отдыхом), не заниматься самолечением, своевременно сдавать анализы, проходить обследование и, конечно же, отказаться от вредных привычек — исключить употребление алкоголя, никотина и не допускать контакт с любыми токсическими веществами.

Несоответствующее поведение беременной вредит здоровью эмбриона с момента зачатия. Нарушения внутриутробного развития могут быть разной силы тяжести — от незначительных до бокового амиотрофического склероза (от этого диагноза страдал прославившийся на весь мир английский физик Стивен Хокинг).

Важно помнить, что формирование глаз ребенка зависит от здоровья беременной женщины. В большинстве случаев соблюдение ценных рекомендаций помогает предотвратить нежелательные последствия и патологии внутриутробные зрительного аппарата малыша

На сайте Очков.Нет Вы сможете выбрать качественные средства коррекции зрения от популярных производителей

Рекомендуем обратить внимание на такие бренды, как Acuvue, Biofinity и прочие

Как лечить субъективный шум в ушах

Лечение состоит из комплекса мероприятий. Прежде всего, врач выписывает лекарства: вазоактивные, ноотропные, мышечные релаксанты, витамины и пр. Если природа возникновения шума неврологическая, сурдолог отправляет вас к психиатру, чтобы тот назначил нейролептики или транквилизаторы.

Также сурдолог может назначить операцию, если обнаружит в ухе патологию. Крайне редко хирургическое вмешательство показано при заболеваниях вегетативной нервной системы. В этом случае врачи механически воздействуют на нервы шейного отдела или барабанной плоскости.

Еще один метод лечения — слухопротезирование. Его применяют, если есть тенденция к снижению слуха. Слуховой аппарат усиливает внешние звуки, тем самым маскируя субъективные ощущения шума.

Новым словом в лечении тиннитуса стала Notch-терапия, она облегчает состояние без маскировки за счет подавления нейральной гиперактивности латеральным торможением. Реализована эта функция в слуховых аппаратах Signia primax.

От операций все чаще отказываются в пользу слухопротезирования

Влияние УЗИ на беременность

Влияние на плод связывают с механическим воздействием ультразвука. Действительно, он используется в лечении разных болезней при проведении физиотерапии и даже для очистки зубов. Мало того, его используют военные, например, на подводных лодках. Зная подобное, невольно задумаешься — стоит ли рисковать? Но по аналогии с обычным звуком, представьте свои ощущения на дискотеке, или рядом со взлетающим самолетом, где децибелы зашкаливают, или же в тихой комнате, где любимый шепчет ласковые слова на ушко… Примерно такая же разница между тем ультразвуком, что используется в вышеперечисленных ситуациях и тем, что испускает аппарат. Таким образом, вред данного аппарата сильно преувеличивают люди, не понимающие самой сути исследования.

Как не допустить снижение слуха у детей?

Если это связанно с наследственностью, генетическими нарушениями, то увы, на данном этапе развития медицинской науки – никак. Главный совет — не пренебрегайте ежегодной проверкой слуха, в этом случае «перебдеть» – лучше, чем упустить. На раннем этапе тугоухость проще обнаружить и успеть скорректировать.

Нарушения, связанные с осложнениями после перенесенных заболеваний, попытаться предотвратить, понятное дело, можно лишь уберегаясь от этих заболеваний, закаляясь, не игнорируя лечение и реабилитацию.

Также нужно стараться избегать длительного шумового воздействия. Не страшно, если человек на несколько минут попадает в среду с громкими звуками. А вот когда подросток целый день в наушниках, и музыку из них слышно с другого конца комнаты, это уже опасно. Многие научные работы подтверждают связь развития тугоухости с хроническими шумовыми травмами. Это, конечно, не повод враждовать с дочерью или сыном-тинейджером и совсем лишать тех наушников. В данный момент признан безопасный стандарт – проводить не более 2-3 часов в день в качественных профессиональных наушниках с громкостью ниже 80 дБ. Вполне достаточно, чтобы и в игры поиграть, и любимой музыкой насладиться.

Ко всему нужно подходить разумно. И будьте здоровы!

Что такое слухоречевая реабилитация

Лечение тугоухости не завершается после устранения причины или установки кохлеарного имплантата. Ребенку требуется слухоречевая реабилитация, в процессе которой он учится реагировать на звуки, понимать речь и говорить.

В реабилитации ребенка после установки имплантата участвуют несколько специалистов, включая отоларинголога (хирурга), аудиолога, сурдолога, сурдопедагога, психолога или психиатра. Каждый специалист решает важные задачи:

  • Отоларинголог следит, чтобы в послеоперационном периоде не было осложнений.
  • Аудиолог настраивает процессор кохлеарного имплантата.
  • Сурдолог оценивает эффективность имплантации.
  • Сурдопедагоги учат ребенка реагировать на звуки, понимать речь и говорить.
  • Психолог создает условия, в которых ребенок адаптируется к новым ситуациям и вызовам.
  • Психиатр при необходимости корректирует дефекты психоэмоционального развития пациента.

После эффективной слухоречевой реабилитации ребенок может посещать специализированное дошкольное учреждение и школу-интернат или общеобразовательную школу и детский сад.

Как проверить зрение и слух у новорожденного ребенка

Слух и зрение ребенка впервые проверяют в родильном доме сразу после появления на свет. Результаты записывают в медицинскую карту новорожденного. Позже такие проверки осуществляет педиатр каждый месяц во время обязательного профилактического осмотра.

Проверить, слышит ли их малыш, родители могут и дома. Для этого стоит понаблюдать за ребенком. Как уже упоминалось, в первый месяц жизни он реагирует на громкие, резкие звуки. Услышав нечто подобное, ребенок может вздрогнуть, замереть на несколько секунд, начать плакать. Среагировать на громкий звук он может, разведя в стороны полусогнутые руки и растопырив пальчики, а после вновь прижимает ручки к телу, как бы обнимая самого себя (рефлекс Моро). А через месяц после рождения ребеночек может медленно поворачивать голову в сторону мамы, услышав ее голос. Если же дитя никак не реагирует на громкие шумы, то следует обратиться к лору.

Глаза новорожденного вначале его жизни реагируют только на изменение освещения. Тест этой реакции проводят сразу после рождения с помощью специального фонарика. Мама тоже может провести такую же проверку, поднеся днем малыша к окну и проследив за его глазами. Если зрачки сузились, значит, ребенок реагирует на свет. К концу первого месяца можно показать малышу большую цветную игрушку, медленно поводив ею из стороны в сторону. Малыш уже может поворачивать голову следом за ярким пятном

Родителям также стоит обратить внимание на размер глаз, форму зрачков и их диаметр. Если глаза слегка увеличены, зрачки отличаются по размеру, то это повод обратиться к специалисту, чтобы вовремя среагировать на существующие проблемы или же лишний раз убедиться в их отсутствии. Специально для — Ксения Бойко

Специально для — Ксения Бойко

Сформированное слуховое восприятие — залог полноценного развития малыша. Молодые родители должны знать, как проверить слух у ребёнка в разные периоды и какие признаки его нарушения существуют. Помните: чем раньше обнаружены проблемы и начато лечение, тем благоприятнее исход.

Слуховой анализатор появляется у зародыша из слухового пузырька. К 12 неделям беременности у плода формируются три полукружных канала (органы равновесия во внутреннем ухе) и кортиев орган, ответственный за восприятие звуков. На 20 неделе слуховой нерв покрывается миелиновыми клетками, служащими изоляцией для нервных импульсов. В третьем триместре начинают созревание мозговые центры слуха, которые активно развиваются после рождения. Процесс формирования заканчивается к началу подросткового возраста.

Известно, что шестнадцатинедельный плод способен распознавать звуковые сигналы. Однако это не означает, что малыш различает звуки. Для него весь шум — единый поток разной громкости и тональности. Становление слуха проходит несколько этапов, знание которых поможет понять, как проверить слух ребёнка.

  • К третьей неделе после рождения ребёнок сосредотачивается на шуме, прислушивается. Родители замечают, что малыш, услышав громкий звук, прекратил двигаться на 5 — 7 секунд.
  • В два месяца младенец стремится найти источник звука, поворачивая голову.
  • К 4 месяцам ребёнок выделяет из потока шума отдельные звуки — мелодию, голос мамы или папы, звон игрушки — и поворачивает голову к источнику. До 5 месяцев малыш начинает реагировать на своё имя активным движением рук и ног, улыбкой, гулением.
  • В пять месяцев грудничок отличает голоса близких от голосов малознакомых людей.
  • С полугодовалого возраста начинает копировать услышанное. Активно возится со звонкими игрушками и другими предметами, извлекая из них звуки.
  • К 9 месяцам повторяет услышанные звуки, слоги и выполняет простые просьбы.
  • К году ребёнок произносит несложные слова.

Как видим, развитие слухового восприятия сопровождается определёнными реакциями, при отсутствии которых необходимо отвести малыша к отоларингологу (ЛОРу).

Хорошо ли слышит новорожденный

Слух у ребёнка острее, чем у взрослого, но в первые несколько дней он немного притуплён за счёт той самой жидкости во внутреннем ухе. Она играет роль защитного барьера от шумового потрясения и впитывается к третьему-пятому дню. С этого времени желательно следить за уровнем шума вокруг ребёнка, разговаривать с ним, не повышая голоса. Громкие звуки, вызывающие испуг и плач, могут навредит нервной системе младенца, а в случае их большой продолжительности – и нежным ушкам малыша.

Лучше всего новорожденным слышны высокие звуки. Наверное, поэтому с младенцами тоненько «сюсюкают» даже бородатые дядьки. Едва родившись, малыш уже может различать интонацию, тембр голоса. Ощущает темп речи и если с ним говорят быстро, начинает беспокоиться. При замедлении и плавности речи успокаивается.

В первую неделю жизни ребёнок обычно не реагирует на большинство звуков, хотя слышит их. Говоря простым языком, ему нет до них никакого дела

И только громкие, резкие, вибрирующие звуки привлекают его внимание. Подобную ситуацию можно наблюдать в более старшем возрасте, когда чем-то увлечённый малыш может не заметить, что его зовутСовет! Начинайте развивать слух ребёнка как можно раньше

Пойте ему ритмичные и спокойные песенки, включайте мелодичную музыку, записи голосов детей, звуков живой природы, как можно больше разговаривайте, меняя интонацию речи.

Познавательная деятельность плода

Наряду со способностью чувствовать, видеть и слышать, плод обладает способностью изучать и запоминать. Эти виды деятельности могут быть рудиментарными, автоматическими и даже вызванными биохимическими реакциями. Например, плод, впервые реагируя на раздражитель, со временем прекращает это делать при регулярном повторении того же раздражителя. Файфер обнаружил, что, реагируя на голос матери, плод демонстрирует примитивный способ запоминания, называемый привыканием.

Но плод проявляет гораздо большие способности. В 80-х годах профессор психологии и кандидат философских наук Энтони Джэймс Ди Каспер с коллегами из университета Гринсборо (штат Северная Каролина) провели исследование, доказавшее, что ребенок может изменять темп сосания груди в зависимости от музыки, звучащей в данный момент в надетых на него наушниках. С помощью этого исследования Ди Касперу удалость показать, что в течение нескольких часов после рождения ребенок уже может отличить голос матери от голоса другого человека, а также сделать предположение о том, что ребенок узнал и запомнил его еще в утробе матери в последние месяцы беременности, хотя не факт, что он сделал это сознательно. Совсем недавно Ди Каспер обнаружил, что новорожденный предпочитает слушать сказки, ранее слышанные им в утробе – «Кот в сапогах» в данном эксперименте, — а не новые истории, рассказанные ему вскоре после рождения.

Но и это еще не все. Новорожденные не только могут отличить речь матери от речи другого человека, — они запоминают и узнают даже мелодику и элементы речи матери. Установлено, что младенцы предпочитают слышать речь матери на родном языке, нежели ее же или речь другого человека на иностранном.

Наблюдая за изменениями сердечного ритма плода, психолог, кандидат наук Жан Пьер Леканю вместе со своими коллегами из Парижа также подтвердили, что ребенок уже в утробе матери различает как тембр голоса, так и элементы речи: он успокаивался при чтении знакомой сказки знакомым голосом, изменение же голоса чтеца или текста сказки уже не вызывали изменений в его поведении.

Плод реагирует на изменение тембра голоса и темпа сказки, а не на определенные слова, — отмечает Файфер, — но вывод тот же: плод может слышать, запоминать и вспоминать услышанные им внутриутробно звуки, и ему (как и всем нам) нравится ощущение комфорта и спокойствия, исходящее от знакомого.

Способность слышать

Способность слышать малыш в утробе матери приобретает на 15 неделе беременности. Именно к этому моменту завершаются основные этапы закладки внутреннего уха и уже идут процессы оформления среднего уха. Поначалу восприятие звуков у малыша не такое, как у нас с вами. Он слышит их, но кора головного мозга еще не созрела и не способна анализировать сигналы. Слух плода на 15-16 неделе беременности больше напоминает слуховое восприятие мира рептилиями. Он внутренним ухом улавливает лишь вибрацию, которую создают звуковые волны.

Стук маминого сердца – одна вибрация, громкий звук от падения тяжелого предмета рядом с мамой или звонка будильника – совсем другая вибрация.

Слышать почти как мы, малыш начинает лишь в 26-27 недель беременности. Это означает, что на данном сроке плод уже не просто слышит, а реагирует на звук. Он постепенно учится не просто слышать что-то, но и анализировать услышанное. Новорожденный поворачивает головку на источник звука. Этому он научился в утробе.

Последние три месяца внутриутробного развития малыш с удовольствием слушает звуки. Слух для него в третьем триместре – еще один способ познания мира вокруг.

Под защитой самой природы

Многие детеныши животных рождаются слепыми и полуглухими. Человеческие дети тоже появляются на свет со сниженными функциями слуха и зрения. Во-первых, нужные центры головного мозга еще недостаточно созрели. А во-вторых, это своего рода защитный механизм, с помощью которого природа создает малышам более комфортные условия для дальнейшего развития, частично ограждая новорожденных от сильнейших стрессов, ведь неокрепшей нервной системе пережить их не под силу.

После 9 месяцев пребывания в условиях, когда всегда «почти темно», «почти тихо», новорожденный ребенок знакомится с новым миром. А здесь – громкие звуки, шумы, яркие цвета, слепящие лампочки. Если все это добавить к стрессу, который кроха пережил во время самих родов, он просто не перенесет такого шока. А ведь ему еще нужно «быстренько» научиться самому кушать, переваривать пищу, как-то спать вне мамы…

Конечно, это не значит, что все мы рождаемся глухими слепцами. Просто зрение и слух в первые недели работают в «приглушенном» режиме.

По мере адаптации маленького организма к новым условиям его существования совершенствуются центры мозга, отвечающие за основные источники получения информации о мире: слуховое и зрительное восприятие.

Что сделать для правильного развития новорожденного

Лучше всего ориентироваться на рекомендации педиатра, но эти советы точно не повредят:

  • Kонтакт «кожа-к-коже». Мамам рекомендуется почаще класть голого малыша себе на грудь в течение первых месяцев жизни. Это называется «метод кенгуру». У телесного контакта «кожа-к-коже» много преимуществ – так вы устанавливаете более прочную связь с ребенком и помогаете ему регулировать дыхание и пульс, успокаиваете малыша знакомым запахом и стуком своего сердца.

  • Выкладывание на живот. Несколько раз в день советуем класть ребенка животиком на пол или ровную твердую поверхность на пару минут под пристальным наблюдением мамы. Так он сможет укрепить мышцы шеи и плечевого пояса. Пока малыш лежит на животике, вы можете поиграть с ним в развивающие игры.

  • Стреляем глазками. По мере улучшения зрения малыш начинает все активнее следовать взглядом за движущимися предметами. Потренируйтесь вместе с ним: медленно двигайте перед лицом малыша каким-нибудь предметом, например погремушкой.

Часто задаваемые вопросы

Сколько должен весить новорожденный ребенок?

Около 80 процентов доношенных детей (40 недель) весят от 2,6 кг до 3,8 кг.

Какие игрушки купить для новорожденного?

Рекомендуем выбрать игрушку, которую можно брать с собой и повесить над кроваткой. Лучше, если она будет ярких контрастных цветов или с узорами. В этом возрасте идеальный выбор – игрушечный проигрыватель с ненавязчивой музыкой или яркая мягкая игрушка-погремушка.

Нужны ли новорожденным витаминные добавки?

Специалисты считают, что новорожденным к концу первого месяца жизни нужны разве что добавки витамина D в каплях (если он не входит в состав смеси для искусственного вскармливания). В любом случае, лучше посоветоваться с врачом.

Что дать ребенку в возрасте 1 неделя от запора?

Прежде чем дать недельному малышу что-либо, кроме грудного молока или смеси для искусственного вскармливания, проконсультируйтесь с педиатром, даже если вам кажется, что у ребенка запор. Работа ЖКТ – сугубо индивидуальное дело, формирование моторики кишки закончится еще не скоро и зависит от возраста. Тем не менее считается, что, если у новорожденного ребенка не было стула больше суток, у него может быть запор. Обратитесь за советом к педиатру – иногда так случается с детьми на естественном вскармливании.

Слышит ли ребенок в утробе матери

Довольно часто можно встретить родителей, которые разговаривают еще с не рожденными детьми. Вы, наверное, видели не только в реальной жизни, но и по телевизору, как папа становился напротив круглого животика мамы и говорил что-то своему малышу спокойным монотонным голосом.

С первого взгляда это может показаться просто милой процедурой, но не более. Вы можете подумать, что в утробе матери находится лишь только развивающийся плод, который ничего не видит и не слышит, однако это не так. Функция слуха начинает активно формироваться с двадцатой недели после зачатия. В связи с этим все эти разговоры с плодом не так уж и бесполезны. Он вас слышит.

Все это было доказано путем проведения экспериментов. Новорожденный малыш реагировал очень хорошо на звуки, которые ему доносились, когда он еще находился в утробе матери.

На что обратить внимание

Не всегда нужно копаться в причинах случившегося. Возможно, вы узнаете, что явилось причиной и привело к снижению слуха у ребенка. А ввозможно, причина так и останется загадкой. Генетика – это всего лишь статистика. Ее не исправишь. Конечно, хочется знать и понимать, как можно было избежать глухоты. Однако когда проблема уже есть, то важнее ставить другой вопрос: «Как помочь малышу?»

Часто нарушение слуха у крохи воспринимается родителями трагически. Переживание глубоких душевных страданий может помешать увидеть самое главное – своего ребенка. А для него снижение слуха совсем и не горе. При своевременном обращении к специалистам ребенок становится полноправным членом общества и развивается так же, как все остальные. Иногда даже лучше.

Случай из практики: мальчик, кохлеарные имплантаты установлены на оба уха. Первый – в 2 года, второй – в 4. В 14 лет он приехал из Чечни вместе с отцом на очередную настроечную сессию. По развитию мальчик ни в чем не уступает сверстникам. Участвует в олимпиадах по физике, знает несколько языков: русский, чеченский, английский. Тем не менее в конце визита отец спрашивает у врача: «Как же так? Почему нам не повезло?»

А ведь у мальчика все хорошо! У него две руки, две ноги и два глаза. У него есть семья. Ребенок живет полноценной жизнью и слышит. Современные слуховые аппараты и кохлеарные имплантаты позволяют скорректировать практически любую потерю слуха и дают возможность наслаждаться жизнью во всей ее полноте.

При постановке диагноза самое важно для родителей – помнить о самом ребенке и стремиться помочь ему в развитии и компенсации слуха

К сожалению, не все родители принимают диагноз своих детей и предлагаемую специалистами схему лечения. Они готовы использовать сомнительные методы без гарантии какого-либо результата: рефлексотерапию, иглоукалывание, капли и таблетки. Однако все эти методы не способны компенсировать слух. Они лишь отнимают время, которое может быть использовано для развития.

Физический слух компенсируется слуховыми аппаратами. В случае необходимости – кохлеарными имплантатами. Впрочем, во время ожидания операции на второе ухо все же целесообразно использовать на нем слуховой аппарат.

Ребенку для полноценного развития нужно слышать, понимать речь и говорить самому. Еще важнее – любовь родителей, которые готовы принимать его таким, какой он есть.

Контакты со специалистами

Эффективным методом диагностики состояния слуха у детей раннего возраста (с момента рождения) является объективная компьютерная аудиометрия (КСВП). Результаты этого исследования позволяют сурдологу судить не только о наличии или отсутствии слуха у ребенка, но и определить степень тугоухости.

Это исследование обычно проводят в детских отделениях научно-исследовательских институтов уха, горла и носа и в детских сурдологических центрах. На такое исследование направляют, если у новорожденного обнаружен один из перечисленных факторов риска или если на первом осмотре оториноларинголог (лор-врач), педиатр или неонатолог (врач, наблюдающий новорожденных) заподозрил нарушение слуха. В последнее время первичное исследование проводят с помощью звукореактотеста — специального прибора, предназначенного для раннего выявления нарушения слуха у детей. В настоящее время этот аппарат есть почти во всех детских поликлиниках.

Если у ребенка будет обнаружено снижение слуха, то сурдолог расскажет вам о том, нужно ли использовать слуховой аппарат или о других методах лечения. Кроме того, вашему ребенку потребуются специальные занятия с сурдопедагогом, без которых он не научится воспринимать звуки и говорить. Чем раньше начнется обучение малыша, тем выше вероятность того, что ребенок сможет освоить разговорную речь, будет обучаться в массовой школе и получит профессиональное обучение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector