Алалия в 3 года. признаки и лечение
Содержание:
- Синдромы, входящие в моторную алалию
- Коррекционные работы
- Формы заболевания
- Методы коррекции
- ЗРР, диспраксия или алалия?
- Массаж при алалии
- Неречевая симптоматика при моторной алалии:
- Прогноз
- КОРРЕКЦИЯ
- Профилактика алалии
- Моторная алалия у ребенка
- В чем опасность травмирования головы?
- Диагностика и коррекция алалии
- Диагностика сенсорной алалии у детей
- Причины сенсорной алалии у детей
- Классификации алалии:
- Симптомы, указывающие на сенсорную алалию
Синдромы, входящие в моторную алалию
Как уже говорилось выше, моторная алалия – мультисиндромное нарушение. Что же в него входит?
- Артикуляционная динамическая диспраксия. Дети с моторной алалией не способны быстро переключиться с одного артикуляционного действия на другое. Поэтому нарушается слоговая структура слов. Долгое время (часто до 4-5 лет) единственно возможной слоговой структурой остается повторение одинаковых слогов: би-би, ко-ко, му-му, либо называние первого слога. Даже при появлении фразы лепетные слова длительное время остаются в речи. С возрастом данный синдром остается, но проявляется уже в словах с более сложной структурой. Наблюдаются замены звуков, повторы слогов, пропуски, перестановки звуков и слогов. Ошибки нерегулярны, то есть, произнося одно и то же слово, ребенок может каждый раз произносить его по-разному. При этом количество ошибок возрастает по мере усложнения речевого материала (при этом изолированно ребенок может повторять звуки в рамках нормы).
- Вербальная диспраксия (это уже уровень языка). Фонологические матрицы (смысло-звуковой рисунок слова) долго не автоматизируются при моторной алалии. Нарушена фонологическая организация при порождении слов и словосочетаний (по сути это проблема планирования, то есть диспраксия более высокого уровня, нежели просто артикуляция). Каждый раз ребенок как бы учится «конструировать» слово заново, а не использует наработанный шаблон. Не зря речь моторных алаликов напоминает речь иностранцев, ведь и те, и другие испытывают трудности с тем, где сделать паузу, поставить ударение, как согласовать слова в предложении.
- Артикуляционная кинестетическая диспраксия. Здесь речь уже про нарушение звукопроизношения. Причем изолированно звуки ребенок часто может повторять без ошибок, но в потоке речи резко возрастает количество ошибок, замен. Этот синдром при моторной алалии может присутствовать не у всех детей и не относится к уровню языка.
- Оральная диспраксия. В первую очередь, страдает динамический оральный праксис, то есть нарушение возникает при воспроизведении серии движений языком.
- Синтаксические нарушения. Первые фразы у детей с моторной алалией появляются после 3 лет. При этом в дальнейшем длительное время в речи преобладают простые, нераспространенные предложения, предлоги часто пропускаются. Это хорошо заметно в пробах на составление рассказа по серии картинок, при этом ребенок может хорошо понимать причинно-следственные связи невербально. Данная тенденция сохраняется в школьном возрасте.
- Синдром морфологического дисграмматизма. Для алаликов характерны грубые аграмматизмы. Часто встречаются ошибки выбора падежных окончаний. При этом дети допускают больше ошибок в диалоге, чем в монологе (что может быть связано с уровнем самоконтроля).
У детей с моторной алалией даже после качественной коррекции высока вероятность аграмматической дисграфии как проявления языковых трудностей на письме.
Коррекционные работы
Логопедическая коррекция включает несколько направлений и этапов:
Стимуляция речевой активности
На начальном этапе важно создать мотивацию, активировать речевые реакции, научить подражать чужой речи, обогатить запас слов. Также малыш учится вести диалог
Результата легче добиться, если использовать игровую форму занятий;
Стимуляция фразовой речи. К этому этапу приступают после того, как у малыша сформируется определенный набор слов, появляется навык ведения диалога. Тогда становится возможным построение простых предложений, которые постепенно усложняются. Одновременно дети учатся правильному построению слов и предложений, у них из устной речи исчезают грамматические ошибки;
Развитие связной речи заключается в обучении ребенка ведению монолога, рассказа. Он учится формулировать мысль, пересказывать прочитанное или услышанное, составлять рассказ по картинке, сочинять. Закрепляется грамматика;
Устранение фонетико-фонематических нарушений посредством различных упражнений
Малыш учится правильно произносить звуки, фиксируя внимание на положении органов артикуляции во время занятий и в обычной жизни. Со временем такой контроль доходит до автоматизма.
Хотим отметить роль родителей в развитии речи у малыша
Важно всячески поощрять его успехи, его речевую активность. Но если пока что-то не получается, не стоит его ругать
Формы заболевания
Условно различают две основные формы этой болезни:
- сенсорная алалия: ребенок не понимает речь, хотя может произносить слова;
- моторная алалия: у пациента речь отсутствует, однако он может понимать смысл речи.
При наблюдении заболевания смешанного типа присутствуют признаки обоих типов алалии. Это форма считается наиболее тяжелой — сенсомоторной.
Сенсомоторная алалия у ребенка характеризуется изолированными нарушениями в работе трех важных центров головного мозга:
- Центра ассоциаций. С его помощью человек может строить предложения и отдельные словосочетания.
- Центр Вернике. Отвечает за сенсорную зону.
- Центр Брока. Отвечает за речь (моторную зону).
Первые симптомы нарушения обычно видны сразу после рождения и развиваются еще в период внутриутробного созревания плода. Часто диагноз Сенсорная/моторная или Сенсомоторная алалия ставится как основной диагноз при различных степенях задержек речевого и/или психоречевого развития. Это не совсем верно так: отсутствие речи или понимания речи — это всего лишь один из симптомов задержек развития. Заподозрить алалию у ребенка может участковый педиатр или такие профильные специалисты как психолог или невролог. Пациент, имеющий тяжелую сенсомоторную форму этого заболевания, страдает задержкой развития речи. В грудном возрасте такой младенец может не произносить отдельных звуков — полностью отсутствует детский лепет или гуление. По мере взросления наблюдается отсутствие речи: ребенок не говорит отдельных фраз, не пытается произносить слова.
В зависимости от степени выраженности различают разные формы сенсомоторной алалии:
- легкая — характеризуется наличием проблем в речевом развитии, но они небольшие;
- тяжелая — при этой форме ребенок может не говорить вплоть до 12-ти лет.
Позднее формирование речи, трудности в говорении, небольшой словарный запас — все эти характеристики в той или иной степени могут свидетельствовать о наличии сенсомоторной алалии. Дети, страдающие смешанной формой этого заболевания, нередко начинают общаться при помощи мимики и жестов. Им тяжело воспринимать звуки на слух и любые шумы извне, поскольку обращенные к ним слова они понять не способны. Однако следует понимать, что слух при алалии не нарушается. А, значит, можно при правильной коррекции избежать снижения интеллекта в перспективе.
Симптомы сенсомоторной алалии могут быть при таких нарушениях, как РАС, аутизм, задержки речевого и психоречевого развития, тогда симптоматика сочетается со следующими симптомами:
- стремление привязываться к отдельным предметам или вещам;
- избегание контакта с окружающими людьми;
- пугливость, боязнь чрезмерно громких звуков;
- плач без видимых внешних причин;
- повторение одних и тех же движений в навязчивой форме.
Крайне важно правильно провести диагностику, чтобы не путать симптомокомплекс расстройства аутистического спектра с тяжелой формой смешанной алалии, так как тактика лечения и педагогической коррекции будут отличаться
Методы коррекции
Алалия может лечиться только при комплексном медико-психолого-педагогическом подходе. Дети с данным диагнозом должны посещать специализированные дошкольные учреждения, коррекционные центры и санатории, где им может быть проведена подобная терапия.
Основной метод лечения − воздействие на организм факторов, которые стимулируют созревание корковых центров речи. С этой целью используют лекарственные препараты следующих групп:
- Ноотропы, улучшающие обменные процессы в головном мозге и повышающие устойчивость нервных клеток к негативным воздействиям. Часто используется Пирацетам, Глицин, Фенотропил и др.
- Антиоксидантные препараты (Токоферол, Дигидрокверцетин) улучшают состояние нервной ткани и стимулируют ее созревание при мозговой активности.
- Средства, улучшающие метаболизм и кровообращение в головном мозге, − Актовегин, Церебролизин и др. Повышают приток крови к структурам ЦНС и улучшают обменные процессы в них.
Помимо медикаментозных средств, хороший эффект наблюдается от комплексной физиотерапии. Врачи рекомендуют использовать лазерное воздействие, лекарственный электрофорез, методы водолечения, электропунктуру и пр. Большой популярностью пользуется транскраниальная электростимуляция, например, микрополяризация, стимулирующая развитие нервной ткани за счет действия слабого электрического тока.
В связи с системным характером нарушений, занятия с логопедом должны носить общий характер и влиять на все аспекты речевой функции
Если у ребенка выявлена моторная афазия, важно, чтобы он начал активно говорить. Проводятся упражнения для формирования пассивного и активного лексикона, улучшения речи, произношения звуков и развития связной речи
Дополнительно рекомендуют логопедический массаж и логоритмику, улучшающие состояние артикуляционного аппарата. Высокая речевая активность − важная часть лечения. Ее должен поддерживать не только логопед на своих занятия, но и родители в домашних условиях.
Логопеды отмечают, что лечить сенсорную алалию следует другим образом. В отличие от моторного типа патологии, основной уклон в коррекции уделяют способности ребенка различать речевые и неречевые звуки, отдельные слова и предложения, а также понимать интонацию и смысл услышанной речи. После того как ребенок освоит указанные навыки, приступают к работе с моторным компонентом речи. Используются аналогичные для моторной алалии упражнения, направленные на формирование лексикона, грамматики и фонетики.
В современной психологии и логопедии считают, что дети с легкими формами алалии нуждаются в раннем обучении письму и чтению. Связано это с тем, что через эти навыки ускоряется созревание различных отделов головного мозга, а также ребенок учится отличать слова и предложения друг от друга с использованием зрительного анализатора. В большинстве случаев это позволяет быстро скорректировать имеющийся речевой дефект.
ЗРР, диспраксия или алалия?
Здесь есть разные мнения. Кто-то считает, что алалию можно распознать уже в возрасте 2 лет. И действительно, есть нехорошие «звоночки», которые видны специалистам. Но мозг ребенка пластичен, и в 2 года прогнозы будут иметь определенный % вероятности.
В то же время некоторые считают, что пока ребенок не заговорил, ему нельзя поставить диагноз «алалия».
Я придерживаюсь следующей точки зрения: если ребенок не говорит фразами до 3 лет, а словарь в несколько раз ниже нормативного, с 3 лет это уже не просто задержка и нужно ставить диагноз. Грамматический, языковой уровень будет страдать однозначно.
Массаж при алалии
Массаж необходим чаще при моторном типе алалии. Такие процедуры направлены на улучшение артикуляции и чувствительности тканей. Кроме того, они координируют мышцы языка и лица, а также способствуют уменьшению избыточного слюноотделения.
Масса должен проводить специалист, только в таком случае процедуры будут эффективными и обретут терапевтическое назначение
Важно, чтобы сеансов массажа было не менее 10. Техника массажа включает легкие постукивания пальцами по щукам, языку, а также губам
Вдоль поверхности щек массажист делает надавливающие круговые движения. Частота массажа, тип движений, а также особенность процедуры определяется индивидуально и зависит от тяжести и формы заболевания.
Неречевая симптоматика при моторной алалии:
- Неврологическая симптоматика различной степени выраженности;
- Моторная неловкость:
- дискоординация;
- замедленность/расторможенность движений;
- снижение моторной активности;
- недостаточная ритмичность;
- нарушение динамического и статического равновесия;
- затруднения мелкой моторики пальцев рук.
- Неустойчивость активного внимания: трудности его распределения и переключения;
- Своеобразие памяти:
- сужение объема памяти;
- быстрое угасание возникших следов;
- ограниченность вербальной слуховой памяти
- Отставание в развитии словесно-логического мышления:
- недостаточная гибкость мышления;
- недостаточная динамичность усвоения неязыковых и языковых закономерностей;
- Недостатки конструктивного праксиса:
- неумение собирать разрезные картинки;
- трудности конструирования из палочек;
- При моторной алалии также могут наблюдаться:
- Повышенная раздражительность;
- Напряженное состояние;
- Склонность к слезам;
- Импульсивные состояния;
- Обидчивость.
Важно помнить! Наличие у ребенка нескольких из вышеперечисленных симптомов не означает наличие у него моторной алалии. Для постановки диагноза необходимо обратиться к врачу-неврологу.
Прогноз
В большинстве случаев при своевременном лечении дети выздоравливают. Cо временем их речь
становится понятной, а по интеллектуальному развитию такой ребенок не будет отставать от своих
сверстников. Но в некоторых случаях из-за запущенной формы алалии врачи не могут гарантировать полного
избавления от этого недуга.
Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины алалии, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.
КОРРЕКЦИЯ
При работе над алалией необходимо использовать комплексный подход, т.е. участие врачей, коррекционных педагогов и психологов
Детей с алалией обучают в специализированных коррекционных учебных учреждениях. Им обязательно назначается медикаментозная терапия, которая стимулирует развитие структур мозга; физиотерапия.
Специалисты обязательно развивают крупную и мелкую моторику, а также память, внимание, мышление. Данное нарушение является системным, поэтому логопед при коррекции алалии проводит занятия, направленные на коррекцию всех сторон речи ребенка
В свою работу специалист также включает логоритмику и логопедический массаж.
Профилактика алалии
Если вовремя не начать лечение, то уже вскоре заболевание будет сопровождаться серьезными осложнениями: чрезмерная возбудимость на фоне проблем с общением и плохого понимания взрослых, отсутствие самообслуживания и плохая координация движений, а также отставание в умственном развитии.
Такое заболевание бывает как приобретенным, так и врожденным. Риски развития алалии увеличиваются при гипоксии плода, в случае преждевременных родов, если были выявлены осложнения в период беременности.
Чтобы избежать риска развития алалии у ребенка, родители еще на этапе планирования беременности должны отказаться от курения и алкоголя, пройти комплексное обследование и сдать необходимые анализы. Во время вынашивания плода женщина должна минимизировать риски заражения любыми инфекциями вирусного характера. В случае заболевания беременная может лечиться только разрешенными и безопасными для плода медикаментами
Когда ребенок родится, важно чаще с ним разговаривать, находить время на различные развивающие игры
При обнаружении первых симптомов алалии, важно не откладывать в долгий ящик визит к врачу, который осмотрит ребенка и направит на комплексное обследование. При соблюдении рекомендуемых мер профилактики риск развития алалии будет сведен к минимуму, нервная система ребенка будет развиваться полноценно на фоне нормального развития речевых и моторных навыков
При соблюдении рекомендуемых мер профилактики риск развития алалии будет сведен к минимуму, нервная система ребенка будет развиваться полноценно на фоне нормального развития речевых и моторных навыков.
Моторная алалия у ребенка
Моторная алалия у детей
Патология появляется из-за недоразвития области Брока. Такое название получила часть коры головного мозга, отвечающая за воспроизведение речи. При этой форме заболевания у ребенка наблюдается слабое развитие моторики.
Явление выражается в следующем:
У ребенка нарушена артикуляция. Пациент с трудом произносит согласные звуки путем работы языка, губ и зубов, также опускания нужного количества воздуха.
Пациент не может выполнять действия, которые связаны с манипуляциями с мелкими предметами. Так, у таких детей наблюдается проблема с зашнуровыванием ботинок или застегиванием пуговиц на одежде. Всё это приводит к тому, что человек, страдающий патологией, не может самостоятельно себя обслуживать.
Присутствует проблема и с совершением других движений. Пациент не может сохранять равновесие, когда двигается по бревну или прыгает на одной ноге
Такой ребёнок не ощущает ритм во время танца.
Наблюдается проблема с концентрацией и вниманием. Ребёнку трудно на чём-либо сосредоточиться
Он не может понять грамматических особенностей языка. Пациент путает единственное число с множественным. Он не различает падежи и неправильно произносит окончания слов. Словарный запас ребенка очень ограничен.
В случае развития этой разновидности заболевания, ребёнок хорошо понимает речь, обращенную к нему. Однако пациентам трудно запомнить нужную последовательность звуков и воспроизвести их. В зависимости от сложности патологии, ребенок может не разговаривать до 5-10 лет. Если лечение отсутствует, болезнь может прогрессировать.
Речь младенцев с алалией первой ступени совершенно непонятна обычному слушателю, например, «ба» означает, что чашка упала. Чтобы понять высказывания ребенка, необходимо учитывать конкретную ситуацию, его жесты и мимику. Часто дети с этой патологией не могут выразить свои чувства с помощью слов, чтобы указать, что ему нужно.
Второй этап развития речи характеризуется появлением способности выражать в более понятной для окружающей среды форме некоторые наблюдения, например, «татья кутил сяк», что означает: «папа купил мяч».
Дети с третьей стадией развития речи используют более подробные фразы, содержащие лексические и грамматические ошибки. Особенностью этой формы алалии является понимание детьми речи, обращенной к ним. Они могут выбрать желаемую картинку с объектом или живым существом, которую родитель просит показать. Больные дети понимают только лексическое значение слова и не способны воспринимать их окончания, предлоги и приставки.
В связи с адекватным реагированием детей на призывы взрослых, выполнением простых инструкций существует опасность пропустить и запустить заболевание. Ведь родители считают, что когда их ребенок все понимает, но не говорит, то ему просто лень.
Диагностика двигательной формы алалии основана на работе с ребенком при выявлении его речевого потенциала. С целью уточнения и дополнения диагноза применяют электроэнцефалограмму. Исследования слуховых и интеллектуальных способностей ребенка также проводятся.
Моторная алалия у детей, ее прогноз зависит от своевременности постановки диагноза, степени тяжести болезни
Коррекция алалии направлена, прежде всего, на развитие механизмов речевой деятельности, создание речевой базы у ребенка, которая в дальнейшем позволит спонтанно развиваться и формировать речь. На всех этапах коррекции значительное внимание следует уделять формированию у ребенка знаний об окружающей среде в соответствии с его возрастом
В чем опасность травмирования головы?
Если травма тяжелая, последствия будут обязательно. Они зависят от поврежденного участка мозга, проявляются в том, что нарушаются определенные функции организма. Наиболее опасными считают проблемы, связанные с дыханием либо глотанием. В таких случаях лечение будет проводиться в реанимации с подключением к аппарату искусственного дыхания. Питание в это время через зонд либо внутривенно. В особо тяжелых случаях даже такие меры не помогут, и пациент может умереть.
После перенесения тяжелой черепно-мозговой травмы у ребенка могут диагностировать посттравматическую энцефалопатию. Проявления заболевания зависят от степени его тяжести, в частности, проблемы со сном, судороги, психозы, снижение интеллекта и др. Нередко развивается эпилепсия. При таких состояниях назначается противосудорожное лечение, которое будет проводиться постоянно.
Вследствие менее тяжелых травм могут нарушиться двигательные или когнитивные функции. Ребенок может перестать говорить, снижаются интеллектуальные способности. Успех выздоровления во многом зависит от правильности выбора реабилитационных мероприятий.
Иногда последствия травмирования головы проявляются даже через несколько лет. Учитывая то, что лобные доли головного мозга развиваются до 16-летнего возраста, когда в раннем возрасте ребенок получает ЧМТ, через достаточно большой промежуток времени могут появиться проблемы с функциями речи и мелкой моторикой.
Независимо от того, какими будут последствия полученной травмы головы, нельзя отказываться от наблюдения у невролога, который должен контролировать, как развивается ребенок, чтобы своевременно выявить отклонения от нормы
Это очень важно, чтобы своевременно подобрать корректирующие методы
Диагностика и коррекция алалии
Для постановки диагноза, связанного с нарушениями речи, ребенка необходимо показать нескольким специалистам:
- нейропсихолог (выявление уровня и локализации мозговой дисфункции);
- логопед (диагностика речи);
- психиатр (исключение психических заболеваний);
- отоларинголог (проверка слуха; при алалии обычно физиологический слух сохранен);
- невролог (выявление органических нарушений).
В нашем Центре существует услуга психолого-педагогического консилиума, то есть комплексной консультации нескольких специалистов одновременно. При алалии мы рекомендуем следующий состав специалистов: нейропсихолог, логопед, дефектолог. После предварительной диагностики специалисты при необходимости дают направление на аппаратные обследования (например, ЭЭГ, допплерографию, МРТ, АВП) и консультации врачей, а также составляют дальнейший маршрут коррекции.
Коррекция алалии требует комплексного подхода, при котором применяются следующие методы:
- медикаментозное лечение (назначает невролог);
- нейрокоррекция (в нашем Центре используется метод нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис);
- занятия с дефектологом;
- занятия с логопедом (мы дополнительно используем специальные наушники Forbrain, которые повышают эффективность занятий);
- занятия с детским или медицинским психологом;
- физиотерапия;
- эрготерапия;
- логопедический массаж.
Терапия подбирается индивидуально в зависимости от формы и тяжести нарушения, а также возраста ребенка.
Обязательным условием являются занятия с дефектологом, во время которых можно развить все познавательные функции. Также поможет логопед-дефектолог, занятия у которого будут строго направлены на запуск и формирование правильной речи.
Для более эффективной реабилитации используется Метод Томатис, который показан для:
- запуска речи;
- понимания обращенной речи;
- снижения проявлений расстройств аутистического спектра;
- улучшения коммуникационных и эмоциональных проявлений;
- стабилизации поведения.
Диагностика сенсорной алалии у детей
Ввиду разнообразия причины и механизмов развития патологии, диагностика сенсорной алалии строится из двух частей: медицинского обследования и психолого-педагогической консультации. Медицинская часть нацелена на выявление органического поражения головного мозга, неврологических, психических расстройств, болезней уха, горла и носа, которым характерно отсутствие речи.
Обследование поэтапное и включает:
- Неврологические методы исследования — осмотр невролога, анализ течения беременности у матери, родов и раннего послеродового периода. Врач изучает амбулаторную карту ребенка, заключения специалистов на первом году жизни, выявляет перенесенные заболевания. Смотрит результат анализов и инструментальных методов исследований. При необходимости невролог назначает рентгенографию черепа, эхоэнцефалографию, электроэнцефалографию, МРТ или КТ головного мозга;
- Исследование у ЛОР-врача для исключения органического поражения органа слуха и врожденной глухоты. Проводят сурдологическую диагностику, аудиометрию, тимпанометрию. Ребенком занимается врач-оториноларинголог, иногда подключается сурдолог;
- Консультация логопеда — одна из важных частей диагностики сенсорной алалии. Специалист всесторонне изучает характеристики речи, выявляет раннее речевое и нервно-психическое развитие. Оценивает импрессивную речь, то есть понимание речи. Специалист дает несложные команды, которые малыш должен выполнить: показать предмет, сделать какое-то движение, повторить слоги или слова. Эти методы позволяют логопеду понять характер нарушений;
- Консультация психолога необходима для оценки состояния слухоречевой памяти, поведения малыша, выявления дефицита психических функций. На основе полученной картины специалист определяет тактику ведения пациента.
В большинстве случаев требуется несколько консультаций специалистов. Это связано с изменчивостью клинической картины при сенсорной алалии: иногда ребенок легко поддается контакту, иногда отказывается от общения.
Также трудность диагностики связана с необходимостью исключения других речевых нарушений и психических отклонений. Например, нужно исключить аутистические расстройства, нейросенсорную тугоухость, афазию, психическую патологию.
Причины сенсорной алалии у детей
Сенсорная алалия связана с повреждением тех областей головного мозга, которые отвечают на анализ звуков и речи. Если быть точнее — задней трети левого полушария: она проецируется на заушную область.
К болезни приводят:
- Патология во время беременности — внутриутробная гипоксия, инфекции, иммунная атака, употребление наркотических веществ, вредные привычки, вредные условия труда, интоксикации;
- Повреждение центральной нервной системы при родах: стремительное течение родов, узкий таз, акушерская помощь. Последствием является черепно-мозговая травма. А затяжные роды, обвитие пуповины, маловодие, преждевременное отхождение вод вызывает поражение клеток головного мозга из-за недостаточного поступление кислорода — гипоксии;
- Патология в послеродовом периоде и первые годы жизни — травмы, объемные образования, воспалительные и инфекционные заболевания головного мозга и оболочек мозга, интоксикации, токсическое поражение клеток мозга при инфекционных заболеваниях.
Чаще всего на ребенка воздействуют несколько факторов. Поражается корковая часть слухоречевого анализатора, нарушаются процесс распознавания звуковых раздражителей. Ребенок слышит речь, но не может уловить ее смысл и содержание. То есть у него не сформированы фонематические процессы, нет навыка целостного восприятия речи.
В результате возбуждение (импульс) не передается по цепочке другим анализаторам: речезрительному, речедвигательному. Таким образом, малыш слышит речь, но не может его воспринять, анализировать, а значит, никак на него не реагирует.
Классификации алалии:
- моторная алалия;
- сенсорная алалия;
- смешанная алалия.
Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний.
Пример: Максим О. 4 года, диагноз «моторная алалия». Ребенок демонстрирует достаточно высокий уровень понимания обращенной речи. Активный словарь резко ограничен. Ребенок унифицирует слова по семантическому признаку: сапоги – ботинки, кеды – ботинки и т.п. Глагольная лексика подкрепляется жестами: глаголы «плавать», «копать», «кушать» заменяются либо жестами, либо жестом и словосочетанием «вот так». Отмечены трудности в употреблении грамматических форм множественного числа, предложно-падежных конструкций. Выявлены грубые нарушения слоговой структуры слова: перестановки звуков и слогов «сепок – песок», пропуски звуков и слогов «кова – корова» «тюги – утюги». В собственной речи ребенок использует простое предложение из 2-3 слов, зачастую грамматически не связанных.
Формы моторной алалии:
- афферентная моторная алалия;
- эфферентная моторная алалия.
Афферентная моторная алалия проявляется в затруднении при воспроизведении отдельных артикуляционных движений, соответствующих определенным речевым звукам.
Пример: Игорь К. 3 года, диагноз «моторная алалия афферентного типа». Врачом неврологом диагностирована моторная алалия у ребенка. Ребенок понимает речь на бытовом уровне, ориентируется на жестовые подсказки. В собственной речи использует редкие единичные вокализации. По просьбе может воспроизвести речевой звук не более 2 – 3 раз. При повторной просьбе воспроизвести тот же самый звук через определенный промежуток времени ребенок затрудняется с ответом: молчит/беззучно открывает рот/воспроизводит другой звук.
Эфферентная моторная алалия проявляется в нарушении линейной последовательности структуры слов и предложений.
Пример: Иван С. 4 года, диагноз «моторная алалия эфферентного типа»
Речевые нарушения у ребенка с эфферентной моторной алалией проявляются в грубом искажении слоговой структуры слова, «застревания» и перестановки звуков и слогов: вместо «пока» Иван говорит «папа», вместо «миша» — «мими», слово «киса» заменяет словом «сика».
Важно помнить! Благоприятный прогноз при алалии возможен при своевременной диагностике и раннем начале коррекционной работы.
Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, связанное с недостаточным функционированием центрального отдела слухового анализатора. У детей с сенсорной алалией не формируется фонематическое восприятие. Это приводит к тому, что дети не воспринимают слово в целом, они слышат, но не понимают обращенную речь.
Пример: Саша 6 лет, диагноз «сенсорная алалия». Девочка испытывает трудности локализации неречевого звука в пространстве (колокольчик, погремушка). Саша с трудом понимает короткие одноступенчатые инструкции, часто ориентируется на одно более значимое слово в инструкции: «Покажи дом» – берет игрушечный дом и пытается открывать и закрывать в нем двери, «Дай машину – катает машину по столу». В собственной речи наблюдается большое количество лепетных слов, среди которых иногда проскальзывают отдельныые слова или их обрывки. Слова заменяются слогами: «красный – ка», «желтый – жо», «виноград – ве», «апельсин – пе».
Смешанная алалия – такая форма алалии, при которой нарушается как понимание, так и воспроизведение речи. Такие варианты алалии носят названия «моторная алалия с сенсорным компонентом», «сенсомоторная алалия». Таким образом, отсутствие четких кинестетических ощущений при дефектном звукопроизношении влечет недостаточность различения на слух сходных по артикуляции и акустике звуков речи. Это приводит к трудности наполнения словаря, неверному употреблению предлогов и морфологических элементов.
Важно помнить! Тщательное наблюдение за состоянием речи ребенка, углубленное медицинское обследование помогает определить оптимальные формы и направления коррекционно-воспитательного воздействия.
Симптомы, указывающие на сенсорную алалию
Наблюдается тяжелые поражения участка головного мозга (центра Вернике), отвечающего за анализ речевых сигналов. Ребенок прекрасно слышит то, что ему говорят, но не понимает 90% и более слов, поскольку не связывает конкретный предмет или действие со звуковым образом слова.
Такие дети «разговаривают» на собственном языке, однако их речь абсолютно неразборчива – несколько слов произносятся как единое целое, путаются отдельные слоги и звуки. Невозможно выделить слова и их смысл, поэтому для окружающих ничего не непонятно. Для выражения своих чувств, желаний, потребностей он использует мимику, интонацию, жесты.
При тяжелых формах алалии ребенок слышит звучащую вокруг речь как бессмысленный шум. Если нарушение носит легкий характер, то он может правильно воспринимать некоторые слова и даже их произносить, но внутри фразы они «теряются», и малыш их не слышит.
Поскольку ребенок не пользуется речью, то и контакты с окружающими сведены к минимуму. Постепенно он замыкается в собственном мире, поэтому сенсорную алалию часто ошибочно диагностируют как аутизм, также ее могут спутать с тугоухостью. С возрастом визуальное восприятие ребенка искажается, он заметно отстает в умственном развитии от нормально говорящих сверстников. В поведении прослеживаются серьезные нарушения.
Для сенсорной алалии характерны следующие симптомы:
- ребенок с трудом сосредотачивается на конкретном предмете или занятии;
- реакция на звуки очень слабая или отсутствует совсем;
- настроение у малыша чаще всего подавленное, он держится как бы отстраненно, хотя может быть очень активным и руководствуется при своих действиях мгновенным импульсом;
- в первой половине дня ребенок понимает обращенную к нему речь с большим процентом вероятности, чем вечером;
- на резкие громкие звуки он не реагирует, а вот к словам, сказанным тихим спокойным голосом, он прислушивается охотнее;
- на обыденные звуки, которые нормально говорящим человеком воспринимаются как фоновый шум, например, льющаяся вода, порывы ветра, звон посуды, ребенок реагирует очень болезненно;
- малыш приходит в восторг от звучания собственного голоса и с удовольствием изучает его возможности.
Если ребенок страдает легкой формой сенсорной алалии, то даже те слова, которые он хорошо знает, он произносит неправильно, заменяя один звук другим, и не может связать их во фразу. Малыш может постоянно болтать, повторяя все известные ему слова, часто повторяет за взрослыми услышанное, но ничего не понимает и не запоминает.
Что делать, если вы заметили тревожные симптомы?
Если у ребенка в 3-4 года наблюдаются некоторые признаки алалии, то необходимо как можно раньше показать его специалистам – неврологу, логопеду и психологу. Это очень сложное и тяжелое нарушение, поэтому коррекция ведется одновременно в нескольких направлениях:
- медикаментозная терапия – для полноценного питания и насыщения кислородом мозговых клеток, стимуляции их работы, улучшения концентрации внимания, памяти и восприятию информации;
- логопедический массаж – для развития мышц и подготовки артикуляционного аппарата к постановке правильного произношения;
- физиотерапия и рефлексотерапия – для образования недостающих нейронных связей, улучшения кровоснабжения головного мозга;
- занятия с логопедом-дефектологом, направленные на развитие речевых навыков и высших психических функций.
Что касается прогноза, то можно сказать с уверенностью только одно: чем раньше вы начнете, тем выше шансы сформировать нормальную речь. Будьте готовы к тому, что на это может уйти несколько лет.