Психолог: «дети, которых били, утрачивают веру в любовь»

«Сегодня расследуют взятку, завтра — изнасилование»

В 2019 году в подмосковном городе Сергиев Посад четверо подростков изнасиловали 14-летнюю школьницу. Как рассказывает адвокат Анастасия Тюняева, молодые люди и девушки собрались в квартире одного из парней, чтобы отпраздновать Новый год. Уже под утро, когда остальные девушки разошлись по домам, четверо парней 16, 17 и 18 лет изнасиловали Алену и сняли это на видео. Запись, на которой девочка просит парней остановиться, попала в СМИ, а затем и к следователям. Интересы девушки представляла Тюняева.

«В деле было четверо фигурантов, и с каждым из них надо было провести очную ставку — несколько длинных допросов в присутствии обвиняемого, — рассказывает адвокат. — Алене приходилось подробно рассказывать о насилии, чтобы не было противоречий. Это было очень тяжело, потому что даже когда мы готовили показания, мне самой было трудно запомнить, кто что делал в определенный момент — грубо говоря, один ее насиловал, другой дрочил, третий рот разжимал».

По словам Тюняевой, следственные действия длились дольше положенного: «По закону ребенка можно допрашивать не больше четырех часов, но они постоянно продлевались. Это незаконно, но следователи предлагали два варианта: либо продлить ставку сегодня, либо приехать еще раз завтра. Естественно, все выбирают вариант закончить сейчас, чтобы не встречаться повторно с обвиняемыми».

Анастасия Тюняева говорит, что в ее практике было около десятка дел о насилии над несовершеннолетними, и каждый раз она сталкивается с некомпетентностью следователей: «Проблема в том, что их не обучают, как работать с детьми; для них допрос детей и допрос маньяка — это одно и то же. Они не со злостью , а просто не знают, как правильно».

Адвокат считает, что неправильная постановка вопроса — например, «Почему вы пришли и сообщили только сейчас?» вместо «Что вам мешало сообщить об этом ранее?» — может травмировать ребенка, как будто это он виноват в случившемся.

«Есть следователи, которые бережно общаются с детьми. Но когда у тебя висит сверху куча задач, руководство не волнует, сколько у тебя времени. Конечно, они не думают, травмируют они ребенка или нет, — им надо заполнить документы», — объясняет Тюняева.

Адвокат отмечает, что в присутствии защитника следователи обычно ведут себя корректнее, чем если в допросе участвует только ребенок и его родители: «Например, у девочек любят спрашивать, была ли у нее до этого половая жизнь, подводя к тому, что если та была не девственницей, то изнасилование не было чем-то опасным, она уже знала, что будет происходить. Я говорю, что это не относится к делу. Тон следователя меняется, становится аккуратнее — присутствие защитника его стопорит, а ребенок и мать чувствуют себя в безопасности».

Адвокат Консорциума женских неправительственных объединений Мари Давтян также считает, что к ретравматизации пострадавших от сексуального насилия детей ведет в первую очередь неподготовленность следователей к работе по таким делам. В частности, они не знают, каких психологов привлекать к допросу: «У нас вечная проблема, что они, допустим, на сексуализированное насилие тянут педагогов с соседней школы, которые вообще не являются специалистами в области допросов детей по таким категориям дел».

Законодательство обязывает допрашивать несовершеннолетних пострадавших от сексуального насилия под камеру. Как объясняют адвокаты, это необходимо, чтобы затем ребенка не расспрашивали об обстоятельствах насилия повторно и не вызывали в суд — вместо этого следователь и участники судебного процесса обращались бы к записи. Тем не менее в большинстве случаев следователи просят родителей или законных представителей детей подписать отказ от записи допроса на видео, рассказывает Давтян и ее коллега по консорциуму Галина Ибрянова.

Юристки объясняют это тем, что следователи не хотят фиксировать свою работу — боятся выглядеть неквалифицированными во время допроса. «У меня по одному делу был шикарный вопрос ребенку семи лет: «Что вы можете показать по существу данного уголовного дела?»» — вспоминает Давтян.

Юристка считает, что следователей не учат вести допросы корректно. «Никто не проверяет, этого человека вообще можно допускать до расследования таких дел или, может, он изначально считает, что все «бабы» и дети, которые заявляют о насилии, врут», — добавляет она.

Также в нынешней системе СК не существует специализированного отдела по работе только с такими делами. «Следователь сегодня расследует, допустим, взятку, а завтра расследует », — отмечает адвокат.

Что делать, если у папы или отчима с ребёнком подозрительные отношения?

«Надо попытаться выяснить, есть ли у ребёнка какой-то близкий человек, которому он доверяет. Жертве всегда нужен кто-то, кто объяснит, что нельзя скрывать, нужно рассказать о том, что с тобой происходит, в противном случае это никогда не закончится. Что запугивания и шантаж преодолимы, из этого есть выход. Бывает, что о сексуальном насилии, совершённом над ребёнком в детстве, становится известно спустя уже 20—30 лет, — говорит Левченко. — Нужно попробовать поговорить с мамой ребёнка: бывает, она действительно не замечает, что происходит. Доверенным человеком может быть брат или сестра, кто-то ещё из родственников. Нужно постоянно быть на связи с ребёнком или подростком, у них после сексуального насилия велик риск суицида. И главное — объяснить жертве, что она в этом не виновата. 90% девочек-подростков в том, что с ними происходит, винят себя, даже если их насилует родной отец.

Зачастую педофилы на этом выстраивают свои отношения с жертвой: «Ты меня сама спровоцировала, в одних трусах по комнате ходила! Почему на тебе такое сексуальное платье?»

И не нужно бояться обращаться в правоохранительные органы. Сделать это может любой человек, в том числе не член семьи. Педофилами занимается Следственный комитет. Нужно идти и писать заявление. Следователи обязательно проведут проверку. Многих останавливает отсутствие доказательств. Но их сбор — задача не гражданина, а следователей. А вот предотвратить или остановить совершающееся преступление может каждый. Даже если информация не подтвердится, заявителю ничего не будет. Если он, конечно, умышленно не наврал. Можно и нужно обращаться на нашу круглосуточную горячую линию «Сдай педофила» — мы проконсультируем, как действовать».

Типы насилия в отношении детей

Большинство случаев насилия в отношении детей относится, по крайней мере, к одному из шести основных типов межличностного насилия, совершаемого на разных этапах развития ребенка.

  • Жестокое обращение (включая жестокие наказания) охватывает физическое, сексуальное и психологическое/эмоциональное насилие; и отсутствие заботы о детях раннего возраста и других возрастных групп и подростках со стороны родителей, воспитателей и других авторитетных лиц, в основном, дома, но также в таких учреждениях, как школы и приюты.
  • Травля (в том числе в киберпространстве) – это нежеланное агрессивное поведение другого ребенка или группы детей, которые не являются братьями или сестрами и не состоят в романтических отношениях с жертвой. Она включает неоднократное причинение физического, психологического или социального вреда и часто происходит в школах и других детских учреждениях, а также через Интернет.
  • Насилие среди подростков и молодежи – это насилие среди детей и молодых людей в возрасте 10-29 лет, которое происходит, в основном, в сообществах между знакомыми и незнакомыми людьми. Оно включает травлю и физическое нападение с оружием (таким как огнестрельное оружие и ножи) или без него и может включать насилие, совершаемое преступными группировками.
  • Насилие со стороны интимного партнера (или бытовое насилие) включает физическое, сексуальное и эмоциональное насилие со стороны интимного партнера или бывшего партнера. И хотя жертвами насилия со стороны интимного партнера могут быть мужчины, от него непропорционально страдают женщины. Такое насилие обычно происходит в отношении девочек и девушек, состоящих в детских и ранних/принудительных браках. Среди подростков, состоящих в романтических отношениях, но не в браке, такое насилие иногда называют «насилием на свиданиях».
  • Сексуальное насилие включает совершаемые без согласия сексуальные контакты или действия сексуального характера, совершаемые без контакта (такие как вуайеризм или сексуальные домогательства), или попытки совершения таких контактов и действий; акты торговли с целью сексуальной эксплуатации, совершаемые в отношении лиц, не способных дать согласие или отказаться; и эксплуатацию в Интернете.
  • Эмоциональное или психологическое насилие включает ограничение движений ребенка, унижение, осмеяние, угрозы и запугивание, дискриминацию, неприятие и другие нефизические формы неприязненного обращения.

Любые из этих типов насилия, направленного против девочек или мальчиков в связи с их биологическим полом или половой идентичностью, могут также представлять собой насилие по признаку пола.

Воздействие насилия

Насилие в отношении детей имеет пожизненные последствия для здоровья и благополучия детей, семей, сообществ и стран. Насилие в отношении детей может:

  • Приводить к смерти. Убийства, часто совершаемые с применением оружия, такого как ножи и огнестрельное оружие, являются одной из трех основных причин смерти подростков, причем мальчики составляют более 80% жертв и преступников.
  • Приводить к тяжелым травмам. На каждое убийство приходятся сотни жертв насилия среди молодежи (в подавляющем большинстве мужского пола), получающих травмы в результате драк и нападений.
  • Сказываться на развитии мозга и нервной системы. Перенесенное в раннем возрасте насилие может приводить к нарушениям развития мозга и иметь пожизненные негативные последствия для других частей нервной системы, а также для эндокринной, кровеносной, скелетно-мышечной, репродуктивной, дыхательной и иммунной систем. В этой связи насилие в отношении детей может оказывать негативное воздействие на когнитивное развитие и сказываться на успеваемости и успешности в профессиональной деятельности.
  • Приводить к негативному реагированию на стресс и поведению, представляющему риск для здоровья. Дети, подвергающиеся насилию и воздействию других неблагоприятных факторов, с гораздо большей вероятностью курят, злоупотребляют алкоголем, употребляют наркотики и имеют сексуальные отношения высокого риска. Среди них также отмечаются более высокие показатели тревожных расстройств, депрессий, других проблем в области психического здоровья и самоубийств.
  • Приводить к незапланированной беременности , искусственным абортам, гинекологическим проблемам и инфекциям, передаваемым половым путем, включая ВИЧ.
  • Способствовать развитию широкого ряда неинфекционных заболеваний позднее в жизни. Повышенный риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, рака, диабета и других нарушений здоровья в значительной мере связан с негативным реагированием на стресс и формами поведения высокого риска, обусловленными насилием.
  • Сказываться на возможностях и будущих поколениях. Дети, подвергающиеся насилию и воздействию других неблагоприятных факторов, с большей вероятностью бросают школу и сталкиваются с трудностями в том, чтобы найти работу и удержаться на рабочем месте. Они также с большей вероятностью становятся жертвами межличностного насилия и насилия против себя и/или совершают такое насилие позднее в жизни, и в этой связи насилие в отношении детей может оказывать воздействие на будущее поколение.

О молодом человеке

— У вас сейчас есть молодой человек. Как вы познакомились?

— Мы вместе работали. Он на меня очень сильно не похож.

— Как скоро вы ему рассказали обо всём?

— Это произошло в начале апреля. А познакомились мы в декабре прошлого года. То есть через несколько месяцев.

— Его первая реакция?

— Это он посоветовал обратиться в полицию?

— Да. Он сказал, что без этого уже никуда. Просто потом уже начались угрозы со стороны моего отца, и чего только не было…

— Какие угрозы? Что он говорил?

— «Я тебя убью». Были и угрозы моему молодому человеку.

— Напрямую?

— Да. Они были знакомы. Отец приходил в кофейню, они виделись… Мне он говорил: «Если не выполнишь то, что я говорю, я сделаю так, что твоих друзей и близких покалечат или убьют».

— И вы верили, что это реально?

— Да. Потому что мой отец — отличный манипулятор. Я верила в то, что он говорил. До сих пор у меня это осталось: когда я прихожу в какое-то место, где мы бывали с отцом, я всегда оглядываюсь на дверь и боюсь, что сейчас он войдёт. Этот эффект присутствия — постоянный. Настолько он контролировал мою жизнь. Куда я иду, с кем я иду. Звонки раз в полтора-два часа. Он всегда придумывал причины находиться вместе со мной в одной компании… Сейчас многие не очень близкие друзья и знакомые часто спрашивают, как отец, куда он пропал. Приходится врать, что-то придумывать, я не могу сказать правду… Мне странно, что никто из моих друзей не подозревал, не задавался вопросом, почему у отца и дочери такие близкие отношения. Мне кажется, это было заметно.

— На невербальном уровне? Жесты, взгляды?

— Да. Когда мы шли по улице, он мог меня спокойно взять за руку. И я не знала, что делать. Когда я пыталась выдёргивать, он реагировал: «Ты чего? Чего отстраняешься от меня? Почему так себя ведёшь?» Я ему объясняла, что это ненормально. На что он сильно бесился, вёл себя агрессивно.

— Он когда-нибудь бил вас?

— Нет, не бил.

Деятельность ВОЗ

Принятая в мае 2016 г. резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения одобрила первый Глобальный план действий ВОЗ по усилению роли системы здравоохранения в рамках национальных межсекторальных ответных мер по борьбе с межличностным насилием, в частности, в отношении женщин и девочек, а также детей.

В соответствии с этим планом ВОЗ в сотрудничестве с государствами-членами и другими партнерами твердо намерена:

  • Проводить мониторинг глобальных масштабов и характерных особенностей насилия в отношении детей и поддерживать усилия стран по документированию и измерению такого насилия.
  • Поддерживать электронную информационную систему, обобщающую научные данные о бремени, факторах риска и последствиях насилия в отношении детей, а также фактические данные, подтверждающие возможность его предупреждения.
  • Разрабатывать и распространять основанные на фактических данных технические руководящие документы, нормы и стандарты для предупреждения насилия в отношении детей и осуществления ответных действий.
  • Регулярно публиковать глобальные доклады о деятельности стран по борьбе с насилием в отношении детей путем проведения национальной политики и принятия планов действий, законов и программ по предупреждению насилия, а также с помощью ответных действий и оказания поддержки.
  • Оказывать поддержку странам и партнерами в проведении основанных на фактических данных стратегий по предупреждению и осуществлению ответных действий, таких как «INSPIRE: Семь стратегий по ликвидации насилия в отношении детей».
  • Сотрудничать с международными агентствами и организациями в целях сокращения и ликвидации насилия в отношении детей в глобальных масштабах с помощью таких инициатив, как Глобальное партнерство по прекращению насилия в отношении детей, «Все вместе на защиту девочек» и Альянс по предупреждению насилия.

«Я просто его жалела»

— Вы когда-нибудь чувствовали себя счастливой?

— Да, когда я была не дома.

— Есть видео, на котором вы поёте, а ваш отец играет на гитаре. Вы там выглядите счастливым ребёнком (мы не можем опубликовать это видео, чтобы не мешать работе следователей. — RT).

— Я научилась притворяться. Когда не было постели, я переключалась. Я воображала себе, что всего этого нет: всё хорошо, всё как у нормальных людей. Я каждый день себе повторяла это. Я старалась сразу же перечёркивать, нажимать delete. Стираешь из памяти то, что было вчера. Я так хорошо научилась сама себя убеждать, что иногда с трудом восстанавливала события предыдущих дней.

— Как часто всё это происходило?

— Сегодня у вас есть проблемы с интимной жизнью?

— (После паузы.) Есть. Чисто психологических проблем, в голове, очень много.

— Вы обращались к специалистам? 

— Да. Говорят, мне нужно выработать отторжение ко всему, что было в моей жизни. Чтобы у меня не возникало жалости. Будет очень долгая психологическая работа и медикаменты.

— О какой жалости идёт речь?

— Это всё происходило из жалости к нему. Мне было около 13 лет, когда он рассказал довольно тяжёлую историю из своей жизни. Родители, которые пили постоянно. Брат, который над ним издевался.

— У вашего отца не было проблем с алкоголем и наркотиками?

— Нет, он никогда сам не пил и не курил. В детстве он убегал из дома — от всего этого… И когда он мне рассказывал, он плакал. Я просто его жалела. Он мне говорил: «Мне это нужно, я тебе не сделаю больно».

— Но есть много других способов. Почему именно с вами?

— Он сказал, что в какой-то момент он начал испытывать ко мне влечение. Говорил, что пытался уйти от этого, уходил из дома на какой-то период, ночевал на работе.

— А как он объяснял свой уход вашей маме?

— Честно — не знаю. Мне он об этом не рассказывал. И я не задавалась этим вопросом.

Предупреждение и ответные действия

Насилие в отношении детей можно предупреждать. Для предупреждения насилия в отношении детей и осуществления ответных действий необходимо систематически направлять усилия на факторы риска и защитные факторы на всех четырех взаимосвязанных уровнях риска (на уровне отдельных людей, близких отношений, сообществ и общества).

Под руководством ВОЗ группа из 10 международных организаций разработала и одобрила основанный на фактических данных технический пакет под названием «INSPIRE: Семь стратегий по ликвидации насилия в отношении детей». Этот пакет предназначен для содействия странам и сообществам в выполнении Задачи 16.2 ЦУР, заключающейся в том, чтобы положить конец насилию в отношении детей. Каждая буква в слове INSPIRE относится к одной из семи стратегий, многие из которых продемонстрировали свою эффективность в предупреждении нескольких разных типов насилия, а также положительные результаты в таких областях, как психическое здоровье, образование и сокращение преступности.

INSPIRE: Семь стратегий по ликвидации насилия в отношении детей

Это следующие семь стратегий:

  • Принятие (Implementation) и обеспечение соблюдения законодательства (например, введение запретов на жестокие дисциплинарные меры и ограничение доступа к алкоголю и огнестрельному оружию);
  • Изменение норм (Norms) и ценностей (например, изменение норм, освобождающих от ответственности за сексуальные надругательства над девочками или агрессивное поведение среди мальчиков);
  • Безопасные (Safe) условия (например, выявление «горячих точек» в микрорайонах с точки зрения насилия и последующее принятие мер в отношении местных причин путем проведения политики, ориентированной на проблему, и других мероприятий);
  • Оказание поддержки родителям (Parental) и воспитателям (например, проведение занятий среди молодых пар, которые впервые стали родителями);
  • Повышение доходов (Income) и улучшение экономического положения (например, с помощью микрофинансирования и обучения по вопросам гендерного равенства);
  • Ответные действия и оказание поддержки (Response) (например, обеспечение доступа детей, подвергшихся насилию, к эффективной неотложной медицинской помощи и надлежащей психологической поддержке); и
  • Обучение (Education) и формирование жизненных навыков (например, обеспечение посещаемости школы и обучение жизненным и социальным навыкам).

Последствия для здоровья и дальнейшего развития пострадавшего

Сексуальное насилие имеет множественные и серьезные последствия для несовершеннолетних жертв .

Синдром посттравматического стресса

На психологическом уровне сексуальное насилие является травмирующим событием  : замешательство , потеря ориентиров, чувство беспомощности, эмоциональный шок или хаос, волна острого стресса , кризис смысла. Как и любая травма, сексуальное насилие может привести к хроническому состоянию посттравматического стрессового расстройства . Сексуальное насилие над несовершеннолетним часто сопровождается секретностью , даже психическое подавление , стратегия выживания мозга жертвы для его психического баланса .

Следует различать два типа психологического ущерба:

  • изнасилование в согласии , взрослые накладывают на поведение ребенка , к которым он не подходит;
  • чувство вины ребенка, которое может быть усилено предписанием секретности .

Во Французской федерации психиатрии мы говорим о жестоком обращении с детьми, чтобы обозначить «сексуальные действия, которые он не может понять, которые не соответствуют его возрасту и его психосексуальному развитию».

В области нейробиологии исследование последствий сексуального насилия в детстве началось в 2000-х годах, и выводы сходятся в направлении демонстрации приобретения окончательной физиологической уязвимости .

Начиная с 2000-х годов, несколько отдельных исследований пришли к выводу, что жестокое обращение в детстве, особенно сексуальное насилие, имело определенные последствия, вызывая приобретенную уязвимость, которая обнаруживается в реакции на стресс. Первые данные о людях датируются 2000 годом, они были продолжены в 2003 году, а другие исследования выявили риски зависимости, в частности, от алкоголя, или даже риски серьезных депрессивных расстройств (БДР) в 2009 году .

По словам Фабриса Джолланта, который перечисляет историю этого исследования в 2007 году в цикле конференций, озаглавленном « Преодоление жестокого обращения с детьми» , различные исследования подтверждают наличие более низкого уровня гормона стресса ( кортизола ) в случае жестокого обращения в детстве. Эта низкая частота вне периодов стресса приводит к более сильной и иной реакции на стресс. Когда эта приобретенная уязвимость приводит к депрессии , какой бы ни была причина, мы начинаем определять форму депрессии, отличную от классической депрессии, с различными реакциями на конкретный антидепрессант.

Депрессия и самоубийство

La dépression est une maladie qui se caractérise par une grande tristesse, un sentiment de désespoir qui vous donne une humeur dépressive, une perte de motivation et de facultés de décision, une diminution du sentiment de plaisir, des troubles alimentaires et du sommeil, des pensées morbides et l’impression de ne pas avoir de valeur en tant qu’individu.
le terme dépression majeure est souvent employé pour désigner cette maladie. La dépression survient généralement sous forme de périodes dépressives qui peuvent durer des semaines, des mois voire des années. Selon l’intensité des symptômes, la dépression sera qualifiée de mineur (légère), modérée ou majeur (grave). Dans les cas les plus graves, la dépression  conduit souvent au suicide.
selon Andre ABM,Theologien

На нейробиологическом уровне посмертное исследование жертв, переживших жестокое обращение в детстве, показало, что эпигенетическая регуляция глюкокортикоидных рецепторов в гиппокампе связана с риском самоубийства во взрослом возрасте.

Венерические заболевания

Сексуальное насилие сопряжено с риском передачи заболеваний, передающихся половым путем, присущих любому половому акту.

Травма и физическая травма

Рапс , в отношении проникновения потерпевшего ( анальный , вагинальный , оральный ) может вызвать серьезные физические повреждения, в зависимости от возраста ребенка, физического развития и насилия акта . В случаях, когда другое насилие связано с самим сексуальным насилием, несовершеннолетний может получить дополнительные травмы разного рода .

Терапия сексуального насилия.

Как пережить сексуальное насилие? Хотя последствия сексуального насилия довольно травматичны, восстановление психики возможно. В одиночку с такой травмой справиться практически невозможно, поэтому рекомендуется обраться к специалисту. Совместная работа между специалистом и жертвой изнасилования позволяет обеспечить успех терапии. Особенно эффективны следующие терапевтические подходы:

Когнитивная поведенческая терапия  может помочь жертвам насилия отказаться от неадаптивного поведения. Например, человек, который подвергся насилию в детстве, может так бояться близости, что избегает романтических отношений. Когнитивная поведенческая терапия может помочь ему скорректировать автоматические мысли, которые заставляют его избегать близости, что позволит ему работать над здоровыми отношениями и поведением.

Десенсибилизация и переработка движениями глаз (ДПДГ) в основе терапии лежит ускоренная переработка информации, согласно которой у человека существует особый психофизиологический механизм, получивший название информационно-перерабатывающей системы, обеспечивающий поддержание психического равновесия (Ф. Шапиро, 1995). При активизации этой адаптивной системы происходит переработка любой информации, в том числе эмоциональной, связанной со стрессами и проблемами выживания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector