Архимандрит александр (глоба): суррогатное материнство

Значение Церковных Таинств

Молитве о даровании ребёнка должно сопутствовать регулярное участие в важнейших Церковных священнодействиях – Таинствах. Ведь без них невозможна полноценная христианская жизнь. Митрополит Иларион (Алфеев) в своём труде «Таинство веры» характеризует эти священнодействия следующим образом:

Чаще всего православные христиане прибегают к Таинствам Исповеди (Покаяния) и Причастия (Евхаристии). На Исповеди мы в присутствии священника раскаиваемся перед Господом в своих грехах с твёрдой решимостью не возвращаться к ним и трудиться над исправлением жизни. Бог всегда принимает искреннее покаяние, очищает человека, даёт ему силы для противостояния греху. Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит:

Евхаристия – сердцевина и основа христианской Церкви. Это спасительное приобщение ко Христу путём вкушения Его Крови и Тела под видом хлеба и вина:

Через соединение со Христом происходит преображение падшей человеческой природы, её исцеление от смертельной болезни греха. Совершается восстановление первозданного человека, который находился в тесной связи с Богом. Митрополит Иларион подчёркивает, что евхаристическое соединение человека с Господом является не символическим, а реальным:

Нужно ли православным прибегать к ЭКО

Почему этот вопрос важен? Поскольку христиане строят свою жизнь в соответствии с Божьими принципами и Законом, они должны размышлять о том, насколько их поступки соответствуют вере, в которую они призваны.

Ребенок — это дар Божий, и если по какой-то причине этот дар еще не получили супруги, то стоит задуматься почему. Многие из нас не хотят принимать ответ «Нет» или «Подожди» от Господа. Человеческой натуре свойственно желать и получать желаемое мгновенно, не ожидая.

Что говорит православие об ЭКО

А иногда Бог предполагает для нас какие-то изменения в процессе ожидания. Так и в вопросе искусственного зачатия. Человек вмешивается в планирование семьи своими способами, которые неугодны Господу. Хорошо ли это? Каждый думающий христианин ответит, что нет.

Но дело не в этом. Ведь священство только одобряет стимуляцию и лечение женского организма, с целью забеременеть. Но оно призывает не идти на компромиссы с Богом, ради достижения своих, лично установленных целей. Жизнь — это дар Божий в любом случае, человек не имеет права просто распоряжаться им по своему усмотрению: захотел — убил ребенка с помощью аборта, захотел — купил за деньги у суррогатной матери.

Наши желания должны быть в контексте Заповедей Господа, только так человек будет послушен Богу. Не лучше ли для человека оставить свои эгоистические желания и принять волю Божью в свою жизнь?

Председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеймон говорит, что корень проблемы не в современных технологиях, а в том, что человек пытается контролировать все аспекты жизни и мира в целом.

Конечно, с течением временем и множественной практикой технология ЭКО перестает быть настолько убийственной — врачи научились оплодотворять и выращивать столько эмбрионов, сколько нужно, без убийства (хотя не всегда это срабатывает). Но данная процедура от этого не стала более христианской: эмбрионов продолжают консервировать, чтобы со временем разморозить и оплодотворить снова (это происходит с применением жидкого азота).

Не менее нравственной является и создание так называемого «банка», где хранятся эмбрионы до тех пор, пока их родители решат ими воспользоваться. И это лишь равенственные биологические факты, которые не затрагивают вопроса души зачатых детей, которые хранятся в азоте, вместо рождения. Такое отношение к человеку является бесчеловечным, он перестает быть чем-то одушевленным и становиться просто предметом, которым распоряжаются, как хотят.

Кроме этого, Церковь поднимает вопрос, который еще недостаточно изучен, здоровья детей в результате такого рождения. Главный педиатр России в 2009 году публично предоставил информацию о том, что 75% рожденных детей после ЭКО являются инвалидами. Вопрос женского здоровья после процедуры также не изучен досконально.

Важно! В результате изучения этого вопроса, Церковь запретила православным верующим использовать процедуры экстракорпорального оплодотворения для зачатия ребёнка, так же, как и суррогатное материнство. Синод предлагает воспользоваться другими средствами для рождения и усыновления детей

Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО)

На сегодняшний день существует целая система регулирования рождаемости. Те семейные пары, у которых по каким-то физиологическим причинам не может появиться ребенок, но они этого хотят, прибегают к различным искусственным методам.

Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) — вспомогательная репродуктивная технология в случае бесплодия

Во время процедуры ЭКО яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют искусственно в условиях «in vitro» («в пробирке»), полученный эмбрион содержат в условиях инкубатора, после чего переносят в полость матки для дальнейшего развития.

Культивирование эмбрионов — контроль над процессом оплодотворения яйцеклетки

Первая успешная процедура ЭКО оплодотворения была проведена еще сорок лет назад в 1978 году.

На свет появилась девочка Луиза Браун, у которой уже есть свои дети.

1978

в этом году была проведена первая успешная процедура ЭКО

К процедуре ЭКО семейные пары обычно прибегают, если курс лечения, назначенный после обследования не дал никаких результатов, и им все-таки не удалось зачать долгожданного ребенка.

Подводные камни донорства яйцеклеток

Теперь давайте разберёмся с донорством яйцеклеток. Неосведомлённая женщина может подумать, что делает благое дело — помогает бездетной паре обрести долгожданного ребёнка, дарит счастье, но не всё так просто. Во-первых, женщине-донору обещают значительное материальное вознаграждение. Однако, как правило, такое донорство предлагается жителям стран третьего мира или тем членам общества, которые вынуждены выживать и не могут заработать на достойный образ жизни. Получается, центры, предлагающие такого рода заработок, используют доноров, пользуясь их бедственным положением. С точки зрения христианства это недопустимо, потому что тело человека по учению Церкви — это храм Духа Святого, и отношение к нему должно быть соответствующим.

Второй момент: донорство органов допустимо, потому что оно предполагает спасение уже имеющейся жизни. У меня на приходе одна женщина отдала почку сыну, благодаря чему он до сих пор жив. Однако даже это нельзя делать ради заработка.

Пожертвовать яйцеклетку намного проще, чем почку, но ответственность в этом случае более серьёзная. Проблема в том, что донор яйцеклетки не может контролировать, как этой клеткой распорядятся в дальнейшем. Не в его силах предотвратить разного рода злоупотребления нечистых на руку дельцов от медицины. Как узнать, не пойдёт ли она на какое-нибудь средство для омоложения или ещё что-то подобное? Когда изобретения современной медицины с её новейшими разработками попадают в руки людей морально неустойчивых, могут происходить страшные вещи.

Следующий важный аспект: для чего, собственно, женщинам предлагают стать донорами клеток? Для процедуры экстракорпорального оплодотворения, отношение к которому у Церкви негативное. Одно дело — искусственное оплодотворение яйцеклетки жены сперматозоидом мужа, и совсем иное — когда для процедуры используются клетки неизвестного донора. Нужно подчеркнуть, что участие третьего лица в процессе зачатия считается Церковью блудом и потому запрещено.

Отдельный разговор — осложнения после операции изъятия яйцеклеток. Об этом донорам вряд ли расскажут, настаивая на безопасности процедуры, но если изучить вопрос глубже, окажется, что всё не так радужно, и многие женщины сталкивались с тяжёлыми последствиями — такими, как внутренние кровотечения, перитониты, бесплодие. Известны случаи, когда такие операции заканчивались для донора летально.

Далее: что происходит с оплодотворёнными клетками? Они находятся в специальных криокамерах, и при выведении их из замороженного состояния многие неизбежно гибнут — а ведь каждая из них могла бы быть человеком. И никто не даст никаких гарантий, что с вашей клеткой этого не произойдёт. Центры, занимающиеся такими вещами, никому ничего не обещают и защищены всеми возможными документами.

Аспекты и этика ЭКО

Экстракорпоральное оплодотворение – репродуктивная технология, используемая в случае бесплодия. Оплодотворение яйцеклеток пациентки происходит в пробирке.

ЭКО для медиков процесс чисто технический. Например, подсадили восемь эмбрионов, прижилось шесть. Но это слишком много, пациентка может не выносить. Врачи удалили – редуцировали – четыре. Осталось два. Один в процессе редукции задели, травмировали. В итоге рождаются один – инвалид и один – нормальный ребёнок.

В ходе беременности эмбрионы проверяют на различные мутации, чтобы избавить пациентку от неполноценного ребёнка.

Читаю форумы ЭКО-мам. Одна пишет: «В первый раз три эмбриона прижились, но все оказались с синдромом Дауна». Удалили. Снова подсаживают три эмбриона. На этот раз повезло – дети здоровые.

Рассказывает другая: «Ко дню подсадки у меня было 28 прекрасно развивающихся клеточек. Я просила подсадить мне 3-х эмбриончиков, чтобы иметь больше шансов, но врач настояла на 2-х».

Но чаще их замораживают, чтобы если даме не удастся забеременеть с первого раза, разморозить эмбрионы и сделать новую подсадку.

Третья делится опытом: «Заморозили про запас 14 эмбрионов. А когда разморозили для новой подсадки, то оказалось «отличника» только два, один «хорошист», остальные так себе». Такой вот школьный слэнг, только означает он, что пережили заморозку-разморозку 3 эмбриона из 14-ти. А «двоечников», значит, на помойку.

Вода, образуя кристаллы льда при заморозке, может разорвать эмбрион. Поэтому сначала из него удаляют воду, при этом эмбрион сжимается в размерах. Затем заменяют её специальным раствором, что не всегда помогает. Всё это напоминает невидимый без микроскопа фильм ужасов. Но большинство людей не знает таких тонкостей, многим кажется, что это элементарно – как продукты положить в морозилку.

Для самих женщин ЭКО тоже опасно. Сначала они вынуждены пить препараты для гиперстимуляции яичников, чтобы получилось как можно больше яйцеклеток. Затем другие препараты, чтобы подготовить внутреннюю поверхность матки – эндометрий, принять зародыша. Затем снова лекарства – во избежание выкидыша и других осложнений. Я прочла немало дневников пациенток, подробно рассказывающих о тяжёлых физических ощущениях и душевных тревогах.

Побочные явления ЭКО

  • Угроза выкидыша, ранние роды.
  • Осложнения у матери из-за больших доз гормонов, в том числе:
  • Слабость сердечной мышцы, пониженное давление.
  • Кровотечения.
  • Перекручивание яичника или образование на нём кисты.
  • Онкология.

Скажу честно, мне непонятно, зачем все эти муки? Да, некоторые женщины жаждут родить, потому что ощущают это как свою миссию на земле. Но некоторые признаются, что решились на ЭКО потому что возраст за 35, позади немало абортов или болезней, шансов забеременеть естественным путём нет.

Психологические причины ЭКО:

  • Желание испытать счастье материнства.
  • Стремление быть не хуже подруг, у которых есть дети.
  • Страх потерять мужа, его угрозы развестись из-за бесплодия жены.
  • Опасение остаться без опоры в старости, возраст поджимает.

Встречались рассказы женщин-инвалидов, которые надеются родить благодаря ЭКО. Но если инвалидность врожденная, какое здоровье унаследует ребёнок?..

ЭКО — грех, противоречащий замыслу Божьему, считает Русская Православная Церковь

XX век бурного развития технологий, ознаменован разными открытиями, в том числе и в медицинской области. Многие из них бесспорно спасли и помогают спасать множество жизней.

Однако эта тема до сих пор вызывает различные точки зрения.

Ребёнок из пробирки — так называют детей, рожденных в результате ЭКО

Применение ЭКО меняет представление человека о способе зачатия ребенка, что сопряжено с рядом этических проблем.  Поэтому у верующих часто возникает вопрос: как православная церковь относится к эко?  Одобряет ли?

Православная Церковь выступает категорически против его проведения. Отношение Церкви к ЭКО и его оценка изложены в «Основах социальной концепции» в разделе «Проблемы биоэтики».

В документе сказано:

Основах социальной концепции Русской православной церкви

Единственным нравственно допустимым способом преодоления бесплодия искусственным путем Церковь называет метод «искусственной инсеминации». В этом случае искусственное оплодотворение происходит половыми клетками мужа, но никак не постороннего человека.

Как считают священнослужители, лишь в данном случае не нарушается целостность брачного союза. Метод «искусственной инсеминации» принципиальным образом не отличается от естественного зачатия и не ломает семейных устоев.

О недопустимости искусственного оплодотворения, церковь высказывается, если применяются следующие методы:

  • использование донорской спермы;
  • процедура без брака;
  • замораживание или уничтожение лишних эмбрионов;
  • использование ЭКО женщинами в не брака;
  • редукция зародышей.

Священнослужители полагают, что семейная пара, решившаяся на искусственное оплодотворение, несет моральную ответственность за гибель «лишних» эмбрионов.

Члены РПЦ высказываются против использования донорской спермы и яйцеклеток при ЭКО или суррогатной матери. Так как при этом происходит подрыв семейных устоев, теряется ценность духовного единства, поскольку у ребёнка, помимо «социальных» родителей существуют еще и биологические.

Церковь считает морально недопустимыми те варианты искусственного оплодотворения, при которых будет получено заведомо большее количество эмбрионов, чем это необходимо.

Статистика ЭКО показывает, что успех зачатия с первого раза происходит лишь в 45-50% случаев.

В дальнейшем используются запасные эмбрионы, заготовленные на первом этапе.

Связано это с тем, что выявление детородной яйцеклетки у женщины происходит через гормональное стимулирование женских яичников, а это большой риск для здоровья.

Поэтому за один раз получают несколько эмбрионов и используют при необходимости.

В случае ненадобности происходит их намеренное уничтожение, которое церковь приравнивает к аборту. Или же воспользоваться оставшимися эмбрионами могут другие семейные пары, естественно при согласии доноров.

Нарушением церковных канонов считается употребление репродуктивных методов однополыми парами и парами, живущих в гражданском браке.

Использование метода ЭКО для рождения ребенка вне семьи, «для себя» также считается недопустимым, ведь это лишает ребенка права обрести обоих родителей.

ЭКО: мнение священников

Мнения священников, конечно, совпадает с официальной позицией Церкви — ЭКО не рекомендуется осуществлять верующим женщинам.

Например, игумен афонского монастыря Ефрем объясняет, почему так происходит и называет случаи, когда можно использовать процедуры искусственного оплодотворения.


Православная церковь и ЭКО

Церковь идет в ногу со временем, но категорически против тех технологий, которые идут вразрез с Божьим законом и моральными принципами. Искусственное оплодотворение допустимо только в том случае, если берут 2 эмбриона и рождает два ребенка, т.е. их не уничтожают в процессе развития, потому что они внезапно стали лишние.

Не следует подсаживать в матку женщине 10-20 эмбрионов, чтобы ненужные потом вычистить как мусор. Они уже живые души, это люди и их нельзя просто выбросить в контейнер с биологическими отходами. Если посеяли 5, то и сохранить должны 5.

Не следует оплодотворять множество яйцеклеток, сделайте это с двумя или тремя и это будет в рамках морали, ведь не придется никого убивать. Следует всегда помнить, что зачавшийся эмбрион — это уже живое дитя, которое требует к себе соответственного отношения. Люди слишком просто относятся к чужой жизни и слишком тщательно следуют своим эгоистичным желаниям.

Также следует заметить, что использование биологических материалов (яйцеклеток или сперматозоидов) третьих лиц также недопустимо. Брак и семья — это таинство между двумя людьми и нельзя примешивать к нему третьих. Нельзя использовать сперму чужого мужчины или яйцеклетку незнакомой женщины, поскольку это нарушает интимность и целостность брака. Это, помимо нарушения Божьих заповедей, приведет в дальнейшем к обычным проемам в семье, ведь ее члены будут знать, что ребенок не от жены или не от мужа. Так и малыш, со временем выросший, узнает, что он не родной и это приведет к ряду сложных проблем.

Совет! Жене и мужу, которым Бог не дает детей следует тщательней молиться и больше поститься, исполнять законы Божьи и молить Господа о милости, а не обращаться к аморальным способам забеременеть.

Прихоть человека всегда приводит к серьезным проблемам в будущем. Это случается и с ЭКО.

Не следует использовать аморальные технологии для решения проблем демографии, как многие предлагают. Демографический кризис — это результат духовной проблемы человечества, его ранней аморальности. Решать одну аморальную проблему другой — разве это поможет возродить человеческую нацию? Желание иметь детей вполне понятное, но люди в своих желаниях не должны пренебрегать Божьими постановлениям.

Рождение ребенка — это радостное событие, которое не должно омрачаться мыслями о том, что попутно пришлось убить несколько невинных душ.

Использовать медицину для лечения каких-то патологий — это вполне нормально и даже необходимо. Но следует помнить, что, если Господь не допускает чего-то в жизни, значит на это есть какая-то причина. Возможно, вначале следует покаяться в чем-то, от чего-то отказаться и принять волю Бога.

Есть множество чудесных историй, когда Господь посылал детей тогда, когда врачи уже категорически отказались от всех попыток и поставили категорический диагноз бесплодие.

Позиция Церкви по поводу искусственного оплодотворения

Мнения медиков об ЭКО

Медики-сторонники ЭКО отмечают, что данная процедура имеет как достоинства, так и ряд недостатков. С одной стороны, она зачастую является единственным шансом для бесплодных и одиноких людей. Яйцеклетки, мужское семя и еще не перенесённые в матку эмбрионы можно подвергнуть криоконсервации. Это позволяет отложить беременность на подходящее время или повторить процедуру в случае неудачной первой беременности. Врач репродуктолог Анна Мгоян приводит ещё одно преимущество ЭКО:

С другой стороны, технология связана с определёнными рисками. Среди них внематочная или многоплодная беременность, синдром гиперстимуляции яичников, побочные эффекты от гормонов. Не все знают, что приём гормонов обязателен при ЭКО. Наконец, стоит отметить, что процедура на сегодняшний день не имеет высокого уровня эффективности. С первой попытки она приводит к беременности лишь в одном из трёх случаев. Рождение ребёнка происходит в одном из четырёх случаев. Врач-репродуктолог Ирина Боброва объясняет:

Интересующимся темой «ЭКО и Православие» следует знать, что противники данной технологии обращают внимание и на её этическую проблему. Так, профессор Ирина Силуянова отмечает, что доступность ЭКО для одиноких людей заранее лишает их детей права на полноценную семью

Акушер-гинеколог Роман Гетманов расценивает отсеивание ненужных эмбрионов как акт убийства. И добавляет:

Вице-президент РАМН, главный педиатр России Александр Баранов утверждает, что две трети искусственно зачатых детей рождаются инвалидами.

Показания к проведению

Кому же показано оплодотворение в пробирке в первую очередь?

  • Женщинам с непроходимостью маточных труб. Яйцеклетка при такой патологии никак не сможет попасть в трубы и встретиться там с мужской гаметой.
  • Полное отсутствие труб матки.
  • Пациенткам с диагнозом эндометриоз.
  • При гормональных нарушениях, которые вызывают самопроизвольное прерывание беременности или не дают нормально созревать яйцеклетке.

Помимо женского, очень часто встречается мужское бесплодие. С мизерным процентом полноценных сперматозоидов — нереально зачать детей. К сожалению, стоит отметить, что количество мужчин потерявших репродуктивные способности, с каждым годом увеличивается. И в этом случае экстракорпоральное оплодотворение является единственным шансом стать родителями.

Зачатие в пробирке: мнение церкви

Во всех религиях мира наступление беременности трактуется как благодать, сошедшая на женщину. Бездетность – наказание за грехи. Поэтому святые отцы настаивают на том, что зачатие должно оставаться естественным процессом, таинством, в котором участвуют двое: муж и жена. Вмешательство других лиц в данном случае недопустимо.

Однако в христианской православной церкви допускаются многие методы лечения бесплодия. К их числу относятся такие средства:

  • Прием лекарств;
  • Проведение медицинских манипуляций;
  • Хирургическое вмешательство.

Если говорить о беременности, «полученной» искусственным путем, то единственная возможность для верующей женщины зачать – метод искусственной инсеминации.

Суть процедуры заключается в «подсадке» семенной жидкости в полость матки. Искусственная инсеминация очень похожа на естественные процессы, которые происходят в организме женщины после интимной близости. Однако по многим причинам патологического характера сперматозоиды не могут «добраться» до цели самостоятельно и гибнут. Если процедура пройдет успешно, то введенная семенная жидкость оплодотворит яйцеклетку. Затем начнется их совместное движение по маточным трубам, они благополучно дойдут до матки и внедрятся в ее стенку.

К такой методике искусственного зачатия церковь относится положительно. Но только в том случае, если соблюдены два условия:

  • Сперма, с помощью которой происходит оплодотворение, принадлежит супругу женщины;
  • Семенная жидкость получена с помощью пункции половых органов или собрана естественным путем во время полового акта.

Почему эти аспекты важны для верующего человека? Таинство семейной жизни не предусматривает вмешательство третьих лиц. Поэтому введение донорской спермы исключено.

Метод получения мужских половых клеток также важен. Ведь онанизм трактуется церковью как рукоблудие, которое по сути своей является порочным. Поэтому при сборе биологического материала этим методом пользоваться нельзя.

А вот отношение церкви к ЭКО крайне негативное. Говоря об ЭКО, подразумевается искусственное оплодотворение, в котором используют женские или мужские половые клетки для зачатия вне тела женщины. В данном случае положение пациентов приравнивают к суррогатному материнству.

Еще одна важная негативная сторона технологии ЭКО – «добыча», отбор и утилизация нежизнеспособных эмбрионов. Перечисленные аспекты воспринимаются служителями церкви как нарушение главных нравственно-моральных устоев христианства.

Церковь не против ЭКО, но с двумя условиями

Диакон Андрей Кураев об ЭКО, суррогатном материнстве и целостности семьи.

Отрицательное, в целом, отношение православной церкви к ЭКО известно. Допускаете ли вы, что со временем оно изменится? Как менялось на протяжении веков отношение церкви к различным вопросам социума ― от театра до науки.

Возможно, вы неверно представляете отношение церкви к ЭКО. Церковь не против ЭКО как такового. Она только предлагает учесть два ограничения. Первое ― чтобы оплодотворение происходило без участия банка спермы, то есть — только с использованием биологического материала супругов. Чтобы жизнь семьи, жизнь двух людей оставалась их личной жизнью, и дети были бы их детьми. Это вполне понятное этическое, психологическое ограничение, оно не подлежит пересмотру.

И второе ― чтобы все оплодотворенные яйцеклетки вернулись бы на место. Сейчас из-за того, что процедура очень дорогая, врачи, чтобы не рисковать, отбирают сразу несколько эмбрионов. И оплодотворяют сразу несколько. Затем они наблюдают, как у эмбрионов идет развитие, и один-два из них возвращают назад, а остальные сливают в канализацию. Вот именно это вызывает возражения церкви. Если же все яйцеклетки, которые взяты, будут возвращаться на место, никаких возражений не будет.

Чем, по большому счету, с точки зрения церкви, отличается медицинское вмешательство при разных нарушениях здоровья? Почему рак лечить – не грех, а бесплодие – грех? Ну или с ограничениями… Разве и то, и другое – не замысел божий в отношении больного?

Что именно считать вмешательством… Сейчас уже делают импланты, пересадку органов, даже искусственные органы, почему нет? Повторю, церковь не против вмешательства медицины, церковь говорит только об отношениях людей внутри семьи, о сохранении целостности семьи. Что делают люди, которые не находятся в браке, это другая история.

Бесплодной супружеской паре однозначно нужно смириться с бездетностью?

К сожалению, в мире много детей, которые для кого-то оказываются лишними. Поэтому можно посвятить свою жизнь заботе об этих детишках.

Если бы население планеты было на грани глобальной демографической катастрофы, на грани вымирания, вы бы одобрили ЭКО без соблюдения условий, о которых вы сказали? Или лучше роду человеческому исчезнуть без греха?

Демографическая ситуация в стране не имеет ни малейшего отношения к ЭКО. Увеличение рождаемости с помощью ЭКО ― это незначительный процент от общей рождаемости.

При этом я вполне приветствую, если государство будет принимать меры по снижению стоимости операции по ЭКО. По крайней мере, я бы не возражал. При условии, что будут соблюдаться ограничения, о которых я говорил. Сохранять целостность семьи ― это значимо. И значимо, чтобы ребенок был зачат в минуту высшей радости и наслаждения. Роды у женщины и так связаны с болью, так пусть хотя бы зачатие будет связано с радостью.

Вы думаете, радость женщины, которая много лет мечтала о материнстве и наконец познала его с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, не компенсирует ей отсутствие радости во время зачатия?

Это очень тонко… Это надо наблюдать на очень большом материале и на нескольких поколениях. Все это крайне непросто психологически, и не нам, мужикам, судить. Должна измениться в целом социальная оценка ЭКО, должны уйти мифы, которые окружают эту тему, чтобы сама женщина и ее окружение не считали ее исчадием. Пока еще рано делать выводы. Несколько поколений должны пройти, чтобы можно было спокойно оценить все риски, в том числе психологические.

Чтобы ушли мифы, нужно информировать, просвещать. В целом вы за популяризацию темы ЭКО?

Было бы легко ответить, если можно было бы развести две темы ― ЭКО и суррогатное материнство. А они, к сожалению, часто идут паровозом. В случае суррогатного материнства, как и в случае со спермой донора, нарушается связь внутри семьи. А дальше подцепляется третий вагончик ― права гомосексуальных пар. А это уже путь к катастрофе.

Рекомендации духовных наставников

Итак, отдельные процедуры искусственного оплодотворения рассматриваются православной церковью как греховные. В первую очередь, это такие методики, которые связаны с вмешательством в таинство зачатия третьих лиц. Речь идет о получении донорской спермы или яйцеклеток. Священнослужители напоминают о том, что подобные манипуляции подрывают целостность и уникальность брачного союза мужчины и женщины.

Искусственное осеменение не рекомендуется и в тех случаях, когда во время получения гамет используется рукоблудие или же предполагается заморозка эмбрионов. Они связаны с нарушением нравственных норм и догматических уставов христианства, а поэтому рассматриваются не только как греховные, но и недопустимые.

Но что же делать, если у женщины бесплодие, не поддающееся терапии? В таком случае следует прибегать к инсеминации, которая не нарушает моральных норм и не противоречат таинству зачатия. Если же и эти меры являются безрезультатными, то необходимо принять бездетность как особенность жизненного призвания. Некоторые священнослужители рекомендуют таким супружеским парам усыновить или удочерить ребенка.

https://youtube.com/watch?v=Hr070_gQeOo

Можно ли верующим использовать процедуру ЭКО

Отношение церкви к ЭКО зависит от конфессии. Католицизм и православие отвергают эту технологию. Иудеи, мусульмане, буддисты считают, что независимо от способа зачатия, радость материнства – это высший дар для любой женщины.

Отношение православной церкви к искусственному зачатию

Позиция православной церкви по такому деликатному вопросу резко отрицательная. Одним из первых об этом сказал епископ из синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Православные иерархи поддерживают терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия, но искусственное оплодотворение под запретом.

Священнослужители утверждают, что бездетным женщинам нужно не стремиться забеременеть любой ценой, а довериться Всевышнему. Если он не дает им ребенка – значит, на то есть воля Божья.

Искусственное зачатие

Мнение католической церкви

Отношение католической церкви к ЭКО отрицательное и бескомпромиссное. Приверженцы этой религии считают, что данная процедура недопустима по трем причинам:

  • Ведет к гибели эмбрионов.
  • Рожденный ребенок не является плодом акта любви между матерью и отцом.
  • Вмешательство в таинство посторонних (в случае с донорством).

Можно ли мусульманам делать ЭКО

Согласно Шариату, супругам можно прибегнуть к искусственному оплодотворению, при этом должны быть соблюдены определенные условия. Среди мусульман категорически запрещено использовать методы, которые приводят к нарушению родословной:

  • Оплодотворять яйцеклетку чужой женщины.
  • Использовать для оплодотворения донорскую жидкость чужого мужчины.
  • Использовать супружеские половые клетки, чтобы оплодотворить чужую женщину.
  • Использовать чужие половые клетки для помещения эмбриона в матку жены.
  • Использовать супружеские яйцеклетки и сперму для помещения эмбриона в организм другой жены мужа.

Одобрение буддистов и иудеев

Одна из немногих религий, которая разрешает даже суррогатное материнство – иудаизм. Два важных условия:

  • Перед процедурой нужно получить благословение раввина.
  • В качестве суррогатной матери должна выступать незамужняя женщина, которая не является родственницей супругам.

В буддийских школах мнения на этот счет расходятся. Традиционная община сангха против ЭКО, ведь процедура противоречит естественному зачатию ребенка

Школа Карма Кагью поддерживает достижения медицины, но акцентирует внимание на том, что нельзя бездумно убивать эмбрионы, нужно стремиться к тому, чтобы все они выжили

Мужчина-буддист

Когда церковь относится к ЭКО отрицательно

Существует ряд случаев, когда к лечению методом экстракорпорального оплодотворения церковь относится отрицательно.

  1. Манипуляции с эмбрионом, когда предполагается его консервация или заморозка. Такое неодобрительное отношение к ним объясняется тем, что эмбрион в православии — это живое существо. Таким образом, при отборе жизнеспособных зародышей происходит их убийство — а это грех. Более того, при таких манипуляциях обесценивается жизнь человека: она рассматривается как нечто второстепенное.
  2. Применение донорских клеток. Беременность и роды в таких случаях связаны с нарушением целостности и неповторимости брачного союза. Более того, это нарушает достоинство будущего ребенка как личности (так, он теперь не имеет права на единственных и неповторимых родителей).
  3. Приверженцам нетрадиционных семей также надо знать, как церковь относится к искусственной инсеминации. Нетрадиционная семья является грехом, так как подрывает нравственные устои и противоречит основным догматам православия.
  4. Если ЭКО применяется одинокой женщиной и мужчиной.
  5. Если при получении сперматозоидов используется мастурбация. Дело в том, что она рассматривается православной церковью как грех. Для этого существуют медицинские методики.

Таким образом, при искусственном оплодотворении существует большое число ограничений, связанных с особенностями учения православной церкви. В большинстве случаев, ЭКО считается греховным деянием, и только некоторые исключения являются основанием для положительного отношения священника к такой процедуре.

Пример использования прививок

Еще одна яркая аналогия связана с возможностью использования прививок. В частности, вакцины против гепатита А, краснухи, ветряной оспы. При их изготовлении используются ткани абортированного эмбриона. Например, вирус краснухи выращивается на эмбриональных клетках, которые получают в результате аборта. Подобное использование тканей считается недопустимым, что было подтверждено соответствующими положениями в «Основах социальной концепции».

Нетерпимость к такому использованию вакцин увеличивается из-за того, что в некоторых странах существуют передовые разработки, с помощью которых вакцины получают из клеток животных. Например, вакцину против гепатита А из клеток обезьяны, а от краснухи — от кролика. Данные методы широко распространены на территории Японии. Однако в Российской Федерации эти лекарственные средства не зарегистрированы, поэтому не закупаются. В результате перед верующим православным встает непростая дилемма. С одной стороны, детей нужно прививать, чтобы избавить от вероятных тяжелых заболеваний. С другой, полученные вакцины стали следствием греха определенного человека, совершенного несколько десятилетий назад.

Русская православная церковь пришла к выводу, что при отсутствии альтернативы использование такой вакцины можно рассматривать как меньшее из зол. В противном случае это может привести к возникновению инфекций и эпидемий, которые будут угрожать уже не отдельному человеку, а обществу в целом.

Проводя соответствующие аналогии с экстракорпоральным оплодотворением, можно утверждать, что данная технология была разработана много лет назад. После того как метод был отработан, эксперименты на эмбрионах запретили в большинстве стран. К тому же методика использует только результаты предыдущих экспериментов, но не новых.

Из этого формируется то, как относится церковь к ЭКО-оплодотворению. Несмотря на этическую небезупречность, использование данной техники можно считать допустимым, так как она служит на благо всему человечеству. В этом отношении церковь допускает ЭКО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector