Автоматизация звука ж

Ход ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент.

Инструкция: Сядет тот, кто назовет много предметов.

Ваза – вазы; этаж — этажи; коза- козы; жук – жуки.

Дети садятся за столы.

II. Основной этап.

1. Постановка темы занятия.

Инструкция: отгадай загадку, найди отгадку, назови, прикрепи на доске.

Шевеля усами важно

Он вперед ползет отважно,

Черный носит он сюртук,

Посмотрите, это … (жук)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много,

А шишки не одной… (еж)

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета,

Спрятан маленький дубок

Будущего лета. (желудь)

Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются. (лыжи)

Меня ждут – не дождутся,

А завидев – разбегутся. (дождь)

Что за зверь лесной,

Встал как столбик под сосной,

И стоит среди травы

Уши больше головы. (заяц)

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)

У кого рога длиннее хвоста? (коза)

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (поезд)

Я гуляю в дождь и зной,

Характер у меня такой. (зонт)

А теперь, ребята,скажите: Какие звуки встречаются в этих словах?

Кто догадался, какие звуки мы будем учиться правильно произносить? (З,Ж)

Логоритмическое упражнение с прохлопыванием ритмического рисунка: Ж-ж, З-з-з, З-з, Ж-ж-ж, З-з-з, Ж-ж-ж.

2. Динамический мостик. «Жук и комарик»

Инструкция: полететь по ленте с песенкой жука, пролететь во круг обруча с песенкой комарика. (дети кружатся вокруг обруча и останавливаются в кругу)

3. Развитие фонематического восприятия

Дети стоят в кругу.

Инструкция: я буду произносить звуки, если вы услышите звук , то поднимаете руки, если звук , присаживаетесь на корточки.

Далее слоги: жа, зо, уж, зы, ож, зы.

Далее слова: незабудки, абажур, зоопарк, стрекоза, журавли, кожа, жасмин, закат, железо, животное.

4. Динамический мостик. Пройти через банкетку.

Инструкция: чтобы нам продолжить, надо выполнить задание, как я.

5. Автоматизация звука в слогах

Ребята, посмотрите, это заколдованный домик. В нем живут заколдованные жители. Нам их надо расколдовать.

Инструкция: повторите правильно заклинание и сможете открыть дверцу.

6. Динамический мостик. Мыльные пузыри.

Инструкция: в следующую игру будет играть тот, кто выдует много пузырей.

7. Автоматизация звуков в словах.

Ребята, посмотрите, к нам пришли девочки, это Зоя, она одета в зеленое платье, а это Женя, она одета в желтое платье.

Инструкция: выберете и назовите картинки для Зои и Жени.

Зонт, пижама, заколка, жилет, лыжи, замок, ножик, змея.

Пример: Ножик я даю Жене в желтом платье, а змею я даю Зое в зеленом платье.

8. Динамический мостик. Прыжки.

Прыжок к Ж – руки вверх, прыжок к З – присесть.

Инструкция: чтобы нам продолжить, надо выполнить задание, как я.

9. Автоматизация в предложениях.

Инструкция: все слова перепутались, ребята подружите слова обратно.

Лист. Жук. Сидит. На.

Тянется. Яблоком. За. Ежик.

Цветок. Вазе. Стоит. В.

Несет. Лапах. Зайчик. В. Морковку.

10. Итог занятия.

Ребята, давайте вспомним с какими звуками мы сегодня играли?

Какие слова вам запомнились? Мне запомнились зонт и пижама, а тебе что? Спроси соседа.

Молодцы! Но это еще не все, Зоя и Женя кое – что просили вам передать.

Наше занятие окончено.

Ход НОД:

Воспитатель: — Сегодня я познакомлю вас со звуком «ж». Когда мы произносим звук Ж, то во рту образуется преграда. Произнесите его. А теперь приложите ладонь к шее и скажите долго «ж-ж-ж», голосок поёт песню так громко, что стенки домика дрожат, (произносят ещё раз, всегда произносится твёрдо. Значит этот звук согласный, звонкий, твёрдый. Повторите, какой это звук (индивидуальные ответы). – Давайте ещё раз произнесём звук «ж» все вместе. Кто так жужжит? Чья это песенка? (жуков, пчёл, мух). – Сейчас мы проведём с вами небольшую разминку. Использую потешку с дифференцирующими звуками и словами с этими звуками (дети повторяют за воспитателем). «Жа – за, жа – за – идёт жадная коза; Зы – жи, зы – жи – дядя делает ножи; Зу – жу, зу – жу – молоко даём ежу». — Я прочитаю ещё одну потешку, а вы внимательно послушайте, есть ли в ней слова со звуком «ж»: «Дедушка Ежок Не ходи на бережок: Там растаял снежок Заливает лужок. Ты промочишь ножки, Красные сапожки!» — Читаю ещё раз, если услышите слова со зуком «ж», то хлопните в ладоши. Будьте внимательны. Молодцы!- Сейчас я вам загадаю загадку: «Жу –жу, жу – жу Я на ветке сижу, Я на ветке сижу Букву «ж» всегда твержу. Зная твёрдо букву эту Я жужжу весной и летом». (Жук) — Правильно, жук.

Анализ слова «Жук». Вывешиваю большую картинку – схему.Воспитатель: — Что здесь изображено?Дети: — Жук.Воспитатель: — Давайте определим сколько в слове «жук» звуков. (Произношу сама – жжуук. Назовите первый звук.Дети: — Ж.Воспитатель: — Какой он? Звонкий, согласный, твёрдый. Обозначим синей фишкой (вызываю ребенка к доске для работы с картинкой – схемой, а дети выполняют на столах в своих карточках – схемах.Воспитатель: — Назовите второй звук.Дети: — У.Воспитатель: — Какой он?Дети: — Гласный. Обозначим красной фишкой (дети выполняют задание на местах, а один у доски.Воспитатель: — Назовите третий звук Дети:- К Воспитатель: — Какой он?Дети: — Согласный, глухой. Обозначим синей фишкой. (дети выполняют задание на местах, а один у доски.Воспитатель: — Сколько согласных в слове «жук»? Сколько гласных? Сколько звуков? Сколько букв? Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы видим, пишем). Сколько слогов в этом слове? Как вы догадались? (в слове один гласный, значит один слог). Давайте прохлопаем.

Физкульминутка.

Жу – жу – жу три хлопка

На лужок хожу шаги с высоким подниманием ног

Жу – жу – жу три хлопка

На жуков гляжу присесть, ладони поднести к глазам.

Знакомство с буквой.

Воспитатель: — Наш звук обозначается вот такой буквой «жэ» (показываю красиво оформленную букву «ж». На что похоже эта буква? «Эта буква широка И похожа на жука Да при этом, точно жук Издаёт жужжащий звук: Ж – ж – ж – ж». — А теперь сами слепите, нарисуйте букву «ж» (работа по подгруппам).

Упражнения для глаз

— Дети, посмотрите какие у вас получились буквы, необычные. Теперь обратите свой взгляд на букву, которую я вам приготовила. А теперь посмотрите на свои буквы и ещё раз на большую букву. Похожи они формой?

— Придумайте слова в которых есть звук «ж», а Соня пойдёт и выберет все картинки в названии которых есть звук «ж» (ответы поощряю фишками). Проверяем задание у Сони, её тоже поощряю фишкой за правильно выполненное задание (в задании есть картинка с изображением «ножовки» и если ребёнок не покажет её, то сама говорю название этого предмета и есть в этом слове звук «ж»).Предлагаю повторить детям слово «ножовка».Воспитатель: — К нам на зелёный лужок пришли лесные жители, но они пришли не одни, а со своими детёнышами (выставляю на доске картинки). Волчица привела — … (волчонка) Ежиха привела — … (ежонка) Медведица привела — … (медвежонка) Лиса привела — … (лисёнка) Белка привела — … (бельчонка). Найдите детёнышей в названии которых слышится звук «ж». Молодцы!Загадываю загадку: Под соснами, под ёлками Лежит мешок с иголками. (Ёж)Воспитатель: — Правильно, ёжик (показываю игрушку ёжика)

Игра: «Скажи по – другому». (обогащать речь детей словами с оттенками уменьшения, ласкательности, увеличения.Воспитатель: – Как можно назвать ежа когда он маленький.Дети: — ежонок.Воспитатель: — Когда он большой.Дети: — Ежище.Воспитатель: — А ласково.Дети: — Ёжичек.

Чтение слоговой таблицы по подгруппам:

лы жа

на жи

ко жу

1-подгруппа: кожа, лыжи, луна.

жу ло

лу ки

са жа

2-подгруппа: жуки, сало, лужа.

Дети читают слоги и из них составляют слова. Затем проверяем у каждой подгруппы.

Итог НОД:

1. С каким звуком мы сегодня познакомились? Звук «ж» 2. Какой он? Согласный, звонкий, твёрдый. 3. С какой новой буквой вы познакомились? «Жэ» — Вы сегодня хорошо поработали и эту картинку с нашей буквой мы повесим уже к знакомым буквам.

Словосочетания со звуком Ж (речевой материал):

Жаба в луже, желтое жабо, бежевое жабо, тяжелая баржа, на жаровне жаркое, ржание жеребенка, жандарм ждёт, ужалила жалом, жужжание жука, жалко жаворонка, кожаный жакет, южная жара,  жёлтый жёлудь, жалить жалом, ужасная жалоба, жалко ужа, жалко журавля, жук жужжит, ежи на лужайке, жуткий пожар.

Жёсткие жернова, прожжённый жакет, кожаный жакет, ужасно жарко, нежная кожа, бежевый жакет, жулик жульничает, бумажный жук, Женино жабо, жёлтая пижама, жёлтый жук, жалобы жильцов, вожатый бежал, жилище жужелицы, кожа жирафа, у жены жемчуг, урожай желудей, жизнь на ложе, жевать желе, желтый желудь.

Жилетка мужа, завяжи туже, тяжёлая ножовка, жена в пижаме, на лежанке книжонка, можно рожок, жалкий жонглёр, жонглер жонглирует, жирное жаркое, жаворонок возле лужи, жбан не для жарки, урожай на меже, жить и не тужить, наживить живчика,  Женя и Жора, дружные жители,  жизнь животных.

Положу книжонку, вожатый в луже, вожатый в жакете, положил жучка, влажная кожа, ужи живут, подержанные вожжи, в жюри женщины, уважать мужа, желе дрожит, жатва ржи, жуткий жучок, желание жевать,  жужжу и не тужу, жевать жвачку, положу на лежанку, выхожу на бережок.

Ножницы у Жанны, брожу по лужайке, флажок Жени, нужная бумажонка, в каждой бумажечке, вожжи дрожат, бумажечку прижать, пирожок с творожком, убежал от медвежонка, мажут жир, кружить на лыжах, жнёт урожай, вяжу жилет, ужи не жалят, жалко жучка, дюжина джигитов, медвежонок задрожал, ежик жмурился.

На ёжика похожа, ёжик ёжится, оранжевый флажок, лыжник по лыжне, пиджак сложили, ажурное жабо, отважный жук, Жанна ужинает, вижу пожарника, наложить крыжовник, вижу ежонка, наложить макияж, обжёг живот, пирожок с ежевикой, поджёг бумажонку, пирожок ежу, немножечко ежевики.

Ход занятия:

1. Орг. момент – (Позвонить в звонок)

Уже звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Поэтому время не теряем

Работу скорее начинаем.

Воспитатель. — Чтобы глаза засияли огоньком и все у нас на занятии удалось, давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

Отгадывание детьми изучаемого звука по чистоговорке.

Воспитатель:

— Сядет тот, кто послушает внимательно и подскажет мне последний слог чистоговорки.

Жа-жа-жа есть иголки у е (жа)

Жа-жа-жа — видели у (жа)

Жу-жу-жу — на ежа гля (жу).

Жу-жу-жу как-то уж пришёл к е (жу)

Жи-жи-жи мне ежаток пока (жи)

Же-же-же спят ежата у. (же)

Жа-жа-жа уж уходит от е. (жа)

Воспитатель: «Какой звук чаще других вы слышали в этих чистоговорках?» (звук ).

2. Произнесение звука

Воспитатель: «Когда мы произносим звук , кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щёлочка».

Произнесите звук

Воспитатель : «Ребята, пока вы жужжали, к вам на звук прилетел жук – Божья Коровка. Она захотела с вами поговорить. А как разговаривают жуки?» (жужжат)

«Давайте поговорим с Божьей Kоровкой, а она посмотрит, умеете ли вы так же хорошо жужжать, как жуки» (Дети произносят , а логопед следит за артикуляцией)

3. Характеристика звука по схеме

Воспитатель: «Произнесите ещё раз звук и подумайте, язык и губы мешают воздуху свободно выходить изо рта?

– Звук гласный или согласный?

– Звонкий или глухой? Почему?» (Дети дают ответ: – согласный звук, т. к.воздух встречает преграду на пути: язык, зубы, губы. произносим с включением голоса, поэтому он звонкий)

4. Выделение звука на слух из слогов и слов

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы всё знаете о звуке . А сейчас Божья Коровка посмотрит, умеете ли вы слышать звук в слогах и словах. Она принесла для вас весёлые жабьи язычки. Вы видели, как жаба ловит мошек? Она открывает рот, мгновенно высовывает свой длинный язык и им ловит мошек. И вы с помощь таких язычков будете ловить звук в слогах и словах, которые я буду говорить. Язык высовывать только на звук !»

Среди слогов:

Са-шу-жаЖа-са-ша

Шо-жо-соЖо-со-шо

Со-жу-шаСы-жи-ши

Среди слов:

Сила-шила-жила уши-ужин-узы майка-зайка-лужайка

Вар-жар-дар жук-сук-лук луза-лужа-Луша

5. Игра «Волшебная коробочка» (работа с картинками)

Воспитатель: «Ребята, вы хорошо справились с заданием, и за это Божья Коровка захотела сделать вам подарок. Она принесла с собой волшебную коробочку. В ней лежат разные картинки. Божья Коровка хочет подарить вам картинки со словами на звук , но сама затрудняется это сделать. Выберите все картинки со звуком и определите его место в слове (где он находится? в начале, в середине или в конце слова)»

5. Физкультминутка

Я жук, я жук, Плавно размахивать руками,

Я здесь живу ритмично переступая ногами.

Я всё жужжу, жужжу Руки —рупором, «пожужжать».

Жужжу: ж-ж-ж-ж.

Кружу над лесом Поворот с вытянутыми руками,

И кружу… ладони на груди.

Или на листике сижу… Руки на бёдра, смелая осанка.

И не тужу я, не тужу Взмах руками,прыжок и руки в стороны.

Я – жук, и потому Руки рупором, «пожужжать».

Жужжу: ж-ж-ж…

Игра «Один-много»

6. Сели за столы. Работа в тетрадях.Упражнение для мелкой моторики пальцев рук:

Это кто к нам ползет

По дороге ловко?

Это маленький жучок

Божия коровка

А на крыльях у нее

Черные кружочки.

А на ножках у нее

Красные сапожки.

Прописать букву Ж.

10. Итог занятия

– Какой звук мы сегодня изучали?

– Можно его спеть?

– Какие слова со звуком вы знаете?

Дыхательная гимнастика

Правильная постановка звука Ж непременно должна включать не только артикуляционную, но и дыхательную гимнастику. Специальные упражнения позволяют выработать направленную воздушную струю.

  • Пушинка:
    Язык широкий, поднят к верхней губе, края его тоже приподняты и доходят до уголков рта. На нос ребенку кладется небольшой кусочек ваты или салфетки. Нужно попытаться сдуть снежинку» с носа. Упражнение повторяется несколько раз.
  • Буря в стакане:
    В стакан наливается вода, ставиться трубочка. Ребенку предлагается устроить в нем “бурю”, выдыхая воздух в через соломинку.

Постановка звука Ж, в первую очередь, проводится по подражанию

Взрослый обращает внимание малыша на вибрацию собственного горла, после чего предлагает ему тоже произнести звук Ш «с голосом». Если звук получается чистым, то можно переходить к его автоматизации в слогах и словах

Если на этом этапе возникли трудности, то нужно проанализировать ошибки артикуляции и устранить их.

Очень полезно провести работу по дифференциации звуков Ш и Ж , Ж и З до начала автоматизации нового звука

Это полезно для всех детей, но особенно важно тем, кто имеет особенности фонематического восприятия

Для этой цели можно использовать простые логопедические игры:

Хлопни, когда услышишь звук!

Взрослый четко произносит слоги за-жа-зу-зы-же-зы-сы-жи-ши-жи и т.п., ребенок должен «поймать» (хлопнуть в ладоши или топнуть ногой) слог с «Ж»

  • Подбери картинки со словами, которые начинаются на нужный звук.
  • Кто придумает больше слов, начинающихся на данный звук.

Также важно связать звук Ж и букву Ж, для этого можно использовать следующие игры:

  • собери букву из кусочков (как разрезную картинку)
  • выложи новую букву из пуговиц, камешков, ракушек и т. п.
  • обведи букву на манке, на песке, на доске
  • закрась фигуры, где видишь букву ж

Польза мнемодорожек с текстами:

При помощи данного приема легче научить ребенка произносить звук «Ж» в связном тексте, а значит и в разговорной речи.
Прием мнемотехники разовьет у малышей ассоциативное мышление, память, внимание. Им нужно будет каждое слово соотнести с картинкой и назвать ее.
Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово

Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.

Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.

Рассказы изготовлены в двух вариантах на выбор:

  1. Первый вариант для удобства взрослых подписан. Текс идет сразу же под дорожкой картинок. Он предназначен для индивидуальной работы с не читающими малышами.
  2. Второй вариант мнемодорожек текстов содержит только цепочки связных картинок. Картинки там более крупного размера. Подписанный текст во втором варианте отсутствует, чтобы не отвлекать читающих детей. Со вторым вариантом можно заниматься как индивидуально, так и подгруппой детей. Текст рассказа в этом случае необходимо распечатать отдельно или с обратной стороны.

Общие рекомендации родителям

Если у ребенка возникли проблемы со звукопроизношением «Ж», родители чаще всего способны сами исправить ситуацию. Общие рекомендации по исправлению дефекта будут такими:

Когда малыш говорит слова неправильно, даже если это происходит в первые годы формирования речевых навыков (1,5-3,5 года), его обязательно нужно поправлять, но в мягкой форме

При этом важно объяснять, почему лучше говорить правильно: ребенок должен понимать, что замечания ему делают для его же блага.
Ни в коем случае нельзя повторять за малышом неправильно сказанные слова, даже когда он говорит очень смешно. А если так все же получилось, нужно объяснить ему, что это была шутка, а затем указать на ошибку и пояснить, как нужно говорить правильно.
В свою речь необходимо чаще включать слова, содержащие букву «Ж»

Проговаривать их важно четко, без ошибок. И ребенку задавать больше вопросов, слова-ответы на которые предполагают присутствие в составе этой буквы.

Если занятия в течение длительного времени не дают должного эффекта, стоит обратиться за помощью к специалисту.

Причины неправильного произношения

Неправильное произношение шипящих и свистящих называется сигматизмом.

Причины, по которым он может появляться, различные. Наиболее распространенные из них следующие:

  • Особенности строения артикуляционного аппарата: укороченная уздечка, «готическое» небо (когда у ребенка высокий свод твердого неба), дефекты строения челюсти (неправильный прикус), носоглотки.
  • Слабая иннервация мышц языка, либо, напротив, высокий мышечный тонус.
  • Нарушение фонематического восприятия.
  • Задержка в развитии нервной системы ребенка.

Проблемы со звукопроизношением могут появиться также на фоне подражания неправильной речи взрослого

Важно, чтобы ребенок слышал правильную, чистую речь не только на уроках со специалистами, но и дома

Работа в словах

Выбирать нужно только те слова, которые содержат отработанный слог. Работа строится в таком порядке:

  • звук находится в начале;
  • в середине;
  • в конце.

Начинают автоматизацию со слов с прямыми и обратными слогами. Каждое наименование желательно иллюстрировать, приглашать «в гости» игрушки – все это сделает занятие не только интереснее, но и эффективнее.

Примеры упражнений

Аналогично предыдущему этапу, на первых уроках речевой материал проговаривает взрослый, затем совместно с учеником, а потом ребенок повторяет самостоятельно. Постепенно, когда отработанных слов будет больше, малыш называет их без подсказок логопеда.

На этапе автоматизации фонемы в словах параллельно проводится работа по развитию фонетико-фонематических процессов. Ребенку объясняют, где у слова начало, середина и конец. На занятиях составляют схемы слов и предлагают задания на развитие слухового самоконтроля.

На этом же этапе автоматизации начинается постепенное введение автоматизируемой фонемы в связную речь. Делают это на примере словосочетаний, Ш или Ж могут быть как в одном, так и в каждом слове:

Повторение слов:

ША: шар, шапка, шайба.

ШУ: шум, шуба, шутка.

ЖА: жаба, жара, жало.

И таким образом подбирают слова на каждый отработанный слог.

  • Ребенку предлагают внимательно прослушать слова и поправить взрослого. Взрослый специально в некоторых словах делает ошибки в произношении автоматизируемого звука. Это задание направлено на воспитание слухового контроля за речью.
  • Добавить нужный слог, чтобы получилось слово. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста используют картинки, чтобы им было легче выполнить это задание. Например, дано изображение шапки и второй слог – ПКА. Ребенку нужно добавить слог из предложенных вариантов (ША).
  • Повторение слов с двумя звуками Ш или Ж. Например: шишка, штанишки, шутишь и т. д.
  • Повторение словосочетаний:
    • На Ш: дедушкины шашки, новая шапка, смешная шутка, швейная машинка.
    • На Ж: жук жужжит, оранжевый жакет, жидкое желе.
  • Составить словосочетание. Перед ребенком раскладывают карточки и предлагают составить словосочетание самостоятельно.
  • Назови ласково. Например: штаны – штанишки. Это упражнение не только закрепляет правильное произношение шипящих, но и формирует навык словообразования с использованием суффикса.
  • Игра «Кто назовет больше слов со звуком Ш или Ж».
  • «Посчитай, сколько здесь предметов». Это упражнение помогает дополнительно отработать навык счета.

Когда у ребенка получится произносить звук в словах правильно, переходят к более сложному этапу коррекционной работы – автоматизации звуков в предложениях. Этот блок уже объемней по предлагаемому материалу, потому что является подготовкой к введению автоматизируемой фонемы в связную речь.

Неправильное произнесение звука: виды сигматизма шипящих

Иногда родители ребенка, имеющего проблемы со звукопроизношением, поздно обращаются за помощью к логопеду. Или вовсе считают, что у малыша проблем с речью нет, по причине того, что не всегда знают, как правильно должен воспроизводиться тот или иной звук. Каждый звук имеет свое артикуляционное положение. На слух может показаться, что ребенок его вроде бы и произносит (не пропускает и не заменяет, слышится именно «Ж»), но при этом артикулирует не всегда правильно.

Работа строится индивидуально, в зависимости от особенностей нарушения. Существует несколько видов сигматизма шипящих, характеризующихся неправильным положением органов речевого аппарата:

  • Нижний (происходит смягчение звука).
  • Заднеязычный (при этом положение артикуляционных органов, как при звуках Г, Х; это приводит к тому, что звук Ж произносится шумно).
  • Щечный (в этом случае язык неподвижен, щеки надуваются, зубы сомкнуты, образуется глухой гулкий звук).

Упражнения

При отсутствии перечисленных физиологических и психологических нарушений, научить малыша «жужжать» можно с помощью логопедических занятий, включающих два основных этапа: непосредственно постановка звука и его автоматизация, то есть внедрение в речь.

Ставим звук

Прежде чем приступить к специальным упражнениям, речевой аппарат малыша необходимо размять с помощью артикуляционной гимнастики. На первый взгляд, она никак не связана с произнесением звука (а произносим мы именно звук, а не букву), но каждый логопед подтвердит, что этот этап необходим.

  1. «Улыбнись!». Это упражнение выполняется в двух вариантах: с закрытым и приоткрытым ртом. В первом случае нужно попросить ребенка улыбнуться так широко, как он сможет, но при этом не показывать зубки. Второй вариант часто называют «заборчиком», так как он предполагает демонстрирование в улыбке и верхних, и нижних зубов. Обе позиции нужно фиксировать на 5 секунд.
  2. «Дудочка». Дети любят изображать разные музыкальные инструменты, и это упражнение им понравится. Губы нужно старательно вытянуть трубочкой и подудеть в нее, «наиграв» любую мелодию, которая придет в голову. «Дудочку» рекомендуется чередовать с вариациями предыдущего упражнения.
  3. «У зубного». Нужно раскрыть рот как можно шире, будто в кресле у стоматолога, и подержать в таком состоянии 5 секунд.
  4. «Чистим зубки». Стоматолог вылечил все зубки, и теперь их нужно чистить, чтобы снова не заболели: провести языком по внешней и внутренней поверхности верхних и нижних зубов.
  5. «Варенье». Язык нужно просунуть между сжатыми губами и загибать его кончик попеременно вверх и вниз, словно слизывая с них варенье.

Чтобы поставить звук ж, нужно задействовать:

  • язык;
  • губы;
  • нёбо;
  • голосовые связки.

В первую очередь нужно убедиться, что ребенок понимает, как именно нужно использовать все эти элементы, чтобы добиться желаемого. В этом поможет большое зеркало, напротив которого нужно сесть вместе с ребенком и показать ему пример. Иногда одного этого бывает достаточно.

Если это не помогло, то можно прибегнуть к одному из следующих логопедических приемов:

  1. Использовать в качестве базы свистящие звуки при условии, что малыш уже умеет выговаривать букву, а вернее звук . Для этого нужно попросить его набрать побольше воздуха и затянуть , постепенно поднимая кончик языка к верхним зубам, пока не получится .
  2. Еще проще отталкиваться от звука , который почти все дети произносят хорошо чуть ли не с пеленок. Язык при произнесении этого звука уже находится в нужной позиции, и малышу достаточно будет поплотнее сжать зубы и поэкспериментировать, протягивая «тз-з-з», пока он не нащупает .

Автоматизируем звук

Добиться чистого звучания желаемого звука — это немало, но недостаточно. Теперь нужно научить ребенка использовать этот звук в речи. В этом помогут многократные повторения чистоговорок, стихов, просто слов, в которых присутствует буква Ж, — здесь все зависит от фантазии родителей.

  • Предложите ребенку «уменьшить» слова с помощью буквы Ж: пирог — пирожок, творог — творожок, берег — бережок.
  • Поиграйте в игру, где нужно придумывать предложения из слов, в каждом из которых есть буква Ж: желтый жук побежал жевать желе.
  • Подберите комплект ярких картинок с изображениями предметов, в названиях которых есть Ж, причем не только в начале, но и в середине, и в конце слов. Попросите малыша отчетливо называть их.

Дополнительные упражнения

В качестве вспомогательного средства педиатры, логопеды и психологи рекомендуют как можно больше внимания уделять развитию мелкой моторики, так как она напрямую связана с речевой функцией. Эта связь не всегда очевидна для родителей, но достоверно установлена наукой.

Играя с конструктором, шнуровками, собирая мозаику, помогая маме перебрать гречку или рис, ребенок тренирует свои сенсомоторные навыки, стимулируя работу важных отделов головного мозга, в том числе и отвечающих за речь. Немалую пользу принесут малышу пальчиковые игры — их специалисты рекомендуют практиковать с самого раннего возраста. В любом возрасте чрезвычайно полезны в этом отношении занятия лепкой и игры с песком.

Любая познавательная деятельность, связанная с собиранием и разбиранием целого на составные части, взаимодействием с мелкими деталями (до трех — только под присмотром родителей), дает активно работающему мозгу бесценный опыт, отражающийся на речевой функции и общем развитии ребенка.

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком  (карточки предварительно распечатать и разрезать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком  (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало Жука, не стало Жабы и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3. «Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком , называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4. «Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком , а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, жаба, лапа, жук, желе. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука ).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, жук— много жуков, жилетка — много жилеток, ножик — много ножиков). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ЖУК, к маленькому — ЖУЧОК.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного

Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — жаба, но две, три, четыре — жабы, пять — жаб). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов

Автоматизация звука «Ж» в словах. Игры на автоматизацию звука «Ж» при помощи картинок будут интересным занятием взрослого с малышом.

Заниматься можно у нас на сайте онлайн по 10-15 минут каждый день. Можно также распечатать, разрезать и играть с удовольствием.

Вам также будет интересно:

  1. Автоматизация звука Р
  2. Автоматизация звука Л
  3. Дифференциация звуков
  4. Автоматизация свистящих звуков
  5. Развитие речи
  6. Обучение грамоте
  7. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Этапы формирования правильного звукопроизношения

Формирование правильного произношения происходит поэтапно, от простого к сложному. Условно коррекционную работу можно разделить на три этапа:

  • Постановка звука (правильное положение органов артикуляции, произнесение в изолированном состоянии).
  • Автоматизация (правильное воспроизведение в слогах, словах, предложениях).
  • Дифференциация (различие сходных звуков на слух, в данном случае шипящих Ж-Ш).

Специалисты пользуются различными методами и приемами. Во время работы на первом этапе логопед использует в своей работе массажные и постановочные зонды. Первые помогают расслабить или привести в тонус слабые мышцы, вторые фиксируют органы артикуляционного аппарата в правильном положении. Каждое занятие логопед начинает с артикуляционной гимнастики.

На начальных этапах используется зеркало. Это позволяет ребенку правильно соотносить свои действия со взрослым и видеть, правильно ли он повторяет за логопедом. Если малышу сложно удерживать язык в том или ином положении, на первых порах педагог помогает ему при помощи зондов. Однако есть дети, которые воспринимают эти приспособления боязливо, так как они ассоциируются у них с медицинскими приборами. В этом случае в работе можно использовать одноразовые ватные палочки, они безопасны и удобны в применении.

Зарядка для языка при постановке звука Ж может включать в себя следующие упражнения:

  • «Блинчик»: упражнение рекомендовано в особенности для тех детей, у которых повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Правильное выполнение предполагает удержание языка в расслабленном состоянии: рот открыт, язык широкий, лежит на нижней губе, верхние зубы при этом видны. В таком положении необходимо задержаться на 5-10 секунд.
  • «Трубочка»: данное артикуляционное упражнение необходимо для выработки правильного положения губ во время произнесения звука Ж, приводит в тонус слабые мышцы вокруг рта.
  • «Вкусное варенье»: кончик языка должен быть широким, ребенку необходимо облизать сначала нижнюю губу, затем верхнюю. Желательно, чтобы под рукой были сухие салфетки, которыми можно вытереть рот.
  • «Чашечка»: боковые стороны языка упираются в коренные зубы. Если сложно удерживать язык в таком положении, можно на первых порах попросить его «завернуть начинку в блинчик» (логопед ватной палочкой или зондом прижимает среднюю часть языка, что помогает малышу поднять его боковые части).

При щечном произношении, в целях развития правильного дыхания, силы и направленности воздушной струи, ребенку предлагаются задания из комплекса дыхательных упражнений. Например, можно сдуть ватный шарик с ладошки.

Звук Ж можно «поставить» от звуков Ш, З или Р, при условии, что хотя бы один из них произносится ребенком правильно. В группе шипящих основным является Ш, чаще всего именно от него и начинают постановку парного ему Ж. У этих звуков одинаковое артикуляционное положение, поэтому при нарушении обоих из них, ставится сначала Ш, затем с добавлением голоса – Ж.

1. Артикуляционная постановка от звука Р.

Логопед просит произнести слог «ра». Когда ребенок говорит, при помощи постановочного зонда педагог останавливает вибрационные движения, характерные для звука Р. Вместо него будет слышен «ж». Затем повторяет еще несколько раз, после чего ребенок пробует произнести слог «жа» самостоятельно.

2. Постановка Ж от звука З.

Ребенок произносит растянуто слог «за». В этот момент специалист аккуратно меняет положение языка, приподнимая при помощи зонда его кончик к небу за передние верхние зубы.

3. Формирование правильного положения Ж от Ш.

В этом случае зонды и другие постановочные приспособления не понадобятся. Главное, помочь ребенку понять, что необходимо использовать голос. Для этого логопед просит приложить ладони к горлу, чтобы при напряжении голосовых связок чувствовалась вибрация. Затем предлагает попробовать произнести, как можно громче, звук Ш. При работе связок получится Ж.

Широко применяются пальчиковые гимнастики. Также логопед может предложить ребенку наматывать нитку на клубок и на каждый моток произносить слог, слово со звуком, который необходимо автоматизировать. В групповой работе по закреплению правильного произношения в обратных и прямых слогах можно использовать мяч.

Дифференциация звуков происходит при заучивании (чтении) скороговорок, чистоговорок, пословиц и поговорок, содержащих созвучные слова, например «пожар − базар, жал − зал». На начальном этапе используют картинки к словам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector