Воспитание по-японски

Задача воспитания

Что главное для любого японца? Манеры поведения, искусство любить жизнь и видеть в каждом ее мгновении красоту, уважать старшее поколение, любить мать и придерживаться своего клана. Именно в таком духе и проходит воспитание детей в Японии. Ребенок познает азы культуры с рождения. Японцы не видят ничего плохого в раннем развитии. Но в отличие от европейской системы воспитания, в Японии практикуется наглядная форма воспитания. Ребенок наблюдает за поведением матери, смотрит развивающие передачи и повторяет увиденное. Причем пример дети берут не только с родителей, но и с воспитателей и прохожих, а также с друзей семьи. Культура поведения определяется традициями страны. По этой причине главная задача японского воспитания – вырастить полноценного члена коллектива, который будет иметь хорошие манеры и сумеет найти общий язык с любым человеком.

Единство матери и дитя

Пот, боль, слезы… И вот на свет появляется «дитя Солнца». Первый крик. Врач аккуратно обрезает пуповину. Ее маленький кусочек позже высушат и положат в коробочку с золоченными буквами – имя матери и дата рождения ребенка. Пупочный канатик как символ отныне незримой, но прочной и нерушимой связи мамы и ее чада.

Мам в Японии называют «амаэ». Сложно перевести и понять глубинный смысл этого слова. Но производный от него глагол «амаэру» означает «баловать», «покровительствовать».

Испокон веков воспитание детей в японской семье – обязанность женщины. Конечно, в XXI веке нравы сильно отличаются. Если раньше представительницы слабого пола занимались исключительно домашним хозяйством, то современные японки учатся, работают, путешествуют.

Тем не менее, если женщина решается на материнство, она должна полностью посвятить себя этому. Не приветствуется выходить на работу, пока ребенку не исполнится 3 года, оставлять малыша на попечении бабушки и дедушки. Главная обязанность женщины – быть матерью, а перекладывать свои обязательства на других в Японии не принято.

Более того, до года мать и дитя – практически единое целое. Куда бы не направлялась японка, чем бы не занималась, малютка всегда рядом – у груди или за спиной. Бэби-слинги появились в Японии задолго до распространения на Западе, а креативные японские дизайнеры всячески усовершенствуют их, разрабатывая специальную верхнюю одежду с «кармашками» для детей.

«Амаэ» – тень своего чада. Постоянный физический и духовный контакт создают незыблемый материнский авторитет. Для японца нет ничего хуже, чем огорчить и обидеть свою мать.

Особенности воспитания младшего поколения в Японии

Японское общество живет, основываясь на многолетних традициях, которые прививаются с рождения. В современном социуме просматривается влияние западной культуры, но оно не затрагивает глубинных структур общества и выражается лишь в стремлении к модным европейским и американским тенденциям. Воспитание малышей проходит «по старинке», то есть так, как было заложено много лет назад.

Разделение по гендерному признаку – характерная черта японской методики воспитания. Подход к девочкам и мальчикам разный, а в полных семьях редко ограничиваются одним ребенком (обычно два и более). Понятия «брат» и «сестра» в японской семье заменяют на «старший (младший) брат», «старшая (младшая) сестра». Таким образом с детства закладывается уважение к вышестоящей по возрасту и семейному статусу персоне.

Мальчикам запрещен доступ на кухню, участие в хозяйственных делах. Сын – надежная опора семьи, мужчина, способный ее прокормить и защитить, преодолеть возможные трудности. В школьные годы нагрузка у мальчиков выше. После уроков они остаются на дополнительные занятия в клубах (наподобие российских кружков). Девочки ходят с подругами в развлекательные парки, болтают о своем, девичьем.

Ребёнок в Японии — кто он?

Несмотря на более чем строгие требования к родителям в некоторых японских садах, отношение в них к детям остаётся мягким. Малышам предоставляется максимум свободы. Воспитатели для них — старшие друзья. До 5 лет в Японии принято воспитывать ребёнка в любви, граничащей со вседозволенностью.

Ситуация коренным образом меняется за 3 месяца до окончания детского сада. Педагоги вдруг становятся строгими, подготавливая таким образом малышню к «тяготам и лишениям» школьной жизни. Период ребёнка-кумира, ребёнка-небожителя подошёл к концу. С 5 до 15 лет ему предстоит прожить жизнь ребёнка-раба. Именно так описывают своё отношение к подросшим детям сами японцы согласно философии воспитания «икудзи». При этом самым суровым наказанием остаётся наказание обществом: «Ты ведёшь себя плохо, и все над тобой смеются!». Такие слова попадают на благодатную почву в сердце ребёнка, воспитываемого до 5 лет на чувствах.

Такая методика воспитания малышей раннего возраста не предусматривает практически никаких ограничений. Ребёнка учат с младенчества принимать правильные, взвешенные решения. Но, как часто говорят в таких случаях, «не пытайтесь повторить это дома». Японская система воспитания работает только в Японии, так как в ней задействовано всё общество. Детям до 5 лет позволено всё и везде. Для того, чтобы она была успешно применена в другой стране, необходимо менять мышление этого общества ― как минимум перевоспитать «всезнающих» доброжелательных тётушек на улице, любящих делать замечания чужим детям и давать советы родителям.

После 15 лет подростки превратятся в полноценных членов общества, с которыми взрослые станут общаться на равных. Наступает период под знаком «ребёнок-друг».

Система воспитания «икудзи» из Японии

В Японии огромное значение имеет душевная близость мамы и ребёнка. Как только ребенок рождается, мать будет носить его на себе в слинге (приспособлении для ношения малыша) и спать рядом достаточно долгое время. Эмоциональный контакт основан исключительно на любви, нежности и терпении.

Для любой матери ее ребенок идеален. Пока он не достигнет возраста 5 лет, его абсолютно никто не ругает. Малыш незнаком с родительсткой ворчливостью и строгостью. Если определенное давление и оказывается, то исключительно в легкой форме. Это похоже на естественное воспитание, в каком-то детском раю. 

Жители Японии в воспитании своих отпрысков придерживаются принципа «икудзи». Это значит, что в первые годы жизни к ребёнку отношение такое, будто он к Бог, а позже – будто он слуга. Конечно, это образное сравнение. И удивительную вседозволенность, которая нас может сильно удивить, японцы не считают баловством. Они культивируют в ребенке чувство, что он любим и прекрасен. Иначе говоря, развивается «амаэ» — зависимость от любви близких. 

Суть этого принципа в том, что ребенок, будучи уверен в родительской любви, начинает тем беспрекословно доверять. Японские специалисты выделили непосредственную связь между поощрительным воспитательным методом и будущим поведением малыша. Встречая позитивное к себе отношение, ребёнок показывает меньше требований, капризов, агрессии. В противоположность этому методу строгий принцип усугубляет протеста. 

Воспитание, основанное на «икудзи», основано на том, что до 5 лет к малышу отношение как к Богу, а от 6 до 15 лет — как к слуге. А вот с 15 лет дети воспринимаются как взрослые люди. Иначе говоря, на начальном этапе малыша окружает всесторонняя поддержка и любовь. На втором этапе роста любовь не уходит, однако, ребенок теперь воспитывается в жестких правилах общества, так как ему необходимо будет социализироваться. На так называемой стадии «слуги» огромное значение имеет привязанность к маме, которую ребенок ни за что не захочет огорчить и станет пытаться находить верные жизненные решения. 

Кстати, в японских школах нет конкуренции среди детей, все учащиеся равны. Педагоги не делят школьников по уровню успеваемости, не говорят мама и папам, что их отпрыск слабо знает физику или плохо рисует. На соревнованиях и уроках физкультуры всегда побеждает команда и дружба. 

По достижении 15 лет ребенка воспринимают как взрослого члена общества. 

До 3 лет малышей не водят в детский сад. Ребенок активно контактирует с членами семьи. Следует отметить, что особое уважение к пожилым родственникам – это характерная черта японцев. 

А вот интересные результаты исследования методик воспитания из Японии и Европы. Мамы получили задание научить своих малышей строить пирамидку. Японские мамочки первым делом собрали пирамидку сами и только потом предложили ребенку повторить действие. Если попытки малыша были неудачными, мамы снова начинали собирать конструкцию. У мам из Европы методика была другая: они первым делом поясняли, как нужно соединять блоки, а уж потом предлагали проделать работу самостоятельно. Суть стратегии японских мам заключается в том, что они учат: «Делай, как делаю я».

Мамы из Европы предлагали лишь теорию без своего наглядного примера, призывая малыша выполнять сборку самостоятельно. Мы видим, что японский подход для детей более приемлем. Мама не заставляет что-то сделать, а личным примером стимулирует малыша выполнить желаемые действия. 

Японцы, прививая ребенку навыки жизни в обществе, большое значение уделяют тому, чтобы он научился уважительно и чутко относиться к переживаниям других людей. Для этого взрослые взывают к детским эмоциям. Если малыш ломает машинку, мать заметит, что ей больно и она станет плакать. Западная мама в аналогичной ситуации заметит малышу, его поступок — плохой, так как папе пришлось заработать денег, чтоб купить эту игрушку. 

Остается отдать должное воспитательной методике «икудзи», в основе которой заключаются безмерное родительское спокойствие, терпение и, конечно, любовь. Ведь они дают хорошие плоды в будущем.опубликовано econet.ru.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Не откладывайте воспитание «на потом»

asian parent playing with baby girl in livingroom

Даже деток, рожденных с нарушениями слуха, можно «научить» слышать, если с самых первых дней заниматься с ними и развивать способность к восприятию звуков.

Мы привыкли думать, что воспитание ребенка начинается с детского сада. Но в реальности возможности человека еще слишком плохо изучены, и мы просто не представляем, на что способны малыши. По наблюдениям зоологов человеческий детеныш при рождении отстает в развитии от детенышей других животных на 10-11 месяцев. Некоторые исследователи связывают такую разницу с особенностями развития человеческого мозга.

Момент рождения обусловлен размерами черепа, который к 9 месяцам достигает максимального размера, чтобы пройти через родовые пути матери. И если все жизненно важные органы плода уже полностью сформированы к моменту рождения, то клетки головного мозга новорожденного продолжают активно формироваться и развиваться и в послеродовой период, когда уже нет ограничений для размера черепно-мозговой коробки.

Последние исследования показали, что к трехлетнему возрасту структура головного мозга сформирована на 70-80%, то есть именно к трем годам определяются будущие способности и предпочтения малыша, его навыки и умения, которые всю последующую жизнь будут развиваться на уже заложенном фундаменте.

Японские специалисты считают, что даже деток, рожденных с нарушениями слуха, можно «научить» слышать, если с самых первых дней заниматься с ними и развивать способность к восприятию звуков

Поэтому максимальное внимание развитию малыша следует уделить именно в первые годы и даже в первые месяцы его жизни

Ступени японского воспитания

Методы воспитания в стране восходящего солнца едины для всех районов – от мегаполисов до скромных провинций (см. также: проводим грамотное воспитание ребенка до года). Однако в государствах с иным менталитетом и традициями они нуждаются в корректировке с учетом привычных устоев. Воспитание по-японски включает такие этапы:

  • возраст 0-5 лет, дитя считают «императором»;
  • возраст 6-15 лет, ребенка называют «рабом»;
  • возраст 16 и старше, когда ребенок становится «равным».

Нежный возраст ребенка-«императора»: дозволено практически все

До 5 лет японский малыш не знает никаких запретов. Родители могут только предостерегать его фразами: «здесь грязно», «этот предмет опасен» и другими. Мир для ребенка практически не имеет границ (в разумных пределах), однако когда он обжегся или упал, всю вину за случившееся мама берет на себя. Большую часть времени он проводит с ней, пока не наступает время поступать в сад или школу.

В Японии не положено, чтобы подруги и дети помогали матери семейства по хозяйству, мыли посуду, убирали. Она должна успевать все сама, содержать в порядке дом.

Роль отца в «императорском» возрасте не так велика. Он появляется на выходных, посещая с чадом парки аттракционов или развлекательные комплексы. На младшее поколение не принято повышать голос, читать нравоучения, «учить» уму-разуму, наказывать телесно.

Принцип “не ругать до 5 лет” иногда работает против мам и бабушек, которые воспитывают маленьких диктаторов, обращающихся с родителями, как с прислугой. Когда малыш делает что-то очень плохое, его не отругают, не поставят в угол. Единственная реакция взрослых – слова о том, что это «нехорошо», «действительно опасно» и так далее. Усмирить пыл малыша позволяет «угроза отчуждения», которая оказывает эффективное действие на детей.

«Угроза отчуждения» по японским традициям

Традиционно японское общество состоит из групп, а не отдельных индивидуумов. Так сложилось годами, ведь сообща легче выживать в не всегда простых условиях. Одиночество тяжело переносится как взрослыми, так и детьми. Самая страшная угроза для японцев любого возраста – отлучение от семьи, клана, противопоставление действий ребенка принципам, принятым в коллективе.

Общественного порицания в стране нет. Ребенок волен вести себя на людях как угодно, за что не получит выговор от посторонних. Однако маленького хулигана успокоить довольно легко. Для этого маме стоит лишь сказать ему: «Будешь продолжать в том же духе, над тобой все будут смеяться». Этого достаточно, чтобы малыш задумался о своем поведении и повел себя, как принято.

Почему ребенка 6-15 лет называют в Японии «рабом»?

С 6 лет в жизни японской детворы все кардинально меняется. Ребята идут в школу и на первое место выходит дисциплина, жестко регламентируется внешний вид и поведение. Начальная и средняя школа в Японии бесплатны, учебный год стартует в апреле. Существует строгое деление на младшую, среднюю и старшую школу. Последнюю оканчивают те, кто планирует поступать в ВУЗ, обучение здесь ведется за деньги.

Ежегодно учащиеся одной параллели распределяются по классам случайным образом. Получается, что ученик попадает в новый коллектив, где половина сверстников не знакомы или плохо знакомы. Подобная перетасовка развивает чувство коллективизма, согласно которому ученик должен находить общий язык со всеми ровесниками.

Школа в Японии – место, где соблюдается дисциплина, царит сдержанная атмосфера. Дети ходят в форме, регламентируемой учебным заведением (зимний и летний варианты шьют на заказ). По окончании уроков уборка школьной территории и школы ложится на плечи учеников, поскольку уборщиков здесь нет. Принцип, регламентируемый начальной и средней школой – социальное равенство. «Будь как все!» – этому учит система японских школьников.

К ребенку, перешагнувшему подростковый рубеж, начинают относиться, как к взрослому. С 15 лет юноши и девушки четко осознают ответственность перед семьей и государством за свои поступки, строго соблюдают правила, установленные в обществе. На публике и в общественных местах они следуют положенным традициям, однако в свободное время ведут себя, как хочется. Они носят любимую одежду (нередко, в европейском стиле) или противопоставляют себя западному обществу, закаляют тело и дух, подобно самураям.

Только родители формируют личность ребенка

Те эмоции, впечатления, звуки, образы и переживания, которые ребенок испытал в самом младенчестве, навсегда укоренятся в его подсознании и сыграют ключевую роль в формировании его личности.

Мы привыкли считать, что детеныш рожденный человеком автоматически приобретает человеческие манеры. Но процессы адаптации ребенка к миру поистине удивительны. Достаточно вспомнить историю «волчьих девочек», близняшек Амалы и Камалы. В 1920-х годах в Индии миссионером и его женой были обнаружены две девочки, которые были воспитаны в волчьей стае. Не смотря на все попытки супружеской пары обучить девочек «человеческому» поведению у них продолжали проявляться волчьи повадки. Тот фундамент, который был заложен малышкам с первых дней, остался с ними на всю жизни. Это подтверждает, что именно окружение и атмосфера, в которой растет малыш, и определяет его будущее восприятие мира.

Аналогичный пример приводит и Ибука Масару – это история японской девочки, которая первый год своей жизни провела с бабушкой и дедушкой в провинции Тохоку. Через год родители увезли малышку в Токио. В тот момент девочка еще не разговаривала. Но какого же было удивление родителей, когда, заговорив, их маленькая дочь употребляла слова на диалекте Тахоку. Хотя никто из родителей в Токио с ней на этом диалекте не говорил.

Даже когда малышка пошла в школу, она не могла переключиться на общепринятый японский язык и продолжала говорить на диалекте. Этот случай наглядно демонстрирует, что ребенок учится говорить задолго до того, как произносит свое первое слово. И только от родителей зависит, какое это будет слово. Те эмоции, впечатления, звуки, образы и переживания, которые ребенок испытал в самом младенчестве, навсегда укоренятся в его подсознании и сыграют ключевую роль в формировании его личности.

Японцы уверены: гениями не рождаются, ими становятся. Моцарт, который в трехлетнем возрасте виртуозно владел игрой на фортепиано, или Джон Стюарт Милл, который в этом же возрасте читал классическую литературу на латыни, – при рождении не были особенными. Но поданная в нужный момент информация и усвоенный в детстве навык навсегда остались с этими парнями и сделали их выдающимися людьми своего времени.

Каждый ребенок талантлив. Но только от стараний родителей зависит – сможет ли малыш воспользоваться своими талантами в будущем.

Икудзи – взгляд со стороны европейцев

А теперь давайте посмотрим, как видят японскую систему воспитания детей европейцы с их менталитетом.

Сама система Икудзи действительно подразумевает три периода в жизни ребенка.

  1. От рождения до пяти лет – император. В представлении родителей европейцев или американцев, в этот период малыша всячески холят и лелеют, позволяя ему даже командовать родителями и вытворять все, что хочется. Считается, что так дитя станет более уверенным в себе и ценил себя как личность. Мама в этот период редко отпускает его далеко от себя, спит вместе с ним, кормит чуть ли не из рук и выполняет все его «хочу». Папа же много работает и занимается детьми только по выходным.
  2. С пяти до пятнадцати лет начинается период «рабства». Практически в прямом смысле этого слова на деток в Японии смотрят как на слуг. И если для мамы ребенок остается все еще под присмотром и обожанием, то для общества он начинает трудиться с младших классов школы. Дисциплина, беспрекословное подчинение старшим и равенство с остальными сверстниками – в этом и заключается система школьного воспитания. При этом оно проходит строго по гендерным признакам. К мальчикам (даже в семье) предъявляются очень строгие требования, а внеклассное обучение и специальные дополнительные занятия в школе готовят их к серьезной деловой жизни и успешной карьере. Мальчики – добытчики. Девочкам же преподают дисциплины, связанные с ведением домашнего хозяйства, приготовлением еды. Их готовят быть достойными женами и матерями.
  3. После 15 лет наступает эра «равенства». Подростки считаются уже равными взрослому и даже пожилому человеку. Но, как уже выше было сказано ранее, равенство по-японски – вещь относительная. С младенчества ребенок знает, что существует иерархия не только внутри семьи, где отец – хозяин, но и внутри всего японского общества.

Для японцев навлечь на себя осуждение общества – значит стать изгоем. Становясь «равным», подросток должен тщательно следить за своим поведением, словами и поступками, чтобы не ошибаться и не быть отлученным от общества и от семьи. Если такое происходит, то это считается катастрофой. И немногие японцы способны справится со стрессом из-за такого вот «отлучения».

Минусы японской системы воспитания

Как видим, не все так просто и радужно в системе икудзи. Да, малыши растут в большой любви, что повышает их шансы на то, чтобы стать успешным и преуспевающим. Но, к большому сожалению, дети, которые до пяти лет не слышат слова «нет», «нельзя» и растут в тепличных условиях, где их ограждают от всяческих опасностей и неприятностей, не смогут, по мнению большинства психологов, вырасти в психически здоровую личность. Они просто не будут уметь справляться со стрессами. Недаром именно в Японии один из самых больших процентов самоубийств подростков в мире.

Дети, воспитанные в условиях, созданных искусственно в рамках традиционности и не имеющие запретов, просто не будут иметь ориентиров и границ. А представьте, если малыш будет воспитываться таким образом в России? Гиперопека мамы – это явно не тот случай, который приведет инфантильного ребенка к успешности.

Еще один принцип японцев «быть как все», то есть равным всем, будет явно мешать личностному росту. Да, традиционно в рамках японского общества этот принцип, возможно, работает. Но он не позволяет выйти из этого общества дальше. Японцы трудолюбивы, послушны, вежливы и терпеливы, но они плохо воспринимают чужие правила и чужую культуру, плохо адаптируются вне рамок своего общества (не считая тех, кто вырос в другой стране и с другим менталитетом).

Зацикленный на себе японец очень плохо переживает увольнение или другие ситуации, связанные со стрессом и нестабильностью.

Из воспитательной системы Икудзи есть смысл взять такие вещи, как уважение к старшим, умение терпеливо переносить критику, умение учиться у других и быть частью общества, умение быть примером для своих детей и бережное отношение к вещам и к людям.

Образование для иностранцев

Учеба в Японии, ее качество и уровень, привлекает
иностранных студентов. Желающих учиться в японском университете растет.
Обучение в Японии для русских абитуриентов
осложняет преподавание в вузах на национальном языке. Японцы с начальной школы
учат английский, свободно на нем общаются, но для получения профессиональных
знаний выбран родной язык.

Для иностранцев проводят языковые курсы, их продолжительность от 3 месяцев до 2 лет. Популяризация японского языка среди приезжий студентов, так и коренных японцев – стратегическое направление правительства.

На краткосрочный курс записываются в период каникул. Кроме овладения японской речью, педагоги повествуют о древней культуре и исторических событиях государства.

С целью повысить квалификацию по знанию японского языка отдельные программы краткосрочного курса предназначены для студентов-переводчиков из иностранных университетов.

 Долгосрочная
программа курса рассчитана на иностранцев, которые планируют получать высшее образование в Японии.
Полноценное обучение в
Японии для русских не начнется, пока их уровень знания японского языка
не достигнет базового. За два года подготовки на курсах иностранец обязан
выучить не менее 2 тысяч японских иероглифов.

Кроме постижения азов японского языка, иностранному абитуриенту не дадут спуску на вступительных экзаменах. Требования установлены наравне с японскими студентами. Иностранный студент обязан предоставить приемной комиссии документы, подтверждающие базовое среднее образование. Аттестаты, дипломы подлежат легализации по упрощенной системе с проставлением штампа апостиль.

Усредненная стоимость составляет 8-9 тысяч долларов.

Студенты японских вузов отмечают
высокий, емкий уровень подготовки. Учеба занимает большую часть времени,
сложным периодом отмечается пора экзаменов.

Можно всё!

До 5 лет японские дети живут как «короли», им позволяется всё. Родители не ругают малышей, детишки безнаказанно шалят. Но с 5 до 15 лет всё категорически меняется. У детей появляется масса обязанностей, родители воспитывают их в строгости. После 15 лет считается, что человек вырос и точно знает свои права и может нести ответственность, поэтому с ним общаются как со взрослым.

Несмотря на то что до пятилетнего возраста позволяется всё, а после — наступает момент строгого подчинения правилам, дети вырастают ответственными и дисциплинированными гражданами Японии. При наступлении 5-6 лет ребёнок попадает в совершенно другую среду, не быть частью которой просто невозможно, он оказывается в группе, где нарушение законов означает оказаться вне группы. А это самое страшное.

Проблемы воспитания детей. Японская «дедовщина»

Негативные стороны японской педагогической системы в последнее время заставляют менять некоторые моменты в воспитании детей. Вся японская педагогика направлена на воспитание человека, который прекрасно может работать в коллективе. Групповое сознание приводит к неумению мыслить самостоятельно. Собственное мнение, отличное от коллективного, подвергается резкому осуждению и порицанию. Нестандартного ребенка коллектив отторгает, его могут избить, затравить. В Японии много трудолюбивых и ответственных исполнителей, но очень мало творческих личностей. В последнее время взрослое поколение пытается решить эту проблему. Японские педагоги вносят коррективы в программы воспитания детей.

Несмотря на различия в российском и японском менталитете, нам многому можно научиться у японцев. Хорошо это или плохо, но в Японии не распространены услуги нянь или домработниц, помогающих с воспитанием детей в семьях, и даже сайты с подобными предложениями в японском интернет-пространстве большая редкость. Японские родители в большинстве своем, несмотря на занятость многих из них, предпочитают воспитывать детей самостоятельно и без помощи, насколько это возможно

Их внимание к проблемам и интересам молодого поколения и ответственность родителей за судьбу своего ребенка – восхищают. 1day-blog.info

Чем отличается жизнь в японских и русских семьях

В японской культуре ведущая роль принадлежит традициям. В частности, идея общественной лестницы (или иерархии) закладывается в создании ребенка с самых ранних лет, как только кроха начинает разговаривать. С детства японские малыши слышат соответствующую лексику. Например, там говорят: «Главный человек», «Хозяин» (про папу), «Человек внутри дома» (про маму), «младший брат», «старший брат» (при упоминании братьев и сестер обязательно конкретизируется, чей возраст больше). Таким образом, маленький японец везде встречает выше- и нижестоящих.

Очевидно, что в такой ситуации в буквальном смысле «царем» ребенок ощущать себя не может. С младенчества его окружает строгая иерархия. В нашей же стране все наоборот — никто не говорит ребенку, что он царь, но на проверку так, как правило, и выходит. Случается, что все переворачивается с ног на голову и малыш даже начинает командовать взрослыми. Так вот, в Японии такого не бывает. При этом ребенок действительно не получает никаких прямых запретов — есть только предостережения и просьбы, советы.

Задача матери и отца в Японии — не наказать, а направить, предупредить нежелательную ситуацию.

Несмотря на кажущуюся свободу японских малышей, власть родителей над ними даже сильнее, чем во многих других культурах. Маленький японец с детства наблюдает, с каким почтением его родители разговаривают со своими собственными, т.е. бабушками и дедушками ребенка. Старшие члены семьи всегда стоят на верхней ступеньке иерархии. В наших реалиях часто бывает иначе. Например, нередки ситуации, когда родители малыша ни во что не ставят своих мать и отца, ругаются с ними, пытаются поучать и манипулировать. Такой пример разрушителен.

В Японии и не только

Макото Шичида уже больше двадцати пяти лет популярен в Японии и во многих других странах. Ещё в 1978 году он создал компанию, которая занимается организацией обучения детей по методике, разработанной самим профессором.

Интересно, что начать заниматься с ребёнком по этой системе никогда не поздно. Даже взрослые могут достичь хороших результатов. Возможно, именно поэтому она очень популярна. О широте распространения идей профессора говорят такие факты: в самой Японии уже более пятисот школ работают по его системе. Да и в Китае, США, Канаде и даже Австралии таких учебных заведений немало.

Выделяет методику Шичиды из огромного количества других ещё и то, что обучение по ней даёт прекрасные результаты в случаях, если дети «особенные». Занимаясь по этой системе, малыши с синдромом Дауна и аутизмом успешно осваивают не самую простую программу и добиваются значительных успехов.

Отношение японцев к здоровью детей

В Японии в порядке нормы считается прогуливаться с грудным ребенком, который легко одет – в один слой одежды. Дети могут бегать необутыми, сидят на холодном полу, причем не только дома, но и в гостях, школе и детсадах. Ребята постарше также легко одеваются и гуляют зимой, абсолютно не утепляясь, практически с оголенными ногами. На кашель и чих родители не обращают никакого внимания.

Простыл ребенок тогда, когда у него обнаруживается холодный живот, и его мамы стараются особенно тщательно согревать поясами, одеждой, а ночью одеялами, носочки же надеваются в последнюю очередь.

В случае болезни малыша японки не волнуются, и даже высокую температуру тела не считают сигналом для беспокойства. Доктора-японцы лечат самое распространенное заболевание — простуду — антибиотиками, не занимаясь повсеместно анализами и обследованиями. Но из-за такого «простого» отношения к здоровью, к сожалению, японцы часто болеют аллергией и дерматитом. К прививкам отношение серьезное – их делают все, несмотря на сомнительные реакции организма, не игнорируются и противораковые инъекции.

Дети часто страдают кариесом, вообще, зубные проблемы встречаются часто из-за особенностей японской пищи и малым количеством фтора в природных условиях. Мамы не боятся кормить ребенка сладким: печеньями, пирожными и конфетками, что тоже негативно влияет на зубы.

Детский сад по-японски

В три года ребенка отдают в детский сад. Их выделяют несколько видов. Хойкуэн – государственное учреждение, где малыш может находиться весь день. В етиэн ребенка можно оставлять только на 7 часов. Обычно такими садами пользуются мамы, которые работают по 4 часа в день. Самыми престижными считаются детские сады при университетах. Их называют элитными. Чтобы попасть в них, нужно вложить немало средств. Зато потом ребенка без проблем возьмут в хорошую школу и университет.

Кстати, в садах предусмотрены ясли, но отдавать в них маленького ребенка считается предосудительным в обществе. Поэтому, мало кто на это решается.

Войдя внутрь детского сада, россияне бы точно удивились. Там нет ничего лишнего. Все игры, занятия, приемы пищи проходят в одной и той же комнате

Большое внимание уделяется детскому питанию. Так, если вся группа отправляется на целый день на какую-нибудь экскурсию, мама обязана дать ребенку с собой обед бэнто, состоящий из 24 продуктов питания

Ребенок – равный

К 15 годам ребенок считается практически сформировавшейся личностью. Дальше следует недолгий этап бунтарства и самоидентификации, которые, впрочем, редко подрывают основы, заложенные в предыдущие два периода.

Икудзи – парадоксальная и даже странная система воспитания. По крайней мере, в нашем, европейском, понимании. Однако она проверена веками и помогает выращивать дисциплинированных законопослушных граждан своей страны.

Как японские дети учатся умножать? Обратите внимание на начертание линий + считайте пересечения = результат

Считаете ли вы ее приемлемой в отечественной действительности? Применяете ли вы какие-либо принципы икудзи в воспитании собственных детей?

По материалам lifehacker.ru

В заключение

У взрослых и студентов есть возможность добровольно участвовать в жизни сирот по всей Японии. Многие местные детские дома открыты для проведения мероприятий для детей. Еще одно преимущество волонтёрства заключается в том, что многие иностранцы имеют возможность участвовать в жизни японского общества, в которой заинтересованы не так много японских граждан. Волонтерская работа может быть чем угодно: преподаванием английского языка, походом в аквариум или просто игрой.

Положение японской молодежи, не имеющей дома и стабильных семей, в настоящее время все больше выдвигается на первый план. Хотя дети в японских приемных семьях и учреждениях часто упускаются из виду, в будущем это изменится благодаря НПО, японскому правительству и отдельным лицам, желающим помочь улучшить жизнь тех, кто нуждается в помощи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector