Знакомство со звуком и буквой «ш»

Содержание:

Автоматизация звука [Ш] в начале слов:

ШаШа, шаблон, шаг, шавка, шалость, шалун, шалфей, шаль, шальной, шаляй-валяй, шаман, шамкать, шампиньон, шампур, шанс, шансон, шансонье, шантаж, шантрапа, шапка, шагать, шагом, шагомер, шайба, шайка, шайтан, шакал, шаланда, шалаш, шалить, шапочник, шар, шарабан, шарада, шарах, шарашка, шарнир, шаровары, шаровой, шарф, шасть, шатание, шатен, шарж, шариат, шарик, шарить, шаркать, шарлатан, шарлотка, шарм, шарманка, шахтёр, шашечка, шашист, шашка, шашки, шашлык, шаткий, шатёр, шах, шафран, шахматы, шахматист, шахта, шатун, шаткий, шатёр.

ШоШоу, шоумен, шёлк, шелковый, шёпот, шов, шок, шомпол, шорник, шорный, шорох, шофер, шоколадный, шотландцы, шовинизм, шорты.

ШуШум, шумный, шумовка, шумок, шурин, шуруп, шурф, шуры-муры, шутник, шушера, шушукать, шушукаться, шут, шутить, шутка, шуба, шубейка, шуга, шугать, шулер, шуметь, шумиха.

ШиШик, шило, шибать, шибкий, шиит, шикарный, шикать, шиковать, шиллинг, шиворот, шило, шимпанзе, шина, шинель, шинковать, шинник, шиншилла, шиньон, шип, шипеть, шиповки, шиповник, шипучий, шипучка, ширина, ширинка, ширма, широкий, шитьё, шифер, шифон, шифоньер, шифр, шифровка, шиш, шишак, шишка, ширь, широта, шитый, шит.

ШеШевелить, шевелюра, шедевр, шезлонг, шейка, шейк, шейный, шейх, шелковод, шелкопряд, шелохнуть, шелуха, шельф, шептать, шеренга, шериф, шеф, шефство, шея, шершавый, шершень.

Методические приемы для запоминания буквы Ы

Главная задача на этапе знакомства с буквой Ы – запечатлеть в памяти графический образ, научить распознавать его, соотносить со звуком . Сначала малышу необходимо запомнить пространственную конфигурацию, затем закрепить, регулярно повторяя на последующих занятиях.

Методы запоминания буквы Ы не будут отличаться от тех, что использовались при изучении других гласных звуков. Классическими приемами запоминания можно воспользоваться и здесь.

  • Графический анализ (определение частей, из которых состоит буква Ы: две палочки, полукруг).
  • Визуальное сравнение с другими литерами (И, Ь, Ъ: чем схожи и чем отличаются).
  • Мнемонические приемы: на что похожа?
  • Поиск буквы: в картинках, текстах, цепочках, домиках.
  • Воспроизведение образа тактильными, изобразительными способами.
  • Прописывание, печатание, обводка шаблонов буквы Ы.
  • Фонематическое вычленение слов с из устного текста.

Положительные результаты ожидаются при сочетании разных приемов. Малыш должен видеть, слышать, ощупывать букву. Задействовав несколько органов чувств, взрослый помогает усваивать информацию быстро, интересно, легко. При таком комплексном подходе развивается креативность мышления дошкольника, позволяющая узнавать символы в усложненных модификациях: перевернутыми, в зеркальном виде, недорисованными.

Звук [Ш] в стечении согласных ( в начале слов):

Шпага, шпагат, шпик, шпиль, шпилька, шпинат, шпион, шпионаж, шпионить, шпора, шприц, шпулька, шпунт, шпынять, шпажист, шпаклевать, шпаклёвка, шпана, шпала, шпаргалка, шпарить, шпик.

Шлях, шлепок, шлея, шлица, шлёп, шлёпанцы, шлёпнуться, шлёпнуть, шлифовать, шлифовщик, шлюпка, шлягер, шляпа, шляпник, шлагбаум, шлак, шланг, шлейка, шлея, шлем, шлемофон.

Шматок, шмель, шмыгать, шмяк.

Шнур, шнуровка, шнурок, шнырять.

Шрам, шрапнель, шрифт.

Штаб, штабель, штамп, штиль, штифт, штольня, штопать, штопка, штопор, штора, шторм, штормить, штоф, штраф, штрафбат, штрафной, штрих, штука, штукатур, штанга, штаны, штапель, штат, штатив, штуковина, штурвал, штурм, штурман, штучный, штык, штырь.

Швабра, швед, шведский, швейный, швейцар, швея.

Шкода, шкодник, школа, школяр, шкура, шкурка, шкала, шкалик, шкатулка, шкаф, шквал, шкварки, шкет, шкив, шкипер, шкурка. 

Ход занятия

. Организационный момент.

Логопед: посмотрите, нам кто-то прислал письмо. Ребята, проверим действительно ли оно адресовано?

Дети: читают надпись на конверте.

Логопед: как вы думаете, кто же нам его прислал? (Выслушивает высказывания детей)

Логопед: я вам подскажу,отгадайте загадку:

Он живёт в цветочном городе,

Любит мастерить разные машины и механизмы,

Дружит с Незнайкой и Винтиком?

Дети: Это Незнайка, Знайка, Шпунтик (На экране появляется картинка — Шпунтик)

Логопед: послушайте внимательно имя этого героя Шпунтик. Определите с какого звука начинается имя этого героя?

Дети: со звука Ш.

Логопед: ребята, я предлагаю вам пошипеть как змейки.

Дети: произносят изолированно звук Ш (с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля).

Логопед: Шпунтик как и вы собирается в школу и его друг Знайка решил проверить умеет ли он выполнять задания. Посмотрите на экран и помогите нашему герою убрать лишние картинки. Как вы думаете, какие картинки мы будем убирать?

Дети: мы будем убирать картинки, в которых нет звука Ш. (Выполняют задание на экране интерактивной панели)

Логопед: замечательно вы справились с заданием. Но знаем, что звуки мы с вами говорим и слышим, а что нам нужно для чтения. (Характеристика звука «Ш». Звук «Ш» — согласный, всегда твердый, глухой, шипящий.)

Дети: мы должны знать буквы.

Логопед: посмотрите, наш друг загрустил, он тоже хочет научиться писать и читать своё имя, но не знает букву, с которой начинается его имя.

Дети: рисуют буквы Ш на подносах с манной крупой, пальчиками на столе, выкладывание из счетных палочек с опорой на образец. (На экране появляется буква и звук её обозначающий)

Логопед: Молодцы ребята, вы все справились с заданием. И снова новые задания для Шпунтика.

Работа за столом с фишками и в тетради:

— Звуковой анализ и синтез слогов АШ, ША; графическая запись.

— Звуко-слоговой анализ с графической записью слова ШУМ.

— Составить предложение со словами Шпунтик и машина.

Поделить его на слова и записать графическую схему.

Физкультминутка.

Дети становятся в круг и, взяв в руки «руль»,

медленно вращают его,приговаривая:

Завели машину — Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш! («поворачивают ключ в замке»)

Накачали шину — Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш! («накачивают шины»)

Улыбнулись веселей,

И поехали скорей. (Двигаются друг за другом по кругу)

Логопед: а ещё у Шпунтика был день рождения и друзья из Солнечного города подарили ему машину вместе со специальными картинками. На этих картинках нарисованы действия, которые умеет выполнять машина.

Но Шпунтик никак не может разобраться в картинках и просит вас о помощи».

На доску выставляются картинки,где нарисовано:

— машина заезжает в гараж;

— машина выезжает из гаража;

— машина стоит на дороге;

— машина едет по дороге;

— машина подъезжает к дому;

— машина отъезжает от дома;

— машина въезжает в гору;

— машина съезжает с горы.

Дети поочередно называют действия, которые

изображены на картинках.

Логопед: «Внимание! Запоминаем картинки,потому что сейчас начинается игра: «Чего не стало?»

Молодцы, ребята! За правильный ответ Шпунтик дарит вам эти картинки и просит помочь ему справится еще с одним заданием. Задание называется

«Скажи наоборот»: кто-то из вас называет, что делает его машина, а отвечает тот, у кого действие наоборот.

Итог занятия и оценка деятельности детей.

Над каким звуком мы сегодня работали?

Про что вы узнали? Какие новые слова вы запомнили?

Почему возникают проблемы с произношением буквы «Ш» шипящей

Выделяют несколько основных причин неправильного произношения:

Физиология, т.е. неправильный прикус, слишком крупный язык, высокое небо и т.д.;
Ребенок долго использует соску. В этом случае портится прикус, из-за чего страдают многие звуки, особенно шипящие и свистящие;
«Сюсюканье» с малышом. Ребенок подражает старшим, коверкая речь;
Нарушение речи у взрослых. Малыш может копировать речь родителей, если они говорят неправильно;
Завышенные требования родителей. Часто родители слишком много требуют, не показывая правильную артикуляцию;
Отставание в развитии

Если не до конца сформировано мышление, память и внимание, то речевое развитие также будет страдать;
Нарушение слуха или малыш плохо распознает звуки на слух.

Выявить точную причину проблемы может только специалист. Поэтому, если вы уже продолжительное время не можете научить ребенка выговаривать букву «Ш», то следует обратиться к специалисту.

Ход занятия.

Дети проходят в группу на ковёр.

-Ребята, посмотрите, какие красивые цветы. Чтобы они долго были красивые, покажем пальчиковую гимнастику. «Наши алые цветы»

«Наши алые цветы

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Закрывают лепестки, Головой качают

Тихо засыпают.»

-Ребята, а цветки не простые. Под ними спрятались картинки.

-Возьмите осторожно и покажите, что под ними. -Назовите свою картинку и скажите, где находится звук с (вначале, середине, конце)

-Назовите свою картинку и скажите, где находится звук с (вначале, середине, конце).

(Собака, сапоги, лиса, сова, сом, нос, слон, кактус)

-Подберите схему к своему слову. Схемы лежат на столе.

-Ребята, вы слышите, какой-то шум?

-Пройдите все к рабочим местам. Да ведь это к нам пришёл гость. Кто это отгадайте загадку.

«Зима ушла за тридевять земель, над лугом загудел мохнатый….(шмель)

-Произнесите это слорво ещё раз.

-С какого звука начинается слово шмель? (ш)

-С этим звуком мы сегодня будем играть.

Артикуляция звука (ш) с зеркалами.

-Возьмите зеркало и произнесите звук (ш).

-Что вы узнали о звуке? (Как произносится; живёт на верхнем этаже, воздух встречает препядствия).

-Значит какой звук? (согласный, всегда твёрдый)

-Посмотрите, кто пришёл в гости? (кошка, мышка, лягушка).

-Наших гостей мы поселим в домики, которые у вас на столах.

-1 этаж-если звук (ш) вначале

-2 этаж, если звук (ш) в середине.

3этаж, если Звук (ш) в конце.

Чтобы гостей развеселить, шмель хочет спеть им песню. А песенка не простая. Надо найти ошибки.

«С другом мы играли в чашки

Пили чай из белой шашки.

А как правильно?

Вылезла из норки шишка

На неё упала мышка.

А как правильно?

Мы с сестрой посуду шили

И наряды куклам мыли.

А как правильно?

-Молодцы, все ошибки исправили.

-Измените слово так, чтобы появился звук (ш) (с картинками на листе)

Физ. минутка.

«Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.»

-Звук (ш) обозначается буквой ш.

-Посмотрите внимательно на неё. Выложите из палочек эту букву.

Возьмите на столе листок с написанными на столе буквами и простой карандаш, зачеркните букву ш

На доске написаны буквы. Составьте слоги.

(ш-а-о-у, с-а-о-у)

Читаем по одному слогу с каждой согласной и каждой гласной.

«Язык вверх ша,ша,ша

Язык вниз СА,СА,СА.»

Чем отличаются (артикуляцией)

Читаем все слоги ещё раз.

-Возьмите на столе лист с написанными слогами и цветные карандаши. Обозначьте звуки в слогах.

-Молодцы ребята.

-Составьте предложение про нашего шмеля из двух слов, начертите схему предложения.

-Придумайте предложение из 4слов, начертите схему.

Наши гости решили поиграть в прятки. Игра «Прятки»

-Где сидит шмель? (на цветке)

-Где спряталась кошка? (под столом)

-Где спряталась лягушка? (за грибом)

-Откуда вышла мышка? (из норки)

-Где летает шмель? (над цветком)

-Молодцы ребята.

-Что сегодня мы с вами делали? …

-Скажите, кому он должен дать красный цветок и почему. Кому синий. Почему?

Азбука в стихах, участие ассоциативного мышления

В процессе изучения алфавита важна не только игра, но и творческий подход. Чем больше ассоциативных связей взрослый создаст в памяти ребенка, тем меньше времени, усилий потребуется ему на запоминание. Разминкой перед занятием могут стать задорные простые двустишья детских поэтов:

Бегемот разинул рот —
Булку просит бегемот.

Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.

Часовщик прищурил глаз:
Чинит часики для нас.

(Самуил Маршак).

При этом важно помнить, что поэтическая азбука для дошкольников не должна использоваться как самостоятельный метод: это может сформировать ложные замены, когда вместо буквы будет называться только образ (например, кот вместо «К»)

Когда не обойтись без логопеда

Если ребенку никак не удается чисто говорить, его речь бессвязна или слишком неразборчива, стоит обратиться за консультацией к педагогу-психологу, а затем и к логопеду. Выяснить следует два фактора:

  • уровень сформированности и готовности речевого аппарата;
  • уровень психического развития в соответствии с возрастом.

Отклонения хотя бы в одном факторе нужно рассматривать как повод для занятий со специалистом. Хотя бы некоторое время посещайте их и запрашивайте родительские консультации о том, как работать дома. Какие использовать упражнения, как нормализовать становление речи, общение и развитие в целом.

Если есть недоразвитие или дефект артикуляционного аппарата, дисфункции каких-то его частей, обязательно понадобится логопед. Очень эффективен логопедический массаж в сочетании с артикуляционными упражнениями. На дом логопед дает элементы такого массажа в зависимости от проблемы.

Логопедические зонды применимы только в кабинете специалиста.

Иногда нужно посетить невролога (при нарушениях НС, изменениях в ГМ, расстройствах аутичного спектра и ДЦП, нарушениях восприятия и воспроизведения информации). Метод, который может быть рекомендован неврологом, — фармакологическая помощь. В ряде случаев применение препаратов действительно дает толчок к развитию необходимых мозговых структур и соответственно речевой функции.

Особое место в формировании звукопроизношения отводится работе с глухими детками. Их обучение строится по особой методике, родителей ей специально обучают в рамках реабилитационных курсов.

К счастью, проблемы серьезного уровня возникают нечасто, и с большинством случаев неправильного шипения можно справиться в домашних условиях, приобретя готовый набор дидактических картинок или просмотрев видеоуроки.

В работе над шипящими от ребенка требуется усидчивость и внимательность. Это сложные звуки. Еще труднее приходится родителям: они должны сохранять самообладание, дружелюбный настрой и выдержку наравне с настойчивостью и методичностью. Но главный элемент в этой работе — ваша любовь и желание помочь.

Исправлять произношение каждого звука, конечно, правильнее изолированно, в отдельном упражнении. Но лучший способ закрепить любой навык — перенести его в реальную жизнь и соединить с другими. Именно поэтому все начинается с отдельных звуков, потом они складываются в слоги, слова, словосочетания и предложения. Таким образом ребенок понимает, что все взаимосвязано, и все, чему учат взрослые, действительно необходимо.

Не отдавайте ребенка в класс или группу, где изучают иностранные языки, пока он не освоит звуки языка родного. Ни в коем случае не формируйте отрицательное отношение к речевым недостаткам. Это не только снизит мотивацию к занятиям, но и может сделать школьника закрытым, сказаться на его самооценке.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Проверяем уровень произношение «Ш» у ребенка

Перед проведением занятий по коррекции звука необходимо проверить, имеет ли место проблема вообще. Нарушение произношения шипящих может происходить в форме сигматизма (это дефект произношения непосредственно звука) или парасигматизма (полная замена его на другой). Последний случай встречается достаточно часто. Например, ребенок вместо слова «шапка» говорит «апка» и т.д.

Произношение звука «Ш» может быть нескольких типов:

  • Межзубное. В этом случае он становится шепелявым, а язык при произношении ребенок просовывает между зубами;
  • Носовой сигматизм. Ребенок говорит букву «Ш» в нос, в результате чего создается своеобразный аккустический эффект;
  • Боковой сигматизм. Звук имеет ярко выраженный хлюпающий оттенок;
  • Призубный парасигматизм. В этом случае при произношении ребенок упирает язык в зубы, из-за чего результат больше становится похожим на «Т»;
  • Губно-зубной парасигматизм. В этом случае «Ш» заменяется звуком «Ф». Такое явление часто наблюдается при нарушении прикуса;
  • Свистящий парасигматизм. Ребенок произносит вместо «Ш» свистящий «С».

Как проверить произношение буквы «Ш» без логопеда

Логопедами используется емкая процедура обследования, позволяющая выявить проблему и ее уровень. Но проверить речь ребенка можно и самостоятельно. Проверка произношения осуществляется изолированно, в слогах, словах, фразах и предложениях, т.е. по нарастающей.

Проверка произношения изолированного звука осуществляется путем повторения ребенком разных звуков за мамой или папой. Аналогичным образом проводится проверка произношения в слогах. Для более комплексной оценки необходимо, чтобы буква «Ш» находилась в разных позициях (ША, ОШ, УШУ, ОШО и т.д.)

Для проверки произношения «Ш» в словах желательно подготовить или приобрести карточки с рисунками. Это превратит процедуру в забавную игру. Логопедические слова на букву «Ш» подбираются так, чтобы необходимый вам звук находился в разных положениях. При выборе предложений и словосочетаний следует отдавать предпочтение тем, в которых он встречается в разных местах.

Что нужно знать об автоматизации звуков?

Особенности развития речи таковы, что сначала ребенок начинает произносить изолированный звук. Правильное произношение в словах и предложениях детям дается сложнее и требует некоторых усилий. Например, часто можно встретить ситуацию, когда малыш ясно и четко шипит «Шшш», но вместо «шапки» продолжает говорить «сапка». Или в спокойном состоянии произносит слова правильно, а при эмоциональном возбуждении начинает «проглатывать» или заменять звуки. Это значит, что в коре головного мозга условно-рефлекторные связи сформированы не до конца. Для завершения процесса и доведения правильного произношения до автоматизма нужны тренировки.

Автоматизация шипящих звуков проводится поэтапно в определенной последовательности. Сначала делается постановка , детали которой можно узнать здесь.  После того как ребенок произносит отдельный звук верно, проводится его отработка:

  • в слогах;
  • в словах;
  • в предложениях;
  • в стихах;
  • в рассказах;
  • в самостоятельной речи.

Важно соблюдать именно такую последовательность. Нельзя переходить на следующий уровень сложности, если на предыдущем звук еще не отработан

Ребенок будет делать ошибки, и это может привести к формированию неправильных условно-рефлекторных связей.

Обследование произношения звука «ш»

Обычно на проблемы с произношением указывают воспитатели детского сада или учителя. Родители же могут многое в речи ребенка списывать на индивидуальные особенности и не замечать назревающих трудностей. Стоит уделить несколько минут в рамках ежедневных упражнений с книгами, чтобы протестировать звукопроизношение у ребенка.

Существует по крайней мере два способа проделать процедуру самостоятельно: наблюдение и упражнение. В первом случае потребуется достаточно продолжительное время, чтобы подметить, как малыш выговаривает звуки. Во втором — нужно 25-30 минут усидчивости и проделывание нескольких несложных упражнений.

1. Слоги.

Начните с двухбуквенных сочетаний:

.

Затем переходите к трехбуквенным с двумя гласными:

.

Следующий блок — сочетания «ш» с согласными:

.

Более сложные:

и .

Четко произносите все звуки, намеренно выраженно артикулируйте, чтобы за вами было легко повторять. По мере выполнения упражнения подмечайте, какие из сочетаний даются ребенку наиболее сложно. Аналогичным образом работают и со звуками «щ», «ж», «ч».

2. Слова.

Чтобы немного разнообразить урок новым видом деятельности, подготовьте заранее карточки с известными предметами, в названии которых есть трудный звук:

  • Рядом с гласными: мышь, камыш, душ, ландыш, шапка, шуба, машина, калоши, шалаш, карандаш, шинель, шея.
  • Рядом с согласными: кошка, шлепки, шляпа, шкаф, шпилька, шмель.
  • Встречается дважды: шишка, шашки, шушукаться, шуршать.
  • С другим сложным звуком: шар, шарф, шкура.

3. Предложения.

Автоматизация звука «ш» в предложениях требует готовности речевого аппарата. Поэтому тест с предложениями покажет, насколько ребенок овладел искусством ш-артикуляции:

  • Мышь за печкой шуршит.
  • Папа Маше шапкой машет.
  • Я рубашку сшила мишке, я сошью ему штанишки.
  • Всем известная скороговорка про Сашу на шоссе и др.

При любых затруднениях на этом этапе не стремитесь закончить блок. Лучше вернитесь к словосочетаниям из предыдущего блока: кошка в шапке, вышел из душа, шарфик для Даши и т.д. и завершите тест на позитивной эмоциональной ноте.

Раскраски на определение позиции звука Ш в слове (начало, середина, конец):

Звуки в словах могут стоять в начале слова, в конце слова, в середине слова (в раскрасках слово изображено в виде схемы, разделенной на три квадрата). Например, слово ШАПКА. В этом слове звук «Ш» стоит в начале, значит раскрасить необходимо первый квадратик. Чтобы легче определить положение звука, слово необходимо произносить медленно, выделяя звук нужный звук— ШШШШапка.

  • шаль, карандаш, каша, лошадка, шаман, ландыш;
  • мышь, шапка, капюшон, шило, мышата, камыш;
  • лягушата, финиш, шар, малыш, шахтер, крыша;
  • шахматы, ковш, мешок, мышонок, шах, душ;
  • шофер, карандаш, лягушка, машина, шоколад, финиш;
  • шуба, душ, ошейник, кошелек, малыш, шина;
  • шиповник, камыш, каштан, Золушка, ландыш, шинель;
  • пушка, шорты, мышь, шатер, карандаш, ромашка;
  • шарф, малыш, чашка, башня, душ, шлем;

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком  (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало шапки, не стало шубы и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3. «Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком , называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4. «Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком , а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, шапка, лапа, шут, шампунь. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука ).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, шапка — много шапок, машина — много машин, мышь — много мышей). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ШАПКА, к маленькому — ШАПОЧКА.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного

Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — шапкА, но две, три, четыре -шапкИ, пять — шапОК). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов

Автоматизация звука Ш в словах. Игры и упражнения в картинках на автоматизацию звука будут интересным занятием взрослого с малышом.

Заниматься можно у нас на сайте онлайн по 10-15 минут каждый день. Можно также распечатать, разрезать и играть с удовольствием.

Вам также будет интересно:

  1. Автоматизация звука Р
  2. Автоматизация звука Л
  3. Дифференциация звуков
  4. Автоматизация свистящих звуков
  5. Развитие речи
  6. Обучение грамоте
  7. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Звук [Ш] в середине слов (в стечении согласных):

Каштан, кашпо, золушка, катушка, корюшка, кошмар, кошка, кошки-мышки, кубышка, кумушка, пушка, мишка, мышка, пешка, шишка, брошка, квашня, клешня, клюшка, кишка, кишлак, кишмя, кишмиш, клюшка, ножка, макушка, малышня, малышка, манишка, мартышка, маршрут, масштаб, мошка, мурашки, мундштук, мушка, мушкет, мушкетёр, муштра, мышление, милашка, пампушка, парнишка, погремушка, подмышка, пустышка, пятнашки, пешка, тормашки, тошнит, тушка, тушканчик, теплушка, худышка, верхушка, хрюшка, черешня, Чебурашка, ромашка, пашня, чашка, кашка, рубашка, букашка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка, ушки, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка, вышка, пышка, крышка, малышка, покрышка, Яшка, бляшка, Алёшка, лепёшка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка, орешки, вешний, внешний, поешь, вишня, лишний, парнишка, башня, башмак, башлык, кашне, ушли, петушки, бабушка, дедушка, Алёнушка, Бурёнушка, пушнина, донышко, перышко, пятнышко, брёвнышко, брюшко, полюшко,маникюрша, маршал, кувшин, кувшинка, паршивый, худший, пшеница, пшено, торшер, траншея, фуршет, раньше, зашнуровать, заштопать, зашторить.

Учимся писать печатные буквы русского алфавита. Тренажёр

Данный раздел содержит тренажёр, обучающий дошкольников 5 – 6 лет правильному написанию печатных букв русского алфавита. Тренажёр состоит из коллекции развивающих детских прописей, расположенных в алфавитном порядке на цветных вкладках.

Красные вкладки содержат прописи для изучения гласных букв, синие — для изучения согласных букв, серые — для изучения разделительных знаков. Зелёная вкладка содержит развивающие задания и упражнения для закрепления и практического применения навыков письма печатными буквами.

Написание печатных букв – часть обучения раннему чтению и письму

Это занятие развивает внимание, мелкую моторику, графические навыки, способствует лучшему запоминанию алфавита и повышает грамотность

Выполняя развивающие задания и упражнения, ребёнок познакомится с печатными буквами, научиться их писать, а также выучит русский алфавит.

Можно распечатать столько экземпляров прописей, сколько необходимо для многократной тренировки написания букв, закрепления навыков и получения успешного результата обучения.

Здесь предложены различные методики обучения написанию печатных букв, что позволяет индивидуально подобрать наиболее подходящий вариант для вашего ребёнка или применить на практике все предложенные методики, сделав процесс обучения более интересным и разнообразным для дошкольника.

Рекомендации по работе с прописями:

Сначала изучаем гласные буквы. Они проще и легче произносятся и запоминаются, на этом этапе обучения не возникает проблем даже у детей с нарушениями речи. Буквы, обозначающие один и тот же гласный звук, рекомендуется изучать парами А – Я, О – Ё, У – Ю, Э – Е, Ы – И.
После гласных изучаем согласные буквы. Последовательность изучения роли не играет

Как правило, буква Р и другие буквы, произношение которых дается малышу пока с трудом, изучаются в конце
Не рекомендуется изучать подряд парные согласные (Б – П, Г – К, Д – Т, З – С, В — Ф, Ж — Ш) – ребенку в таком возрасте трудно не путать их на слух.
Существуют разные подходы к порядку изучению букв, поэтому можно использовать другой, наиболее приемлемый на ваш взгляд, вариант последовательности букв.
Занимайтесь с ребёнком не более 15 – 20 минут.
При выполнении заданий дошкольник должен правильно держать ручку или карандаш, не слишком сильно напрягая пальчики.
Очень важно правильно организовать рабочее место ребёнка: обязательно обратите внимание, удобно ли ребенку сидеть за столом, а также, где расположен источник света. Для правшей лампа должна стоять с левой стороны, а для левшей – с правой.
Не забывайте хвалить ребенка, даже если он не совсем успешно справляется с заданиями
От занятий дошкольник должен получать только позитивные эмоции

Это является необходимым условием для дальнейшего успешного обучения.
Помните, что обучение должно идти в форме увлекательной игры. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка принудительно заполнять прописи – это может на долгие годы закрепить отвращение к обучению чтению и письму.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

—Сядет тот, кто продолжит цепочку слов так, чтобы следующее слово начиналось с последнего звука данного слова :Логопед — зебрА, дети продолжают — Апельсин,.

2. Знакомство со звуком .

Загадка.

Твой хвостик я в руке держал,

Ты полетел, я побежал. (Шар)

Шар воздушный, шаловливый

Залетел под колесо,

Лопнул, хлопнул — вот и все.

—Шар лопнул,послышалось: ш-ш-ш-ш.

3. Анализ артикуляции звука .

—Произнесите звук , наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Губы округлены, слегка выдвинуты вперед. Зубы сближены. Широкий кончик языка поднят вверх, образуя щель с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя теплая, идет по середине языка. Голос не включается. Звук глухой.

—Расскажите, какой это звук?Звук Ш всегда только твердый! Обозначается синим цветом!

4. Упражнение в произношении звука .

а)Звуковые дорожки.

«Змея шипит» — произношение прерывистого звука ш-ш-ш, длительное произношение звука шшш.

б)Повтори, не ошибись.

«Гусь шипит»:ша — ша— ша, шо — шо — шо, шу — ша — шо, ши — шу — ша.

5. Закрепление звука .

— Сегодня к нам пришла в гости девочка Маша из знакомого вам мультфильма. Она хочет поиграть с вами.

а) Игра «Фонарики».

— Поднимите фонарик, если услышите в слове звук . Какого цвета фонарик вы возьмете? Синий!:

— шар,воздушный,хвостик,шипит, лопнувший,выпускает,синий,шаловливый.

б) Ребус — отгадай слово по первый звукам названий картинок.

— У Маши есть дружок пес, она хочет вас с ним познакомить. Посмотрите на доску. По первым звукам названий картинок отгадайте, как зовут собаку? (Шарик.)

в) Послушайте стишок. Скажите, с кем еще дружит Маша?

У Маши мошка в каше.

Что делать нашей Маше?

Выложила кашу в плошку

И накормила кошку. (картинка с изображением кошки)

Назовите слова из стихотворения со звуком .

—Отгадайте, кто еще есть в друзьях у Маши.

Под полом таится,

Кошки боится. (картинка с изображением мыши)

6. Физминутка.

Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

7. Звуковой анализ.

а)Выделение звука из состава слова.

— Определите место звука в словах: мышь, кошка, Шарик.

Мышь, кошка и Шарик дарят Маше подарки. У каждого из вас картинка с изображением подарка. Определите место звука в этих словах. По месту звука в названии гостей и подарков определите, кто что принес.

б)Составление схемы слова.

Доскажите словечко, узнаете, кто самый близкий друг у Маши.

Пыхтит, как пышка,

Косолапый. (мишка)

—Составьте схему слова МИШКА

8. Знакомство с буквами Ш, ш.

—Посмотрите на буквы на доске. Они служат для обозначения звука . Прочитайте эти буквы.

Похожи ли эти буквы? Сколько элементов у буквы Ш? Сколько палочек понадобится,чтобы составить букву Ш?

а) Построим букву.

9. Закрепление графического образа буквы Ш. Упражнение «Потерявшиеся буквы».

Маша и медведь любят гулять. Однажды оказались они на волшебной полянке с буквами.Им нужна ваша помощь : найдите все буквы Ш и обведите в кружок. А Мышь вам в этом поможет.

10. Итог занятия.

—Какой звук мы изучали? Что особенного узнали о нем?

Почему Маша дружит с мышью, кошкой, Шариком и мишкой?

Дидактические игры с буквой Ы, задания с иллюстрациями

В выборе обучающего материала для малыша нужно ориентироваться на его навыки, знания, индивидуальные особенности и способность к восприятию того или иного вида информации. Например, если в силу возраста кроха не умеет и не желает рисовать по пунктиру, логичнее будет предложить ему вылепить литеру из пластилина или теста. Если юный ученик слишком активен и неусидчив, вместо раздаточных заданий на листках выбирайте активные игры с кубиками, пазлами, вкладышами.

Актуализация знаний, повторение азбуки:

  • предложите малышу по картинке назвать знакомые буквы – на что они похожи?;
  • подготовьте «Мешочек с азбукой» с шершавыми и бархатными буквами, в котором кроха с закрытыми глазами будет находить знакомые символы, ощупывать, угадывать их.

Знакомство с буквой Ы, гласным звуком :

  • покажите элементы, из которых состоит «Ы» (две палочки, полукруг), закрепите ее структуру в одном из тактильных упражнений, что сможет заинтересовать ребенка;
  • продемонстрируйте, как можно протяжно петь звук , спойте вместе с мишуткой: «Ы-ы-ы-ы». Покажите перед зеркалом правильную артикуляцию звука, при которой поток воздуха выходит свободно, без препятствий.

Объяснение главной особенности буквы:

  • расскажите о том, что на букву Ы не начинаются слова: ее место в середине либо в конце слова. Воспользуйтесь кубиками или магнитной азбукой, чтобы выложить маленькие слова, наглядно продемонстрировать сказанное.
  • прочтите стихотворения, которые помогут запомнить слова с Ы:

Я не знаю, в чем секрет,
Слов на эту букву нет,
Только буквЫ все важнЫ,
МЫ запомним букву… Ы.

Буква «Ы» — у нас в улыбке,
В мыле, сыре, даже в рыбке.

предложите ученику прочитать слова с «Ы», выделяя ее голосом: сЫр, мЫшь, дЫм, грибЫ, камЫш, весЫ, цветЫ, мЫло.

Закрепление «Ы» в обучающих заданиях:

покажите, как правильно написать букву, соединяя точки по образцу; обратите внимание дошкольника на движение ручки по направлению стрелок: сверху вниз;

попросите обвести кружком все правильные буквы, обращая внимание на то, что зеркальное и перевернутое написание тоже является неверным;

покажите в рисунках, на что похожа «Ы»: на кота с пушистым хвостом, на старика с палочкой, на топор с поленом, на толстого и худого мужчин. Попросите малыша подобрать свои ассоциации к букве – на что она еще похожа?

Можно использовать двигательные упражнения для выплеска непоседами своей энергии и запоминания новой буквы.

  • «Топаем ногами». Прочитайте звуки, затем слоги. Как только ребенок услышит звук , пусть топнет ногой.
  • «Бедная «Ы». Сделайте вместе зарядку, сопровождая стихотворение соответствующими действиями.

Образное изображение буквы Ы:

  • предложите юному исследователю порисовать на песке, изображая «Ы»;
  • создайте вместе «Пуговичную букву», выложив пуговками по контуру элементы символа.

В процессе выполнения заданий важно сохранять игровую непринужденную атмосферу. По итогу изучения буквы Ы малыш должен запомнить, что ее можно пропеть (гласный звук), с нее не начинается ни одно слово, она состоит из трех элементов, а также усвоить ее правильное написание

Короткие занятия с дошкольником необходимо проводить ежедневно, мотивируя его на дальнейшее овладение чтением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector