Как научить ребенка выговаривать букву «р»
Содержание:
Правильная артикуляция
Звук относится к группе сонорных, при артикуляции которых голос преобладает над шумом. Сложность произношения данного звука заключается в том, что для четкой фонации требуется работа кончика языка, его вибрация. Именно по этой причине и даются дошкольникам сложнее всего. Для формирования навыка верного звукопроизношения нужно знать, как работает речевой аппарат при артикуляции рычащего сонорного.
Твердый звук произносят так:
- Губы и челюсти приоткрываются на 0,5-1 см.
- Язык с ровной спинкой поднимается вверх и застывает между верхним и нижним небом.
- На выдохе кончик языка присоединяется к верхнему небу, в альвеолы, и вибрирует как молоточек.
- Средняя часть язычка широко распластывается, прогибается, боковые — касаются верхних зубов.
Мягкий звук произносится так:
- Губы чуть растягиваются в улыбке, зубы приоткрыты шире, чем для артикуляции твердой фонемы .
- К альвеолам присоединяются кончик языка и средняя его часть.
- На выдохе при артикуляции кончик опускается чуть ниже, чем при фонации твердого звука, стучит по верхнему небу мягче.
- Задняя часть тоже сдвигается вперед.
Если ребенку после 5-6 лет трудно рычать и проговаривать четко, родителям нужно проверить наличие следующих дефектов развития речевого аппарата:
- Нарушен прикус
- Язык сужен или увеличен в размерах
- У малыша укороченная уздечка, она аномально расположена
- Готическое небо
- Верхние челюсти сужены.
- Есть дефекты в расположении зубов
- Нарушен тонус мышц (дизартрия).
- Не развит кончик языка.
Артикуляционная гимнастика для постановки звуков , в игровой форме помогает ребенку понять, как правильно располагать речевые органы для рычания, развить гибкость и силу мышц языка, обучает, как создавать вибрацию.
Речевой слух
Очень частая проблема при нарушенном речевом слухе – замена на «Л». В этом случае особенность постановочных тренировок заключается в чередовании в словах правильной и заменяющей фонемы. Школьник должен научиться различать эти звуки в начале, середине, конце слова.
Логопед произносит слова: комар, молоко, рука и подобные. Пациент должен отвечать, в каких произносимых словах есть «Р». В словарную цепочку можно включать слова с согласными, совмещёнными с проблемной фонемой: лавр, гром и прочие.
Особенной отработки требуют сложные для детского речевого аппарата сочетания:
- Д-Р. Сначала произносят длинное «Д», затем прибавляют вибрирующее «р-р-р»: друг, драка, ведро.
- Т-Р. Трус, труба, троллейбус.
- З-Р. Зрение, поздравление, здравствуйте.
Этап первый – постановка звука.
Все последующие действия будет производиться для каждого звука. Заметьте – звука, а не буквы. То есть в букве «р» звуков два: и , — и каждый из них требует отдельных усилий. Сначала нужно поставить звук, то есть сделать так, чтобы вы могли его правильно выговаривать. Логопед, используя специальные инструменты, зеркало, а порой и собственные руки, покажет вам, в каком положении должны находиться все органы артикуляции (язык, губы, зубы) для верного произношения.
Чтобы научиться фиксировать это положение и произносить проблемный для вас звук изолированно, необходимо приложить усилия. Во-первых, нужно будет «научить» все органы речи принимать верное положение – поэтому вам предложат специальную зарядку, артикуляционную гимнастику, выполнять которую хорошо бы не только на приеме у логопеда, но и дома.
Во-вторых, первое время правильное произнесение трудного звука будет требовать от вас усилий, далеко не сразу все начнет получаться естественно само собой. Зеркало здесь будет вашим первым другом и помощником. Именно оно будет как в сказке «говорить и докладывать всю правду» о том, что вы делаете хорошо, а что – не очень.
И вот – ура! Все получилось, и вы, к примеру, можете рычать как тигр. Но вот только говорить слова со звуком вы пока не в силах, а потому – переходим к следующему этапу.
Как научить ребенка выговаривать букву Р?
Как научить выговаривать букву р точно знает логопед. Даже если родители решили заниматься становлением речи дома, то консультация специалиста не помешает. Он поможет:
- Определить причину проблемы.
- Предложит варианты решения.
- Составить индивидуальную программу.
Чем раньше обратиться к специалисту, тем более легкое будет решение проблемы
Первый поход к логопеду начинается с 3 лет. Это плановый осмотр перед детским садом. Для устранения предпосылок психологических проблем требуется поход к неврологу.
Что должен знать каждый родитель о звуке
Родителям следует немного изучить фонетику. Пишут букву Р, произносят звук . Во время выполнения заданий давать ребенку конкретные задачи написать или произнести.
В русском языке есть мягкий и твердый звук . Необходимо, чтобы произношение было правильное в обоих случаях.
Важно! Перед домашними занятиями родитель должен уделить внимание речевой проблеме, и действовать относительно ее решения
Почему дети не выговаривают «Р»
Взрослые с облегчением узнают о решении проблемы, ведь научить выговорить этот звук очень сложно. Проблемы начинаются из-за следующего:
- Подражания людям, которые сами не умеют правильно говорить .
- Заболеваний слухового аппарата.
- Плохое развитие речи.
- Короткая уздечка на языке.
Считать, что ребенок не выговаривает можно в таких случаях:
- В словах не слышно .
- При произношении звука получается горловой звук.
- В словах слышится носовой .
- Звук выходит по типу мягкого всегда.
Логопеды насчитывают более 20 вариантов неправильного произношения детьми звука .
Возрастные нормы картавости
Дети произносят правильно звук в таких случаях:
- Язык колеблется из-за выходящего воздуха.
- Связки во время произношения вибрируют.
- Язык касается корней передних зубов.
- Зубы не сжаты.
- Между небом и языком проходит воздух.
- Губы не замкнуты.
Картавость в логопедии называют дислалией. Это когда звук произносится со сменой звука или через гортань.
Становление речи обычно заканчивается к пяти годам жизни ребенка. До этого возраста малыш может заменять нормальный звук картавостью. Она проходит после специальных упражнений или самостоятельно.
Важно! Если в семье все картавят, то ребенок с большей вероятностью будет повторять ошибку окружающих!
Последствия картавости:
- Насмешки сверстников.
- Проблемы в изучении иностранных языков.
- Плохой почерк.
- Слабый аппетит.
- Нарушение дыхательной функции.
Гимнастика для развития мышц ротовой полости
ТОП-5 простых упражнений для профилактики картавости
Основными профилактическими мерами считают своевременную диагностику проблемы, правильное становление звуков.
Индивидуальные логопедические занятия автоматизация звука р помогут исключить картавость из речи ребенка. Для лечения дислалии необходимо:
- Массаж ротовой полости.
- Гимнастика.
- Упражнения для укрепления мышц языка.
- Делать вибрации языка приспособлениями.
В домашних условиях можно выполнять простые логопедические упражнения на букву Р для профилактики:
- Цоканье языком.
- Проводить языком по нижним и верхним зубам с широкой улыбкой.
- Высовывая язык произносить звук .
- Высовывать и засовывать обратно язык, при этом облизывая губы. Когда язык высунут произносить грудной звук.
- Учить скороговорки и стишки, в них должно быть много звука .
В каком возрасте стоит показать ребенка логопеду
Обычно картавость четко проявляется в 4 года. Чем раньше отвести ребенка к логопеду, тем лучше. Лечение может быть долгим, поэтому нужно дать запас времени ребенку научиться правильно говорить до школы.
Важно! Обращаться необходимо к профессионалам. Не нужно доверять людям, которые обещают исправить речь за пару приемов
Упражнения по постановке
Ребенок в 5 лет выучивает практически все звуки, если же возникают трудности при произнесении некоторых из них или малыш вообще их не выговаривает, то потребуется помощь специалиста (логопеда).
Постановку необходимо начинать с зарядки, так называемого разогрева артикуляционного аппарата. Эффективны следующие упражнения:
- «Малярная кисть». Ребенок должен сложить губки в улыбку (улыбнуться) и приоткрыть ротик. После этого скажите ему язычком погладить небо, начиная от верхнего зубного ряда и продвигаясь как можно глубже в направлении горла. 10—12 поглаживаний.
- «Маятник». Малыш улыбается и открывает ротик, после чего высовывает язычок и помещает его сначала в одну, а затем в другую сторону — от левого уголка рта к правому (движения маятника). 10—20 повторений.
- «Гармошка». Ребенок улыбается и как можно шире открывает рот, после чего прижимает язычок к верхнему небу, как будто хочет проговорить долгий и мягкий звук «нь». Ротик нужно открывать пошире, а затем закрывать, не изменяя при этом положения язычка. 15—20 повторений.
- «Чистим зубки». Малыш улыбается и открывает рот, после чего кончиком язычка водит вправо-влево по внутренней поверхности верхнего зубного ряда, как будто подметает их. 10—15 повторений. После этого ребенок по очереди упирается кончиком язычка в каждый зуб с внутренней стороны (проверить, остались ли они на месте).
- «Комарик». Предложите ребенку открыть ротик, высунуть кончик языка за передние зубки и проговорить «з—з—з» (как будто звенит комарик). После чего убрать язык в рот, упереться им в верхнее небо у основания зубного ряда и вновь произнести «з—з—з».
Подобные упражнения обеспечивают развитие артикуляционного аппарата, способствуют укреплению мышц и растягиванию уздечки. Но чтобы отработать правильное произношение , необходимо выполнять специальные постановочные упражнения. В идеале занятия проводятся ежедневно в первой половине дня. Как правило, в детском саду с ребятами занимаются воспитатели (или логопеды). Дома позаботиться об артикуляции малыша должны родители.
Способов поставить есть больше десяти. Одно из наиболее эффективных логопедических упражнений на звук , позволяющее научить ребенка говорить р своими силами дома — «Моторчик». Постановка делается от протяжного с помощью пальца или соски. Второй способ предпочтителен: он удобней и безопасней, резиновая или латексная соска заведомо не причинит боли.
Звук — это вибрация, чтобы правильно его произнести, важно верно расположить язык: его следует поднять к небу. При этом необходимо учесть, что его кончик обязательно должен опираться в альвеолы, находящиеся за резцами в верхнем зубном ряду, а участки по бокам — прикасаться к жевательным зубам на верхней челюсти
Передняя часть языка должна немного выгибаться. Когда воздушная струя проходит через весь язычок, то заставляет его кончик вибрировать — так происходит образование звука .
Малыш должен поставить язычок в правильное положение, описанное выше, и открыть широко ротик. На указательный палец наденьте соску и при выдохе, когда ребенок проговаривает «д-д-д» водите этим пальцем по языку (внутренней его поверхности). Малыш автоматически начнет произносить , так как палец создаст нужную вибрацию.
На что обратить внимание при выполнении в домашних условиях:
- язык малыша должен прилегать к альвеолам как можно плотнее;
- нужно добиваться правильного положения губ;
- язычок не должен болтаться из стороны в сторону, его надо хорошенько зафиксировать;
- нужно делать выдох со всей силы.
Артикуляционная гимнастика и упражнения по постановке звука будет эффективной, только если делать ее регулярно.
Как научить ребенка 4-6 лет говорить звук «р» быстро в домашних условиях?
Если малыш начал картавить или подменять «р» другими, более легкими для произношения звуками, то не стоит пускать проблему на самотек. С ребенком нужно заниматься. Лучше всего предоставить это врачу, специализирующемуся на становлении речи – логопеду. Но не все родители готовы воспользоваться его услугами, некоторые предпочитают научить малыша выговаривать звуки в домашних условиях. Для этого следует применять комплекс специальных упражнений.
Упражнения для речевого аппарата
В помощь родителям разработаны специальные упражнения, которые помогут развивать речевой аппарат, что очень важно при проблемах с речью и выговаривании звука «р». Гимнастика для губ
Губы также участвуют в воспроизведении звуков. Поэтому для их разработки применяют следующие упражнения:
Гимнастика для губ. Губы также участвуют в воспроизведении звуков. Поэтому для их разработки применяют следующие упражнения:
- растянуть губы в широкой улыбке и задержать в таком положении на несколько секунд;
- сложить губы трубочкой и максимально вытянуть их вперед (показать хоботок слоника);
- зубы сомкнуть, при этом раскрыть губы, чтобы зубки были видны (упражнение «Заборчик»).
Гимнастические упражнения для языка:
- «Лошадка». Ребенок должен показать языком, как цокает лошадка.
- «Качелька». Сначала малыш высовывает язык и пытается достать до носа. Потом язычок опускается вниз к подбородку. Повторять упражнение следует до тех пор, пока кроха не устанет.
- «Варенье». Малыш представляет, что его губы вымазаны вареньем, которое нужно слизать язычком – сначала с верхней, а потом с нижней губы.
Упражнения при короткой уздечке
Если у ребенка до 5 лет проблемы с выговариванием звуков связаны с короткой уздечкой, то необязательно решать ее хирургическим путем. Логопеды рекомендуют попробовать растянуть ее, используя особую технику массажа, а также специальные артикуляционные упражнения. Проводить занятия следует в игровой форме:
-
Соревнование – кто дотянется до кончика носа. Мама предлагает крохе поиграть в веселую игру – попробовать дотянуться до носа кончиком языка.
- Лакать как котенок. Ребенку предлагают притвориться котенком и попробовать не пить, а лакать молоко или сок. Такое упражнение отлично растягивает уздечку.
Также взрослый может проводить ежедневный массаж уздечки. Для этого нужно попросить ребенка открыть рот и поднять язычок. Массажные движения производятся большим и указательным пальцами, периодически (не сильно) подтягивая уздечку вверх. В день 2 подходов по 2 минуты будет достаточно.
Дыхательные упражнения
Неправильное дыхание часто становится причиной проблем с речью. Для его улучшения используются такие упражнения:
- «Именинный торт». Ребенок должен представить, что перед ним торт со свечками. Его задача – задуть свечи. Для этого следует набрать побольше воздуха в легкие и с силой его выдуть.
- «Снежинка». Нужно представить, что у крохи на ладони снежинка. Попросите его носом вдохнуть воздух, а потом плавно выпустить его через рот, чтобы сдуть воображаемую снежинку.
Ход занятия:
Орг.Момент:
Логопед: — Саша посмотри, к нам пришло приглашение.
Дорогая Саша, спешу сообщить тебе о том, что сегодня у меня день рождение. И я приглашаю тебя в гости. Зая.
1. Самомассаж.
Логопед: — На день рождении нам нужно выглядеть красиво, и опрятно. Давай наденем гольфы, платье, туфли, перчатки.
Сделаем макияж: припудрим лицо, подведем брови, накрасим губки, глаза тенями и нарумяним щечки. Сделаем прическу.
Посмотри на себя в зеркало, какая ты красивая. Язычок тоже хочет пойти с нами. Но он маленький, и может устать в пути. Надо ему сделать зарядку, чтобы он стал сильным.
2. Артикуляционная гимнастика.
Наши губки очень гибки
Ловко тянуться в улыбке
(Заборчик)
Язычку чтоб не устать
Нужно тихо полежать.
(Блинчик)
А если краешки поднять
Лихо можно чашкой стать.
(Чашечка)
Надоели превращенья:
Лижет язычок варенье.
(Вкусное варенье)
Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Язык к небу поднимаем,
Поведем вперед — назад,
Наш маляр работе рад!
(Маляр)
Он работу сделал гладко,
После скачет как лошадка.
(Лошадка)
Язычок остановился,
В гриб на ножке превратился.
(Грибок)
Все равно он не молчит
Громко как жучок жужжит.
(Жучок)
Теперь язычок может идти вместе с нами.
2. Развитие сильного речевого выдоха.
Послушай, кто-то рычит. Если хочешь узнать кто это, сделай вдох носом, выдох ртом в соломинку, так чтоб манная крупа разлетелась в разные стороны. И узнаешь кто это.
3. Постановка звука
Это Бобик, но он как-то грустно рычит. Давай порычим вместе с ним. Тебе не кажется, что Бобик стал веселее рычать? А почему же он так грустно рычал? Он хотел поехать на день рождение к Заи, но у него сломалась машина. Давай заведем ее.
Спасибо тебе за помощь, сказал Бобик, и поехал вместе с нами.
Посмотри, какой большой, дремучий лес. Хозяин в нем леший Кузя. Он тоже собрался к Заи на день рождение и хочет подарить ей морковку. А вытащить ее из земли не может. Не бросать же нам Кузю в беде?
4. Развитие фонематического слуха.
Морковку можно сорвать только со звуком «Р». Я тебе называю разные звуки, если ты услышишь звук «Р»,вытащишь морковку: Л, С, Р, Р, 3, Ж, Р, Ш, Р, Л, Д, Р, Ж, Р, 3, Р.
Мы на звук «Р» всю морковку вытащили из земли, и Бобик очень радуется, и весело рычит. Давай порадуемся вместе с ним.
Посмотри, какая чудесная поляна, какие цветы на ней растут. Давай соберем букет для Заи.
5. Закрепление названия транспорта.
Срывай только те цветы, на которых изображены силуэты транспорта. Что это?
Ребенок: — автобус, поезд, самолет, машина, лодка.
4. Развитие мелкой моторики.
Логопед: Посмотри, а под цветами бусинки. Может мы для Заи бусы сделаем?
Ребенок: Да.
Логопед: — Что ты делаешь?
Ребенок: — Бусы.
Логопед: — Из чего ты делаешь бусы?
Ребенок: — Бусин.
Логопед: — Какую ты сейчас бусинку взяла?
Ребенок: — Красную, (синюю, зеленую)
Логопед: — Какие замечательные бусы у тебя получились. Зая будет рада такому подарку. Она уже нас заждалась.
Зае очень интересно узнать, как мы добрались до нее, что мы делали и кого встречали.
Рассказать Зае о нашем путешествии тебе помогут гости: Бобик и Кузя. А еще наши подарки.
Логопед: — Кого мы увидели в пути?
Ребенок: — Мы увидели в пути Бобика.
Логопед: — Что помогли Бобику завести?
Ребенок: — помогли Бобику завести машину.
Логопед: — Какой звук помогал нам завести машину?
Ребенок: — Р-Р-Р.
Логопед: — Вспомни, когда мы помогали Кузе вытаскивать морковку из земли, как радовался Бобик?
Ребенок: — Р-Р-Р.
Логопед: — Назови, какие картинки ты нашла на цветах?
Ребенок: — Автобус, поезд, самолет, машина, лодка.
Логопед: — Все эти картинки, это разные виды транспорта. Ты согласна со мной?
Ребенок: — Да.
Логопед: — О чем мы еще забыли сказать?
Ребенок: — Мы забыли сказать о бусах.
Итог:Логопед: День рождение удался на славу. Много подарков подарили
красивых и нужных. А всю дорогу пока мы шли до Заи, нам
помогал один звук. Какой? Пусть друзья веселятся, а нам пора возвращаться.
Автоматизация звука
Научить малыша произносить букву Р – это половина дела. Необходимо довести процесс до автоматизма
Важно, чтобы ребенок не только рычал как тигр, но и проговаривал «р» и «рь» в словах, независимо от их местоположения и сочетания с другими звуками
Для автоматизации используют слова и предложения, в которых часто встречаются «р» и «рь». Если малыш забудется и пропустит сложную букву, необходимо остановить его и попросить повторить сказанное правильно. Со временем ошибки исчезнут из детской речи.
Существует множество способов, как ребенка научить говорить букву Р.
Рычание
Дети любят подражать животным. Можно поиграть в зоопарк и порычать как собака или тигр, устроить соревнования, кто это делает громче, смешнее, грустнее, страшнее.
Слоги
Важно закреплять букву Р в разных слогах. Начинать лучше с простых: ра, ар, арь, ро, ор, орь, ру, ур, урь и других. Повторять многократно «ра-ра-ра» или «ар-ар-ар» скучно, поэтому необходимо превратить занятие в игру: кто проговорит тише (громче, смешнее, страшнее)
Детям нравятся чистоговорки. Можно использовать готовые или придумать свои
Повторять многократно «ра-ра-ра» или «ар-ар-ар» скучно, поэтому необходимо превратить занятие в игру: кто проговорит тише (громче, смешнее, страшнее). Детям нравятся чистоговорки. Можно использовать готовые или придумать свои.
Полезно чередовать слоги с буквой Р, можно добавлять слоги с другими, близкими по звучанию, согласными.
Например:
Ра-ро-ру-ры
Ар-ор-ур-ыр
Ра-ла-ра-ла
Позже можно подобрать более сложные слоги: бра, тра, дро, вры, утр и прочие. К ним также необходимо подобрать чистоговорки.
Слова и фразы
Выученные слоги необходимо вставлять в слова и словосочетания, которые нужно проговаривать с ребенком.
Сначала необходимо подобрать простые слова, например, рыба, река, рука, набор, шарф, затем более сложные – барабан, карандаш, грузовик, рукавица.
Скучное повторение лучше превратить в игру. Можно предложить ребенку рассмотреть картинку и найти предметы, в названиях которых есть буква Р.
На рисунке легко отыскать гриб, мухомор, трубу, крышу, реку, берег, пристань, корзину, ведро, бороду, старика, дерево, пригорок, пузырь и т. д.
Необходимо следить, чтобы ребенок произносил «р» и «рь» правильно.
Можно усложнить игру и попросить малыша не только называть предметы, но и составлять с ними предложения.
Например, девочка пускает пузыри. Мальчик прячется под мухомором. Дедушка собрал грибы.
Играть в слова можно и без картинок. Достаточно оглянуться вокруг. Дома, на улице, в транспорте ребенок найдет множество слов с буквой Р. Можно устроить соревнование, кто перечислит больше предметов.
Когда малыш освоит новую игру, нужно усложнить ее. Взрослый должен перечислять слова с буквой Р, а ребенок – делить их на 2 группы, с твердым «р» и мягким «рь», и повторять. Можно предложить малышу вставать или поднимать руки, когда слышится «р», и приседать или опускать руки, если звучит «рь».
Скороговорки
Скороговорки – самый простой и известный способ автоматизации правильной артикуляции. Каждый человек с детства помнит Греку с раком, Сашу с сушкой и траву на дворе. Рассказывать скороговорки – веселое и полезное занятие.
Однако ребенку быстро надоедает просто читать и учить скороговорки, поэтому нужно превратить занятие в игру. Можно рассказывать с разной громкостью, скоростью, интонацией, желательно подобрать картинки, иллюстрирующие скороговорки.
Стихи и песни
Небольшие стихи и песенки с простой рифмой, легким ритмом и веселым содержанием помогают закрепить произношение «р» и «рь» и доставляют малышу удовольствие.
Из множества стихов и песенок лучше выбирать насыщенные буквой Р.
Необязательно искать длинные произведения, достаточно 4–8 строчек
Яркие иллюстрации к стихам помогут поднять настроение и привлечь внимание ребенка
Трудности с произношением: почему ребенок не выговаривает «Р»
В речевом развитии звук «р» считается одним из самых сложных для проговаривания, поэтому для его изучения логопеды отводят большой временной отрезок. Так, двухлетний ребенок еще не может говорить букву Р внятно и четко. Но к 5-6-летнему возрасту настает время для продуктивных результатов в звукопроизношении.
В каком случае произношение Р считается неправильным:
- При озвучивании слова «р» выпадает из произношения (караван – «ка_аван»);
- В словах с буквой «р» ребенок изменяет/проглатывает окончание;
- Малыш в своей речи заменяет «р» в словах на более простые звуки «ы», «л» или «й» (радуга – «ладуга», дерево – «дейево» и т.д.);
- Звук «р» ребенок произносит с вибрацией или гортанно, на французский манер.
Обратите внимание! Неправильное произношение допустимо по мере подготовки артикулярного аппарата ребенка к овладению звуками речи. Но когда 1,5-2 года тренировок не приводят к улучшению речи, есть повод насторожиться.. Видео-помощник: учимся красиво говорить звук “Р”:
Видео-помощник: учимся красиво говорить звук “Р”:
Факторы организма, влияющие на сложность в произношении Р
Сложность произношения звука «р» может быть обусловлена многими причинами, в том числе физиологическими, которые нельзя оставлять без внимания.
Короткая уздечка языка
Неразвитая уздечка может затруднять становление речи, в том числе мешать правильному произношению звуков. Ребенок попросту не может дотянуться языком до верхнего неба и воспроизвести звук. Степень неразвитости уздечки определяет логопед, он же принимает решение по необходимости её коррекции.
На заметку! Уздечку можно развить с помощью упражнений речевой гимнастики, в крайних случаях применяется хирургическое вмешательство.
Малоподвижный речевой аппарат
Слабая подвижность лица и органов речи может быть причиной плохого качества речи у ребенка. Его тренировка необходима для укрепления лицевых мышц. Активные движения ртом (широкая улыбка, губы трубочкой и т.д.), гримасы способствуют подготовке артикулярного аппарата к правильному произношению звуков. Чем лучше будут развиты органы речи, тем четче будет речь у малыша.
Некорректное фонематическое восприятие
При этом нарушении ребенок неправильно интерпретирует услышанное слово (дудка – «тутка», пижама – «бизяма» и др.). Неправильно произносимые звуки могут казаться потешными для взрослых, но, повторяя их из раза в раз, ребенок рискует искажать их все с большей регулярностью.
Нарушенное дыхание
При утечке воздуха во время дыхания в неправильном направлении, звуки могут произноситься ребенком неправильно. Особенно заметно это проявляется у дошкольников, когда Р произносится «в нос». Причиной (помимо заложенности носа от насморка) могут быть увеличенные аденоиды, слабая работоспособность легких, проблемы с сердечно – сосудистой системой. В этом случае речевое дыхание корректируется под наблюдением врача с помощью упражнений, чередующих физическую и речевую нагрузку.