Ребенок идет в детский сад, что нужно знать
Содержание:
- С какого возраста можно отдать ребенка в детский сад
- Советы по адаптации
- План адаптации
- В каком возрасте отдают ребёнка в садик?
- Каких нужно пройти врачей для садика?
- Какие документы нужны в детский сад?
- Три степени сложности
- Психологическая подготовка ребенка к детскому саду
- Как заботятся о детском развитии «у нас» и «у них»
- Адаптация родителей в детском саду. Советы родителям
- Ответы на самые распространенные вопросы о посещении яслей
- Рекомендации доктора Комаровского
- Зачем нужен детский сад?
С какого возраста можно отдать ребенка в детский сад
В садик принимают детей дошкольного возраста. Отдать ребенка в сад можно с 1,5 лет. Но некоторые сады принимают детей и с более раннего возраста. Обычно это частные сады.
С какого возраста принимают ребенка в ясли
Ясельные группы государственного детского сада обычно начинают принимать детей после 1 года и 6 месяцев, а частные садики – даже раньше. Но на практике в ясли обычно берут детей от 2-2,5 лет.
Не в каждом детском саду есть ясельные группы, тем более, несколько. Поэтому стоит заранее понять, что устроить ребенка в ясли будет довольно проблематично.
Если кто-то из родителей или родственников работают в детском саду или в других государственных учреждения, то ребенка такого родителя проще устроить в ясельную группу детского сада.
Для яслей сильных требований к ребенку не предъявляют – чаще всего проверяют, чтобы ребенок сам умел кушать с ложки и пить с кружки, другого ничего не требуется.
Для того, чтобы ребенка приняли в сад в ясельную группу, нужно подавать заявление в детские сады, в которых есть ясельные группы и указывать год поступления ребенка в сад – год, в котором ребенку исполняется 1,5-2 года.
Отправляем ребенка в детский сад с 3 лет
После 3 лет каждому ребенку полагается место в детском саду – это условие является обязательным, ведь отпуск по уходу за ребенком предоставляется только до 3-летнего возраста ребенка.
Место в детском саду предоставляется ребенку на основании заявления одного из родителей. Если родители не встали на очередь в детский сад, то место в детском саду их ребенок гарантированно не получит.
При желании родителей, ребенка можно не отдавать в детский сад – государство не обязывает дошкольников посещать сады. При желании (и возможности) ребенок может находиться дома с родителями, дедушками и бабушками или другими родственниками.
Советы по адаптации
Перед тем, как отдать малыша в детский сад, родителям необходимо заблаговременно позаботиться о помощи ему в адаптационный период.
Для этого квалифицированные педагоги и психологи советуют сделать следующее:
- Перед тем, как отдать ребенка в дошкольное учреждение, его необходимо заранее познакомить с воспитателем, который набирает группу. Чем лучше малыш узнает воспитателя, тем ему будет проще оставаться с ним без родителей. Возможно, он даже сможет привязаться к педагогу, тогда проблем с адаптацией будет еще меньше.
- Нужно стараться чаще (если есть такая возможность) гулять с малышом по территории детсада. Так он постепенно станет привыкать к новой территории.
- Необходимо узнать, какой режим дня в учреждении, со всеми подробностями, а также какая программа развития там введена. Нужно создать подобный распорядок дня дома, а также начать знакомить ребенка с основными моментами программы развития. Все это должно выглядеть в виде игры, чтобы у малыша появилось желание посетить детсад.
- Стараться доходчиво, но ненастойчиво (опять же, в позитивной форме) объяснять малышу: куда и зачем он идет, а также что там необходимо делать, и как себя вести.
План адаптации
1−3-й день (первая неделя)
Приходите вместе с ребенком поиграть на площадке детского сада. Пусть малыш познакомится с другими детьми, с воспитателями, присмотрится к новой обстановке. Включайтесь с ребенком в общие игры детей. Принесите комплект игрушек, с которыми все дети могут поиграть. Отмечайте, как интересно и весело играть малышу с ребятами группы, какая добрая воспитательница.
4−5-й день
Приучайте ребенка оставаться на игровой площадке с воспитательницей и детьми без вас. Можете оставить ребенка на прогулке на полчаса — час и четко и подробно обозначьте, что будет происходить с ребенком в этот час и что будете делать вы. Обязательно вернитесь в назначенное время.
6−8-й день (вторая неделя)
Посещайте с ребенком дневные прогулки на площадке детского сада. С каждым днем увеличивайте время своего отсутствия в детском саду. Приводите ребенка в детский сад утром вместе со всеми детьми. По договоренности с воспитателем вы можете присутствовать в группе и со стороны наблюдать за ребенком. Присутствие родителей, даже пассивное, для ребенка создает атмосферу безопасности. Оставляйте ребенка в детском саду до тихого часа и обязательно говорите ему, во сколько придете, что будете делать вы и ребенок в ваше отсутствие. Приходите в обещанное время! Любое опоздание вызывает у ребенка чувство тревоги и небезопасности.
9−10-й день
Оставьте ребенка на тихий час. Чтобы ребенок мог легче успокоиться и быстрее уснуть, дайте ему с собой любимую мягкую игрушку. Не беспокойтесь — педагоги смогут найти подход к вашему ребенку и помочь ему отдохнуть во время тихого сна. Приходите за ребенком чуть раньше, чем дети просыпаются — лучше, если ребенок, пробудившись от сна, сразу увидит вас.
Этот план приблизительный. Количество дней на каждый этап будет зависеть от особенностей ребенка
Важно быть внимательным к его эмоциональному состоянию и беседовать о беспокоящих вас особенностях поведения малыша с педагогом
Больше полезных материалов о правильном воспитании малышей — в нашем канале на .
В каком возрасте отдают ребёнка в садик?
Стремление рано отдать ребенка в садик обычно обусловлено:
- финансовыми трудностями в семье и необходимостью выхода мамы на работу, вследствие этого не с кем оставить ребёнка дома;
- желанием как можно раньше приучить малыша к самостоятельности и приобщить к жизни в социуме.
Почему не стоит стремиться водить малыша в сад до 3-х лет?
- Нужно укрепить иммунитет, чтобы организм малыша легче противостоял различным вирусам (многие из мам, принимающие участие в моих обучающих курсах, еще кормят грудью. Но даже, если вы уже завершили кормить, то будет полезно посмотреть интернет-семинар “Здоровый ребенок-практикум для мамы”, чтобы до садика начать укреплять здоровье ребенка. Смотрите описание курса здесь >>> );
- Ребёнку сначала нужно освоить все необходимые навыки (ходить на горшок, кушать и одеваться самостоятельно, мыть руки);
- Чем крепче будет нервная система, тем легче малыш сможет адаптироваться к садику.
Существуют и другие (более банальные) причины того, что ребенка не отдают в детский сад, например, отсутствие в нём мест, вследствие чего приоритет за более старшими детьми, или некоторые родители просто тянут время, боятся и не отпускают ребенка от себя.
Каких нужно пройти врачей для садика?
- Терапевт. Это первый врач, которого вам с ребенком стоит посетить. Он оценивает общее состояние ребенка, дает направления на следующих врачей и по итогу прохождения комиссии выдает справку нужного образца
- Отоларинголог. ЛОР выявляет при наличии наиболее распространенные для детей проблемы носоглотки: аденоиды, тонзиллит, искривление носовой перегородки. При обнаружении данных проблем, врач принимает решение о лечении
Офтальмолог. Как правило, осмотр направлен на выявление следующих проблем: дально- или близорукость, косоглазие. При выявлении их назначает лечение
Невролог. Пытается выяснить на приеме, есть ли неврологические отклонения: бьет молоточком по коленке, проверяет вестибулярный аппарат и координацию
Хирург. Смотрит состояние позвоночника, стоп, осанки. При необходимости дает рекомендации или назначает лечение. Также осматривает у мальчиков крайнюю плоть и яички
Стоматолог. Выявляет проблемы с зубами ребенка, такие как ранний детский кариес. Обязательно осматривает уздечку и проверяет прикус
Логопед. Детям до 3 лет логопед дает лишь рекомендации при наличии некоторых особенностей речи, так как до 3 лет речь еще устанавливается. После 3 лет во избежание более серьезных дефектов речи врач дает направление в логопедическую группу в саду или настоятельно рекомендует пройти курс лечения у логопеда
Какие документы нужны в детский сад?
В России для приема ребенка в сад потребуются:
- Документы, удостоверяющие личность родителей
- Направление (путевка) комиссии об определении ребенка в сад
- Заявление на имя заведующей детского сада о приеме ребенка в сад
- Копия страхового обязательного полиса
- Копия свидетельства о рождении ребенка (оригинал показать)
- Медицинская карта ребенка форма №026
- Карта профилактических прививок формы №063
- Справка от педиатра о том, что ребенок здоров и не контактировал с инфекционными больными. Справка действительна 3 дня
- Если вы имеете льготы по оплате, то подтверждающие документы
- Если ребенка требуется специальная логопедическая группа, то медицинская справка о необходимость посещения такой группы
- Если ребенок страдает аллергией на продукты, которые дают в саду, то медицинская справка от аллерголога о наличии аллергии
Три степени сложности
Выделяют разные степени адаптации к детскому саду: легкая, средняя и тяжелая (последнюю специалисты называют дезадаптацией).
-
При легкой степени ребенок адаптируется к новой обстановке несколько недель, без видимых изменений в поведении и без особых хлопот для родителей и воспитателей.
-
При адаптации средней тяжести ребенок адаптируется к новому коллективу больше месяца и может заболеть.
-
При тяжелой степени адаптация протекает более полугода, малыш часто и подолгу болеет, резко нарушается его поведениеи эмоциональное состояние.
Осложняют процесс адаптации:
-
Проблемы во время беременности (токсикозы, инфекционные и хронические заболевания матери, курение, употребление алкоголя, осложнения во время родов (хирургическое вмешательство, асфиксия, родовая травма).
-
Чрезмерная опека родителями ребенка, сильная эмоциональная привязанность ребенка к матери. Беспокойство и страхи матери по поводу пребывания ребенка в детском саду непроизвольно перенимаются ребенком.
-
Частные и затяжные конфликты в семье.
-
Некоммуникабельность, неконтактность родителей. Чаще всего у таких родителей ребенок необщительный, что в последующем будет затруднять процесс установления отношений со сверстниками в детском саду.
-
Неправильный тип воспитания: чрезмерная опека или, наоборот, недостаток внимания к ребенку.
-
Отсутствие одного из родителей при повышенных требованиях к ребенку.
-
Хронические или врожденные заболевания.
Психологическая подготовка ребенка к детскому саду
Психологическая подготовка ребенка к саду — это очень кропотливый, а порой и очень сложный процесс. Некоторые детки с первого дня в саду чувствуют себя уверенно и спокойно. А некоторые по прошествии месяца не хотят там находиться больше двух часов. Зависит это от характера ребенка, его уверенности и страхов.
Отличия по темпераменту.
- Меланхолик. Такой ребенок всегда требует исполнять его прихоти, не терпит отказов, не любит новых людей, психует по мелочам, закатывает истерики, замкнутый, не желает общаться ни с кем, кроме домашних, постоянно требует к себе внимания. Конечно, в сад такой ребенок не захочет идти. Вам придется перенести его истерики и крики
- В саду ребенок может вести себя агрессивно, так как все же вынужден находиться там. У него будут проблемы с дружбой. Такого ребенка сложно уговорить пойти в сад, но пытаться все же стоит. Тактика: не заставляйте и, тем более, не ведите силой
- С таким ребенком будьте готовы, что адаптация затянется, а выход на работу может оттянуться. Толку от того, что вы такого ребенка силой отправите в сад, не будет: он будет хулиганить или просто грустить в углу
- Найдите плюсы посещения сада, которые могут заинтересовать вашего ребенка: например, то, что там будут новые игрушки. Или ищите компромисс: ребенок ходит в сад, а вы тогда ему каждые выходные будете покупать новую игрушку. Оптимальный возраст для отправки в сад таких детей — 5 лет
- Флегматик. Это спокойный ребенок, не доставляющий проблем. Он умеет играть один. Но в саду адаптируется плохо, так как хочет в родной дом к родной маме. В саду такие дети не плачут, но и не веселятся. Они грустно проводят день в ожидании прихода мамы
- Тактика родителей: подбадривайте ребенка, при возможности дайте ему в сад любимую игрушку, которую он сможет положить в шкаф, или отдайте постельное белье из дома. Так, малыш будет чувствовать себя комфортней и уютней
Холерик
Это активные дети, которые любят дурачиться, бегать, прыгать и обращать на себя внимание. Такие дети любят быть в центре внимания, поэтому в саду будут организовывать своеобразные группы шалунов
Воспитателям такие дети доставляют много хлопот своей не всегда полезной, но неуемной энергией
Тактика родителей: нет смыла пытаться задавить в ребенке активность, просто ее нужно направить в нужное русло. Лучший возраст для адаптации — 3-4 года
- Сангвиник. Это активный ребенок, который любит общение и новые впечатления. Он с радостью пойдет в сад, пообщается с детьми, поиграет во все игры. Но, как только игры ему станут скучными, ребенок перестанет хотеть посещать сад
- Таких детей нужно отдавать в сад раньше остальных, но выбирать такой сад, где дети не предоставлены сами себе, а где их будут развлекать каждый раз новыми занятиями. Тогда вы не увидите проблем с адаптацией вашего ребенка в саду
Как заботятся о детском развитии «у нас» и «у них»
Во всем мире признают важность детских садов. В разных культурах понимают, что дает коллектив ребенку
Первый садик был организован в Шотландии в начале XIX века. В Россию нововведение пришло в 60-х годах позапрошлого века. Сегодня в РФ насчитывается около 60 000 детских дошкольных учреждений. Воспитание ребенка проводится в соответствии с программами, разработанными педагогами, врачами, психологами.
В США в ясли принимают малышей с 1,5 месяцев, в Южной Корее, Японии, Нидерландах, Израиле – с 3-х. В Германии и Швеции в сад идут с 1 года. Во Франции законодательно закреплено обязательное посещение дошкольных учреждений ребятами с трехлетнего возраста.
В России ребеночка примут в ДОУ младшей группы с 2 месяцев, а в обычное – с двух лет. В нашей стране в среднем 65% мальчишек и девчонок охвачено коллективным дошкольным воспитанием. Из оставшихся 35% малышей большинство остается дома не по желанию родителей, а по причине отсутствия мест в садах и яслях.
Адаптация родителей в детском саду. Советы родителям
Прежде всего, уясните для себя – действительно ли детский сад необходим вашему ребенку? «Все водят, и мы будем», «Ему нужно общение», «Ну, зачем-то же он есть» и прочее – не причины. Психологи уже довольно давно говорят, что дошкольное учреждение – не обязательный этап развития ребенка. Он может прекрасно развиваться дома, общаться с детьми на детской площадке и в кружках, и в последующем – будет показывать прекрасные результаты в школе. Если вам уже пора выходить на работу – это другой вопрос
Почему это так важно? Никто не может предугадать реакцию малыша на новые условия и новое окружение, в котором он окажется. Даже самые коммуникабельные дети могут испытывать трудности
Но когда нет четкой цели и понимания «зачем» со стороны родителей – это может отразиться на процессе адаптации в целом.
Это важно!
Чтобы помочь ребенку успешно адаптироваться к детскому саду, нужно, для начала, подготовиться самим родителям.
Еще до начала посещения детского сада начните придерживаться дома режима, если раньше его у вас не было. Попробуйте просыпаться сами и будить ребенка примерно в то время, в которое будете это делать в дальнейшем, и, соответственно, укладывать тоже раньше
О важности сна можно говорить долго. И сами представьте, кому понравится вставать ни свет ни заря и идти в непонятное место, где даже мамы не будет?!
Заранее готовьте и себя, и ребенка к тому, что вас ожидает расставание на определенное время
За несколько дней начните приходить к детскому саду, показывать его малышу; рассказывайте, что скоро он будет сюда приходить и играть с другими детишками, а потом вы будете его забирать и идти домой. Дети любят предсказуемость и определенность. Говорите об этом дома, на прогулке; настраивайтесь на позитивный результат. И ни слова про то, что ребенок может плакать или ему будет грустно – он запомнит эту установку, и обязательно неосознанно продемонстрирует ее.
Это важно!
Стоит быть готовым к слезам и истерикам ребенка при расставании. Это действительно нормально, как бы ужасно ни звучало.
Когда малыш играет на детской площадке, вы находитесь в поле его зрения, и это добавляет ему уверенности и спокойствия. А когда вы приводите свою кроху в совершенно новое место и уходите – это шок, стресс и паника для большинства детей. Не культивируйте в себе мысль, что вы плохая мать (или отец), раз подвергаете свое чадо таким переживаниям. Нет, ни в коем случае. Это обстоятельства. Лучшее, что вы можете сделать, не планировать на ближайшие пару часов, как отведете малыша в сад, ничего. Чтобы в случае настоящей истерики, вы всегда смогли прийти к нему и забрать.
И, конечно, огромную роль в этом вопросе играет опыт и компетентность воспитателя, который сможет максимально быстро понять чувства ребенка, не злиться на него и отвлечь.
Большинство психологов и педагогов сходятся во мнении: когда наступает этап оставления ребенка одного, родители должны уходить и перед этим озвучивать это ребенку. Лучше уйти на 20 минут и вернуться, чем сидеть в сторонке на стульчике, а потом незаметно исчезнуть. Такой поступок со стороны мамы или папы, «без предупреждения», так сказать, воспримется ребенком еще болезненнее: вы его по факту обманули. В будущем, малыш может просто отказываться вас отпускать и идти играть с другими детьми.
Да, ваш ребенок может чаше начать болеть различными респираторно-вирусными инфекциями. В этом нет ничего страшного, ведь иммунитет малыша тоже адаптируется к тому, что теперь вокруг ребенка не только мама с папой, но и другие люди. Более устойчивые дети болеют реже, а кто-то – будет посещать детский сад в режиме «неделю ходим – две болеем». Так бывает. Но как сложится с вашим малышом – нельзя предугадать.
Понимая, что для ребенка начало посещения детского сада – это стресс, постарайтесь не совмещать это событие с другим потенциальным стрессом для него, к примеру, отказ от груди или соски, упорное приучение к горшку, переезд. По возможности, займитесь этим вопросом в уже спокойное для малыша время, чтобы не получить лишние истерики, откаты в адаптации и, в худшем случае, неврозы.
Это важно!
Адаптация у каждого ребенка проходит по-своему. Не нужно ориентироваться на рассказы подружек и соседок, не стоит внимать «страшным» историям других мамочек на форумах и в чатах. Ваш ребенок уникален, ваша ситуация уникальна. И ни в коем случае не настраивайте себя на муки и переживания
Ваша любовь, здравомыслие и спокойствие обязательно помогут ребенку как можно скорее адаптироваться к новым условиям и получать удовольствие от общения с другими детьми.
(2
оценок; рейтинг статьи 5.0)
Ответы на самые распространенные вопросы о посещении яслей
Кто имеет право на первоочередное посещение ясельных групп?
- из многодетных семей;
- матерей-одиночек, при наличии справки из ЗАГС о произведении записи в графе «отец» со слов женщины;
- беженцев и переселенцев;
- из семей военных, следователей, судей, прокуроров;
- педагогов;
- находящиеся под опекой;
- инвалидов I и II группы;
- из семей, имеющих студентов очной формы обучения;
- военных в запасе;
- имеющие брата или сестру уже посещающих выбранный сад.
Кто может ходить в сад бесплатно?
- Детям-инвалидам или страдающим туберкулезом;
- Малышам с дефектами в развитии;
- Детям инвалидов I и II группы.
- сотрудников милиции (работающим, уволенным в запас по ранению, погибшим при исполнении);
- военнослужащих;
- пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;
- из семей с низким уровнем дохода;
- вторым и последующим детям, если их старшие братья и сестры посещают этот сад;
- разведенных женщин, матерям и отцам одиночкам, сотрудникам учреждений образования, при утрате кормильца.
Должен ли ребенок обладать навыками самообслуживания, чтобы его взяли в ясли?
- самостоятельно кушать при помощи ложки;
- пить из чашки;
- отказаться от соски и бутылочки;
- умываться, использовать мыло и полотенце;
- ходить на горшок или просить воспитателя помочь ему это сделать;
- уметь занимать себя самостоятельно на протяжении некоторого времени.
Какие плюсы и минусы есть у ясельных групп?
- Социализация и дополнительная коммуникация. Дети, посещающие ясли, растут более общительными и коммуникабельными. Легче вливаются в новый коллектив и заводят новые знакомства. Но это касается только открытых, активных малышей. Замкнутые крохи могут негативно отреагировать на большое скопление детей;
- Быстрое обучение. Благодаря постоянному нахождению в коллективе и наблюдению за ровесниками, ребенок быстрее осваивает все необходимые навыки, учится новым вариантам исследования и игры;
- Режим. Если есть проблемы с налаживанием режима в домашних условиях, то посещение ясельной группы позволит быстро и легко перестроить ваше чадо на нужный темп жизни;
- Иммунитет. Первое время малыш будет достаточно часто болеть. Период адаптации к новому месту и коллективу часто сопровождается постоянными простудами, насморком, другими детскими инфекциями. Каким бы минусом это не казалось, в итоге у ребенка разовьется достаточно крепкий иммунитет, позволяющий легче справляться со сторонними инфекциями.
- Адаптационный период. Некоторое время малыш будет находиться в стрессовом состоянии. Непривычная обстановка, долгая разлука с мамой могут выливаться в стресс, проявление негативных эмоций, перепады настроения;
- Перенасыщенные группы. В больших городах достаточно остро стоит вопрос о количестве детей в группах (до 20-23 человек);
- Отсутствие обучающей программы. В ясельных группах у воспитателей не стоит задача заниматься обширным развитием малышей.
Рекомендации доктора Комаровского
Детский сад безусловно необходим для полноценного воспитания и развития ребенка, так как для человека очень важно находиться в коллективе. Через процесс адаптации предстоит пройти каждому малышу, достигшему 2-х или 3-х лет
Комаровский дает несколько рекомендаций, чтобы этот процесс прошел менее болезненно:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как правильно приучить ребенка к детскому саду?
- Начать посещать дошкольное учреждение лучше в то время, когда у мамы еще не закончился декретный отпуск. Как только кроха заболеет, мама сразу же его сможет забрать и посидеть с ним дома некоторое время.
- Нужно определиться со временем года, когда вы планируете отдать малыша в сад. Оптимальным вариантом является лето или зима. Весна и осень – не лучшее время, так как в этот период велика вероятность подхватить простудные заболевания.
- Заранее уточните, какую политику пропагандируют в дошкольном учреждении: не заставляют ли детей кушать насильно, не слишком ли тепло одевают на прогулки – это может серьезно препятствовать процессу адаптации.
По словам Комаровского, можно также попытаться ускорить адаптационный процесс, придерживаясь следующих советов:
- На начальном этапе посещения детсада проявляйте к своему чаду благосклонность, не ругайте его, поскольку он и так испытывает большой стресс.
- Еще на этапе подготовки следует подготовить малыша к большему общению: чаще выходить на детские площадки или заводите новые знакомства.
- Предварительно необходимо заняться укреплением иммунитета. В таком случае кроха меньше будет болеть, а следовательно и адаптация для него пройдет намного проще.
Комаровский не отрицает, что в процессе адаптации к дошкольному учреждению есть много трудностей, но это не повод от него отказываться. Просто семье необходимо подготовиться к процессу со всей ответственностью, тогда малышу будет намного легче пройти через этот трудный период в его жизни.
Зачем нужен детский сад?
Иногда родители сомневаются, зачем отдавать ребенка в детский сад. Особенно часто такой вопрос задают, если мама – домохозяйка, в семье живут бабушки, готовые «сидеть» с внуками, или есть возможность нанять няню
«Какая важность в том, что сын или дочь растет без сверстников» – считают они
Общение со взрослыми не заменит малышу контактов со сверстниками, опыта построения отношений в социуме. Для правильного развития малыш должен освоить разные модели отношений. Занятия с родителями – слабая альтернатива обучению у опытных педагогов, знающих тонкости детской психологии и особенности восприятия знаний в зависимости от возраста
Важность детсадов трудно переоценить. Ведь успехи взрослого человека, как и его проблемы, родом из детства
Главная польза детского сада:
- активное, разностороннее общение и обучение взаимодействию в коллективе;
- приобретение новых навыков;
- выявление и разностороннее развитие способностей, правильное развитие;
- сбалансированное детское питание;
- приучение к дисциплине и самостоятельности.