Ребенок-левша

Рекомендации на каждый день

Левши плохо понимают, где право и лево, долго не могут усвоить эту простую для остальных истину. Чтобы ребенок был более сконцентрирован и не путался, сделайте цветной красивый браслет и наденьте на левую руку.
Постепенно “привлекайте” правую руку, чтобы ребенок научился пользоваться обеими в равной степени. Но при этом не забывайте, что доминирующей все равно останется левая.
Особенно в старших классах леворуким детям трудно даются сложные темы. Помогайте ребенку. Если он не поймет все дополнительные вспомогательные темы на уроке, то не сможет усвоить урок в полном объеме.
Обязательно переделайте и организуйте рабочий стол именно под леворукого ребенка. Источник света и учебник на подставке располагайте с правой стороны.
На уроках труда дети не смогут вырезать из бумаги фигурки или пользоваться обычными ножницами. Они приспособлены для праворукого человека

На сегодняшний день в специализированном магазине можно приобрести ножницы для левши разных размеров, учитывая возрастную группу.
Особое внимание уделите математике, особенно счету и решению задач. Лучше составлять схему или памятку, потренироваться и применять самые удобные и понятные для ребенка варианты

Помогает “рисование задачи”. Учитывайте, что ребенок прекрасно владеет воображением, поэтому такой способ очень хорошо помогает решить задачи любого уровня.
В письме левша может не дописывать фразы, иногда наблюдается зеркальное письмо или переписывание текста с середины. Поэтому терпеливо учите и постоянно хвалите даже за маленькие успехи.
Чтение также дается с трудом. Поэтому рекомендуется применять специальную закладку. Так ребенок будет четко видеть строку, а не перескакивать снизу вверх или наоборот.

Интересно: 13 августа – День Леворуких людей. Сделайте эту дату семейным праздником. Обязательно отмечайте достижения своего ребенка и дарите небольшой подарок за старание и трудолюбие.

Когда школьник научится применять, показанные вами, навыки в учении, то процесс учебы не только не принесет особых хлопот, но и станет для ребенка удовольствием. Если малыш обожает рисовать или сочинять истории, то поддерживайте его желания и, кто знает, возможно из него вырастет настоящий художник, писатель или поэт.

Обучение письму и чтению

В детском саду и начальной школе педагоги должны знать, как научить ребенка-левшу писать, и использовать персональную методику и программу работы с таким воспитанником.

На этапе освоения азбуки отличаться будет все: тип упражнений, посадка за партой, положение тетради, начертания каждой прописной буквы, удержание инструмента, направление света.

Если парты в классе не персональные, то предпочтительна рассадка на левую сторону.
При выработке почерка у левшей допускается обратный или прямой наклон, прерывистое начертание знаков, искажение почерка.
Важно, чтобы левша-первоклассник правильно держал ручку и научился не смазывать написанный текст ладонью. То же касается и рисования.
Чтобы справиться с трудностями начертания (воспроизведения) похожих букв, желательно использовать наглядные материалы и запоминающиеся образы.

Лояльно относитесь к ошибкам и путанице между Э и С, Я и R – важный фактор успешного освоения письма.. При чтении ребенок сталкивается с другой сложностью – восприятием текста

Он стремится сразу построить цельный образ, охватить всю страницу, ему тяжело обучиться читать по слогам. В 1 – 2-м классе левшата обычно отстают в скорости чтения, пока не выработают навык чтения целым словом

При чтении ребенок сталкивается с другой сложностью – восприятием текста. Он стремится сразу построить цельный образ, охватить всю страницу, ему тяжело обучиться читать по слогам. В 1 – 2-м классе левшата обычно отстают в скорости чтения, пока не выработают навык чтения целым словом.

Леворукость: разновидность нормы или аномалия

Точное количество левшей определить невозможно. Есть данные, что в мире этой особенностью обладает около 500 миллионов человек. В статистических документах можно встретить сведения и о 1,5%, и о 8% всего населения земного шара. Определить точные данные сложно, этот признак не заметен с первого взгляда, и не каждый человек признается в своей особенности.

К левшам в прошлые исторические эпохи относились по-разному. Иногда их не признавали, иногда молва наделяла сверхъестественными способностями. До нас дошли имена не всех леворуких людей, сыгравших колоссальную роль в истории, науке или искусстве, но и такой список впечатляет. Многие американские президенты и правители других государств имели доминирующее правое полушарие. Про эту особенность Наполеона, Цезаря и Пушкина знают многие, есть и другие, не слишком известные примеры:

  • вождь инков Япанку Локу;
  • космонавт Нейл Армстронг;
  • живописец Рафаэль;
  • актер Том Круз;
  • актриса Джулия Робертс;
  • режиссер Джеймс Камерон;
  • композитор Бетховен;
  • певец Стинг;
  • сказочник Андерсен
  • писатель Лесков, создавший повесть «Левша»;
  • футболист Марадона;
  • боксер Сандерс, победивший в 2003 г. Кличко.

Список можно продолжить на много страниц. Если учесть, что детство многих известных людей прошло во время, когда леворукость считалась недостатком, возможно, многие кумиры прошлых поколений тоже были скрытыми левшами. В некоторых странах, например в Китае, до сих пор леворукость считается аномалией. Родители прилагают колоссальные усилия, чтобы их дети были «как все», калеча этим нервную систему ребенка.

Левшество и леворукость

Истинное левшество – результат действия генетического фактора. Правое полушарие мозга у истинных левшей более активно от природы и преобладает во всем: в быту, учении, спорте, общении. Не только рука, но и вся левая половина тела используется интенсивнее.

Левшество как результат травмы – вынужденное. Негативное воздействие на левое полушарие мозга приводит к активации правого, и растущий человечек осваивает мир иначе, чем большинство его сверстников. У настоящих и компенсированных левшей преобладает творческая деятельность, развита фантазия, интуиция.

Леворукость же – это привычка, предпочтение левой руки для письма, игр и удержания столовых приборов. Во всем остальном леворукий человек не отличается от правши, в том числе генетически.

Трудности леворуких детей

Сразу нужно сказать, что левшество – это вариант нормы, поэтому нижеследующую информацию родителям леворуких детей не следует воспринимать в штыки. Напротив, знание трудностей должно помочь выделить сильные стороны и снизить проявление отрицательных психофизиологических качеств.

Как уже было отмечено, ребёнок-левша отличается более развитым творческим мышлением, нежели праворукие сверстники. Однако в то же время у леворуких детей отмечается замедленное формирование тех умений, которые требуют межполушарного взаимодействия.

Американские учёные установили, что среди эмоционального фона у левшей превалируют такие качества, как несдержанность, робость, пониженное настроение, тревожность. В целом для детей характерны отрицательные, а не положительные эмоции.

Основная же проблема детей-левшей – нарушенное или недостаточно развитое зрительно-пространственное восприятие, зрительная память и зрительно-двигательная координация.

Недостаточность этих функций может привести к таким трудностям, как:

  • замедленное обучение чтению из-за нарушенного восприятия и запоминания буквенных конструкций;
  • создание неправильных зрительных образов цифровых и буквенных обозначений (ребёнок нарушает соотношения элементов, путается в похожих буквах и цифрах, приписывает лишние части либо забывает дописать нужные элементы букв);
  • слабое дифференцирование геометрических фигурок, замена похожих по начертанию фигур (кружок с овалом, квадратик с прямоугольником);
  • сложности с копированием в тетради различных изображений;
  • некрасивый почерк (кривые штришки, вытянутые, увеличенные в размерах буквы, постоянное изменение их наклона);
  • зеркальное начертание букв, цифр и некоторых изображений;
  • низкая скорость письма.

Выраженность подобных недостатков можно снизить при учёте особенностей леворуких детей. В ином случае проблемы только усилятся (особенно при переучивании).

Кроме того, психологи отмечают, что многие леворукие дети с трудом привыкают к школьному обучению. Именно поэтому первоклассники-левши требуют к себе повышенного внимания как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Почему ребенок рождается или становится левшой?

Причины, почему в некоторых случаях доминирует правое полушарие, до сих пор полностью не изучены. Иногда есть все предпосылки к рождению левши, а ребенок уверенно действует правой рукой, иногда наоборот, ничего не предвещало, а на свет появился левша. Ученые выделяют несколько причин такого явления:

  • наследственность;
  • стрессы, неправильный образ жизни и другие неблагоприятные факторы при беременности;
  • тяжелые роды;
  • травмы головы с повреждением левого полушария.

Левая рука может оказаться ведущей и в том случае, когда функции полушарий распределяются правильно. Такого человека нельзя назвать левшой, его психика, функции всех остальных частей тела и органов ничем не отличаются от людей с ведущими правыми конечностями. Для обозначения такой особенности придуман термин «леворукость». Подобные ситуации случаются, когда в семье есть левша и малыш подражает этому человеку. Другая причина – травма правой руки. Если в дошкольном возрасте малыш около полугода был вынужден пользоваться только левой рукой, привычка может сохраниться, даже когда вторая конечность полностью восстановится. Чтобы определить, какое полушарие доминирует, присмотритесь, каким ухом ребенок слушает шум моря в ракушке, каким глазом смотрит в калейдоскоп, на какой ножке прыгает.

Как точно определить, что ребенок левша или правша?

Существует множество тестов для определения родителями ведущей руки у ребенка. Психологи поговаривают, что ведущую руку можно определить даже у новорожденных. В трактовке помогает «поза фехтовальщика» — это то положение тела, которое занимает ребенок в первый месяц жизни, лежа на спине (у леворукого ребенка это выглядит так: правая рука прижата к телу, а левая вытянута вперед).

Также психологи замечали, что ведущую руку можно определить по тому, в какую сторону поворачивает головку ребенок в первые дни жизни.

Для более взрослых малышей существуют другие методы диагностики. Но при этом вы должны сидеть напротив ребенка и все вещи, которые будете ему предлагать для тестирования, класть строго по центру. И не торопите ребенка.

Предложите ему расчесаться и положите перед ним расческу

Обратите внимание на то, какой рукой он потянется за предметом. Наблюдайте за тем, в какой руке ребенок держит пишущие принадлежности, какой рукой выполняет задачи, направленные на задействование мелкой моторики (делает цепочку из скрепок, вырезает ножницами, откручивает и закручивает крышечки и т.д.)

Если и здесь все будет достаточно неопределенно, тогда задачу можно усложнить с помощью маленькой подсказки – в стакан насыпьте бусинки или горошинки и предложите ему достать их по одной с помощью ложки. В этом случае ребенок обязательно задействует доминирующую руку.

Как левша с большим стажем скажу вам, что лично я, когда беру вилку в правую руку, скорее заколю сидящего справа, чем смогу наколоть то, что у меня в тарелке.

Существует множество тестов на определения «лево-/праворучия» и их можно отыскать в интернете со всеми объяснениями.

Советы родителям

Не стремитесь считать чадо особенным. Не сравнивайте его с другими. Гораздо лучше, если дошкольник будет здраво относиться к своим характеристикам и научится адекватно оценивать прогресс в учении. Как этого добиться:

дать ребенку понять, что вы на его стороне и никому не позволите вторгаться в его личное пространство и изменять его;
сравнивать не с другими, а с ним самим в прошлом: что стало лучше;

разъяснять преимущества и недостатки владения правой или левой рукой;

упражнять навыки мелкой и крупной моторики, развивать личные способности и таланты, а не пытаться «догнать» правшей;

обучать навыкам в конкретных ситуациях;

вовремя поощрять, не предъявляя слишком высоких требований;

организовать удобное рабочее место и личное пространство, это в равной степени важно для мальчика и для девочки, лучше всего – отдельная комната, где царит мир детской фантазии;

оставаться чутким воспитателем всегда, проявлять доброжелательность и участие.

Каждая рекомендация имеет смысл. Малыша нужно последовательно приучать к порядку и рациональности. Это отнимает у родителей много энергии, но результат того стоит. Характерная особенность взрослого левши — упорядоченность в сочетании с уникальными творческими способностями.

Как определить леворуких, праворуких и одинаково владеющих обоими руками детей по тестам?

Определить является ли ребенок правшой, левшой или амбидекстром можно при помощи специальных тестов. Обычно доминирование какой-либо руки устанавливается после 4 лет. В этом возрасте и рекомендуется проводить тестирование. Для достоверности результатов все тестовые задания должны выполняться быстро и без подготовки. Ребенок не должен даже догадываться об истинной цели мероприятия.

Тесты для определение левшей и правшей

Тест М. Озьяс

Попросите ребенка сделать следующие действия:

  1. Прикрутить крышку на бутылку.
  2. Ножницами разрезать бумагу.
  3. Продеть нить сквозь бусины.
  4. Очистить обувь щеткой.
  5. Намотать на катушку нить.
  6. Стереть ластиком нарисованные детали.
  7. Перелить воду из стакана в стакан.
  8. Разложить картинки (карточки).
  9. Сделать дыроколом отверстия.
  10. Вдеть нить в иголку.
  11. Открутить рукой и с помощью ключа гайку.
  12. Очистить от пыли вещи.
  13. Пипеткой капнуть в горлышко бутылки.
  14. Ложкой достать бусину из стакана.
  15. Застигнуть и расстегнуть молнию.
  16. Сделать несколько глотков из стакана.
  17. Взять в руку колокольчик и позвонить в него.

Тест Ф. Кречмера

При прохождении теста Ф. Кречмера для определения ведущей руки детям предлагается выполнить следующие действия:

  • почистить зубы;
  • полить цветы;
  • шарик толкнуть палкой;
  • лопаткой перемешать песок;
  • сложить мелкие игрушки в коробочку;
  • вынуть из ванной пробку;
  • достать с полки книжки.

Какую руку больше задействует ребенок при выполнении вышеприведенных тестовых заданий, та рука и является доминирующей у малыша. Желательно, чтобы ребенок выполнял все действия без подготовки и объяснений сути данного тестирования, только так можно получить наиболее точные данные.

Другие тесты:

Рисование. Суть метода в том, чтобы ребенок нарисовал то, что он хочет. После того, как работа выполнена, необходимо предложить ребенку нарисовать тоже самое только другой рукой и затем оценить результат. Рисунок, сделанный доминирующей рукой, будет более четким и аккуратным

Также обращают внимание на напряжение рук во время рисования. Ведущая рука будет расслаблена, а движения ею будет четкие и скоординированные.

Тест со спичечным коробком

Подготовьте несколько коробков. В одном из них должна быть спичка с обломанным концом. Ребенку необходимо открывать коробки с целью найти спичку. Главной является та рука, которой малыш будет выдвигать и задвигать подвижную часть коробка.

Тест с палочками. Ребенку необходимо построить домик из палочек. Рука, выполняющая более активно действия, и есть доминирующая.

Мячик. Предложите малышу поочередно каждой рукой бросить вам маленький мячик (например, теннисный), подкидывать и ловить его. Данное задание ребенку легче будет выполнить ведущей рукой.

Вырезание ножницами. Ребенку необходимо вырезать какую-нибудь картинку, например, из журнала. Посмотрите, какая рука будет делать больше движений. Возможно, малыш будет держать ножницы в правой руке, но они будут неподвижны, а двигаться будет картинка в левой руке. Следовательно, малыш является левшой.

Раскладывание карточек. Предложите вашему чаду разложить карточки (например, лото). Раскладывать ребенок будет ведущей рукой.

Тестов на определение ведущей руки у детей существует очень много. Проведя проверку по ним, можно определить является ваш ребенок правшой или левшой. Стоит иметь ввиду, что если в семье есть левши, то вероятность, что ребенок будет леворуким значительно увеличивается. Если у ребенка не удается выявить ведущую руку, то скорее всего он амбидекстр, то есть свободно владеющий обеими руками.

Как определить амбидекстра: тест для детей

Существует специальный тест, который позволяет определить является ли ребенок амбидекстром. Он заключается в том, что ребенку предлагают написать один и тот же текст одновременно двумя руками. Правша или левша при одновременном письме двумя руками будет писать разборчиво ведущей рукой, а вторая рука будет просто рисовать волнистую линию. А вот если ребенок является амбидекстром, то при выполнении данного текста у него практически сразу или максимум через несколько минут тренировки получатся два идентичных текста, написанные разными руками. Причем эти тексты могут быть написаны как в одну сторону, так и в разные.

Психологические особенности леворуких, праворуких детей и амбидекстров

Разные полушария мозга по-разному воспринимают информацию, что объясняет некоторые особенности и отличия в поведении праворуких и леворуких людей, а также амбидекстров.

Психологический портрет левшей, правшей, амбидекстров

  • Правши — консервативны, принципиальны, последовательны, предсказуемы. Они отличаются эмоционально стабильным поведением, обладают аналитическим, абстрактным мышлением, практически никогда не спорят и не ссорятся, им свойственны точность и аккуратность.
  • Левши — импульсивные, эмоциональные, упрямы и замкнуты, стремятся к переменам, прогрессу, плохо ориентируются в пространстве, обладают творческой натурой.
  • Амбидекстр — универсален, интеллектуально развит, при хорошей интуиции имеет высокий творческий потенциал, мышление аналитическое со склонностью к гениальности, высоких результатов добивается во всем.

Дети амбидекстры и левши часто испытывают сложности в обучении, поэтому требуют особого внимания к себе. Воспитывать любого ребенка необходимо с учетом его особенностей. Однако, если у вас возникают сложности при воспитании леворуких детей и амбидекстров, то необходимо обратиться к психологу, который поможет раскрыть потенциал вашего чада.

Стоит ли переучивать левшей?

Раньше владение левой рукой считалось патологией, отклонением от нормы, поэтому детей переучивали в правшей. Это сопровождалось психологическими травмами у маленьких левшей, да и применяемые для переучивания методы не всегда можно было назвать гуманными. Сейчас психологи и педагоги не рекомендуют переучивать левшей на правшей, так как это может стать причиной тревожности, страхов, неврозов и протестов у ребенка. Вмешательство в природное распределение функций между полушариями способствует развитию у ребенка замкнутости, неловкости в движениях и заниженной самооценки.

Совет от специалиста

Педагогический и клинический психолог, психолог-психоаналитик Людмила Владимировна Алтыева (Санкт-Петербург) дает родителям левшей, правшей, амбидекстров следующий совет:

Заметить, что ребенок предпочитает пользоваться той или иной рукой, родители могут уже на самом раннем этапе. Так, младенец будет чаще манипулировать предметом ведущей рукой (сосать кулачок, хватать игрушку, бутылочку и т.п.). К 1,5 — 2 годам эта тенденция приобретает более постоянный характер. Например, ребенок берет ложку только правой или левой рукой. Именно в это время родители/воспитатели делают попытку приучить ребенка пользоваться «правильной» рукой. Однако основной помощью для малыша будет предложить ему самому определиться в этом вопросе — не вкладывать предмет в ручку, а положить его так, чтобы можно было взять его и той, и другой рукой. В детском саду/школе можно и нужно предупредить педагогов, что ребенок предпочитает пользоваться левой рукой. Сейчас педагоги относятся к таким детям с пониманием. И, пожалуй, самое главное. Прочитав о психологическом портрете правшей, левшей и амбидекстров, нужно улыбнуться, принять к сведению и прийти к выводу, что интуиция, творческий потенциал и умение выстраивать отношения — это не только физиологическая данность, но и то, что можно и нужно активно развивать в ребенке.

С упором на характер

Левши, как показывает практика, легко идут на контакты, в большей мере подвержены негативным эмоциям, заметны частые смены настроения. Поскольку за логику отвечает левое полушарие, левши в большей мере делают упор на развитую интуицию. Умение делать правильные прогнозы столетия назад способствовало тому, что левшей в обществе наделяли пророческими качествами.
Кроме эмпатии, леворукий ребенок отличается восприимчивостью к окружающему миру. Он способен воспринимать звуки и интонации иначе, чем правша, обладает тонким художественным и музыкальным чутьем. Некоторые педагоги предполагают, что левши даже отличаются несколько другим цветовосприятием. Эти моменты следует учитывать и использовать в ходе программы творческого развития ребенка.

Образность памяти помогает левшам достаточно долго хранить в памяти впечатления и незначительные детали разных событий. Они могут воспроизвести самую запутанную историю в подробностях, из них получаются хорошие рассказчики, речь левшей эмоциональна, экспрессивна, богата жестикуляцией, подчас сбивчива. Впечатлительность и несдержанность левшей в то же время во многом способствует развитию в них творческого начала. Среди них известно много архитекторов, художников, музыкантов. А фехтовальщики, теннисисты и боксеры-левши вообще имеют целый набор преимуществ перед своими праворукими противниками, являются более искусными «игроками».

Опасность переучивания

Вопрос с переучиванием в прошлом столетии стоял очень остро и решался варварскими методами. Малышей мучили дома, насмехались над ними в школах. И отовсюду твердили, что писать и держать ложку следует правой рукой. И ребенок-левша чаще всего сдавался под невыносимым натиском родителей, учителей и сверстников. Он начинал больше пользоваться правой рукой, проходил периоды ломки и замкнутости, которые длились около года

Однако такое насилие над собой бесследно не проходило. Дети-левши чаще сверстников были подвержены заиканию, ночным кошмарам, ухудшению сна, нервным расстройствам.

Левша от природы, которого переучивают, хуже пишет, менее внимателен на уроках. Он допускает много ошибок, пропускает буквы в словах и рисует их с наклоном влево во время письма.

Вопрос с переучиванием не всегда стоял остро перед родителями малыша-левши. К примеру, мы не знали бы работ удивительного художника Леонардо да Винчи, если бы его мама и папа отучили пользоваться левой рукой.

Лучше будьте внимательнее к своему крохе и помогайте ему адаптироваться в нашем праворуком мире.

Обучение письму

Выбрать доминирующую руку следует до начала обучения письму. Если ребенок левша, то научить держать ручку его бывает непросто. Она лежит на правой стороне среднего пальца и придерживается указательным пальцем сверху, а большим с правой стороны (зеркальная копия позиции письма правой рукой). При написании упражнений рука малыша должна опираться на верхний сустав мизинца, который загнут внутрь.

Работая в тетради, не надо сильно сжимать письменный прибор, а пальцы, которые его поддерживают, удобнее вытянуть и расслабить

Указательный палец важно не сгибать – он служит продолжением ручки. Его можно поднимать, но ручка при этом должна поддерживаться соседними пальцами

Чтобы не закрывать линию письма, расстояние от пальцев до стержня не должно превышать 4 см. Оно чуть больше, чем у праворуких ребят, что позволяет видеть структуру тетради и писать аккуратно.

Если у ребенка левши что-то не получается, не стоит повышать на него голос. Нужно использовать подсказки и быть готовым к тому, что малыш будет писать медленно, не очень красиво, а его почерк первое время будет неустойчивым (подробнее в статье: как научить ребенка писать красиво, быстро и грамотно в 1-м классе?)

Важно задействовать и вторую руку, выполнять разминку пальчиков, играть с мячом, плавать, лепить, вышивать, заниматься другими делами, которые координируют руки

Признак почерка левши – легкий наклон влево или строго вертикальные буквы. Требования со стороны учителей к его каллиграфической стороне не должны быть завышены. Принципы обучения левшей письму прописаны в методических рекомендациях, которые следует изучить родителям.

Последствия переучивания леворуких детей

Раньше существовала практика переучивания леворуких детей. Сегодня физиологи, психологи, педагоги едины во мнении: ни в коем случае этого делать нельзя! Насильственное переучивание левшей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга, как правило, ведет к негативным последствиям. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывают нарушения сна, потеря аппетита, головные боли, жалобы на усталость в правой руке, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого малыша работать правой рукой. Но изменить его биологическую суть нельзя. И тем не менее, до недавнего времени леворуких детей в семье, и в детском саду, и в школе пытались переучивать. Один из мотивов, которым руководствовались родители и учителя, таков: весь бытовой мир приспособлен под правую руку, и, переучив малыша, они помогут ему избежать многих проблем и неудобств. Понять родителей можно, но вот правы ли они? Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов. Наиболее частым негативным последствием является астенический невроз, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Появляются головные боли, неспокойный сон, раздражительность, несдержанность, снижается аппетит. Отмечаются аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы. У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей. Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют их при переучивании. Во сне такие малыши часто переживают дневные неприятности в преувеличенном виде. Утром они встают вялыми, не отдохнувшими, капризными. Состояние страха усугубляется замечаниями взрослых или насмешками со стороны сверстников над леворукостью. Добавляется страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате (страх одиночества) и даже страх смерти. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нет новых стрессов, могут исчезнуть. В противном случае у детей появляется тревожное ожидание неудачи. Напряжение, замкнутость, недоверие к окружающим остаются на долгие годы. Выходит, что старания взрослых облегчить жизнь своему чаду могут попросту исковеркать ее. Бывает у переученных леворуких и невротическое заикание, и невротическое недержание мочи (энурез) и тики — навязчивые непроизвольные движения (мигание, облизывание губ, наморщивание лба с подергиванием носом). Подобные проявления редко вызывают беспокойство взрослых, чаще всего их принимают за кривляние, дурачество. Насмешки и передразнивания сверстников, раздражение воспитателя, замечания родителей делают свое дело. Нарушения закрепляются. Образуется тот порочный круг, разорвать который по силам только взрослым.

Маленькая справка

Строгие правила мусульманского Востока говорят о том, что нельзя дарить левой рукой подарки, подавать ей пищу, поздравлять других людей. Согласно ним считается, что у левши так называемая «нечистая» рука. Похожие представления есть и в христианстве, причем не только в религиозном, но и в бытовом отношении. На самом деле ребенок-левша – это абсолютно не страшно. Примите данное явление как данность, не переучивайте и просто учитывайте определенный набор особенностей в ходе развития и воспитания своего чада. Тем более, что эти правила достаточно просты.
Откуда берется леворукость? Ученые выяснили и неоднократно доказали, что дело здесь не столько в особенностях самой руки, сколько в особом устройстве мозга, отличном от устройства мозга у правшей. Головной мозг человека, как известно, состоит из правого и левого полушарий. При этом правое управляет левой стороной тела, а левое, соответственно, правой. Эти полушария не бывают равноправными — одно из них должно доминировать. Если более активно левое полушарие, то человек становится правшой, а если доминантное правое, то левшой.

Обратите внимание, что отличия на том, что кто-то пишет левой рукой, в то время как другой человек правой, не заканчиваются, а только начинаются, поскольку полушария мозга отличаются по характеру деятельности. Левое полушарие информацию обрабатывает последовательно, поступательно, тщательно перебирая все возможные варианты

Благодаря его работе мы можем понимать смысл речи, формировать абстрактные понятия, классифицировать и анализировать объекты окружающего мира. Правое полушарие работает одномоментно, воспринимая целостный образ, на который будет опираться наша способность к эмоциональному мировосприятию, синтетическому мышлению, зрительно-пространственным функциям, интуиции, мгновенно. Оно воспринимает главным образом интонационную сторону речи. Разумеется, мы рассмотрели далеко не все функции, но общее представление из изложенной выше информации каждый интересующийся родитель ребенка-левши наверняка получит.

Ребенок левша. Причины

Самая частая причина – наследственная, когда один из родителей – левша. Леворукость в этом случае является нормой, индивидуальностью развития. Оба полушария мозга здоровы, выполняют свои функции, но доминирует правое полушарие, отвечающее за левую часть тела. Никаких проблем нет, кроме той, что мир ориентирован на правшей. Родителям надо учитывать особенности ребенка, помогать ему, и он сам быстро приспособится к праворукому миру. Такие дети ничем не отличаются от правшей ни по психике, ни по развитию.

Вторая причина леворукости – поражение левого полушария мозга во внутриутробном периоде или в связи с какой-либо болезнью во младенчестве, или во время тяжелых родов. Левое полушарие не может нормально функционировать, и правое берет на себя его функцию. Следствием этих причин является леворукость. Организм пытается компенсировать недостающие функции левого полушария и делает правое доминирующим. У такого ребенка часто бывают проблемы с развитием речи, обучаемостью, моторикой. Правое полушарие работает «за двоих». Ребенку и так трудно, а, если еще начать его переучивать, может случиться катастрофа. Это может повлечь за собой психические расстройства, энурез, нервные тики, заикание, проблемы с пищеварением, ослабление иммунитета и т.д. К счастью, сейчас в школах не борются с леворукостью, не переучивают как еще 30-40 лет назад.

Третья причина леворукости бывает вынужденной, например, связанной с травмой правой руки. И даже не у ребенка, а у его родителя. Много тому примеров, когда дети вернувшихся с войны отцов, потерявших правую руку, смотрели на них и все делали левой рукой «как папа». Если же у самого ребенка травмирована рука, и он бережет ее, все делая левой, то по выздоровлению правой руки ненавязчиво побуждайте ребенка использовать ее. Постепенно праворукость вернется. Переучивать ребенка с левой на правую руку следует только при подражании леворукому родственнику. В двух других случаях переучивать ребенка-левшу нельзя категорически.

Бывают случаи псевдолеворукости, когда не выявлено доминирующее полушарие мозга. Тогда ребенок использует обе руки одинаково. Это происходит из-за несформировавшейся связи между левым и правым полушариями мозга. В этом случае необходимо проконсультироваться с нейропсихологом. Специалист проведет занятия, в ходе которых выявится доминантное полушарие мозга, в большинстве случаев правое. Специалист владеет техниками, позволяющими сделать это довольно быстро, всего за несколько занятий. К десяти годам у многих детей доминирующее полушарие определяется без чьей-либо помощи. Но иногда этого не происходит и нужна дополнительная помощь, поэтому лучше раньше выявить статус ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector