Вальдорфская педагогика

Другой ребенок — другой подход. Новая Одиссея

“Не в коня корм” — к такому выводу я пришла, глядя на школьную жизнь сына Сергея. То сидит дома с простудой, то ходит к гастроэнтерологу, то лечится гомеопатией. Отцу эта канитель надоела, он отправил Сергея в секцию баскетбола. Укреплять тело и дух.

Дело пошло. Тренировки, сборы, соревнования, летние лагеря. Не без проблем, конечно. Случались травмы, переживал сложные отношения в команде. Но время шло, пришлось выбирать – учеба или спорт. Выбрали спорт и пошли оформлять домашнее обучение на базе своей школы. Сына поразило, что не все преподаватели отнеслись к этому с пониманием, а бывшие одноклассники называли “предателем”. Возможно, от зависти.

Чтобы не оставаться белой вороной, нашли другое заведение с очно-заочной формой обучения. Два дня в школе, три дня по утрам готовишь домашнее задание. Вечером — тренировки. Это было очень удобно! Тем более что в классе было пять человек, и все быстро сдружились. Сергею очень нравилась рабочая атмосфера в классе, он с удовольствием выполнял задания. Отрадно видеть, как ребенок становится уверенным в своих силах, крепнет духовно.

Но такая необыкновенная государственная школа не могла просуществовать долго. Через год ее закрыли. Мы пустились на поиски аналогичной платной школы с перспективой поступления после 9 класса в спортивный колледж.

Конечно, вряд ли такое образование может сравниться с полноценным обучением в хорошей гимназии. Но, выбирая спортивную стезю, надо быть к этому готовым. С другой стороны, перенасыщенная программа может привести к невосприятию учебы, девальвации знаний.

Необходимо, на мой взгляд, сохранить у ребенка интерес к жизни, радость от процесса познания. Печально смотреть на подростков, которым ничего не надо, кроме телефона и тусовки. Когда была утеряна детская живость восприятия и что нужно было сделать в тот момент — ответит только родитель, если он внимательно наблюдает за развитием чада. Он и должен выбирать форму обучения, максимально подходящую именно его ребенку, потому что готовых рецептов не бывает.

А пока старшие дети росли и социализировались, младший сын Андрей пошел в первый класс гимназии с углубленным изучением двух языков. Я очень надеюсь, что школа будет ответственной, разумной и справедливой, а дети старательны и послушны, как того хочется каждое 1 сентября.

Несколько пожеланий родителям:

  1. Внимательно выбирайте первого учителя! Именно он закладывает отношение к учебе.
  2. Не все дети интеллектуального склада, как того хотела бы школа. Развивайте таланты вашего ребенка — это поможет ему сохранить индивидуальность.
  3. Возможно, девочки устроены по-другому, но для мальчиков главное — мотивация к учебе. А уж как ее найти — отдельный вопрос.
  4. Не бойтесь пробовать новое, если считаете, что надо поменять школу или форму обучения. А может быть, стоит в имеющейся ситуации проявить характер, улучшить дисциплину и тем добиться новых высот. Вам решать.

Суть методики и ее особенности

Автор рассматривает детей со своей точки зрения: детский возраст — это уникальное время и его нужно как можно дольше продлить и получить массу полезного и интересного. О чем и должны позаботиться взрослые члены семьи и педагоги.

У каждого ребенка свой ритм жизни и развития, нельзя его торопить. Нужно донести до ребенка корни его культуры, творческих и художественных стремлений, раскрыть его творческий потенциал, данный ему природой.

Родители не должны заставлять или принуждать ребенка к занятиям, все должно проходить на добровольной основе.

Ребенок, в том числе маленький — это целый организм, в котором должно быть в равной степени присутствовать духовное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое начало.

И не предусматривает наличие искусственных звуков: телевизоров, телефонов, магнитофонов и прочей электроники, может в силу того времени в котором была основана данная методика. Тем не менее запрет на это наложен и по сей день.

Здесь все построено на мире и гармонии. Ребенок должен заниматься не тогда, когда захотите вы, а когда захочет он и поэтому для него в общей доступности размещается вся атрибутика для занятий.

Это могут быть детские столики, открытые шкафчики или полки, все, где ребенок может сам достать для себя необходимое. И детки играют в то, что они хотят, в основном это сюжетно — ролевые игры: доктор, продавец, повар.

Так же ребенок должен важное место уделять в помощи по хозяйству: уборке квартиры или помощь по двору или животными, если таковые имеются. Помогают маме или бабушке на кухне готовить или мыть посуду. Таким образом у детей формируется правильное представление об окружающем мире и его потребностях

Таким образом у детей формируется правильное представление об окружающем мире и его потребностях

Помогают маме или бабушке на кухне готовить или мыть посуду. Таким образом у детей формируется правильное представление об окружающем мире и его потребностях.

Так же методика предполагает своеобразные игрушки. Они должны быть самодельными из природных материалов или ткани, не признаются современные электронные, заводные или пластиковые. Опять же это может быть в силу того, что методика была создана более 100 лет назад.

Здесь нет разделения детей на плохих и хороших, умных и глупых, здесь все равны и одинаково желанны. Нет лидеров, нет закомплексованных, нет стеснительных, нет соревнований, нет командных игр.

Так как вся их жизнь — это игра в одной команде. Чувствуется религиозный момент.

Главная суть методики в том, что мы не принуждаем ребенка заниматься. Даем ему право выбора, чем он хочет заниматься в данный момент.

Здесь дети — это пупок земли, вокруг которого все вращается. Здесь каждый имеет свое мнение и право высказать его другим.

Задача преподавателей и педагогов помочь ребенку в этом. И помочь осуществить свое желание, но чтобы это не шло в разрез с потребностями других ребят.

Вальдорфская педагогика: гармонизация окружающей среды

Правила системы несложны:

  • Нужно создать максимально благоприятные условия для развития ребенка.
  • Как можно раньше приобщать чадо к здоровому образу жизни, трудовой деятельности, искусству.
  • Воспитание и развитие осуществляется только в игровой форме, большую роль играет и личный пример взрослых.
  • Много времени дошкольники проводят на свежем воздухе, познают окружающий мир и получают ценный опыт. Им рано прививают любовь к природе и труду.
  • Ограничено влияние СМИ (телевизор, интернет, радио считается преждевременным взрослением).
  • Воспитанников нужно хвалить и поощрять, но не оценивать. Строгие критерии мешают природному развитию ребенка.
  • Нельзя принуждать детей выполнять задания, строго критиковать их и ругать.
  • Поддерживается инициатива ребенка: запрет или отказ должен быть мотивированным (навредит крохе, причинит дискомфорт другим, сломает вещи и так далее).
  • Дети играют не только покупными игрушками, но и сделанными своими руками из подручных материалов. Это развивает творческие способности и фантазию.
  • Четкое соблюдение режима дня.
  • Максимальная реализация возможностей ребенка, активно используются развивающие игры, сказки, творческие задания.

Вальдорфская система в первую очередь ориентирована на эстетические и трудовые дисциплины

Особое внимание уделяется и семейному воспитанию: взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения должна быть сильной. Атмосфера в Вальдорфских садиках очень похожа на семейную, и дети ходят туда с радостью

Нельзя списывать недопонимание или нежелание ребенка посещать сад на адаптационный период, должен возникнуть эмоциональный контакт с воспитателями и одногруппниками.

Дети много играют, причем содержание занятий определяют сами детям. В таких садах не станут корить за разбросанные игрушки или гиперактивность, а повышать на малыша голос и вовсе не нужно, ведь существует свод правил, обязательный для соблюдения всеми. Игрушки многофункциональные, часто из натуральных материалов, приветствуются ролевые и сюжетные игры

Музыке, ритмике, рисованию также уделяется большое внимание, но рисуют не фломастерами, а деревянными карандашами, а лепят не из пластилина, а из специального воска — гармония с природой и с самим собой

Занятия происходят в игровой форме, но они тоже разнообразны: сегодня слушаем сказку, завтра организовываем спектакль, послезавтра сочиняем музыку — ничего общего с традиционной детсадовской системой. Информация преподносится блоками, их три: духовный, творческий и трудовой. Программа обучения по Вальдорфской системе рассчитана на 11 лет, но при желании можно будет отдать малыша и в обычное учебное заведение, хотя над адаптацией придется немного поработать.

Особенности метода

Отвечая на вопрос: «Вальдорфская школа -что это такое?», прежде всего стоит отметить, что учебные заведения, исповедующие данную педагогическую систему, работают по принципу «неопережения» естественного развития ребенка. В оборудовании школ предпочтение отдается естественным материалам, а также не до конца готовым игрушкам и пособиям (чтобы у детей развивалась фантазия).

Большое внимание в воспитательной системе вальдорфских школ уделяется духовному развитию, причем не только учеников, но и всех без исключения участников образовательного процесса. Учебный материал разделен на блоки (эпохи)

На всех этапах обучения день делиться на три части:

  1. Духовную, с преобладанием активного мышления.
  2. Душевную, предполагающую обучение музыке и эвритмическим танцам.
  3. Креативно-практическую, во время которой дети решают творческие задачи: рисуют, лепят, вырезают поделки из дерева, шьют и так далее.

Педагоги могут подчинять ритм дня тому предмету, блок которого на данный момент находится в изучении. К примеру, при изучении математического блока детям могут предложить увидеть математические закономерности в танцах и рисунках. Весь учебный материал подается из соображений соответствия развития ребенка развитию исторического общества. Например, в шестом классе, когда у учеников формируются представление о государственности и справедливости, их знакомят с историей Римской империи, а через год, года начнется половое созревание, – с историей Средневековья, когда были ярко выражены мужественность и женственность (рыцари и дамы соответственно). При этом ученики участвуют в тематических мероприятиях, подчиненных тому или иному историческому периоду, а иногда даже посещают те самые города, о былой славе которых они узнали от учителей.

К доске

Несмотря на то, что популярность вальдорфской методики воспитания в России набирает обороты, и количество вальдорфских детских садов неуклонно растет, вальдорфских школ у нас пока немного. Это и неудивительно: вальдорфская педагогика разительно отличается от традиционной. В качестве основных отличий можно отметить отрицание оценок не только в начальной, но и в средней — вплоть до 8 класса — школе (в конце года родители ученика получают табель-резюме, повествующее о его достижениях), и отсутствие учебников как таковых (на уроках дети работают в специальных тетрадях, которые и являются обучающими книгами). Обучение рассчитано на 12-13 лет (никаких «перепрыгиваний» через класс!), при этом в школу ребята идут только по достижении 7-летнего возраста.

Имейте в виду, что если ваш ребенок пойдет в вальдорфскую школу, а затем вдруг по каким-то причинам вы решите покинуть ее, в обычном общеобразовательном учреждении он сможет присоединиться только к ребятам, обучающимся двумя классами «ниже» (т.е. вместо 7-го класса его примут в 5-й). Из чего ясно следует, что обязательная образовательная программа вальдорфской школы все же отстает от общепринятой у нас в стране. И, как это логично вытекает из принципов вальдорфской педагогики, предметы, являющиеся второстепенными для обычной школы (музыка, рисование, природоведение и т.п.), в вальдорфском образовательном учреждении становятся основными на первые восемь лет обучения

Впрочем, есть у вальдорфских школ и плюс, который несомненно оценят современные родители — пристальное внимание здесь уделяется изучению иностранных языков. С первого же класса дети изучают их два, причем погружение в языковую среду происходит максимально органично — через народный фольклор (народные песни, потешки, стихи и т.п.)

Не зря вальдорфскую школу часто называют «школой жизни»: можете быть уверены, здесь ребенок быстрее, чем где бы то ни было научится печь пирожки, садить цветы и вязать на спицах. Главный принцип обучения — накапливание жизненного опыта путем переживаний, а не пустая зубрежка теорий. Отсутствие уверенности в том, что вальдорфская школа не дает ребенку реальных знаний для продолжения образования, например, в институте или университете, вынуждает многих родителей скептически относиться к этой педагогике. Но то, что дети в вальдорфской школе учатся без страха и сомнений (отметок-то нет — чего бояться?), с удовольствием и радостным удивлением, безусловно, заставляет симпатизировать. И если вы психологически готовы к тому, что ваш ребенок начнет изучать геометрию в первом классе посредством вождения хороводов и подвижных игр, можно попробовать познакомиться с вальдорфской системой обучения поближе.

Список вальдорфских школ и вальдорфских детских садов, которые работают в России, вы можете .

Больше полезных материалов о детском воспитании — в нашем канале на .

Московская Вальдорфская школа им. А. Пинского

Адрес: Москва, Стремянный переулок, 33/35

Вальдорфская школа им. А. Пинского расположена в исторической застройке Замоскворечья. Раньше здесь размещалась мужская школа №554, в которой учились такие известные личности, как А. Тарковский, А. Вознесенский, А. Мень. После этого здание находилось на длительной консервации, а в 1992 году в нем открылась вальдорфская школа. Ее первым директором стал советник министра образования А. А. Пинский.

Школа имеет хорошее материально-техническое оснащение и большую прилегающую территорию. Здесь находится много спортивных секций, кружков, существует несколько внеклассных коллективов.

Особенности обучения

Образовательный процесс в вальдорфской школе им. А. Пинского построен на принципах вальдорфской педагогики. Ученики изучают с первого класса 2 иностранных языка

Огромное внимание здесь уделено совместной и индивидуальной проектной деятельности, практическим занятиям, профориентации. Дети занимаются:

  • театральными постановками;
  • выращивают экологически чистые овощи и разбивают цветники на школьном участке;
  • изучают флору и фауну леса, породы минералов;
  • наблюдают за явлениями природы;
  • проводят измерения с помощью приборов и составляют геодезический план участка;
  • знакомятся с миром профессий.

Старшеклассники создают и защищают проекты в любой предметной области, проходят социальную практику в больницах, детсадах и детдомах. В 9-м классе ученики проходят языковую практику в Германии. Она предполагает участие вместе с немецкими школьниками в совместном проекте, его защиту сначала в Германии, потом в РФ. По окончании школы каждый воспитанник точно знает, кем он хочет быть во взрослой жизни.

Отличительные особенности вальдорфской школы

В соответствии с учебными программами, разработанными в России для учеников Вальдорфской системы образования, предполагается обязательная аттестация учащихся в 4, 9 и 11 классах. Кроме привычных дисциплин преподается ряд специализированных. Например, под музыкальное сопровождение происходит объединение танца или пантомимы, такой предмет называется эвритмией. К тому же дети с 9 лет занимаются ботмеровской гимнастикой (комплекс специальных упражнений, позволяющих привести организм и все его системы в гармонию, сформировать раскрепощенную, творческую и целеустремленную личность).

В основе образования – наблюдения за растениями и животными в биологии, эксперименты и опыты в физике и химии. С самого начала обучения преподаются в основном гуманитарные дисциплины. В программе обучения — два иностранных языка. В расписании занятий есть главный урок, на который отводится не менее 1,5 часов. На нем изучаются история, биология, география, литература. Остальные уроки длятся по 45 минут и следуют дальше по расписанию. Это иностранные языки, музыка и другие.

В школах не приветствуется использование современных гаджетов — это противоречит принципам школы, ее духу.

Задача педагогов – развивать таланты учеников и культивировать интерес к получению знаний, мотивировать к дальнейшему обучению. Ученики должны получать удовольствие от процесса, поэтому соревновательный момент отсутствует. Успеваемость учеников не оценивается, никто не остается на второй год и не получает медали и грамоты. Дети получают удовольствие от процесса обучения, общения с преподавателями и друг с другом. У учеников отсутствует учебная форма.

Для учителя в школе отведена особая роль. Так как учебники отсутствуют, именно учитель определяет, как будет подан материал, будут ли использоваться какие-то пособия или сборники, или достаточно будет устного изложения. Первые семь-восемь лет, большую часть уроков для учеников проводит классный руководитель, он становится наставником, владеет знаниями по всем основным предметам и преподает некоторые ремесла. Именно он после окончания составляет характеристику на учащегося.

Педагоги школы говорят, что при переходе ребенка из Вальдорфской школы в обычную общеобразовательную, могут возникнуть проблемы с адаптацией у учеников младших классов. Это связано с различной степенью интенсивности преподавания предметов. Однако все различия проходят к средним классам. Кроме того в школах преподают ремесла и краеведения. Дети составляют карты, изучают здания и улицы, учатся, например, печь хлеб. Старшеклассники проходят социально-ориентированные практики в больницах, домах престарелых, детских домах.

Таким образом, в Вальдорфских школах можно выделить несколько основных методов преподавания.

  • Метод «душевной экономии». Всему свое время. Развивать у ребенка необходимо те способности, которые он может освоить сейчас, без внутреннего сопротивления.
  • Феноменологический подход. Учащиеся запоминают информацию не через заучивание. А через познание, наблюдение, установление взаимосвязей.
  • Рациональное развитие памяти. Процесс изучения и запоминания происходит быстрее и качественнее, благодаря включению движения чувств ребенка. Педагог должен преодолеть безучастное отношение ребенка к материалу.
  • Ритмический распорядок дня. Необходим четко разработанный ритм и плавный переход в течение дня от умственной работы к физической деятельности.
  • Принцип «гармонизации душевной жизни». Учителя стараются добиться у ребенка равновесия мыслей и чувств. Гармония здорового тела, возможна только при душевной гармонии.

В школах часто проводятся костюмированные праздники, а перед началом каникул все классы готовятся к отчетному концерту. Школы коллегиально управляются учителями. Ответственно подходят к внутреннему стилю и оформлению школы. В интерьере присутствуют в основном натуральные материалы — дерево и камень, керамика. Цвета спокойные, умеренные.

Многие считают Вальдорфские школы единственными, которые не губят индивидуальность ребенка.

Вальдорфские игрушки

Важнейшее место в вальдорфской методике занимают игрушки — ведь именно с их помощью ребенок учится взаимодействовать с внешним миром. Но традиционных кукол, машинок и солдатиков вы в школе не найдете, вместо них — необычная альтернатива.

Игрушки для вальдорфских классов подбираются очень тщательно: пластик и другая «синтетика» полностью исключены! Зато в классах можно увидеть очень много природных материалов — ветки и спилы деревьев, шишки, кусочки коры, каштаны, желуди, вот их-то и используют вместо традиционных кубиков и конструкторов. Много в школе и самодельных игрушек. Стройные ряды поделок, созданных учениками и их родителями, присутствуют в каждом классе.

Философия преподавания, предложенная гениальным Штайнером, кардинально отличается от привычных методик обучения: ребёнка не заставляют с малых лет постигать азы математики, чтения и письма. Обучение в школе направлено на развитие воображения, образного мышления и фантазии, именно это и позволяет выпускникам вальдорфских школ вырастать многосторонними и гармонично развитыми личностями.

Gnomik.ru

Отличия вальдорфской школы от традиционной педагогической системы

В целом, можно выделить следующие ключевые отличия вальдорфской методики от традиционной методики образования:

  1. Основные методы познания — эксперимент (в физике, химии) и наблюдение (в биологии — за растениями и животными).
  2. Знание педагоги стараются подавать не абстрактно, а максимально приближать его к реальной жизни (экскурсии, практическая деятельность).
  3. Нет обязательной школьной формы.
  4. Нет оценок, учебников, привычного расписания уроков на весь год.
  5. С первого класса преподаются два иностранных языка (как своего рода средство проникнуться культурой другого народа). Причём вначале это просто чтение стихов и песенок.
  6. Есть особый предмет — эвритмия (его придумал Штайнер). Это танец и пантомима под музыку или чтение стихов (в процессе такого танца может изучаться даже математика).
  7. Второстепенные для традиционной школы дисциплины (музыка, изо) считаются важными наравне с математикой, историей, географией и пр.
  8. Как в детском саду, так и в школе отмечаются самые разнообразные праздники, школьники перед уходом на каникулы проводят отчётные концерты.
  9. Есть социально ориентированные практики: краеведческая (изучение улиц, составление карт), в больницах, детских домах, домах престарелых.

Видео: чем вальдорфская школа отличается от других школ

Watch this video on YouTube

Директор вальдорфской школы г. Новосибирска объясняет, что у выпускников такого учебного заведения совершенно нет страха совершать ошибки, ведь они не привыкли действовать по шаблону. Ребята имеют внутреннюю опору, чтобы идти по жизни, встречаться с трудностями. Дети привыкают творить, принимать нестандартные решения. Кроме того, выпускники вальдорфских школ — это редко люди, работающие на кого-то. Например, согласно западной статистике, это политики, предприниматели разного уровня, люди культуры, шоу-бизнеса.

Зарождение педагогики Рудольфа Штайнера в России

В начале переломных 1990 — х годов по России прокатилась, так называемая, «вальдорфская волна». Обусловлена она была поиском и освоением зарубежных педагогических систем на фоне рухнувших границ и реформирования отечественной образовательной системы.

В Москве все началось в 1989 году, когда вдохновленные идеями вальдорфской педагогики С. Усачева и М. Скрябина основали общественно – педагогический клуб «Аристотель». В его составе были детсадовская группа, кукольный театр, несколько кружков (лепка, живопись и др.), субботний лекторий. Торжественное открытие состоялось 13 апреля 1989 года и эту дату принято считать началом вальдорфской педагогики в России. Клуб «Аристотель» пришлось юридически регистрировать и согласовывать в различных инстанциях от РОНО до партийных комитетов.

Важную роль в распространении нового педагогического опыта играл лекторий при клубе. Отсюда и началось масштабное распространение педагогических идей Р. Штайнера по России. В лектории выступали зарубежные вальдорфские учителя, рассказывая о передовом западном опыте и давая практические уроки. Занятия на базе лектория постепенно переросли в Московский вальдорфский учительский семинар по подготовке квалифицированных, «сертифицированных» учителей, зарегистрированный в рамках Российского открытого университета. Участники курсов и семинаров распространяли полученный опыт в разных городах России. Миллионными тиражами заказывались статьи о вальдорфской педагогике. Центральное телевидение выпускало тематические передачи.

Учителей, родителей, студентов педагогических ВУЗов вдохновляли штайнеровские идеи свободы и художественности обучения и воспитания, свободы педагогического творчества, ориентация на потребности ребенка, а не образовательной системы. Здесь находились ответы на давно мучившие вопросы о том, каким должно быть образовательное учреждение, чтобы его полюбили дети, чтобы считали вторым домом, а родители участвовали и помогали поддерживать живую творческую атмосферу.

В начале 1990 -х годов часть отечественных заслуженных педагогов подвергла критике распространение вальдорфской педагогической системы. Сомнения вызывали следующие положения:

  • Второстепенная роль твердых базовых знаний;
  • Несоответствие государственным стандартам образования;
  • Один преподаватель на 8 лет обучения по всем предметам;
  • Отсутствие классно – урочной системы;
  • Отсутствие прочных научных связей с философско – педагогическими разработками мировой и российской культуры и другие.

1 сентября 1992 года в Москве в Стремянном переулке совместными усилиями энтузиастов, родителей, учителей, чиновников московского образования и немецких последователей открылась первая вальдорфская школа в России и приняла 120 учеников. Сразу же перед педагогами встали серьезные практические вопросы:

  • Как и когда классному учителю давать тематические «эпохи» и предметы?
  • Как оценивать уровень развития мышления детей?
  • Стоит или нет адаптировать классическую модель вальдорфской школы под отечественные условия?

Дискуссии вышли далеко за рамки образовательного учреждения и подвергли серьезным испытаниям российскую вальдорфскую школу. В прессе началась резкая полемика о сути программы. В проблемах и спорах выразились ее отличительные черты:

  1. Школа для всех: для детей самых разных социальных слоев, разных потребностей, национальностей и вероисповедания.
  2. Наука и искусство едины. В вальдорфской школе изучают живопись, драматическое искусство, лепку, музыку и т.п., а базовые предметы преподаются в художественно – образной форме.
  3. Образование – это детское индивидуальное творчество. Цель – развивать в каждом ребенке его неповторимые индивидуальные способности.
  4. Земля и природа – единый живой организм. Приобщение детей к проблемам экологии.
  5. Человечество – единый живой организм. Дети изучают эпохи и пласты человеческого развития, культуры, тем самым переживая общечеловеческое сознание в разные исторические периоды.

Эти принципы были сохранены даже при переходе в 1996 году Московской вальдорфской школы в государственный сектор образования.

Отечественная вальдорфская педагогика сегодня

К началу 21 века вальдорфские школы и детские сады были основаны в разных городах России. Первый выпуск квалифицированных воспитателей  Дошкольного вальдорфского центра состоялся в 1993 году (42 человека) и с тех пор выпускники несут идеи Р. Штайнера более чем в 100 детских садах и дошкольных студиях во всех регионах страны.

Ассоциация вальдорфских школ России также объединяет учителей из разных городов. По состоянию на 2019 год в России насчитывалось 19 школ, в том числе в Москве и Санкт – Петербурге, Иркутске, Самаре, Владимире, Ярославле и других городах. В их стенах обучаются более 2500 детей. Часть из них государственные, другие – некоммерческие образовательные учреждения.

При приеме в школу приоритет отдается детям из профильных детских садов. Это связано с трудностями адаптации при переходе из обычных учреждений. Налицо отставание от ФГОСов: ученики вальдорфских школ к концу второго класса могут писать только печатными буквами. Но они могут опережать сверстников по другим предметам.

Как и с момента основания, сегодня критике подвергаются как вся отечественная вальдорфская педагогическая система, так и деятельность отдельных учреждений. Основные сомнительные моменты и проблемы:

  1. Позднее начало обучения чтению, письму, математике.
  2. Недоверие родителей одному «гениальному» учителю по всем учебным предметам на 8 лет и качеству получаемых знаний.
  3. Отсутствие оценок, экзаменов.
  4. Проблемы адаптации при переходе в обычные учреждения.
  5. Отсутствие школьной формы, запрет на одежду с изображениями ярких фигур, героев мультфильмов, и т.д, приоритет однотонной одежде.
  6. Эзотерические аспекты в обучении. Школьникам «помогают» взойти к высшим духовным телам, эфирному и астральному по методике Штайнера.
  7. Недоверие родителей «оккультным методам воспитания».
  8. Устоявшееся мнение о том, что вальдорфские детские учреждения предназначены для детей с особенностями развития, душевнобольных.
  9. Критика празднования христианских праздников (например, почему часто отмечаются рождественские праздники, а не мусульманские, буддийские?).
  10. Свобода детского мнения, поощрение выражения эмоций, распущенность приводят к недисциплинированности, неуважению родителей и неуправляемости ребенка.
  11. Культовая сектантская форма эвритмического искусства и прикрытие ею духовных практик.
  12. Разновозрастные детсадовские группы.
  13. Маскировка под вальдорфской педагогикой религиозной доктрины и другие.

Некоторые школы, не имеющие государственной аккредитации, не могут освободить своих 18 – летних учеников старших классов от службы в армии и вынуждены договариваться и «передавать» их на экстернат в государственные школы, фактически обучая у себя.

Несмотря на все проблемы и критику, в Москве была учреждена «Государственная академия эвритмического искусства» и в 2017 году объявила набор на 1 курс.

Родители детей с «особенностями развития» собирают информацию о ближайших вальдорфских учреждениях и, внося высокую ежемесячную плату, водят детей в профильные садики и школы с необычными интерьерами и воспитателями – «садовницами».

В России ежегодно проводятся конференции вальдорфских образовательных учреждений, распространяя 100 – летний зарубежный и российский опыт.

На праздники и мероприятия российского вальдорфского сообщества приезжал даже сам Федеральный эксканцлер Германии Герхард Шредер, дети которого также учатся в Вальдорфской школе.

А педагоги обычных российских садиков и школ приезжают в вальдорфские учреждения на открытые уроки и с интересом следят за необычными детскими проектами из природных материалов и постановками спектаклей.  В каком обычном детском саду или школе ребятам разрешат лепить из глины, перепачкавшись с ног до головы, или высаживать в грунт огурцы? Разве пустят их на кухню кулинарить вместе с поварами?

Вопреки всем трудностям и критике интерес к вальдорфской педагогике не угасает, а школы и детские сады не испытывают недостатка в обучающихся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector