Музыкальная артикуляционная гимнастика
Содержание:
- Разновидности артикуляционной гимнастики в ясельной группе
- Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев
- В чем польза такой гимнастики и когда она нужна?
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика — Артикуляционная гимнастика
- Гимнастика для детей 6-9 месяцев
- Артикуляционная гимнастика: шесть основных упражнений.
- Массаж при гипертонусе мышц у ребенка
- Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет
- Правильное произношение звуков «ш», «ж»
- Гимнастика для детей 4-6 месяцев
- Изучение звуков «л» и «ль»
- Советы родителям
Разновидности артикуляционной гимнастики в ясельной группе
У детей 1 младшей группы речевой аппарат не развит, тонус мышц слабый, вследствие чего наблюдается картавость и нечеткая речь. Для развития органов артикуляции проводятся упражнения на укрепление мышц губ, щек, языка и уздечки.
Упражнения для губ
Мышцы губ напрямую связанны с остальными органами. При их слабой подвижности наблюдается нечеткость произносимых звуков. При составлении комплекса упражнений обязательно включаются мимические задания. Например, «Улыбка», «Хоботок».
Упражнения для губ и щек
Произношение гласных звуков подразумевает задействование мышц губ и щек. Правильно подобранные упражнения помогут малышу укрепить мускулатуру, что приведет к корректному произношению, в особенности звуков «о», «ы», «и».
Упражнения для языка
Большое внимание уделяется развитию мышц языка и уздечки. От этих органов зависит дальнейшая речь малыша
Слабая мускулатура – причина картавости, частичного или полного отсутствия речи. Это связанно с тем, что ему тяжело дается проговаривание даже элементарных звуков.
Обратите внимание! Результатом становится снижение мотивации к разговору, что приводит к серьезным последствиям
Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев
Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье “общие принципы массажа”. Массаж и гимнастика у детей первого года жизни
Дыхательные упражнения
Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.
Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.
Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.
Рефлекторные упражнения
У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.
Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.
Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).
Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.
Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.
Упражнение основано на рефлексе Бабинского.
Исходное положение: ребенок лежит на животике.
Произвести надавливание на подошву у основания пальцев – ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза
Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы)
Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.
Рефлекторное ползание
Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.
Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза
Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой)
Рефлекторная опора и ходьба
Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.
Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.
Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.
Пассивные упражнения
Скользящие шаги – «топотушки»
Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.
Катание в позе «эмбриона».
Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.
Активные упражнения
Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.
В чем польза такой гимнастики и когда она нужна?
Гимнастика для языка входит в комплексы артикуляционных упражнений, то есть упражнений, направленных на укрепление артикуляционных органов. Что они дают? Такие упражнения тренируют органы, участвующие в звукообразовании:
- глотку;
- язык;
- губы;
- щеки;
- гортань;
- мягкое небо;
- челюсти.
Во время выполнения таких упражнений эти органы вырабатывают нужный тонус, учатся принимать определенное положение и правильно менять его, в зависимости от произносимых звуков. В итоге речь становится более четкой, понятной.
Когда необходимо проводить артикуляционную гимнастику с ребенком? При наличии определенных речевых проблем. Чаще всего это неправильное произношение или неумение произнести в определенном возрасте тот или иной звук.
В норме к 6 годам ребенок должен освоить правильную артикуляцию при произношении всех звуков. Если этого не произойдет, общение с одноклассниками и педагогами станет причиной комплексов ребенка. К тому же зачастую неправильное произношение «тянет» за собой и проблемы с правописанием, что напрямую скажется на успеваемости. Поэтому артикуляционная гимнастика показана, если дошкольник к 5–6 годам не освоил произношение каких-то звуков (чаще всего это Р и Л, шипящие, свистящие). В легких случаях родители могут исправить проблему, занимаясь с ребенком дома, более серьезные нарушения – прерогатива логопедов.
Артикуляция. Артикуляционная гимнастика — Артикуляционная гимнастика
Публикация «Артикуляционная…»
Предлагаю Вашему вниманию упражнения, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие амплитуды движений. Любой последующей постановке звуков предшествуют артикуляционные упражнения. Упражнения делятся на динамические и статические. При выполнении…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Консультация для родителей «Развитие артикуляционного аппарата у детей»
Первый звук, который произносит ребенок, – это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже тренировка речевого аппарата. Каждая мама в первые дни жизни младенца с нежностью и тревогой прислушивается к тому, как малыш причмокивает губами, вздыхает,…
Артикуляционная гимнастика «Звук »
Требования к артикуляционной гимнастике 1. Последовательность проведения: рассказ о предстоящем упражнении; показ; выполнение упражнения. 2. Дозировка (5-8 раз) и счет (от 5 до 15) 3. Формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой. 4. Проводится в игровой форме. 5….
Артикуляционная гимнастика
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Цель артикуляторной гимнастики—выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляторного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные…
Артикуляция. Артикуляционная гимнастика — Список артикуляционных упражнений для дошкольников
Гимнастика для детей 6-9 месяцев
К уже описанным упражнениям добавляются:
Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.
Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.
Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.
Вводится новое упражнение: велосипед.
Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.
В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.
Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.
Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.
Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.
В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.
Артикуляционная гимнастика: шесть основных упражнений.
Упражнение 1. Улыбка – Трубочка
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.
Стихи для первого движения артикуляционного упражнения:
Затем попросите его сделать «трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку
Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!
Стихи для второго движения артикуляционного упражнения:
В гости к нам пришел слоненок –Удивительный ребенок.На слоненка посмотри –Губы хоботом тяни!
Стихи для чередования первого и второго движения в артикуляционном упражнении №1.
Упражнение 2. Открой и закрой дверцу
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Первое движение: Зубы должны быть сомкнуты, губы в улыбке. Резцы обнажены (улыбка широкая). «Дверца закрыта».
Второе движение: Зубы разомкнуты (примерно на два сантиметра), губы в улыбке, резцы обнажены. «Дверца открыта».
Движения в артикуляционном упражнении чередуются: происходит то смыкание, то размыкание зубов. Двигается нижняя челюсть. При этом в движениях не должны участвовать губы. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
«Дверцы дружно мы откроем,А потом мы их закроем».
Другой вариант игрового наполнения этого упражнения – «Холодно – горячо». Мы открываем окошко, когда нам жарко. И закрываем окошко, когда нам холодно.
Упражнение 3. Часики
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.
Затем опросите ребенка высунуть язык и повернуть к правому углу рта. Затем сделать то же движение, но к левому углу рта.
Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!
Стихи для артикуляционного упражнения:
Стихи о Веселом язычке для артикуляционного упражнения.
Упражнение 4. Лопатка. Иголочка
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Движение 1. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Получилась «Лопатка»
Движение 2. Попросите ребенка просунуть узкий язык между резцами, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.Получилась «Иголочка».
Чередование этих двух движений и переключение положения языка с широкого на узкий. При этом рот открыт, губы не двигаются.
Упражнение 5. Качели
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Движение 1. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Движение 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.
Стихи для артикуляционного упражнения:
На качелях я лечу:Вверх – вниз, вверх – вниз.Я пою, лечу, кричу:Вверх – вниз, вверх – вниз.
Упражнение 6. Кошечка
Как выполнять артикуляционное упражнение:
Движение 1. Губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Нужно приблизить широкий кончик языка к нижним резцам.
Движение 2. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх.
В упражнении нужно чередовать движения языка вперед- назад. При этом губы находятся в улыбке, резцы обнажены, нижняя челюсть не двигается.
Стихи для артикуляционного упражнения
Рассердилась наша киска:Ей забыли вымыть миску.Ты не подходи к ней близко –Поцарапать может киска!
Можно также сделать вариант упражнения – «Горка» и удерживать положение задней части спинки языка вверху на счет.
Язычок за зубки опускается,Его кончик к зубкам прижимается.Спинка сильно-сильно выгибается,Вот какая горка получается! (Смирнова Е.Б.)
Массаж при гипертонусе мышц у ребенка
Существуют разные виды массажей, главная цель которых – расслабить мышечное напряжение и снять спазм
Важно выбирать щадящие методики, учитывающие возраст и анатомические особенности ребенка. Массаж от гипертонуса у ребенка лучше доверить профессионалу, но если нет такой возможности, тогда можно делать его самостоятельно, но после консультации с врачом
Курс должен включать 10-15 сеансов и при необходимости его повторяют спустя месяц. Самостоятельно можно выполнять такие движения:
Поглаживание пальцев на руке и ноге. Движения будут похожи на те, как при надевании перчаток.
Поглаживания, двигаясь от плечевого сустава до ладони
Важно во время этого пропускать зону локтевого сгиба.
Поглаживания бедер, голеней и стоп, но при этом аккуратно воздействовать нужно на зону коленных суставов, паха и внутренней части бедер.
Растирания круговыми движениями нижних и верхних конечностей, спины и живота. Важно делать это после поглаживаний.
Что касается стоп, то движения следует совершать от пятки к пальцам
Еще одно движение – рисование восьмерки на стопе, начиная с основания пальцев, перекрещивание в центре и заканчивая на пятке.
Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет
Бегемотик
Бегемотик рот открыл,
Подержал. Потом закрыл.
Подразним мы бегемота —
Подшутить над ним охота.
Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.
Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. И повторяем 3-4 раза.
Щенок (Заборчик)
Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
Я бы точно также смог,
Вот, смотри. Сейчас!
Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы.
Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.
Хоботок (трубочка)
Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.
Вытягиваем губы вперед, держим в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Хомячок
Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.
Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Устала собачка (лопатка)
Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.
Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Клювик (иголочка)
У птички клювик очень колкий
И тонкий, острый, как иголка.
Взгляни-ка рядом на страницу:
Мой язычок — как клюв у птицы.
Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Котёнок лакает молоко
Котенок любит молоко:
Нальешь — и нет ни капли вмиг.
Лакает быстро и легко,
«Лопаткой» высунув язык.
Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Орешек
Белка щелкает орешки
Обстоятельно, без спешки.
Упираем язычок
Влево-вправо, на бочок.
При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Киска сердится (мостик)
Выгни язычок, как спинку
Выгнул этот рыжий кот.
Ну-ка, рассмотри картинку:
Он по мостику идет.
Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Маятник (Часики)
Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котенок улыбается,
Он, как и ты, старается.
Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ.
Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза
Качели
Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»?
Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Чашечка
Язычка загнем края,
Делай так же, как и я.
Язычок лежит широкий
И, как чашечка, глубокий.
Учимся делать упражнение «Чашечка».
Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно
поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну.
Повторяем упражнение 3—4 раза.
Правильное произношение звуков «ш», «ж»
Рот при произнесении шипящих звуков следует держать слегка открытым, губы – скруглять, а конец язычка – приподнимать к верхнему своду, касаясь его краями жевательных зубов сверху. При таком положении под языком появляется небольшая чашеобразная выемка, через которую на выдохе проходит воздух. Почувствовать его движение можно, поднеся руку ко рту.
Параллельно тренировке артикуляционного аппарата необходимо работать с ребенком над определением различных шипящих и свистящих звуков на слух. Делать это можно в игровой форме – например, взрослый произносит тот или иной звук, после чего начинает проговаривать различные слова. Услышав слово с загаданным звуком, малыш должен показать это взрослому – например, хлопком. Научиться правильно произносить данные звуки помогут следующие упражнения:
- «Вкусное варенье» – открываем рот, растягиваем губы в улыбке и проводим языком 2 – 3 раза по верхней губе, облизывая ее.
- «Сдунь вату с носика» – кладем немного ваты на кончик язычка. Складываем тот в «чашечку», приподнимаем им вату наверх, и сдуваем ее на выдохе.
- «Усыпляем язык» – располагаем широкий, находящийся в расслабленном состоянии язык на нижней губе.
Гимнастика для детей 4-6 месяцев
Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.
Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.
Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.
Одновременное сгибание – разгибание ног.
Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.
Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.
Расширяется спектр упражнений на мяче.
В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.
На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.
С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.
Изучение звуков «л» и «ль»
Произносить глухие согласные звуки «л» и «ль» следует со слегка приоткрытым ртом, так, чтобы зубы не были сомкнуты, а язык своим кончиком упирался в них спереди сверху. Воздух должен выходить через пространство между боками языка и жевательными зубами. Научиться правильно выговаривать данные звуки помогут следующие упражнения: (подробнее в статье: как научить ребенка хорошо выговаривать букву Л?)
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить ребенка правильно выговаривать букву «р» в домашних условиях?
- «Маляр» – слегка приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке и водим напряженным язычком по верхнему своду.
- «Пароход гудит» – приоткрываем рот и растягиваем губы, как при улыбке. Зажимаем кончик языка зубами, выдыхаем и произносим «ы-ы-ы» – при верном выполнении вы услышите звук, напоминающий «л».
- «Раздуваем щеки» – зажимаем кончик язычка зубами и выдыхаем воздух, надувая щеки. Если упражнение выполняется верно, то воздух должен спокойно обтекать язык.
Советы родителям
Иногда проблемы с произношением детей создаем мы сами. Ведь дошкольный возраст – пора, когда дети всему учатся на примере взрослых. А если их речь далека от идеала – такой же будет и речь детей. Как этого избежать?
- Не говорите на «детском языке» (сюсюкая, смягчая звуки, искажая их вслед за своим ребенком). Иначе неправильное произношение крохи, обусловленное несовершенством речевого аппарата, закрепится в его сознании как правильное, поскольку так говорят родители. Исправлять придется долго.
- Говорить нужно четко, выразительно, в умеренном темпе, с умеренной же громкостью.
- Не перегружайте свое общение с ребенком непонятными или сложными для него словами, оборотами или предложениями.
- Если вы читаете новую книжку ребенку, перед началом разъясняйте ему в доступной форме значения всех слов из текста, которые ему не знакомы (так что сначала книжку придется прочитать самой маме, чтобы выделить эти слова).
- Чаще читайте ребенку стихи, соответствующие его возрасту и пониманию.
- Не наказывайте его за неправильное произношение, грамматические или другие ошибки в речи.
Итак, гимнастика для языка, а также других органов артикуляции, способствует постановке и коррекции звукопроизношения. Выполняя ее дома, родители должны помнить о систематичности занятий, о заинтересованности в них ребенка. Ну а если нужна помощь специалиста – не стоит от нее отмахиваться. Чем старше ребенок, тем сложнее будет что-то исправить в его речи. А это – неизбежные проблемы не только с успеваемостью, но и последующей социализацией подрастающего человека в обществе.