Новорожденный плачет

Плач и кризис трех лет

Кризис трёх лет связан с развитием психики ребенка. Он помогает ребёнку стать самостоятельным, попробовать свои силы, почувствовать собственные желания. Но малыш еще не умеет управлять своим поведением, не может сдерживаться и быть терпеливым. Именно из-за этого и возникают истерики.

Не умея выразить свои чувства конструктивно, ребёнок кричит и злится. Так он протестует против обстоятельств, которые не в силах изменить. Он защищает свои интересы: ему не хочется ложиться в кровать или уходить с детской площадки, но взрослые заставляют. Истерика в данном случае – естественная реакция на неприятные события.

В ярость повергает малышей и чувство собственного бессилия. К примеру, кроха не может сам достать игрушку, застегнуть пуговицы, открыть дверь. Это доводит до отчаяния и очень злит! К тому же малыш слышит множество запретов от взрослых, они усиливают протест.

Как связаны крик новорожденного ребенка и развитие речи

При крике развивается речедвигательный аппарат. Вы слышите своего ребенка даже на улице. Чтобы развить свои умственные способности через речедвигательный аппарат, малыш часто плачет, требуя то еды, то сна, то внимания к себе. Если ребенку для снятия колик требуется тепло материнского живота, то малыш обязательно добьется своего.

Крик и кишечные колики

Новорожденные часто мучаются кишечными коликами. Это довольно болезненные ощущения, доставляющие дискомфорт. Единственное, что может сделать малыш, чтобы уменьшить боль, кричать. Крик новорожденного ребенка запускает механизм образования углекислоты в крови, на одно мгновение происходит расслабление мышц, идет выброс обезболивающих гормонов в кровь. Боль постепенно уменьшается, колики на некоторое время прекращаются. Уставший малыш успокаивается!

Увеличение углекислоты в крови при крике может повыситься до 8 %. Затем мышцы кишечника вновь расслабляются, через некоторое время колики проходят, и количество углекислого газа опять становится прежним, уменьшаясь до 7 %. Утомительный процесс образования спазмов и их расслабления повторяется снова и снова.

Плач бывает разным

Плач № 1. При кормлении

Если новорожденный плачет во время кормления, вероятно, ему сложно дышать из-за заложенного носа. Так бывает, когда ребенок сначала пытается взять грудь и начать кушать, а затем недовольно хнычет и перестает сосать. Проверьте — все ли в порядке с дыханием и, если носик заложен и сопит, закапайте средство на основе раствора морской соли, а лишнюю слизь аккуратно уберите аспиратором. Если же ребенок начинает сосать и затем заходится в плаче — вероятно, у малыша заболели уши, поэтому любое сосательное движение доставляет ему боль. В таком случае срочно покажите малыша педиатру и ЛОРу. Или вызовите Скорую.

Плач № 2. Зовущий и непрерывный

Малыш подает сигнал о том, что ему нужна мама: сначала он негромко кричит в течение нескольких секунд, затем замолкает: эти периоды повторяются, пока плач не становится непрерывным. Если новорожденный постоянно плачет после того, как вы проигнорировали его сигналы — значит, он либо голоден, либо напуган, либо испытывает боль. Его легко будет успокоить, дав ему грудь или просто взяв на руки и покачав. Если и это не успокоит малыша — возможно, у него что-то болит.

Плач № 3. Голодный

Большинство мам распознают «голодный плач» уже в первый день жизни ребенка. Малыш предпринимает «плач № 2», а, очутившись на руках у матери, сразу начинает поиски груди. Взяв грудь, он успокаивается.

Плач № 4. Из-за боли

Если малыш плачет долго и непрерывно, но не кричит, а монотонно «жалуется» и при этом иногда вскрикивает — скорее всего, он испытывает боль. Дайте ребенку грудь и, если это его не успокаивает, срочно обратитесь к врачу или вызовите Скорую.

Плач № 5. Во время купания

Большинство малышей любят купаться: вода их успокаивает, снимает стресс, готовит к кормлению и сну. Чтобы понять, почему новорожденный плачет во время купания, для начала проверьте воду, опустив в нее внутреннюю часть запястья. Каковы ваши ощущения, насколько вода теплая (не горячая, не холодная)? Если все в порядке, тщательно обследуйте кожу ребенка: есть ли на ней есть раздражения, опрелости, царапины, покраснения? Возможно, контакт с водой вызывает боль на коже: в таком случае, пока откажитесь от купания, используйте влажные салфетки в местах, где нет раздражений, и срочно покажите малыша дерматологу.

Плач № 7. Из-за дисхезии

Если новорожденный плачет после кормления, возможно причиной является дисхезия (нарушение дефекации). Такой плач напоминает крик, при котором ребенок тужится и краснеет. Если после этого ему удается «покакать» — малыш сразу же успокаивается. Малыш плачет вовсе не по причине боли, а чтобы усилить внутрибрюшное давление. Как только мышцы тазового дна расслабятся и каловые массы выйдут наружу — в крике уже не будет необходимости.

А вот при запоре или коликах малыш не прекратит плакать, пока у него не пройдут боли, связанные с нарушением работы желудочно-кишечного тракта: такое состояние требует медицинской помощи. Если вам сложно различить плач при дисхезии и при боли — лучше обратиться к педиатру.

Плач № 8. Сонный плач

Если малыш хнычет без перехода на крик, зевает, трет ручками глаза, жмурится — скорее всего, он хочет спать. Однако, переутомление или пережитые эмоции мешают ему заснуть. Дайте ребенку грудь, прижмите, покачайте. Не кладите его в кроватку сразу — пусть сначала успокоится и начнет засыпать.

Плач № 9. Ночной плач

Если новорожденный ребенок плачет и не спит ночью, при этом переходит на крик и отказывается от груди — скорее всего, он испытывает боль.

Когда малыш плачет во сне, не просыпаясь, но успокаивается, как только вы взяли его на руки и прижали к себе или дали грудь — значит, он либо замерз, либо пережил страшный сон и нуждается в защите.

Контакты со специалистами

Эффективным методом диагностики состояния слуха у детей раннего возраста (с момента рождения) является объективная компьютерная аудиометрия (КСВП). Результаты этого исследования позволяют сурдологу судить не только о наличии или отсутствии слуха у ребенка, но и определить степень тугоухости.

Это исследование обычно проводят в детских отделениях научно-исследовательских институтов уха, горла и носа и в детских сурдологических центрах. На такое исследование направляют, если у новорожденного обнаружен один из перечисленных факторов риска или если на первом осмотре оториноларинголог (лор-врач), педиатр или неонатолог (врач, наблюдающий новорожденных) заподозрил нарушение слуха. В последнее время первичное исследование проводят с помощью звукореактотеста — специального прибора, предназначенного для раннего выявления нарушения слуха у детей. В настоящее время этот аппарат есть почти во всех детских поликлиниках.

Если у ребенка будет обнаружено снижение слуха, то сурдолог расскажет вам о том, нужно ли использовать слуховой аппарат или о других методах лечения. Кроме того, вашему ребенку потребуются специальные занятия с сурдопедагогом, без которых он не научится воспринимать звуки и говорить. Чем раньше начнется обучение малыша, тем выше вероятность того, что ребенок сможет освоить разговорную речь, будет обучаться в массовой школе и получит профессиональное обучение.

Что делать во время поноса без повышения температуры

Зачастую, если устранить причину поноса у малыша двух лет, то недуг этот, при условии, что нет температуры у крохи, проходит.

При поносе малыш плохо кушает. Но стоит избавиться от недуга, ребёнок с удовольствием начнёт кушать.

понос у ребенка

Появление кишечных инфекций зачастую относится к тем малышам, которые ходят в детские садики. Чтобы избежать недуга, следует научить ребёнка тщательно мыть руки после туалета. Малыш должен знать, что грязные руки после туалета являются источником поноса.

Если понос продолжается довольно длительное время, то рекомендуется найти первопричину для исключения серьёзных последствий. Если ребёнка не лечить от поноса, то он может стать причиной истощения детского организма.

Самой главной задачей для родителей при появлении поноса у ребёнка — это предотвращение обезвоживания детского организма. Чтобы предотвратить обезвоживание, следует компенсировать потерю жидкости и солей в организме малыша. Тут подойдёт применение специальных растворов, лечащих от обезвоживания, которые продаются в аптечных пунктах (регидрон, оралит). На 1 литр полученного раствора следует добавить столовую ложку сахара.

Важно, чтобы во время поноса ребёнок пил жидкость в больших количествах. Большое употребление жидкости возмещает потерю её в организме при поносе.. Также можно изготовить следующий раствор, который поможет спасти ребёнка от обезвоживания: чайную ложку соды, три четверти чайной ложки соли, а также восемь маленьких ложек сахара, следует разбавить в чашке апельсинового сока и смешать полученную сметь с литром воды

Давать пить ребёнку раствор следует по маленькой ложке каждые пятнадцать минут на протяжении двух часов. Если по истечении этого времени ребёнка не начало тошнить, то можно удвоить дозировку раствора. Как только малыш начнёт чувствовать улучшение, то постепенно нужно вернуться к привычному рациону ребёнка. Но если симптомы обезвоживания проявляются всё больше, то рекомендуется незамедлительно вызвать скорую

Также можно изготовить следующий раствор, который поможет спасти ребёнка от обезвоживания: чайную ложку соды, три четверти чайной ложки соли, а также восемь маленьких ложек сахара, следует разбавить в чашке апельсинового сока и смешать полученную сметь с литром воды. Давать пить ребёнку раствор следует по маленькой ложке каждые пятнадцать минут на протяжении двух часов. Если по истечении этого времени ребёнка не начало тошнить, то можно удвоить дозировку раствора. Как только малыш начнёт чувствовать улучшение, то постепенно нужно вернуться к привычному рациону ребёнка. Но если симптомы обезвоживания проявляются всё больше, то рекомендуется незамедлительно вызвать скорую.

Вызывать скорую следует, если понос сопровождается некоторыми признаками, проявляющимися:

  • западанием глаз;
  • вялостью и сонливостью;
  • потемнением цвета мочи, а также уменьшением её количества;
  • сухостью в ротовой полости;
  • появлением сухости, а также шершавости кожи;
  • отсутствием слёз во время плача.

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он — взрослый, мы — разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку — нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, — это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название «кризиса».

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному «графику», потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Спокойный сон

Иногда новорожденный плачет во сне. Причин этому может быть множество, это могут быть колики, чувство тревоги, особенно, если малыш спит отдельно от матери, или излишняя активность перед сном и, как результат, переутомление. Нельзя исключать и проблемы со здоровьем, поэтому, если новорожденный плачет во сне слишком часто, следует проконсультироваться с педиатром. Плохой сон или его недостаток не лучшим образом сказывается на самочувствии малыша, он становится вялым и капризным. Если очевидных причин плача во сне обнаружить не удалось, возможно, стоит изменить режим жизни ребенка.

Чтобы сон малыша был более спокойным нужно создать для него подходящие условия:

  • Ребенок должен быть сыт, но не перекормлен.
  • Следите, чтобы подгузник был чистым, а пеленки и постельное белье сухими.
  • В комнате, где спит ребенок, должен быть чистый, свежий воздух, поэтому ее нужно регулярно проветривать. Оптимальная температура для сна – 18-20˚С, при этом ребенка нужно одеть в трикотажный комбинезон и накрыть легким одеялом или использовать специальный конверт для сна. Если температура в комнате выше 24˚С, достаточно накрыть малыша тонкой простынкой.
  • Не кутайте ребенка слишком сильно для сна.

Физический дискомфорт

Если голод и колики отпадают, мама может предположить, что новорождённый ребёнок плачет вследствие неприятных ощущений, которые вызваны некомфортным бельём, неправильно подобранным температурным режимом или, что бывает чаще всего, мокрым или грязным подгузником.

Рассмотрим подробнее основные причины для физического дискомфорта и методы их устранения:

  1. Ребёнок описался. Если грудничок плачет, ёрзает, стараясь не касаться промокшей вещи, необходимо посмотреть, не сделал ли он свои «мокрые делишки» в пелёнку или подгузник. Решение проблемы очень простое – достаточно поменять одежду и бельё, протереть детскую кожу салфеткой.
  2. Малышу неудобно в одежде. Если ребёнок недовольно кричит сразу после одевания или смены пелёнки, мама может сделать вывод о том, что ему не нравится одежда. Возможно, швы, нити, пуговки впились в тельце, синтетика вызывает зудящие ощущения или материал пелёнки довольно жёсткий. Кроху просто переодевают.
  3. Крохе неудобно в кроватке или коляске. Хнычущий новорождённый может быть недоволен позой. В этом случае он начинает плакать, махать конечностями, стараясь изменить позицию. Выход – переложить ребёнка в более комфортную для него позу.
  4. Младенец замёрз или сопрел. Если ребёнок постоянно хныкает, всхлипывает, у него покрасневшие и горячие кожные покровы, то ему слишком жарко. При плаче и бледности кожи, напротив, делают вывод о переохлаждении малыша. Родителям нужно переодеть его, исходя из температуры в помещении.

Как понять новорождённого, который испытывает физический дискомфорт? Достаточно проявлять элементарную внимательность и отлеживать реакции своего чада.

Что делать, если новорожденный не спит ночью и плачет? Краткий алгоритм

Бессонные, исполненные детского крика ночи – к сожалению, крайне редко можно встретить родителей, которые бы не сталкивались с этой проблемой в первые недели жизни младенца.

Поэтому, если вы зашли к нам на сайт в поисках ответа на вопрос: «Что делать, если новорожденный не спит ночью и плачет» — будьте уверены, вы далеко не единственный наш читатель.

Ежедневно тысячи людей допрашивают поисковики Интернета, пытаясь отыскать четкий и правильный алгоритм, который бы дал им возможность привести жизнь всей семьи в нормальное русло.

Между тем, чтобы дать такой алгоритм, необходимо сначала разобраться с причиной плача. Ибо, чтобы понять, что делать, надо выяснить почему.

Все причины бессонницы и ночного плача у новорожденного можно разделить на три большие группы:

I.Патологические причины (заболевания врожденного или приобретенного характера);

II.Физиологические причины, связанные с неприспособленностью новорожденного к жизни в нашем прекрасном, но совершенно новом для него мире.

III.Социальные причины, связанные с тяготами адаптации близких новорожденного к новому члену семейства.

Именно в отношении последней группы причин можно дать четкий алгоритм действий, который встречается практически на всех «маминых» сайтах, поскольку его знают наизусть все бывалые мамы, а особенно бабушки.

1. Прежде всего, надо попробовать покормить новорожденного. Надо сказать, что голод самый сильный раздражитель. Многие специалисты по педиатрии считают, что малыш воспринимает голод как боль и поэтому может очень бурно на него реагировать.

2. Если младенец отказывается от еды или продолжает кричать после кормления, снимите памперс и внимательно осмотрите новорожденного. Кожа в таком возрасте очень чувствительна и нередко опрелости появляются необычайно быстро. Даже маленькая опрелость может быть чрезвычайно болезненной.

3. Причиной бессонницы и детского плача может быть также внешний дискомфорт (слишком холодно, слишком жарко, слишком душно, мокрый памперс, складки на простыне, шумно в помещении и т.п.).

Если же ни одной из выше названных причин вы не обнаружили, а новорожденный, не смотря на все ваши старания, продолжает разрываться от крика, следует искать причину из первой или второй группы.

Новорожденные болеют острыми кишечными заболеваниями и ОРЗ относительно редко, поскольку получают от мамы антитела против множества инфекций. Тем не менее, измерьте температуру тела – ночной крик может быть предвестником острой инфекции, которая во всей красе разовьется на следующий день.

Если температура тела нормальна, и какие-либо другие патологические симптомы отсутствуют, то чтобы выяснить, почему новорожденный не спит ночью и плачет, вам следует прочитать следующие разделы нашей статьи, повествующие о наиболее распространенных причинах бессонницы и крика у новорожденных.

Причины возникновения запора у младенца

Прежде чем перечислять причины запора у грудничка, следует ознакомиться с особенностями строения и функционирования его пищеварительной системы. Это поможет лучше понять, почему возникает запор у младенца.

Первая особенность пищеварительной системы младенцев — это небольшие размеры желудка (в первый месяц жизни его объем составляет около 100 мл, а затем постепенно увеличивается) и его горизонтальное расположение. Пища у младенцев задерживается около 2,5-3 часов, а при искусственном вскармливании — немного дольше. Но основная особенность, способствующая развитию такой проблемы, как запор у младенца — это длинный кишечник и слабые мышцы живота.

Так, в норме частота стула у младенцев первого года жизни может совпадать с частотой кормления (до 6 раз). С возрастом она уменьшается и к моменту введения прикорма составляет примерно 2 раза в день, а у детей на искусственном вскармливании — 1 раз в сутки. В норме у грудничков кал кашицеобразный.

Запором принято считать: если интервал между актами дефекации у младенца увеличивается, если опорожнения систематичны, но недостаточные, а сам кал не кашицеобразный характер, а плотный, фрагментированный.

О запоре у детей до 3 лет принято говорить, если число дефекация составляет менее 6 раз в неделю.

Наиболее частые причины запора у грудничка следующее:

  • Генетическая склонность.
  • Перинатальная энцефалопатия, например, в результате гипоксии, или травмы (ДЦП).
  • Неправильный режим дня и питания кормящей матери.
  • Нарушение вскармливания и питьевого режима.
  • Врожденная патология и аномалии развития.
  • Незрелость пищеварительной системы грудничка.
  • Нарушение микробиоценоза кишечника.
  • Употребление некоторых медикаментозных средств.
  • Метаболические нарушения.
  • Заболевания спинного мозга.
  • Болезнь Гришпрунга и др.

Что можно сделать родителям самим, если ребенок плохо спит?

МЕТОД Возраст ребенка ОПИСАНИЕ
Соответствующее возрасту и постоянное время отхода ко сну и режим сна Все дети Ребенка укладывают спать в соответствии с его возрастом в одно и тоже время отхода ко сну постоянно 7 дней в неделю с минимальными отклонениями.
Режим сна Все дети Последовательность действий за полчаса до сна. Шаги выполняются одинаково каждую ночь, чтобы «сигнализировать» о приближении начала сна. Не более 30 минут с 2–3 расслабляющими занятиями (ванна, рассказ) и завершением в спальне. Для детей младшего возраста или детей с задержкой в ​​развитии используются картинки, закрепляющие последовательность действий. Также можно ставить галочки и зарабатывать стикеры за выполнение каждого шага распорядка или завершения всего распорядка.
Метод безразличия Дети младшего возраста Ребенка укладывают в кровать или колыбельку, пока он еще не спит, затем родителей просят не реагировать на крики или протесты. Необходимо предупредить родителей о том, что протесты сначала увеличатся, а потом уменьшатся.
Постепенное безразличие Дети младшего возраста Ребенка укладывают в кровать или колыбельку, пока он еще не спит, затем родители покидают комнату и ждут все большее количество минут, прежде чем снова войти в комнату для краткого, нейтрального взаимодействия с ребенком. После каждого повторного входа количество минут до следующего входа постепенно увеличивается после каждого испытания и в течение нескольких дней.
Также используется для уменьшения присутствия родителей, чтобы научить ребенка засыпать самостоятельно. Вместо того чтобы покидать комнату, родитель каждые несколько ночей отдаляется от ребенка. В обоих случаях предупредите родителей о вспышке эмоций,  которая может произойти в течение первых нескольких ночей.
Позитивный распорядок Дети младшего возраста Установите распорядок дня перед сном, который представляет собой позитивное и приятное взаимодействие родителей и детей с одним или двумя любимыми занятиями ребенка. Родитель постоянно хвалит ребенка, но если ребенок отказывается от шага или истерики, распорядок заканчивается, ребенка укладывают спать и общение прекращается.
Усталость перед сном Маленькие дети, маленькие дети с поздним отходом ко сну Ребенка укладывают спать ближе к тому времени, когда он или она, скорее всего, заснет. После засыпания в течение 15–20 минут время отхода ко сну переносится на 15 минут раньше каждые 2–3 ночи, пока не будет достигнуто желаемое время сна.
Запланированные пробуждения Дети младшего возраста Определите исходную картину пробуждений, используя дневник сна. За 15–30 минут до типичного ночного пробуждения, определенного из дневника сна, родитель заранее будит ребенка, слегка встряхивая его и прося проснуться. Когда ребенок отвечает, слегка приоткрыв глаза или бормоча, родитель позволяет ребенку снова заснуть или дает «типичный» ответ, чтобы успокоить ребенка, чтобы он снова заснул (т. Е. Покачивание, кормление, похлопывание). Процедура проводится каждую ночь в течение 2–4 недель.
Родительское образование Все дети Обучение относительно мер гигиены сна, привычек, способствующих хорошему сну, понижению употребления кофеина, постоянному и соответствующему развитию времени сна и бодрствованию.
Когнитивно-поведенческая терапия Дети примерно 8 лет и старше Методы включают прогрессивную мышечную релаксацию, упражнения на глубокое дыхание, образы, когнитивные техники для уменьшения негативных мыслей перед сном или ведение журнала тревог, все из которых можно использовать независимо или вместе, чтобы снизить уровень возбуждения и беспокойства перед сном. Увеличение вероятности засыпания.

Избавление от расстройства

Распознавание симптомов детского мутизма и его лечение вызывает некоторые сложности. Для установления диагноза необходимо провести четкую дифференциацию явления с другими расстройствами.

Общепринятой схемы лечения мутизма у детей не существует. В каждом конкретном случае используется индивидуальный подход. Из возможных способов применяют:

  • психотические средства для снятия напряжения, купирования страха;
  • физиопроцедуры для расслабления мышц шеи и речедвигательного аппарата, которые ребенок напрягает в ситуации планируемого общения;
  • психотерапия. Изначально рекомендована индивидуальная терапия для установления контакта с маленьким молчуном. Но в дальнейшем все-таки следует переходить на групповую форму. Нахождение в коллективе способствует установлению социального контакта и раскрепощению. Групповая терапия может проходить в форме театральных постановок. Обязательна семейная психотерапия.

Но стоит понимать, что главным шагом к восстановлению речевой активности ребенка становится лечение основного заболевания либо устранение травмирующего психологического фактора. Терапию необходимо начинать как можно раньше. Показаниями для обращения к врачу могут служить следующие ситуации:

  • если малыш не вступает в общение более 1 месяца;
  • наличие речевых проблем при определенных обстоятельствах;
  • ребенок слышит и понимает, что ему говорят, интеллект сохранен. Пытается общаться жестами, письмом;
  • отсутствие дефектов речедвигательного аппарата.

Дети, страдающие мутизмом – это особая категория. Несмотря на свою молчаливость, они все понимают, отличаются наблюдательностью и просто ослиным упрямством. Отсутствие возможности говорить порождает в их внутреннем мире напряжение и неспокойствие. Они способны выплывать в разных ипостасях. Например, были замечены случаи выраженной жестокости детей. Мальчик мог подойти к маме и ни с того, ни с сего укусить ее. Другие пациенты проявляли жестокость по отношению к животным.

Неспособность выражать свои мысли прямым путем требует относиться к молчунам с повышенным вниманием. Ранняя диагностика и помощь ребенку позволят избежать социального вакуума и психоза

Виды

Главным симптомом расстройства становится отсутствие речевой активности у ребенка. Однако в зависимости от формы дефекта он может проявляться в разных вариациях и сопровождаться сопутствующими признаками.

Самыми распространенными считаются следующие виды мутизма:

  • элективный;
  • психогенный;
  • эндогенно-психотический.

Элективный мутизм

Он же селективный, он же избирательный мутизм проявляется эпизодически, при отдельных обстоятельствах. Ребенок ведет себя раскрепощено, активно, болтает без умолку в семье, а в саду или в школе, с посторонними людьми отмалчивается. То есть, у него сохраняется способность говорить и понимать речь, но пользоваться он ею в определенных ситуациях не желает.

Селективный мутизм, а также негативизм, могут проявляться по отношению к отдельному человеку или обстановке. При этом мутист замыкается, отводит глаза, «скукоживается», не реагирует на обращение к нему либо общается жестами. Такая форма недуга становится признаком социофобии.

Обычно эта форма мутизма настигает детей старше 4 лет. Их речевое развитие до этого момента соответствовало норме, да и разговаривать они начинали вовремя.

Если дефект проявляется как негативная реакция на отдельного человека, обстоятельства, то он сопровождается ярко выраженными негативными эмоциями. На этом фоне у малыша возникают спазмы в области шеи, вызванные сокращением голосовых связок, сведением челюсти. Это провоцирует приступ страха, что усугубляет состояние ребенка и способствует закреплению невротического ответа на этого человека или ситуацию.

Сначала родители ругают молчуна, трактуют его поведение как каприз или упрямство, Такая позиция в корне неправильная. Поскольку пренебрежение данным обстоятельством приводит к социальной дезадаптации.

Психогенный мутизм

Психогенный мутизм чаще проявляется в 2 формах: истерической и логофобической.

Истерическому мутизму подвержены дети сверхэмоциональные, с нестабильным настроением

Он проявляется под воздействием сильного стрессора или же может стать способом привлечь к себе внимание, добиться желаемого

На глазах 10-летней девочки автомобиль сбил насмерть человека. Для нее это было сильнейшим потрясением. Ее ноги перестали слушаться, она не могла устоять и упала. Речь отнялась, она игнорировала все вопросы, обращенные к ней. Затем торможение сменилось возбуждением. Она начала бегать, скакать с улыбкой на лице. После лечения психотическими средствами последствия пережитого шока удалось ликвидировать.

Логофобический мутизм становится проявлением навязчивого страха услышать свою речь. Чаще встречается у школьников. Он может проявляться в отдельных случаях, например, во время публичных выступлений. Или у ребенка существует страх произношения отдельных слов. Но бывают случаи, когда дети боятся говорить в принципе.

Логофобическая форма дефекта может формироваться по нескольким причинам. Например, в результате низкой самооценки, когда появляется боязнь услышать негативные отклики со стороны окружающих. Или как результат хронической усталости.

Это может быть следствием приобретенного страха, при котором ребенок дал себе установку молчать. К примеру, мать, страдающая алкоголизмом, в состоянии опьянения проявляла физическую и вербальную агрессию, если сынишка подходил к ней и начинал что-либо рассказывать или просить.

Имеет значение в процветании логофобии и языковой барьер, когда дети попадают в местность с новым для них диалектом.

Но существуют и физиологические причины расстройства. Одна из них – галитоз, то есть у человека появляется зловонный запах изо рта, что связано с обширным ростом патогенных бактерий в ротовой полости. Ребенок стесняется говорить, так как боится, что открыв рот, окружающие почувствуют зловоние и поднимут его на смех.

Эндогенно-психотический мутизм

Такое патологическое молчание проявляется в рамках эндогенных заболеваний. Шизофрения – яркий тому пример. При данном психотическом расстройстве нередко в перечне признаков присутствует кататонический мутизм, входящий в кататонический синдром. Обычно он проявляется при одноименной форме болезни и становится признаком негативизма.

Как правило, такая форма мутизма характерна для стадии кататонического ступора, и возникает наряду с двигательной заторможенностью.

Кроме этого, выделяют бредовый и галлюцинаторный мутизм, появляющийся в рамках бредовых идей и видений, а также маниакальный, депрессивный и смешанный.

До первого крика…

На протяжении первых секунд после рождения ребенок практически полностью обездвижен, не воспринимает звук и свет, не реагирует на болевые раздражители, его мышцы лишены тонуса, не вызываются ни­какие рефлексы. Это состояние называется «родовой катарсис», что в переводе с гре­ческого означает «очищение».

Происходит это из-за колоссального количества самых разнообразных ощущений и раздражителей, обрушивающихся на ребенка в последние мгновения родов. Срабатывает защитный механизм, предотвращающий информаци­онный шок. Плод, на протяжении девяти ме­сяцев находившийся в утробе матери, в од­ночасье оказывается в совершенно иных ус­ловиях. Вместо постоянной температуры 37°С — температура помещения, кажущая­ся ребенку очень низкой, и надо к ней приспособиться. Вместо постоянно окружавшей его водной среды — воздух, которым надо научиться дышать. Вместо невесомости — сила земного тяготения, к которой надо при­выкать. Было темно — а теперь вокруг яр­кий свет! Было тихо — а сейчас шквал са­мых разнообразных звуков! В те секунды, которые проходят между рождением и пер­вым криком, малыш находится в особом сос­тоянии.

Чтобы защитить крохотное только что родившееся существо от шока, эволюция создала это защитное состояние — состоя­ние отсутствия реакции на внешние раздра­жители. Длится родовой катарсис очень не­долго и заканчивается в момент пересечения пуповины. В тот момент, когда рука акушера перерезает этот канал, связывавший мать и дитя, начинается его жизнь, как самостоя­тельного организма. Как только прерывает­ся кровоток по сосудам пуповины, ребенок совершает свой первый вдох. Этому способ­ствует тот факт, что на протяжении послед­них минут родов в крови плода возрастает доля углекислого газа, а концентрация кис­лорода значительно снижается, что оказы­вает раздражающее действие на дыхатель­ный центр, расположенный в головном моз­ге ребенка. Из этого центра поступает мощный импульс, сигнализирующий о нарастаю­щей гипоксии (недостатке кислорода), и ре­бенок громко кричит, совершая первый в своей жизни вдох. Легкие его, на протяже­нии всего периода внутриутробного разви­тия заполненные жидкостью, расправляют ся, наполняются воздухом и начинают осу­ществлять одну из основных жизнеобеспе­чивающих функций — дыхание.

В этот же момент начинает свое функци­онирование малый круг кровообращения, не работавший, в силу своей ненужности, все девять месяцев. Его предназначение — пе­ренос обогащенной кислородом крови от легких к сердцу и насыщенной углекислым газом — от сердца к легким. Поскольку во время внутриутробной жизни легкие плода бездействуют, то и малый круг кровообра­щения не функционирует. Вместо него суще­ствуют каналы (шунты), характерные иск­лючительно для плодового кровообращения — овальное окно между правым и левым предсердием, артериальный проток между аортой и легочной артерией. Эти шунты прекращают свое функционирование посте­пенно на протяжении нескольких часов, а иногда и дней. Но их существование уже не играет никакой роли в кровообращении. Их наличие — одно из проявлений переходного состояния от внутриутробной жизни к внеутробному существованию. Именно их нали­чием можно объяснить синюшную окраску конечностей новорожденного в первые часы после рождения.

В первые тридцать минут жизни ребенок пребывает в состоянии максимального нап­ряжения приспособительных реакций. Про­исходит кардинальная перестройка систем дыхания и кровообращения, о которой гово­рилось выше. На протяжении этого периода ребенок находится в состоянии возбужде­ния, он практически постоянно громко кри­чит (это необходимо для полного расправле­ния легочной ткани), он активен, зрачки его расширены, мышечный тонус, практически отсутствовавший в первые секунды жизни, значительно повышается.

Как помочь предотвратить агрессивное поведение

Вот профилактические меры.

‍Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.

‍Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.

‍Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.

‍Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.

Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector