Посмотрите на три 100-метровые коммуналки, в которых петербуржцы восстановили дореволюционные интерьеры. и сделали из них музей, театр и съемочную площадку
Содержание:
- Чем петербургские дворцы поражали современников и как освещали квартиры в доходных домах
- Сады и парки Санкт-Петербурга
- Особняк барона Штиглица
- Лучшие музеи Санкт-Петербурга
- Монастыри Санкт-Петербурга
- Уничтоженные мосты
- Особняк Барятинских. Дворец Великой Княгини Ольги Александровны
- Памятники и монументы Санкт-Петербурга
- Какие квартиры Петербурга были самыми дорогими
- Крематорий в Александро-Невской лавре
- Парки Петербурга осенью
- Академия Штиглица (бывшее Мухинское училище)
- Какие квартиры в петербургских домах были самыми шикарными и где жили бедные студенты
- Особняк Демидовых
- Особняк Бракгаузен
- Интересные мосты Санкт-Петербурга
Чем петербургские дворцы поражали современников и как освещали квартиры в доходных домах
Свет в домах очень берегли. В квартирах была сделана система внутренних световых окон над дверями. Дневной свет использовался не только в комнатах, но и в темных коридорах, прихожих. Эти световые окна просуществовали вплоть до строительства хрущевок.
С появлением сначала керосинового освещения, а затем электричества были сделаны очень разумные лампы. Они опускались и поднимались при помощи рукоятки. Обычно посередине комнаты стоял большой круглый стол, за которым папенька читал газету, маменька что-то штопала, гимназист учил уроки, младшие дети играли в игрушки. И всё это с одной лампой.
Были еще переносные лампы. Причем керосиновые лампы сохранились с приходом электричества. Зажигать в комнате свет, чтобы пройти куда-то, было не принято.
Во второй половине XIX века современники поражались электрическому освещению в петербургских дворцах. Но стационарного электричества там не было. Была динамо-машина с проводами и лампами — что-то, напоминающее елочную гирлянду. Перед балом вызывали специальных электриков, они развешивали лампы — и когда начинался бал, вспыхивал яркий свет.
Причем поражались в основном дамы. Их макияж был рассчитан на свет керосиновых ламп, а в электрическом свете он смотрелся вульгарно.
В бытовом плане электрическое освещение очень долго не могло прижиться в Петербурге. В новых домах начиная с 1890-х годов было электричество. А старые дома переоборудовать трудно, поэтому во многих доходных домах электрическое освещение отсутствовало.
Сады и парки Санкт-Петербурга
В городе десятки красивых благоустроенных парков. Здесь можно отдохнуть в стороне от городского шума. Провести время с семьей, погулять по ухоженным аллеям, отдохнуть в кафе или просто посидеть на лавочке.
Парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова
Разбит на Елагинском острове в конце XVIII столетия. Природный комплекс Елагина острова является памятником природы. До революции здесь находилась императорская резиденция. Парк имеет классический вид и относится к английскому стилю. Наполнение территории более чем богатое и разнообразное: гроты, каналы, пруды, мосты, беседки, памятники, мини-зоопарк, лодочная станция, торговые павильоны. В близлежащем Елагинском дворце выставлена экспозиция Музея русского декоративно-прикладного искусства и интерьера.
Это интересно: Топ 35 — заповедные территории Санкт-Петербурга.
Приморский парк Победы
Заложен в 1945 году на Крестовском острове в честь морских побед страны. Площадь – 168 гектаров. До 1999 году (пока не была открыта новая линия метро) попасть сюда можно было преимущественно не трамвае. Знаковые объекты парка: аллея городов-побратимов, где делегации высаживают дубы, пруд с лебединым питомником на берегу, стела в память о закладке парка, развлекательный комплекс «Диво-остров».
Таврический сад
Разбит вокруг одноименного дворца. Признан памятником садово-паркового искусства. На территории установлено несколько памятников, в том числе «Юным героям обороны Ленинграда» и композитору Петру Чайковскому. С середины прошлого века в парке появились специальные зоны для отдыха с детьми. Помимо спортивных и игровых площадок работают «Игротека» и школа фигурного катания.
Московский парк Победы
Заложен в 1939 году, но проект изменили в 1945 году, приурочив к победе в Великой Отечественной войне. Площадь – 68 гектаров. Мемориальные объекты: Аллея героев, Памятный знак «Вагонетка», Мемориальная аллея памяти, Ротонда в память о жертвах блокады. В 2010 году возведена часовня. В парке достаточно мест для отдыха. В зависимости от сезона работают прокаты лодок и катамаранов, каток, аттракционы.
Парк 300-летия Санкт-Петербурга
Самый молодой парк города. Площадь – 54 гектара. Изначально территория была на треть больше, но её урезали, и почти 30 гектаров отдали под застройку. Парк создавали к юбилею Санкт-Петербурга, поэтому тут много символизма. Например, высажено именно 300 деревьев, а основные объекты (фонтаны, колонна, стилизованная под маяк) отсылают к городской истории. Парк пополняется новыми достопримечательностями до сих пор.
Александровский парк в Петроградском районе
Один из первых публичных парков города занимает площадь в более чем 14 гектаров. Основанный в начале XIX века, парк сильно изменили в наше время. Появилась пешеходная зона, высажены сотни деревьев и кустарников, заменено старое освещение. В 2011 году на территории Александровского парка открыт «Мини-город» – собрание миниатюр главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Они выполнены в масштабе 1:33.
Особняк барона Штиглица
Жемчужиной дома является концертный зал, где по решению архитектора размещены профили композиторов в медальонах овальной формы. Удивительные и роскошные акварели придворного художника Луиджи Премацци, сохранившиеся до наших дней, дают возможность оценить великолепие интерьеров особняка.
Бальный зал — самое эффектное помещение соединяется посредством трех широких проемов с большой, в пять осей гостиной, украшенной кариатидами.
Интерьеры дворца поражают воображение скульптурными элементами, использованными в отделке, цветным и белым сортами мрамора, парадными помещениями с каминами, а также использованием во интерьере резьбы, драпировки из штофа и золоченой лепки.
Архитектор М.Е. Месмахер осуществляя перестройку нескольких залов по заказу последнего владельца особняка, не затронул главных оригинальных интерьеров.
Лучшие музеи Санкт-Петербурга
В музеях Санкт-Петербурга хранятся главные музейные сокровища страны. Среди знаменитых музеев – Кунсткамера, Русский музей. Есть и небольшие, но известные культовые музеи, такие как «Котельная Камчатка».
Кунсткамера
Во время «великого посольства» Пётр I узнал о существовании «кабинетов редкостей» при домах монархов и знати в Европе. Он перенял идею и приказал организовать такое собрание и при его дворе. Впервые проект Кунсткамеры упоминается в 1714 году, а строительство нынешнего здания музея завершили только спустя 20 лет. С тех пор коллекция анатомических аномалий разрослась. К ней добавились экспонаты, рассказывающие об особенностях разных народов и территорий.
Не пропустите: 30 лучших музеев Санкт-Петербурга.
Государственный Русский музей
В 1895 году указ о создании Русского музея был подписан Николаем II. Уже спустя 3 года первые посетители смогли ознакомиться с экспозицией. В настоящее время фонды превышают 410 тысяч единиц хранения. Среди экспонатов: живопись, гравюры, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, иконы и архивные материалы. Музей занимает несколько зданий в центральной части города.
Музей Эрарта
Самый крупный частный музей страны и первый музей современного искусства Санкт-Петербурга. Открыт в 2010 году. Постоянная экспозиция насчитывает около 3 тысяч предметов искусства. Среди них живопись, скульптура, аудиовизуальные презентации и инсталляции. Регулярно проводятся временные выставки, театральные постановки, концерты. Музей ставит своей целью открытие новых имён в искусстве.
Артиллерийский музей
История музея начинается в создания Петром I оружейного дома в 1703 году. Собрание военных трофеев и артефактов должно было, по задумке императора, напоминать потомкам о победах России. Экспозиция занимает 3 этажа. Коллекции разделены по темам: инженерные войска, артиллерия разных лет, выдающиеся личности и прочее. Кроме того, крупные орудия и современные артиллеристские установки находятся у стен музея под открытым небом.
Центральный военно-морской музей
Один из самых крупных музеев мира с морской тематикой. Основан в 1709 году, что делает его ещё и одним из самых старых музеев России. Имеет несколько филиалов. Наиболее известный из них – крейсер «Аврора». Фонды насчитывают 700 тысяч экспонатов: флаги, картины, документация, предметы корабельного быта, чертежи, форма, медали. Но больше всего посетителей музея привлекают макеты кораблей, выполненные с ювелирной точностью.
Музей Фаберже
Открыт в 2013 году. Создавался с целью сохранения наследия ювелира Карла Густава Фаберже и для возвращения в Россию утраченных ценностей. Коллекция разместилась в 11 залах дворца Нарышкиных-Шуваловых на набережной Фонтанки. Главные экспонаты – 9 пасхальных яиц, созданных для русской императорской семьи. Всего в фондах музея насчитывается 4 тысячи предметов искусства. Среди них не только работы Фаберже, но и его современников.
Клуб-музей «Котельная Камчатка»
Реальная угольная котельная, преобразованная в музей в 2006 году. Здесь с 1986 по 1988 год работал кочегаром Виктор Цой. Местные концерты стали легендарными. В котельной снимали фильм «Рок». После смерти музыканта фанаты превратили этот объект в один из мемориалов. Посещение музея с личными вещами Цоя бесплатное. По вечерам иногда проводятся мероприятия, на которые нужно покупать билеты.
Домик Петра I
Император лично контролировал процесс возведения Петропавловской крепости. Поскольку ему нужно было где-то жить, за короткий срок специально для Петра I был построен небольшой дом – первое законченное сооружение будущего города. Внутри всего три комнаты, теперь ставшие музеем. Обстановка осталась неизменной, лишь добавились личные вещи монарха и некоторые детали была того времени.
Монастыри Санкт-Петербурга
Отдельно отметим монастыри – уникальные архитектурные объекты и места религиозной жизни.
Александро-Невская лавра
Самый старый и самый большой монастырь Санкт-Петербурга. Статус лавры присвоен мужскому православному монастырю в 1797 году. Главная реликвия обители – мощи Александра Невского. В 30-х годах прошлого века на территории упразднённого монастыря заработали мастерские. Монашескую жизнь здесь возобновили 1996 году. Также заработали мастерские: иконописная, ювелирная, оловянной миниатюры.
Иоанновский монастырь
Стоит на берегу реки Карповки. Время основания – конец XIX века. У этого женского монастыря особый статус, делающий его подчинённым непосредственно синоду или патриарху, а не местной епархии. Проект обители в неовизантийском стиле создан архитектором Николаем Никоновым. После революции монастырь превратили в трудовую коммуну, а потом ликвидировали. В 90-е годы началось возрождение. Верхний храм лично осветил патриарх Алексий II.
Воскресенский Новодевичий монастырь
Заложен по приказу Елизаветы Петровны. Монахинь сюда отправили не сразу, а в 1822 году обитель закрылась. Её работу возобновили при Николае I, спустя 23 года. Большинство строений монастыря относится к русскому стилю. Казанская церковь выбивается из общего ряда: она возведена в неовизантийском стиле. К монастырю относится территория Новодевичьего кладбища, где похоронены Тютчев, Некрасов и другие выдающиеся люди.
Уничтоженные мосты
1. Измайловский трамвайный мост
Построенный в 1908 году Измайловский мост предназначался для трамвайного движения и служил по назначению до блокады. После войны трамвайный маршрут перенесли на Садовую улицу, и мост оказался не нужен. Его разобрали в 1958 году.
2. Исаакиевский наплывной мост
Этот мост был открыт в 1727 году и стал первым, соединявшим Васильевский остров с центральной частью Петербурга. Некоторое время на нём бралась плата за проезд. За время своего существования мост неоднократно разбирался и разрушался, однако каждый раз восстанавливался. После появления постоянного Благовещенского моста Исаакиевский мост перенесли к Зимнему дворцу. Его перестроили и сделали постоянным, а также он получил другое название — Дворцовый.
Особняк Барятинских. Дворец Великой Княгини Ольги Александровны
Величественный Дворец построен по проекту архитектора Г.А. Боссе в 1880 году. Композиционный вид дворца за долгое время практически не изменился: торжественный фасад в стиле русского барокко, анфилада парадных помещений, расположенных на 2 этаже вдоль улицы Чайковского, две анфилады в восточном и западном поперечных корпусах. Пристроенные позднее трехэтажные выступы, возвышаясь над основной частью, придают облику Дворца черты романтичности. По центральной оси каждого бокового корпуса – проездная арка.
В течение долгого времени особняк принадлежал древнему роду князей Барятинских, корни которого восходят еще к Рюриковичам. В разное время представители знатного рода были военачальниками, дипломатами в странах Европы и Азии. Александр Барятинский вошел в историю как покоритель Кавказа.
В 1896 году особняк был преподнесен императором Николаем II в качестве свадебного подарка младшей дочери императора Александра III — великой княгине Ольге и ее супругу, принцу Петру Ольденбургскому.
После 1917 г. в здании разместились коммунальные квартиры, в одной из которых в 1922 году жил С.Я.Маршак, парадные залы были заняты школой. В 1988 г. здание передано Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате, при содействии которой осуществилась реставрация интерьеров: восстановлены лепка, росписи потолков, резная отделка дверей, камины. С 1989 года начали проводиться работы по реставрации внутренних убранств. Были восстановлены лепка, роспись потолков, отделка дверей, камины.Сейчас в левом флигеле особняка работает Городской центр по расчету и учету жилищных компенсаций Комитета по содержанию жилого фонда Администрации Санкт-Петербурга. В правом – Государственная налоговая инспекция Центрального района.
Адрес: ул. Чайковского 46-48На карте
Памятники и монументы Санкт-Петербурга
Самые известные исторические и современные памятники и монументы города.
Памятник «Медный всадник»
Памятник Петру I установлен на Сенатской площади в 1782 году. Отлит из бронзы, а название «медный» появилось из-за стихотворения Пушкина. Высота – более 10 метров. Автор проекта – Этьен Фальконе. Он не мог присутствовать на открытии из-за дворцовых интриг. По приказу Екатерины II на памятнике появилась надпись «Петру I Екатерина II». Так императрица хотела подчеркнуть, что «второй» она является непосредственно после последнего царя всея Руси.
Рекомендуем: 35 знаменитых памятников Санкт-Петербурга.
Памятник Екатерине II
Находится на площади Островского с 1873 года. Автор проекта – Михаил Микешина. Высота бронзового изваяния вместе с гранитным постаментом – около 10 метров. В памятнике много символизма. Например, фигура Екатерины II намного выше фигур окружающих её видных деятелей эпохи, что подчёркивает место каждого из них в истории страны. Вандалы периодически воруют или повреждают «аксессуары» знати: чаще всего страдает шпага Суворова.
Ростральные колонны
Возведены на Васильевском острове в начале XIX столетия. Первоначально служили портовыми фонарями и использовались до 1885 года во время тумана или по ночам. Автор проекта – Жан-Франсуа Тома де Томон. Высота каждой колонны – 32 метра. Внутри у них винтовые лестницы, сохранившиеся в хорошем состоянии. В середине прошлого века в колонны провели газ и включают их только по торжественным случаям.
Нарвские триумфальные ворота
Первоначально на этом месте была сооружена арка из дерева и алебастра. Она стала последним проектом Джакомо Кваренги. Триумфальные ворота предназначались для встречи войск, победивших в Отечественной войне 1812 года. Конструкция быстро пришла в негодность и была заменена капитальной каменной аркой. Высота сооружения – 23 метра, ширина прохода – 15 метров. Верхний зал внутренних помещений превращён в музей.
Памятник Николаю I
Установлен на Исаакиевской площади в 1859 году. У проекта два автора. Конную статую императора создал Пётр Клодт, а пьедесталом занимался Огюст Монферран. Памятник стоит на одной оси с монументом Петру I. Их разделяет Исаакиевский собор. В советское время поднимался вопрос о демонтаже достопримечательности, но Скульптура Николая I так и осталась на своём месте. Памятник обветшал, поэтому в ближайшее будет отреставрирован.
Скульптура «Чижик-Пыжик»
Шуточная песенка про приключение маленькой птички на Фонтанке привела к появлению этого памятника. Его высота – 11 сантиметров, а масса вместе с постаментом – 5 килограмм. Небольшие размер и знаковость скульптуры привели к тому, что её несколько раз похищали. Есть примета: надо бросить в сторону «чижика» монету, и, если она не упадёт с постамента, то человека ждёт удача.
Памятник А. С. Пушкину
Установлен на Площади искусств напротив Русского музея в 1957 году. Отлит из бронзы. Высота с гранитным пьедесталом – более 7 метров. Скульптору Михаилу Аникушину пришлось перебрать много вариантов. Он создал десятки графически и скульптурных портретов писателя, прежде чем сделал окончательный выбор. Столь щепетильный подход был связан с необходимостью вписать памятник в уже сложившийся архитектурный стиль округи.
Сфинксы на Университетской набережной
В 1825 году в Египте на раскопках были обнаружены сфинксы из розового асуанского гранита. Они датированы XIV веком до нашей эры. История покупки скульптур растянулась на несколько лет, но в 1832 году они всё же прибыли в Санкт-Петербург. Сфинксов установили на Университетской набережной. Учёные изначально были против, так как считали местный климат разрушительным для столь хрупких памятников.
Памятный знак кораблю «Полтава»
Посвящен первому русскому 54-пушечному парусному линейному кораблю 4 ранга. Уменьшенная копия «Полтавы» помещена на пьедестал и установлена на Воскресенской набережной в 2015 году. Высота – около 10 метров. Памятник выполнен с высокой степенью детализации. Барельефы на боковинах постамента описывают сцены морских сражений русского флота при правлении Петра I.
Какие квартиры Петербурга были самыми дорогими
В дореволюционном Петербурге над магазинами находились так называемые барские этажи, в них сдавались самые дорогие квартиры. Первоначально барские этажи были вторыми, но со временем — из-за роста домов в высь — барскими стали второй и третий. Если вдруг вы присматриваете квартиру в старом фонде, знайте, что больше всего декора, самые красивые печи, самые высокие потолки будут именно на втором и третьем этажах.
Чем выше квартира находилась и глубже во двор, тем была дешевле. Самая дорогая квартира — в лицевом флигеле на втором и третьем этажах, а самая дешевая — в третьем и четвертом дворах, на пятом и шестом этажах.
В Петербурге никогда не было района, где селились бы только богатые. Даже в самой престижной Адмиралтейской части, где жили Набоковы, Суворовы, Половцовы, во вторых и третьих дворах могли селиться мастеровые и мелкие чиновники.
Они ходили по одним улицам и пользовались одними дворами, просто их маршруты не пересекались. Я знаю человека, прадедушка которого был мастеровым каменщиком: укладывал мостовую на Невском проспекте — и при этом жил на дорогой и престижной Большой Морской улице, просто в третьем дворе.
Крематорий в Александро-Невской лавре
Советская власть придавала постройкам крематориев большое значение — не только практическое, но и антирелигиозное (православная церковь кремацию не одобряла). Лев Троцкий даже опубликовал по этому поводу статью, призывая большевистских лидеров самим подать пример массам и завещать сжечь свои тела после смерти. Поэтому первые планы по созданию в Петрограде крематория появились уже в 1918 году. Объявили конкурс, в котором из двухсот заявок победил проект Артемия Джорогова «Жертва». Выбрали место, причем с особым цинизмом: огромный крематорий должен был разместиться на территории Александро-Невской лавры, прямо под боком резиденции митрополита.
К счастью, сначала у Петросовета просто не хватило денег на реализацию проекта. Вместо него открыли временный крематорий, приспособив под это здание бань на Васильевском острове. Но горожане использовать крематорий по назначению не спешили: за всё время работы в нем были сожжены всего 379 тел, и только 16 — по желанию родственников или по завещанию.
Парки Петербурга осенью
В невероятно красивое золотое убранство преображаются деревья в городских садах. Парки Санкт-Петербурга осенью — это место для фотосессий и прогулок среди ярких деревьев, прудов с утками и усыпанных желтой листвой тропинок.
Когда золотая осень в Санкт-Петербурге? Обычно в начале сентября деревья еще зеленые, к середине листва начинает менять цвет. В первой половине октября можно полюбоваться на золотую осень, к концу месяца и в ноябре листва начинает опадать.
Юсуповский садФото: Maksim Starostin
Летний сад
Парковый ансамбль, созданный в начале XVIII в. по указу Петра I, — это Летний сад в исторической части города, рядом с Марсовым полем. Здесь сохранился Летний дворец Петра I, украшенный барельефами, сейчас это филиал Русского музея. Сад известен скульптурами итальянских мастеров, которые изображают мифологические, исторические сюжеты и различные аллегории. Оригинальные мраморные скульптуры пострадали от климата, поэтому сейчас в саду размещены их копии.
Летний сад осенью в Санкт-Петербурге очаровывает обилием деревьев, аркадами-тоннелями, прудами и фонтанами. Красиво нависает золотая листва над Лебяжьей канавкой
Обратите внимание на решетку сада в стиле русского классицизма с позолотой, колоннами и вазами со стороны набережной Невы. До наступления заморозков в Карпиевом пруду обитает пара лебедей
Подробно: Летний сад
Летний садФото: yuleita
Таврический сад
Одним из лучших мест для прогулок Екатерина II считала Таврический сад, созданный по вокруг Таврического дворца Г. Потемкина. За образец был взят традиционный английский парк с перепадом высот и природными формами.
В саду устроены пруды и каналы с мостами, насыпные холмы, посажено много деревьев, одной из достопримечательностей является фонтан «Мальчик с уткой». В парке сохранились старые дубы, есть клены, липы и др. деревья. Различные мероприятия проходят в оранжерее неподалеку, где также есть кафе.
Подробно: Таврический сад
Таврический садФото: Сергей Архипкин
Парк 300-летия Санкт-Петербурга
На берегу Финского залива в 1995 г. был заложен парк 300-летия Петербурга. Вдоль береговой линии приятно пройтись в солнечный осенний день и подышать морским воздухом. Здесь есть инфраструктура для занятий спортом, можно просто бродить по живописным аллеям. Прогулка по парку займет в среднем полчаса.
Подробно: парк 300-летия Петербурга
Вид сверху на парк 300-летия:
Новая Голландия
Рукотворный остров Новая Голландия в XVIII в. находился в ведении Адмиралтейств-коллегии и использовался для хранения материалов на строительство кораблей. Сейчас это культурное городское пространство с кафе, образовательной площадкой, магазинами, студиями, здесь проводятся концерты, фестивали, лекции, книжные ярмарки и др. события.
Особой популярностью пользуется зеленая зона для отдыха, где можно посидеть на стульчиках или прямо на газоне, наслаждаясь теплой погодой начала осени. На территории есть травяной сад, желтые краски украшают также деревья на аллеях.
Подробно: остров Новая Голландия
Новая ГолландияФото: Елена Соловьева
Золотая осень Петербурга не менее прекрасна в других городских парках. Можно посетить Приморский парк Победы на Крестовском острове; Измайловский сад со скульптурой Петербургского ангела; небольшой атмосферный сад Сен-Жермен на Литейном проспекте, в котором собирались творческие личности андеграунда в 70-х гг. прошлого века (попасть можно, если жильцы пропустят вас в ворота); парк на Елагином острове (ЦПКиО им. Кирова), где есть не только развлекательная инфраструктура, но и резиденция императоров — Елагиноостровский дворец; Удельный парк, в котором много лиственных деревьев и широкие аллеи, а также другие парки.
Подробно: парки Санкт-Петербурга
Петербургский ангел в Измайловском садуФото: Елена Яхонтова
Академия Штиглица (бывшее Мухинское училище)
Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица принадлежит к числу интереснейших и весьма самобытных памятников российской культуры. Он является неотъемлемой частью академии, которая выпускает художников различных направлений монументально-декоративного, прикладного искусства и дизайна. Это ее культурно-просветительский, учебный и выставочный центр.
История музея неразрывно связана с созданием в Петербурге Центрального училища технического рисования в январе 1876 года на средства крупного финансиста, промышленника и мецената Александра Людвиговича Штиглица. Большую роль в формировании этого учебного заведения сыграл известный государственный деятель А. А. Половцов, который был зятем барона Штиглица. На пост директора был приглашен видный петербургский зодчий М. Е. Месмахер.
Уже в 1885 году по проекту М.Е. Месмахера начинается строительство специального музейного здания. На международных аукционах, у известных зарубежных и российских антикваров и коллекционеров при активном участии А.А. Половцова приобретаются всевозможные коллекции предметов прикладного искусства. Постепенно складывается уникальное музейное собрание, отличающееся разнообразием и высоким художественным уровнем входивших в него памятников Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, и включавшее произведения западноевропейского, восточного и русского прикладного искусства XVII и XVIII веков.
Здание музея является уникальным памятником архитектуры периода историзма. В его облике можно разглядеть черты некоторых знаменитых произведений итальянской архитектуры XVI века: творений венецианского зодчего Якопо Сансавино – палаццо Корнер дела Ка Гранде и библиотеки Сан Марко, а также Базилики и палаццо Тьене в Виченце, построенных по проектам Андреа Палладио.
Месмахер не просто заимствовал отдельные композиционные приемы и декоративные элементы этих известных построек, но творчески переосмыслил их формы и наполнил новым содержанием, создав некий обобщенный образ итальянской архитектуры эпохи Возрождения.
В художественном убранстве залов музея нашли отражение почти все исторические эпохи и стили: античность, византийское, романское и готическое искусство, эпоха Ренессанса, венское, фламандское, французское и итальянское барокко.
Композиционной доминантой здания служит Большой выставочный зал, напоминающий внутренний двор итальянского палаццо. Он перекрыт грандиозным стеклянным куполом, являющимся одним из заметных достижений российской строительной техники конца XIX века.
Сегодня Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица – одна из ведущих художественно-промышленных школ России. За годы своей истории здесь было подготовлено несколько поколений выдающихся мастеров искусства, и этому немало способствовал ее уникальный музей – неиссякаемый источник знаний и вдохновения.
Адрес: Соляной пер., 13На карте
Какие квартиры в петербургских домах были самыми шикарными и где жили бедные студенты
В XIX веке самые дорогие квартиры в доходном доме находились на втором этаже. В них был парадный вход, окна выходили на улицу. Максимальное количество комнат, которое мне попадалось, — 21. Причем комнаты были площадью до 50 метров.
К концу XIX — началу XX века самые дорогие квартиры переместились выше. Это объяснялось в первую очередь распространением лифтов: подниматься на нем в квартиру считалось шикарным. А для второго этажа лифт не нужен.
Кроме того, с развитием транспорта и ростом города квартиры на втором этаже становились грязными, потому что всё, что скапливалось на улице, поднималось туда. К началу XX века самыми дорогими становятся третий и четвертый этажи
Если вы идете по центру Петербурга, то можно обратить внимание, что именно эти этажи зачастую выделены пилястрами, колоннами, арками.
Кабинет купца I гильдии Г. Г. Елисеева. Начало 1900-х годов. Фото из книги «Петербургские доходные дома. Очерки из истории быта»
Что интересно, в европейских городах традиционно селились слободами — это пошло со Средневековья. В одном районе жили ремесленники, в другом аристократы. В Петербурге же, как в новом городе, эта традиция не сложилась. Бедные квартиры располагались в тех же домах, что и богатые.
Можно представить себе красивый дом с окнами на Литейный проспект, где на втором и третьем этаже живут богатые горожане, а подвальный этаж сдан сезонным рабочим. И там живут несколько десятков человек — единственное, вход в эту квартиру будет не с парадной лестницы, а с черной.
По одной лестнице могли ходить сенаторы, богатые купцы и какой-нибудь студент, который снимал квартиру на последнем этаже. Может быть, в этом смешении была заложена нестабильность петербургского общества и, возможно, поэтому он стал городом трех революций.
Особняк Демидовых
История династии Демидовых берет начало еще во времена Петра Великого. Застройка на Большой Морской улице проводилась в первой половине XVIII века. В 1836 году участок, где теперь располагается дом № 43, был приобретен статским советником, хозяином уральских заводов и одним из богатейших людей России Павлом Николаевичем Демидовым. Эта покупка была сделана Демидовым перед своей свадьбой с одной из самых красивых женщин Петербурга того времени, фрейлиной Авророй Шернваль.
Дружеские отношения Демидова с известным архитектором О. Монферраном и наличие денег позволили сделать заказ на полную перестройку особняка, несмотря на то, что Монферран был занят в работе над проектом Исаакиевского собора.
Особняк Демидовых славится своими атлантами и кариатидами, которые украсили собой главный подъезд. Но особую известность здание приобрело благодаря своему Малахитовому залу. Все дело в том, что до этого в качестве отделочного материала малахит не применялся из-за его дороговизны и сложностей в обработке. Им украшали лишь различные безделушки для богатых особ. Здесь же малахитом, добытым в уральских демидовских каменоломнях, облицевали колонны и камин. Только после этого малахит был применен для облицовки залов Зимнего Дворца и иконостаса Исаакиевского собора.
С 1874 года домом владела Н. Ф. Ливен. При ней в 1870-х годах в здании появилось водяное отопление, водопровод и газовое снабжение. Свой особняк Н. Ф. Ливен использовала как религиозный центр, обитель протестантов-баптистов. Советский период истории здания особо ничем не примечателен. В настоящее время его арендует Балтийский банк.
Адрес: ул. Большая Морская, 43На карте
Особняк Бракгаузен
Был возведён в 1710 году архитектором Жан-Батистом Леблоном по проекту «дома для именитых», популярным в то время.
Вначале принадлежал сыну Петра I Ивану Зотову, затем перешёл во владение семьи купцов Бракгаузен. С 1832 г. в нем проживал американский посол Джеймс Бьюкенен, в 1950-х годах в здании располагался банк и 16 отделение милиции. Также во времена СССР в нем находилась Ленинградская транспортная контора пароходства, после чего дом стал жилым.
В данный момент в связи с большими затратами на необходимую реставрацию старинных интерьеров с исторической планировкой, дальнейшая судьба здания неизвестна.
Интересные мосты Санкт-Петербурга
Территорию Санкт-Петербурга разрезают десятки рек и каналов. Через них прокинуты сотни мостов. Самый знаменитый – разводной Дворцовый. Многие другие имеют интересную историю или украшены красивыми скульптурами.
Банковский мост
Соединяет Казанский и Спасский острова. Название дано мосту из-за соседства с Ассигнационным банком. Длина – около 20 метров, ширина – менее 2 метров. Мост пешеходный и цепной, в нынешнем виде существует с 1826 года. Автор проекта – Вильгельм фон Треттер. Крылатые львы – один из символов Санкт-Петербурга – украшают мост с обеих сторон. Их создатель – скульптор Павел Соколов.
Львиный мост
Один из трёх сохранившихся пешеходных мостов Санкт-Петербурга. Переброшен через канал Грибоедова и соединяет Спасский и Казанский острова. Длина – менее 23 метров, ширина – около 2 метров. Название мост поучил из-за скульптур львов работы Павла Соколова, установленных попарно по обе стороны. Несколько раз объект закрывался на реконструкцию. Последняя датирована 2018 годом и затронула только реставрацию львов.
Аничков мост
Назван в честь инженера петровской эпохи Михаила Аничкова. Первый мост появился на этом месте в 1716 году. Позднее деревянную конструкцию заменили кирпичной и расширили. Проезжая ширина моста – 32 метра, пешеходная – 6 метров. Скульптуры «Укротители коней» украшают мост с обеих сторон. Петра Клодта вдохновили на их создание статуи, установленные при въезде на Елисейские поля.