Теория привязанности. почему мы строим отношения по одним и тем же схемам
Содержание:
- 5 шагов и одно упражнение для лечения страха близости
- Виды привязанности у взрослых
- Психодиагностические методики
- Тревожный тип
- Как формируется это чувство?
- Почему мы привязываемся и не можем отвязаться
- Симптомы страха близости
- Пренебрежительно-игнорирующая привязанность
- Тревожно-озабоченная привязанность
- Принципы теории привязанности
- Последствия
- Как простить и отпустить
- Как изменить тип привязанности?
- Типы привязанности ребёнка к матери
- Сильная привязанность к человеку: как сменить минус на плюс
- Как воспитывать у детей надежную привязанность
- Боязливо-уклончивая привязанность
- Вывод
5 шагов и одно упражнение для лечения страха близости
Клинический психолог Ангелина Чекалина считает, что отношения «терапевт — клиент» могут стать отношениями — возможно, первыми в жизни человека, — в которых будет удовлетворяться его потребность в безопасной привязанности. И это первый шаг к исцелению страха близости.
Второй — это обучение навыку сопереживания, поскольку часто у таких людей не было опыта безусловного принятия их чувств. Они научились быть сильными и не терпят слабости в себе и других людях. В общем, нужно провести кропотливую работу с эмоциональным интеллектом.
Далее идет проработка ложных убеждений, например: «Если я буду доверять другим людям, то потеряю себя», «Если я буду слушать, что говорят другие, это изменит мои собственные взгляды», «Если я сближусь с кем-то, то он увидит, насколько я непривлекателен, и отвергнет меня». Для работы с убеждениями могут использоваться методы из рационально-эмоционально-поведенческой терапии с фокусом на переформулировании иррациональных установок.
Четвертый шаг — это работа над личными границами. Контрзависимые люди могут иметь ригидные личные границы, а могут вообще не иметь их и не уметь постоять за себя. И тогда задача заключается в том, что создать более гибкие границы, оптимальные для отношений.
И пятый — это развитие навыка решения конфликтов. Из-за «неразвитых» личных границ контрзависимые люди могут избегать конфликтов, ведь в них их могут легко «прогнуть». Или же в конфликтной ситуации могут начать говорить с позиции раненого ребенка, другими словами, «кидать обидки». Об этом можно прочитать в книге Маршала Розенберга «Ненасильственное общение».
Психолог Мария Володина говорит, что самая главная задача в работе со страхом близости — это исцеление раненого внутреннего ребенка. Для этого она предлагает упражнение, которое можно сделать самостоятельно.
Ну и искренние отношения двух взрослых людей также могут стать терапевтическими. Если партнер с надежным типом привязанности будет достаточно терпелив, будет создавать ощущение безопасности у второго партнера (например, с тревожным типом привязанности), поддерживать его, то через какое-то время у последнего появится позитивный опыт, который поможет снизить тревожность.
Виды привязанности у взрослых
Что такое привязанность? Это чувство близости, основанное на глубокой симпатии, любви, преданности кому-либо или чему-либо. В 60-х годах прошлого века психологи начали изучать ее в рамках отношений между ребенком и родителями — основоположниками этой теории привязанности стали Джон Боулби и Мэри Эйнсворт.
Однако спустя 20 лет после них, в 1980-х, Синди Хазан и Филлип Шейвер решили применить эту концепцию к взрослым, которые находятся в романтических отношениях. Они выделили четыре основных типа привязанности:
- надежный (характеризующийся способностью легко формировать безопасные отношения);
- тревожный (характеризующийся неуверенностью в отношениях);
- избегающе-отвергающий (характеризующийся эмоциональной недоступностью);
- тревожно-избегающий (сочетание тревожного и избегающего стилей привязанности).
Поэтому, когда речь заходит о том, как убрать привязанность к человеку, обычно подразумеваются последние три модели, поскольку первая (надежная) лежит в основе доверительных, здоровых и гармоничных отношений, и избавляться от нее людям чаще всего не хочется.
Другое дело в случае с остальными тремя, из-за которых человек из раза в раз может терпеть неудачу в попытке начать здоровые отношения или быть несчастным, вступив в них. Ниже поговорим о том, как можно изменить негативные модели привязанности на позитивные.
Психодиагностические методики
- Опросник «Опыт близких отношений» К. Бреннан и Р.К. Фрейли;
- Тест эмоционального интеллекта Дмитрия Люсина;
- Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик;
- Самоактуализационный тест (САМОАЛ).
Результаты, полученные в ходе исследования, мы проанализировали с количественной и качественной стороны, прибегнув к корреляционному анализу данных.
Исследуя типы привязанности взрослых людей, мы выявили, что надежный тип привязанности имеют 27% испытуемых. Этот показатель является низким и свидетельствует о том, что менее чем 1/3 часть наших испытуемых в детстве имела надежные и теплые взаимоотношения со значимыми близкими, способствующие созданию доверительных отношений во взрослой жизни, открытости, способности к эмоциональной близости. 28% испытуемых имеют тревожный тип привязанности, что характеризует их как людей, имеющих заниженную самооценку и неуверенность в себе. В связи с чем у этих людей формируется зависимость от партнера, ревность, тревога по поводу нестабильности отношений. Такие люди постоянно нуждаются в подтверждении своих чувств от партнера. 9% имеют избегающе-отвергающий тип привязанности, характеризующий их как независимых самодостаточных людей, имеющих позитивный внутренний образ, но негативный образ других людей. В отношениях они показывают отчужденность, стараются скрыть свои чувства. 6% респондентов имеют тревожно-избегающий тип привязанности, характеризующий их как людей, глубоко травмированных в отношениях, а также, возможно, пострадавших от насилия. Люди с тревожно-избегающим типом привязанности имеют негативный внутренний образ, в связи с чем они стремятся к близости. В то же время, они имеют негативный образ других людей, не доверяют им, боятся быть отвергнутыми ими. Им сложно быть открытыми и показывать свои чувства, не испытывая при этом страха близости.
А также в нашей выборке была выделена еще одна группа, которую мы назвали группой «смешанного типа». В неё вошли 30% респондентов. Оценивая опыт своих отношений, респонденты данной группы отличились неопределенностью, поэтому их невозможно отнести ни к одной вышеперечисленной группе. Люди данного типа привязанности имеют свои личностные особенности, отличающиеся от особенностей людей, имеющих другие типы привязанности. О них речь пойдет ниже в психологических портретах.
Анализируя результаты опросника Бренана и Фрейли «Опыт близких отношений», стоит обратить внимание на тревожность испытуемых: 33% имеют высокий уровень тревожности, что характеризует их, как эмоционально незрелых, зависимых, напряженных людей, обладающих высоким уровнем сензитивности и эмпатии. У 29% опрошенных наблюдается средний уровень тревожности в отношениях, и у 38% опрошенных уровень тревожности низкий, что может свидетельствовать о заторможенности реакций при необходимости, излишней доверчивости
Результаты индивидуально-типологического опросника Л.Н. Собчик, показывают, что умеренная выраженная акцентуаций присуща небольшому количеству испытуемых, в то время как преобладает неумеренная акцентуация личностных черт, что говорит свидетельствует о тенденции личностной дисгармонии среди испытуемых. Результаты исследования эмоционального интеллекта показали, что только 1/3 часть испытуемых обладает высоким уровнем эмоционального интеллекта, способна распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и контролировать их выраженность, остальные испытуемые имеют сложности в этих аспектах. Общие результаты теста на самоактуализацию говорят о том, что только 24% общего числа испытуемых имеют высокий уровень, у остальных испытуемых он средний и низкий.
Сравнительный анализ средних значений исследуемых параметров со стилем привязанности по методике «Опыт близких отношений» К. Бреннан и Р.К. Фрейли (Brennan, Fraly, 2000; адаптация Т.В.Казанцевой, 2011), мы выяснили, что самый высокий уровень тревожности у людей с тревожным типом привязанности и тревожно-избегающим типом привязанности, самый низкий показатель тревожности у людей со смешанным типом привязанности.
Тревожный тип
Люди с тревожным типом привязанности требуют много внимания. Кажется, что им этого внимания всегда мало, они всегда хотят еще, ими движет разрушительный страх того, что они недостаточно хорошие люди. Они часто сравнивают себя с другими и стремятся к совершенству, которое должно их освободить от ощущения собственной посредственности. Они хотят больше, чем кто-либо может дать и обижаются, что вы не умеете читать их мысли. Они могут быть пессимистично настроены в вопросах успеха и склонны закатывать истерики. Они любят спорить и не готовы просто так уступать.
Люди с тревожным типом привязанности не могут никому доверять полностью, поэтому с любовью и дружбой у них беда. Они часто подозрительны, боятся, что их предадут, они имеют привычку вмешиваются в дела других людей. Если вы не ответите на их смс в течение часа или двух, они будут думать, что они вас чем-то обидели, что вы что-то против них имеете.
Таким образом «тревожные» люди постоянно на грани разрыва, но никогда не пойдут на него первыми, потому что боятся остаться одни. У почти четверти людей именно такой тип привязанности, вероятно, у вас тоже есть такой знакомый.
Свежие новости
- ВОЗ одобрила первую в истории вакцину от малярии
- Лауреатами Нобелевской премии мира стали филиппинская журналистка и главный редактор российского оппозиционного издания
- Внучка Муссолини победила на выборах в Риме
- Меланию Трамп обвинили в увольнении сотрудника из-за его сексуальной ориентации
-
Большинство украинцев, которые заболели коронавирусом в сентябре, не были вакцинированы: МОЗ
Новости на главной
Как формируется это чувство?
Истоки каких-либо проявлений неблагополучия всегда следует искать в детстве. Если взрослый человек чрезмерно страдает без присутствия в жизни супруга или ребенка, боится отделяться от родителей, это значит, что имеет место некоторая проблема. Возможно, когда он был ребенком, родители не уделяли ему достаточно внимания. И теперь он старается компенсировать эту недолюбленность, пытается быть нужным всем, кому только можно: второй половине, собственному чаду. Но такое упущение невозможно поправить с течением времени: все нужно делать вовремя, и любить тоже
Очень важно пройти все этапы любви постепенно, чтобы потом не смешивать отношения, не добавлять туда ненужных обид и непониманий
Болезненная сосредоточенность на ком-то мешает развитию, формированию перспектив на будущее, препятствует личностному росту. Привязанность к человеку иногда ущемляет собственные интересы, заставляет искать пути сохранения отношений. Не нужно излишне «прикипать», необходимо иметь некоторое личностное пространство: жить самому и позволять другому строить судьбу по своему усмотрению.
Почему мы привязываемся и не можем отвязаться
Человек чувствует себя комфортно только тогда, когда у него хорошие отношения с другими людьми. Его настроение зависит от эмоциональных связей с окружающими. Это естественно. А вот отсутствие привязанностей и неспособность сопереживать — это психическое расстройство. Привязанности — основа нашей жизни, но хочется их контролировать: выбирать подходящих людей, спокойно уходить от тех, с кем ничего не получается.
Иногда отвязаться не выходит. Незаменимых людей не бывает, но мы порой привязываемся к человеку настолько, что кажется: без него жизнь не имеет смысла. Лучше уж умереть, чем остаться в одиночестве. И забываем о сотнях других интересных людей, с которыми тоже можно общаться с удовольствием. А еще и страх возникает: а вдруг опять ничего не выйдет? Ведь он был таким идеальным и красивым, душой и телом, другого такого нет. Никто другой теперь не нужен.
У многих, когда они привязываются к человеку, возникает ощущение: он особенный. Потом отвязываются и не понимают, что в нем такого нашли. Это наше воображение, как в сказках, делает из пастуха рыцаря, а из прачки — принцессу. Нет ничего плохого в том, чтобы нарисовать красивый образ объекта привязанности в своей голове. Но когда человек не может направить свое воображение ни на что и ни на кого, кроме объекта привязанности, он эмоционально зацикливается.
Нужно осознать, что это ваши эмоции делают привязанность особенной. И тогда то, что было между вами на самом деле, может показаться не таким значимым, если взглянуть со стороны.
Симптомы страха близости
Я попросила нескольких мужчин и женщин рассказать, как страх близости проявляется в их жизни.
Анатолий, 32 года: «Я понимаю, что нужен женщинам лишь тогда, когда у меня всё хорошо, а если чувствую себя как развалина, показываю свою слабость, они начинают меня пинать, бить и абьюзить. Однако мое желание быть с кем-то близким никуда не девалось, поэтому я преодолевал страх, вступал в отношения, ранился и уползал. И так повторялось снова, и снова, и снова. Окончательно устав так жить, я насильно оградил себя от любых контактов. Каждый день мне хочется попытаться найти близость, но я удерживаю себя».
Ася, 30 лет: «Я ощущаю почти физический дискомфорт от присутствия другого человека, когда понимаю, что он может увидеть меня любой: и в „инстаграмно-парадной“ ипостаси, и в неприглядных ракурсах
Я заметила, что избегаю ответов на вопросы, которые требуют откровенности, что ссутуливаюсь, если человек проявляет ко мне внимание и вовлекает в близкое общение; мышцы сжимаются, по телу идет дрожь — включается классическая реакция „беги“. Я не доверяю людям, боюсь ошибиться, мне сложно писать первой или приглашать на свидание, поэтому я избегаю близости, и это оборачивается (само)изоляцией, как в дружеских, так и в романтических отношениях»
Михаил, 25 лет: «Когда я один, то постоянно ищу внимания женщин. Но как только появляется намек на взаимность, у меня возникают навязчивые мысли и страх, что я перестану себя контролировать и начну забивать на себя, свои границы и желания в угоду другому человеку. Эти мысли заставляют меня найти доказательства того, что этот партнер плохой, и срочно расстаться с ним».
Петя, 23 года: «С девушками страха близости у меня нет — я легко строю с ними дружеские отношения. А вот с парнями возникает тревога. Во-первых, я боюсь знакомиться с мужчинами, которые мне симпатичны, поэтому часто общаюсь с теми, кто не совсем в моем вкусе. Во-вторых, если парень, с которым я пару раз сходил на свидание или у нас был секс, начинает мне нравиться, я избегаю его. Он может спросить, почему мы не видимся, а я пишу, что занят или что у меня сложный период, а потом блокирую его во всех соцсетях. То есть вчера человек мне нравился, а сегодня я ничего не чувствую, будто внутри меня пустыня. Наверное, больше всего я боюсь, что мне разобьют сердце, как это было в моих первых серьезных отношениях, после которых у меня была многолетняя депрессия. Поэтому сейчас я всеми силами стараюсь защитить себя».
Тома, 40 лет: «Близкий человек — мой враг. Я боюсь, что если откроюсь ему, искренне расскажу о своих чувствах, переживаниях, о чём-то очень личном, то он потом воспользуется этим».
Во всех этих историях можно найти схожие симптомы. О некоторых из них говорится в «Страхе близости» Илсе Санд, другие описаны в книге «Бегство от близости» психологами Берри и Дженей Уайнхолд. Вот они:
Пренебрежительно-игнорирующая привязанность
Люди с пренебрежительно-игнорирующей привязанностью на работе склонны думать, что они умны, а все остальные глупы. Ну, может быть, не так чтобы совсем глупы, но определенно не так умны, как они. Скорее всего, они сами решают, что делать, а потом игнорируют все то, что хотят другие. Это приводит к конфликту и недоверию. Такое недоверие может привести к тому, что другие начнут следить за ними и контролировать каждый их шаг, что только раздражает и отстраняет их еще больше.
Как распознать себя
Для окружающих ваша самая большая проблема с управлением временем — это, скорее всего, то, что вы не соблюдаете сроки и не выполняете работу, которую они считают наиболее важной. С вашей точки зрения, самая большая проблема — это то, что вы засиживаетесь допоздна
Переработка обычно возникает, когда вы зациклены на том, чтобы сделать какой-то конкретный проект действительно хорошо. Или это может произойти, потому что вы хотите сначала поработать над тем, что считаете важным вы, а затем уже выполнить работу для других
С вашей точки зрения, самая большая проблема — это то, что вы засиживаетесь допоздна. Переработка обычно возникает, когда вы зациклены на том, чтобы сделать какой-то конкретный проект действительно хорошо. Или это может произойти, потому что вы хотите сначала поработать над тем, что считаете важным вы, а затем уже выполнить работу для других.
Что с этим делать
Чтобы изменить ситуацию, нужно начать с признания того, что другие люди могут иметь свою точку зрения. Вы можете не соглашаться с их приоритетами, вы можете думать, что знаете лучше, и даже думать, что это тупая работа.
Но если вы хотите добиться большего успеха, чтобы вас меньше контролировали, и чтобы вы работали меньше, то будут моменты, когда для вас же будет лучше послушать и сделать то, что говорят другие. Чтобы совершить этот сдвиг, вам, возможно, потребуется сознательно поработать над своим эмоциональным интеллектом, в том числе осознать, что идея, отличная от вашей, не обязательно ошибочна, и что есть смысл в слаженной работе с другими.
Тревожно-озабоченная привязанность
Людей с тревожно-озабоченным видом привязанности побуждает страх расстроить других. Этот основанный на страхе подход приводит к анти-продуктивному результату — например, к борьбе с порывом постоянно проверять электронную почту, чтобы удостовериться, что все «хорошо».
Как распознать себя
Если вами движет тревожно-озабоченная привязанность, у вас будет как минимум два основных момента, когда вы почувствуете «угрозу». Вы будете испытывать «отрицательную предвзятость»: электронное письмо от клиента непременно должно быть жалобой, а отсутствие признания начальником наверняка означает, что мне уже ищут замену. Хотя эти мысли могут быть правдой, они, скорее всего, далеки от истины. Но ваш озабоченный мозг делает отрицательные выводы и зацикливается на проблемах до тех пор, пока они не будут решены.
Вторая проблема управления временем — это сильная аллергия на установление границ. Сама идея сказать «нет» приводит вас в ужас.
Что с этим делать
Чтобы улучшить ваше управление временем, нужно будет успокоить нервную систему, чтобы выходить из режима «борьба или бегство» каждый раз, когда что-то происходит на работе.
Лучшие успокоительные методы — позитивная беседа с самим собой и поддержка коллег. Беседа с собой может выглядеть примерно так: «Давай подождем и посмотрим, что происходит» или «Все будет хорошо». Если вы все еще взволнованы, вам, возможно, понадобится помощь, чтобы прояснилось в голове, и вы смогли двигаться дальше. Это может означать, что надо разобраться в ситуации напрямую с клиентом, коллегой или третьим, независимым лицом.
И когда дело дойдет до установки границ, вы можете начать с чего-то малого, например, не проверять электронную почту после того, как уйдете из офиса. Таким образом, вам не придется говорить: «Нет, я не могу это сделать сегодня». Вы просто не узнаете о задании до завтра.
Принципы теории привязанности
Первый уровень, который появляется у ребёнка с рождения, — привязанность через органы чувств. Ребёнку необходимо чувствовать, что значимый взрослый находится рядом.
На втором году жизни появляется второй уровень — развитие привязанности посредством похожести
Ребёнок начинает имитировать поведение тех, кого он любит.
Третий уровень, соответствующий третьему году жизни, — привязанность посредством верности, у малыша начинают проявляться эмоции обладания и ревности.
Четвёртый уровень (четвёртый год жизни) — появление у ребёнка желания собственной важности и значимости. Он хочет, чтобы им дорожили.
На пятом году ребёнок начинает осознавать, что такое любовь: говорить о ней, рисовать сердечки и всячески выражать её.
На шестом и последнем уровне привязанности ребёнок хочет быть познанным, делиться своими секретами мыслями и быть понятым.
Последствия
Здоровая привязанность помогает человеку адаптироваться к социуму. Когда личность умеет доверять, она открыта для общения и взаимоотношений, быстро налаживает контакт, заводит дружбу, завязывает роман. При этом легко отказывается от предмета вожделения, когда связь становится непродуктивной. Иными словами, легко прощается с другом, который предал однажды, или избранником, не оправдавшим доверие.
Патологическая привязанность, наоборот, мешает строить отношения. Человек не умеет доверять, любить и принимать любовь. Живет в иллюзиях, неправильно воспринимает ситуацию, сильно привязывается к тому, кто хоть немножко проявил внимания, не может расстаться с тираном, когда отношения заходят в тупик. Зачастую связь с нездоровым человеком оказывает негативное воздействие на обоих партнеров. Первый не получает того, чего хочет, а второй устает от постоянных преследований, претензий, неоправданной ревности.
Главные признаки человека, склонного к патологической привязанности, — быстрое сближение, навязчивость, идеализация партнера и отношений, потребность в авторитете, озабоченность, неуверенность в себе. С таким избранником либо избранницей сложно строить отношения, трудно что-то изменить.
Как простить и отпустить
Иногда мы чувствуем, что должны были что-то сказать или сделать в отношениях, но не получилось, и не можем отпустить человека. Как избавиться от привязанности? Разобраться, почему отношения сложились именно так, а не иначе.
Что делать, если человек, наоборот, чувствует, что объект привязанности что-то ему должен: не уделил внимания, оскорбил или унизил? Человек не может простить его, с мазохистским наслаждением думает о своей привязанности снова и снова. Тут не поможет даже решение высказать обиды в лицо. Нужно понять саму природу поведения объекта привязанности, разобраться, в чем его вина на самом деле. Мы никогда не можем с уверенностью сказать, что движет в отношениях другим человеком. А когда пытаемся объяснить себе его поступки, только путаемся еще больше.
«На самом пике событий мне было сказано: ты только не влюбись в меня, мы стали слишком часто видеться. Сейчас пишу и готова разреветься… очень тяжело, еще день назад я летала и порхала оттого, что у меня есть кого любить… А со вчерашнего вечера я ползаю еле-еле, пришибленная простыми словами» (текст взят с форума тут).
На тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» мы понимаем, что человек всегда говорит о себе, даже когда кажется, что о других. Системно смысл фразы «Ты только не влюбись в меня» переводится почти как признание. «Я так боюсь в тебя влюбиться…», — говорит девушке объект ее привязанности. Не стоит принимать все на свой счет.
Чтобы отпустить прошлое и избежать болезненных привязанностей в будущем, нужно глубже взглянуть на привязанность. Тогда вы сможете сказать объекту привязанности спасибо просто за то, что он был в вашей жизни, и на душе станет спокойно. Если вы чувствуете к нему благодарность, значит, вы на правильном пути и можете создать новую привязанность с новыми людьми вместо отжившей старой.
Как изменить тип привязанности?
Все хотят быть любимыми. Вы заслуживаете получать любовь, и есть способы сделать эту цель достижимой. Один из способов получить любовь, которую вы заслуживаете, — это работа над собой в терапии.
Когда вы говорите с психотерапевтом, который заботится о вашем благополучии, вы можете обсудить, что вы хотите быть в любовных отношениях и проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, чтобы достичь этого.
Вы не должны страдать в одиночестве. Есть онлайн-консультанты, которые понимают стили привязанности и хотят помочь вам превратить ваши отношения из тревожных, пугливых или избегающих в безопасные.
Может быть интересным:
Поделиться
Типы привязанности ребёнка к матери
- Надёжный. Возникает при правильных взаимоотношениях матери и ребёнка. Дети этого типа тянутся к матери, когда чувствуют опасность, но при этом способны самостоятельно исследовать мир, понимая, что если будет что-то, угрожающее их жизни и здоровью, мама поможет.
- Тревожно-устойчивый. Тип привязанности формируется, когда значимый взрослый часто покидает ребёнка и тот не уверен, что в нужный момент он появится рядом. Ребёнок негативно реагирует на разлуку с матерью, настороженно относится к незнакомцам. К возвращению матери он относится неоднозначно: с одной стороны, радуется, с другой — злится на то, что разлука произошла.
- Тревожно-избегающий. Самый независимый тип привязанности ребёнка. Дети такого типа рано столкнулись с отсутствием значимого взрослого, поэтому привыкли обходиться без него. Никакой поддержки со стороны родителя они не ждут, и в дальнейшем стараются избегать любых привязанностей, так как, по их мнению, это приносит лишние хлопоты и дискомфорт.
- Дезорганизованный. Дети с таким типом привязанности демонстрируют противоречивое поведение, как правило, из-за психологических травм. Они то стремятся к близости со взрослыми, то избегают её.
Согласно исследованиям психологов, типы привязанности ребёнка к родителям сохраняются на всю жизнь. Становясь взрослыми, люди склонны строить свои взаимоотношения исходя из детского типа привязанности.
Расширяет и систематизирует теорию привязанности модель доктора Ньюфелда, который ввёл шесть ступеней развития привязанности.
<<Форма демодоступа>>
Сильная привязанность к человеку: как сменить минус на плюс
Ниже мы приводим советы Хэла Шори — доктора философии, который является профессором клинической психологии в Университете Уайденера.
1. Напиши позитивные аффирмационные утверждения на карточках
Аффирмационное утверждение — это короткое позитивное высказывание, например: «Я привлекателен для девушек» или «Вокруг меня полно хороших людей». Вначале не имеет значения, веришь ли ты в это или нет.
Если ты похож на многих людей, то в течение долгих лет в твоей голове постоянно проносится поток негативных мыслей. Эти пессимистичные «мелодии» играют на заднем плане, как назойливая болтовня: «Я неудачник», «Все девушки одинаковы», «Любовь — это страдания».
Часто читая карточки с позитивными утверждениями, ты просто переписываешь эту «фоновую музыку».
Если ты не веришь, что это работает, попытайся вспомнить случай, когда у тебя в голове весь день играла песенка из дурацкой рекламы, хотя ты совершенно не хотел запоминать ее. Случалось такое? Причина одна: повторение. Что ж, пришло время записать новый джингл!
2. Стань своим мотивационным коучем
Многие из нас годами безудержно критикуют себя или думают об окружающих с негативом. Когда ты делаешь это, то усиливаешь в мозге негативные, вызывающие тревогу пути. Поэтому постарайся начать осознавать эти моменты и пресекать отрицательные высказывания внутреннего голоса.
Практикуйся говорить себе такие вещи, как: «Я смогу это сделать и все получится просто отлично», «Счастье уже не за горами» и «Завтра будет просто прекрасный день». Исследователи обнаружили, что люди, которые с оптимизмом смотрят в будущее, используют позитивный разговор с самим собой, занимаясь сложными задачами.
Научись разговаривать сам с собой как с другом, а не подчиненным, который вечно все делает не так, и это поможет не только в изменении модели привязанности, но и в улучшении твоего общего психологического благополучия.
3. Поработай с зеркалом
Предупреждаем, следующее задание от доктора Шори может прозвучать немного странно. Он предлагает уединиться в комнате, посмотреть на себя в зеркало, прямо в глаза, и как можно искреннее сказать: «Я люблю тебя».
Как вспоминает психолог, когда он сделал это в первый раз, то не мог сохранить серьезное лицо или удержаться от смеха. Однако спустя некоторое время стал говорить это с неподдельной искренностью и чувствовать себя совершенно естественно. Попробуй и ты!
Помни, что твоя эмоциональная система принимает только входящие данные. Ей плевать, откуда они берутся. Главное, что в этот момент она распознает, что кто-то смотрит на тебя и говорит: «Я люблю тебя».
У людей бывает широкий спектр реакций на эту задачу, и некоторые клиенты Шори говорили ему, что никогда не смогут заставить себя сделать это. Но он предлагает взглянуть на ситуацию так: если это бессмысленно и глупо, то почему тебе так трудно это сделать? Мы обещаем, что никому не расскажем.
4. Используй творческую визуализацию (ака заведи Патронуса)
У человека, которому свойственен надежный тип привязанности, часто есть немало воспоминаний о людях, которые поддерживали их в трудные моменты в прошлом. Эти воспоминания объединяются в то, что можно рассматривать как «внутренний источник безопасности».
В тревожные времена такой человек не нуждается в поддержке другого: он может сам себя успокоить, регулировать свои эмоции и заставлять себя двигаться вперед.
Если ты смотрел фильмы про Гарри Поттера или читал книги, то можешь провести аналогию с Патронусом — магической сущностью, защищающей от дементоров (олицетворения негатива).
Если ты один из тех 45% людей, кто не получил достаточно надежных воспоминаний в детстве, то можешь создать их прямо сейчас. Точно так же, как в предыдущих пунктах.
Расслабься и приготовься к короткой медитации. Закрой глаза. Представь себя маленьким ребенком. Представься ему, как его будущее «Я». Скажи ребенку, что ты сделал это. Ты вырос. Затем скажи ему, что ты полюбил его. Что ты всегда будешь рядом с ним. Что ты никогда не покинешь его.
Посмотри на то, как ребенок реагирует. Если он позволит, обними его. И если это не сработает с первого раза, не сдавайся! Продолжай возвращаться. Ведь ты обещал, что всегда будешь рядом с ним.
Это всего лишь один пример упражнений на воображение, которые ты можешь выполнять. Если хочешь подробнее изучить эту тему, Шори советует прочесть книгу Джона Брэдшоу «Возвращение домой».
Как воспитывать у детей надежную привязанность
Один из способов воспитания надежной привязанности у детей — дать им возможность быть независимыми и делать все самостоятельно. Естественно, эти занятия должны соответствовать возрасту. Это может быть так же просто, как позволить вашему ребенку кататься на велосипеде по соседству, когда он достаточно взрослый, чтобы сделать это самостоятельно. Это воспитывает чувство уверенности и независимости, и они знают, что их родители будут там, когда они вернутся домой.
Еще один важный аспект безопасной привязанности — это доверие к своим детям, чтобы они поступали правильно, что бы это ни значило для данной ситуации. Когда вы позволяете своему ребенку гулять с друзьями, дайте ему разумное время, чтобы вернуться домой, и верьте, что он будет слушать правила.
Боязливо-уклончивая привязанность
«Застрять» — вот, пожалуй, наиболее подходящее слово для описания тех, кто склонен к боязливо-уклончивой привязанности. Они боятся тех, у кого тревожная привязанность, но они не уверены, что могут сделать все правильно. Кто-то с тревожной привязанностью быстро откроет потенциально «угрожающее» электронное письмо и ответит на него как можно быстрее, чтобы предотвратить опасность.
А тот, у кого боязливо-уклончивая привязанность, увидит письмо, впадет в панику и не откроет его вообще. Непрочтение письма создает парализующий страх. Они боятся плохих последствий настолько сильно, что никогда и не узнают, было ли это письмо от клиента просто «для вашего сведения» или тирадой «по полной программе».
Себе ли они не доверяют или системе, но в их работе есть некая скрытая тенденция: «Зачем даже пытаться?»
Как распознать себя
Вы склонны проводить бóльшую часть своего времени в состоянии перегрузки, потому что вы боитесь всего и не в силах справиться с этими страхами (не говоря уже о работе, которая накапливается). Это приводит к тому, что вы пытаетесь уклониться от всего этого и уйти, затеряться в соцсетях; перекладываете все с места на место на своем рабочем столе и постоянно думаете о том, как объяснить, почему ваша работа не выполнена.
Вывод
На основе теории привязанности вы можете понять, как воспитать ребёнка так, чтобы во взрослом возрасте он умел выстраивать гармоничные отношения с окружающими. Для этого необходимо изучить и правильно пройти все шесть этапов формирования привязанности.
Оставайтесь рядом с вашим ребёнком, поддерживайте его в трудностях, позволяйте проявлять эмоции — и негативные, и позитивные. Проводите вместе время, заполняя его общением, совместным творчеством, обсуждением того, что вам интересно и что вас волнует. Постарайтесь создать с ребёнком тесную эмоциональную связь, чтобы он видел в вас союзника и близкого человека, который всегда придёт на помощь и будет на его стороне. Создав в его сознании образ значимого взрослого, вы поможете ему сформироваться в гармоничную личность и уверенного в себе человека.