Что делать, если ребенок не хочет учиться?

Содержание:

Средняя школа: новые условия

Переход в среднее звено связан с большими переменами. Вместо одного учителя появляется сразу несколько. Важнейшую роль здесь будет играть новый классный руководитель и то, насколько он сможет создать условия защищенности и безопасности в коллективе.

Ребята с анальным вектором труднее других адаптируют перемены в целом. Могут скучать за прежним учителем. Будет хорошо, если вы сохраните с этим педагогом общение и эмоциональную связь: он сможет поддержать и подбодрить ребенка.

Для любых детей при переходе в среднее звено многое будет зависеть и от навыков социальной адаптации. Если с этим раньше уже были проблемы, то необходимость адаптироваться к нескольким новым учителям еще добавит трудностей.

Когда подросток не хочет учиться

Подростковый возраст самый непростой в становлении личности ребенка. В этот период учеба неизбежно отодвигается на второй план, а на первый выходят попытки «ранжирования» в среде ровесников.

Мальчики пробуют занять свое место в социальной лестнице. А девочки природным образом пытаются «брачеваться», то есть стремятся понравиться мальчику, привлекать к себе интерес.

Это природный механизм: ведь с окончанием пубертата ребята выйдут во взрослую жизнь, а подготовка к ней возникает чуть раньше. Однако родители всерьез беспокоятся: ведь учеба — необходимо условие, чтобы самостоятельная жизнь детей в будущем сложилась успешно и счастливо.

Огромную роль в такой период играет эмоциональная связь детей с родителями. А еще — психологическая компетенция взрослых, их способность создать такие условия, чтобы желание учиться у ребенка не угасало, а способствовало максимальному развитию врожденных свойств — это залог будущей счастливой взрослой жизни человека.

Без эмоций

На самом деле однозначного ответа нет. И дать его не получится. Каждый ребенок — это индивидуальность. Соответственно, в том или ином случае у изучаемого явления будут свои мотивы

Скрытые или очевидные — это не столь важно. Главное — их наличие

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Первый совет, который будет дан любым психологом, — это сохранять спокойствие. И оценивать ситуацию, анализировать происходящее и поведение детей без лишних эмоций.

Зачастую тема учебы воспринимается родителями болезненно. Можно услышать возгласы: «Как так, не хочет учиться? Да я ему…». Дальше, как правило, следует наказание или любой другой прием принуждения ребенка сесть за учебники. Отмечается, что подобное поведение не пойдет на пользу. Наоборот, оно лишь навредит. Причем и родителю, и ученику.

Причины отсутствия интереса к учебе

Начнем с того, что все дети разные, и причины их полного безразличия к процессу получения новых знаний тоже различаются. Если объединить наиболее распространенные из них в группы, то можно получить следующую классификацию:

  • Сложности в учебе. Это очень банальная, но весьма распространенная причина. Бывает так, что ребенку действительно очень сложно учиться. Возможно, он болел и много пропустил, либо у него есть сложности с концентрацией внимания, памятью, чтением, другими видами активности и когнитивными процессами. А когда ребенку сложно, непонятно, тревожно – он, защищаясь, отгораживается от учебы.
  • Проблемы в отношениях со сверстниками. Посещение школы связано не только с получением новых знаний и проверкой качества усвоения информации, но и со множеством социальных взаимодействий. Если у ребенка возникли какие-то проблемы со взаимоотношениями внутри коллектива, если ему некомфортно, то этот дискомфорт ассоциируется у него с процессом обучения в целом. И, опять же, у него возникает естественное желание от этого дистанцироваться.
  • Проблемы в отношениях с учителями. Несмотря на то, что профессия педагогов в современном обществе не так уважаема, как раньше, они все же имеют для школьника определенный авторитет. Если какой-то учитель откровенно невзлюбил вашего ребенка и не стесняется это показывать, такая ситуация тоже может спровоцировать отвращение к учебе.
  • Высокий уровень подготовки. Некоторые дети развиты не по годам: много читают, очень быстро улавливают и усваивают информацию. Им может быть просто скучно в рамках стандартной общеобразовательной программы, рассчитанной на среднестатистического ребенка. То же относится к случаям, когда школьник по каким-то причинам остался на второй год.
  • Недостаток или переизбыток внимания родителей. Обе крайности мешают по-своему. Если родители сильно контролируют процесс образования ребенка, во всем ему помогают, он перестает чувствовать себя первооткрывателем, учеба перестает быть чем-то, что удовлетворяет его любопытство. Если же родители не уделяют ему должного внимания, не хвалят за успехи в школе, то он может просто не видеть смысла в том, чтобы этих успехов достигать.
  • Смена ценностей. Все люди проходят определенные стадии психоэмоционального развития, когда их мировосприятие, ценности, авторитеты меняются. В подростковом возрасте наибольшее значение для ребенка имеет авторитет среди сверстников, то есть интеграция в социум. На этом этапе даже те дети, что раньше учились охотно, могут перестать проявлять интерес к учебе. Это может быть, например, частью нонконформистского бунта.
  • Проблемы со здоровьем. Если ребенок вял, апатичен, часто жалуется на головные боли, болезненные ощущения в других частях тела, головокружения и другие атрибуты плохого самочувствия – стоит показать его врачу. Дело может быть не столько в учебе, сколько в том, что у школьника в принципе нет сил серьезно заниматься чем бы то ни было. То же касается серьезных стрессовых ситуаций.

Что делать, если желание учиться пропало у ученика начальных классов? От шести до десяти лет

Причина #1: Ребенок не понимает, зачем ему нужна школа

В раннем возрасте дети не осознают, для чего им ходить в школу. Они не идут на контакт с учителем. Не признают в нем авторитет. И всячески не хотят знакомиться с ним. А также запоминать его имя.

Признаками того, что ребенок не понимает, зачем ему школа, являются следующие:

  1. Ребенок не заводит знакомства с одноклассниками. Не узнает у них, как их зовут. Чем они занимаются. И так далее. Вместо этого ребенок сидит в сторонке. И в одиночку пережидает окончание уроков. Так может продолжаться с первого по четвертый класс.
  2. По утрам ребенок очень долго готовится в школу. Когда вы приводите его в учебное заведение, он капризничает. Не хочет, чтобы вы уходили. С трудом принимает тот факт, что в школу нужно ходить.

Почему ученик младшей школы ведет себя подобным образом?
 

Некоторым ученикам начальных классов некомфортно менять домашний коллектив на школу. Ребенок боится существовать в социуме.

Ему некомфортно учиться и зарабатывать оценки. Он боится сделать что-то не так и получить двойку.

Своими капризами и нежеланием учиться ребенок пытается показать вам, что ходить в школу для него — некомфортно.

Как решить проблему?
 

Чтобы привить ребёнку желание ходить в школу, вам нужно поговорить с ним. Объясните, что там он находится недолго. Всего до двенадцати-часу дня. После этого он возвращается домой и занимается своими делами.

Объясните ребенку, почему жить в социуме — важно. Скажите, что в будущем чаду придется ходить на работу

И общаться с людьми. Отметьте, что существовать вне социума — невозможно.

Также, можете добавить, что учиться в школе — очень престижно. Поскольку в ней ребенок получит образование. А значит станет интеллектуально-развитым человеком.

Здоровье

На самом деле, если ребенок не хочет учиться (первый класс или любой другой — это не так принципиально), проблемы способны скрываться в менее очевидных нюансах жизни человека.

Малыш или подросток быстро утомляется даже от простых заданий? Он устает очень сильно, не прикладывая особых усилий к тем или иным вещам? Не исключено, что родителям придется бить тревогу. Ведь подобное поведение — это следствие проблем со здоровьем. Именно о данной причине родители, как правило, забывают.

Соответственно, как только ребенок будет на все 100% здоровым, желание и потребность в новых знаниях появится. Но это только в том случае, когда нет иных причин изучаемой проблемы.

Сбор информации

Ребенок не хочет учиться? Советы психолога относительно данной ситуации нередко направлены именно к родителям. От их поведения зачастую зависит то, насколько дети стремятся к получению новых знаний.

Перед тем как бить тревогу, а также придумывать способы, которые могли бы заинтересовать или принудить несовершеннолетнего к более внимательному и ответственному отношению к учебе, рекомендуется собрать как можно больше информации о жизни школьника. Даже если родителям кажется, что они и так все знают. Обычно на практике оказывается, что это не так.

Почему дети не хотят учиться? Причины могут быть разными. И чем больше родитель узнает о жизни ребенка в школе, о его чувствах и переживаниях, тем быстрее получится разрешить ситуацию.

Причина 1 — возрастные особенности

Для начала обратим внимание на возраст ребенка. У младших школьников  учебная (а не игровая!) деятельность становится ведущей,  дети направлены на саморазвитие

Интерес к учебе мотивируется результатом и самим процессом.

Иначе говоря, ребенок большое значение придает похвале, оценке учителя и родителей. Он с удовольствием включается в урок только потому, что все для него ново, необычно и интересно.

Подобных чувств  не испытывают те дети, которым учебный материал давно знаком или, напротив, слишком труден для восприятия. В этой ситуации и первым, и вторым детям необходим индивидуальный подход: одаренным учащимся нужно дать возможность развиваться дальше, а с другими детками заниматься восполнением «пробелов» в знаниях.

Если далее ребенок легко адаптируется к новым условиям средней школы, то с желанием будет учиться до  7 класса.  В 8 классе  количество отличников и хорошистов резко падает.

Виной тому – пресловутый подростковый кризис, когда дети претендуют на равные со взрослыми права. Подростки отвергают контроль за успеваемостью, временем выполнения домашних заданий и даже помощь. Они  стремятся иметь близкого друга и подражать ему. Влияние же родителей довольно ограничено. Все это неблагополучно сказывается на желании учиться. Однозначного решения этой проблемы нет, но внимательные, чуткие родители могут найти ключ к сердцу своего ребенка.

Ребенок 12 лет не хочет учиться

Дочери 12 лет, и она не хочет учиться. Игнорирует просьбы матери помочь по дому и перестала делать уроки. При разговоре отстранена, может начать рисовать рожицы у себя на коленях. Просьбы, уговоры, назидания и даже крики не помогают. Девочка воспитывается мамой и отчимом, есть младшая сестренка.

Постоянные требования и упреки, оскорбления на повышенных тонах приводят к тому, что ребенок перестает реагировать на слова, абстрагируется. Садится делать уроки, а сам витает в облаках, рисует.

Девочка обладает зрительным вектором, который не развивается в должной мере. Талант к рисованию был заброшен так же, как и участие в театральном кружке. После чего интерес к учебе пропал. Она перестала читать книги, хотя любила это занятие в детстве.

Рекомендация психолога:

Направить в правильное русло энергию ребенка. Воспитывать и развивать природные таланты девочки. Вовлечь в чтение классической литературы. Это поможет развить чувственность, создать внутренний нравственный стержень и задать правильные ориентиры для выбора будущей профессии.

Для того, чтобы мама лучше понимала, как правильно воспитывать детей, и не делала ошибок в воспитании, рекомендовано пройти тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Это поможет ей самой сохранять внутреннее гармоничное состояние и давать детям чувство защищенности и безопасности.

Ребенок 13 лет не хочет учиться

Родители в разводе. Папа в воспитании сына не принимает никакого участия. Алименты не платит. Мама много работает, старается обеспечить ребенка всем необходимым и восполнить нехватку отца.Мальчик ни в чем не нуждается, но очень обижен на папу за то, что тот бросил их. Завидует одноклассникам, у которых полные семьи. Именно после развода подросток перестал обращать внимания на учебу, стал плохо учиться.

Рекомендации психолога:

Ребенок зависит от маминого настроения и состояния. Мама, обиженная на мужа, передает состояние ребенку. Дети — отражение родителей. Но за это их не нужно винить, как часто делают родители, сравнивая поведение сына с поступком бросившего семью отца.

Маме — пройти тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Ей необходимо избавиться от плохих состояний, страхов за будущее, обид на мужа, научиться понимать себя и быть счастливой. Тогда ребенок почувствует и заразится энтузиазмом. Его желания не будут блокироваться криками, маминым раздражением, лишним контролем и плохим настроением.

Перестать сравнивать характер мальчика с поведением отца. Через суд добиться уплаты алиментов. Научиться понимать, что скрывается за каждым словом, действием, за каждым «хочу» и «не хочу» сына. Только когда мама понимает ребенка больше, чем он сам, она способна выровнять его внутреннее состояние, направить его мысли на удовлетворение природных желаний и развитие талантов и вернуть интерес к учебе.

Скука

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Не паниковать и не выходить на эмоции — это главное. В остальном ситуация вполне разрешима. Особенно если речь идет о младших школьниках.

Вообще, учеба — это весьма скучный процесс. Родители, которые сталкиваются с нежеланием детей обучаться, нередко сетуют: «Это же так интересно!». Как правило, такие люди просто забывают себя в школьном возрасте.

Как уже было сказано, учеба — это аналог работы. Может быть, ребенку просто скучно на уроках? Например, ввиду большего количества знаний. Или, наоборот, дети отстают по программе, из-за чего на занятиях они ничего не могут понять. Отсюда появляется скука. Это нормальное явление.

Бороться с ситуацией предлагается несколькими путями:

  • сменой школы;
  • перевод ребенка в более «сильный» класс;
  • репетиторство и занятия по индивидуальной программе.

Как только ребенку станет интересно учиться, он будет делать это с удовольствием. Так устроен человеческий организм. Следует всегда помнить, что дети — это не взрослые. У них понятие «надо» еще не до конца сформировано. Поэтому в школе должно быть интересно.

Передайте ребёнку ответственность за учёбу

Постепенно передавайте ребенку ответственность за уроки, оценки и ориентирование в школьных делах. Если домашнее задание для первоклашки записывает мама, а уроки помогает делать вся семья, то к средней школе нужно донести до детки мысль, что учеба – это его работа.

Его будут поощрять за успехи и помогут, если все плохо, но надеяться нужно на себя. И передайте эту ответственность честно: ведь порой мамы сами не замечают, как въедливо контролируют ребенка, будто его учеба – это мамино дело и мамина честь.

Не впадайте в панику из-за его провалов, не кидайтесь чуть что спасать детку своими крепкими руками – тогда ребенок ощутит ответственность всерьез. И ощутит гордость и уверенность, когда научится справляться с проблемами сам.

С самостоятельностью не рождаются, ей учатся. И задача родителя вовсе не в том, чтобы постоянно контролировать ребенка. А в том, чтобы развить у него самоконтроль. 

Не забывайте о пряниках

Часто родители размахивают кнутом и применяют карательные меры, когда ребенок приносит двойки и замечания, но слишком вяло реагируют на хорошие результаты. А хорошие результаты – это не только пятерки и победы в олимпиадах, это еще и умение собраться вовремя, помнить о секциях и факультативах, разные интересы, которые ребенок приносит из школы.

Раньше дочка делала уроки до десяти вечера, а теперь все заканчивает к восьми? – несомненный успех! Хвалите ребенка, делайте для него что-то хорошее, просто чтобы отметить какое-нибудь школьное достижение

Это не подкуп – просто важно, чтобы учебные обязанности больше ассоциировались у ребенка с радостными и позитивными вещами

Родителей школьников волнует вопрос: помогать ребенку с уроками или нет? Школа призывает мам и пап активно участвовать в образовательном процессе, а ребенок порой путается в требованиях программы. 

Научите видеть позитив!

Научите ребенка в разных школьных делах находить плюсы и бонусы. Нужно написать реферат по музыке? – помогите выбрать такую тему, от которой ребенок просияет. Скучно на геометрии? – зато можно вот так рисовать красивые фигуры и точки. Не запоминаются даты по истории? – зато учитель рассказывает интересно. Чем больше интересных и бодрящих нюансов найдет для себя ученик, тем легче и охотнее он будет заниматься.

Ты заслужил награду!

Научите ребенка вознаграждать себя за выполненные задания и любые достижения. Сделал уроки, сказал себе: «Я молодец!» — и пошел играть в Лего, Майнкрафт (или клеить танчики). Награда – это еще и признание одноклассников, уважение учителя, хорошая репутация, приятное чувство исполненного долга, — научите сына или дочь видеть бонусы во всех этих вещах.

Мозг удобно устроен: если за какие-то действия человек получал награду прежде, то потом для этих действий выделяется больше энергии и гормонов удовольствия уже в самом начале работы и даже до ее начала!

Есть важные навыки, которым не научат в школе — их можно получить только в семье: среди родственников, друзей, дядюшек, бабушек и крестных. О них и поговорим.

Научите делить!

Замечательный метод справляться с монотонной работой – разбивать ее на части. Тогда при завершении каждого этапа, когда ученик «выдыхает» и внутренне гладит себя по головке, мозг получает положительную обратную связь и подкрепляет успех небольшой порцией гормонов удовольствия. От этапа к этапу удовольствие будет расти, пока ученик все не закончит.

Мотивация

У любого процесса, как уже было сказано, есть свои причины. Для детей, как и для взрослых, важна мотивация. Живой организм не станет заниматься чем-либо, если у него нет в этом потребности и мотивов.

Соответственно, родителям важно «подогревать» интерес ребенка к обучению. Очень часто на практике встречаются ситуации, когда за неудачи наказывают, а успехи воспринимаются как должное

Подобное поведение со временем приведет к тому, что ребенок не захочет учиться дальше. Также психологи отмечают, что некоторые мамы и папы хорошие оценки не считают за достижение и даже за должное явление, а вот плохие отметки сулят школьнику серьезными последствиями.

Да, в любом действии родителей должна быть строгость и серьезность, но в меру. Психологи советуют поставить себя на место ребенка: если нет никакой мотивации к выполнению тех или иных задач, будет ли взрослый исполнять их? Нет. Вот и дети точно так же себя ведут.

К счастью, мотивировать ребенка к обучению можно. Но к каждому школьнику нужен индивидуальный подход. Для кого-то неплохой мотивацией могут стать дополнительные карманные деньги, кому-то достаточно просто похвалы или семейного ужина, сладостей в качестве награды за успехи, а некоторых мотивируют покупки. В частности, крупные. Но такой вариант хорош для больших успехов. Например — закончишь четверть с отличием, получишь игровой компьютер последней модели. Главное — всегда держать слово и не обманывать ребенка.

Нередко родители считают, что наказания и «ремень» — вот главная мотивация к учебе. Если ребенка держать в страхе, то он будет учиться даже через силу, преуспевать и добиваться прогресса. На самом деле подобное поведение приведет к разрушению контакта со школьником, иногда даже на всю жизнь. Поэтому не следует выбирать подобную тактику поведения.

Переходный возраст

Ребенок (13 лет) не хочет учиться? Проблема эта распространена по всему миру. Родители подростков нередко отмечают, что их дети просто перестают стремиться к учебе и знаниям. Они «съезжают» по оценкам, не делают домашние задания и даже прогуливают уроки!

К сожалению, большинство мам и пап выбирают не самую правильную тактику поведения, чем еще больше вредят. Ведь в 12-13 лет начинается половое созревание, новый этап становления личности. Период бунтарства и несогласия. В переходном возрасте проблемы с учебой — нормальное явление.

Родителям важно в этот момент не «наседать» на ребенка, а помочь школьнику справиться с трудностями переходного возраста. Такой прием способствует сохранению отношений с детьми, а также улучшает успеваемость

Можно нанять репетитора, но без фанатизма. У детей в любом возрасте должно быть время на отдых.

Нагрузка

Школьная программа — «величина» непостоянная. Она все время меняется. Точно так же, как и нагрузка в школе. Данный факт должен учитывать каждый родитель. Школьная программа в современных школах значительно отличается от той, что была в советские времена.

Ребенок совсем не хочет учиться? Подобное поведение зачастую является явным признаком усталости. Рано или поздно каждый утомившийся человек «перегорает». Ему нужен отдых. Лишь в данном случае получится вернуть стремление к учебе и новым знаниям.

Родители должны сделать все, чтобы снизить нагрузку на ребенка. Это вовсе не значит, что придется делать за школьника все домашние задания. Но вот помогать и поддерживать своего ребенка, позволять ему после школы отдохнуть и расслабиться — это обязательно.

Интересный факт: иногда желание учиться «отбивает» нагрузка, которая ложится на ребенка уже после школы. Например, разнообразные секции и кружки, а также работа по дому, помощь родителям (скажем, присмотр за младшими братьями и сестрами). Разгрузить ребенка необходимо во всех смыслах. Пока школьник устает, у него не появится желание учиться.

Причина #2: У ребенка недосып

Еще одной причиной, по которой ребенок не хочет ходить в школу, может быть недосып. Чадо ложится поздно и просыпается рано. Из-за этого школьник испытывает дискомфорт во время учебы. На уроках он пребывает очень сонным. И не может заниматься ничем, кроме того, что думает, как бы быстрее попасть домой. И лечь спать.

Как определить, что причина нежелания учиться заключается в недосыпе?

Определить это очень просто. Вам нужно проследить за поведением ребенка.

Если он тяжело встает по утрам, сидит сонный за завтраком, и после школы возвращается очень уставшим, то проблема заключается в неправильном сне. Вам нужно заставлять ребенка ложиться спать в 22:00. Чтобы к 07:00 он проснулся бодрым.

Если ребенок будет спать на протяжении девяти часов, то проблем с недосыпом у него возникать не будет. Он будет чувствовать себя бодрым в школе. 
 

Причина 6 – непонимание между родителями и детьми

Вернемся к нашей теме: «Ребенок не хочет учиться». Вы когда-нибудь задавали себе вопрос, а почему вас, собственно, это волнует? Чего вы на самом деле хотите от ребенка? Вариантами ответа могут быть:

— «я боюсь за будущее своего ребенка»,

— «я хочу, чтобы ребенок вырос самостоятельным»,

— «я хочу, чтобы он стал последовательным  и умел доводить дело до конца»,

— «я хочу развивать ребенка в отдельных областях познания»,

— «я хочу, чтобы ребенок учился не хуже других в классе».

Когда вы найдете нужный ответ, обязательно скажите об этом сыну (дочери). А дальше вам необходимо найти мотив у ребенка для достижения своей цели. Иными словами, нужно построить с ребенком взаимовыгодное сотрудничество.

К примеру, признайтесь вашему чаду, что боитесь за его будущее, что хотите развития ребенка по его любимому предмету, а по остальным дисциплинам вас бы устроили приемлемые оценки. Предложите воспользоваться услугами репетитора по выбранному профилю. Честно скажите своему воспитаннику, что успех в жизни зависит еще и от контакта с людьми. Нужно уметь ладить со всеми учителями и вовремя поддерживать свой личностный имидж приличными ответами. Мотивируйте исполнение своих желаний обещанием совместного отдыха на каникулах или чем-то еще важным именно для вашего чада.

Так вы придете к соглашению и убьете несколько зайцев. Во-первых, разберетесь в своих внутренних переживаниях.  Во-вторых, сын (дочь) будет знать, что вы от него хотите

В-третьих, он поймет, почему это важно для него. В-четвертых, у него появится внутренний мотив к достижению вашей совместной цели

И закончить свою статью хотелось бы на оптимистической ноте. Знаете ли вы, что Уинстон Черчилль был двоечником в школе, а во взрослой жизни  награжден Нобелевской премией в области литературы. Людвиг ван Бетховен так и не освоил умножение и деление. Александр Пушкин очень слабо успевал в Лицее и плакал на уроках арифметики. Антон Чехов дважды оставался в гимназии на повторный год обучения.

Примеров можно приводить бесконечно. Всем этим людям школьная неуспеваемость не помешала стать великими и успешными людьми, потому что они шли по своему пути развития. В ваших силах, уважаемые родители, помочь ребенку найти верную дорогу в жизни.

Причина #2: Проблемы с одноклассниками

В средней школе у некоторых детей появляются проблемы с одноклассниками. Они могут обижать ребенка. Унижать его. И смеяться над ним каждый день, когда он находится в школе.

Это может привести к тому, что ребенок категорически не захочет посещать учебное заведение. И каждый день будет испытывать дискомфорт во время его посещения.

Решить проблемы можно тремя способами:

  1. Скажите ребенку, чтобы постоял за себя. Если его оскорбляют, то пусть оскорбляет обидчика в ответ. С тройным напором. И такими словами, которые заставят обидчика несколько раз подумать перед тем, как снова оскорбить ребенка. 
  2. Если ответные оскорбления не помогут, то можно переходить к более радикальным мерам. Драке. Ребенок должен при всем классе ударить обидчика. Для того, чтобы все поняли — с ним связываться нельзя. Обычно драться мы не рекомендуем. Однако, в некоторых ситуациях это может быть единственным действенным способом прекратить унижения в свой адрес.
  3. Если ни один из вышеперечисленных способов не работает, то можете перейти к крайней мере. Переводу ребенка в другую школу. Если чадо будет чувствовать себя комфортно в новом учебном заведении, то у него вернется интерес к учебе.

Как вернуть ребенку интерес к учебе?

Для начала неплохо будет разобраться, какая из перечисленных выше причин, с большей степенью вероятности, спровоцировала нежелание учиться у вашего ребенка. Отметим еще раз, что если вы подозреваете наличие у него проблем со здоровьем – обязательно отведите его к врачу. Возможно, причина окажется в каком-то заболевании, и своевременная диагностика поможет вылечить его быстрее и эффективнее. Возможно, дело будет в нехватке каких-либо микроэлементов, и прием соответствующих препаратов вернет ребенку энергичность, хорошее самочувствие, интерес к учебе и жизни.

Если школьник пережил серьезный стресс, который мог оказать сильное влияние на его психологическое состояние – имеет смысл сводить его к психологу. Психологические травмы, как и физические, лечатся быстрее, когда их не запускают. Кроме того, это может быть еще и профилактикой развития психосоматических заболеваний.

В контексте других причин того, что ребенок не хочет учиться, будет полезно соблюдать следующие универсальные советы.

Формируйте доверительную атмосферу

Ребенок должен понимать, что может поделиться с вами своими проблемами. Что вы проявите уважение к его чувствам, поддержите его, что вы сохраните в тайне его переживания и не будете рассказывать о них за семейным столом, что вы не будете его оценивать.

Это ключ к решению очень многих трудностей в детско-родительских взаимоотношениях. Ведь если ребенок будет вам доверять, он придет именно к вам и с проблемами в общении со сверстниками и с учителями. Не побоится признаться, что у него не получается успевать за школьной программой, или что собственная любовная драма для него сейчас гораздо важнее пятерки по математике.

Подавайте правильный пример

Основной принцип, в соответствии с которым дети обучаются тем или иным поведенческим шаблоном – это копирование поведения взрослых. Если вы не читаете книги, терпеть не можете школу, пренебрежительно отзываетесь об учителях и системе образования, то ребенок впитывает это и начинает вести себя так же.

Мотивируйте

Ученика младших классов может мотивировать игра, азарт, желание достичь какой-то цели в учебе как уровня в компьютерной игре

Ему важно, чтобы родители и учителя его хвалили, и этого мотива может быть достаточно. Но, конечно, такому ребенку вполне можно вернуть интерес к учебе, если пообещать купить велосипед за отсутствие троек (главное – обязательно выполните свое обещание)

Для подростка, как уже было отмечено, похвала (особенно учительская) уже не так важна. Его по-прежнему можно заинтересовать чем-то материальным, а еще – чем-то, что позволит ему почувствовать себя взрослым. Например, принятием решения о том, куда он поедет летом отдыхать (из предложенных вами вариантов, само собой).

Старшеклассник начинает задумываться о своем профессиональном будущем, и с ним можно вести серьезные разговоры на тему важности хорошей учебы для успешного поступления. Но не стоит превращать поступление в культ – это повысит тревожность ребенка и станет причиной серьезного стресса, если он не справится с экзаменами так, как планировал

И обязательно слушайте, что он вам говорит, не навязывайте ему свои представления о том, какую профессию ему выбрать. Потому что если он будет понимать, что впереди – поступление на ненавистный факультет, то никакой мотивации у него не возникнет.

Помогайте сделать учебу интереснее

Если школьнику нравятся какие-то дисциплины или занятия – найдите для него кружок по интересам, предлагайте ему сходить на тематические мероприятия, выставки, поучаствовать в конкурсах. Главное – не переусердствовать и не превратить жизнь ребенка в череду секций и факультативов, которые ему не нужны.

Если вы умеете видеть, слышать, чувствовать своего ребенка, то вы сможете решить любые проблемы в его воспитании. Если же этих умений вам не хватает – имеет смысл обратиться к психологу, причем, возможно, походить на совместные консультации.

Проблема #3: Ребенок неправильно собирается в школу

Еще одной причиной нежелания учиться может стать то, что ребенок неправильно собирается в школу. Делает всё в лихорадочном порядке. И из-за этого испытывает дискомфорт.

Например, список его действий может быть следующим. Ребенок:

  1. Просыпается.
  2. Кушает.
  3. Долго собирает портфель.
  4. Моется в душе (тоже испытывает из-за этого дискомфорт. Поскольку, будучи сонным, попадает под холодную воду, пока настраивает колонку).
  5. Чистит зубы, умывается.
  6. Ищет одежду для школы.
  7. Одевается.

А также совершает другие действия, которые ему не нравятся.

Как решить проблему?
 

Вам нужно сесть рядом с ребенком, и немного изменить расписание процесса утреннего сбора к школе. 

Посоветуйте ребенку, чтобы одежду и рюкзак он готовил с вечера. А в душ ходил накануне следующего учебного дня.

Это позволит вам снизить нагрузку на ребенка утром. Он сможет собираться в школу за более короткий срок. При этом, будет чувствовать себя более комфортно по утрам. Поскольку не будет совершать слишком большое количество действий.

Это может вернуть ребенку желание учиться.

Контроль

Последний вариант развития событий встречается тоже весьма часто

Ребенок не хочет учиться? Советы психолога указывают на то, что детям важно давать отдыхать, мотивировать их к обучению без запугивания и устрашения, без пренебрежения. Но вместе с этим важно помнить одну истину — меньше контроля

Дело все в том, что излишний контроль за успеваемостью ребенка приводит к тому, что детям не хочется учиться. Особенно, если все «вертится» вокруг учебы и учебного процесса

Ребенку начинает казаться, что для родителей важно только обучение. А все остальные сферы жизни, чувства и переживания детей — это пустяк

Поэтому желание к обучению пропадает вовсе. Иногда на восстановление оного приходится тратить десятилетия.

Иногда родители вовсе контролируют каждый шаг школьника, тем самым возлагая на себя ответственность за все действия ребенка. Это неправильно. Такое поведение лишь отбивает желание к учебе и получению новых знаний. Отныне понятно, что делать, если ребенок не хочет учиться. Главное помнить, что наказания и ругань — это вовсе не то, что поможет исправить положение в большинстве случаев.

Теперь вы понимаете, почему дети не хотят учиться? Причины настолько разнообразны и зависят от настолько огромного количества факторов, что никогда нельзя точно сказать, что у вас растет «оболтус».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector