Развитие ребенка до года по месяцам

Календарь скачков развития у детей до года

Скачки роста, переживаемые грудничком на первом году жизни, можно оформить в единую таблицу – календарь:

Неделя жизни ребенка Предполагаемое поведение грудничка в этот период
1 – 4 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
5 1-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
6 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
7 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
8 – 9 2-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
10 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
11 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
12 3-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
13 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
14 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
15 – 19 4-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
20 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
21 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
22 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
23 – 26 Пятый скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
27 – 30 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
31 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
32 – 33 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
34 – 37 6-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
38 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
39 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
40 – 41 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
42 – 46 7-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.
47 – 48 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
49 Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении.
50 Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов.
51 – 55 8-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания.

При оценке таблицы важно понимать, что периоды скачков развития не подразумевают постоянного нахождение грудничка в стрессовом состоянии. В указанный возрастной промежуток ребенок наиболее склонен к эмоциональным всплескам и зависим от окружающих обстоятельства

Знание таких периодов поможет родителям спокойно относиться к предстоящим сложностям, уверенно помогая маленькому человеку справляться с кризисом.

Метод формул для определения веса, формула, шкала, график веса

Если ребенку от 1 до 6 месяцев, то массу тела грудного малышки можно определить по формуле:
МТР + 800 х М,

где МТР – это масса тела при рождении, вес родившегося доношенного или недоношенного малыша
М – это количество месяцев ребенку (от 1 до 6).
Таблица, вес в норме от 1 до 6 месяцев, в зависимости от веса при рождении (МТР)
  МТР  1 м    2 м    3 м     4 м     5 м    6 м
2000 2800 3600 4400 5200 6000 6800
2100 2900 3700 4500 5300 6100 6900
2200 3000 3800 4600 5400 6200 7000
2300 3100 3900 4700 5500 6300 7100
2400 3200 4000 4800 5600 6400 7200
2500 3300 4100 4900 5700 6500 7300
2600 3400 4200 5000 5800 6600 7400
2700 3500 4300 5100 5900 6700 7500
2800 3600 4400 5200 6000 6800 7600
2900 3700 4500 5300 6100 6900 7700
3000 3800 4600 5400 6200 7000 7800
3100 3900 4700 5500 6300 7100 7900
3200 4000 4800 5600 6400 7200 8000
3300 4100 4900 5700 6500 7300 8100
3400 4200 5000 5800 6600 7400 8200
3500 4300 5100 5900 6700 7500 8300
3600 4400 5200 6000 6800 7600 8400
3700 4500 5300 6100 6900 7700 8500
3800 4600 5400 6200 7000 7800 8600
3900 4700 5500 6300 7100 7900 8700
4000 4800 5600 6400 7200 8000 8800
4100 4900 5700 6500 7300 8100 8900
4200 5000 5800 6600 7400 8200 9000
4300 5100 5900 6700 7500 8300 9100
4400 5200 6000 6800 7600 8400 9200
4500 5300 6100 6900 7700 8500 9300
4600 5400 6200 7000 7800 8600 9400
4700 5500 6300 7100 7900 8700 9500
Если ребенку от 7 месяцев до 12 месяцев, то можно использовать формулу:
5800 + 400 х М,
где М – количество месяцев жизни ребенка.

В норме от указанных величин вес ребенка может отличаться на 500 грамм в плюс или минус. То есть к полученным цифрам ± 500 гр. Вес годовалого малыша зависит от питания в течение года, наследственных факторов, перенесенных заболеваний. 
Таблица, вес в норме от 7 до 12 месяцев
  МРТ   7 м   8 м     9 м   10 м   11 м    12 мес
 2000 7200 7600   8000 8400  8800    9200
 2100 7300 7700   8100 8500  8900    9300
 2200 7400 7800   8200 8600  9000    9400
 2300 7500 7900   8300 8700  9100    9500
 2400 7600 8000   8400 8800  9200    9600
 2500 7700 8100   8500 8900  9300    9700
 2600 7800 8200   8600 9000  9400    9800
 2700 7900 8300   8700 9100  9500    9900
 2800 8000 8400   8800 9200  9600    10000
 2900 8100 8500  8900  9300  9700    10100
 3000 8200 8600  9000  9400  9800    10200
 3100 8300 8700  9100  9500  9900    10300
 3200 8400 8800  9200  9600  10000  10400
 3300 8500 8900  9300  9700  10100  10500
 3400 8600 9000  9400  9800  10200  10600
 3500 8700 9100  9500  9900  10300  10700
 3600 8800 9200  9600 10000 10400  10800
 3700 8900 9300 9700  10100 10500  10900
 3800 9000 9400 9800  10200 10600  11000
 3900 9100 9500 9900  10300 10700  11100
 4000 9200 9600 10000 10400 10800 11200
 4100 9300 9700 10100 10500 10900 11300
 4200 9400 9800 10200 10600 11000 11400
 4300 9500 9900 10300 10700 11100 11500
 4400 9600 10000 10400 10800 11200 11600
 4500 9700 10100 10500 10900 11300 11700
 4600 9800 10200 10600 11000 11400 11800
 4700 9900 10300 10700 11100 11500 11900
 

У детей после года, от 1 года до 4 лет используется следующая формула для определения массы в килограммах.
2 х Л + 9,
где Л – количество лет жизни ребенка.

Какие коридоры от указанных в таблице цифр существуют в медицине и педиатрии? В норме от указанных величин вес ребенка может отличаться на 1000 грамм в плюс или минус. То есть к полученным цифрам ± 1 кг.
 

У детей от 5 до 12 лет для определения нормального веса можно применять формулу:
3 х Л + 4,
где Л – количество лет жизни ребенка.
 В норме от указанных величин вес ребенка может отличаться на 4 кг в плюс или минус. То есть к полученным цифрам ± 4 кг.

У детей от 13 до 16 лет можно для определения нормального веса применять формулу:
5 х Л — 20,
где Л – количество лет жизни ребенка.
 В норме от указанных величин вес ребенка может отличаться на 4 кг в плюс или минус. То есть к полученным цифрам ± 4 кг.

Теперь перейдем к росту в норме.
 

Развитие ребенка в 10 месяцев

С каждым днем малыш становится все более подвижным, его действия приобретают скоординированность и четкость. Некоторые делают свои первые самостоятельные шаги, но они скорее исключение из правил.

Большинству детей этого возраста нравится играть с коробками и шкафами: открывать и закрывать дверцы, вытаскивать содержимое, пробовать его на вкус и бросать на пол. Если вы не хотите однажды обнаружить на кухонном полу муку вперемешку с маслом, макаронами и кетчупом, проявляйте бдительность. Не оставляйте малыша одного надолго в комнате, полной соблазнов. Позаботьтесь о безопасности и убедитесь, что розетки, острые и горячие предметы находятся вне досягаемости ребенка.

Двенадцатый месяц

Двенадцатый месяц развития ребенка – своеобразный переходный период от младенчества к детству. Хотя эта граница весьма условна, но психологически родители ожидают от годовалого ребенка куда больше, чем от одиннадцатимесячного.

В год малыш чаще всего начинает ходить.

Не беспокойтесь, если ваш ребенок пока этого не делает; дети имеют право ползать до полутора лет, и это не считается патологией.

Читайте в статье, что делать, если ребенок боится ходить самостоятельно>>>

  • Маленький человечек в этом возрасте уже умеет приседать, чтобы поднять игрушку; может положить один предмет и взять другой. Детки очень хорошо знают, где что лежит, и будут искать игрушку именно там, где ее оставили;
  • Малыши учатся перешагивать через препятствия: сначала держа за руку взрослого, а затем и самостоятельно;
  • Развиваются бытовые навыки: ребенок ест ложкой, пьет из чашки, надевает и снимает шапочки и носочки;
  • Если малыша приучали к горшку, в годик такие детки уже могут на него попроситься. Информация о том, с какого возраста приучать ребенка к горшку>>> В один год ребенок ест пищу кусочками, умеет жевать. Если жевательные зубки еще не выросли, детки жуют деснами (они довольно твердые);
  • Годовалый ребенок понимает все, что ему говорят, даже если родителям кажется, что это не так. Он отлично умеет считывать настроение и поддается ему: веселится и грустит вместе с мамой. Психологи очень не рекомендуют выяснять отношения и ссориться при ребенке. Так как малыш еще не умеет справляться со своими эмоциями, это может нанести ему тяжелую травму.

Кроха не только понимает все, что ему говорят, но и сам много лепечет и произносит отдельные слова.

Важно! Словами в этом возрасте педагоги считают все устойчивые звукосочетания, которые всегда обозначают одно и то же. Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше

Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше.

На двенадцатом месяце жизни усложняются игры ребенка. Малыш выделяет некоторые игрушки, может кормить их, укачивать, сажать на горшок.

Как малыш развивается с момента рождения до 1 месяца

  • на 10-12 день может фокусироваться на окружающих вещах;
  • на 11-13 день дает реакцию на резкие и громкие звуки (мигает, вздрагивает);
  • с 20 дня в памяти начинают откладываться образы неподвижных предметов;
  • к концу 1 месяца младенец начинает улыбаться.

В первый месяц жизни малыш только начинает адаптироваться. В первые дни ребенку предстоит проделать большую работу, чтобы перестроить работу своего организма. На протяжении 9 месяцев он жил в водной среде, где ему было тепло, и он был обеспечен необходимыми питательными элементами. Теперь ему придется самостоятельно дышать, поддерживать систему теплообмена, научиться кушать молоко из маминой груди.

На это будет уходить много энергии, поэтому в первые 30 дней ребенок очень много времени спит и часто ест. Для младенца сон играет одну из главных ролей: во сне он растет, организм приспосабливается к новой обстановке. На сон в среднем уходит 20 часов.

Чем больше родители будут уделять времени своему ребенку, тем больших успехов он достигнет

За первый месяц масса тела увеличивается на 500-600 г, а в росте прибавляется 2-3 см.

Что умеет ребенок от 6 до 9 месяцев

  • может сидеть, садиться, ползать, пытается вставать на ножки;
  • в разговоре ясно прослеживаются слоги;
  • появляется интерес к взрослой еде, может хватать ее со стола;
  • начинает рассматривать картинки, фотографии, пытается по-своему двигаться под музыку;
  • может открывать низкие шкафчики и тумбы.

Еще один важный этап в развитии ребенка. Он активно начинает передвигаться в вертикальной плоскости. У большинства детей уже в это время появились зубки.

После 8 месяца оттачивается мелкая моторика, поэтому стоит позаботиться о ее развитии с помощью игрушек. К 9 месяцам с помощью поддержки взрослых может сделать первые неустойчивые шаги. Запас слов понемногу расширяется, запоминает слоги за взрослыми.

В этом возрасте появляется настороженное отношение к незнакомым людям.

Если говорить о питании, то нужно вводить прикорм постепенно. В сутки можно добавлять не более 1 нового продукта. Это позволит выявить, на что у ребенка может возникнуть аллергическая реакция.

С особым вниманием нужно подходить к выбору прорезывателей, так как прорезывание зубок может вызывать болезненные ощущения и стоит позаботиться об обезболивании.

С каждым месяцем становится тяжелее на 550-650 г, вырастает на пару сантиметров.

Чему учится ребенок с 6 до 12 месяцев

В этом возрасте малыш приобретает новые полезные навыки. Активно развивается его крупная моторика и мышцы. Как правило, он может сидеть без поддержки и постепенно учится переворачиваться, затем ползать, а с 9 месяцев начинает делать первые шаги. Педиатры считают, что:

  • Не нужно специально высаживать ребенка раньше времени — до 6 – 7 месяцев позвоночник малыша к этому не готов;
  • Лучше не стимулировать ребенка к ходьбе слишком рано — этап ползания очень важен для укрепления мышц и профилактики проблем со спиной;
  • Стоит помнить, что ходунки и прыгунки можно (но совсем не обязательно!) использовать только после того, как малыш научился сидеть и стоять самостоятельно

Активно развивается зрение и слух, к 7-му месяцу у малыша уже сформировано цветное зрение на уровне взрослого и он лучше видит далекие объекты. В 7 – 10 месяцев ребенок умеет распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар), но видит еще нечетко.

У малыша активно развивается речь, об этом мы пишем в отдельном материале, а об упражнениях, помогающих малышу освоить этот навык, вы можете узнать здесь

Важно много общаться с ребенком в 6 – 8 месяцев (да и в любой другой период), так как сейчас он приобретает навыки понимания коротких предложений и смысла слов

В 8 – 9 месяцев ребенок подражает незнакомым звукам, может говорить сдвоенные слоги. Он живо реагирует, если спросить его о маме или папе, назвать его имя.
К 9 месяцам он уже знает названия самых важных для него предметов, может их найти, реагирует на просьбы взрослого («дай», «сядь» и т. д.).
К году малыш уже знает значения около 10 слов и половину из них, возможно, умеет произносить сам

Он много лепечет, и родителям важно поощрять его речь, хвалить и активно общаться в ответ.

Советуем также познакомиться с общими сведениями о том, как развивается малыш каждый месяц до года.

Что умеет малыш от 1 до 2 месяцев

  • малыш начинает вытягивать ножки и ручки, к концу 2 месяца полностью раскрывает ладошки;
  • узнает лица родителей;
  • развивается слух и обоняние;
  • зрение еще не полностью сформировано, лучше показывать ребенку вещи на расстоянии полуметра;
  • может поворачивать голову и смотреть по сторонам лежа на животе;
  • начинает улыбаться на ласковое обращение;
  • может сжимать игрушки в руках;
  • реагирует на смену настроение окружающих (может понимать, когда его родители радуются, грустят или злятся).

С месяца ребенок уже неплохо адаптируется в окружающей среде. Теперь он спит не так долго. Продолжительность сна 11-13 часов. В дневное время малыш спит меньше, начинает бодрствовать. В этом возрасте грудничок развивается не только физически, но и психологически. У младенца постепенно начинает формироваться характер.

В этом возрасте появляются следующие умения:

Вес увеличивается примерно на 700 г, вырастает еще на 3 см.

Вводим прикорм

Активно способствует укреплению здоровья и развитию ребенка появление новых продуктов в его рационе. Согласно рекомендациям ВОЗ, вводить прикорм нужно с 6 месяцев. В более ранний период, как правило, ЖКТ ребенка к таким переменам в меню не готов, но и сильно затягивать с этим тоже не следует. В полгода растущему организму требуется много витаминов и микроэлементов, и одного молока малышу мало.

Познакомьтесь с подробным материалом о прикорме здесь и обязательно проконсультируйтесь с педиатром. Здесь же мы сформулируем основные принципы ввода прикорма.

В 4 – 6 месяцев вводят овощное пюре или безглютеновую безмолочную кашу.

Специалисты не советуют вводить первыми фрукты и соки. Если начинать с фруктовых пюре, малыш привыкнет к сладкому вкусу и позже может отказаться от «менее аппетитных» овощей.

Второй прикорм вводится через 3 – 4 недели после первого, еще через 3 – 4 — третий.

Возможные варианты последовательности введения трех основных продуктов: каша – овощи – мясо, каша – мясо – овощи, овощи – каша – мясо, овощи – мясо – каша. 

Любой прикорм не должен вытеснять кормление грудью, он лишь дополняет рацион ребенка.

К 8 – 9 месяцам в режим питания малыша желательно ввести не менее 3 кормлений густой пищей в общем объеме 400 – 600 г.

В это же время в рацион ребенка включают кефир и йогурт: начинают с чайной ложки, постепенно увеличивая количество до одной столовой ложки в день. Через 7 – 10 дней ежедневный объем кефира или йогурта должен составлять около 40 – 50 мл, а за 3 недели он доводится до 200 мл.

В 8 – 9 месяцев ребенку предлагают и творог: сначала по половине чайной ложки в день, затем доводят суточную дозировку до 20 г, потом — до 30 – 35 г. К 1 году объем творога в рационе ребенка составляет до 50 г в сутки (это 5 – 8 чайных ложек).

В 9 – 10 месяцев можно вводить рыбу нежирных сортов — минтай, хек. Рыба заменяет мясное пюре, и давать ее стоит 1 – 2 раза в неделю.

В 11 месяцев маленький гурман готов пробовать более сложные для переваривания овощи: баклажаны, свеклу, белокочанную капусту, зеленый горошек. Овощи по-прежнему подаются в термически обработанном виде. 

В 12 месяцев малышу можно пробовать и другие продукты. Но помните, что детский организм нуждается в детской еде, а почему, мы рассказываем в этом материале. 

7 месяцев

В семь месяцев ребенок способен свободно манипулировать игрушкой – бросать, стучать, размахивать, перекладывать. Если игрушку отложить на небольшое расстояние, малыш может самостоятельно доползти до нее. Во время бодрствования он подолгу лепечет, произнося одни и те же слоги, а на вопрос «где» пытается разыскать знакомый предмет. На протяжении этого месяца жизни ребенок продолжает оттачивать те навыки и умения, которые уже были освоены им ранее. Так, например, он уже пытается самостоятельно садиться, быстро ползать в разных направлениях. Некоторые малыши даже пытаются вставать, держась за решетку кровати или диван.

Полезные советы и общие рекомендации родителям

Чтобы малыш чувствовал себя комфортно, родителям стоит придерживаться таких рекомендаций:

  • если есть возможность, продолжайте кормить грудью до 1,5-2,5 лет;
  • если малыш в год не разговаривает, это не повод для беспокойства, надо больше с ним играть, общаться и всячески его развивать;
  • соблюдайте режим дня.

Если есть любые сомнения, проконсультируйтесь с врачом. Первый год жизни — период, когда малыш из младенца превращается в маленького человека.

Прочитать про развитие ребенка в 2 года вы можете здесь.

Читайте далее:

Вес ребенка по месяцам: стандартные нормы для девочек и для мальчиков

Развитие ребенка в 5 месяцев — что должен уметь, уход, режим дня

Особенности развития ребенка в 3 года и «кризис трехлетки»

Особенности развития ребенка в 4 года

Как развивается ребенок в 2 года

Развитие ребенка в 3 месяца — что должен уметь, уход, режим дня

От 4 месяцев до полугода

4 МЕСЯЦА

Находясь в лежачем положении на спинке, грудной ребенок приподнимает головку. Если поставить на ножки, он крепко ими упирается. Начинает сидеть, легко может перевернуться со спинки на животик. Свободно поднимает тело и упирается на ладошки, когда лежит на животике. Внимательно наблюдает за предметами, может их схватить. Играется с погремушками (рекомендуем прочитать: во сколько месяцев ребенок начинает самостоятельно держать погремушку?).

5 МЕСЯЦЕВ

Малыш может сидеть, однако спину еще ровно не держит, умеет стоять на ножках, если его держать за ручки. Делает первые попытки по переворачиванию с животика на спинку. Долго держит в ручке интересный предмет. Узнает родителей, начинает бояться чужих. По убеждению Комаровского, младенец уже понимает различные голосовые интонации, начинает различать и понимать эмоции мамы.

6 МЕСЯЦЕВ

На этом этапе ребенок уже может сидеть. Он сам держит ровную спинку, легко крутится во всех направлениях. При незначительной помощи взрослого может встать на ножки, пытается шагать. Начинает вставать на четвереньки и таким способом передвигаться. Уже активно машет игрушками, поднимает упавшие предметы.

В речи также происходят заметные изменения:

  • начинает выражать первые просьбы;
  • гуление заменяется простыми лепетными звуками «ма», «па», «ба».

Физические особенности

Месяц Движения и навыки Зрение Слух
4 Сам поворачивается на бок, делает попытки переворачиваться. Хорошо удерживает игрушки, тянет их в рот. Во время кормления касается ручками груди или бутылочки, стараясь придерживать. Узнает близких, улыбаясь в ответ, узнает себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 мин. Замирает при звуках музыки. Четко поворачивает головку к источнику звука. Различает голоса.
5 В положении лежа на спинке кроха пытается приподнять голову и плечи (как бы предпринимает попытки встать). В положении лежа на животе, приподнимается, опираясь ладошки прямых ручек. Можете недолго сидеть, придерживаясь обеими руками за опору. Подолгу изучает предметы на ощупь, тянет их в рот. Из навыков: ест с ложечки полугустую пищу, пьет воду из чашки. Различает близких и незнакомых людей. Следит за игрушкой 10-15 мин. Различает интонации говорящих. Уверенно поворачивается всем телом к источнику звука.
6 Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками. Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы. Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки.

Нервно-психическое развитие

Месяц
Эмоции
Речь
Интеллект
4
По-настоящему смеется, отвечает улыбкой на улыбку. Реагирует на щекотку. Требует к себе внимания.
Гулит, произносит цепочки гласных звуков, появляются первые слоги.
Начинается 3 этап сенсомоторного интеллекта – осуществление целенаправленных действий. Появляется понимание причинно-следственных связей

Развивается реакция на все новое.
5
Хочет участвовать в общении — старается обратить на себя внимание всеми способами. «Общается» с другими детьми с удовольствием.
Наблюдается певучее гуление

Использует гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, маа, эу, хаа и др.
Интересуется не только близкими объектами, но и находящимися на расстоянии до 1 м. Понимает, что у него кроме ручек есть и другие части тела.
6
Начинает испытывать настоящую любовь и привязанность к воспитывающему его взрослому. Ждет от него одобрение и похвалу, таким образом, общение приобретает ситуативно-деловой характер.
Произносит отдельные лепетные слоги. В «словарном запасе» уже порядка 30-40 звуков.
Ставит перед собой цели и выбирает средства для их решения. Например, чтобы достать одну игрушку, нужно отодвинуть другую.

8 неделя — мир паттернов

В 2 месяца у детей развивается чувственное восприятие своего тела. Они начинают различать простые паттерны: «у меня есть две руки», «я могу пошевелить ногой вот так».

Кроха дольше, чем раньше, фокусирует внимание на объектах, ему уже интереснее изучать мир вокруг. Он поворачивается на звуки, держит голову и пробует отталкиваться ручками, находясь на животе

Еще вы заметите первую улыбку ребенка.  Малыш стал больше плакать? В силу активного физического и когнитивного развития он быстрее устает, его настроение меняется. Слезы сейчас – единственный способ малыша сообщить маме о своем состоянии. Создайте комфортную обстановку для сна, чтобы помочь ребенку. Необходимо затемнять комнату, следить за влажностью и температурой в комнате малыша, использовать белый шум.

Прикорм

Примерно в возрасте шести месяцев потребности ребенка в энергии и питательных веществах начинают превышать тот уровень, на котором они могут быть удовлетворены грудным молоком, и введение прикорма становится необходимым. В этом возрасте ребенок готов к употреблению других пищевых продуктов и по своему развитию. Не введение прикорма по достижению ребенком возраста шести месяцев или ненадлежащее введение прикорма могут сказаться на росте ребенка. Руководящие принципы по надлежащему прикорму заключаются в следующем:

  • продолжайте частое, по требованию, грудное вскармливание до достижения ребенком двухлетнего возраста или больше;
  • проявляйте чуткость при кормлении ребенка (например, непосредственно кормите детей грудного возраста и помогайте детям более старшего возраста. Кормите медленно и терпеливо, поощряйте, но не принуждайте, разговаривайте с ребенком и сохраняйте с ним зрительный контакт);
  • практикуйте надлежащую гигиену и надлежащее обращение с пищевыми продуктами;
  • начинайте в возрасте шести месяцев с небольших количеств пищевых продуктов и постепенно увеличивайте их по мере того, как ребенок становится старше;
  • постепенно повышайте консистенцию пищи и делайте ее более разнообразной;
  • увеличивайте число кормлений ребенка – 2-3 раза в день для детей в возрасте 6-8 месяцев и 3-4 раза в день для детей в возрасте 9-23 месяцев с 1-2 дополнительными перекусываниями по желанию ребенка;
  • по мере необходимости используйте для прикорма обогащенные пищевые продукты или витаминно-минеральные добавки; и
  • увеличивайте количество питья, в том числе с помощью грудного вскармливания, и предлагайте мягкую, любимую пищу.

Как развиваются дети от 9 до 12 месяцев

Малыш начинает становиться самостоятельнее, закрепляет приобретенные навыки:

  • самостоятельно садится, активно ползает, может сам подниматься, если рядом есть опора;
  • реагирует на свое имя;
  • понимает некоторые слова и фразы, расширяет словарный запас;
  • может махать рукой на прощание;
  • начинает различать части тела, показывая их на игрушках;
  • начинает активно развиваться характер.

В этом возрасте можно начинать знакомство с книжками. К 12 месяцам нужно переходить на один дневной сон. Малыш все больше времени может проводить сам с собой, а у мамы появляется немного свободного времени на себя.

Взрослым нужно почаще общаться с ребенком и следить за своим поведением, поскольку дети начинают подражать своим родителям.

Особенности развития от 5 до 6 месяцев

К полугоду у малыша начинает появляться интерес к еде. Является новым и важным этапом в жизни ребенка. С этого возраста разрешается вводить первый прикорм, отдавая предпочтение гипоаллергенным продуктам (нужно заранее проконсультироваться с детским врачом). Малыш все больше интересуется происходящим и окружающим миром:

  • может фокусировать взгляд, поворачивать головку на звук, наблюдать за происходящим;
  • понимает, где близкие и чужие люди;
  • в лепете прослеживаются четкие слоги;
  • начинают резаться первые зубки;
  • рассматривает предметы в руках, притягивает и отодвигает их от себя;
  • подражает движениям людей и пытается повторять звуки за другими.

Темп роста уже не настолько активный. В весе прибавляется 600-650 г, вырастает на 2 см.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector