Мариинский театр в санкт-петербурге

[править] Главные дирижёры театра

Как уже было сказано, своя собственная труппа появилась в Мариинском театре только после революции 1917 года, до того он входил в структуру императорских театров, и артисты императорской труппы работали в помещениях разных театров, входящих в общую императорскую структуру.

А вот оркестры в каждом театре были свои, это же продолжилось и в советские годы.

В разные годы оркестр Мариинского театра возглавляли (в скобках даны годы деятельности в занимаемой должности):

  • Константин Николаевич Лядов (1860―1869)
  • Эдуард Францевич Направник (1869―1916)
  • Эмиль Альбертович Купер (1919―1924)
  • Владимир Александрович Дранишников (1925―1936)
  • Арий Моисеевич Пазовский (1936―1943)
  • Борис Эммануилович Хайкин (1943―1953)
  • Сергей Витальевич Ельцин (1953―1961)
  • Александр Игнатьевич Климов (1961―1967)
  • Константин Арсеньевич Симеонов (1967―1975)
  • Виктор Андреевич Федотов (1975―1976)
  • Юрий Хатуевич Темирканов (1976―1988)
  • Валерий Абисалович Гергиев (с 1988)

Ведущая роль

Сцена Мариинского театра с роскошным занавесом Александра Головина 1914 года.

В Императорском Мариинском театре и его предшественнике, Большом Каменном театре, состоялись премьеры многих опер Михаила Глинки , Модеста Мусоргского и Петра Ильича Чайковского . По распоряжению директора театра Ивана Всеволожского и Императорский балет (балет поступил в Мариинский театр в 1870 году), и Императорская опера были переведены в Мариинский театр в 1886 году, так как Большой Каменный театр считался небезопасным. Именно там известный хореограф Мариус Петипа представил многие из своих шедевров, в том числе такие главные из балетного репертуара, как «Спящая красавица в 1890 году», «Щелкунчик» в 1892 году, « Раймонда» в 1898 году и окончательное возрождение « Лебединого озера» (со Львом Ивановым ). в 1895 г.

Когда в 1886 году театр был назначен основным местом проведения Императорского балета и оперы, театр был капитально отремонтирован. По приказу императора Александра III было проведено пышное торжество по случаю инаугурации , на котором был представлен первый оригинальный балет, поставленный в Мариинском театре — Les Pilules magiques Петипа на музыку Людвига Минкуса .

Другие мировые премьеры дали в доме включены Мусоргского «s опера Борис Годунов в 1874 году, Чайковский » s опер Пиковая дама в 1890 году и Иоланта в 1892 году пересмотренный вариант Прокофьев «s балет Ромео и Джульетта в 1940 году, и Хачатурян » S балет « Спартак» в 1956 году. Среди других известных постановок — опера Римского-Корсакова « Золотой петушок» в 1909 году и балет Прокофьева « Золушка» в 1946 году (с Натальей Дудинской ).

Императорский и советский театр был домом для многих великих импресарио, дирижеров и музыкантов.

Дирижеры : Михаил Жуков (1932–35), Израиль Чудновский и другие.

Балет : балетная школа Мариинского театра положила начало карьере артистов Матильды Кшесинской , Ольги Преображенской , Анны Павловой , Тамары Карсавиной , Вацлава Нижинского и Георгия Баланчина , учеников Императорской балетной школы и стиля, а также под и после учения Агриппина Ваганова , художники Марина Семенова , Галина Уланова , Рудольф Нуриев , Наталья Макарова , Михаил Барышников , Ирина Колпакова , Галина Мезенцева , Асылмуратова , а также более поздние танцоры именитые Ульяна Лопаткина , Диана Вишнева и Светлана Захарова , студенты школы как теперь называется, Академия русского балета имени А.Я.Вагановой .

Современная жизнь храма искуств

С приходом Гергиева появились новые площадки. Главная сцена Мариинского театра (Мариинка-1) – на Театральной площади, памятник архитектуры. Здесь идут классические спектакли европейских и русских оперных репертуаров и балетов. Зрительный зал вмещает 1625 зрителей, объем сцены – 22*18*25 метров.

Главная музыкальная сцена России требует ремонта. Художественный руководитель подчеркнул, что он сделает все для того, чтобы театр не превратился в новодел и сохранил неповторимое обаяние.

Вторая сцена (Мариинка -2) расположена рядом с театром, на другом берегу Крюкова канала. Сцена создана специально под нужды театра в 2013 году французским архитектором Домиником Перро.

Внешний вид здания новой сцены Мариинского театра оценивают неоднозначно. Здание, выполненное из бежевого юрского мрамора, оформленное высокими панорамными окнами неодинакового размера и металлической крышей называют бетонной коробкой.

Над оформлением внутреннего пространства работали архитекторы России, Канады, Великобритании и Австрии. Площадь здания 80 000 кв.м., вместимость зала – 2000 человек. Зрительные места располагаются в несколько ярусов.

Центральное место отведено ложе для почетных гостей – аналог Царской ложи. Сцена глубиной 80 метров оборудована так, что создает мощную акустику и быстро меняет декорации. Здесь проходят технически сложные постановки.

Мариинка -2 расположена на улице Писарева. Зрительный зал рассчитан на 1110 человек, ширина – 24, длина – 52 и высота – 14 метров. Концертный зал – многофункциональный современный комплекс, разработанный архитекторами Франции и Японии.

В 2009 году в помещении смонтирован орган французского производства. Здесь проводятся вокальные и симфонические выступления, аудиозаписи. К услугам зрителей – фойе с барами, лифтами, салоны с сувенирами, специальные места для людей с ограниченными возможностями.

Мариинским театром ведает Министерство культуры Российской Федерации. Оперная группа знаменита именами Анны Нетребко, Ильдара Абдразакова, Юлии Маточкиной, Юрия Марусина, Ольги Бородиной. В составе балетной группы – Диана Вишнёва и Ульяна Лопаткина, Виктория Терёшкина и Владимир Шкляров, Тимур Аскеров и Данила Корсунцев.

Оперные и балетные постановки разнообразны: одни идут на сцене десятилетия, другие – для любителей новинок. Все спектакли Мариинского Театра в Санкт-Петербурге собирают полный аншлаг.

Классическое наследие в репертуаре

Сценическая площадка Мариинского театра прославилась в истории театрального искусства России, как место проведение премьерных спектаклей классиков балетного и оперного жанра. В 19 – нач.20 в. артисты Мариинки были задействованы в первых постановках:

  • балетов – «Конёк-Горбунок», «Золотая рыбка», «Спящая красавица», «Раймонда», «Шопениана», «Петрушка»
  • опер – «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Русалка», «Каменный гость», «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Борис Годунов», «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта», «Князь Игорь»

В советский период творческий багаж театральной труппы пополнялся спектаклями, пронизанными революционным духом и отвечающим требованиям социалистического реализма. Однако классические произведения не были забыты. Ежегодная афиша Мариинского театра обязательно включает, наряду с премьерами, полюбившиеся зрителям постановки из минувшего репертуара. На сцене Мариинки по-прежнему показывают «Лебединое озеро», «Жизель», «Кармен» и т.д.

[править] Официальные названия театра

Первое полное название: Императорский Мариинский театр.

После революции 1917 года, когда всё императорское имущество перестало быть императорским, театр был передан в структуру Наркомпросса, а потом и переименован:

  • в 1920 году — Государственный академический театр оперы и балета (ГАТОБ)
  • в 1924 году — Ленинградский государственный академический театр оперы и балета
  • в 1935 году — Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова

16 января 1992 года в связи с падением советской власти театру было возвращено его историческое название — Мариинский. С тех пор официальное название: Государственный aкадемический Мариинский театр.

[править] Ура! (или Открытие Мариинки)

Новый императорский театр — еще до своего открытия — получил название Мариинский.

Общее количество зрительских мест возросло по сравнению с театром-цирком — 1625.

Царская ложа была украшена монограммой: сочетанием первых букв имен Марии Александровны и Александра II. Помимо официальной царской ложи была еще и семейная царская ложа напротив директорской ложи. В стене семейной царской ложи была выстроена потайная дверь, ведущая прямо на «женскую сторону» — очевидно, чтобы императору легче было поприветствовать понравившуюся артистку.


Официальная царская ложа (восстановленная). Современный вид. Фото: Н.Разина

Открылся императорский Мариинский театр 14 октября (2 октября ст.ст.) 1860 года оперой М. И. Глинки «Жизнь за царя» — под управлением главного капельмейстера Русской оперы Константина Лядова, отца будущего знаменитого композитора Анатолия Лядова.

На следующий вечер после открытия театра 3 октября 1860 был дан спектакль по пьесе А. Н. Островского «Гроза» (эта постановка уже год с успехом шла на сцене Александинского театра), а 10 октября состоялась премьера еще одной пьесы А. Н. Островского «Старый друг лучше новых двух» в пользу вдовы и детей недавно скончавшегося великого русского драматического актера, артиста Петебургской императорской труппы А. Е. Мартынова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector