Как научить ребенка говорить букву л

Помощь логопеда

До 5 лет неправильное произношение отдельных звуков считается нормой. Но на шестом году жизни малыш уже нуждается в помощи специалистов. Сначала можно попытаться исправить ситуацию в домашних условиях, если самостоятельно справиться не получается, стоит обратиться к логопеду.

Первое логопедическое занятие позволит определить причину неправильного произношения звука. Это поможет разработать эффективную методику, которая подходит для конкретного ребенка. В отдельных случаях может потребоваться помощь и других специалистов.

Иногда используется механический способ постановки звука «л» − с помощью зонда №4.

Способы постановки

Ль легко поставить по звукоподражанию, если в речи ребенка есть Л

Взрослый объясняет и показывает правильную артикуляцию, акцентируя внимание на правильном положении органов речевого аппарата

  • Поставить твердый Л можно от сочетания ЫА. Но гласный нужно произносить кратко, напрягая органы артикуляции. Далее ребенок делает язык широким и помещает на нижнюю губу. Затем слегка прикусывает зубами и произносит ЫА. Когда начнет слышаться Л, язык нужно убрать за альвеолы. После того как у ребенка получился нужный звук, начинают автоматизацию в слоге ЛЫ.
  • Механическим способом. Для этого используют шпатель. Обычно этот вариант используют при межзубном ламбдацизме. Шпателем поднимают язык за верхние зубы и тренируют произношение Л, пока у ребенка это положение не зафиксируется.
  • Если дошкольник заменяет Л звуком Й, здесь также используют механический способ постановки. Взрослый просит произнести фонему, держа рот открытым. Посередине языка нужно положить круглую трубочку или палочку, а шпателем поднять кончик языка за верхние зубы.
  • Один из самых простых способов − произнося А, ребенок аккуратно прикусывает язык. Получается сочетание АЛ. Постепенно язык поднимают за верхние зубы.
  • От упражнения «Индюшка». Во время его выполнения ребенок произносит сочетание БЛ. Взрослый при помощи ватной палочки отодвигает язык вглубь ротовой полости. Когда язык будет поглаживать альвеолы, в речи ребенка появится Л.

После того как малыш научился произносить твердый вариант фонемы, постановка Ль уже делается по звукоподражанию. Логопед произносит слоги ЛИ перед зеркалом и объясняет артикуляцию Ль. Он делает акцент на положении губ в улыбке, зубы должны быть видны, а кончик языка при произношении упирается в альвеолы. После того как у малыша стало получаться произносить звук в этом слоге, можно переходить к сочетанию Ль с йотированными гласными.

Автоматизацию фонемы начинают с закрепления четкого произношения в слогах. Занятия по постановке должны быть индивидуальными, а по автоматизации − групповыми. Во время постановки и автоматизации обязательно нужно проговаривать правильное положение органов артикуляции − так ребенок быстрее освоит правильное произношение.

Существенной разницы в способах постановки Ль у взрослых и детей нет. На занятиях со взрослыми не нужно использовать наглядный материал − уроки строят по типу беседы. Также с ними легче поставить Ль по звукоподражанию.

Если в речи отсутствует Л и Ль, постановку обязательно нужно начинать с твердого варианта. Так как у мягкой фонемы артикуляция проще и малыш начнет заменять ей Л. Поэтому логопед обязательно делает акцент на различии в артикуляционных укладах этих фонем. Работу с сонорными звуками стоит начинать именно с пары Л-Ль, потому что их артикуляция проще.

Ход занятия

I. Оргмомент

Перед ребенком несколько картинок (лук, морковь, капуста). Логопед читает загадку:

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

— Что это за овощ? Покажи на картинке.

Ребенок находит картинку с изображением лука.

Л.: Да, это лук. Какой первый звук в слове лук?

Р.: Звук .

Л.: Так гудит корабль.Давайте погудим и покажем корабль: пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму корабля.

II. Сообщение темы занятия

Сегодня мы будем учиться слышать, находить в словах и произносить звук .

III. Развитие фонематических процессов

Л.: Я буду произносить слова, а ты, когда услышишь слово со звуком , хлопай в ладоши. Логопед произносит слова: лампа, доска, кот, лук, полка.

Ребенок хлопает, когда слышит в слове звук .

Л.: Посмотри на картинки (логопед называет картинки). Найди только те, в которых есть звук . Лампа, белка, стол, шкаф, карандаш, парта.

Ребенок выбирает нужные картинки.

Л.: Давай поиграем в игру «Четвертый лишний» Лишними будут те слова, в названии которых нет звука . Ложка, кошка, лыжи, лошадь; лампа, полка, доска, лопата.

Логопед произносит слова и выкладывает перед ребенком четыре картинки, ребенок находит и убирает лишнюю картинку.

Л.: Ты хочешь прокатиться на поезде? Перед тобой поезд с тремя вагонами и картинки (Логопед предлагает ребенку картинки с изображением слов со звуком в начале, середине и конце слова).

Размести слова по вагонам. Если звук в начале – в первый вагон, если в середине — в средний вагон (во второй, если в конце – в третий.

IV. Артикуляционная гимнастика

Выполняются упражнения «Маляр», «Лошадка», «Иголочка», «Силач».

V. Уточнение артикуляции звука

Л.: Посмотри на язычок, когда он произносит звук . (Логопед показывает изображение профиля звука).

Где находится кончик языка?

Р.: кончик языка вверху.

Зубы сомкнуты или раскрыты?

Р.: Раскрыты.

Боковые края языка прижаты к верхним зубам или нет?

Р.: Нет

Л.: Язык в форме седла. (Логопед показывает картинку с седлом, ребенок повторяет; можно показать муляж языка).

VI. Постановка звука

Логопед использует три способа постановки.

1. (По подражанию)

Л.: Погуди как корабль (л-л-л-л-л)

2. (С опорой на профиль языка и на словесную инструкцию перед зеркалом)

Л.: Сделай иголочку. Посмотри, какой острый слал кончик язычка. Подними его вверх и прижми к бугоркам (альвеолам) (логопед показывает профиль). Теперь погуди как пароход (произнеси звук ). Не опускай кончик язычка.

3. (От межзубного звука )

Л.: Сделай широкий язык, просуньте его между зубами, слегка прикуси кончик языка и длительно произнеси звук – получается твердый звук .

После постановки логопед предлагает погудеть как пароход, затем как самолет, как слон.

VII. Подведение итогов занятия

— Какой звук мы учились произносить?

— Звук .

— Как произносится звук ? (Ребенок повторяет артикуляцию звука л).

Общие рекомендации по занятиям

Конечно, лучше, если занятия будет проводить профессиональный логопед. Даже если это будут всего несколько занятий, они все равно принесут пользу, поскольку позволят маме понять алгоритм необходимых действий.

Однако, если это невозможно по объективным причинам, можно заниматься с малышом самостоятельно, используя разнообразный методический материал, логопедические карточки и пособия, широко представленные в продаже. Следует помнить, что рекомендации должны соответствовать возрасту ребенка.

И, конечно, занятия должны иметь системный характер. Только в этом случае можно добиться хорошего результата. Будьте настойчивы и терпеливы, почаще разговаривайте с малышом, обращайтесь к нему с просьбами, тщательно проговаривая слова, и у вашего малыша все обязательно получится.

Артикуляционная гимнастика для звука Л

Она является основным этапом постановки звука Л, осуществляемой поэтапно. Занятия, в зависимости от возраста пациента, длятся от 15 до 25 минут.

  1. Разминка. Двигать языком, подражая цоканью лошадиных копыт. Также эффективно упражнение «Парус»: язык поднимается во рту вертикально, удерживается в таком положении 10 секунд, с каждым занятием время удержания увеличивается (максимальное время – 40 секунд). Разминка укрепляет и делает подвижнее языковые мышцы.
  2. От «Ы». Проводится игра «Пароходик». Рот растягивается в улыбке, язык упирается в зубы. Нужно прикусить расслабленный конец языка и произнести «ы-ы-ы» или «у-у-у». Получится «л-л-л».
  3. Постановка от мягкого звука «Л». Детям произносить мягкую фонему легче, чем твёрдую. Ведь губные мышцы не так сильно напрягаются.
  4. От «А». Нужно улыбнуться и, прикусывая расслабленный язык, произнести протяжный «А». Выйдет «ал-ал-ал». Далее должна быть отработка «ала-ала-ала», а на последнем этапе «ла-ла-ла».
  5. От «В». Нужно научить дошкольника не двигать нижней губой. Он должен держать нижнюю губу в опущенном состоянии 5 секунд, затем вернуть в исходное положение к верхней губе. Если пациент самостоятельно не справляется с заданием, то необходимо ему помочь: подставить под губу палец, двигать им вверх-вниз.

Артикуляционные упражнения

При любой форме ламбдацизма перед основным комплексом исправляющих занятий необходимо пройти курс артикуляционной гимнастики, улучшающей подвижность речевых органов. Каждое упражнение выполняется 5 секунд, тренировки проходят ежедневно по 2 раза в день.

  1. «Гамак». Конец языка упереть в верхние резцы, прогнуть вниз. Удерживать в таком положении, отсчитывая секунды.
  2. «Вкуснятина». Язык расслабить, чтобы он стал широким. Лизать им верхнюю губу вверх-вниз. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  3. «Индюк». Выполнять такие же движения, как в предыдущем случае, только быстрее. При этом проговаривать «бл-бл-бл-бл».
  4. «Лошадь скачет». Язык расслабить, сделав широким. Щёлкать им по нёбу возле верхних резцов. Не двигать нижней челюстью.
  5. «Качели». Широко улыбнуться с приоткрытым ртом. Поочерёдно упирать конец языка то в верхние, то в нижние резцы.
  6. «Грибок». Язык прижать к нёбу так, чтобы натянулась языковая уздечка.

Тренироваться нужно не меньше 2 недель. После тренировки можно приступать к упражнениям, назначенным логопедом для постановки звука Л.

Обучение малыша правильному выговариванию

Родители, чьи дети неверно произносят шипящие звуки, интересуются тем, как научить ребенка выговаривать букву Ш в домашних условиях. Логопедами разработаны упражнения, которые помогают справиться с такой проблемой.

Занятие состоит из двух этапов: разминка и постановка звука. Чтобы артикуляционная гимнастика дала скорый положительный результат, требуется выполнять ее ежедневно по 5-10 минут.

Необходимо проявлять старание и настойчивость, хвалить малыша за успехи, поощрять его выполнять упражнения.

Разминка

Прежде чем приступить к выполнению основного комплекса, необходимо провести разминку. Это нужно для подготовки ротовой полости к постановке звука Ш.

Разминка состоит из ряда таких простых упражнений:

  • язык положить на нижнюю губу. Зафиксировать такую позицию на 15 секунд;
  • сделать из языка подобие чашечки. Задержаться в подобном положении на 10 счетов. Расслабиться. Снова сделать из языка чашечку. Это упражнение хорошо тренирует мышечные ткани;
  • выполнять цоканье языком. Делать это следует медленно, растягивая процесс;
  • сформировать чашечку языком, плавно опускать и поднимать ее. Выполнять такое движение необходимо медленно, плавно;
  • поочередно произносить звуки О и У, максимально жестикулируя губами (делая из них большой круг, складывая их в трубочку);
  • сделать из губ узкую трубочку, а затем широко улыбнуться;
  • плавно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней;
  • челюсть сомкнуть, губы вытянуть вперед и сформировать ими подобие прямоугольника. Задержаться в такой позиции на 10-15 секунд;
  • облизывать верхнюю губу. Это тренирует верхний подъем языка.

Подготовить ребенка к постановке звука Ш может дыхательная гимнастика. Она учит малыша формировать правильную воздушную струю.

Суть дыхательной гимнастики заключается в выполнении следующих упражнений:

  • дуть на перышки, свечи, вертушки;
  • пытаться задуть пенопластовый шарик или кусочек ватки в созданные для этого ворота (можно использовать картонную коробку);
  • распластать язык на нижней губе. Подуть на высунутый кончик таким образом, чтобы воздушная струя прошла по центру;
  • на кончик носа положить шарик из ватки. Выдвинуть нижнюю губу вперед и подуть вверх. Нужно убрать ватку с носа без помощи рук, при помощи воздушного потока.

Рекомендуется выполнять все упражнения перед зеркалом. Во время обучения можно включать детские песенки, рассказывать интересные истории.

Постановка звука

Выполнив дыхательную и артикуляционную гимнастику, можно приступать к постановке шипящих звуков. Существуют разные упражнения, которые ориентируют ребенка на правильное произношение слов с буквой Ш.

Эффективный комплекс для борьбы с нарушением речи:

  • свободный полет. Сделать из языка чашечку и постараться высунуть ее изо рта. На нос необходимо положить небольшой кусочек ватки. На выдохе воздух будет отталкиваться от стенки языковой чашечки и подниматься вверх, убирая ватку. Это упражнение очень простое и действенное. Его особенно рекомендовано выполнять детям с шепелявостью;
  • движущаяся чашка. Языком сформировать чашечку и начать ею двигать: поднимать и опускать края;
  • пирожок. Открыть рот и расположить язык на нижней губе. Приподнять боковые стенки языка так, чтобы образовывалась впадина по центральной оси. Задержаться на 5-10 секунд. Упражнение направлено на укрепление мускулатуры языка, делает более подвижными боковые его стенки;
  • корабль в море. Сложить язык в форме чашечки, поднять его и задержать на 1-3 секунды, затем опустить и зафиксировать в таком положении на короткое время;
  • улыбка. Открыть рот и широко улыбнуться. Вытянуть язык вперед, кончик положив на нижнюю губу, а боковыми стенками касаясь уголков рта. Задержаться в таком положении на несколько секунд. Упражнение хорошо расслабляет язык. Оно помогает в постановке не только звука Ш, но и Ж;
  • качели. Открыть рот и улыбнуться. Язык должен быть расслабленным, лежать плоско и широко. Выполнять попеременно следующие движения языком: потянуться к потолку, в стороны, к верхней и нижней губе, коснуться резцов, залезть между зубами и губой, дотронуться кончиком до альвеол;
  • маляр. Приоткрыть рот, слегка улыбнуться, расслабить губы и зафиксироваться в таком положении. Представить, что кончик языка – это кисть маляра, а небо – стена, которую нужно раскрасить. Языком необходимо двигать от гортани к зубам и обратно, не выводя его за пределы ротовой полости. Упражнение помогает усилить контроль языка.

Для произношения сложных звуков важна не только постановка, но и автоматизация. Поэтому когда ребенок научится произносить Ш, нужно будет перейти к закрепляющим упражнениям.

Учим ребенка выговаривать звуки

Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.

Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

Ход занятия

1. Организационный момент

— Сегодня к нам в гости на занятие пришёл герой из мультфильма.

— Итак, у нас в гостях Лунтик (логопед вывешивает картинку на доску). Покажи мне букву с которой начинается имя Лунтик (выбирает из предложенных букв букву Л (логопед вывешивает букву рядом с картинкой Лунтика).

— Правильно, это буква Л. Буква Л обозначает звук , который напоминает гул летящего самолёта Л-Л-Л.

2. Сообщение темы

— Сегодня мы будем учиться произносить звук . Заодно и Лунтика научим произносить данный звук. Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали. За каждое правильно выполненное задание Лунтик будет вручать разные фигурки, которые ты должна будешь по порядку складывать на этот картон.

3. Артикуляционная гимнастика

— А сейчас мы с тобой вспомним сказку о Весёлом Язычке и покажем её Лунтику перед зеркалом (на каждое упражнение логопед показывает картинку и фотографию с артикуляционным упражнением).

1. Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нём хозяин Язычок.

Он удобно в доме лёг.

2. Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.

3. На качелях оказался.

Вверх взлетал и вниз спускался.

4.Надоели превращенья:

Лижет Язычок варенье.

5. А теперь наш Язычок

Моет нёбо-потолок.

— Молодец, ты отлично выполнил упражнения. За эту работу Лунтик даёт тебе фигурку.

— А сейчас Язычок будет управлять самолетом, он будет кем? Машинистом? Водителем? Летчиком? Да.

— Давай вместе полетим на самолете?

Игра «Самолет летит». Повторение артикуляции.

— А теперь давай ещё раз посмотрим в зеркало и запомним, как работают губы и язык при правильном произношении звука . На память Лунтик дарит тебе памятку.

— губы улыбаются;

— кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам;

— средняя часть спинки языка опускается;

— бока языка опускаются;

— воздушная струя проходит по бокам языка.

— Лунтику очень понравилась сказка о Весёлом Язычке, давай выполним следующее задание.

4. Развитие мелкой моторики

— Давай букву Л выложим из фисташек на пластилиновой картонке.

— За эту работу Лунтик опять вручает тебе фигурку.

5. Физминутка

В небе плавает луна. (Плавные покачивания)

В облака она зашла.

1.2.3.4.5. (Хлопки.)

Можем мы луну достать. (Руки вверх.)

6.7.8.9.10 – (Хлопки над головой.)

И пониже перевесить. (Руки вниз.)

10.9.8.7. – (Ходьба на месте.)

Чтоб луна светила детям.

(За физминутку ребёнок получает фигурку).

6. Развитие фонематического восприятия

— А теперь Лунтик будет тебе показывать разные картинки, а ты должен хлопнуть, если в названии картинки будет звук .

Картинки: лук – хлопок, бабочка, шапка, луна – хлопок, стол – хлопок, белка – хлопок, кукла – хлопок, шкаф, стул – хлопок, ручка.

— Молодец, за эту работу ты ещё получаешь фигурку.

Картинки, на которые хлопнул ребёнок, логопед кладёт перед ним.

7. Развитие языкового анализа и синтеза

— Сейчас Лунтик даст тебе сигнальные карточки, надо будет поднять соответствующую каточку, если звук , стоит в начале, середине, и в конце слова.

(Лук, луна – звук стоит вначале слова.

Белка, кукла – звук стоит в середине слова.

Стол, стул – звук стоит в конце слова).

— Ты и это задание выполнил правильно, поэтому получаешь фигурку от Лунтика. Давай посмотрим, что же за картинка у нас получилась? Это фотография Лунтика. Скажи мне, с какой буквы начинается его имя? Где стоит звук ?

8. Итог занятия

— Наше занятие подошло к концу. Какой звук мы научились произносить?

— А теперь Лунтик хочет с тобой попрощаться. На этом наше занятие окончено, до свидания!

Сайт: detsad-kitty.ru

www.logoped.ru

Логопедические упражнения на букву «Р»

Перед тем, как стараться научить ребенка выговаривать «Р», начните с ним специальные логопедические занятия, способные подготовить речевой аппарат к занятиям. Одно из таких называется «Моторчик». Выполняется оно следующим образом: ребенок должен положить пальчик под язычок, а затем начать двигать языком от щеки к щеке и при этом рычит. Если малышу сложно понять, что вы от него хотите, покажите на своем примере.

Еще одно упражнение выглядит так: малыш широко улыбается (причем очень широко), языком при этом нужно проводить по задней стенке верхнего ряда зубов. Нижняя челюсть при этом должна оставаться полностью недвижимой.

Можно использовать и язычок для развития звука «Р». Просто достаточно подразниться. Язычок расслабьте и высуньте наружу. Кончиком начинайте двигать в разные стороны: наверх и вниз, вбок.

Упражнение «Змейка» позволит подготовить нужные мышцы для правильного говорения. Для его выполнения ребенок должен высунуть язык и тянуть его к носу и подбородку по очереди, Также придется покусывать кончик языка для активизации нужных мышц.

Как сделать правильное произношение автоматическим?

Не всегда сделать постановку звука «л» в домашних условиях оказывается простым занятием. Порой на это уходит много времени, а иногда и вовсе без помощи специалиста не обойтись.

Главное, избежать перегрузки, ведь для ребенка и 40 минут занятий в день может показаться тяжелым трудом. Тренировки должны быть веселыми и непринужденными, их легче переносить, если воспринимать в качестве игры, а не работы. Достаточно проводить 2 занятия ежедневно по несколько минут каждое.

Мягкий «л»

Что примечательно, даже после того как ребенок научится проговаривать звук «л», он может и дальше пропускать его в словах. В данном случае нужна постановка мягкого звука − «ль». Тренировку желательно начинать сначала со слогов и только потом переходить к полноценным словам (ле − лебедь, лю – люлька).

Полезными оказываются чистоговорки типа «ли-ли-ли – мы нашли грибы» и другие. Также не лишними будут скороговорки:

  • «У теплой плиты Анатолий плетет лапти»;
  • «Великану маленькие Валентины валенки»;
  • «Лала ела халву под одеялом».

Когда прямые слоги с мягким «л» получаются, стоит переходить к следующему этапу обучения – произношению обратных слогов, таких как «уль», «аль» и прочих. Далее – проговаривание слов – моль, тополь, тюльпан и других.

При постановке мягкого «л» требуется следить за правильным расположением языка во рту.

Твердый «л»

По мнению логопедов, постановка звука «л» от «ль» отличается повышенной сложностью. Научить ребенка говорить твердую букву несколько труднее и дольше. Однако методика не отчается от предыдущей, лишь требует больше повторений.

Желательно начинать со слогов «ла», «лу», «ло» и прочих. Далее можно переходить к словам: «лук», «лодка» и другим.

И здесь пригодятся скороговорки и чистоговорки:

  • «Лу-лу-лу – подмели золу»;
  • «В лодке Володька».

При обучении произношения твердого и мягкого «л» стоит избегать слов с буквой «р», поскольку ребенок может путаться.

Принципы работы

Если ребенок не выговаривает букву Л, необходимо регулярно работать над тем, чтобы он научился говорить правильно

Однако родителям важно придерживаться ряда правил

  • Работа перед зеркалом поможет малышу контролировать свою мимику.
  • Тренировки не должны утомлять и надоедать, 1-2 упражнения, повторяемых несколько раз, для одного дня будет достаточно.
  • Похвала – важная часть процесса, рождающая желание заниматься тщательно и оправдать ожидания родителей, поэтому надо вместе с ребенком радоваться его малейшему успеху.

Эти несложные правила помогут сделать занятия максимально продуктивными.

Подготовка к упражнениям на постановку «л»

Улучшение подвижности мышц языка и губ – первый шаг при восстановлении речевого развития. Подготовка к упражнениям на постановку «л» заключается в следующем:

  • облизывание поверхностью языка верхней губы, проводя им сверху вниз и удерживая нижнюю губу неподвижно;
  • выполняются движения, аналогичные предыдущему упражнению, но в ускоренном темпе и с произношением «бл»;
  • пощелкать языком по верхнему небу около зубов, нижние резцы остаются неподвижными, рот немного приоткрыт;
  • широко улыбнуться с приоткрытым ртом, считать во время тренировки: раз – кончик языка уперся в верхние зубы, два – в нижние (поочередно);
  • язык упирается в небо до натяжения уздечки.

Данные упражнения помогают при любых видах неправильного произношения «л». Выполнять их необходимо как минимум две недели. По рекомендациям логопеда длительность тренировки можно увеличить до месяца.

Упражнения для улучшения речевого слуха

Чтобы улучшить речевой слух ребенка, логопеды применяют специальные упражнения, представленные в виде игр:

  • «Говори громче и тише» − в зависимости от размера показываемой игрушки, нужно говорить громко или тихо;
  • «Найди ошибку» − ребенку показывают картинку, называя ее нарочно с ошибками, если малыш заметил ее, то должен хлопнуть в ладоши;
  • «Угадай, чей голос!» − взрослый инсценирует голоса зверей, а ребенок должен угадать, кому какой принадлежит;
  • «Выбирай одно слово!» − логопед показывает картинку и перечисляет слова, ребенок должен выбрать то, которое соответствует изображению.

Для поэтапной постановки звука «л» требуются регулярные тренировки с упражнениями разной сложности, проведение музыкальных занятий.

Речевая гимнастика

Такие упражнения еще называют артикуляционной гимнастикой. С ее помощью развиваются мышцы языка и губ, значительно улучшается акустический слух малыша. Систематические занятия помогут не только детям, но и взрослым, страдающим от такого речевого дефекта, научиться говорить правильно и четко любую букву, в том числе и Л:

Придумайте сказку об органах речевого аппарата (губы, язык, небо, щеки). Сядьте с вашим чадом перед зеркалом и «познакомьтесь со всеми жителями рта». В этом процессе ребенок незаметно проведет разминку органов ротовой полости.
Чтобы научиться четко говорить, нужно правильно дышать. Практически все буквы необходимо выговаривать на выдохе

Для этого важно контролировать струю выдыхаемого воздуха. Упражнения очень просты – выдувание шариков и мыльных пузырей, задувание свечей, пускание корабликов.
Затем переходите к комплексу упражнений, которые помогут в правильном произношении буквы Л

И учтите, что ребенку легче произносить мягкую Л – вначале так и будет. Но от мягкой Л проще перейти к твердой.

Причины ошибок

Прежде всего следует разобраться, почему ребенок может допускать ошибку в произнесении звука . Причин может быть несколько.

  • Нарушение слуха. Ребенок неправильно слышит звук и оттого начинает неправильно его выговаривать.
  • Нередко малыш копирует речевые ошибки старших, поэтому если один из родителей имеет дефект в произношении , то и ребенок может столкнуться с подобной проблемой.
  • Часто проблема с артикуляцией возникает в двуязычных семьях: слыша речь на разных языках, ребенок может запутаться и не сразу разобраться, где какой звук ему следует говорить.
  • Причина ошибки может быть и физиологической – если уздечка укорочена, то верно произнести не получится – язык не достает до верхних зубов.

Какой бы ни была причина, ее в любом случае можно устранить – посредством особых упражнений или же с помощью специалиста. Чаще всего научиться верно произносить все звуки, в том числе , ребенок должен к 4-5 годам, поэтому если родители наблюдают обратное, следует немедленно посетить логопеда и приступить к корректировке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector