Почему слишком многие недолюбливали жену демьяненко
Содержание:
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Юрий Яковлев | управдом Иван Васильевич Бунша / царь Иван Васильевич Грозный |
Леонид Куравлёв |
Жорж Милославский, квартирный вор-рецидивист
|
Александр Демьяненко | Александр Сергеевич Тимофеев (Шурик), инженер-изобретатель |
Савелий Крамаров | Феофан, дьяк посольского приказу |
Наталья Селезнёва | Зинаида Михайловна Тимофеева (Зина), киноактриса и жена Шурика (вокал — Нина Бродская) |
Наталья Крачковская | Ульяна Андреевна, жена Бунши |
Наталья Кустинская | актриса и пассия режиссёра Якина |
Владимир Этуш | Антон Семёнович Шпак, зубной врач, сосед Шурика |
Михаил Пуговкин | Карп Савельевич Якин, кинорежиссёр |
Сергей Филиппов | шведский посол |
В эпизодах
Актёр | Роль |
---|---|
Эдуард Бредун | спекулянт радиодеталями |
Александр Вигдоров | стрелец (крупный план в коротком эпизоде — он оборачивается, когда Бунша на колокольне, запутавшись в верёвках, «наигрывает» Чижика) |
Валентин Грачёв | стрелец («Живьём брать демонов!», «Живьём брать самозванцев!») |
Наталья Гурзо | медсестра Шпака |
Иван Жеваго | психиатр |
Анатолий Калабулин | стрелец с дёргавшимся ухом и высоким голосом |
Виталий Киселёв | певчий в хоре (когда хор исполняет песню «Собака крымский царь», его показывают крупным планом на моменте «Собака!») |
Нина Маслова | царица Марфа Васильевна |
Анатолий Подшивалов | лейтенант милиции («Тамбовский волк тебе боярин! Квартиру Шпака вы брали?») |
Виктор Уральский | старшина милиции («Тоже мне, Тарапунька и Штепсель нашёлся…») |
Виктор Шульгин | боярин («Войско взбунтовалось! Говорят, царь не настоящий!») |
Первые роли
Александр не был в числе примерных студентов. Ему легко давалась учеба, но он часто пропускал занятия. Если бы не профессор Раевский, то его бы отчислили за прогулы. Он был любимчиком, поэтому ему многое спускали с рук. Уже на втором курсе стало ясно, что прогульщик Сашка далеко пойдет. Ему доверили сыграть Митю в картине «Ветер», и он блестяще справился с ролью. К тому времени кино выходило на новый уровень, и образ героя кардинально менялся. Если раньше кумирами были деревенские парни, которые строили колхозы, то теперь настала пора интеллигентных молодых людей, которые могут совершить подвиг ради светлого будущего и коммунизма.
Вторая роль в фильме «Мир входящему» стала для него знаковой – картину хорошо приняли на фестивале в Венеции, и она получила несколько премий. Демьяненко стал узнаваемым артистом не только в Советском Союзе. К тому времени он уже окончил ГИТИС и пробовал себя в Театре Маяковского. Но, отведав вкус славы в кино, он уже не мог отказаться от ее сладких плодов. Три года на сцене, и он уезжает в город на Неве, где планирует продолжить актерскую карьеру на «Ленфильме». К тому же там ему давали квартиру, а в столице он был вынужден мотаться по общежитиям. Да и сама Москва ему никогда не нравилась: жить он мечтал в другом месте.
Первые роли
Учился Демьяненко неплохо, но часто прогуливал и срывался в Свердловск, где осталась его любимая девушка Марина. Через год она окончила школу и поступила на театроведческий факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Расстояние между влюбленными значительно сократилось, но они по-прежнему жили на два города и вынуждены были пропускать занятия. Иосиф Раевский обычно строго карал студентов за такие вещи, однако для Демьяненко, своего любимого ученика, делал поблажки. В 1959 году Александр окончил ГИТИС и устроился на работу в театр Маяковского. Но через три года сделал свой окончательный выбор в пользу кинематографа, где его карьера складывалась более успешно, чем на театральных подмостках.
Сниматься Демьянеко начал на втором курсе ГИТИСа – его экранным дебютом стала роль гимназиста Мити в военной драме Алова и Наумова «Ветер» (1958). Александр прекрасно справился с поставленной задачей, ведь ему пришлось сыграть практически самого себя – застенчивого, интеллигентного юношу, ставшего жертвой Гражданской войны.
Первая роль Александра Демьяненко в кино
В 1961 году Александр снова снялся у Алова и Наумова в картине «Мир входящему». Он перевоплотился в младшего лейтенанта Ивлева, которому поручили сопровождать в госпиталь беременную немку, обнаруженную советскими солдатами под развалинами разрушенного Берлина. В отличие от их первого совместного фильма, в этой ленте персонаж Демьяненко оказался в самом центре событий. Из неопытного самоуверенного юнца к финалу он превратился в смелого благородного мужчину, способного на самоотверженные поступки.
Кадр из фильма «Мир входящему»
Таким же был и Дима Горин – еще один экранный герой Демьяненко. Столичный бухгалтер-интеллигент, попавший в сложные условия таежной стройки, открывает для себя совершенно иной мир, в котором, несмотря на суровые нравы, есть место настоящей любви, дружбе и взаимовыручке. На съемках картины «Карьера Димы Горина» (1962) Александр познакомился с Владимиром Высоцким, которому по сюжету даже вынужден был набить лицо.
Александр Демьяненко в роли Димы Горина
В 1962 году Демьяненко ушел из театра Маяковского и перебрался из Москвы в Ленинград, где от киностудии «Ленфильм» ему пообещали квартиру. Для него жилищный вопрос стоял очень остро – он недавно женился и вынужден был ютиться с молодой супругой по съемным углам. Директор студии Киселев сдержал свое слово – после съемок в картине «Порожний рейс» (1962) актеру выделили квартиру, и молодой провинциал получил ленинградскую прописку.
На съемках фильма «Порожний рейс»
Александр Демьяненко
В жизни Александра Демьяненко было два долгих брака, а не появилось на свет ни одного своего ребенка. С первой супругой Мариной Скляровой актер прожил 16 счастливых лет. Сам Александр был неприспособленным к повседневной жизни, и на этой ниве главенствовала его хозяйственная жена.
По ее словам, сам артист не очень стремился обзавестись наследником и к наступившей беременности супруги отнесся почти безразлично, и Марина сделала аборт. Их было несколько, о чем потом она сильно жалела. Через много лет семейной жизни Демьяненко очень тихо, но решительно ушел у другой женщине.
Второй супругой актера стала Людмила Неволина, режиссер дубляжа на «Ленфильме». На момент оформления союза с Демьяненко у нее уже была дочь от первого брака Анжелика 14 лет.
Поначалу отношения с отчимом не задались, но Александр нашел подход к девочке и официально ее удочерил. Со второй женой артист прожил до конца жизни. И хотя супруги хотели родить ребенка, как рассказывала Людмила, но не вышло.
О личной жизни, а тем более о причинах отсутствия наследников никогда ничего не говорил и не рассказывал.
В то же время падчерица актера вспоминает о нем с теплотой и благодарностью, признает, что многим ему обязана, в том числе примирением с ее собственным родным отцом.
Личная жизнь, семья и дети актёра
Александр Сергеевич всячески оберегал свою личную жизнь от посторонних глаз. Имея такую огромную популярность, он не был светским, не был общительным и радушным. К тому же, перед глазами был опыт сложных семейных отношений отца, прививка от «звёздной болезни» и обожания поклонниц Александру была сделана в детстве.
В свердловском драмкружке он с шестого класса дружил с девочкой, Мариной Скляровой. Они мечтали о будущем, о большой сцене, успехе у зрителей. Марина тоже поступила в театральный ВУЗ, но в Ленинграде. Молодые люди встречались, писали друг другу письма, их любовь расцвела вопреки расстояниям и расставаниям.
Они поженились, когда им было по 20 лет. Марина постаралась оградить своего талантливого мужа от любых бытовых проблем. За всю долгую совместную жизнь они ни разу серьёзно не поссорились. Друзья семьи вспоминают, что Марина взяла на себя решение всех бытовых вопросов, от покупки дефицитных продуктов и одежды до вызова сантехника.
Решение не заводить детей было обоюдным. Потом бывшая жена актёра жалела об этом. Но было уже поздно. Прожив 16 лет в браке, без выяснения отношений, очень спокойно, Александр Сергеевич собрал чемодан и ушёл из семьи.
Марина Денисовна Склярова замуж больше не вышла и хранила любовь к бывшему мужу до конца своих дней…
Александр Демьяненко был уже довольно зрелым мужчиной и состоявшимся актёром, когда встретил на Ленфильме Людмилу Акимовну, которая работала режиссёром дубляжа, хотя тоже имела актёрское образование. Эта женщина, стала второй женой артиста. Сначала они долго присматривались, у Людмилы был неудачный опыт замужества, а актёр состоял в законном браке. Ему было на тот момент 37 лет, а ей исполнилось 35.
Они прожили вместе вне зарегистрированного брака 12 лет. Марина Склярова, бывшая жена актёра тяжело переживала расставание и Александр Сергеевич не хотел ещё раз травмировать её процедурой развода.
Когда он получил свидетельство о расторжении брака, тут же заключил новый с Людмилой.
С этой женщиной он прожил всю оставшуюся жизнь также в любви и спокойствии. В доме не принято было говорить на повышенных тонах. Супруги могли вместе заниматься делами по хозяйству, а пылесосил в квартире Александр Сергеевич. Перфекционист по натуре, он любил, чтобы в доме было чисто и красиво.
Они любили семейный отдых. Несмотря на то, что шикарные круизы были им материально недоступны, семья выбиралась в поездки на море. А незадолго до своего ухода из жизни, Александр Сергеевич купил дачу, на которой не было грядок. Там члены семьи отдыхали, собирали грибы прямо на участке, пили чай и слушали музыку.
Почему у пары не было детей — это тайна и личная жизнь семьи, в которую Демьяненко никого не пускали. У Людмилы была дочь от первого брака, Анжелика, с которой у Александра Сергеевича сложились прекрасные отношения. Он с уважением произносил слово «падчерица», вкладывая в него глубокий смысл взрослого ответственного человека.
Падчерица Александра Демьяненко выросла в обстановке доверия, любви к искусству и стала заслуженной артисткой Российской Федерации Анжеликой Неволиной.
Вторая жена Александра Демьяненко пережила его не надолго, ушла из жизни в 2005 году.
Биография
Александр Сергеевич Демьяненко, без всякого сомнения, звезда первой величины советского кинематографа. После появления на экране уморительной эпопеи с Шуриком актёр купался в славе и не мог спокойно появиться на улице.
Александр Демьяненко | Московский комсомолец
Но такая оглушительная популярность, пришедшая к нему с лёгкой руки режиссёра Леонида Гайдая, имела обратную сторону, тёмную. Демьяненко стал заложником одного образа, что для любого артиста – трагедия. К тому же шумиха и суета вокруг Александра Сергеевича, которая поднималась всюду, где бы он ни появился, крайне раздражали актёра, молчуна от природы и очень замкнутого человека. Желание дотронуться до кумира, взять его автограф, поговорить со звездой приносили ему адские муки и невероятный дискомфорт в обыденной жизни.
Каким он был человеком? Как складывалась его карьера помимо нашумевших приключений Шурика?
Родился Александр Демьяненко на севере России, в Свердловске, в мае 1937 года. Вскоре после рождения первенца отец ушел из семьи к другой женщине. Она родила ему двоих детей – сына Владимира и дочь Надежду. Но дети не удержали мужчину в новой семье. Он вернулся к первой супруге, где подрастал Саша. Вскоре у мальчика появились родные сёстры Татьяна и Наталья.
Александр Демьяненко с мамой Галиной | Woman’s Day
Именно отец сыграл определяющую роль в судьбе Александра Демьяненко. Дело в том, что Сергей Петрович Демьяненко был человеком увлекающимся, творческим, настоящим артистом. В прошлом студент ГИТИСа, участник агитационной труппы «Синяя блуза» – в Свердловске он работал актёром Оперного театра и преподавал театральное мастерство в консерватории. После уроков Саша бегал к отцу в оперный театр и проводил там всё свободное время. Там он «заболел» актёрством и ни о какой другой профессии больше не мог мечтать. Не смотря на то, что отец опять увлёкся и снова оставил семью, для Александра Демьяненко он навсегда остался кумиром и главным авторитетом. Примечательно, что все дети от разных браков отлично поладили между собой.
Александр Демьяненко в детстве | Woman’s Day
Среднее образование любимый миллионами Шурик получил в Свердловской школе № 37, учебная программа которой включала углублённое изучение немецкого языка. В 1954 году, когда пришло время определиться с профессией, в северный город прибыли представители приёмной комиссии МХАТа для набора студентов. Александр Демьяненко, конечно же, не мог упустить шанс поступить в престижный театральный ВУЗ. Но парень так переволновался, что с треском провалил экзамен.
Будущая звезда кинематографа отправился в местный университет и поступил на юридический факультет. Учился студент неплохо, но спустя год понял, что юристом ему не быть. Ещё несколько лет «грызть» юриспруденцию, чтобы приобрести профессию, к которой душа не лежала, Александр Демьяненко не хотел. Он бросил вуз и отправился во второй раз попытать счастья в столичных театральных институтах.
Александр Демьяненко | Сплетник
Москва приняла свердловского паренька радушно. Александр Демьяненко успешно сдал экзамены сразу в два знаменитых вуза – ГИТИС и Щукинское училище. Выбрал, как и когда-то отец, ГИТИС, о чём тут же радостно проинформировал родителей, отправив телеграмму в Свердловск.
Высшее театральное образование и диплом Александр Демьяненко получил в 1959 году. Нельзя сказать, что учёба в ГИТИСе для будущего Шурика оказалась безоблачной. У талантливого студента уже тогда отчётливо проявлялся эксцентричный характер. Он запросто мог, никому ни слова не сказав, отправиться в родной Свердловск в разгар учебного года. Но у преподавателей и его наставника профессора Иосифа Раевского рука не поднималась отчислить Сашу. Раевский лишь просил Демьяненко хотя бы не пропускать занятия, на которых учили актёрскому мастерству.
Шурик из фильмов Гайдая
Актер несколько лет не появлялся в Москве, поэтому когда начались первые пробы на главную роль в новый фильм Леонида Гайдая, о нем поначалу даже не вспомнили. Но Гайдай никак не мог подобрать подходящий типаж, хотя перебрал огромное количество актеров, среди которых были Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Владимир Коренев, Валерий Носик, Всеволод Абдулов, Александр Збруев, Андрей Миронов и даже Евгений Петросян.
Александр Демьяненко в «Операции „Ы“»
Режиссер хотел сделать главного героя похожим на себя, и когда он увидел Демьяненко в фильме «Карьера Димы Горина», лично поехал к нему в Ленинград. Прочитав сценарий будущей комедии с рабочим названием «Несерьезные истории», Демьяненко дал свое согласие на съемки, еще не понимая, как эта роль изменит всю его жизнь.
Для роли Шурика Демьяненко перекрасили в блондина
Гайдай был счастлив, что наконец-то нашел походящего актера, и незамедлительно приступил к съемкам. Чтобы добиться еще большего сходства, он перекрасил Александра в блондина и даже отдал ему свои очки в огромной роговой оправе. По сценарию героя сначала звали Владик, но чтобы не было никаких ненужных ассоциаций (Владлен – Владимир Ленин), его переименовали в Шурика. Со временем изменилось и название картины, и в 1965 году на экраны вышла комедия «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
Леонид Гайдай и Александр Демьяненко
Успех был феноменальный – лента стала лидером проката, за год ее посмотрели 70 миллионов человек. На исполнителей главных ролей свалилась небывалая популярность, а фильм был разобран на цитаты и крылатые фразы, ставшие народным фольклором. К Демьяненко обращались исключительно как к Шурику, все хотели с ним выпить и панибратски потрепать по плечу. У замкнутого и малообщительного актера проявление народной любви вызывало глубочайший стресс. Он старался без острой необходимости не выходить из дома, прятал лицо за огромными солнцезащитными очками и избегал публичных мероприятий.
Кадр из фильма «Взрослые дети» (1966)
Воодушевленный небывалым успехом, Гайдай тут же приступил к съемкам продолжения. В 1967 году на экраны вышла «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» – очередной киношедевр, пополнивший золотую коллекцию Госфильмофонда. В историю советского кинематографа картина вошла как самая кассовая – ее посмотрели 76 миллионов зрителей. Как и в случае с «Операцией «Ы», фильм с Натальей Варлей был разобран на цитаты, а его персонажи стали всенародными любимцами.
Александр Демьяненко и Наталья Варлей
Но для Демьяненко этот фантастический успех неожиданно стал крахом дальнейшей карьеры. Актера перестали приглашать в другие проекты – режиссеры попросту боялись, что зрители будут по-прежнему ассоциировать его с Шуриком. Александру Сергеевичу предлагали только эпизоды, а он мечтал о серьезной роли, которая заставит зрителей посмотреть на него другими глазами. И в 1969 году такая возможность представилась – Демьяненко сыграл приказчика Илью Сохатых в киноэпопее «Угрюм-река». Он был очень доволен своей работой, но больше таких глубоких драматических ролей в его творческой биографии не случилось. Александр Демьяненко в роли Ильи Сохатых («Угрюм-река») В 1973 году Гайдай задумал снять комедию по мотивам булгаковской пьесы «Иван Васильевич». В процессе работы над сценарием родилась идея снова использовать образ Шурика, сделав из смешного и нелепого студента изобретателя Александра Сергеевича Тимофеева. Демьяненко без особого восторга принял это предложение, но выбирать уже не приходилось – все ж лучше, чем сидеть без работы. Гайдай видел, что происходит с актером, и в какой-то степени чувствовал свою вину в сложившейся ситуации. Он решил, что «Иван Васильевич» поставит финальную точку в затянувшейся эпопее с Шуриком и станет ее логическим завершением.
На съемках фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Картина уже традиционно стала лидером проката – за год ее посмотрели больше 60 миллионов зрителей. Это было последнее триумфальное появление Демьяненко на большом экране – с тех пор он мелькал только на второстепенных ролях и в эпизодах, хотя снимался довольно много.
«Чёрные перчатки»
Существует усечённая короткометражная версия фильма под названием «Чёрные перчатки», стилизованная под немое кино. Эта лента выпускалась на бобине с 8-мм плёнкой, и в советское время её можно было купить для домашнего просмотра. Главным героем этого 12-минутного фильма становится Жорж Милославский, «чёрные перчатки» которого появляются в кадре накануне очередного совершаемого им преступления.
В короткометражную версию вошли фрагменты, вырезанные из театральной версии фильма, в том числе и финальная сцена с Милославским — герой, переодевшись в санитара, помогает довести Ивана Васильевича до машины «скорой помощи». Милиция начинает преследовать его, и на этом сюжетная линия с персонажем в полнометражном фильме заканчивается, поэтому зрителю его дальнейшая судьба неизвестна.
В короткометражной ленте финальная сцена есть. Жорж плывёт на речном трамвайчике в сопровождении двух девушек. Когда же транспорт выплывает из-под тёмного моста, по бокам от Жоржа сидят уже два милиционера.
Краткая биография
Александр Сергеевич Демьяненко родился 30 мая 1937 г. в Свердловске (Екатеринбург). За свою творческую биографию снялся более чем в 100 художественных картинах, занимался озвучиванием советских и иностранных мультиков и фильмов. В 1991 г. получил звание Народного артиста РСФСР.
Получение образования
В семье Демьяненко считалось, что будущее мальчика предопределено с рождения. Отец занимал должность режиссёра свердловского оперного театра. Ещё одним подарком судьбы была выездная приёмная комиссия московского МХАТА, приехавшая в Свердловск год его выпуска из школы.
Чтать также: Как снять тяжелое похмелье в домашних условиях
Однако на этом везение будущего Шурика закончилось, талантливый парень не сдаёт вступительный экзамен из-за того, что сильно переволновался. Чтобы не терять времени, предпринимает попытку поступления в юридический, она заканчивается успешно. Саша становится студентом. Но после 6-месячного обучения понимает, что юриспруденция не является его призванием, и бросает учёбу.
В следующем году приезжает в столицу, где успешно сдаёт экзамен в Щукинское и ГИТИС. Предпочтение отдаёт последнему, попадая в группу профессора И. Раевского. В 1959 г. оканчивает обучение, зачисляется в штат Московского академического театра имени Маяковского.
Переезд в Ленинград
Спустя 3 года молодой перспективный актёр, уже «засветившийся» в картинах «Мир восходящему», «Карьера Димы Горина» и ряде других фильмов, получает интересное предложение от Ленфильма. Оно заключалось в сотрудничестве с этой киностудией и предоставлением квартиры. Молодой человек принимает предложение и перебирается в северную столицу.
Рождение Шурика
Рост популярности Демьяненко был впечатляющим ещё до работ с Гайдаем. Его фотографии можно было встретить на открытках в киосках «Союзпечати». Именитому кинорежиссёру был нужен застенчивый, робкий парень – студент, которого он и увидел в лице Александра.
Персонаж Шурика в их первой совместной комедии затмил героев того времени: Вицина, Моргунова и Никулина. Оглушительный успех «Операции Ы…» стал причиной того, что спустя 2 года после премьеры выходит продолжение комедии «Кавказская пленница», а в следующем году зритель видит уже повзрослевшего героя, который изобретает машину времени.
Герой одной роли?
Ошеломляющий успех комедий о приключениях Шурика позволили актёру почувствовать на себе всенародную популярность. Его узнавали прохожие, на двери машины нацарапали имя «Шурик»
Усиленное внимание окрыляло артиста. Казалось, вот она популярность, теперь предложения от режиссёров должны посыпаться одни за другим
Но этого не произошло.
Именно с этого момента начинается угасание киношной биографии Александра Демьяненко. Хотя он продолжал сниматься, часто получая главные роли, зритель ждал от него не этого. В начале фильма, когда народный любимец появлялся на экране, ожидалось, что это снова будет уморительная комедия, но в большинстве случаев это были серьёзные, драматические картины. Со временем он стал всё реже появляться на экранах, всё больше внимания уделял дубляжу. Однако он не перестал сниматься полностью. Всего в его фильмографии насчитывается около 100 работ.
Таблица 1. Избранная фильмография А. С. Демьяненко
Название фильма | Персонаж | Год выхода на экран |
Карьера Димы Горина | Горин | 1961 |
Мир восходящему | Ивлев | 1961 |
Операция «Ы»… | Шурик | 1965 |
Кавказская пленница… | Шурик | 1967 |
Угрюм-река | Илья | 1969 |
Миссия в Кабуле | Смыков | 1970 |
Иван Васильевич меняет профессию | Александр | 1973 |
Всё решает мгновение | Мартынов | 1978 |
Лиха беда начало | Семёнов | 1985 |
Семь сорок | Виктор Павлович | 1992 |
Два брака
Знакомство с первой женой, Мариной Скляровой произошло ещё на родине, в Свердловске. По рассказам друзей и коллег их отношения казались безупречными. Единственное, чего не хватало в их браке – это дети. После пятнадцатой годовщины свадьбы Александр молча пришёл домой, сложил личные вещи в небольшой чемоданчик и ушел к другой женщине, с которой прожил до самой смерти.
Его выбор пал на Людмилу Неволину, работавшую режиссёром дубляжа на Ленфильме. Женщина воспитывала дочь, оставшуюся после первого брака, с ней у Александра сложились тёплые отношения. Общих детей у пары так и не появилось.
Застенчивый и интеллигентный, Александр Демьяненко в жизни являлся практически точной копией главного героя своей жизни. Большим шумным компаниям предпочитал спокойствие и уединение. Ему нравилось читать книги, слушать композиции из классической музыки. 30 мая он мог бы отметить свой очередной юбилей, к сожалению, не смог перенести очередной приступ болезни.
Жизнь после Шурика
В 1983 году актер появился в приключенческой комедии «Зеленый фургон», где сыграл трогательного интеллигента Шестакова, принявшего идеалы революции и вступившего в народную милицию. Компанию актеру составили Борислав Брондуков и Дмитрий Харатьян, для которого Володя Патрикеев стал первой главной ролью. Изначально режиссером картины должен был стать Владимир Высоцкий, но преждевременная смерть барда не дала реализоваться этим планам.
Александр Демьяненко в фильме «Зеленый фургон»
Роль Шестакова на какое-то время смогла вывести Александра из депрессии, но «клеймо» Шурика по-прежнему висело над ним тяжким бременем. И раньше-то не особо общительный Демьяненко стал асоциалом и затворником, а свои душевные терзания пытался заглушить алкоголем.
От полного отчаяния его спасла работа на телевидении – актер был непревзойденным мастером дубляжа, что дало ему возможность удержаться на плаву в лихие 90-е годы. После падения «железного занавеса» в страну хлынул огромный поток зарубежной кинопродукции. Голосом Александра Сергеевича заговорили Жан-Поль Бельмондо, Омар Шериф, Роберт Дюваль, Джон Войт, Стив Бушеми и другие знаменитые актеры.
Голос Александра Демьяненко в фильмах и мультфильмах Демьяненко озвучивал и отечественные ленты – долгие годы зрители восхищались бархатным тембром Донатаса Баниониса, Юозаса Будрайтиса и других прибалтийских актеров, даже не догадываясь, что за них говорит Демьяненко.
В конце 80-х он, жалевший, что в свое время оставил театр ради кинематографа, вновь вернулся на театральные подмостки – режиссер Юрий Аксенов поставил в Театре комедии спектакль «Уик-энд с убийством» и пригласил актера на роль сыщика Джуда Вессона. Александр Сергеевич был также задействован в постановках «Биография» (Регистратор), «Алхимики» (Лавуит), «Все о Еве» (Ллойд Робертс) и «Ромул Великий» (германский вождь Одоактра).
В конце 80-х Демьяненко вернулся в театр
В 1995 году в театр пришла новый худрук Татьяна Казакова, решившая «омолодить» труппу театра, и безжалостно указала на дверь Александру Демьяненко, Игорю Дмитриеву, Петру Вельяминову и другим актерам пенсионного возраста.
Для Демьяненко это был очередной удар – он год не мог прийти в себя, пока Юрий Томашевский не пригласил его в свой «Театр комедиантов». Там он стал партнером Зинаиды Шарко в спектакле «Владимирская площадь», а незадолго до смерти был приглашен на роль царя Креона в «Антигоне» Ануя.