Как научить ребенка пересказывать прочитанное

Маленькие хитрости, которые помогут лучше запомнить содержание

  1. Читая текст, рисуйте мысленно картину — подробно, в красках, с запахами и звуками. Так, при прочтении художественного произведения мысленно можно даже кино снять. Это поможет лучшему запоминанию образов и описанных в тексте событий. 
  2. При чтении не проговаривайте слова вслух и не старайтесь повторять ключевые моменты сразу, в процессе чтения. Это мешает целостному восприятию текста.
  3. Если текст сложный, попробуйте читать вслух и «с чувством, толком, с расстановкой».
  4. Большой текст уместно разделить на части (но не более 7) и пересказывать части отдельно.
  5. Психологи утверждают, что содержание текста лучше откладывается в памяти, если читать перед сном. Этот совет пригодится, если вы работаете над пересказом объемного текста, а в запасе есть 1-2 дня.
  6. Найдите «благодарного слушателя». Если ваш пересказ слушают с интересом, пересказывать легче.

И главное — пересказу невозможно научится сразу, за один день. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа. Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни. 

«Репка» в разговорном стиле

Разговорный стиль — простые по структуре и лексике высказывания, допустима эмоциональная и оценочная окраска.

Посадил дед репку. Не совсем прямо-таки посадил: сажать-то он перестал сразу, как на пенсию вышел, т. е. перестал на работу ходить. А в этот раз уже не товарищ прокурора, а простой старикан вместе с женой на дачу поехал не на выходные шашлычков пожарить, а на все лето, чтобы поработать.

Дала ему супруга семена, посыпал пенсионер их в грядку и занялся ремонтом забора. Ухаживала жена за огородом сама, поэтому дед даже разозлился, когда она его позвала репку ту тянуть, т. е. урожай убирать. Вдвоем пенсионерам вытащить из земли корнеплод не удалось, поэтому бывший прокурор позвал на помощь внучку, собаку свою Жучку, кошку. И снова облом.

Тогда он кликнул Мышку – бывшую воровку, которая теперь была в завязке. Та пришла и все разрулила. Репку из земли выдернули, в сарай перетащили. Теперь до следующей весны есть, чем брюхо зимой набить. Не все же антрекотами баловаться – на пенсию особо не разбежишься. Пора и вегетарианцем становиться. Да и полезнее так-то питаться.

Мне нравитсяНе нравится

Учим детей пересказывать

Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.

Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.

Запомните: текст для пересказа всегда читается дважды.

Первичное чтение

Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл

Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения

Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.

После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:

— О чем текст (рассказ, сказка)?
— Что нового (интересного) ты узнал?
— Что произошло (описывается)?
— Кто главный герой?
— Что тебе больше всего запомнилось?

Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.

Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.

Далее нужно сделать небольшую передышку.

Часто родители сетуют: ребёнок не любит читать. Сделать из ребенка читателя — цель благая, и мы собрали советы психологов и писателей на эту тему.

Повторное чтение

Перед повторным чтением нужно сделать установку на пересказ: сейчас прочти (прочтем) еще раз, а ты постарайся запомнить и пересказать.

Художественные тексты читаем целиком, а научные можно разбить на смысловые части (параграфы) и пересказывать по частям.

Собственно пересказ

Важно не подглядывать, а пересказывать полностью самостоятельно. Не перебивайте ребенка

Выслушивайте его, учите его строить монолог. Если ребенок не знает, как начать, то задайте ему наводящий вопрос, но не учите первое предложение. После пересказа предложите заглянуть в текст, чтобы понять, что он забыл или пропустил, помогите ему.

Таким образом, пересказывается весь текст.

Виды пересказа

Школьники должны овладеть различными видами пересказа.

Вид пересказа

Особенности

Проблемы освоения

Как помочь детям

Подробный

Пересказ учебного или художественного материала близко к тексту.

Незнание, с чего начать.

Отсутствие эмоциональной окраски.

Неиспользование лексики текста, образных выражений.

Потеря деталей или отдельных событий.

Не заучивайте отдельные фразы

При анализе текста спросите, с чего начинается текст? Как еще можно было начать?

Обращайте внимание на средства выражения в тексте, просите их повторить.

Используйте метод схематизации.

Выборочный

Пересказ части текста, с целью ответа на вопрос.

Неумение выбрать нужный отрывок, пересказ всего текста.

Составляйте план текста, делите текст на смысловые части.

Сжатый

Краткий пересказ сути и основных событий.

Неумение передать коротко содержание текста, уход в подробный пересказ.

Учите выделять главные мысли. Составляйте план текста.

Творческий

Изменение текста и включение в него новых героев, диалогов, своей концовки, собственных выводов.

Неспособность придумать нового героя или концовку, сделать свои выводы.

Рассмотрите различные варианты действий, предложите подобрать героев из других произведений

Учите высказывать свою точку зрения с помощью наводящих вопросов:

— Что бы ты изменил?

— Хотел бы ты жить там и почему?

— Чтобы ты сделал, если бы оказался в этом месте?

Маленькие хитрости

Читайте текст с интересом, учите ребенка мысленно рисовать картинки.

С младшими дошкольниками можно рассматривать иллюстрации сразу при чтении, а с более старшими детьми иллюстрации рассматривают после прочтения.

Используйте схематизации или метод бутерброда после первого прочтения. Разрешите ребенку использовать свои зарисовки при пересказе.

Станьте благодарным слушателем. Подчеркивайте как интересно то, что рассказывает ребенок.

Пересказу нужно учить, начиная с дошкольного возраста. Этот навык не появляется за один день или месяц. Здесь требуется кропотливая постоянная работа. Однако этот труд будет вознагражден самостоятельным качественным выполнением домашних заданий вашими детьми в будущем. Согласитесь, что очень заманчивая перспектива.

Основные правила

Чтобы ребёнок научился грамотно излагать мысли, он должен знать правила пересказа текста. Если малыш спокойный и усидчивый, тогда будет легко заняться с ним пересказом текстов.

План изложения материала:

  • прочитать текст;
  • найти значение незнакомых слов;
  • проанализировать текст, определив главную мысль;
  • разделить текст на смысловые части и устно составить план изложения;
  • придумать заголовки к каждому этапу повествования;
  • обсудить все части по отдельности, выделив интересные моменты;
  • описать главных героев и их поступки;
  • определить последовательность событий в рассказе или сказке;
  • соединить все части и пересказать их.

Чтобы ребёнку было легче пересказывать, родителям следует задавать наводящие вопросы, например, когда началось событие или как закончилась история. Подсказывать малышу не рекомендуется, поскольку он сам должен вспомнить прочитанное. Вначале ребёнок может отвечать одним предложением. С постоянными тренировками он научится излагать мысли развёрнуто.

В первый раз взрослому следует пересказать текст вместе с малышом. А потом он может сделать вид, что забыл какое-то событие. В этот момент чадо может продемонстрировать хорошую память и напомнить родителю о позабытой части рассказа.

Как включить цитату в пересказ

Правильно процитировать фразу не достаточно. Ее нужно уместно включить в пересказ. Это можно сделать тремя способами:

  • Начать с цитаты. Вставьте ее сразу перед ответом, использовав любой из способов цитирования.
  • Процитировать артиста, исследователя или философа после пересказа определенной части текста. По смыслу можно понять, куда лучше подойдет эта цитата, чтобы стать единым целым с текстом.
  • Закончить пересказ цитатой. После пересказа текста обратитесь к цитате и завершите свою речь именно фразой о том выдающемся человеке, о котором узнали на собеседовании.

Как уместно включить цитату в пересказ, зависит от содержания текста. Иногда конкретные фразы в тексте подсказывают, что цитата нужна именно здесь. Если вы не можете понять, куда вставить цитату, лучше сделайте это перед изложением прочитанного текста. Такой способ всегда будет уместен. К тому же вы не забудете о ней, как часто случается вследствие волнения. 

Можно цитировать не весь предложенный в задании 2 текст. Иногда он бывает длинным и запутанным. Можно взять лишь фрагмент высказывания, несущий определенную смысловую нагрузку. Сокращать высказывание и убирать лишние слова можно лишь в том случае, если это не исказит смысл фразы. Использование фрагментов не будет ошибкой, ведь в задании не сказано о полном цитировании

Но это нужно делать с осторожностью, чтобы не допустить ошибку с выбором главного в высказывании. 

План работы над пересказом для детей постарше

Работа с текстом для учеников старших классов рекомендуют разбить на этапы.

Словарная работа.

Если речь идет о научной литературе, попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют). Теперь необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно объяснить самому учителю/родителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка пользоваться словарями и справочниками.

При прочтении художественной литературы этот этап можно опустить, поясняя незнакомые слова уже в процессе чтения.

Первичное знакомство с текстом.

На данном этапе важно выделить смысловые части. В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием

В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием.

Работу можно построить следующим образом: читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: «О чем здесь написано?» Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос.

К концу чтения мысленно составляется план текст, состоящий из выделенных ключевых моментов.

Для удобства составленный опорный конспект можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые пункты.

Обобщение впечатлений и совместный пересказ.

На этом этапе важно составить резюме, подвести итог, выявить цель и главную идею текста, спросить о том, какое впечатление произвел рассказ. Передышка минут на 5-10

Передышка минут на 5-10.

Теперь лучше отвлечься, переключить внимание на что-нибудь другое. Если дело происходит на уроке, учитель на данном этапе может предложить какую-то работу, не связанную с текстом

Например, дополнить биографию автора интересными сведениями, привести какие-то дополнительные примеры из жизни, связанные с темой урока.

  • Повторное чтение.
  • Собственно пересказ.

Тут важно не подглядывать в учебник/книгу, а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект. Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации

Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д

Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д.

Если речь идет о художественной литературе, попросите учеников вспомнить —— кого им напомнили герои, какие ассоциации вызвали образы, описанные в тексте, может учащиеся невольно сравнили описанные события с событиями из своей жизни.

После 2-3 минут таких размышлений можно заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом пересказываем весь текст.

Причины сложностей с пересказыванием у ребёнка

Для развития умения пересказывать очень важно концентрироваться на прочитанном

Психологи и педагоги едины во мнении, что главной причиной трудностей с передачей своими словами смысла прочитанного у детей является неразвитая речь. Что же входит в это понятие?

  • Скудный словарный запас. Ребёнок не может объяснить словами свои поступки или прокомментировать действия других людей – от этого малыш часто начинает заменять слова жестами.
  • Ребёнок не общается со сверстниками. Именно в разговоре с приятелями малыш проявляет своё умение донести до собеседника свою мысль. То есть ему нужно говорить быстро и понятно. В общении с родителями этими требованиями во многом можно пренебречь, так как близкие всё равно дождутся конца твоей речи и будут прилагать все усилия, чтобы понять своё чадо. Дети гораздо менее терпеливы.
  • Малыш не умеет читать. Если ребёнок идёт в школу и при этом ещё не умеет читать, то будьте готовы к тому, что у него возникнут проблемы и с речью, и с пересказом. На определённом этапе развития детям необходим пассивный словарный запас, который формируется в процессе чтения. Таким образом, ребёнку мало общения со взрослыми и детьми, ему необходимо знание понятий, выходящих за уровень бытовой речи. Эта информация и приходит в процессе чтения.

Кроме неразвитой речи, существенной преградой для освоения пересказа является неумение ребёнка сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Выбор идей

Этот пункт является неотъемлемой частью подготовки текста рассказа. Разберем его отдельно, более детально погружаясь в процесс. Прежде, чем вы приступите к написанию короткого рассказа, у вас должны быть готовы следующие составляющие.

  1. Основной сюжет. Продумаете, запишите то, что будет происходить по ходу развития событий. Как было указано ранее, определитесь с тем, что пытаетесь донести читателю, каким образом это реализуете.
  2. Образ главного персонажа. Продумайте характеристику, особенности. Чтобы создать гармоничный образ, наделите его чувствами, интересными чертами. Можете использовать реальных персонажей из жизни как прототипы.
  3. Центральный конфликт. Это тот вопрос или проблема, с которым сталкивается главный герой. Должен присутствовать в каждой интересной захватывающей истории. Представляется зрителю ближе к началу текста.
  4. Место действия. Один из ключевых элементов короткого рассказа. Это место, где развиваются все события, описанные в истории. Обычно, бывает одно центральное место действие, которое детально описывается. Советуем выбрать необычное место, чтоб можно было представить его читателю в необычном свете.
  5. Конкретная тема. Можно взять одну из глобальных тем: любовь, дружба, семья, деньги, и раскрыть ее с точки зрения автора, либо через образ главного персонажа. Также, можно сконцентрироваться на более узкой тематике, например, достижении определенной мечты.
  6. Эмоциональная кульминация. Присутствует в каждом хорошем рассказе. В момент кульминации главный герой может потерять контроль над собой, им овладевают эмоции. Это пик эмоционального напряжения. Следует продумать кульминационный момент ближе к концу сочинения.
  7. Интересная концовка. Стоит избегать банального, предсказуемого финала. Чтоб не ошибиться, и достойно завершить свой шедевр, можно заранее набросать несколько примеров интригующих, и даже шокирующих концовок. Можете дать читателю уверенность, что он знает, чем окончится рассказ, затем кардинально поменять вектор.

Важно! Призываем вас читать. Если хотите реализовать себя как писатель коротких рассказов, поймите, что делает таких людей успешными

Для этого прочтите самые популярные рассказы разных жанров: от фэнтези, до небольших поучительных историй

В процессе чтения обращайте особое внимание на то, как раскрыта тема, на образ главного персонажа

Второй шаг

Когда все произведение прочитано и разобрано, можно приступать к составлению плана его пересказа. Для этого потребуется выделить несколько ключевых моментов. Поскольку маленькие дети еще не умеют писать, для того чтобы зафиксировать пункты плана на бумаге, следует воспользоваться цветными карандашами и нарисовать соответствующие картинки.

Например, к сказке про Колобка можно изобразить сначала главного героя на подоконнике, потом его побег по дорожке и по очереди всех зверей, которых ему пришлось встретить на своем пути.

Чтобы сделать процесс еще более увлекательным, возьмите, например, кусок обоев, оставшихся после ремонта, или соедините несколько листов бумаги. Должна получиться дорожка, по которой ребенок сможет делать шаги. Каждый шаг – пункт плана. Нарисуйте их прямо на бумаге.

Как правильно делать пересказ текста?

Из разработанных техник можно выделить правила, которыми стоит руководствоваться при подготовке пересказа текста:

  • изучайте задаваемые тексты с 7.00 до 12.00 или с 14.00 до 18.00 – в эти часы информация лучше воспринимается мозгом, и поэтому она лучше запоминается;
  • не откладывайте изучение текста до последнего момента, лучше с ним ознакомиться заранее;
  • ознакомьтесь с общей структурой текста, чтобы в вашем мозгу сформировался единый образ вашего будущего пересказа;
  • займитесь определением идей, взаимосвязи, последовательности событий и ключевыми моментами произведения;
  • выявите сложные для вашего восприятия поворотные сюжеты и изучите их еще раз;
  • позаботьтесь о постоянном развитии своего словарного запаса – тогда ваши пересказы будут качественными и оригинальными;
  • при прочтении текста ведите для себя конспект;

Обязательно нужен конспект

  • задействуйте для запоминания два вида памяти, поэтому читайте и прослушивайте текст;
  • воспользуйтесь ассоциативной памятью – тогда материал лучше усвоится и закрепится;
  • после запоминания пересказа устройте себе отдых, а потом закрепите его в своей памяти, перечитав произведение еще раз.

Разбор задания

Разберем задание №1 из набора на сайте ФИПИ.

В тексте говорят о доброте и о том, как она воздействует на человека.

Учимся писать изложение: выделяем 3 микротемы и выписываем для них ключевые слова, обороты, короткие предложения.

Микротема 1: чтобы оценить доброту, нужно испытать ее от других людей. Доброта — это дар, который дают не по обязанности.

Ключевые слова: оценить, испытать, воспринять, почувствовать, овладевает сердцем, дар, не по обязанности, не в силу долга.

Микротема 2: чужая доброта — это теплота, которая согревает сердце. Человек, хоть раз испытавший ее, ответит взаимностью.

Ключевые слова: чужая доброта, предчувствие большего, теплота, согревает сердце, обязательно ответит.

Микротема 3: почувствовать огонь доброты — великое счастье, в этот миг человек находит в себе лучшее.

Ключевые слова: огонь, дать волю, счастье, забывается «я», чужое стало своим, забыта вражда, ненависть, не остается места.

Мы сформулировали микротемы в тех выражениях, которые присутствуют в тексте, но можно выбрать и более короткие формулировки. Тренируясь раз за разом, школьники вырабатывают свою стратегию запоминания.

Этап подготовки

Подготовка – важнейший этап написания художественного произведения. Конечный результат напрямую зависит от того, насколько тщательно, грамотно и скрупулезно все было продумано с самого начала. Подготовка условно делится на 3 части:

  • подбор материалов;
  • работа над структурой текста;
  • написание плана.

Каждый из этих этапов можно проводить как письменно, расписывая все детали, подробности, так и в уме. Все зависит от опыта и уровня мастерства автора. Новичкам советуем все же не лениться, и разобрать эти составляющие в письменном виде.

Стоит отметить, что прежде чем взяться за работу, необходимо ответить на ряд вопросов:

  • Какая цель преследуется? Рассказ пишется с намерением развлечь, вызвать определенные эмоции, или донести мораль?
  • Тема и главная идея сочинения?
  • Кто будет центральным персонажем?

Как видите, первый вопрос нацелен на расстановку приоритетов

Если это развлекательный рассказ, то особое внимание обращается на сюжет. Он должен быть неожиданным, насыщенным

Если цель – вызвать поток мыслей читателя, сделать какие-то выводы – необходимо подобрать таких персонажей, чтоб максимально четко донести свое послание. Нужно наделить их особыми качествами, обращая внимание на детали

Также, важно сопоставить задумку с предполагаемым сюжетом. Необходимо решить, или соответствует будущий текст тем задачам, которые мы изначально преследуем

Если нет – правим сюжет, либо меняем цели.

Например, если вы пытаетесь донести понятие дружбы, подчеркнуть ее важность и значимость в жизни каждого человека, а задуманный сюжет напоминает любовный треугольник, где нет намека на понимание и сострадание – определитесь. Либо вы ставите во главе тему любви, либо подбираете более подходящий сюжет

Теперь самое время набросать план короткого рассказа. Делается это очень просто. Достаточно указать идею, и кратко описать ход развития событий. Новички должны писать более детально, а с опытом план составляется схематично, сжато.

Обратите внимание на возможные трудности в процессе подготовки. Это могут быть нечеткие переходы между сценами, отсутствие имен, названия объектов, другие детали

Постарайтесь заполнить эти пробелы еще до написания произведения. Итак, чем лучше вы постараетесь на этом этапе, тем проще вам будет создавать свой шедевр.

«Древнеримский»

Метод впервые описал Марк Туллий Цицерон – древнеримский оратор, который известен тем, что мог легко запомнить огромное количество фактов, дат и имён, не пользуясь при этом никакими записями. Способ поможет быстро научиться воспроизводить в памяти любую информацию. Итак, как пересказать текст, пользуясь методом ассоциаций?

Суть его заключается в создании ассоциаций. То есть в голове строится некая матрица, каждый элемент которой содержит в себе определённый образ. В дальнейшем, при запоминании какой-либо информации, ключевые части текста должны ассоциироваться с тем или иным образом. В среднем, человек может удержать более 100 различных образов, что позволяет эффективно запомнить большие объёмы текста, например параграф учебника.

Подробней остановимся на том, как создаётся матрица образов. Их лучше заимствовать из хорошо знакомой вам местности, например из комнаты или с места работы. Главное – ярко представлять все предметы, находящиеся там. Начинайте их перебирать. Стул, диван, компьютер, телевизор, часы, тумбочка – все предметы должны быть чётко смоделированы у вас в голове. Чтобы не перепутать, какой элемент уже был, а какой не был, начните представлять, например, сначала левую сторону, затем противоположную и т.д. Для создания большой матрицы используйте сразу несколько знакомых вам мест. Теперь вы знаете, как лучше запоминать прочитанное.

Как делать пересказ текста?

  • Под пересказом подразумевается, что заданный текст будет изложен своими словами, но суть его должна быть при этом сохранена и кратко воспроизведена. Главный постулат пересказа: ни в коем случае не зазубривать заданный текст, а понимать то, что ты читаешь.
  • Постарайтесь выбросить из головы все лишние мысли, мешающие сконцентрироваться на изучаемом вами произведении. Если абстрагироваться от них полностью вам не удается, займитесь аутотренингом, мысленно, словно мантру, повторяя: «Я не буду думать ни о чем постороннем. О своих проблемах я подумаю потом» — слова могут быть другие, самое главное, чтобы они помогли вам переключиться на изучаемый вами текст.

Важно абстрагироваться от всех посторонних мыслейВникните в смысл произведения:

  • Если вы заинтересуетесь событиями, которые описывает автор, и будете думать: «А что же дальше произойдет с героями этого произведения?», то полдела уже сделано. А так и случится, если вы будете читать текст не просто механически, а вникать в него, сопереживая литературным героям. Тогда вам будет легко следить за логикой событий, которые разворачиваются на страницах произведения, и возможными мотивами поступков главных героев.
  • Тексты бывают разными, и запоминать их следует по-разному. Если вам придется заниматься неповествовательным видом текста, то в рассуждения, изложенные на бумаге, проще вникнуть, если понять, как сам автор относится к описываемым им событиям и персонажам.
  • В первую очередь следует запомнить имена персонажей, играющих в произведении главную роль. Далее – заняться выделением ключевых моментов, которые повлияли на выстроенные автором сюжетные линии. Именно они станут опорными точками для вашего пересказа – благодаря им вам легко припомнятся все те события, которые вокруг них развивались.
  • Педагоги не всегда разрешают при пересказе пользоваться конспектами. Но для лучшего запоминания стоит во время прочтения конспектировать текст.
  • До написания или устного пересказа текста на уроке «прокрутите» его в уме, особенно те моменты, с которыми у вас возникли трудности. Можно несколько раз перечитать поворотные сюжеты, препятствующие мысленному восприятию всего текста в целом. Хорошо, если вы обладаете развитым воображением. В таком случае повествование может у вас ассоциироваться с какими-то собственными образами или эмоциями, что также упростит и ускорит процесс запоминания.
  • Не стоит волноваться по поводу того, если вы перескажете текст в вольном стиле, далеком от оригинала. Как мы уже поняли, для пересказа главное — уловить суть произведения, а не заучивать из него целые куски. Наоборот, именно вольное его изложение даст понять учителю, что вы хорошо поработали над произведением.
  • Пересказ текста может быть: краткий или подробный, устный или письменный, свободной формы или близким к оригиналу. Овладев описанной выше техникой, вы сможете приобрести навыки пересказов всех этих видов. Кроме того, вы с большей уверенностью будете отвечать на уроках гуманитарной или социальной направленности, где вам приходится сталкиваться с большими объемами информации, так вы будете их с легкостью запоминать и при потребности – пересказывать.

«Колобок» в художественном стиле речи

Сказка «Колобок» написана автором в художественном стиле

Такой стиль применяется, когда хотят показать образность, наглядность сюжета, привлечь внимание к отдельным деталям, придать эмоциональность, а также выразить оценку автора к своему творению.. Жили, да поживали, горя долго не знавали дед, да его супруга (будущая мама Колобка) баба

Жили, да поживали, горя долго не знавали дед, да его супруга (будущая мама Колобка) баба.

Засосало у деда как-то раз под ложечкой, кушать сильно захотелось чего-нибудь печёного. И пристал к бабушке: испеки, да испеки, есть хочу.

Хоть и не было у бабки муки больше на выпечку, да уж постаралась: все углы повыметала, перескоблила. Чего-то намела (не факт, что только муки).

Да уж что было, из того и замесила тесто, скатала кругляш и испекла. Получился румяный Колобок.

Поставила бабка его остужаться на подоконник и занялась другими своими бабскими делами.

А Колобок лишь втянул в обе свои ноздри свеженького воздуха, так и ожил. Сразу его куда-то потянуло. Выскочил в окно и покатился, куда ноздри глядели.

По дороге зверушек разных встречал. Все его нюхали, лизнуть, да куснуть хотели. Но Колобок был не лёгкого поведения парень. Не давал себя в обиду.

А каждому встречному-поперечному свою единственную песенку напевал, в которой похвалялся, какой он умный, что ото всех убегает.

Да только лиса ему встретилась. Прикинулась, что глуховата и не слышит, чего это он там бормочет.

Колобок на самый нос к ней забрался, чтобы и она послушала его весёлую и хвастливую песенку. Только долго петь ему в этот раз не пришлось.

Хитрая зверушка его быстренько в свои внутренние дворы отправила кратчайшим путем, по желудочно-кишечному своему тракту.

Так и не стало Колобка.

Мне нравитсяНе нравится

Ошибки родителей

Детям интересно познавать что-то новое с родителями. Однако некоторые взрослые не всегда ведут себя правильно по отношению к ребёнку, который только осваивает очередные навыки.

Типичные ошибки родителей:

Привычка перебивать своё чадо. Если во время пересказа взрослый часто останавливает ребёнка и указывает на его ошибки, тогда малыш может разозлиться, замкнуться в себе и больше не пытаться рассказать прочитанное.
Открытое недовольство. Некоторые родители жёстко критикуют своих детей, когда они недовольны их результатами в учёбе. Такое отношение отбивает у ребёнка желание познавать новое, поскольку его самооценка резко понижается. Взрослым необходимо быть терпеливыми. Психологи подтвердили, что для ребёнка очень важны поддержка и понимание близких.
Заучивание материала. Если заставлять малыша учить текст наизусть, тогда он не будет понимать и запоминать новую информацию

Без важного навыка осмысления ребёнок не научится выстраивать грамотную речь.
Отсутствие похвалы. Любому ученику приятно, когда родители хвалят его за старания

Многие дети ленятся учиться и не желают запоминать новую информацию. Когда родители хвалят ребёнка не только за его победы, но и за старания, у него возникает желание дальше учиться и браться за очередные задачи.
Сравнение с другими детьми. Когда взрослые сравнивают своё чадо с его друзьями или одноклассниками, которые успешнее его в учёбе, они не понимают, что таким образом развивают в нём комплекс неполноценности. Ребёнок перестаёт ценить себя и в последующем не может справиться с другими задачами.
Сложная литература. При обучении ребёнка пересказу следует выбирать такие произведения, которые заинтересуют малыша. Он быстрее научится пересказывать увлекательные сказки или стихотворения, чем скучные и сложные рассказы. Кроме того, необходимо начинать с коротких текстов, постепенно переходя к объёмным произведениям.

Дети часто делают ошибки, поэтому важно правильно отнестись к этому и помочь им в развитии нового навыка. Научиться излагать мысли и пересказывать прочитанное довольно сложно для любого ребёнка

После первых попыток пересказа детей надо хвалить и спокойно объяснять, где следует исправиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector