Малыш не может глотать твердую пищу и давится? как научить ребенка жевать самостоятельно?

Уже пора?

Чтобы понять, что ребенок готов к первому употреблению твердой пищи, необходимо обратить внимание на особенности его поведения. Чаще всего о том, что наступило подходящее время для нового меню, говорят следующие признаки:

  • малыш перестает сосать пищу с ложки – теперь он принимает ее верхней губой, пытается пережевать;
  • проявляет заинтересованность пищей взрослых;
  • инстинктивно тянет в рот твердые предметы;
  • покусывает ложку;
  • во время кормления широко открывает рот.

Эти признаки подскажут родителям, что пришло время начать давать малышу небольшие кусочки твердой пищи

Однако важно помнить, что лишь к первому году жизни у ребенка прорастет достаточное количество зубов для полноценного разжевывания, до тех пор размер кусочков должен быть минимальным

  • В возрасте 6-7 месяцев допустимы частицы размером до 0,3 мм.
  • Когда ребенок достиг 8 или 9 месяцев, в его рацион можно добавлять пищу с частицами до 1,5 мм.
  • В возрасте 9-12 месяцев ребенок справится с пережевыванием фрагментов до 3 мм.
  • В 1-2 года малыша следует обучать жевать и глотать твердую пищу.

Эти размеры обязательно надо учитывать, в противном случае малыш может отказаться от твердой пищи.

Методики и способы

Методик на самом деле много, и все они ориентированы на определенный возраст малыша. Проблема того, как приучить ребенка к твердой пище, впервые аукнулась массово всем педиатрам, когда в продаже появился детский прикорм. Малышня массово привыкает к кремообразной структуре еды, и пищу с комочками есть отказывается.

Чтобы избежать капризов и истерик, начинайте заниматься вопросом жевания как можно раньше.

С 3 месяцев

В этот период ребенок впервые пробует жевать. Кроха все тащит в рот и старается придавить деснами. Не упускайте этот момент. Даже если видите, что зубки появятся нескоро, приобретите для крошки прорезыватели разных цветов и форм. Желательно выбирать естественный цвет «под яблочко» или «под морковку». Малыш будет привыкать, что такой цвет можно тащить в рот и жевать, что упростит дальнейшее обучение.

Жевание прорезывателя обеспечит:

  • массаж десен для прорезываня зубок;
  • привычку прижимать объект деснами;
  • развитие жевательной мускулатуры;
  • интерес к такому мероприятию, как жевание.

С 6-7 месяцев

Когда вы ввели в рацион ребенка прикорм, приобретите такую штуку, как ниблер. Если вы спросите у мамы, как она приучила вас, когда вы были ребенком, жевать, она наверняка вам расскажет про кусочек яблочка в марлечке. Ниблер – то ж самое, только многоразового использования. Они бывают:

  • с силиконовой сеточкой;
  • с тканевой сеточкой.

Для зубатых малышей лучше брать силиконовую – тканевая цепляется за редкие зубки. Принцип действия – малыш грызет ниблер как прорезыватель, но при этом ощущает вкус еды. При этом случайно откусить кусочек и подавится бананом или отварной морковью невозможно, а это плюс.

С 1 года

Научить ребенка есть твердую пищу в этом возрасте можно так, как делали наши с вами родители. Дело в том, что раньше детского прикорма в продаже не было, равно как и блендера. Наше старшее поколение делало пюре, перетирая еду через железное сито. Вроде и пюре, но с крохотными комочками. Начните с него. Позже просто разминайте пищу вилкой, чтоб с каждым разом комочков становилось больше и они были крупнее.

Параллельно меняйте консистенцию блюда. От супов-пюре переходите на более густые кашки с комочками. Затем можно оставлять в порции небольшие кусочки овощей, постепенно увеличивая и количество.

С 2 лет

В таком возрасте малыш «зубат» и вполне одолеет взрослую пищу кусочками. Если в 2 года ребенок упрямо отказывается есть взрослый формат пищи, можно попробовать на нем несколько методик:

  • Голодовка. Это жестоко, зато эффект быстрый. Предложите малышу пищу кусочками. Не хочет есть? Молодец, иди погуляй. В следующий прием пищи (по графику и ни минутой раньше!) снова предложите «взрослую» еду. Снова не хочет? Его проблемы. Рано или поздно малыш забывает о капризах и ест то, что предложено. Как правило, ребенок больше полутора суток не выдерживает. У методики есть существенный минус – мама не выдерживает истерику и голодные глаза ребенка на 4-8 часу эксперимента, и идет на поводу у манипулятора. Но такой метод легко воплощают в жизнь неумолимые отцы.
  • Повторюха. В 2-3 года малышня мнит себя взрослой и все повторяет за старшими. Посадите ребенка за общий стол и ешьте. Рано или поздно малышу станет любопытно, что это вы там такое вкусное едите, и он попробует, скажем, кусочек отварного картофеля, подражая взрослым. 3-4 дня такой терапии обычно приводят к положительному результату.
  • Ролевые игры. Скажите крохе, что он зайчонок, придумайте сценарий, по которому зайчонку положено грызть морковь или кусок яблока. Дети охотнее едят за какого-то персонажа.

Положительный пример. Если есть возможность, пригласите в гости одногодок малыша, умеющих кушать еду кусочками. Накройте праздничное чаепитие. Наблюдая за тем, как сверстники едят кусочки твердой пищи, малыш попробует повторить за ним, чтоб не показаться «маленьким». Заодно убедится, что все большие детки так едят, о чем нужно переговорить с крохой до прихода гостей.

Временные рамки формирования навыка

Жевательный рефлекс у детей должен появиться еще до перевода на твердую пищу (обычно это рекомендуется делать после 12-18 месяцев).

Первые попытки у малышей проявляются около 6 месяцев (иногда раньше), на этом этапе своего развития ребенок усердно тянет в рот руки и разные предметы, пытаясь грызть их. Так он не только чешет десны (этот период обычно совпадает с прорезыванием первых зубов), но и тренирует способность жевать.

Через некоторое время инстинкт может угаснуть, поскольку первые несколько зубов будут мешать выполнять жевательные движения. Однако годовалый ребенок вновь начинает проявлять интерес ко взрослой пище, и задача родителей — развить его.

К 2 годам малыш должен уметь есть полутвердую и твердую пищу, если в 24 месяца кроха продолжает питаться пюре и кашами, категорически отказываясь даже от мягких котлет, пора бить тревогу и что-то предпринимать.

Почему важно научить

Переводить на твердую пищу детей нужно обязательно. Затягивание с обучением приводит к проблемам. Родителям годовалых детишек стоит понимать, что жевание — жизненная необходимость.

Рассмотрим этот процесс с негативной и позитивной стороны.

Положительные стороны жевания

Облегчение работы ЖКТ. Желудку тщательно пережеванную пищу переваривать гораздо легче.

Тренировка челюсти, зубов. Жевательный аппарат без нагрузки выходит из строя быстрее.

(function(w,n){w=w||[];w.push(,]);})(window,’adfoxAsyncParamsAdaptive’);

window.Ya.adfoxCode.createScroll({ownerId:364275,containerId:’adfox_160551983268139015′,params:{pp:’bgdw’,ps:’emcb’,p2:’gzzo’}},);

Зубки при постоянном употреблении жидкой пищи слабеют, выпадают, челюстно-лицевые мышцы атрофируются.

Формирование навыка глотания жесткой пищи. Важен конечный этап: глотание. Ребенок понимает, что чем лучше он прожует, тем легче маленький кусочек пройдет через глотку, сглатывать будет легко. Проанализирует, сколько нужно откусывать, чтобы пища помещалась в ротике. То есть жевание — это физический и интеллектуальный процесс одновременно.

Развитие речи. В процессе жевания и глотания задействованы те же мышцы, что отвечают за артикуляцию. Тренируясь откусывать и пережевывать, малыш учится произносить звуки, слова, правильно дышать.

Возможные проблемы из-за неумения жевать твердую пищу

  • Сложности с адаптацией в садике. В рацион воспитанников дошкольных учреждений включены твердые продукты. Если ребеночек не съест кашу, мясо, второе блюдо, он останется голодным.
  • Заболевания ЖКТ. Для переработки кусков твердой пищи, попавших в желудок, требуется гораздо больше ферментов и соков. Они выделяются в процессе жевания. Если пища глотается крупными кусками, то желудок принимает их на сухую, переварить полноценно не может. Следствием такого процесса становится гастрит, изжога, тошнота и прочее.

  • Формирование привычки есть однообразную пищу. Ребенок, привыкший есть одни и те же размельченные в пюре продукты, недополучает клетчатки, витаминов, минералов.
  • Карапузу в возрасте 2–3 лет, перешедшему на твердую пищу, больно жевать. Десны и зубки не привыкли к нагрузке. Вводить продукты для жевания нужно раньше.
  • Сложности в произнесении звуков. Взаимосвязь четкой артикуляции и умения есть жесткую пищу понятна с точки зрения физиологии. За жевание отвечают мышцы челюсти; язык, щеки, горло — за процесс глотания. Они же действуют при говорении. Пассивность жевательных органов приводит к позднему речевому развитию или плохой дикции.

Ошибки родителей при кормлении ребенка смесями

При кормлении ребенка готовыми кашами и пюре следует точно придерживаться указанной на упаковке дозировки. Обычно на каждой коробочке с детской кашей или смесью есть подробная инструкция, в которой указывается возраст ребенка, количество ложек смеси и необходимый объем жидкости. Обязательное соблюдение инструкции на упаковке — это не прихоть производителей, желающих во что бы то ни стало сделать жизнь родителей сложнее. Это вполне обоснованное требование. Для каждого возраста ребенка предназначена своя консистенция детского питания. Вы можете несколько месяцев кормить малыша полюбившейся ему кашкой из коробочки, но с каждым месяцем его каша должна становиться гуще. Только в этом случае вы избежите проблем с приучением ребенка к взрослой пище.

Возможные проблемы: малыш давится, боится глотать, еда вызывает рвоту

Ребёнок, который привык получать пищу только в жидком виде, не всегда сразу воспринимает более плотную консистенцию. Во многих случаях дети начинают выплёвывать еду, отворачиваться от предложенной ложки с новым блюдом или капризничают. При попытке накормить малыша встречаются следующие ситуации:

  • ребёнок категорически отказывается есть пищу кусочками — причинами могут быть лень (зачем жевать, если можно получить вкусную еду другим путём) или слишком резкий переход (кроха не понимает, что делать с попавшим в рот кусочком);
  • во время еды малыш часто давится — для него непривычно глотать пищу другой консистенции, но со временем он учится управлять языком и с помощью жевательных движений проталкивать кусочки в ротовую полость. Давать понемногу новые продукты нужно после основного кормления — сытый ребёнок не будет пытаться быстро утолить голод, а значит сможет ощутить новую консистенцию;
  • при попытке проглотить кусочек возникает приступ рвоты — это может происходить из-за неправильной техники кормления (мама слишком глубоко вводит ложку). Объём детской ложечки не должен быть более 3 мл, касаться ей нужно кончика или середины языка. Если приступы рвоты происходят часто, необходимо обратиться к неврологу и гастроэнтерологу, чтобы исключить проблемы со здоровьем;
  • ребёнок боится жевать и глотать — для такого страха всегда есть причина (раньше во время еды он сильно подавился и испугался, мама давала из этой ложечки горькое лекарство). В такой ситуации нужна консультация педиатра.

Преодолеть рвотный рефлекс во время кормления помогает специальный массаж. Его могут делать логопеды, используя марлевую салфетку (ребёнок пытается выталкивать её изо рта с помощью языка) или деревянный шпатель (им нужно постепенно дотрагиваться до кончика языка, продвигаясь к корню). Так малыш привыкает к новым ощущениям и уже не испытывает позыва к рвоте при кормлении из ложечки.

Пищу кусочками нужно вводить постепенно, начиная с одной ложки в день и со временем заменяя жидкую еду твёрдой пищей

Советы родителям

  • Активируйте работу мышц языка, преодолевая рвотный рефлекс. Проделывайте легкий массаж языка через марлю. При помощи деревянного шпателя постепенно продвигайтесь к корню языка и обратно, слегка надавливая. Положите за щечку ребенка марлевую салфетку и попросите его язычком вытолкнуть ее.
  • Не забывайте делать артикуляционную гимнастику.
  • Преодолевайте страх попадания в рот твердой пищи. Дайте ребенку твердый продукт или ниблер, пусть грызет.
  • Постепенно переходите от протертой пищи к кусочкам. Предлагайте малышу самому измельчить свою еду.
  • Вызывайте интерес у ребенка к процессу питания. Накрыв на стол, его приборы оставьте в стороне. Всей семьей с аппетитом и восхищением нахваливайте: «Как же это вкусно!». Когда маленький человечек подойдет к столу, не спешите его усаживать, наоборот, говорите, что здесь на всех не хватит. Ждите, пока не проявится устойчивый интерес, и только потом можете угостить, одной ложечкой. Напоминайте, что это ваша порция. Как только интерес пропал, отправляйте его из кухни. А если кроха тянется еще к чему-нибудь пожевать, смело усаживайте за стол.

Малыш всегда должен есть под присмотром родителей. Но делайте это ненавязчиво.

Ошибка 1: слишком рано

Ещё не так давно ранний прикорм считался нормой, и наши бабушки и мамы прикармливали соками и кашами уже трехмесячных малышей. Однако сейчас специалисты ВОЗ сходятся во мнении, что начинать прикорм следует не раньше 4-6 месяцев. До этого времени предпочтительнее грудное вскармливание. И после введения прикорма грудное вскармливание должно сохраняться как можно дольше.

Чем опасно раннее введение прикорма? Прежде всего расстройством пищеварения у ребенка

В первый год жизни ребенка оно только формируется — и очень важно не форсировать события. В первые 4 месяца у малыша кишечник и пищеварительные железы ещё незрелые

Пищеварительная система малыша в этот период способна без проблем переваривать и полностью усваивать только молоко мамы, и введение другой пищи может не лучшим образом сказаться на обмене веществ. Это чревато отдаленными проблемами со здоровьем уже в старшем возрасте.

Как понять, что уже пора? Следует придерживаться советов своего педиатра, который лучше всех знает о состоянии здоровья и особенностях развития вашего малыша. Как правило, если малыш здоров, активен, хорошо прибавляет в весе, то первый прикорм рекомендуют вводить в 5,5-6 месяцев. Однако необходимо понимать, что каждый ребенок индивидуален — и сроки введения прикорма может составить только специалист.

Важно отследить момент, когда у ребенка угаснет врожденный рефлекс выталкивания, — обычно к 4-5 месяцам. Этот рефлекс является защитным, так как у малыша еще не созрел консолидированный рефлекс заглатывания твердой пищи.

Как стимулировать аппетит?

Иногда причиной отказа от еды становится не нежелание есть твердую пищу, а плохой аппетит малыша. Если это не признак нездоровья, то помочь справиться с проблемой помогут простые меры.

Чтобы стимулировать аппетит у ребенка, стоит витаминизировать его питание. Для этого:

в компот или чай добавлять сироп шиповника (вместо сахара);

можно готовить чай из плодов шиповника;

вместо соков из пакетиков, давать ребенку домашний компот, в состав которого обязательно включать чернослив и небольшое количество семян фехнеля (1 чайная ложка на литр готового компота);

увеличивать продолжительность прогулок. Ребенок во время прогулки должен быть активным: бегать, прыгать, лазать, а не сидеть чинно на лавочке;

следует исключить все перекусы, не давать пить сок или молоко вне приема пищи, это еда, а не питье. Для утоления жажды лучше всего подходит вода или несладкий компот. В соках же содержится сахар, который может перебить аппетит.

Кроме того, нужно обязательно следить, чтобы у ребенка был регулярный стул. Если с этим проблемы, следует посоветоваться с врачом. Как правило, бывает достаточно изменить питание, введя в него больше овощей. Можно использовать и глицериновые свечки (четвертую часть), они безвреднее клизмы.

Почему ребенок не жует пищу

По мнению педиатров, неумение жевать очень распространено. Раньше ребенку давали кусочек жесткого яблока или сушку еще до появления передних зубов. Сейчас зубки начинают расти немного раньше, а сроки прикорма, наоборот, отодвинулись. Первый раз малыш получает пищу, когда у него уже есть пара, а то и 4 зуба. Жевать еду ими еще нельзя, но и массировать десны твердой пищей уже не получается. В итоге первые рефлексы не закрепляются, а полноценно жевать малыш начинает учиться только к моменту обзаведения полным ртом зубов.

Причины неумения жевать пищу:

  1. Физиология: сбои в работе ЖКТ, проблемы в горле и полости рта. Заболевания, которые могут препятствовать жеванию, обнаруживаются в ходе диспансеризаций. Даже если ребенок кажется вам полностью здоровым, не стоит избегать регулярных осмотров врачей.
  2. Неврологические нарушения. Помимо отсутствия жевания, для них характерны и другие признаки, которые обнаруживаются на ранних сроках.
  3. Нежелание бороться с трудностями, как со стороны ребенка, так и его родителей. Маме нужно немало выдержки и времени, чтобы контролировать прием твердой пищи, а затем отмывать и малыша, и все вокруг. Дети же легко манипулируют родителями: если можно покапризничать и тебе выдадут привычное пюре вместо непонятных кусочков, то зачем напрягаться? Если есть подозрение, что малыш и слышать не желает о том, чтобы глотать кусочки или жевать, исключительно из-за лени, придется проявить последовательность и даже строгость. Однако и переусердствовать тоже нельзя, чтобы не сформировать у ребенка боязнь новой пищи.
  4. Резкий переход с пюре на кусочки. Теоретически, малыш после года должен успешно жевать еду, но не стоит забывать, что новые навыки формируются постепенно. Большого ребенка придется учить, как младенца: начиная с добавления в привычное пюре несколько мелких мягких кусочков.
  5. Препятствие формированию навыков жевания в младенчестве. Начиная с 5 месяцев, дети постоянно что-то суют в рот. Они не просто чешут десны, в это время формируются умение прижать предмет челюстью, ощупать и подвинуть языком. Если постоянно вынимать изо рта ребенка его ручки, погремушки, не давать прорезыватель или ниблер, навыки не сформируются.

По мнению педиатра и популярного телеведущего Евгения Комаровского, неумение жевать еду – обычно педагогическая, а не физиологическая проблема.

Решаем проблему

Как научить ребенка жевать, если ему уже исполнилось два года, а навык сам собой не выработался? Важно действовать постепенно, не заставлять малыша резко перейти на новую пищу – стресс только тормозит приобретение новых привычек и развитие рефлекса

В первую очередь следует наведаться к врачу, чтобы исключить причины, связанные со здоровьем или особенностями развития. Если с малышом все в порядке и не жует он от лени и неумения, приступайте к планомерному приучению ребенка к твердой пище. Есть несколько простых приемов, которые помогут вызвать у крохи интерес к такой еде.

Если малыш старше года не жует и наотрез отказывается дегустировать твердую пищу, не расстраивайтесь. Откажитесь от покупных пюре и готовьте их сами. Сначала сократите время взбивания пюре блендером – пусть там останется немножко маленьких кусочков.

Постепенно перейдите на блюда, в которых овощи просто немного разминаются вилкой – к этому времени ребенок приучится глотать не только однородное пюре, но и небольшие кусочки, предварительно помусоля их во рту.

Затем добавьте на его тарелку мягкие овощи, которые можно взять руками или детской вилкой – цветную капусту, вареную морковку, вареный зеленый горошек. Или предложите ему выловить кусочки овощей из супа «как у взрослых». Малыш легко жует овощи своими зубками. Когда он освоит навык кусать и жевать, добавьте в меню яблоко, детское печенье, другую твердую пищу.

Привычную кашку, творожок или пюре украсьте небольшими кусочками овощей или фруктов, ягодами

Важно выбрать продукты, на которые у малыша нет аллергии и создать яркую, привлекательную композицию. Придумайте игровой сюжет, по которому сначала надо зубками пожевать аппетитный кусочек, чтобы почувствовать его особый вкус

Покажите пример, договоритесь есть эти кусочки или ягодки по очереди.

Обратите внимание: мясо детям до трех лет следует давать в виде паровых тефтелек или фрикаделек. Жевать кусочек мяса в таком возрасте еще тяжело.. Обязательно сажайте малыша за стол вместе со всей семьей, используя детский стульчик

Дети стремятся подражать, и пример взрослых им поможет быстрее перейти на общую еду. Мама или папа могут положить на край своей тарелки особенно привлекательный кусочек и выразить желание поделиться вкусным с ребенком

Обязательно сажайте малыша за стол вместе со всей семьей, используя детский стульчик. Дети стремятся подражать, и пример взрослых им поможет быстрее перейти на общую еду. Мама или папа могут положить на край своей тарелки особенно привлекательный кусочек и выразить желание поделиться вкусным с ребенком.

Можно поиграть с малышом в «зайчика», который любит грызть капустку и морковку – в ходе игры ребенок жует не за себя, а за персонажа, что помогает ему снять психологический блок.

Чем раньше родители зададутся вопросом, как научить ребенка жевать, тем проще малышу в возрасте от года перейти на обычное домашнее меню.

Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте

Методы обучения

Как же научить ребенка жевать и глотать? Собственный положительный пример

Как вы себя ведете во время еды? Делаете ли вы это на бегу или сидите кушаете спокойно? Тщательно ли вы пережевываете пищу или глотаете целиком, как пеликан? Ради ребенка придется вам обратить внимание на себя в первую очередь, потому что ребенок вам подражает во всем. Накрывайте стол и садитесь всей семьей или только вы с малышом, в спокойной обстановке, и вместе кушайте

Научите, как надо жевать, долго, не торопясь и не набивая полный рот.

Позже, с 8 месяцев, измельчать и перетирать пищу вообще перестаньте (вернетесь к этому потом, если у вас есть интересные блюда по этой теме). Пищу разминайте вилкой, оставляя мягкие куски пищи побольше размером и небольшие немного твердые частички. К году можно уже давать малышу твердую пищу, не смешивая ее с пюре. Пюре можно давать отдельным приемом пищи.

Если ребенок вначале отказывается от твердых кусков, потому что боится подавиться (для него это новшество пока представляет опасность), положите кусочек яблока или другого фрукта в ниблер и дайте пожевать. Приспособление неплохое, если у ребенка есть реальный испуг перед твердыми кускам. Если ниблера нет, положите в марлечку.

У ребенка может быть даже рвотный рефлекс с выталкиванием кусочков изо рта. Педиатр может посоветовать вам массаж языка, покажет, как это делается. В любом случае для ребенка это все происходит впервые и это так же интересно и страшно одновременно, как учиться кататься на велосипеде, поэтому помогите ему преодолеть этот страх, превратив процесс обучения в увлекательную игру.

Придумывайте сказки, почему нужно прожевать очень хорошо то, что лежит в тарелке, устройте соревнование. Объясните ему, что взрослые жуют и если он хочет вырасти, нужно тоже научиться это делать, и тогда животик скажет спасибо, хорошо переварит еду, даст много витаминов, и ребенок будет здоровый и станет расти быстрее. Купите вкусный мармелад или зефир, если ребенку понравится их вкус, ему придется поработать челюстями.

Учите жевать вместе с теми продуктами, которые нравятся ребенку, чтобы он получал удовольствие, когда он держит их во рту и пытается учиться. А также чего не сделаешь ради своей любимой еды, скорее всего, он ради этого и жевать будет готов учиться, и все, что угодно. Не давайте большие порции, потом можно сделать добавку, если еда понравилась и процесс жевания не вызвал усталости и нежелания больше есть. Никогда не торопите малыша.

Детям с полутора лет можно давать в ручки длинные продукты, им это очень нравится, держать и самому откусывать (и, соответственно, откусив, ему придется это прожевать). Делайте артикуляционную гимнастику, которая развивает челюстно-лицевой аппарат.

Чем раньше вы начнете это делать, тем лучше. При ваших регулярных и правильных действиях ваше чадо обязательно научится все делать в лучшем виде. Как ни сложно это кажется, но в конце концов все дети прекрасно осваивают этот навык.

Хлопья и вареные овощи в рационе малыша

Ваш ребенку может начать учиться кусать пищу, даже если у него выросли не все зубы. Он отлично справится, используя свои десны. Сначала он будет измельчать пищу языком придавливая ее к твердому небу. Это будет довольно скоро сопровождаться жеванием и дроблением. Для этого, однако, ребенку необходимо предоставить возможность накопить такой опыт. Поэтому предоставьте вашему ребенку такую возможность, как только вы переведете его на более расширенный рацион питания. Хорошо начинать с кукурузных хлопьев, которые растворяются во рту и с которыми риск удушья минимален. Затем вы можете дать вашему ребенку кусочки вареных овощей, таких как брокколи и морковь, или фруктов, например, мягкую грушу, которую ребенок легко сможет раздавить деснами

Очевидно, что при еде ребенок всегда должен находиться под пристальным вниманием взрослого

Как научить есть твердую пищу: эффективные методы

Конечно, научиться жевать в 5-7 месяцев сложно, тут вы только поможете ему выработать жевательный рефлекс, для этого давайте силикованные прорезыватели, которые хорошо облегчают боль при прорезывании зубов. Если предложить ему такой аксессуар, то уже к одному году он сможет пережевывать.

Введение в рацион твердой пищи

Переходить на твердую пищу стоит постепенно, если вы используете покупные смеси и пюре, то нужно приобретать продукцию согласно возрасту. Чем старше становится малыш, тем гуще стоит готовить для него еду. Со времен во фруктовые, овощные и мясные пюре добавляются твердые кусочки.

Если вы привыкли кормить младенца пищей, приготовленной в домашних условиях, то переход на твердую еду должен быть постепенным, необходимо делать пищу твердее, отказываясь от блендера. Часть еды можно тереть на крупной терке, раздавливать вилкой или давилкой.

Массаж язычка

Но если ребенок уже большой, а так и не научился жевать, необходимо работать с мышцами языка. Это избавит от рвотного рефлекса при попадании твердой пищи. Необходимо аккуратными движениями массировать язык с помощью марли и деревянного шпателя. Стоит каждый день увеличивать продолжительность массажа, с каждым днем приближаясь к корню языка. Не менее эффективным упражнением является выталкивание языком салфетку, помещенную за щечку.

Использование ниблера

Если вы боитесь, что малыш подавится большими фруктами, начинайте приучение к взрослой пищи с использованием ниблера, куда помещаются фрукты и овощи. Ниблер — очень удобное приспособление, которое можно держать в руках самостоятельно, развивая хватательные навыки. Они бывают силиковаными или тряпочными. Если нет приспособления, стоит помещать еду в простую марлю. С помощью устройств можно не переживать, что младенец подавится крупным кусочком банана или яблока. Если не оказалось ниблера, можно пососать сушку, которая тоже развивает рефлексы.

Привлечение малыша к процессу приготовления еды

Если ребенку уже больше года, то вызвать интерес к взрослой еде можно другими способами, родители могут вовлечь его в процесс готовки. Если он просит измельченную еду, можно сказать, что блендер сломался, и пока что мама будет разминать еду вилкой. Можно ему дать картошку и предложить размять ложкой. Ножи и вилки не рекомендуется давать младенцам, так как они могут пораниться.

Положительный пример

Если ребенок не жует твердую пищу, необходимо продемонстрировать, что все члены семьи кушают вилкой и им нравится такая еда. При раскладывании продуктов на стол необходимо разложить все предметы, не пропуская маленького человека. Ели вы хотите научить его кушать, то относитесь к нему как к взрослому, выделив ему отдельное место за столом.

За употреблением пищи необходимо сделать акцент на том, что еда очень вкусная. Не стоит заглатывать слишком много, чтобы малыш не повторял за вами и не давился. Но насильно заставлять кушать не стоит, нужно пригласить его к столу только тогда, когда он проявит интерес к еде и сам захочет кушать. Необходимо чаще приглашать гостей в дом, ходить самим в гости. Необходимо дать понять, что такая пища очень увлекательна, хоть и требует много времени.

Как правильно учить ребенка жевать?

Научиться жевать с минимальным риском подавиться поможет ниблер

Готовое детское питание облегчает для родителей решение вопроса о кормлении ребенка. Оно обеспечивает необходимыми веществами детский организм. Но увлечение питанием из баночек без учета возрастного ценза приводит к тому, что у малыша не сформируется жевательный рефлекс.

На форумах в интернете можно прочесть весьма неадекватные советы «опытных» мам по поводу данной проблемы:

  • Одни из них считают, что проблемы вообще нет: вырастет малыш и сам научится жевать любую пищу.
  • Другие предлагают применить так называемую шоковую терапию. Она заключается в том, что нужно перестать кормить ребенка, но при этом поставить в доступных для него местах еду, потребляемую взрослыми: поест сам, голод заставит.

Ничего хорошего такие советы не сулят, родительские ошибки они предоставляют исправлять самому ребенку, не задумываясь о последствиях. Если следовать первому совету, малыш будет недополучать необходимые вещества, что отрицательно скажется на его физическом состоянии и интеллектуальном развитии.

Использование родителями второго совета вызовет стресс у малыша, что может явиться причиной снижения иммунитета и развития различных заболеваний. Поэтому правильной тактикой родителей будет обращение к педиатру.

Специалисты предлагают для выработки у ребенка навыков жевания твердых продуктов руководствоваться такими советами:

  1. Известный педиатр Е. Комаровский считает, что в неумении малыша жевать и употреблять твердую пищу виноваты родители. Они должны проявлять терпение при формировании навыка. Не стоит ругать дитя и нервничать, если нет быстрого результата. Его и не следует ожидать, если родители упустили время. Кормление должно проходить в спокойной обстановке.
  2. Переход к твердой пище должен быть постепенным. Вначале нужно оставлять в пюре мелкие кусочки овощей, а в суп добавлять небольшие кусочки хлеба. Такая неоднородная пища будет способствовать обучению.
  3. Поможет в обучении использование ниблера – специального приспособления в виде ситечка. В него можно вставить кусочек овоща или фрукта и дать его ребенку, который мог бы не только сосать этот кусочек, но и кусать его без риска подавиться. С года кусочки овощей и фруктов можно давать малышу в ручку, но в присутствии взрослых.
  4. Заинтересовать ребенка новой пищей можно, используя яркую ложечку или тарелочки с картинками. Положительные эмоции будут помощниками в обучении. Но смешить или развлекать малыша за едой нельзя.
  5. Повысить интерес к твердой пище можно и личным примером: родители и старшие братья или сестры едят «взрослую» пищу, не забывая расхваливать ее, рассказывать, как это вкусно.
  6. С ребенком можно посетить детское кафе в развлекательном центре. Увидев, с каким удовольствием поглощают еду другие дети, ребенок может и сам захотеть попробовать ее. К тому же можно ребенку объяснить, что привычного питания из баночек в кафе нет.
  7. Для закрепления навыка можно привлечь дитя к приготовлению блюда, что повысит интерес к нему. Например, дать ему пластмассовую вилку с тупыми зубчиками и предложить самому разминать пюре. Понятно, что кусочки овощей останутся, малыш в процессе приготовления будет есть их.
  8. Доктор Е. Комаровский советует предложить ребенку вначале банан, мармелад или зефир. Малышу придется их жевать, а затем уже перейти к продуктам твердым – баранкам, печенью, мясу. Ощутив приятный вкус, ребенок будет продолжать откусывать кусочки продукта.

Прислушивайтесь к пожеланиям ребенка

Следует помнить, что младенцу, в отличие от взрослого человека, крайне сложно брать еду в рот, не делая при этом сосательных движений. Если вы просто положите ему пищу в рот, то малыш не будет знать, что с ней делать дальше. Нередко еда просто вываливается обратно. Если же постараться просунуть ложечку чуть поглубже, то ребенок может подавиться и начать кашлять. После такого негативного опыта он вообще может отказаться от всяких попыток есть с ложки.

Для первых кормлений берите самую маленькую, кофейную ложечку. Обыкновенная чайная будет для ротика малыша слишком большой. Наберите в ложечку немного еды и поднесите ее к губам ребенка. Так он сможет привычным для него посасыванием отправить еду к себе в рот. Если вкус ему понравится, то он обязательно попросит еще.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector