Этапы развития ребенка
Содержание:
- Как развиваются дети от 9 до 12 месяцев
- Второй месяц
- Отставание в развитии детей
- Распорядок дня
- Таблица с нормами роста и веса детей до года
- Маленькие достижения
- Почему нужно каждый месяц измерять размер головы?
- Развитие недоношенного ребенка по месяцам до года
- Полезные советы
- Общая характеристика развития ребёнка к одному году
- Психологическое развитие и обучение ребенка
- 4 месяца
- Таблица развития от 0 и по месяцам до 1 года
- Развитие ребенка в 9 месяцев
- Чему учится ребенок от 2 до 3 месяцев
- Одиннадцатый месяц
- Как помочь малышу развиваться
Как развиваются дети от 9 до 12 месяцев
Малыш начинает становиться самостоятельнее, закрепляет приобретенные навыки:
- самостоятельно садится, активно ползает, может сам подниматься, если рядом есть опора;
- реагирует на свое имя;
- понимает некоторые слова и фразы, расширяет словарный запас;
- может махать рукой на прощание;
- начинает различать части тела, показывая их на игрушках;
- начинает активно развиваться характер.
В этом возрасте можно начинать знакомство с книжками. К 12 месяцам нужно переходить на один дневной сон. Малыш все больше времени может проводить сам с собой, а у мамы появляется немного свободного времени на себя.
Взрослым нужно почаще общаться с ребенком и следить за своим поведением, поскольку дети начинают подражать своим родителям.
Второй месяц
Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.
У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке, глядя на мобиль или другие игрушки.
- В двухмесячном возрасте детки уже поднимают головку и некоторое время удерживают ее в вертикальном положении.
- Некоторые младенцы уже умеют переворачиваться с бочка на спину. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться>>>
- Ребенок изучает свои ручки – может подносить кулачки ко рту и обсасывать их;
- Младенческие рефлексы пока сохраняются, но начинают понемногу угасать;
- Развивается и эмоциональная сфера. В два месяца формируется так называемый «комплекс оживления». Этот навык занимает почетное место в таблице развития ребенка; это одна из важнейших вех до года, подтверждающих нормальное функционирование нервной системы;
- Малыш уже может узнать своих родителей, радуется им. Когда вы склоняетесь над кроваткой, кроха начинает быстро-быстро дергать ручками и ножками;
- Во второй месяц жизни ваше чадо, скорее всего, подарит вам свою первую осознанную улыбку. Если этого не произойдет, ничего страшного; значит, это радостное событие случится чуть позже. Узнайте, когда ребенок начинает улыбаться>>>
- В два месяца ребенок умеет гулить – издает певучие гласные звуки, иногда даже может произносить «агу», «ага», «абу». Деткам нравится собственная «речь», они с удовольствием прислушиваются к ней. В статье информация о том, когда кроха начинает агукать>>>
Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!
Отставание в развитии детей
Каждый ребенок индивидуален в своем развитии, но значительные отклонения от усредненных норм дают основание врачу поставить диагноз «задержка психического» или «психо-речевого развития». До года речь ведут о задержке физического развития.
Причины отставания могут быть самые разные. Некоторые дети сразу после рождения развиваются со значительной задержкой, другие могут соответствовать норме до года или больше, но потом проявлять «откат» в развитии.
К причинам, провоцирующим отставание в развитии, относятся:
- патологическое протекание беременности – тяжелые формы токсикоза, внутриутробные инфекции, гипоксия плода;
- родовые травмы, преждевременные или патологические роды;
- перенесенные в раннем возрасте инфекционные и другие заболевания;
- генетическая обусловленность.
Существуют также социальные причины задержки психо-речевого развития
В этом случае можно вести речь о педагогической запущенности ребенка, когда малышу не уделялось должное внимание, если ребенок жил в неблагоприятных условиях. Гиперопека, чрезмерная тревожность родителей по отношению к ребенку также может вызвать отставание в психо-эмоциональной сфере.
Дети, отстающие в развитии, поздно начинают сидеть, ходить, понимать речь взрослых. Главный симптом задержки — это позднее формирование речи. Если ребенок не говорит к двум годам, возможно речь идет о его индивидуальных особенностях, но отсутствие речи в три года и позже свидетельствует о серьезном отставании, которое обязательно требует лечения и коррекции.
Дети с задержкой в развитии плохо взаимодействуют с другими детьми. Неумение общаться вызывает капризы, импульсивность, внушаемость, неумение отстоять свои интересы. Такие дети часто впадают в истерики, могут проявлять агрессию по отношению к другим людям и к себе (бить себя по лицу, вырывать волосы). В будущем они несамостоятельны, легко поддаются чужому влиянию, эгоцентричны, инфантильны, чрезмерно зависят от окружающих их взрослых людей.
Если ребенок отстает в развитии, нельзя ожидать чуда, надеяться на то, что он «перерастет», убеждать себя в том, что он «ленится». Ребенок нуждается в наблюдении и консультациях невролога, психолога, логопеда, дефектолога, а в ряде случаев психиатра. Маленьким пациентам потребуется медикаментозная терапия и занятия, направленные на коррекцию поведения.
Распорядок дня
В возрасте 1,5 лет, как и в более ранние периоды, необходимо наличие четкого режима дня. Периоды сна и бодрствования должны быть разделены. Правильное и полноценное питание – неотъемлемая составляющая воспитания здорового ребенка.
Некоторые дети в этом возрасте продолжают спать днем по 2 раза. 18 месяцев – отличное время для перехода на один сон, длительностью около 3 часов.
Рекомендуются двухразовые прогулки каждый день. По-прежнему можно гулять с малышом, пока он спит. Сон на свежем воздухе очень полезен для детского организма. Для полноценного развития крохи следует гулять не менее 2 часов в день.
Примерный распорядок приведен в таблице
В питании рекомендуется придерживаться четкого расписания. Промежуток между приемами пищи должен быть не более 4 часов. Пятиразовое сбалансированное питание поможет растущему организму.
Средний объем потребляемой пищи в день должен составлять 1000-1300 мл. Более точно определить величину порций, можно разделив вес малыша на 9. За один раз рекомендуется давать ребенку не более 250 мл еды. эти рекомендации стоит соблюдать до достижения ребенком возраста двух лет.
Питание детей в этом возрасте становится все более разнообразным. Вводятся новые продукты, блюда становятся приближенным к взрослой еде. Все также рекомендуется ограничить детей в потреблении вредной и сладкой пищи.
Таблица с нормами роста и веса детей до года
С помощью центильной таблицы можно отследить примерные нормы ежемесячной прибавки в весе ребенка, и как должно происходить увеличение длины тела младенца. Нормы роста и веса детей указаны в рамках минимального/максимального показателей, поэтому их можно использовать в качестве ориентира.
Мальчики | Девочки | ||||
Возраст | Рост (см) | Вес (кг) | Возраст | Рост (см) | Вес (кг) |
1-2 мес. | 52-60 | 3,5-5,8 | 1-2 мес. | 51-59 | 3,1-5,2 |
3-4 мес. | 59-66 | 5,1-7,4 | 3-4 мес. | 57-64 | 4,6-7,1 |
5-7 мес. | 61-71 | 6,2-9,7 | 5-7 мес. | 61-69 | 6,1-8,7 |
8-10 мес. | 68-75 | 8-11 | 8-10 мес. | 66-73 | 7,3-10 |
10-12 мес. | 71-78 | 8,8-12 | 10-12 мес. | 69-76 | 7,6-11 |
Маленькие достижения
- Умение поднимать голову из положения лежа на животе. Вначале это буквально сантиметр и пару секунд. Но если внимательно наблюдать, то можно заметить, что с каждым днем высота и длительность удержания головы будут возрастать. Стимулом для развития становится частое выкладывание в положение лежа на животе;
- Изменения во взгляде. Взгляд месячного малыша изменяется. Он становится более осмысленным. Иногда, рассматривая лица мамы, кроха напоминает маленького философа. Развитие зрительных центров позволяет из мутного пространства, которое окружало ребенка после рождения, выделять отдельные элементы и черты, видеть яркие цвета и запоминать их. Чтобы помочь своему чаду, старайтесь еженедельно менять гирлянду и игрушки в кроватке, чаще играть с погремушками над малышом, водя их из стороны в сторону, давайте возможность видеть, как вы разговариваете с крохой, улыбаетесь ему, поете;
- Новые звуки. Постепенно, кроме крика, малыш учится произносить другие звуки. Это зачатки «гуления». Именно их этого странного и милого произношения в будущем появятся слова;
- Стремление удержать голову. Месячный карапуз, когда его берут на руки, стремится самостоятельно удержать голову и повернуть ее в нужном направлении. При интенсивных занятиях и массаже, к 2 месяцам это умение будет уже уверенным, малыш сможет осваивать новые двигательные навыки;
- Улыбка. Первая осознанная улыбка маме происходит именно в этом возрасте. Ранее это были неконтролируемые движения, а теперь реакция;
- Захват и удержание. Следуя за врожденным хватательным рефлексом, дети от 1 до 2 месяцев учатся не только руководить своим телом, но и совершать манипуляции с предметами. Настоящая победа, когда карапузу удается самостоятельно скоординировать свои движения и достать интересующий его предмет.
Почему нужно каждый месяц измерять размер головы?
С первых лет жизни дети попадают под пристальный контроль медиков
Это очень важно для раннего выявления заболеваний и нарушений развития. Для специалиста окружность черепа и грудной клетки, их соответствие возрасту ребенка имеют большое значение
Эти показатели могут указывать на болезнь или врожденную патологию. Замеры головы позволяют узнать, правильно ли развивается головной мозг, есть ли отклонения в работе центральной нервной системы. Эти данные соотносятся с другими возможными симптомами заболевания, общим состоянием здоровья.
Контрольными и показательными измерениями считаются те, которые были сделаны в возрасте 3 и 6 месяцев. Педиатр заносит результаты замеров в специальную таблицу и каждый раз сверяет их с таблицами норм ВОЗ. При подозрении на патологию он направит малыша на дополнительное обследование или на прием к узкому специалисту, как правило, неврологу или ортопеду. С 2-3 лет такие измерения уже не будут столь информативны, поэтому их проводят реже.
Развитие недоношенного ребенка по месяцам до года
Из-за слабого здоровья беременной, вследствие перенесения различных недугов или ведения женщиной слишком активного образа жизни кроха может родиться ранее положенного срока. От состояния здоровья новорожденного на момент рождения зависит какое будет отставание в развитии недоношенного ребенка по месяцам до года.
Кроме этого на развитие недоношенного ребенка по месяцам до года огромное влияние имеют следующие факторы: социальный статус ячейки социума, моральное состояние родителей и иного близкого окружения, качество ухода, питание и т. д.
В первые три декады жизни развитие недоношенного ребенка характеризуется малоподвижностью, слабым мышечным тонусом, отсутствием активности.
На втором месяце существования младенец также отличается слабостью и повышенной утомляемостью. Поэтому мамам необходимо обеспечить малышу максимально усиленное питание и должный уход. На этом этапе происходит довольно стремительное увеличение веса и роста, которое может превышать нормы, принятые для доношенных малышей. Физическим достижением крохи в этом месяце является умение поднимать головку.
Третий месяц знаменует нормализацию и вступление в активную стадию процесса набора массы. В сравнении с массой тела, которую имел малыш после рождения, она удваивается. На этом этапе можно отметить наличие у крохи реакций на звуки и свет. Однако по-прежнему основным времяпрепровождением его остается сон.
На четвертом месяце становится заметным прогресс в развитии новорожденного. Малыш может приподнимать и непродолжительное время удерживать самостоятельно голову, фокусировать взор на контрастных предметах, издавать звуки, напоминающие гуление. Также начинает повышаться и тонус мышц, вследствие чего могут появляться проблемы с укладыванием крохи спать, поскольку он может часто пробуждаться.
На пятом месяце появляется первая улыбка грудничка. Слегка повышенный мышечный тонус конечностей может придавать движениям карапуза немного судорожный характер. Младенец уже может в ручке удерживать небольшую игрушку. Этот период знаменуется усиленным психологическим развитием. Кроха без затруднений может определить нахождение источника звучания и повернуть голову к нему.
Шестимесячный младенец начинает стремительно догонять ровесников в развитии. Он постоянно издает разные звуки и лепечет, смеется, производит манипуляции с игрушками. Упирается ножками при поддержании под мышками в твердую плоскость.
В семимесячном возрасте кроха уже может легко переворачиваться на живот со спины, брать предметы в руки. На уровне доношенных малышей находится многообразие произносимых звуков.
Восьмимесячный младенец уже довольно хорошо управляет собственным телом, переворачивается, пытается садиться и даже ползать, может отыскивать названный предмет.
В девятимесячном возрасте грудничок пытается подниматься на ноги, а затем садиться обратно в манеже или кроватке. В периоды бодрствования кроха уже может самостоятельно манипулировать предметами, выполнять несложные просьбы. Младенец пробует произносить недлинные слова либо их первые слоги, также может воспроизводить интонационно речь родных.
Десятимесячный грудничок уже устойчиво стоит и может даже перемещаться вдоль ограждения, придерживаясь руками за него, в состоянии продолжительный промежуток времени удерживать взор на движущемся объекте. Ребенок с интересом вслушивается в окружающие звуки.
Одиннадцатимесячный младенец уже может совершать первые самостоятельные шажки, по своему желанию он садится и встает, быстро передвигаться ползком. С интересом осваивает пирамиду, кубики и прочие игрушки на развитие логики. По просьбе родителя может приносить указанный предмет.
Годовалый грудничок практически не отстает в развитии от доношенных карапузов. Однако некоторая резкость и нескоординированность в движениях может сохраняться непродолжительное время.
Развитие зубов по месяцам. Дети до года с недоношенностью характеризуются отставанием в прорезывании зубов приблизительно на месяц. Однако в более серьезных случаях (тяжелая степень недоношенности) прорезывание первого зуба может наступить в двенадцать месяцев.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Полезные советы
Развитие ребенка первого месяца жизни в большей степени зависит от теплой семейной обстановки, чтобы кроха чувствовал себя в безопасности. Общаясь с ним, оставьте проблемы и плохое настроение в стороне, улыбайтесь и ласково разговаривайте.
Надо часто брать малыша на руки, потому что сердцебиение родного человека и мамин запах действуют на его нервную систему исключительно с хорошей стороны. А ритмичные покачивания помогут уложить его спать.
Что необходимо ребенку в первые месяцы жизни, чтобы он гармонично развивался? Для развития слуха и заложения речи – песни, потешки, прибаутки. Если отзываться на его «агу», он скорее научится другим звукам.
Не менее важны прикосновения, поглаживания по спинке и животу. Это успокаивает ребенка, а массаж способствует физическому развитию всех групп мышц. Яркие игрушки и инструментальные мелодии помогут развить зрение и слух грудничка.
Чтобы проверить свои знания о том, как меняется и развивается ребенок в 1-ый месяц пройдите тест>>>
- Когда ребенок начинает переворачиваться?
- Как научить ребенка переворачиваться?
- Сколько раз какает месячный ребенок?
Общая характеристика развития ребёнка к одному году
В первую очередь обращают внимание на здоровье. Физическое состояние характеризует вес и рост ребёнка
К году он вырастает примерно на 25 см до 75-78 см. У него активно развивается психомоторика и рефлексы. Он пробует вставать на ножки и ходить, держась за окружающие предметы.
Интерес ко всем проявлениям жизни выражается радостными эмоциями, в том числе по отношению к людям, стремится познать новые предметы и явления.
Ребенок в 12 месяцев самостоятельно стоит, держась за опору
Он хорошо различает свои и чужих. Хорошо знает своё имя. Любопытство является побудительной силой к передвижению, поэтому за ребёнком нужен глаз да глаз. Его первые шаги сопровождаются бесчисленными падениями, поэтому ему нужна ваша поддержка. Меняет позы: будучи на четвереньках, легко передвигается во всех направлениях и меняет направление.
Психологическое развитие и обучение ребенка
Связь между психологическим развитием и обучением ребенка должна рассматриваться через понятие социальной среды. Это окружающий социальный мир, в котором растет малыш, его научные подходы, традиции искусства и культуры, религиозные течения и идеология.
Обучение детей зависит от общества и его развития (школы, детские сады, институты), а также обусловлено традициями в семейном воспитании.
Психологическое развитие и обучение ребенка включает еще одно немаловажное понятие — «сенситивный период развития» (время, когда ученик максимально способен воспринять определенное обучение). То есть помочь школьнику в развитии именно тогда, когда это максимально легко воспримется ребенком. В процессе обучения школьник имеет возможность приобрести знания и опыт поколений
Понятия социальной среды, развития психики и обучение ребенка не могут существовать и рассматриваться отдельно друг от друга
В процессе обучения школьник имеет возможность приобрести знания и опыт поколений. Понятия социальной среды, развития психики и обучение ребенка не могут существовать и рассматриваться отдельно друг от друга.
Психологические функции сначала окружают , а потом становятся его неотъемлемой частью.
Пример: с первых дней малыш не может говорить и отвечать родителям. Но, несмотря на это, речь его сопровождает постоянно и повсюду. Постепенно обучаясь, ребенок овладевает этой функцией. С ее помощью формирует психологическое развитие — мысли, предположения, теории.
При формировании какой-либо функции в процессе обучения вместе — ученик и учитель, она (функция) пребывает в «зоне ближайшего развития» (начало психических процессов). После полного формирования процессов их можно протестировать и выяснить актуальный уровень развития.
Для определения уровня зоны ближайшего развития ученика необходимо:
- Задать подсказывающие вопросы;
- Начать процесс вместе и предложить закончить школьнику самостоятельно;
- Подсказать общую его суть.
Оценка этой работы должна учитывать не только знания, которыми уже владеет ученик, но и только начавшие формироваться знания.
Психологическое развитие и обучение ребенка должны быть едины и ориентироваться на ближайшие знания. Тогда они будут производить развивающий эффект. Другими словами, при обучении должен учитываться потенциал малыша на данном уровне его развития. Ребенок использует свои возможности, тем самым давая толчок для развития других.
4 месяца
Безусловные рефлексы угасают, некоторые уже исчезли полностью, например, рефлекс Моро, который в народе называют рефлексом объятий. Мышцы ручек уже не в тонусе, но ножки могут еще оставаться в напряжении, и это не должно пугать родителей. Быстрыми темпами развивается пищеварительная система, благодаря чему у многих деток в этом возрасте пропадает такое неприятное и мучительное физиологическое явление, как .
Малыш уже остро нуждается в эмоциональном общении, он активно гулит, к гласным звукам добавляются глухие согласные, он охотно осознанно улыбается, некоторые даже начинают смеяться, ребенок с интересом прислушивается к музыке.
Спит кроха около 15 часов в сутки, периоды бодрствования уже могут составлять около 2 часов, и это время нужно обязательно использовать по максимуму — дважды в день делать малышу массаж, не менее двух раз в день гулять с ним, проводить развивающие занятия.
Вес и рост
На четвертом месяце самостоятельной жизни малыш должен прибавлять в весе примерно 700 граммов, в росте около 2,5 сантиметров.
Рекомендации
Нужно чаще подстригать ногти малышу во избежание травм, ведь у четырехмесячных крох ногти и начинают расти невиданными темпами.
Таблица развития от 0 и по месяцам до 1 года
Существуют некие средние физические и эмоциональные показатели активности ребенка до одного года. Опираясь на эти параметры, папа и мама могут понять, не отстает и не опережает ли кроха в развитие своих сверстников.
Возраст (месяц) | Навыки |
1 |
Глаза ребенка могут следить за погремушкой, которая движется по вертикали. У крохи есть реакция на громкие звуки. |
2 | Присутствует хватательный рефлекс, малыш может двигать ножками и ручками как попеременно, так и одновременно. Глаза ребенка могут уследить за предметом, движущимся по вертикали. |
3 | Малыш начинает агукать. Узнает родителей. Поднимает голову, при этом лежит на животике. Ручками исследует личико. |
4 | В положении на животике приподнимает голову и вытягивает на ручках. Может слегка покачиваться. |
5 | Играет с «любимой» игрушкой, может придерживать бутылочку или грудь во время кормления. Узнает маму и папу. В этом возрасте появляются первые зубки. |
6 | Первые попытки ползти по-пластунски. Переворачивается хорошо. Знает свое имя. Повторяет звуки и гласные за взрослыми. Пытается сесть |
7 | Сидит уверенно. Делает первые попытки вставать. Знает близких людей. Произносит несколько слогов. |
8 | Может переложить погремушку из ручки в ручку. Поднимает игрушку, которая упала. Может сам кушать еду, держа в руках кусочек. |
9 | Может сидеть. Тянет и ползет к интересующим его предметам. |
10 | Узнает близких и может неохотно идти к чужим на руки. Уже может играть в «ку-ку» и прятки. Появляется интерес к мелким предметам. |
11 | Может сам сесть, хорошо ползает, может ползти назад. Выражает свое недовольство, когда что-то у него забирают |
12 | Малыш может произносить слоги, подражает интонации родителей.
Хорошо ползет, ходит, держась за что-то, пытается ходить самостоятельно. |
Развитие ребенка в 9 месяцев
Девятимесячный ребенок еще не может самостоятельно ходить, но уже предпринимает попытки встать на колени, а потом на ножки, используя близлежащие предметы в качестве опоры. Многие малыши делают свои первые, неуверенные шаги при помощи взрослых.
В 9 месяцев большинство детей осваивают так называемый “щипковый захват” — метод, при котором ребенок берет вещь большим и указательным пальцем. С этого момента значительно улучшается мелкая моторика рук. Родителям необходимо быть бдительными: следить, чтобы малыш не тянул в рот и нос детали конструктора, пуговицы, бусины и другие опасные предметы небольшого размера.
В этом возрасте дети начинают внимательно изучать действия окружающих и пытаются им подражать. Мир вокруг становится все интереснее!
Чему учится ребенок от 2 до 3 месяцев
- дает радостную реакцию на голос родителей, активно улыбается;
- агукает;
- хорошо удерживает головку на весу;
- начинает сосать кулачки;
- учится переворачиваться со спинки на бочок.
Именно в этом возрасте у малыша начинает сформировываться режим. Это одно из самых главных достижений для родителей. Ребенок начинает просыпаться примерно в одно и то же время, кушает по расписанию. Ночной сон становится более продолжительным, а дневной уменьшается.
Если малыш будет чем-то недоволен или его будет что-то тревожить, он будет демонстрировать это своим криком и плачем
Таким образом он привлекает к себе внимание. Наблюдательные мама и папа смогут заметить первые проявления характера.
В этот период дети особенно жаждут общаться с окружающими. Родителям стоит почаще разговаривать с ребенком, рассказывать о происходящем. Для игр подойдут легкие погремушки. Нужно почаще класть ребенка на животик, чтобы укреплялись спинные и шейные мышцы, также это эффективно во время коликов.
Малыш вырастает еще на 2-3 см, в весе прибавляет 700 г.
Одиннадцатый месяц
- В одиннадцать месяцев ваш малыш достаточно окреп, чтобы начать делать первые шаги без поддержки. Ребенок может пройти небольшое расстояние от одного взрослого до другого, или от опоры до мамы. Кроха активно передвигается в любом помещении: ползает, садится, встает, ходит с опорой.
- Продолжают развиваться навыки самообслуживания. Человечек старается есть ложкой, пить из чашки, пытается сам надеть или снять свою одежду. Можно надолго занять кроху, если предложить ему ящик с одеждой. Самостоятельность чада необходимо поощрять, тем более детки в этом возрасте обожают, когда их хвалят.
- Одиннадцатый месяц развития ребенка – время появления первых осмысленный диалогов. Кроха прекрасно понимает значение слов «да», «нет», «нельзя» (узнайте из статьи, как объяснить ребенку, что нельзя>>>); умеет положительно кивать и отрицательно мотать головой.
- Кроме того, малыш смотрит и показывает пальцем на интересующий предмет. Таким образом происходит общение малыша со взрослыми, родители и ребенок начинают лучше понимать друг друга. Количество произносимых слогов растет. В это время в речи малыша могут появиться два-три четко произносимых слова (чаще всего это «мама», «папа», «баба» и какое-нибудь звукоподражание, например, «ав»).
- Одиннадцатимесячные детки начинают осваивать навыки вежливого общения: легко запоминают жесты «привет» и «пока», охотно машут ручкой.
На заметку! Хотя для них это пока что игра, родителям рекомендуется всегда просить ребенка поздороваться и попрощаться, чтобы закрепить эту положительную привычку.
В 11 месяцев малыши очень возбудимы, легко переходят от смеха к плачу. Настораживаются в незнакомом месте, пугаются при появлении нового человека. Эти проявления свидетельствуют о нормальном развитии психики ребенка и не должны расстраивать родителей.
Подробнее: Что должен уметь ребенок в 11 месяцев>>>
Как помочь малышу развиваться
Итак, как развивать речь ребенка и остальные навыки в 1 год? Существуют самые разнообразные способы, позволяющие активно развивать карапуза:
- Знакомьте его с различными развивающими книгами. Желательно, чтобы они были яркими и имели реалистичные картинки. Читайте как можно чаще, это будет способствовать формированию пассивного словарного запаса, используйте различные интонации при чтении, и мимику.
- Включайте качественную музыку. Это могут быть звуки природы или знаменитая классика. Это позволяет развивать слух и закладывать музыкальные способности.
- Можно запастись различными развивающими игрушками, которые помогут в изучении цветов, фигур, букв и цифр. Или сделать их самостоятельно. Как показывает практика, порой детям неинтересны дорогие вещи, а вот коробка или предметы быта являются очень привлекательными. Из безопасных подручных средств можно смастерить отличные развивающие игрушки самостоятельно.
- Можно также знакомить карапуза с красками, пластилином и карандашами. С помощью этих вещей вы с легкостью сможете развивать не только моторику, но и счет, и цвета.
Самое главное – познавать этот мир вместе, заинтересовывать его и помогать, когда это нужно.