Детский сад компенсирующего вида
Содержание:
- Что такое ГПК
- Что означает детский сад — комбинированного, компенсирующего — и — общеразвивающего — вида
- Общеразвивающий детский сад
- Виды учреждений
- Другие виды групп
- Какие еще виды ДС существуют?
- Дошкольные группы государственных образовательных учреждений «центр образования»
- Детский сад компенсирующего вида – что это значит
- Какие специалисты работают с детьми?
- Ведомственный детский сад
- Задачи комбинированных групп
- Особенности образовательной программы
- Нормативно-правовая база в деятельности ДОУ
- Признаки хорошего садика
- Кому подходят компенсирующие группы?
Что такое ГПК
Группа кратковременного пребывания в детском саду — это специальная детская группа, открытая в ДОУ, в которой ребенок находится короткий период времени.
К сведению. Сколько времени будет проводить там дошкольник, определяет родитель.
ГКП идет на пользу всем малышам
Польза для ребенка пребывания в ГКП
В первую очередь, польза ГКП состоит в том, что она избавляет детей от чрезмерного стресса, в который они могут попасть из-за появления резкой необходимости провести в детсаду значительное количество времени.
Другие преимущества посещения ГКП состоят в том, что эти группы позволяют:
- Адаптировать ребенка к нахождению в коллективе сверстников.
- Научить дошкольника выходить на контакт с ровесниками и со взрослыми.
- Найти свободное время родителям.
В группе дети адаптируются к взрослой жизни
К сведению. Основной отрицательной стороной является отсутствие питания.
Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста
Родители зачастую боятся отправлять своих отпрысков в детский сад, мотивируя свой страх ранним возрастом ребенка. Тем не менее, на практике доказано, что ребенок должен нетрадиционно находиться в коллективе, чтобы впоследствии стать успешным членом общества. И современный мир предложил решение в виде ГКП.
Модель психолого-педагогического сопровождения детей в ДОУ
В ГКП с детьми работают профессионалы, обеспечивающие всю необходимую поддержку детей на протяжении пребывания ребят в садике. Программа предусматривает, что с детьми занимаются психологи, проводятся НОДы по плану, в том числе беседы
Помимо этого, внимание уделяется и игровой составляющей
Примерное расписание адаптационной группы
В среднем дети проводят в такой группе 2-3 часа. График четко распланирован согласно приказу директора заведения.
Первый час:
- игра (15 минут);
- НОД, связанный с интеллектуальным развитием (четверть часа);
- физкульт.минутка (10 минут);
- музыкальное занятие (10 минут).
Второй час:
- НОД с логопедом (четверть часа);
- игра (15 минут);
- физкульт.минутка (10 минут);
- музыкальное занятие (10 минут).
Третий час:
- художественный НОД (четверть часа);
- игра (15 минут);
- физкульт.минутка (10 минут);
- музыкальное занятие (10 минут).
Взаимодействие ДОУ с семьей
На плечи родителей ложится большая ответственность по воспитанию и образованию малыша
Специалисты детского сада могут проводить ряд мастер-классов, адресных бесед с родителями, чтобы указать им, на что следует обращать особое внимание, объяснить, как правильно общаться со своим отпрыском
Семейная помощь неоценима
Что означает детский сад — комбинированного, компенсирующего — и — общеразвивающего — вида
Занятия с детьми проводятся по методикам, специально разработанным для каждого типа нарушений. Формирование групп, как и в общеобразовательном садике, ведется по возрастному принципу. Помимо перечисленных показаний, направление в группы выдается малышам, часто болеющим острыми респираторными заболеваниями и деткам с ослабленной иммунной системой.
Основная нагрузка лежит на плечах воспитателей, предварительно обученных занятиям с проблемными детками. Организация работы сада подразумевает составление специального рациона питания малышей. Это означает, что сад с компенсирующим обучением показан и детям с проблемами ЖКТ или тем, кому необходима особая диета по другим показаниям.
Общеразвивающий детский сад
Сегодня детский сад общеразвивающего вида – это стандартный детский сад, сохранивший свое значение с советских времен. Развитие ребенка ведется по трем направлениям: интеллект, эстетика, физическое воспитание.
- Общение с другими детьми относится к социальной адаптации, происходит в процессе игр и занятий.
- Интеллектуальные способности развиваются на занятиях, проводимых воспитателем.
- Эстетика познается малышом через рисование, лепку, музыкальные занятия.
- Физическая нагрузка дается на утренней зарядке, во время прогулок и подвижных игр.
Подобная организация детского воспитания проверена годами, позволяет полностью подготовить ребенка к школе, сформировав его как гармонично развитую личность.
Отметим, что руководство общеобразовательного детского сада самостоятельно, но на законном основании выбирает превалирующую в воспитании категорию. Сохраняя общеразвивающие программы, даваемые в полном объеме, упор делается на социальное и личностное развитие, используются познавательно-речевые методики, ведется физическое или художественно-эстетическое воспитание деток.
Общеобразовательный детский сад – это привычный нам формат обучения деток, где решение по направлениям развития принимается руководством в одностороннем порядке
Виды учреждений
Многие виды детских садов мамы знают не понаслышке:
Муниципальный сад это сад общеразвивающего типа, обучение в нем идет по общегосударственной программе. Это самый бюджетный вариант садика, однако многочисленные очереди позволяют немногим отдать туда своих детей.
Ведомственный сад более дорогой вариант. Как правило, он делится на 2 группы. В одной воспитываются дети сотрудников предприятия, оплачивающего услуги детсада, а другая — платная для всех желающих
Внимание и спектр услуг в таком дошкольном заведении, конечно, лучше.
Домашний сад — это небольшая группа детей, воспитателем в которой является частное лицо. Обычно это многодетные мамы или педагоги, решившие открыть свое дело
Такие группы немногочисленны, в них всего 5-8 человек, что позволяет уделить время каждому ребенку. Оплата в таких садиках намного выше. Обучение идет по индивидуальной программе.
Детский сад семейного типа — в основе многодетная семья, которая прикрепляется к муниципальному садику, получает от него материальную и методическую помощь. По желанию в такой детский садик могут поступить и дети из других семей. Однако следует учесть, что воспитатель в нем не является профессионалом.
Кроме муниципального садика, остальные представляют собой платный вариант и не всегда выгодны родителям. Кроме того, при отсутствии контроля со стороны государства сложно проследить, чем занимаются с детьми в частных детсадах.
В основном идет
Опрос показал, что прогулки — самая популярная форма физической активности в Литве. Жители страны в среднем 17 раз в месяц отправляются на прогулку
Основное внимание уделяется физически активным людям — 43%. Респонденты указали, что они ходят не менее 4 раз в неделю
Кстати, уличные прогулки являются самыми популярными среди небольших городов. Это выглядит великолепно, поэтому люди говорят: «У меня нет времени заниматься спортом». Физическая активность должна быть интегрирована в жизнь, например, когда вы собираетесь работать, чтобы выйти на одну станцию раньше, пойдите, чтобы забрать детей из детского сада или школы по дороге, вместо того, чтобы подниматься по лестнице по лестнице.
Другие виды групп
В дошкольных учреждениях могут работать и другие виды групп.
Летняя — временная группа, организуемая летом для детей разного возраста. Занятия в них обычно не проводят, а организуют досуг: с детьми играют, читают, водят их на экскурсии, в театры или музеи.
Группа для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет) для развития, присмотра, ухода и оздоровления.
Группа по присмотру и уходу, без реализации образовательной программы для детей от 2 месяцев до 7 лет.
Семейные дошкольные группы общеразвивающей направленности.
Соотношение групп разных видов ничем не регламентируется — группы в ДОО открывают исходя из потребности и наполненности.
В каждую из групп могут входить дети как одного возраста, так и разных возрастов. Это зависит от общей наполняемости детского сада. Работе воспитателя в разновозрастных группах мы посвятили отдельную статью.
Где получить нужные знания для работы в группах разной направленности
Работа в любой из перечисленных выше групп требует наличия определенных знаний и навыков. Мы в АНО «НИИДПО» разработали самые востребованные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации для воспитателей, где в концентрированной форме даются необходимые знания. Ссылки на полезные курсы вы найдете в каждом разделе выше.
Чтобы поступить на курс и начать учиться, вам не нужно приезжать в институт. Весь процесс построен дистанционно*. Просто выбирайте интересующую программу и записывайтесь — набор в группы не ограничен сроками. Учитесь в удобное время и в любом месте: Слушайте лекции и вебинары, изучайте дополнительные материалы, выполняйте практические задания и проходите тесты.
Успешно освоив программу и сдав итоговое тестирование, вы получите удостоверение, которое сможете предъявить по месту работы для подтверждения своей квалификации.
Присоединяйтесь к числу Слушателей АНО «НИИДПО», получайте новые знания, чтобы ваша работа приносила больше пользы и удовлетворения!
* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Спасибо! Ваша заявка отправлена
Наш специалист свяжется с Вами
Автор статьи:
ДолженкоЮлия Ростиславовна
Преподаватель педагогических дисциплин, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, специалист школьной службы медиации, обладатель Почетных грамот и благодарственных писем городского и областного уровня.
Другие статьи автора
- Как воспитателю пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности?
- Работа воспитателя в развивающем центре. Особенности, плюсы и минусы
- Индивидуальный образовательный маршрут в работе с одаренными детьми
Все статьи этого автора
Поделитесь этой новостью в социальной сети!
Какие еще виды ДС существуют?
Описанные выше учреждения занимают основную нишу в системе детского дошкольного воспитания. Существуют и другие ДС, менее распространенные, но не пустующие. Отнесем к ним:
-
Детский сад с функцией присмотра и общего оздоровления.
Деятельность учреждения акцентирована на профилактике и оздоровлении. Проводятся санитарно-гигиенические мероприятия и процедуры. -
Этнокультурный (национальный) ДС.
Основное направление – культурное наследие отдельно взятых наций и народов, воспитание в ребенке уважения к другим культурам. Детям прививается бережное отношение к духовным ценностям человека вне зависимости от его вероисповедания. Занятия строятся так, чтобы малыши осваивали традиции и обычаи различных народов. Главная задача – на примере народных традиций донести до будущего члена многонационального общества необходимость быть терпимым и благодушным ко всем народам и культурам. -
Центры развития ребенка.
Детский сад с расширенными возможностями и функциями. По своей сути – это многофункциональный комплекс, в котором есть оздоровительный и игровой залы, студия рисования, детский театр, класс с компьютерами, бассейн. Воспитание ведется в комплексе, с использованием занятий по физическому и психологическому развитию. Введены методики коррекции, проводится художественное, эстетическое и интеллектуальное развитие детей.
инновационные методикибольшое внимание
Подготовительные группы
Группы и учреждения, основная деятельность которых направлена на подготовку ребенка к школе. Представлены следующими формами:
-
Дошкольные группы, создаваемые при государственных образовательных учреждениях.
Организуются для детей в возрасте 6 лет, чтобы подготовить их к поступлению в школу. - Прогимназии.
Обучение строится на полноценном изучении программ начальной школы. Учреждения принимают деток дошкольного и младшего школьного возраста. Изучаются основные предметы: русский язык (устно), математика, английский язык (начальные знания). Дополнительно введены программы эстетического воспитания: музыка, танцы, риторика, рисование, лепка, плавание, развивающие игры, ритмика. Выбирая прогимназию, следует внимательно ознакомиться с обучающей программой учреждения. Короткий программный список говорит о том, что учреждение не соответствует своему названию. Занятия в прогимназиях строятся по игровому принципу, который легче усваивается детьми от 3-х до 6-ти лет. -
Центры образования, действующие по всеобъемлющему принципу.
Относятся к государственным учреждениям. Используют программы, разработанные для дошкольного и начального образования. Продолжение обучения в центрах образования подразумевает непрерывность процесса, когда ребенок получает общее образование, совмещенное с профессиональной подготовкой. Организовываются по принципу заинтересованности населения в программном обучении с элементами преемственности и доступности. Поступление проводится на общих основаниях.
Большинство детей, достигших возраста 3 лет, готовятся пойти в детский сад. Это очень волнительный момент как для самих малышей, так и для их родителей
Заполняя документы, некоторые из них обращают внимание на полное наименование учреждения — детский сад комбинированного вида. Что это за формулировка, знают далеко не все, и от этого тревоги только возрастают. Попробуем разобраться, в чем заключаются особенности подобного детского сада
Попробуем разобраться, в чем заключаются особенности подобного детского сада.
Дошкольные группы государственных образовательных учреждений «центр образования»
Центр образования — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, программы профессиональной подготовки обучающихся и дополнительного образования на основе преемственности, непрерывности, доступности и личной ориентации обучающихся с учетом образовательных запросов населения.
В жизни практически каждого ребенка наступает момент, когда его отведут в первое образовательное учреждение — , чтобы мама смогла работать. Конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его любимое чадо попало в самый лучший детсад и к самому лучшему воспитателю. Но, как правило, ребенка удается отдать в то дошкольное учреждение, которое расположено поблизости с домом и в котором имеется место. И возможно вы узнали, что ваш детский садик комбинированного вида. Для многих мам и пап это понятие совсем неизвестно, и потому родители начинают переживать о том, куда отдают «кровиночку». Чтобы этот момент перестал быть непонятным, мы расскажем, что значит комбинированный детский сад.
Комбинированный детский сад — что это?
Вообще детские сады классифицируются по направлению специализации. Так, например, существуют детские сады общеобразовательного типа, где осуществляется интеллектуальное, физическое и нравственное развитие детей. В детских садах – центрах развития выполняются те же задачи, но эти учреждения оснащены игровыми комплексами, компьютерными классами и бассейнами. Узкоспециализированные (или компенсирующие) детские сады созданы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой физического и психического развития.
А если говорить о детском саде комбинированного вида, то такой вид дошкольного учреждения включается в себя несколько групп различной направленности. В таком детском саду наряду с группами с обычным, общеобразовательным направлением воспитания, имеются группы с особой специализацией, например, оздоровительные или компенсирующие. Сочетание групп в общеобразовательном учреждении могут быть самые разные. Нередко среди комбинированных групп в детском саду встречаются группы с логопедической направленностью, созданные для детей с нарушениями речи. Существует и детский сад с группами школы развития. Во многих учреждениях бывают группы для детей с задержкой психического или физического развития.
На самом деле детские сады комбинированного вида распространены в большей степени, нежели другие виды, что отвечает требованиям современного общества. Поэтому родители смогут выбирать необходимую для своего ребенка специализацию группы, будь-то коррекция речи, воспитание одаренности или оздоровление организма. Получить направление можно в органах управления образования на основе результатов осмотра врачами.
Подходя к возрасту ребенка в 3 года, работающие родители вынуждены искать ответ на вопрос «с кем оставить малыша, пока мы будем на работе?». Оставить с бабушкой или дедушкой, нанять няню или отдать в детский сад? Сомнения возникают по каждому варианту, но многие родители склоняются к определению своего сокровища в сад. Бабушка не сможет выдержать долгого пребывания с малышом по состоянию здоровья, няня окажется неподготовленной или, того хуже, грубой и наглой, остается единственный выход – детский сад.
Доверие к учреждению, где работают специалисты, обученные воспитанию малышей, перевешивает. Ребенок получает возможность общения со сверстниками, узнает много нового, в ДС идет его всестороннее развитие. Тем не менее, и в этом варианте обнаруживаются подводные камни в виде разных типов детского учреждения. Какой вид выбрать, в чем их особенности, что лучше для вашего ребенка – во всем этом мы и попробуем разобраться.
Детский сад компенсирующего вида – что это значит
Особенность заключается в том, что используются образовательно-воспитательные программы, адаптированные под детей с физическими и психическими отклонениями в состоянии здоровья.
Обучение предполагает проведение реабилитационных занятий. Благодаря грамотно разработанной программе, удается устранить нарушение или уменьшить его выраженность.
Занятия проходят с использованием методик, разработанных для каждого типа нарушения. Это позволяет обеспечить правильное развитие ребенка с особыми потребностями. К каждому малышу подбирается индивидуальный подход.
Группы компенсирующей направленности в ДОУ принято формировать стандартно, по возрастному принципу.
Детский сад компенсирующего вида является на сегодняшний день одним из самых эффективных заведений для коррекции детей с различными отклонениями. Большинство родителей относятся к таким садам с недоверием, чаще всего они боятся самого названия, хотя на самом деле специалисты могут помочь ребёнку и позитивно повлиять на его развитие.
Чаще всего родители не могут самостоятельно всего этого дать, потому как у них не хватает знаний и опыта. Родители не должны бояться самого факта того, что ребёнок будет ходить в детский сад компенсирующего вида, потому как в этом есть исключительно одни плюсы.
В первую стоит обратить внимание на опытных профессионалов, у которых много лет стажа работы с такими малышами, а это значит, что эффективность значительно повышается. Не стоит забывать также о том, что у таких детей могут быть проблемы с адаптацией в коллективе, потому как они имеют какие-либо особенности
Важно, чтоб они столкнулись с различными категориями малышей, чтоб в дальнейшем быть готовыми ко всему
Важно, чтоб они столкнулись с различными категориями малышей, чтоб в дальнейшем быть готовыми ко всему
Не стоит забывать также о том, что у таких детей могут быть проблемы с адаптацией в коллективе, потому как они имеют какие-либо особенности
Важно, чтоб они столкнулись с различными категориями малышей, чтоб в дальнейшем быть готовыми ко всему
Это также отличное заведение для тех родителей, у которых дети часто болеют трудными заболеваниями, подвержены инфекции, способные самостоятельно бороться с различными проблемами со здоровьем. В детском саде компенсирующего вида есть все необходимые условия для полноценного развития малыша, учитывая его индивидуальные особенности.
https://youtube.com/watch?v=fKf2kG7gHvw
Если у него нарушение зрения, то педагоги будут внимательны к этому. Всеми силами будут способствовать улучшению показателей, а также преподносить материал так, чтобы ребёнок его качественно воспринимал
Далеко не в каждом детском саде особое внимание уделяется питанию, хотя на самом деле это очень важно, учитывая то, что ваш ребёнок постоянно растет
В детском саде компенсирующего вида учитываются все особенности ребёнка, его возрастная группа, отклонения в развитии и т.п. Это значит, что если у вашего ребёнка ослаблен иммунитет, в его рационе будет максимальное количество необходимых витаминов.
Сейчас родители впадают в отчаяние из-за того, что специалисты рекомендуют направить ребёнка в детский сад компенсирующего вида. В данном случае существенную роль играет общественное мнение, но если маме и папе действительно необходимо научиться заботиться о ребенке, то всё это должно отойти на второй план.
В данном учреждении малыш получит всё самое необходимое. Можно также не волноваться о знаниях, потому как материал в таком учреждении мало отличается от обычного, просто меняется формой подачи, чтоб например, ребёнок с нарушениями слуха смог усвоить знания максимально эффективно.
Если у ребенка наблюдаются какие-либо нарушения опорно-двигательного аппарата, то в детском саде данного типа будут учтены все нюансы, он сможет спокойно и безопасно перемещаться по помещению.
Это значит, что процесс выздоровления будет максимально быстрым, что есть огромным плюсом таких садов. Ни в коем случае нельзя пренебрегать услугами специалистов, потому как они знают, как работать с детьми, учитывая все их нюансы развития.
Огромным плюсом также является то, что детей в группе немного, а это позволяет педагогам уделять больше внимания каждому, замечая, кто в чём отстает, где что нужно подтянуть. С малышами работают также психологи, определяя их проблемы, помогая решить их, и корректируют поведение.
То, с чем долгое время не могли справиться родители, с легкостью могут изменить педагоги
Отдельное внимание уделяется массажу, потому как детки постоянно растут, а недостаток витаминов или минералов может негативно отразиться на формировании их скелета и мышц
Какие специалисты работают с детьми?
В ДОУ компенсирующего типа есть обслуживающий персонал: повар, нянечка, подсобные рабочие. Занятия с детьми проводят специалисты разных сфер. Все зависит от того, какие группы действуют в детсаду.
Как правило, в компенсирующих дошкольных заведениях есть:
- логопед. Помогает избавить малыша от речевых дефектов;
- психолог. Работает с агрессивными, замкнутыми детьми. Выявляет причину психологических нарушений и пытается ее устранить. Учит адаптироваться к новым условиям, жизни в социуме;
- методист. Работает с семьей, разрабатывает план и программу занятий;
- реабилитолог. Проводит утреннюю зарядку, массаж, устраняет дефекты физического развития;
- музыкальный руководитель. Организовывает развлечения, досуг. Проводит музыкотерапию, музыкальные занятия;
- диетолог. Разрабатывает рацион для детей с особыми потребностями;
- терапевт. Контролирует общее состояние здоровья малыша;
- иммунолог. Занимается решением проблемы слабых защитных сил организма;
- аллерголог. Работает с детьми, у которых наблюдается непереносимость определенных лекарств, продуктов.
День ребенка, специалисты организовывают таким образом, чтобы усвоение дошкольной программы сочеталось с корректировкой физических либо психологических нарушений.
Ведомственный детский сад
О ведомственных детских садах можно сказать то, что их программы определяются организациями, в чьем ведомстве детский сад находится. Эти сады стоят дорого, а скидки предоставляются только детям сотрудников организации. Сейчас количество ведомственных детских садов сокращается.
Плюсы:
Небольшое, относительно муниципальных садов, количество детей в группе.
Хорошие условия для детей.
Меню продумывается тщательнее, чем в муниципальных садах.
Минусы:
Очень большая оплата (порядка нескольких тысяч).
Дети сотрудников принимаются в первую очередь, а потому бывает сложно попасть туда.
Как выбрать ведомственный детский сад?
Существует 2 действительно важных момента, на которые стоит обратить внимание:
1. Обязательно проверьте наличие лицензии и государственной аттестации.
2. Проверьте обеспечение социальной базы предприятия, насколько эта организация богата, в чьем ведомстве детский сад находится. Это позволит вам убедиться, что качество действительно соответствует тем деньгам, которые с вас просят.
Задачи комбинированных групп
Пока я не забыла, напомню или, кто не знает, объясню, что комбинированные группы не нужно путать с группами компенсирующей направленности. Первые состоят из здоровых деток и особенных, а компенсирующие предназначены для малышей с однотипными особенностями. Чаще это проблемы речевого развития. Сегодня почти в каждом детском саду есть логопедические группы, вот они и есть компенсирующие.
О группах компенсирующих можно добавить еще вот что: да, детки с речевыми нарушениями могут находиться в комбинированных группах, но если набирается в садике деток с речевыми, скажем, нарушениями большое количество, то проще и целесообразней обучать их по специально разработанной коррекционной программе. Так коррекция нарушений будет проходить наиболее эффективно.
Наполняемость компенсирующих, в общем, как и комбинированных групп – в пределах санитарных норм, не более 16 человек.
Но вернусь к задачам комбинированных групп:
- Предоставление возможности детям с ОВЗ получить качественное дошкольное образование в ДОУ;
- Построение образовательной программы с учетом особенностей каждого ребенка в условиях инклюзивного обучения;
- Обеспечение полноценной максимальной интеграции деток с ОВЗ в коллектив обычных ребят путем создания безбарьерного пространства для взаимодействия всех членов образовательного процесса;
- Организация эффективного взаимодействия с родителями воспитанников для создания условий для полноценного развития в дошкольных учреждениях и в домашних условиях;
- Постоянная психопрофилактическая работа с родителями здоровых и детей с ОВЗ на тему создания благоприятной психологической атмосферы в группе;
- Помощь родителям в виде консультаций и обучение вопросам воспитания и развития деток;
- Мотивация родителей воспитанников к активному включению в процессы обучения и развития детей, проявление инициативы и оказание помощи педагогам;
- Коррекционно-педагогическая, медицинская, психологическая и социальная коррекция состояния деток с ОВЗ.
Другими словами, обычные дети и малыши с особенностями по здоровью с малых лет должны учиться уважать друг друга и иметь равные возможности для реализации.
Особенности образовательной программы
Если в обычных детских садиках используется единый стандартный план развития малыша, то в комбинированных дошкольных заведениях разрабатываются специализированные образовательные программы. Они составляются непосредственно воспитателем и руководителем учреждения.
В программах комбинированных детских садов описываются методы обучения, перечень необходимых предметов и средств для правильного развития дошкольников. Они предполагают внедрение инноваций, анализ здоровья воспитанника, взаимодействие с семьей малыша, проведение работ по коррекции.
Ребенок получает тот уровень знаний, который необходим ему для поступления в обычную школу. Образовательные программы учитывают индивидуальные потребности каждой категории детей, поэтому имеют определенные отличия.
Обучение в садике смешанного типа может быть трех видов:
-
фронтальным.
Воспитатель работает со всей группой детей. Занятия имеют единое содержание, проходят четко по расписанию. Малыши во время процесса обучения взаимодействуют друг с другом; -
индивидуальным.
Дает возможность воспитателю отдельно поработать с каждым ребенком. Обычно применяется в тяжелых случаях. Такой подход позволяет малышу хорошо усвоить материал. Но от воспитанника требуются большие эмоциональные затраты; -
групповым
. Обучение проходит в классах по интересам. Обеспечивается взаимодействие детей в образовательном процессе.
Методы обучения комбинированных детских дошкольных учреждениях, должны полностью соответствовать стандартам, принятым на федеральном уровне.
Нормативно-правовая база в деятельности ДОУ
Определение
Нормативно-правовая база дошкольного образования — это документы международного, федерального, регионального уровня, а также уровня ДОУ.
Документы международного уровня:
- Декларация прав ребенка (1959 г.).
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
Документы федерального уровня:
- Конституция РФ.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 01.01.01 г. N 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Региональные документы варьируются в зависимости от субъекта (область, край, республика и так далее).
Примеры документов уровня ДОУ:
Признаки хорошего садика
Для каждого родителя может быть свой особенный набор признаков, по которым можно причислить садик к категории «хороший».
Но, как правило, есть ряд признаков, которые называют, так или иначе, почти все родители:
- Воспитатели и педагоги – доброжелательные, любящие детей, не допускающие грубого и оскорбительного обращения, использующие последовательность в принципах воспитания, умеющие и желающие найти подход в любой конфликтной ситуации, умеющие уговаривать детей, а не заставлять, прислушивающиеся к мнению родителей.
- Помещения сада должны быть чистые и ухоженные, группа разделена на несколько зон – игровую, для питания, для занятий, для сна.
- Территория сада хорошо благоустроена и убрана, огорожена.
- Для прогулок отводится достаточное количество времени, а площадка для прогулок хорошо оборудована – есть песочница, навес, игрушки.
- У детей есть время на свободную игру – именно в это время дети учатся договариваться друг с другом, ссориться и мириться, развивают воображение, играя в ролевые игры.
- Детей хорошо кормят.
- Дети часто делают какие-то поделки – рисунки, аппликацию, лепят из пластилина.
- Есть дополнительные занятия, детские утренники хорошо организованы и отрепетированы.
Кому подходят компенсирующие группы?
- детский сад;
- детский сад комбинированного вида;
- детский сад компенсирующего типа;
- детский сад общеразвивающего вида;
- детский сад присмотра и оздоровления;
- детский сад с этнокультурным (национальным) компонентом образования;
- дошкольные группы государственных образовательных учреждений «начальная школа — детский сад»; дошкольные группы государственных образовательных учреждений «общеобразовательная школа»;
- центр развития ребенка — детский сад;
- дошкольные группы государственных образовательных учреждений «прогимназия»;
- дошкольные группы государственных образовательных учреждений «центр образования».
В эти детские сады берут детей с различными патологиями, например, с задержкой психического развития, с туберкулезной интоксикацией, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха, с нарушениями речи, с нарушением зрения, с нарушением интеллекта, часто болеющих детей. Работают в таких детских садах медики высокой квалификации, а для детей создаются особые условия – иногда диетическое питание, бассейны, сауны, массажные кабинеты, маленькое количество детей в группах.
Чтобы попасть в садик компенсирующего вида, необходимо направление педиатра и справки от специалистов по профилю садика.
Как правило, в такие группы набираются дети с 6 лет для подготовки к поступлению в школу.
В таких центрах имеются игровой и физкультурно-оздоровительный комплексы, изостудия, компьютерный класс, детский театр, бассейн. Применяется комплексный подход к организации работы с детьми – осуществляется физическое и психическое развитие, коррекция, а акцент делается на интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие.
Центр образования – вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, программы профессиональной подготовки обучающихся и дополнительного образования на основе преемственности, непрерывности, доступности и личной ориентации обучающихся с учетом образовательных запросов населения.
Тем не менее, разница между среднестатистическим детским садиком и учреждением компенсирующего вида все же имеется и проявляется она в некоторых моментах, о которых мы сегодня и поговорим.
Совершенно очевидно, что каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, который должен касаться не только личных взаимоотношений, но и воспитания/обучения.
Поскольку единого метода воспитания, подходящего абсолютно для всех детей, не существует, современная система образования старается оперативно реагировать на потребности подрастающего поколения, и создавать все новые и новые формы воспитания/обучения, а также виды образовательных организаций.