Как строить отношения со школой, которая не признаёт семейное образование

Домашнее обучение

Надомные занятия организуются для детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья. Педагоги занимаются с ними дома по общей или специальной адаптированной программе. Она составляется исходя из психофизического состояния ребенка и в соответствии с его интеллектуальными возможностями.

В процессе обучения ребенок должен освоить образовательные программы начального, основного и (по желанию) среднего образования. В учебный план включаются дисциплины:

  • Русский язык;
  • Литература;
  • Математика;
  • Биология;
  • Химия;
  • Физика;
  • География;
  • История;
  • Иностранный язык;
  • Совмещенный курс окружающего мира и ОБЖ.

Продолжительность уроков регулируется в зависимости от состояния здоровья и составляет от 25 минут до 1.5-2 часов в день. В соответствии с санитарными нормами недельная нагрузка составляет:

  • Не более 8 часов в начальной школе;
  • 10 часов для учеников 5-8 классов;
  • 11 часов в 9 классе;
  • 12 часов для старшеклассников.

Дети получают учебники, пособия, пользуются школьной библиотекой. Как и другие ученики, пишут контрольные работы, проходят тестирования, сдают экзамены. Надомное обучение может проводиться дистанционно в заочной форме. Но такой способ больше подходит старшеклассникам, способным самостоятельно организовать свое рабочее время.

Дистанционно могут обучаться дети с сохранным интеллектом, не имеющие медицинских противопоказаний к использованию монитора. За получение образования и аттестата отвечает образовательное учреждение.

Кто имеет право на домашнее обучение

На надомное образование в России имеют право дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалиды. Существует перечень болезней, при которых их переводят на индивидуальное обучение на дому. Он утвержден приказом Минздрава № 436н от 20.06.2016 г.

В него входят соматические (телесные) заболевания, психоневрологические (шизофрения, острые психозы, тяжелые неврозы), продолжительное восстановление после хирургических вмешательств или травм, нарушения поведения. Решение о необходимости надомного образования принимает психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В своих рекомендациях она указывает степень ограничения способности ребенка к обучению.

Как перейти на надомное обучение

Узнать, как перевести ребенка на домашнее обучение можно в школе или департаменте образования. Что нужно сделать родителям:

  1. Обратиться к участковому педиатру за справкой, что ребенок нуждается в индивидуальном обучении на дому. Врач даст направление на ПМПК. На время реабилитации врач должен указать в справке период, в течение которого ребенок не сможет ходить в школу. Минимальный срок составляет один месяц, максимальный — один учебный год.
  2. Подать заявление о переходе на домашнее обучение директору школы и одновременно направить письменное уведомление об этом в районный или городской отдел образования.
  3. Обсудить с завучем индивидуальный план учебы, в который будут внесены обязательные предметы, установить количество учебных часов в неделю.

Родители первоклассника с ОВЗ должны обратиться в департамент (отдел) образования. Им дадут список школ, куда можно прикрепить ребенка. После получения необходимых справок директор школы издает соответствующий приказ. В нем указывается учебная программа и преподаватели, которые будут вести занятия. Родителям выдается журнал учета часов, освоенного материала и успеваемости ученика. В конце года по этому журналу выставляются итоговые оценки. В случае успешного освоения программы он переводится в следующий класс.

Финансовый вопрос семейного образования

Здесь вопросы разделились на теоретические и фактические. Теоретически можно претендовать на выплату от государства, так как оно финансирует всех учащихся, кто посещает школу очно. Но когда некоторые родители попробовали добиться этих самых выплат, то столкунлись с проблемами.

Теоретически процесс выплаты денежной компенсации выглядит так:

  1. Перевод ребенка на семейную форму.
  2. Заключение договора с руководством школы о размере выплат.
  3. Если школа отказывается компенсировать семейное обучение, то родители идут в региональное управление по вопросам образования.

Почему государство обязано выплачивать денежные компенсации при семейной форме образования? Считается, что дети не пользуются школьными учебниками, а покупают их сами. Не пользуются трудом учителей, а ищут репетиторов и оплачивают их работу. Не изнашивают школьное оборудование. Всего получается от 19 до 150 тысяч рублей в год. Сумма зависит от местного бюджета – такую фразу услышали родители, когда попробовали добиваться выплат.

Они узнали вот еще что:

  • Не в каждом регионе принят местный закон, на основании которого власти будут выплачивать детям на семейном образовании денежную компенсацию.
  • Региональные власти имеют право выплачивать деньги родителям, но совершенно законно могут этого не делать.

Дальше были судебные разбирательства. Но закончились они неблагоприятно для родителей –  большинство исков против школ и отделов образования были проиграны.

Чтобы как-то сгладить ситуацию, школы со своей стороны начали предлагать бесплатно пользоваться учебниками и другими учебными пособиями. Это делалось для того, чтобы все доступные бесплатные «опции» школы касались и семейников.

Что посоветовать родителям, если отношения со школой совсем не кладываются: в качестве эксперимента попробовать дистанционное образование. Онлайн-платформ для школьников предостаточно,учебный материал предоставлен в полном объеме,  темы поданы понятно и достаточно глубоко, видеоуроки можно найти в записи и повторить какое годно количество раз.

Ребёнка нужно мотивировать на учёбу

Нужно отчасти стать психологом — понять, что движет ребёнком во время обучения. Тогда вы сможете грамотно направлять его и поддерживать, когда пропадает желание учиться. 

Мотивация ребёнка бывает внешней и внутренней. Внутренняя мотивация гораздо сильнее и эффективнее, чем исходящая извне. Одно дело, когда делать домашку заставляют мама с папой, другое — когда делаешь сам, потому что горишь предметом и знаешь, как он пригодится в будущем. В школе за мотивацию отвечает учитель — харизматичный и яркий педагог увлечёт ребёнка и заинтересует предметом. Родителям, которые учат детей самостоятельно, нужно компенсировать это своими силами. 

Порядок действий

Чтобы перевести школьника на семейное обучение по собственному желанию есть определенный алгоритм действий, установленный государством. Родителям необходимо:

Выбрать учебное заведение, с которым хотят сотрудничать родители

Место регистрации школьника неважно. Родители в праве перевести ученика из старой школы и прикрепить к новой.
Ознакомиться с уставными документами выбранной школы, в которых должна указываться возможность предоставления альтернативных форм.
Подать заявление на имя директора среднеобразовательного учебного заведения о желании перейти на семейное обучение.
Поставить в известность отдел образования

Ответ на заявление ожидать не стоит. Оно носит исключительно уведомительный характер.
Дождаться приказа директора школы о переводе ученика.
Подписать подготовленный школой договор, в котором подробно указаны права и обязанности сторон. Он включает в себя определение количества аттестаций и сроки их сдачи, порядок посещения практических занятий и т.д.

Школьные преподаватели не обязуются посещать ученика на дому. Методическая помощь школьнику оказывается соответственно учебным планам. Аттестации могут проходить как с другими школьниками, так и на индивидуальной основе.

Домашняя форма предусматривает:

  • перевод из дома обратно в школу;
  • обеспечение школьника литературой;
  • консультации преподавателей;
  • в отдельных случаях – выплаты родителям от государства средств, выделяемых из бюджета для школ.

Документы, необходимые для перевода

Точно установленного перечня документов для перевода на семейное образование не существует. Есть региональная специфика. Зачастую пакет документов состоит из таких документов:

  1. Уведомление об изменении формы обучения. Закон обязывает родителей поставить в известность местные органы самоуправления о своем решении. Если этого не сделать, встреча с представителями органов опеки неминуема.
  2. Заявление об отчислении. Оно пишется на имя директора школы, который после его принятия выдает родителям личное дело ученика.
  3. Заявление о прохождении аттестаций. Оно пишется в ту школу, к которой родители хотят прикрепить ребенка. В нем указывается прошение о посещении практических занятий, доступе к библиотеке и сдаче аттестаций.
  4. Договор об аттестациях. Это факультативный, но полезный документ, в котором прописываются все нюансы аттестации: порядок и время консультаций и экзаменов, список предметов для оценки, виды аттестаций и формы, возможность проведения консультаций в присутствии родителей.
  5. Заявление на возмещение расходов. В некоторых областях родителям полагается материальная компенсация. Её размер зависит от региона, где проживает семья.

Миф 3. Хоумскулеры изолированы от мира

Ещё один популярный стереотип о домашнем обучении — недостаток социализации. Представляется, будто ребёнок заперт в четырёх стенах и день и ночь корпит над учебниками. Конечно, это далеко от действительности. 

Факт

На практике хоумскулеры занимаются одновременно в нескольких кружках, и это не единственный их способ взаимодействия с обществом. В то время как мир среднестатистического школьника порой напоминает замкнутый круг: дом — школа — дом.

Многие родители зачисляют детей в онлайн-школы, чтобы снять с себя часть хлопот. Такие дистанционные учебные заведения нередко помогают и в вопросе социализации. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» регулярно организуют встречи хоумскулеров, где можно пообщаться с единомышленниками и приобрести новый интересный опыт. Проводятся очные встречи, экскурсии, тренинги и мастер-классы, ребята участвуют в волонтёрских проектах.

Что такое надомное обучение

Надомное обучение — это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования. 

Путаница между семейным и надомным видами обучения возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. 

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

Ребёнок на надомном обучении остаётся в контингенте школы: получает учебники, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий.

‍Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации индивидуального обучения на дому, а также утверждает индивидуальный учебный план, расписание, определяет учителей, которые будут посещать ребёнка.

Плюсы надомного обучения

  • Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  • Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Минусы надомного обучения

  • Можно воспользоваться только при наличии у ребёнка определённых диагнозов, инвалидности или во время длительного лечения или реабилитации.
  • В учебный план при надомном обучении в школе включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, не будет аттестован.  
  • Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  • Практически полное отсутствие социализации ребёнка при надомном обучении.

<<Форма семейного образования>>

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Основной плюс — это, конечно, персонализация образования, подстраивание программ под индивидуальные особенности ребенка. Главный минус — проблемы с социализацией.

Плюсы:

  • Гибкость в изучении материала: можно уделить важным и сложным в освоении предметам больше времени и внимания, чем второстепенным по значению дисциплинам;
  • Участие в формировании расписания, распределение времени между классной и самостоятельной работами;
  • Выбор формы занятий в зависимости от способностей и потребностей конкретного ребенка: видео, аудио, чтение или обсуждение материала;
  • Свобода передвижений для родителей и ребенка без привязки к конкретному учебному заведению и режиму дня.

Минусы:

  • Именно родители должны не только решить вопрос с социализацией ребенка, но и постоянно контролировать этот процесс;
  • Родители несут ответственность за обучение ребенка — это дополнительная ответственность, требующая времени, а порой и профессиональных навыков;
  • Ребенок не находится в школе — кто-то должен контролировать происходящее и нести ответственность за его жизнь и здоровье;
  • Обучение онлайн требует некоторых умений (и большей самостоятельности) от ребенка.

Несмотря на обилие плюсов, существующие минусы способны привести к серьезным затруднениям и проблемам. Так, один из родителей, вероятнее всего, не сможет работать на постоянной работе в ежедневном режиме. Переход на семейное образование может привести к повышению расходов (например, на оплату услуг няни и т.д). Поэтому перед принятием окончательного решения нужно тщательно взвесить каждый пункт и обсудить с родными возможное изменение ритма жизни всех членов семьи.

Экономика образования

Как выбрать профессию, когда ее сменить и почему это важно

Как осуществляется надомное обучение

Организация надомного обучения, как правило, лежит на ближайшей к месту жительства ребёнка школе. Преподаватели приходят домой или в больницу, где лечится ребёнок. Родители при этом обязаны предоставить учителям доступ в квартиру или медучреждение и подготовить всё необходимое для учёбы: стол, учебники, специальные приспособления для письма или чтения, которые могут потребоваться ребёнку, и так далее.

Помимо педагогов-предметников, семья имеет право пользоваться услугами учителя-дефектолога, логопеда, психолога и других специалистов. Они даже могут принимать участие в процессе аттестации ребёнка.   

Для каждого ученика-надомника составляется индивидуальный учебный план. Он разрабатывается с учётом медицинских рекомендаций и включает обязательный минимум практических и контрольных работ по каждому предмету.

В зависимости от состояния здоровья ребёнка возможны два варианта организации надомного обучения: 

  • По общей программе. Дети получают знания по всем основным школьным предметам и проходят аттестации, как ученики, посещающие занятия в классах. По окончании обучения ребёнку выдаётся аттестат общего образца. 
  • По вспомогательной программе. Если здоровье ребёнка не позволяют ему обучаться по общей программе, процесс обучения корректируется в индивидуальном порядке. Продолжительность занятий и количество тем может быть сокращено, процесс аттестации упрощён. По окончании школы ученик получает аттестат особого образца с отметкой об особенностях программы. 

Программы надомного обучения обычно включают меньше учебных часов, чем в школе. Как правило, учебная нагрузка школьника-надомника составляет 8-12 часов в неделю.

Если здоровье ребёнка позволяет, учителя предпочитают охватывать несколько тем за один урок. Поэтому уроки на надомном обучении могут быть длиннее, при этом в день проводится, как правило, не больше трёх занятий.

<<Реальный опыт семейного обучения>>

Приказ №2 Минобрнауки России от 9 января 2014 года разрешает использование дистанционных технологий для надомного обучения. Но на практике они применяются редко, как правило, из-за нехватки финансирования и оборудования во многих школах.  

Шаг 3. Найти помощников

Организовать учебный процесс можно несколькими способами:

  1. Нанять репетиторов. Поиск хороших специалистов может занять время, а их работа стоить дорого. Но у ребёнка будет максимум внимания.
  2. Подключить онлайн-школу. «Домашняя школа Фоксфорда» подойдёт ученикам 5-11 классов, в программе — все основные школьные предметы, а также углублённые и олимпиадные курсы. Дети следуют расписанию, но не привязаны к одному месту. Заниматься можно онлайн или просматривая уроки в записи с любого устройства.

Для руководителя команды разработки Олеси Егозиной решающим фактором в переводе сына на семейное образование стала возможность брать его с собой в поездки даже во время учебного года.

‍Читать целиком историю хоумскулинга Егозиных →

«Мне нужна помощь в обучении ребёнка. Ведь мне приходилось учиться вместе с ним, чтобы в любой момент объяснить что-то непонятное. Моя золотая школьная медаль, конечно, помогала, но, помимо домашней школы, есть ещё работа, требующая довольно много времени и сил, да и домашние дела никто не отменял. Репетиторы — это, конечно, хорошо, но я ждала помощи от школы. Так мы пришли в “Фоксфорд”».

Совет «Фоксфорда»: воспользуйтесь демодоступом. «Экстернат и домашняя школа Фоксфорда» предоставляет на три дня бесплатный доступ к занятиям. Этого достаточно, чтобы опробовать формат и принять решение.

документы для оформления в школу на со

*Если вы уже числитесь в школе, то нужно просить только о проведении ПА.

Это заявление родитель подает после того, как определится – хочет ли он проходить промежуточную аттестацию ежегодно, когда и как будет проведена ПА исходя из интересов ребенка.

Со школой ребенка, обучающегося на семейной форме, связывает только промежуточная аттестация. Промежуточная аттестация является нашим правом, а не обязанностью (ст. 34 ч.3).

Заявление в школу с просьбой зачислить вашего ребенка, обучающегося на СО, для прохождения ПА в качестве экстерна  решит и проблемы зачисления, если такие возникнут.

Помните, что Вы имеете право не проходить ПА ежегодно, при этом обучающиеся на семейной форме, как правило, не числятся в школе до тех пор, пока не решат пройти промежуточную аттестацию, например, в 4 или 9 классе.

Заявление нужно подать секретарю с просьбой поставить на вашей копии штамп регистрации входящих документов.

Решение о выборе формы образования – безусловное право родителя, отказ в переводе ребенка на альтернативные формы образования законом не предусмотрен. Это решение принимается с учетом мнения ребенка.

В соответствии с Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 22 января 2014 г. N 32, в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.

Отсутствие в Уставе школы семейного образования не может служить основанием для отказа в приеме в школу в качестве экстерна для прохождения промежуточной аттестации детей, обучающихся на семейной форме. Школы обязаны руководствоваться Законом об образовании, в котором закреплено наше право на промежуточную аттестацию в качестве экстерна (ст. 34 ч. 3)

Заявления не ограничены никакими сроками. Также закон никак не ограничивает количество изменений форм обучения.

2. Уведомление органов местного самоуправления

Закон об образовании обязывает родителя уведомить о своем выборе органы местного самоуправления.

Вести учет детей, получающих образование в семейной форме – это полномочие органов местного самоуправления муниципальных районов или городских округов (ст. 9 ч. 1 п. 6 ФЗ «Об образовании в РФ»), структурным подразделением которых является Управление образования. Но в Москве и С.-Пб. полномочия органов местного самоуправления в сфере образования определяются собственными региональными законами (ст. 9 ч. 2).

В соответствии со ст. 16 ч 2 действующего Закона г. Москвы от 10.03.2004 «Об общем образовании в городе Москве» учет ведут территориальные органы исполнительной власти города Москвы и органы местного самоуправления городских округов. Московское «Положение об организации учета детей» (утв. Постановлением Правительства Москвы от 06.12.2005 N 973-ПП) уточняет, что под территориальными органами исполнительной власти имеются в виду управы районов.

Кроме СО, есть и другие способы оформить обучение ребенка дома, такую возможность предоставит очно-заочная форма, заочная, самообразование и сочетание форм, например, очная по географии и русскому языку и СО по всем остальным предметам.

Подробнее разобраться со всем многообразием вариантов Вам поможет статья Обзор форм образования

Все заявления пишутся в свободной форме. Но мы подготовили для родителей примерные образцы заявлений, которые можно взять за основу: Образцы заявлений

После того, как Вы выразили свою волю в заявлениях, необходимо создать взаимопонимание и удовлетворяющие всех договоренности со школой, которая по 28 ст. Закона об образовании устанавливает формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся. Такое взаимопонимание легче создать, когда родитель хорошо изучил законодательство об образовании, свои права и обязанности.

Возможно заключение договора со школой, составление ИУПа, предложения школе по урегулированию порядка промежуточной аттестации.

Что такое семейное обучение

Это форма получения образования вне учебной организации, легальная на территории Российской Федерации. Под ней подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение детей так, как сочтёт нужным семья. При этом ребёнок так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

Синонимы семейного обучения — домашнее обучение и хоумскулинг

Но важно не путать его с надомным. Надомное обучение — это способ организации образовательного процесса для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы

Школьные учителя приходят на дом либо занимаются с ребёнком дистанционно, например, по Скайпу. Зачастую это два-три предметника, которые преподают надомнику сразу несколько дисциплин. По закону надомное обучение не является формой получения образования.

Если вы задумываетесь о том, чтобы забрать сына или дочь из традиционной школы, то, скорее всего, беспокоитесь о правильности решения. Переход на хоумскулинг — важный шаг. Рекомендуется взвесить все плюсы и минусы семейного обучения. Вот примерный перечень пунктов, о которых стоит задуматься. 

Кому подходит семейное образование

Семейное образование — один из законных способов освоить программу основной школы с 1 по 9 класс. Стать хоумскулером или вернуться в школу можно в любом классе.

По данным опросов, половина родителей выбирает семейную форму, чтобы больше времени проводить с детьми. Часто это многодетные семьи и приверженцы определённых взглядов, например, верующие. Иногда это мамы в декрете, которые находят время для заботы о младших детях и для обучения старших.

Семейное образование подходит ученикам, которые всерьёз занимаются спортом, искусством или науками. Тренировки, репетиции, олимпиады, спортивные сборы, образовательные лагеря и творческие поездки обычно не вписываются в школьный режим. Чтобы не копить долги по учёбе и не нарушать учебный процесс, родители забирают детей из школы.

Ещё одна популярная причина — качество образования. Некоторые родители считают, что могут дать своим детям прочные знания лучше, чем в школе. К тому же хоумскулеры сами выбирают своё окружение: с кем и как часто общаться их ребёнку.

Как это работает

Согласно закону об образовании в РФ, ребенок может учиться: 

В образовательной организации — то есть в государственных и частных школах. Учиться в школе можно в очной, заочной и очно-заочной форме;

Вне образовательной организации — с родителями или репетиторами, в альтернативной школе, например, по системе Монтессори, или онлайн. Эти модели можно сочетать или применять по отдельности. Например, родители могут сами учить ребенка гуманитарным предметам, а для естественно-математических пригласить репетитора. Если школьник учится вне традиционной школы с 1‑го по 9‑й класс, это называется семейным образованием, а с 10-го по 11‑й класс — самообразованием, однако суть от этого не меняется. 

Понятия «домашнее обучение» в российском законодательстве нет. Обычно так называют любую форму обучения, когда ребенок преимущественно учится дома. Это могут быть и заочка, и онлайн-занятия. Вот только в первом случае ответственность за качество образования несет государственная или частная школа, а во втором — родители, которые решили забрать ребенка из обычной школы. В этой статье мы будем использовать понятие «домашнее обучение» как синоним «семейного». 

Ребенок может учиться дома по любой программе и в удобном темпе, но обязан прикрепиться к аккредитованной школе, чтобы сдавать экзамены. Для прохождения аттестации у учеников есть два варианта: 

Заочное — ребенок учится дома и не ходит в школу каждый день, однако остается к ней прикреплен и должен подчиняться ее правилам, в том числе, сдавать всероссийские проверочные работы и участвовать в проверках качества образовательных услуг.

Семейное — ребенок прикрепляется к школе только для прохождения промежуточной или итоговой аттестации, а после этого его отчисляют. Поэтому он не зависит от школьных правил и не обязан сдавать проверочные работы или участвовать в мониторингах. Когда ребенок прикрепляется к школе, он становится экстерном и получает те же права, что есть у остальных школьников, например, может взять книгу в школьной библиотеке или получить консультацию учителя. 

Дети на домашнем обучении получают такой же аттестат, как и остальные школьники, а форма обучения в нем не указывается. Если у ребенка будет академическая задолженность, которую он не сможет закрыть, ему придется вернуться на очку и ходить в государственную или частную школу. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector