Монтессори у вас дома: создание развивающего пространства и дидактических материалов своими руками
Содержание:
- Упражнения по методике Монтессори: развитие мелкой моторики
- Дидактические и развивающие игры по системе Монтессори
- Тактильный мешочек. игры своими руками
- Тактильный мешочек
- Уникальность системы Монтессори
- История создания
- Создание развивающей среды
- Классификация материалов Монтессори
- Особенности методики воспитания
- Польза игр и игрушек по системе Монтессори
- Уроки тишины
- Говорят, в Монтессори-школах нет учебников, домашнего задания и оценок. Это правда?
- Бонус-вопрос. Если я не учитель, какую пользу мне принесёт изучение принципов Монтессори?
- Понятие об игрушках Монтессори для детей
- Как сделать Монтессори-игрушки своими руками
- Современные методики развития детей дошкольного возраста
Упражнения по методике Монтессори: развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики в раннем и среднем возрасте — одно из важных направлений педагогической деятельности. Прекрасно развивает мелкую моторику игра со шнурками. Можно использовать деревянный образец ботиночка или нарисовать его на картоне.
Для девочек можно предложить игру с бусинками разных форм и размеров. Они будут нанизывать их на шнурки
Важно, чтобы и бусинки, и шнурки были разноцветными
Обратите внимание! Самым доступным материалом для игр Монтессори является бумага. Дети развивают моторику, вырезая полосочки, фигурки, разнообразные схемки
Занятия на мелкую моторику
Дидактические и развивающие игры по системе Монтессори
Игры Монтессори для детей построены на принципе полной самостоятельности. Дети выбирают для себя материалы, темпы и ритмы игры. Если одно занятие ребенку наскучило, он может сменить обстановку и материал в любое время. Самой главной особенностью считается предоставление права выбора на то направление, в котором малыш хотел бы развиваться.
Принцип системы Монтессори
Задача родителей и педагогов — создать большую предметную среду. Все элементы, которые ребенок может использовать для игры, должны находиться в доступе. Воспитатели должны относиться уважительно к выбору. Цели воспитания — создать максимально комфортную среду, в которой будет проходить полноценное развитие. Ребенок должен выступать как в роли наблюдателя, так и помощника, если это необходимо. Нельзя стремиться делать малыша похожим на себя. Монтессори считает, что вмешиваться в процесс становления личности недопустимо.
Обратите внимание! Цели взрослого во время занятия по методике Монтессори — помочь ребенку в стремлении развивать свою самостоятельность, давать подсказки только в тот момент, когда он об этом просит. Категорически запрещено заставлять малыша что-то делать
Какие бывают и на что направлены
В процессе разработки совей методики Мария Монтессори длительное время наблюдала за поведением детей в игре. Благодаря этому занятия подразделяются на различные направления:
- Математические, направленные на развитие умственных способностей.
- Языковые для развития навыков общения и познания.
- Сенсорные, предназначенные для развития чувств яркого восприятия окружающей среды.
- Упражнения, направленные на развитие практических и бытовых навыков.
- Космос для того, чтобы ребенок мог найти свое собственное место в этом мире.
https://youtube.com/watch?v=nx4dU40ciLo
Целью дидактических игр Монтессори является оказание помощи детям и их духовном и умственном развитии. Ребенку нужно подобрать такой дидактический материал, на котором он будет полностью концентрироваться. Все пособия должны быть максимально простыми, так как вмешательство взрослых не рекомендуется. То есть для ребенка должны быть созданы такие условия, при которых он не только сам сможет найти ошибку, но и исправит ее.
Принципы работы с дидактическим материалом:
Все элементы для игр должны располагаться на уровне глаз. Это побудит ребенка к деятельности.
Использование материала возможно только после того, как родитель объяснит его предназначение.
Работа должна проводиться ступенями, от простой техники к более сложной.
Ребенок может работать с материалом не только по тому принципу, который установил взрослый
Он может самостоятельно применять знания.
Важно приучить ребенка, что после завершения каждого занятия он сам возвращает материал на места. Только после этого он может приступить к другой игре.
Элементы раскладываются в определенном порядке перед малышом на коврике или столе.
Обратите внимание! Если проводятся групповые занятия, то один ребенок должен работать с одним материалом, не должно быть передачи элементов из рук в руки другому участнику
Дидактические элементы
Тактильный мешочек. игры своими руками
Развивающая игра своими руками на развитие памяти, мелкой моторики и тактильных ощущений. Для детей от 2-3 лет. (методика Марии Монтессори) |
Развивающая детская игра своими руками.
“Тактильный мешочек” развивающая игра для детей 3-6 лет. В основе этой игры лежит всем известная игра “Волшебный мешочек”, где на ощупь необходимо находить и угадывать предметы разных форм, только правила немного усложнены: необходимо искать предметы не по форме а по текстуре. У Марии Монтессори есть упражнения на сенсорику с шероховатыми табличками направленными на развитие чувства осязания, тонкой моторики и для подготовки к письму, здесь же этот принцип переведен в интересную игровую форму.
Идея с текстурными бочонками не нова, мы нашли такую игрушку в интернет магазине, но нам кажется, что стоимость игры немного завышена.
Сенсорная игра на запоминание Текстуры CAUSE Производитель: Германия Материалы: дерево, текстиль хлопок 100% Возраст от 3-х лет 32 элемента (16 пар) . Диаметр элемента 4 см Продавец: Интернет магазин Теддимаркет |
Тактильный мешочек
Наш вариант игры
Материалы для изготовления: |
Способ изготовления:
Вырезаем из картона кружочки, чтобы они четко входили в крышки из под сока.
По шаблону кружков вырезаем тактильный материал. По два кружка из материала.
Наклеиваем материал на картонный кружок и закрепляем внутри крышки. Если брать такие же крышки как у нас на фото (из под сока), то картонка с материалом очень удачно сама закрепляется под резьбой, если крышки отличаются от наших, то кружки закреплять внутри при помощи клея.
Сшейте для игры яркий красочный мешочек.
Правила игры
- Для начала изучите с ребенком все бочонки с материалом, прощупайте, найдите одинаковые.
- Затем положите в мешочек несколько пар бочонков и постарайтесь вытащить одинаковые. Со временем можно усложнять игру, добавляя в мешочек новые пары крышек-бочонков.
Если малыш еще не дорос до такой игры, можете играть в классическую игру “Волшебный мешочек”.
Для этого в тканевый мешок сложите разные на ощупь предметы и игрушки: игрушки лего, мягкие маленькие игрушки, тряпочки, деревянные кубики. Для начала — не очень много, чтобы малыш не растерялся. Подбирайте предметы не похожие друг на друга, сделанные из разных материалов: пластика, меха, дерева… Можно с ребенком угадывать, что лежит в мешке или вытаскивать предметы из мешка по заказу.
Похожие игры для детей своими руками:Пентамино — Известная логическая игра-головоломка. Именно эта игра вдохновила Алексея Пажитнова на создание популярной компьютерной игры тетриса.Алиас для детей — “Алиас или скажи иначе” — увлекательная развивающая игра для детей. В процессе игры ребенок сможет научиться доносить мысли до людей, развивает словарный запас, учится слушать и понимать окружающих. Отличная настольная игра для развития речи.Совок и ведерко из пластиковой бутылки — удобный набор своими руками для работы с песком.
Уникальность системы Монтессори
Уникальность методики состоит в том, что для учеников создают комфортную среду, в которой они чувствовали бы себя главными. Мария Монтессори утверждала, что родитель и взрослый во время воспитания должен занять позицию внимательного и понимающего человека, а не стремиться к тому, чтобы стать воспитателем, постоянно корректирующим действия.
Ни в одной другой методике ученикам не отводится главенствующая роль, а всем процессом обучения управляют взрослые. Вывод Марии был основан на утверждении, согласно которому полноценное саморазвитие является следствием свободы действий. Также она считала, что ребенка не нужно исправлять каждый раз, когда он ошибается. Это необходимо, чтобы он мог самостоятельно понять, что он делает не так. Помощь оказывается только в том случае, когда воспитанники сами просят об этом.
Важно! Если в традиционной педагогике воспитатель дает уже готовые знания, то при обучении по методике Монтессори воспитанники сами добывают знания, так как находятся в развивающей среде. Классы Монтессори отличаются еще и отсутствием учебных парт
Вместо них устанавливают легкие столики с предметами, а на полу размещают коврики. Так как все предметы в классе мобильны, их можно перемещать в зависимости от того, где хочется заниматься в конкретный момент
Классы Монтессори отличаются еще и отсутствием учебных парт. Вместо них устанавливают легкие столики с предметами, а на полу размещают коврики. Так как все предметы в классе мобильны, их можно перемещать в зависимости от того, где хочется заниматься в конкретный момент.
Существует всего 3 общеизвестных системы воспитания, похожие на методику Монтессори. Они направлены на развитие самостоятельности детей и подразумевают индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
История создания
Система Монтессори появилась на стыке 19-20 веков. Ее автором была итальянский врач и педагог Мария Монтессори.
Мария родилась в 1870 году. Девочка всегда хорошо училась и не готова была ограничиться традиционной для того времени женской карьерой. Сеньорита Монтессори стала первой в Италии женщиной, получившей квалификацию врача. На заре своей профессиональной деятельности Мария работала ассистентом в специализированной клинике для умственно отсталых детей. Именно там она начала применять педагогические принципы, которые впоследствии легли в основу системы Монтессори. Мария приносила заброшенным, одиноким детям «игрушки» – бусины, лоскутки, картонные коробки. Эти предметы пробуждали интерес юных пациентов, и дети буквально «оживали» на глазах. Большое влияние на Марию оказали труды Сегена и Итара, используя дидактические материалы именитых ученых на практике, она убеждалась в том, что детям нужна именно педагогическая, а не психологическая помощь.
В дальнейшем Мария возглавит Ортофренический институт, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе института она продолжит занятия с учениками, еще раз убедившись, что ее методы работают, а дети, обучающиеся по системе Монтессори, демонстрируют отличные результаты.
В 1907 году Марии предложат возглавить «Дом ребенка» – детский сад для здоровых детей, где она сможет в полной мере применить разработанные педагогические техники. Монтессори продолжит исследования и со временем откроет так называемые «сензитивные периоды» – отрезки жизни ребенка, когда он наиболее восприимчив к усвоению тех или иных знаний.
Методика Монтессори имела такой успех, что со временем «Дома ребенка» открылись в Милане, Женеве и Вене, а в швейцарском кантоне Тичино по новой системе начали работать все дошкольные учреждения.
В 1929 году Мария вместе с сыном организовала Международную Монтессори-Ассоциацию (Association Montessori International), в наши дни работающую в более чем в двадцати странах мира.
Создание развивающей среды
Одним из ведущих открытий итальянского психолога стало появление Монтессори-материалов. Они были важнейшим элементом для особой «среды», в которой ребенок чувствовал себя свободным творцом. Эти материалы представляют собой органичный сплав дидактических пособий и развивающих игр.
Не все из них сохранили первозданный вид, который был разработан самой Монтессори, их столетняя история наложила определенный отпечаток на внешность, своеобразный дизайн, но не на содержание. Для их изготовления используют яркие краски и натуральные материалы.
Поэтому их стоимость значительно превышает цену обычных игрушек, которые можно найти в любом магазине детских товаров. На стоимость материалов влияет и то, что конструкция некоторых из них представляет из себя достаточно сложную систему, что вызывает дополнительные затраты при изготовлении.
Материалы для развития по Монтессори сделаны таким образом, чтобы дети постоянно думали с ними и над ними. Развитие ребенка проходит сугубо индивидуально и под руководством собственной пытливости и самостоятельности. Взрослым хорошо известно, что то, чему ребенок научился самостоятельно, доставляет ему особую радость, заставляет искать новые варианты решения.
Монтессори удачно воспользовалась этой детской особенностью, поэтому при игре с материалами дети проявляют чудеса изобретательности, сосредоточенности, памяти и логического мышления.
Мелкая моторика у детей находится в постоянном движении. Пальцы бесконечно ищут и нащупывают ответ на вопрос «что с этим делать?». Это очень важный момент в методике Монтессори.
Ребенок вынужден постоянно сопоставлять, а затем упорядочивать новые знания. Движение, которое развивает разум ребенка, заставляет его искать новые пути к достижению цели.
Во время занятий с игрушками Монтессори ребенок органично соединяет свои внутренние чувства и многочисленные впечатления. Руки, ноги, глаза выступают в единстве, что рождает движения, близкие к совершенству. Ребенок познает свое собственное тело.
Классификация материалов Монтессори
Монтессори-материалы можно условно разделить по назначению и направленности, но это действительно лишь условная классификация, так как их используют разных целях.
- Материалы для развития речи
- Для сенсорного развития
- Для развития математических представлений
Сразу необходимо оговориться, что эффективно и полноценно использовать материалы для развития ребенка можно лишь в условиях Монтессори-группы, где специально оборудованная среда позволяет делать это правильно.
Дома дети могут играть лишь с некоторыми из них (рамки-вкладыши, шнуровки и т.д.).
Если родители действительно хотят опробовать возможности таких материалов, необходимо связаться с Монтессори-центром, где ребенка запишут на занятия в такой необычной группе.
Читайте далее – педагогические идеи Марии Монтессори кратко.
Особенности методики воспитания
«Образование – не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития ребенка. Он происходит не благодаря восприятию им слов взрослых, а представляет собой накопление опыта практических действий, самостоятельных открытий, которые он черпает в окружающей его среде».
Великие слова великой женщины Марии Монтессори – ученого, врача, педагога, философа и гуманиста. Более века назад она смогла обучить своих подопечных – умственно отсталых детей – так что они в чтении, письме и счете превзошли своих здоровых сверстников. Ее достижения всколыхнули весь мир и обнажили несовершенство традиционного обучения. В 1907 году Мария открыла школу для здоровых детей в Риме. Методы, которые она использовала в работе, продолжают совершенствоваться по сей день.
Особенности обучения по Монтессори:
- использование дидактических материалов, которые позволят ребенку заниматься самостоятельно: изучать, отрабатывать действия, обнаруживать и исправлять ошибки;
- поощрение свободы ребенка, признание за ним права предаваться тому занятию, которое ему нравится, без ограничений по времени или любых других;
- коллективное обучение в разновозрастной группе, где младшие перенимают опыт и знания старших, а те, в свою очередь, учатся заботе и ответственности;
- отсутствие соревнования между детьми и какой-либо системы оценок;
- побуждающая, поощряющая, содействующая роль воспитателя, но не ограничивающая и не предписывающая.
«Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Узнать о ней больше можно здесь.
Польза игр и игрушек по системе Монтессори
Сегодня особая мода на раннее развитие, потому школ, называющих себя Монтессори, множество. Среди них встречаются и не совсем добросовестные, где с детьми занимаются, может быть, добрые и хорошие воспитатели, но не получившие соответствующих сертификатов. Кроме того, очень много кривотолков вокруг таких заведений. Нередко учителя младших классов школы отмечают, что дети из таких групп не дисциплинированны и безвольны. Им сложно адаптироваться и воспринять обучение не по желанию, как принято в группах Монтессори, а по необходимости.
Но как бы ни было, пользу самих игрушек, разработанных известной итальянкой, трудно оспаривать.
Основное преимущество монтессори-материалов — простота, благодаря которой ребёнок способен без помощи взрослого, интуитивно понять принцип их действия
Такие игрушки не перегружены аксессуарами, отвлекающими внимание, и ненужными «фишками». Даже пирамидки выполнены в одном цвете, что взрослым кажется скучным, но вот детям — в самый раз.
Кроме того, малыш получает возможность самостоятельно увидеть и исправить свои ошибки
Ему нет необходимости обращаться к старшим, чтобы понять, правильно ли он всё сделал
Самостоятельность — одна из основ методики Монтессори, которая реализуется и в игрушках.
Немаловажно, что материалы Монтессори (именно так известная итальянка предпочитала называть игрушки) не содержат «химии». Они выполняются преимущественно из дерева и тканей, а элементы, цвет которых не принципиален, даже не красятся
Именно такие, деревянные игрушки безопасны для детей, приятны на ощупь и безвредны, если кроха потянет их в рот.
Основоположница теории одна из первых обратила внимание на связь мелкой моторики с развитием устной речи. Потому основная часть её материалов рассчитана именно на выполнение точных, мелких движений пальцами рук.
Дидактический материал, используемый в методике Монтессори, учит ребёнка систематизировать информацию. Таким образом, полученные малышом знания о мире раскладываются в его голове «по полочкам».
Несмотря на простоту, или, скорее, благодаря ей, монтессори-игрушки притягательны для детей. Потому малыши занимаются с удовольствием, сами тянутся к новым знаниям и стремятся развиваться.
Стоит обратить внимание родителей, что сама методика воспитания разрабатывалась для детей, отстающих в развитии. Потому неукоснительное соблюдение всех её принципов можно поставить под вопрос
Но монтессори-материалы, напротив, идеально подходят здоровым и любознательным детям.
Они призваны раскрыть потенциал ребёнка, в максимально простой форме донести ему нужную информацию, развить мелкую моторику и вызвать интерес к дальнейшему обучению.
Уроки тишины
Как мы уже сказали, в Монтессори-среде нет тяжелых и фиксированных парт. Вместо них предлагаются легкие парты и стулья, которые легко двигаются и издают звук. Но делается это не ради создания шума, а как раз наоборот. Монтессори-сад — это тихое место, где каждый ребенок увлеченно занят своим делом
И когда ребенок, вставая из-за стола производит шум, это отвлекает других детей, они обращают внимание на нарушителя тишины. Ребенку, издавшему шум, такое внимание неприятно, и в следующий раз он старается сделать это максимально тихо, чтобы не потревожить других детей
Все это развивает не только грациозность и мастерство вставать из-за стола незамеченным (а также тихо ходить), но главное дает осознание ценности чувств других людей, которым так легко помешать и нарушить их сосредоточенность.
Помимо этого, М. Монтессори разработала специальные уроки тишины, где дети учатся контролировать свое поведение и быть более организованными. Например, один из уроков тишины проходит так: воспитатель оставляет детей одних, а сама уходит в другую комнату и оттуда шепотом еле слышно называет одного из детей по имени. Задача ребенка услышать свое имя и очень тихо встать, не создав шума, пройти к воспитателю в другую комнату.
Говорят, в Монтессори-школах нет учебников, домашнего задания и оценок. Это правда?
Правда. Ученикам Монтессори-школ предлагается взять ответственность за обучение на себя. Это важный шаг в развитии естественного внутреннего стремления впитывать знания.
Почему такой подход? Потому что дети с внутренней мотивацией гораздо чаще становятся ответственными, самодисциплинированными, уверенными в себе, инициативными, обладающими высокими академическими знаниями и неугасаемой тягой к знаниям. Это ключ к образованию в том виде, в каком оно должно существовать. Так дети будут действительно получать знания.
Учебники ограничивают. Учебники не вписываются в эту систему, потому что они ограничивают ребёнка. Представьте, когда для поиска ответа есть только учебник. А теперь заберите его. Что произойдёт? Ученики не смогут найти необходимую информацию.
Например, дети заполняют рабочие тетради, содержание которых точно соответствует порядку информации в учебнике. Зачастую ответы даже выделены жирным шрифтом или курсивом. Дети учатся лишь копировать то, что видят перед собой. Это способ не учит их добывать информацию.
В подходе Монтессори используются практические уроки, различные формы движения, манипулирование объектами, сбор информации и другие способы. Они позволяют детям научиться мыслить и быть независимыми.
Ещё один ограничивающий фактор учебников в том, что все присутствующие в классе должны следовать одному направлению. Но каждому ребёнку свойственно учиться в своём темпе и в разном возрасте он проявляет интерес к различным вещам.
Сензитивные периоды, в течение которых дети наделены особой восприимчивостью к конкретной информации, определяют их интересы. Педагогика Монтессори использует их по максимуму. Так дети беспрепятственно и своевременно получают доступ к необходимой им информации.
Проблемы, связанные с домашней работой. Домашняя работа — довольно редкое явление для ученика класса Монтессори. Не нужно озадачивать ребёнка работой в школе, или дома. Дома родителям рекомендуется поддерживать идеи детей.
Это не означает, что у вас дома не должно быть правил или границ, или что вы должны позволять делать всё, что детям заблагорассудится. Родители могут обеспечить безопасную, богатую и способствующую новым открытиями среду, которая отвечает естественным интересам ребёнка. В этом случае он может продолжить свою «работу» дома по собственному желанию.
Не следует забывать, что существует множество повседневных домашних дел, которые сами по себе могут быть домашней работой. Такие практические занятия, как помощь в сервировке стола или складывание белья, способствуют математическим и/или языковым навыкам, увеличивают ловкость и повышают уверенность в себе. Ежедневное чтение с детьми — это ещё одно увлекательное занятие и приятный способ общения и отдыха для всей семьи.
Оценочные листы. Вместо оценок монтессорианцы концентрируются на «мастерстве». Они работают над полным и всесторонним пониманием сути вещей. Что совсем не то, что запоминание информации для прохождения теста.
Чтобы проиллюстрировать разницу, позвольте мне спросить: сколько раз вы сдавали экзамен, получали хорошую оценку и вскоре всё забывали? Большинство из нас заучивали материал, чтобы закончить учебный год и двигаться дальше. Но насколько всё выглядело бы иначе, если бы всё ваше время и усилия были направлены на получение знаний, которые бы обогатили вашу жизнь? И представьте, что вы бы наслаждались процессом обучения и хотели узнать ещё больше? И в этом разница между образованием, ориентированным на тесты, и педагогикой Марии Монтессори.
Благодаря методу Монтессори дети развиваются более всесторонне, получают радость от естественного процесса познания, делая это без учебников, домашних заданий или оценок.
Бонус-вопрос. Если я не учитель, какую пользу мне принесёт изучение принципов Монтессори?
В двух словах: изучение педагогики М. Монтессори улучшает жизнь родителей. Это больше, чем просто стиль обучения, это естественный и радостный способ воспитания. Вы начинаете понимать, как работает ум вашего ребёнка и как он на самом деле учится. Вы узнаёте, как подготовить среду по потребностям своего малыша и используете по максимуму все сензитивные периоды. Так вы помогаете ему раскрыть весь потенциал, заложенный природой.
Статья написана экспертами
Перевод: Светлана Соловьёва
Фото предоставлены ММЦ «Отрада»
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Понятие об игрушках Монтессори для детей
Игрушки Монтессори представляют собой развивающие игры. Они должны быть удобными и безопасными. Предметы для детской игры обладают следующими свойствами:
- реалистичность;
- натуральность;
- многозадачность;
- эффективность в выработке основных умений.
Маленький ребенок познает мир через окружающую обстановку, поэтому важно окружить его предметами, похожими на те, которые потом он встретит на своем пути и узнает. Игрушки изготовлены из натуральных материалов, что обеспечивает безопасность для малышей с самых ранних лет
В качестве материалов используется древесина, натуральные ткани, небьющееся стекло, металл, бумага, керамика. Результат от прикосновения к таким материалам выражается в формировании у детей большого спектра тактильных ощущений.
Польза от игры состоит в развитии органов слуха и зрения, тактильных ощущений, моторики, логического мышления, самостоятельности. Во время игры ребенок соединяет в одно целое движения рук, ног, глаз, тем самым познавая собственное тело. Игрушки не только красивы внешне, но и позволяют во время игры формировать у ребенка важные качества: терпение, умение достичь намеченной цели, дисциплинированность, послушание.
Как сделать Монтессори-игрушки своими руками
Особенность системы Монтессори в том, что по сути никаких специальных игрушек покупать не нужно. Если чего-то нет дома, все можно сделать своими руками или за копейки купить в магазине.
Это займет минимум времени и не потребует особенных навыков со стороны родителей. А в качестве материалов подойдут подручные средства.
Рамки-вкладыши
Подобные игрушки помогут малышам понять, что такое фигуры и какие они есть. А также научиться быстрее различать цвета, осваивать понятия «больше и меньше».
Для изготовления понадобятся:
- коробка (можно взять из под съеденных конфет);
- альбомный лист, но лучше ватман;
- разноцветный картон.
Коробку разрезать на прямоугольнички. Их размер зависит от количества фигурок, что будут помещены в рамку. Для каждого прямоугольника вырезается своя геометрическая фигура из разноцветного картона. Фигуры одного ряда должны быть разноцветными и различаться по размеру. Сначала идет самая большая фигурка, а те, что ниже должны постепенно уменьшатся. Чтобы удерживать фигуры с обратной стороны коробки приклеивается ватман.
Пирамидка
Проще всего такую игрушку пошить, но для того чтобы это сделать родитель должен иметь хотя бы примитивные навыки шитья. Зато пользы от этой игрушки масса. Она научит кроху различать цвета, размеры, тактильные ощущения и не только. А все что нужно сделать — использовать разные ткани и наполнители.
Для работы потребуются:
- ткань разного цвета и, если есть возможность, фактуры;
- лента-липучка;
- материалы для набивки – крупы, поролон, синтепон, камешки, в общем, что угодно.
Ткань нужно разрезать на парные квадраты разного размера – от 5 до 12 см. Берем пару квадратов. На один из лоскутов ткани нашивается липучка, а на второй часть, которая должна прилипнуть. Квадраты между собой сшиваются (с изнаночной стороны). Дальше материал нужно вывернуть и начинить наполнителем. И так повторить, пока все подушечки не будут заполнены.
Цветные ежики
Ежики — одни из самых популярных персонажей детских сказок, потому ребенок с удовольствием будет играть в такой компании.
Чтобы сделать эти игрушки, нам понадобятся:
- листы разноцветного картона;
- разноцветные прищепки.
Из картона нужно вырезать две идентичные фигуры ежика. Проще всего это сделать, если сложить картон в два раза, после чего начать вырезание. Дальше фигурки нужно склеить, нарисовав глазки, ротик, носик. Когда заготовка готова, осталось предложить ребенку дать ежику иголки, прикрепив к нему разноцветные прищепки.
Шнуровки
Игры-шнуровки – лучший способ развить мелкую моторику рук ребенка. Их можно купить в магазине, вот только цена не радует, потому гораздо дешевле смастерить их дома.
Тем более, что материалы, которые для этого понадобятся, наверняка есть дома у каждого:
- деревянная основа, альтернатива которой может быть плотный картон или фанера;
- отверстия можно сделать дыроколом, ножом;
- пуговицы, приклеенные к основанию;
- шнурок.
Набор материалов зависит от того, что есть под рукой. Иногда даже ничего не нужно просверливать, достаточно приклеить к доске пуговицы и показать ребенку, как обматывать вокруг них шнурки. Все зависит от фантазии.
Мягкие шарики
Суть игры в том, что крохе дается четыре меховых шарика, которые по одному нужно протолкнуть сквозь трубку таким образом, чтобы последний вытолкал первый.
Чтобы изготовить подобную игрушку, нам нужно:
- плотный картон;
- втулка (через нее будут проходить шарики);
- бутылка от шампуня (это будет ножка, которая будет держать втулку);
- мотки разноцветной пряжи, выполняющие роль шариков.
Во флаконе от шампуня нужно сделать два разреза, через которые должна будет пройти втулка. Сама втулка должна быть ровно такой длинны, чтобы через нее могли пройти три шарика, сложенные в ряд. Закрепить конструкцию можно скотчем и украсить цветной бумагой.
Современные методики развития детей дошкольного возраста
Если любая методика раннего развития детей до трех лет включала в себя в основном знакомство с миром, прорабатывание базовых навыков и умений, то развивающие методики для дошкольников имеют более конкретные задачи. Такие как: подготовка ребенка к письму, обучение чтению, изучение иностранных языков, развитие навыков общения, чтобы он был частью социума и так далее.
Стоит отметить, что современные методики обучения дошкольников включают в себя не только целостные системы конкретных авторов, но и занятия по сборникам с заданиями, тестами, которые ребенок прорешивает сам или с помощью родителя и педагога. Это больше приближает малыша к тому, что ждет его в школе, ведь он, как большой, получает задание, а после — оценку за его выполнение. Такой формат очень подходит тем, кому сложно найти время на развивающие методики для детей 3 лет и старше.
Методика Никитиных
Семья русских педагогов разработала свою методику, в основу которой заложено как физическое, так и умственное развитие детей. Спортивный настрой, проявление активности и энергичности явно в большей степени поддерживается в ребенке, который воспитывается по методу Никитиных. Интеллект и логику тренируют с помощью авторских головоломок, а вот творчеству и мелкой моторике при таком подходе особого внимания не уделяется.
Методика Воскобовича
Вячеслав Воскобович — автор пособий «Сказочные лабиринты игры», которые включают в себя задания для детей разного возраста. Основа взаимодействия педагога или родителя и ребенка происходит на основе готового сюжета игры-сказки с красочными иллюстрациями, оттого занятия очень нравятся маленьким ученикам.
Как и другие обучающие методики развития детей, данный подход требует дополнительных пособий и дидактических материалов от автора.
Вальдорфская школа
Система обучения Рудольфа Штейнера, популярная среди развивающих методик для детей дошкольного возраста, носит название Вальдорфской школы. Если очень кратко описывать ее суть, то всё сводится к нравственному и творческому обучению, что заметно отличает данный подход от основных методик развития детей, стремящихся скорее научить их читать и писать.
Здесь будут ценить в первую очередь личность и индивидуальность, стараясь ее всячески раскрыть, не равняя всех под одну гребенку. Развивающие методики для детей такого плана подходят далеко не всем, потому что имеют свои явные недостатки. Да, ребёнок будет всецело развит творчески, но не сможет справиться с другими жизненными моментами за пределами такой школы, которые потребуют от него базовых знаний и умений.
Воспитание детей — процесс сложный, многогранный, но интересный. Видимо поэтому существует огромное множество авторских подходов.
Как выбрать методику раннего развития среди множества вариантов и не ошибиться? Смотрите на своего ребёнка, его сильные стороны, потребности, не ломайте его. Обязательно пробуйте разные техники от банальных и очевидных до тех, что требуют специальной среды и материалов для занятий. Помните, что даже самим авторам методик развития не всё удалось воплотить в жизнь на своих детях и получить желаемый результат, а значит, идеальных схем нет.