Пищевое наказание: булимия

Причины дисфагии у детей

Нарушение проглатывания в детской практике имеет некоторые особенности, что обоснованно особенностями детского организма. Так какие заболевания и состояния могут стать причиной нарушенного глотания?

ДЦП

ДЦП характеризуется значительными сбоями в работе центральной нервной системы, что и обуславливает развитие дисфагии. Именно среди детей с данным диагнозом наибольшее число диагностированных случаев.

Атетоз или гиперкинез

Атетоз, или как его еще называют, гиперкинез характеризуется частыми непроизвольными движениями телом или его отдельными частями. Дисфагия при атетозе является закономерным следствием.

Различные болезни

К числу болезней, которые могут стать причиной затрудненного глотания можно отнести склероз, опухолевые процессы в мозге, полиомиелиты и др. Спровоцировать дисфагию могут и воспалительные процессы, особенно если лечение началось уже на запущенной стадии.

Наследственность и врожденные дефекты

В формировании дисфагии значение будет иметь как фактор наследственности, так и состояние здоровья беременной женщины. Если у одного из родителей отмечались проблемы с глотанием, то у ребенка создается предрасположенность. Стать причиной нарушенного глотания могут и различные нарушения внутриутробного развития. Для примера, если мать перенесла серьезные заболевания в этот период или был сформирован дефицит необходимых веществ для полноценного роста и развития плода.

Увеличение щитовидной железы

Увеличение щитовидной железы будет затруднять продвижение пищевого комка, что расценивается как механическая обтурация.

Последствия хирургического вмешательства

Хирургические операции в полости рта, глотку могут стать причиной нарушения глотания. Иногда, это явление временное, иногда — может понадобиться длительное лечение.

Онкологические заболевания

Доброкачественные или злокачественные новообразования в области лица и глотки, часто становятся причиной нарушения глотания. Дисфагия может проявляться различными степенями тяжести, но к этим симптомам, присоединяются боли в горле, за грудиной, распространяющейся в ухо.

Почему возникает тяжесть после еды?

Приём пищи с рождения занимает важное место в жизни каждого человека. Сначала нас кормят, потом мы учимся есть сами

Не все периоды проходят гладко, поскольку почти с рождения у пищеварительной системы могут появляться проблемы. У малыша всегда есть риск получить кишечную инфекцию, так как он всё тянет в рот, изучая окружающий мир.

Ещё одной причиной проблем с животиком может быть непереносимость лактозы или других продуктов, которые определить, а тем более предугадать бывает очень сложно. Всё это может отражаться на пищеварении ребёнка.

Большое влияние на пищеварение у ребёнка оказывает не только, что он ест, но и как это происходит. Порой чтобы уговорить малыша спокойно поесть, не вертеться и не отвлекаться за столом, идут в ход разные установки: «Когда я ем, я глух и нем», «Не балуйся». Приём пищи превращается в статусное мероприятие, где все должны вести себя чинно, смирно, благородно. А что же ребёнок? Он ищет выход из ситуации. Можно заглотить ненавистную пищу и вернуться к игре. Или начать тянуть время, играть за столом, клянчить сладости.

На подростков наваливается стресс, школьные оценки, контрольные, экзамены, секции. Все нужно успеть, а на размеренный правильный приём пищи никак не хватает времени. Кроме того, в подростковом возрасте, а иногда и с началом посещения школы, родители уже не могут так чётко контролировать всё, что ест ребёнок.

Большую часть времени ребёнок питается вне дома. Качество продуктов в школьной столовой может подойти не всем, особенно, если есть ограничения. Всюду маячит реклама фастфуда, снеков и газированных напитков. Перекус на бегу становится привычным. Что уж говорить о детях, если у взрослых может преобладать желание обойтись бутербродом между делами вместо полноценного обеда. В результате у детей могут появляться неприятные ощущения в животе: дискомфорт, тяжесть после еды, нарушения стула и т. д. Что же может помочь?

На удивление, полезным советом может стать привычка хорошо пережёвывать пищу

Немногие знают, что пищеварение начинается уже в ротовой полости, а пережёвывание важно не только для измельчения пищи. Дело в том, что во время пережёвывания пища обрабатывается слюной, которая содержит ферменты – вещества, которые помогают расщеплять и в дальнейшем усваивать пищу.

Указание ребёнку есть медленно и всё тщательно пережевывать редко дает эффект. В первую очередь малыш смотрит, как едят за столом родители. Можно вовлечь ребёнка в приготовление пищи, а сам приём пищи будет завершающим этапом всей игры. Так дети могут познакомиться ближе с продуктами, потрогать их. Пусть лучше трогают сырую картошку, чем вылавливают варёную из супа руками. Дети могут охотнее есть приготовленное своими руками. Тщательному пережевыванию пищи нужно учиться самому и прививать этот навык детям.

На подростков запретительные меры часто не действуют. Простой запрет не есть шоколадные батончики и не пить газировку вряд ли поможет. У ребёнка должна быть доступная альтернатива: еда, взятая с собой из дома, возможность купить готовые полезные продукты.

Оптимальный возраст


Пищеварительная система, жевательный аппарат детей 4-5 месяцев не готов ни к какой другой еде, кроме адаптированной смеси или грудного молока. Поэтому до этого возраста педиатры не советуют вводить прикорм, и тем более начинать приучать к твердой пище. У малышей выражен не только сосательный, но и защитный рефлекс: все твердые частицы автоматически выталкиваются из ротовой полости языком. По мере роста и развития ребенка врожденные рефлексы постепенно угасают. Одновременно с этим совершенствуется пищеварительная система. Одного грудного молока или смесей становится недостаточно для насыщения организма крохи необходимым количеством питательных элементов. Примерно с полугодовалого возраста родители начинают вводить прикорм. Продукты первое время даются в измельченном пюреобразном виде.

Раннее приучение к употреблению твердой пищи может привести к таким последствиям:

  • появление проблем с кишечником (расстройство стула);
  • нарушение функционирования желудка.

Поздний переход к употреблению твердой пищи может повлечь за собой ряд проблем:

  • нарушение речи. Это связано с недоразвитостью жевательных мышц, которые принимают участие в произношении слов;
  • формирование неправильного прикуса;
  • появление проблем в работе пищеварительного тракта;
  • неправильный рост зубов;
  • психологические нарушения. В 2-3 года дети уже осознанно выполняют все действия. Некоторые могут отказываться от приема неизмельченной еды.

Поэтому родителям важно знать оптимальный возраст, когда можно начинать приучать кроху к твердой пище. Давать это разрешается после появления у крохи первых зубов

Это примерно возраст 7-10 месяцев. В это время у малыша возникают зуд, жжение десен.

Твердые частицы пищи помогают уменьшить выраженность дискомфорта. Рекомендуется приучать кроху к пережевыванию еды в то время, когда он будет к этому готов. Тогда процесс пройдет проще и быстрее.

Признаки того, что ребенок готов к употреблению твердой пищи:

  • малыш проявляет интерес к взрослой еде, которая не измельчена до пюреобразного состояния;
  • кроха пытается не сосать предложенную ему пищу, а снимать ее верхней губой и жевать;
  • ребенок засовывает в рот ложку. Это не вызывает у него рвотный рефлекс.

Педиатры считают, то дети старше 10-месячного возраста не должны давиться едой.

Важно, чтобы двухлетние малыши уже умели хорошо пережевывать твердую пищу. Ведь именно в этот период начинает формироваться прикус

Поначалу твердая еда переваривается плохо, может выходить с калом в первозданном виде. Не нужно паниковать, ведь ребенок только учится жевать. Со временем такая проблема исчезнет.

Нужно ли исправлять неправильное глотание?

Конечно! Неправильное положение языка создаёт неблагоприятную ортодонтическую ситуацию во рту: дистальный прикус, передний и боковой открытый прикусы, недоразвитие верхней челюсти и опережающее развитие нижней, сужение твёрдого неба, поскольку язык перестаёт выполнять поддерживающую функцию. Оговорюсь, что необязательно основной причиной неправильного прикуса может быть язык. Есть и наследственные факторы! Но, если ортодонт сталкивается с инфантильным типом глотания, то целесообразно отправить такого пациента к логопеду, чтобы проверить рабочие параметры языка. Зачем это нужно, если неправильное положение стало привычным? Дело в том, что язык, как мощный мышечный орган, способен «испортить» работу ортодонта. Произойдет это не сразу. Пройдёт 1-2, возможно, 3 года, и созданный такими большими усилиями новый прикус начнет «расползаться». А причиной может стать неправильная работа языка. Специалисты ортодонтического отделения Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» давно работают в тесном сотрудничестве с логопедом и получают стабильные результаты лечения.

При неправильном глотании также страдает процесс жевания. Пациент может испытывать боли в ВНЧС, шейном отделе, затылочной, височной и лобной областях головы.

Главные причины трудностей в питании

В большинстве случаев мы сами провоцируем ситуации, при которых ребенок часто давится едой:

  1. Спешка и суета.

Мы всегда спешим, нам катастрофически не хватает времени на все домашние дела. Поэтому пищу малышу мы готовим блендером (и нам удобнее, и ребеночек съест быстрее) или вовсе покупаем магазинные баночки.

Но это удобнее нам, а не маленькому. Мы не учим ребенка жевать, постоянно предлагая пюреобразную пищу.

  1. Раннее введение прикорма.

Можно решить, что 4 месяца — это пора перехода на прикорм (особенно, если первый ранний зубик уже пожаловал — иногда и такое бывает).

Читайте о прикорме для малышей по месяцам при ГВ>>>

Потому что молока стало меньше, ребенку его уже не хватает. Потому что решили выходить на работу и переводить малыша на смеси и более взрослую пищу. Потому что бабушка так сказала.

Важно! До полугода у ребенка существует защитный рефлекс: любой твердый предмет, попавший в ротик, выталкивается языком наружу. При попытках дать ему даже малюсенький кусочек, ребенок постоянно давится едой. При попытках дать ему даже малюсенький кусочек, ребенок постоянно давится едой

При попытках дать ему даже малюсенький кусочек, ребенок постоянно давится едой.

Природа, в отличие от нас и даже наших бабушек, знает, что сейчас еще рано знакомить маленького человечка с кусочками еды. Он просто не поймет, что с ней делать.

А вот с 6 месяцев этот рефлекс сменяется жевательным, малыш начинает делать жевательные движения с участием челюстей, губ, щек.

Читайте интересную статью Как научить ребенка жевать>>>

  1. Задержка времени знакомства с твердой пищей.

Из-за советов педиатра, который говорил, что при отсутствии зубов малышу бесполезно давать плотную пищу, продолжаем и в 8–10 месяцев давать лишь пюре.

Сначала дождемся зубов, а потом будем покорять «жевательные вершины» — в корне неверная установка.

Все детки разные, и иногда случается, что первый зуб прорезается намного позже полугода. К этому времени естественный жевательный рефлекс, не получив развития, увы, угасает. Не удивляйтесь тогда, что ребенок и в 2 года постоянно давится едой.

Для детей старше года, имеющих проблемы с питанием, смотрите интернет-курс Едим с удовольствием: возвращаем здоровый аппетит ребенку>>>

  1. Страх.

Вы дали ребенку кусочек еды, а он поперхнулся.  Вы жутко перепугались и бурно выражали это в присутствии малыша. Кроха теперь интуитивно защищает маму от волнений, отказываясь принимать такую еду.

А если ест, то от напряжения снова давится. Потому что мозг получил урок: еда кусочками — это опасно.

Читайте важную статью Что делать, если ребенок подавился>>>

  1. Отдельное кормление ребенка.

Сажаете маленького за отдельный столик, в отдельной комнате, даете ему отдельную пищу, давая понять, какой он уже большой и важный.

На самом деле вы просто лишаете его возможности учиться на примере: видеть, как другие члены семьи берут еду, какая она, как пахнет, как выглядит, как они ее жуют, как им это нравится, подражать им.

Лишаете малыша необходимого опыта, семейной социализации, а потом удивляетесь: и почему это ребенок давится во время еды?

  1. Смешиваем пюреобразную еду и плотные кусочки.

Мы решаем, что самое благоразумное — смешать небольшие кусочки твердой еды с пюре, которое малыш глотает, практически не жуя. Не ожидая подвоха, он пытается проглотить и пюре с кусочком. Но его мозг к этому оказывается не готов. Ребенок давится.

Виды дисфагии

В клинической практике выделяют несколько видов дисфагии, которые можно условно квалифицировать по его локализации:

  • ротоглоточный или орофарингеальный. Этот вид дисфагии характеризуется затруднением перехода пищевого комка из глотки в пищевод. Основные причины сводятся к различным мышечным патологиям или нарушения в работе нервной системы;
  • пищеводный или эзофагеальный, когда происходит перекрывание просвета пищевода или нарушается двигательная способность его мышц;
  • несогласованность сокращений круговых волокон верхнего пищевого сфинктера;
  • дисфагия, которая связана с передавливанием пищевода сосудами, что формируется при их патологии.

Кроме видов дисфагии, выделяются еще и степени тяжести, коих 4:

  • отсутствие возможности проглотить лишь некоторые виды твердой пищи;
  • проглатывание твердой пищи затрудненно, с мягкой, полужидкой – проблем не возникает;
  • остается возможность проглотить только жидкий вид пищи;
  • проглотить что-либо вообще нет никакой возможности.

Почему необходим навык жевания

Процесс пищеварения – сложный, отлаженный природой механизм. И начинается он именно с жевания. В ротовой полости вырабатывается специфическая жидкость – слюна. Во время жевания она выполняет ряд функций:

  • склеивание комка пережеванной пищи для глотания (за это отвечает муцин);
  • обезвреживание многих вражеских агентов, попадающих в рот вместе с едой (этим занимается лизоцим);
  • переваривание углеводов (этим занимаются ферменты амилаза и мальтаза).

Знаете ли вы?Около 70% углеводов расщепляются именно во рту за счет слюны, пока вы жуете

Тщательное пережевывание пищи обуславливает большее количество усвоенных организмов углеводов, а это очень важно для подвижного маленького организма.. Когда малыш активно жует, слюна хорошо смачивает комок пищи, что запускает дальнейшее ее переваривание уже в желудке

Полужидкая или пюрированая пища не так хорошо смачивается слюной, и организм усваивает из нее на порядок меньше питательных веществ. Вывод прост: пока ребенок не жует, организм не в силах усвоить все то, что вы ему даете, на 100%

Когда малыш активно жует, слюна хорошо смачивает комок пищи, что запускает дальнейшее ее переваривание уже в желудке. Полужидкая или пюрированая пища не так хорошо смачивается слюной, и организм усваивает из нее на порядок меньше питательных веществ. Вывод прост: пока ребенок не жует, организм не в силах усвоить все то, что вы ему даете, на 100%.

Процесс жевания также запускает цепочку пищеварительных рефлексов, таких, как:

  • глотание и продвижение пищевого комка по пищеводу;
  • выделение желудочного сока с ферментами, способными расщепить именно то, что сейчас во рту у крохи;
  • секрецию желчи для расщепления жиров в тонком отделе кишечника;
  • перистальтику (работу) всех отделов кишечника.

В итоге пища переваривается быстрее и качественнее – пока ребенок жевал, вся пищеварительная система настроилась на активную и продуктивную работу.

Важно! Жевание хорошо стимулирует кровообращение в деснах и правильное формирование челюсти. Чем раньше малыш начинает жевать, тем красивее и ровнее у него зубы

Кроме прочего, жевание развивает лицевые мышцы, которые в ответе за формирование правильной речи. Чем раньше малыш начал пережевывать еду, тем быстрее и лучше он будет говорить. Для деток, начавших жевать позже 3 лет, походы к логопеду могут стать суровой необходимостью.

Возможные ошибки родителей

Желая как можно быстрее научить ребенка жевать, родители нередко допускают ошибки, из-за которых малыш отказывается есть предлагаемую ему пищу. Рассмотрим, в чем может быть дело.

  • Попытка дать малышу кусочки, по размеру превосходящие полагающихся ему по возрасту. У ребенка срабатывают сосательный и защитный рефлексы, из-за которых инородные частицы выталкиваются языком, может возникнуть рвота.
  • Позднее начало прикорма. Некоторые мамы полагают, что ребенка можно кормить исключительно грудным молоком вплоть до года. Кроха привыкает к такому питанию, поэтому жевательный рефлекс у него оказывается совершенно несформированным.
  • Необходимо помнить, что каждый ребенок – индивидуальность, обладающая собственным вкусом. Поэтому если младенец отказывается от какого-либо продукта, возможно, он ему просто не нравится.

Психологи полагают, что отказ от приема пищи из ложки может быть связан с негативными ассоциациями, которые у ребенка вызывает этот столовый прибор (например, если незадолго до этого из ложки ему приходилось принимать лекарства).
Некоторые мамы и папы стараются как можно быстрее приучить ребенка жевать твердые кусочки, вводя новые продукты в его рацион чуть ли не ежедневно
Но подобная практика может вызвать отторжение и рвоту.
Следует обратить внимание на размер ложки: если она очень велика для небольшого ротика, малыш также будет испытывать дискомфорт и откажется от пищи.
Вызвать рвотный рефлекс способна и неправильная техника кормления, глубокое введение ложки в ротовую полость

Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением
Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка

Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением
Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка

Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением

Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка

Если ребенок отказывается кушать

Бывают ситуации, когда малыш отказывается употреблять твердую пищу. Это может быть вызвано разными причинами

Важно выяснить, почему кроха не хочет есть взрослую еду. Распространенные проблемы и пути их решения приведены ниже в таблице

Причина отказа
Как проявляется
Способ решения
Резкий переход на твердую пищу, ребенку лень жевать
Малыш во время еды постоянно давится твердыми кусочками пищи. Ему не привычно глотать неизмельченные частицы продуктов
Со временем кроха научится управлять языком. Давать ему твердую пищу лучше после основного кормления. Тогда ребенок не будет сильно спешить, чтобы утолить голод, а станет спокойно пережевывать предложенное блюдо.
Неправильная техника кормления: ложка глубоко вводится в рот, используется слишком большой объем порции
У ребенка возникает рвотный рефлекс
Стоит вводить ложку в рот неглубоко. Использовать следует детский столовый прибор, объем которого не превышает 3 мл.
Не нравится вкус блюда
Кроха отказывается от еды
Готовить малышу еду из тех продуктов, которые ему нравятся

Важно интересно презентовать ребенку блюдо.
Неготовность ребенка
У малыша возникает расстройство стула после употребления твердой пищи, ухудшается аппетит
Стоит повременить с приучением крохи. Для того чтобы подготовить его к приему твердой пищи, следует помочь ему выработать жевательный рефлекс

Для этого надо купить прорезыватель.
Психологическая травма (родители сильно ругали кроху за то, что он не может пережевывать твердые частицы еды)
Ребенок боится твердой пищи, отказывается от нее, капризничает, плачет
Общаться с малышом ласково. Предлагать ему новые блюда, при этом, не настаивая на их употреблении. Хвалить ребенка, если он ест твердую пищу. Рекомендуется использовать ниблер, чтобы заинтересовать кроху. В тяжелых случаях может потребоваться помощь детского психолога.
Гиперактивность ребенка
Малыш не может сосредоточиться на процессе пережевывания, требует привычную пюреобразную еду
Необычно презентовать блюда, чтобы вызвать у крохи интерес. Обратиться к специалисту: может понадобиться прием медикаментозных средств.

Решаем проблему

Как научить ребенка жевать, если ему уже исполнилось два года, а навык сам собой не выработался? Важно действовать постепенно, не заставлять малыша резко перейти на новую пищу – стресс только тормозит приобретение новых привычек и развитие рефлекса

В первую очередь следует наведаться к врачу, чтобы исключить причины, связанные со здоровьем или особенностями развития. Если с малышом все в порядке и не жует он от лени и неумения, приступайте к планомерному приучению ребенка к твердой пище. Есть несколько простых приемов, которые помогут вызвать у крохи интерес к такой еде.

Если малыш старше года не жует и наотрез отказывается дегустировать твердую пищу, не расстраивайтесь. Откажитесь от покупных пюре и готовьте их сами. Сначала сократите время взбивания пюре блендером – пусть там останется немножко маленьких кусочков.

Постепенно перейдите на блюда, в которых овощи просто немного разминаются вилкой – к этому времени ребенок приучится глотать не только однородное пюре, но и небольшие кусочки, предварительно помусоля их во рту.

Затем добавьте на его тарелку мягкие овощи, которые можно взять руками или детской вилкой – цветную капусту, вареную морковку, вареный зеленый горошек. Или предложите ему выловить кусочки овощей из супа «как у взрослых». Малыш легко жует овощи своими зубками. Когда он освоит навык кусать и жевать, добавьте в меню яблоко, детское печенье, другую твердую пищу.

Привычную кашку, творожок или пюре украсьте небольшими кусочками овощей или фруктов, ягодами

Важно выбрать продукты, на которые у малыша нет аллергии и создать яркую, привлекательную композицию. Придумайте игровой сюжет, по которому сначала надо зубками пожевать аппетитный кусочек, чтобы почувствовать его особый вкус

Покажите пример, договоритесь есть эти кусочки или ягодки по очереди.

Обратите внимание: мясо детям до трех лет следует давать в виде паровых тефтелек или фрикаделек. Жевать кусочек мяса в таком возрасте еще тяжело.. Обязательно сажайте малыша за стол вместе со всей семьей, используя детский стульчик

Дети стремятся подражать, и пример взрослых им поможет быстрее перейти на общую еду. Мама или папа могут положить на край своей тарелки особенно привлекательный кусочек и выразить желание поделиться вкусным с ребенком

Обязательно сажайте малыша за стол вместе со всей семьей, используя детский стульчик. Дети стремятся подражать, и пример взрослых им поможет быстрее перейти на общую еду. Мама или папа могут положить на край своей тарелки особенно привлекательный кусочек и выразить желание поделиться вкусным с ребенком.

Можно поиграть с малышом в «зайчика», который любит грызть капустку и морковку – в ходе игры ребенок жует не за себя, а за персонажа, что помогает ему снять психологический блок.

Чем раньше родители зададутся вопросом, как научить ребенка жевать, тем проще малышу в возрасте от года перейти на обычное домашнее меню.

Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте

Булимия у ребенка

Детская булимия чаще всего развивается на фоне анорексии и представляет собой постоянное желание утолить голод. Ребенку все время хочется есть, что приводит к перееданию, после которого нередко возникает чувство вины за съеденное. В результате ребенок может самостоятельно вызывать рвоту или употреблять слабительные препараты. Со временем формируется страх перед ожирением.

Отличить детскую булимию от анорексии может только врач. При обоих состояниях наблюдаются похожие симптомы. Часто близкие не распознают проснувшееся желание вечного голода, списывая его на детскую гиперактивность. Однако распознать нарушение питания можно по признаку употребления большого количества еды за один раз с одновременным отсутствием набора веса.

Как правило, у детей часто появляется желание есть в одиночестве (чтобы скрыть количество потребляемого и не подвергаться осуждения со стороны сверстников, родителей). Детскую булимию сопровождают выпадение зубов, болезни ротовой полости, авитаминоз, психические нарушения, патологии сердца и пищевода.

Проводить лечение детской булимии должен врач по аналогии с лечением анорексии. Иногда ребенку требуется психологическая помощь.

Инфантильный тип глотания у детей

Глотание — сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта в желудок. Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания, которое в первые месяцы называется инфантильный.

 До прорезывания первых зубов такой инфантильный тип глотания, при котором язык упирается в губы, является физиологической нормой.

Но по мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, а тип глотания у ребёнка перестраивается на соматический(«взрослый»).Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань.

Как проверить тип глотания?

Если после прорезывания всех молочных зубов во время глотания у вашего ребенка:

  • губы не смыкаются
  • губы сомкнуты, но в момент глотания язык отталкивается от губ, губы сжимаются, сокращается круговая мышца рта
  • язык находится между зубами    
  • участвует подбородочная мышца, при глотании можно наблюдать ямочки на коже подбородка
  • участвуют мышцы шеи

Вы можете проверить – при глотании разведите губы ребенка, и если язык находится между зубами –нарушение глотания!

В момент глотания ребенок с инфантильным типом глотания прокладывает язык между верхним и нижним зубными рядами, что способствует формированию открытого прикуса.

При этом в акте глотания участвуют околоротовые мышцы, т.е. заметно напрягаются нижняя часть круговой мышцы рта, подбородочная мышца и мышцы шеи, что легко обнаружить, попросив ребенка сглотнуть слюну.

Признаки соматического (нормального) глотания:

  • Губы сомкнуты без напряжения
  • Круговая мышца рта неподвижна
  • Лицо спокойно, мимические мышцы вокруг рта неактивны
  • Язык отталкивается от слизистой оболочки нёба сразу позади верхних передних зубов

Причины инфантильного типа глотания:

— длительное сосание соски,

— позднее включение в рацион твердой пищи,

— позднее прорезывание временных зубов,

— короткая уздечка языка,

— ротовое дыхание

— хронический тонзиллит, аденоидные разрастания, также способствуют смещению языка вперёд.

— ранняя потеря, удаление передних молочных зубов

— частые простудные заболевания у ребенка

Если у ребенка  в рационе преобладает мягкая, обработанная термически пища, а не твердые  овощи, фрукты, мясо, то несмотря на наличие у него зубов, полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит.

Учимся глотать.

А. Ребенок поднимает кончик языка кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба,зубы сжимает, губы смыкает (исходное положение).

Просите его проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка.

Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. В 1 день 5-6 повторений, во 2 — 2 раза (утром, вечером) по 5-6 раз. В последующие дни — 3 раза в день по 10-12 раз.

Б.Исходное положение то же. Только теперь Ваш ребенок должен удерживать язык в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

В.Исходное положение то же. Теперь Вы научите своего ребенка правильно глотать, не отрывая языка от неба просите его проглатывать слюну с сомкнутыми губами. Упражнение повторяют 3 раза в день по

10 раз. При этом необходимо следить за тем, чтобы губы были расслаблены.

Жуём твёрдую пищу.

Грызём, жуём, глотаем– морковку, яблоки, мясо, сухари, баранки, сушки…

Маляр.

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Зеваем, жуём, глотаем.

Запрокинув голову: имитировать жевательные движения, позёвывать, жевание и глотание с закрытым ртом.

Футбол.

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

Карандаш.

Применяют упражнение с карандашом — располагают карандаш поперек зубного ряда, удерживают его сжатыми зубами. Кончик языка перемещают то выше, то ниже карандаша.

Лошадка.

Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кон кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

Использование ортодонтических аппаратов

пластинка MUPPY  вестибулярная пластинка с бусинкой миофункциональные трейнеры

Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И СВОЮ УЛЫБКУ!!!!  

Способы приучения ребёнка к жеванию

Думая о том, как научить ребёнка жевать и глотать пищу, в первую очередь обратите внимание на своё поведение. Какой пример вы подаёте?. Вы сами тщательно пережёвываете пищу или кушаете на бегу? Ради привития малышу этого навыка имеет смысл пересмотреть своё отношение к еде

Вы сами тщательно пережёвываете пищу или кушаете на бегу? Ради привития малышу этого навыка имеет смысл пересмотреть своё отношение к еде.

Садитесь за стол вместе с ним и демонстрируйте на личном примере, как тщательно нужно жевать, не торопясь и не набивая «полный рот».

  1. При введении прикорма нужно постепенно приучать ребёнка к более твёрдой консистенции пищи;
  • Сначала все блюда даются в виде пюре (в 6-7 месяцев), можно добавлять крошечки еды и несколько мягких кусочков;
  • Затем к 8-9 месяцам пищу уже можно разминать ложкой или вилкой, включать в неё маленькие полутвёрдые частички и мягкие крупные кусочки;
  • В 11-12 месяцев предлагайте малышу твёрдую пищу, чередуя её (но не смешивая в одной тарелке) с пюре. Так, уже в год можно научить ребёнка хорошо жевать разные продукты.

Чтобы научить ребенка уже к году жевать кусочки, не давиться и кушать аккуратно, посмотрите схему введения прикорма по схеме, предложенной в интернет-курсе Азбука прикорма: безопасное введение прикорма грудничку>>>

  1. Постарайтесь не показывать малышу свой страх того, что он подавится и не сможет проглотить кусочки еды. Дети чувствуют наше настроение и тоже могут начать бояться и отказываться от «опасной», на их взгляд, пищи.

Соблюдайте правила безопасности, когда знакомите ребенка с твердой пищей, никогда не оставляйте ребенка одного наедине с твердым куском еды.

  1. Если малыш всё же сам боится подавиться и отказывается от твёрдых кусочков, заверните один из них в марлю (или положите в ниблер) и дайте ему пожевать;

Это может быть ломтик яблока, груши, хлеба или какого-либо овоща. Так ребёнок понемногу будет привыкать к твёрдым кусочкам и перестанет их бояться.

  1. Массаж языка поможет преодолеть рвотный рефлекс и выталкивание пищи изо рта. Его можно делать через салфетку или специальной щёточкой в первые месяцы приучения к жеванию;
  2. Постарайтесь превратить процесс жевания пищи в увлекательное занятие;
  • Например, придумать какую-нибудь легенду, почему нужно хорошо прожевать всё, что лежит в тарелке или устроить соревнование, кто дольше будет «работать зубками»: малыш или мама;
  • Пусть каждый раз, как только ребёнок хорошо справится с заданием и тщательно прожуёт пищу, животик поблагодарит его за то, что он помогает переваривать еду и получать много витаминов из неё.

Конечно и в 2 года можно научить ребёнка жевать. Но всё же в этом процессе важна внимательность и последовательность.

Чем раньше вы начнёте уделять время приучению малыша к жеванию, тем эффективнее и быстрее он освоит этот навык. Детям в 1,5-2 года можно давать длинные продукты, которые удобно держать в руках и откусывать.

Для детей старше года есть свои приемы и хитрости при обучении ребенка жевать. Смотрите курс Едим с удовольствием: возвращаем здоровый аппетит ребенку>>>

  1. Учите малыша жевать с помощью тех продуктов, которые ему нравятся. Так ему будет приятнее подолгу держать их во рту и тщательно пережёвывать;
  2. Не предлагайте слишком большие порции, лучше добавить еду, в случае, если она понравится ребёнку и он захочет покушать ещё. Не давайте новую порцию, пока малыш не прожуёт предыдущую, не торопите его;
  3. Делайте артикуляционную гимнастику. Она будет способствовать укреплению челюстно-лицевых мышц и развитию речевого аппарата.

Каким бы сложным ни казался процесс приучения ребёнка к жеванию пищи, всё же подавляющее большинство детей успешно осваивают этот навык. При ваших грамотных и методичных действиях, ребенок обязательно освоит его.

  • Ребенок плохо ест прикорм
  • Педагогический прикорм
  • Мясо для первого прикорма

Симптомы пищевых расстройств

Пищевые расстройства у детей могут возникать по разным причинам, основной из которых является несбалансированное питание

Если ребенок начинает мало есть или его порции становятся слишком большими, нужно обратить на это внимание и посетить детского врача-гастроэнтеролога. После ряда проведенных исследований врач сделает вывод о достаточном или недостаточном питании ребенка с учетом его возрастных особенностей

Недостаточный или чрезмерный аппетит пагубно сказывается на работе пищеварительной системы. Это провоцирует нарушения работы не только внутренних органов (желудка, печени, кишечника, желчного пузыря, а также селезенки), но и влияет на репродуктивную систему (провоцирует гормональный сбой, нарушения функций половой системы). Только детский гастроэнтеролог может подобрать комплексную программу лечения, чтобы предотвратить появление осложнений из-за сбоев в работе желудочно-кишечного тракта.

К основным симптомам пищевых расстройств у детей относят:

  • раздражительность, агрессивность, ухудшение настроения, когда дело касается приема пищи или разговоров о еде;
  • неконтролируемое чувство голода или аппетита;
  • повышенное газообразование (метеоризм), вздутие живота,частая изжога;
  • рвота, тошнота, спазмы желудка, кишечные колики.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector