15 лучших советов взрослым, желающим научиться произносить букву «р»!

Содержание:

Когда нужно обратиться за помощью к специалисту

Обратите внимание, что такие случаи могут быть нормой при становлении речевого аппарата ребенка. Насторожиться следует лишь тогда, когда 1,5-2 года никаких изменений и улучшений не наблюдается, так он не научится говорить чисто

Если малыш продолжительное время не выговаривает букву р, прежде всего, необходимо определить причину, почему у него не получается. Лучше всего это сделает логопед, а при необходимости, еще и стоматолог. Специалисты оценят развитие речевого аппарата, оценят состояние уздечки языка, фонематического слуха, дадут свои рекомендации.

Родители должны знать, почему важно исправить ситуацию, научить малыша, чтобы он начал говорить правильно, а также осознавать, что результаты можно получить, лишь когда они будут делать все по рекомендации специалистов в домашних условиях

Когда нужно обратиться к специалисту

Логопед — не детский врач. Это функциональный специалист. Логопедические курсы доступны и недороги, а вот практический опыт работы с детьми 4-5 лет и стажировки намного важнее для такого специалиста. Не каждый логопед допущен к работе с массажными инструментами и постановке диагнозов вроде дизартрии.

Лучше искать детского специалиста (естественно, с высшим образованием!) в специализированных учреждениях и обязательно проверять рекомендации и отзывы. При наличии неврологических диагнозов и задержки развития больше подойдет логопед-дефектолог, особенно если ребеночек с самого детства развивается не как все.

Специалист в первую очередь поможет быстро разобраться с типом и причиной нарушения. Хорошо, если логопед объяснит вам в деталях, что именно не так с речевым аппаратом. Тогда вы и сами сумеете правильно строить речевое общение с ребенком, чтобы помогать ему осваивать звукопроизношение в бытовых заботах. Основные задачи логопеда по порядку:

  1. Подробно изучить историю развития маленького пациента.
  2. Выяснить в ходе беседы с родителями и занятия с ребенком, с каким типом речевого нарушения предстоит работать.
  3. Предложить эффективные приемы и средства коррекции речи.
  4. Достичь результата и проконтролировать его поддержание за пределами кабинета.
  5. Дать родителям развернутую консультацию, как поставить букву «Р» в домашних условиях ребенку.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Как научиться говорить букву Р

Прежде чем приступить к постановке звуков, необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Принцип от простого к сложному. Невозможно сразу же научить ребёнка выговаривать правильно звуки. Нужно постепенно усложнять задачу, и результат вам гарантирован.
  2. Занятия должны быть интересными. Не стоит заставлять ребёнка заниматься, ведь это только оттолкнёт его, и добиться успеха будет намного сложнее. Ваше чадо перестанет заниматься, так и не научившись произносить звук р, начнёт выговаривать его с помощью горла. Горловое р очень сложно устранить, практически невозможно.
  3. Выполняйте упражнения регулярно. Нескольких занятий будет недостаточно.

Техника постановки звука

  • Для начала ребёнок должен научиться выговаривать букву р отдельно, при этом выполнять упражнения: открыть рот и кончик языка направить за верхние зубки, затем ритмично и быстро проговаривать звук «д-д-д» или «з-з-за». Попросите ребёнка постучать по нёбу, при этом сильно дуть на кончик язычка. Выработка вибрации — первая ступень в постановке сонорного звука. Иногда, чтобы научиться говорить звук р, необходимо выполнять упражнения с механической помощью — специальных логопедических зондов или подручных средств в домашних условиях. При необходимости логопед обучит вам этому методу.
  • Затем закрепить произношение звука р необходимо в слогах прямых и обратных ( ра-ро-ру, ар-ор-ур и другие).
  • После того как ваш ребёнок научился правильно выговаривать звук, необходимо закрепить произношение в предложениях, скороговорках. Часто родители допускают огромную ошибку, пытаясь исправить звукопроизношение своих детей, используя лишь скороговорки. Запомните — этого делать не стоит, так как ребёнок неправильно подготовлен к постановке звука.

Упражнения для постановки звука

Выполняйте упражнения ежедневно перед зеркалом вместе со своим ребёнком. Это не только полезно, но ещё и весело. Для начала нужно подготовить губы:

  1. Улыбнитесь. Пусть ребёнок задержит эту позу около 10 секунд.
  2. Сложите губы трубочкой. Выполните это упражнение в течение 7-10 секунд.

Упражнения для языка:

  • «Маляр». Попросите ребёнка направить язычок вверх к нёбу. Проведите им вперёд и назад, как будто язык — это волшебная кисточка.
  • «Лошадка». Пусть ребёнок попробует сделать язычком так, как лошадка.
  • «Чистим зубки». Почистите язычком верхние и нижние зубы.
  • «Грибочек». Попробуйте направить язычок к нёбу и задержать его в этом положении, широко открыв рот. Таким образом, уздечка будет ножкой, а язык шапочкой грибочка.
  • «Индюк». Направьте язык к верхней губе и произнесите «Бл-бл-бл».
  • «Чашечка». Попробуйте завернуть боковые края языка и направить кончик языка вверх.

Научить ребёнка выговаривать звук р необходимо с помощью весёлых и занятных игр. Упражнение «Заведи моторчик» можно выполнять с помощью ватной палочки или пальчика вашего малыша, при этом очень тщательно вымыть руки. Попросите ребёнка выговаривать звук «д-д-д» при этом язык должен быть направлен за верхние зубки. Вы же должны помочь пальчиком вызвать вибрацию языка, направляя его рядом с уздечкой. Повторите это упражнение несколько раз, пусть ребёнок прислушается к себе. Возможно, он поймёт, как правильно «рычать», и всего-навсего нужно будет только закрепить звук в слогах и предложениях.

Упражнения для дыхания

  1. «Свечка». Представьте, что перед вами торт со свечкой. Попробуйте устроить соревнование: кто быстрее её задует.
  2. «Буря в стакане». Для выполнения этого упражнения необходимо: налить в прозрачный стаканчик немного водички, взять коктейльную трубочку и подуть в неё. Таким образом, получаются большие волны. Если же пузырьки будут небольшие, это свидетельствует о том, что у ребёнка нарушено речевое дыхание.
  3. «Снежинка»(листик, жучок, бабочки и другие). Вырежьте с бумаги снежинку и подуйте на неё. Следите, чтобы во время выполнения данного упражнения щёки ребёнка не надувались, вдох нужно делать через носик. Попробуйте подуть сначала медленно, а потом сильней. Для этого упражнения можно взять обычную вату.
  4. «Футбол». Выложите из кубиков или сделайте маленькие игрушечные ворота. Возьмите шарик или маленький кусочек ваты. С помощью трубочки попробуйте забить противнику гол в его ворота.
  5. «Весёлый лабиринт». Для выполнения упражнения потребуется кусочек ваты и счётные палочки. С помощью счётного материала выложите лабиринт и попробуйте дойти до финиша, передвигая вату струёй воздуха.

Как быстро научиться выговаривать букву р

Правильно и бегло произносить букву Р, весьма сложная задача, и распространённая. Для работы с ребёнком, упростят помогающие действия родителей, но взрослым придётся самостоятельно решать эту проблему. Выполняйте ежедневно следующие рекомендации:

  1. Как и детям, советуется проговаривать скороговорки, при этом, особый акцент отдаётся словам, с частым использование буквы Р.
  2. Частой ошибкой, полученной в детстве, когда воздух остаётся в горловине и не выпускается наружу. Тем временем, происходит нужного дрожания конца языка, что является обязательным критерием при произношении звуков «Р». В устранение изъяна, улыбнитесь, поднимая язык к нёбу, выпуская воздух, раскройте рот.

Для улучшения подвижности кончик, также, натяните рот в улыбке, выпустите язык, легко покусывайте его кончик. Выполняйте данное упражнение в течение десяти секунд, затем отдых, снова повторите. Эту разминку необходимо повторять четыре раза в неделю, в день, а вообще, чем чаще, тем лучше.

Упражнения

Мы говорили о том, что только упорство и терпение могут победить данную проблему. С малышом нужно заниматься ежедневно. Комплекс подходящих именно в вашем случае упражнений, поможет подобрать логопед. Ниже мы представили самые распространенные и действенные виды речевой гимнастики.

Упражнение №1. Если причина картавости кроется в короткой уздечке под языком, тогда вам нужно ее растягивать. Для этого ребенку придется прижать кончик языка к небу и стараться пощелкивать, как лошадка. За 1 подход это нужно повторить 30 раз.

Упражнение №2. Для правильного произношения «р» язык должен вибрировать. Натренировать такое дребезжание можно, широко улыбаясь и при этом покусывая кончик языка зубами. Повторить 10-15 раз.

Упражнение №3. Это одно из базовых упражнений, которое помогает расслабить язык и натренировать связки. Пусть ребенок откроет широко рот и положит кончик языка на бугорки передних зубов. Держать в таком положении рот нужно на протяжении 20-25 секунд.

Упражнение №4. Оно похоже на предыдущее упражнение. Ребенок должен широко открыть рот и на выдохе ударять кончиком языка по бугоркам зубов. При этом нужно выговаривать звук «д». Повторять 20-25 секунд.

Упражнение №5. Часто это упражнение называют «Маятник». Ребенок широко открывает рот и максимально выдвигает язык вперед. После этого он должен начать двигать им в разные стороны по 15-20 раз.

Упражнение №6. Малыш должен открыть рот и прижать язык к верхнему небу. Не сдвигая язык с места, следует открывать и закрывать рот. Повторить упражнение 15-20 раз. Если малыш не устал и может сделать больше, пускай продолжает.

И напоследок нужно отметить, что на ребенка ни в коем случае не стоит сердиться, когда у него не получается произносить звук «р»

Не запугивайте, не стыдите малыша и не акцентируйте внимание на том, что это дефект. Он должен чувствовать поддержку

Речевая гимнастика должна проходить в теплой и радушной обстановке. Если кроха начинает капризничать, не заставляйте делать упражнения силой. Перенесите занятие на другое время. А главное — четко показывайте все движения и звуки на собственном примере. Не пытайтесь объяснить все только на словах.

Внедрение звука Р в речь у взрослого человека.

Июль, август, сентябрь, октябрь — занятия с логопедом 1-2 раза в неделю + ежедневные занятия дома.

4 месяца — именно столько я потратил, чтобы внедрить звук Р в свою речь. Все это время я занимался только с логопедом. Конечно, было смешно, когда рядом сидят 5-6 летние дети, но что делать?:) Занятие занимало 1 час.

Как проходило занятие у логопеда со взрослым человеком:

Первые 20 минут была разминка. Мы быстро проходили все упражнения из того видео выше. Кстати, последовательность была также примерно такой. При выполнении этих упражнений язык реально становился синим. Далее мы произносили все слова, где просто максимальное количество букв Р. Сначала это были отдельные слова, потом были словосочетания и целые предложения. На последнем месяце это были уже тексты, для полной автоматизации. 

Мне намного легче давалось обратное произношение звука Р, к примеру: оР, аР, уР, вместо Ро, Ра, Ру. Тут все индивидуально. Примерно первые два месяца занятий с логопедом, это 40 минут экзекуции со звуком Р. Плюс занятия дома. Мозг начинал забывать горловое произношение, да и после нескольких занятий (примерно 4 занятия), я начал внедрять Р в речь, то есть говорить с людьми правильно. Порой возникали конфузы, из-за раскатистого Р, к примеру РРРРРРРРабота, вместо Работа. Иногда язык путался и на один звук ты картавишь, а на другой уже нет, но это было первые пару недель. 🙂

Я понял одну «фишку», тут как с изучением другого языка или какой-то технологии. Хочешь ее быстро изучить? Сразу внедряй. Знания без практики равны 0, все быстро забывается. Точно также и с произношением. Не начинаете говорить? Деньги и время впустую. 

Я не стал бояться произнести что-то неправильно, хотя порой это было смешно. Ведь до этого я также произносил звуки неправильно. Для меня ничего не меняется. Но результат не заставил себя долго ждать.

К октябрю я уже спокойно говорил с людьми и они не переспрашивали меня, когда им что-то становилось непонятно.

Важность упражнений для автоматизации буквы Р

После того, как ребенок научился произносить отдельный звук, необходимо закрепить его использование в повседневной речи. Без этого малыш не сможет говорить плавно и четко.

Автоматизация звука «р» происходит поэтапно, сначала ребенок привыкает использовать его в слогах, затем в словах, после этого в предложениях.

Логопеды рекомендуют отвлекать ученика от процесса произношения, используя различные раздражители

Специалисты акцентируют внимание на картинках, прикосновении к фактурным предметам, движении руками

Автоматизация твердого звука Р в слогах ра-ро-ры-ру

Задания на автоматизацию звука «р» начинают с разминки – артикуляционной гимнастики.

После этого несколько раз громко и четко произносят «р».

Следующий этап – произношение односложных слов, начинающихся с «р». В качестве второй буквы необходимо использовать все гласные по очереди.

Освоив произношение простых слов, переходят к автоматизации буквы «р» в словосочетаниях. Хороший эффект дает использование коротких стишков, в первой части которых повторяются слоги состоящие из «р» и гласной.

Вторая часть стишка рифмуется со слогами из первой. Можно предложить ребенку придумать рифму самостоятельно. Эти упражнения помогают автоматизировать звук «р» в словах и словосочетаниях.

Мимическая гимнастика

Упражнения на букву «р» направлены на укрепление мышц лица. Желательно проводить занятия перед зеркалом.

  1. Движение бровями вверх и вниз.
  2. Улыбка с напряжением щек.
  3. Растягивание губ в широкой улыбке.
  4. Напряжение и расслабление мышц челюсти и шеи.

Движения должны быть медленными, в момент напряжения необходимо задержаться на несколько секунд.

Дыхательная гимнастика

Развивает правильное дыхание во время разговора. Вот несколько способов постановки звука «р».

Свечка

Набирают в рот воздух, надувая щеки. Выдыхают, не открывая рот, через узкую щель между губами, стараясь задуть свечу.

Мыльные пузыри

Выдувают мыльные пузыри. По команде взрослого стараются дуть резко, чтобы получилось много маленьких или медленно, выдувая один большой.

Собачка

Быстро дышат, высунув язык.

Подводная рыбалка

Глубоко вдыхают, задерживают дыхание как можно дольше. Выдыхают медленно.

Постановка с механической помощью

В этом случае используют ватную палочку. Во время повторения звука «з» необходимо палочкой подвинуть кончик языка вглубь.

Дети не любят это упражнение, но избегать его не стоит, так как оно помогает быстро научить ребенка говорить букву «р».

Упражнения для улучшения речевого слуха

Без развития фонематического слуха невозможно научиться правильно произносить букву «р», так как воспроизвести ее, не услышав, не получится.

Картинки

Ребенок должен найти изображение, в названии которого есть звук «р». Следующий этап – отсортировать картинки на две части. В словах первой группы присутствует этот звук, во второй – нет.

Хлопки

Помогают произносить длинные слова. Сначала слоги отделяют паузой, после малыш должен хлопать в конце каждого слога.

Эти простые приемы постановки буквы «р» позволяют малышу почувствовать состав слова и облегчают использование в повседневной речи.

Упражнения для тренировки

Так как научиться выговаривать букву «р» взрослому человеку нелегко, следует начинать с самого простого. Освоить методику можно самостоятельно.

Чтобы четко выговаривать звук «р», требуется много терпения и постоянные тренировки. С логопедом или без необходимо освоить ряд упражнений. При целенаправленном подходе с каждым днем они получаются все лучше.

Выговорить заветную букву позволят следующие упражнения:

  1. Следует ежедневно по нескольку раз в день произносить слова, в которых имеется буква «р».
  2. Для правильности произношения звука нужно тренироваться и некоторое время проговаривать «т» и «д». При этом следует добиваться наибольшей отчетливости. Таким образом вырабатывается умение держать язык в правильном положении для произношения четкого «р».
  3. Чтобы добиться четкости произношения, стоит записывать свою речь на диктофон. Прослушивая запись, необходимо учитывать допускаемые неточности.
  4. Можно воспроизводить звуки, напоминающие урчание кошки. Чем чаще делается такое упражнение, тем быстрее удается произнести желаемое «р».
  5. Чтобы научиться говорить раскатисто, следует прижимать кончик языка к верхнему небу и стараться воспроизводить несколько минут подряд цоканье.

Этиология речевого расстройства

При правильном произношении «Р», язык должен подниматься к небу около передних зубов. Так появляется вибрация, что дает этот звук. Проблема с «Р» у взрослых начинаются в детстве. Основные причины картавости – это:

  • травмы – дефект кончика или уздечки;
  • травмы шейного отдела позвоночника;
  • гипоксия при родах;
  • гидроцефалия;
  • внутричерепное давление;
  • нарушения слухового аппарата;
  • воспалительные изменения слухового аппарата;
  • врожденная тугоухость;
  • патологии фонетического слуха;
  • нарушенный прикус или отсутствие зубов;
  • короткая уздечка;
  • параличи, парезы;
  • патологии неба;
  • задержки речевого или психического развития;
  • «заячья» губа;

Другой причиной является развитие ребенка в окружении людей с нарушенным слухом и речью. Так малыш уже с самого раннего детства слышит и привыкает к неправильному произношению. Картавость – это не серьезное логопедическое нарушение, при помощи курса логопедической помощи оно полностью исправляется.

Таким образом можно выделить четыре основные группы причин ротацизма:

  • Механическая. Патологии строения артикуляторного аппарата.
  • Подражательная. Ребенок копирует неправильное произношение от родителей.
  • Акустическая. Неправильный фонетическое восприятие звука «Р».
  • Неврологическая. Патологии отделов речи мозга человека.

Прежде чем, логопед разработает курс, как избавиться от картавости, необходимо точно определить причину ее развития или появления.

Внедрение звука Р в речь у взрослого человека.

Июль, август, сентябрь, октябрь — занятия с логопедом 1-2 раза в неделю + ежедневные занятия дома.

4 месяца — именно столько я потратил, чтобы внедрить звук Р в свою речь. Все это время я занимался только с логопедом. Конечно, было смешно, когда рядом сидят 5-6 летние дети, но что делать?:) Занятие занимало 1 час.

Как проходило занятие у логопеда со взрослым человеком:

Первые 20 минут была разминка. Мы быстро проходили все упражнения из того видео выше. Кстати, последовательность была также примерно такой. При выполнении этих упражнений язык реально становился синим. Далее мы произносили все слова, где просто максимальное количество букв Р. Сначала это были отдельные слова, потом были словосочетания и целые предложения. На последнем месяце это были уже тексты, для полной автоматизации. 

Мне намного легче давалось обратное произношение звука Р, к примеру: оР, аР, уР, вместо Ро, Ра, Ру. Тут все индивидуально. Примерно первые два месяца занятий с логопедом, это 40 минут экзекуции со звуком Р. Плюс занятия дома. Мозг начинал забывать горловое произношение, да и после нескольких занятий (примерно 4 занятия), я начал внедрять Р в речь, то есть говорить с людьми правильно. Порой возникали конфузы, из-за раскатистого Р, к примеру РРРРРРРРабота, вместо Работа. Иногда язык путался и на один звук ты картавишь, а на другой уже нет, но это было первые пару недель.

Я понял одну «фишку», тут как с изучением другого языка или какой-то технологии. Хочешь ее быстро изучить? Сразу внедряй. Знания без практики равны 0, все быстро забывается. Точно также и с произношением. Не начинаете говорить? Деньги и время впустую. 

Я не стал бояться произнести что-то неправильно, хотя порой это было смешно. Ведь до этого я также произносил звуки неправильно. Для меня ничего не меняется. Но результат не заставил себя долго ждать.

К октябрю я уже спокойно говорил с людьми и они не переспрашивали меня, когда им что-то становилось непонятно.

Иврит и идиш

На иврите разговаривают преимущественно евреи Израиля. Однако этот язык распространен в еврейских общинах и диаспорах разных стран мира. Его характерной особенностью является гортанное произношение буквы «р». Именно это мы и воспринимаем как картавость.

Растим детей как «при царе»: 8 принципов дворянского воспитания в наше время

Для гостей всегда готовлю слоеный торт-салат с ветчиной и горошком: рецепт

Трамп успел заказать новые самолеты с королевскими кроватями для президента США

Среди евреев Европы и России распространен язык идиш. По звучанию он напоминает немецкую речь. В германских языках звук «р» произносится нечетко. Поэтому евреи, с детства разговаривающие на идише, тоже могут картавить.

Как научиться картавить

Многие люди страдают таким дефектом с раннего возраста, обращаются к различным врачам и всячески пытаются избавиться от картавости. Некоторым может казаться это милым, а есть варианты появления осложнений в жизни, связанных с картавостью. Давайте дадим определение – нарушение произношения звуков при нормальном слухе и артикуляционном аппарате. Вопреки распространённому мнению, картавость вовсе не заболевание, а лишь небольшой врожденный дефект, устраняемый при помощи тренировок, и в более сложных случаях, вмешательством логопеда. Причиной возникновения картавости может служить один из следующих вариантов: • Первая причина, является коротенькая уздечка, ограничивающая движение кончика языка вверх. • Бывает, что дефект формируется ещё в пребывании внутриутробном периоде. • Неумение выполнять языком нужные действия для чёткости речи.

Как научить ребенка 4-6 лет говорить звук «р» быстро в домашних условиях?

Если малыш начал картавить или подменять «р» другими, более легкими для произношения звуками, то не стоит пускать проблему на самотек. С ребенком нужно заниматься. Лучше всего предоставить это врачу, специализирующемуся на становлении речи – логопеду. Но не все родители готовы воспользоваться его услугами, некоторые предпочитают научить малыша выговаривать звуки в домашних условиях. Для этого следует применять комплекс специальных упражнений.

Упражнения для речевого аппарата

В помощь родителям разработаны специальные упражнения, которые помогут развивать речевой аппарат, что очень важно при проблемах с речью и выговаривании звука «р». Гимнастика для губ

Губы также участвуют в воспроизведении звуков. Поэтому для их разработки применяют следующие упражнения:

Гимнастика для губ. Губы также участвуют в воспроизведении звуков. Поэтому для их разработки применяют следующие упражнения:

  • растянуть губы в широкой улыбке и задержать в таком положении на несколько секунд;
  • сложить губы трубочкой и максимально вытянуть их вперед (показать хоботок слоника);
  • зубы сомкнуть, при этом раскрыть губы, чтобы зубки были видны (упражнение «Заборчик»).

Гимнастические упражнения для языка:

  1. «Лошадка». Ребенок должен показать языком, как цокает лошадка.
  2. «Качелька». Сначала малыш высовывает язык и пытается достать до носа. Потом язычок опускается вниз к подбородку. Повторять упражнение следует до тех пор, пока кроха не устанет.
  3. «Варенье». Малыш представляет, что его губы вымазаны вареньем, которое нужно слизать язычком – сначала с верхней, а потом с нижней губы.

Упражнения при короткой уздечке

Если у ребенка до 5 лет проблемы с выговариванием звуков связаны с короткой уздечкой, то необязательно решать ее хирургическим путем. Логопеды рекомендуют попробовать растянуть ее, используя особую технику массажа, а также специальные артикуляционные упражнения. Проводить занятия следует в игровой форме:

  1. Соревнование – кто дотянется до кончика носа. Мама предлагает крохе поиграть в веселую игру – попробовать дотянуться до носа кончиком языка.

  2. Лакать как котенок. Ребенку предлагают притвориться котенком и попробовать не пить, а лакать молоко или сок. Такое упражнение отлично растягивает уздечку.

Также взрослый может проводить ежедневный массаж уздечки. Для этого нужно попросить ребенка открыть рот и поднять язычок. Массажные движения производятся большим и указательным пальцами, периодически (не сильно) подтягивая уздечку вверх. В день 2 подходов по 2 минуты будет достаточно.

Дыхательные упражнения

Неправильное дыхание часто становится причиной проблем с речью. Для его улучшения используются такие упражнения:

  1. «Именинный торт». Ребенок должен представить, что перед ним торт со свечками. Его задача – задуть свечи. Для этого следует набрать побольше воздуха в легкие и с силой его выдуть.
  2. «Снежинка». Нужно представить, что у крохи на ладони снежинка. Попросите его носом вдохнуть воздух, а потом плавно выпустить его через рот, чтобы сдуть воображаемую снежинку.

Этап первый – постановка звука.

Все последующие действия будет производиться для каждого звука. Заметьте – звука, а не буквы. То есть в букве «р» звуков два: и , — и каждый из них требует отдельных усилий. Сначала нужно поставить звук, то есть сделать так, чтобы вы могли его правильно выговаривать. Логопед, используя специальные инструменты, зеркало, а порой и собственные руки, покажет вам, в каком положении должны находиться все органы артикуляции (язык, губы, зубы) для верного произношения.

Чтобы научиться фиксировать это положение и произносить проблемный для вас звук изолированно, необходимо приложить усилия. Во-первых, нужно будет «научить» все органы речи принимать верное положение – поэтому вам предложат специальную зарядку, артикуляционную гимнастику, выполнять которую хорошо бы не только на приеме у логопеда, но и дома.

Во-вторых, первое время правильное произнесение трудного звука будет требовать от вас усилий, далеко не сразу все начнет получаться естественно само собой. Зеркало здесь будет вашим первым другом и помощником. Именно оно будет как в сказке «говорить и докладывать всю правду» о том, что вы делаете хорошо, а что – не очень.

И вот – ура! Все получилось, и вы, к примеру, можете рычать как тигр. Но вот только говорить слова со звуком вы пока не в силах, а потому – переходим к следующему этапу.

Как научиться картавить Р

Если человек начал с детства картавить, это вовсе не означает, что он болен, нет необходимости бежать по врачам, всё решаемо.

Также аналогично и с желанием обрасти картавость в каких-либо личных целях, выполняйте рекомендации и тренировки. Во время проговаривания русской речи с употреблением этого звука, задействуйте кончик язычка. Произнося букву Р, поймите, в каком положение фиксируется при этом Ваш язык. Затем, немного попробуйте, перемещать вибрации с кончика к его основанию. При неудачных попытках, попробуйте поговорить на украинскую манеру звук Г, со временем усиливая силу вибрации. Одна из действенных рекомендаций для освоения правильного звука Р, послушайте больше аудио на французском языке. Тут возможно включить, как музыкальные композиции, новости, фильмы. Сначала, пару раз вслушайтесь, потом делайте попытки продублировать, тщательно следя за грамотностью, схожестью произношения. А для проверки достижения нужного результата после действий, зафиксируйте свои произношения на диктофон и послушайте. Также, для тренировки наработки навыков картавости, можно включить специализированные упражнения. Тут абсолютно аналогично со всеми тренировками, важна регулярность их выполнения, либо эффекта будет не достаточно, и время потратите больше. Запомните разницу между русской Р и французской, в первом случаи, используется при произношении кончик, а во втором, основание языка. Ещё не лишне будет практиковать произношение скороговорок с применением эффекта картавости. То есть, берёте любую строчку и с нарушением произношения буквы Р, проговариваете несколько раз вслух. Поверьте, любые действия не останутся без необходимого эффекта.

Причины нарушения речи

Картавость может быть вызвана самыми различными причинами. К ней могут привести:

  • физическая или неврологическая ослабленность (возникает при хронических заболеваниях);
  • родители не исправляют речь ребенка, когда в ней есть ошибки или ребенок неправильно произносит некоторые звуки;
  • ребенок слышит неправильную речь от взрослых и копирует ее;
  • недостаточно сформирован фонетический слух и распознавание звуков;
  • неправильная артикуляция;
  • патологии артикуляционного аппарата.

Картавость может произойти после травм. Именно эта причина является основной для появления такого дефекта у взрослых. В ряде случае исправление картавости у взрослых не может быть проведено без помощи других специалистов.

Когда нужно обратиться за помощью к специалисту

Обратите внимание, что такие случаи могут быть нормой при становлении речевого аппарата ребенка. Насторожиться следует лишь тогда, когда 1,5-2 года никаких изменений и улучшений не наблюдается, так он не научится говорить чисто

Если малыш продолжительное время не выговаривает букву р, прежде всего, необходимо определить причину, почему у него не получается. Лучше всего это сделает логопед, а при необходимости, еще и стоматолог. Специалисты оценят развитие речевого аппарата, оценят состояние уздечки языка, фонематического слуха, дадут свои рекомендации.

Родители должны знать, почему важно исправить ситуацию, научить малыша, чтобы он начал говорить правильно, а также осознавать, что результаты можно получить, лишь когда они будут делать все по рекомендации специалистов в домашних условиях

Причины неправильного произношения звука

Многие родители начинают переживать, если ребенок вместо «р» говорит «л» или проглатывает данный звук. Но нужно помнить, что до трехлетнего возраста выговаривать сложную букву крохе трудно. Необходимо набраться терпения, заниматься с малышом.

Распространенные ошибки малыша при произношении «р»:

  • замена звука «р» на «л», «ы», «й»;
  • гортанное произношение буквы;
  • скомканное окончание звука;
  • выговаривание буквы с вибрацией.

Неправильное произношение «р» может быть вызвано такими причинами:

  • родители говорят сокращениями, проглатывают сложные звуки. Поскольку для ребенка нет хорошего примера произношения «р», он не может правильно выговаривать слова с данной буквой;
  • во время разговора кроха дышит прерывисто, а не ровно и плавною;
  • ребенок еще слишком маленький для того, чтобы правильно выговаривать букву «р»;
  • мышцы языка, губ и неба развиты недостаточно хорошо для произношения сложных звуков. Проблема решается укреплением мускулатуры органов речи, лица при помощи специальных упражнений. Чем лучше будут развиты мышцы, тем четче станет речь;
  • неправильное фонематическое восприятие. Услышанные слова малыш интерпретирует неверно. Это может показаться родителям забавным. Но, произнося неправильно из раза в раз слова, ребенок начинает искажать их все чаще и сильнее;
  • мама с папой редко общаются с малышом лицом к лицу. Кроха не видит движения губ при произношении буквы «р»;
  • малыш подражает тем людям, которые не могут выговаривать правильно слова с буквой «р»;
  • короткая, неразвитая уздечка языка. Это ограничивает подвижность органа ротовой полости: ребенок не может дотянуться им до верхнего неба, чтобы воспроизвести звук. Данное состояние считается врожденным пороком. Развить уздечку можно при помощи специальных упражнений, речевой гимнастики. В тяжелых случаях ситуация исправляется лишь оперативным способом;
  • имеются нарушения функций коры головного мозга. Без помощи медиков в этом случае не обойтись;
  • в семье, в которой растет малыш, наблюдается неблагоприятная обстановка;
  • нарушенное дыхание. Когда во время разговора воздух из ротовой полости уходит в неправильном направлении, тогда звуки произносятся неверно. Часто дошкольники выговаривают букву «р» в нос. Причина может заключаться в слабой работоспособности легких, аденоидах, проблемах с сердцем и сосудами, рините.

Звук «р» дети осваивают позже остальных. Но, если же в 5-6 лет ребенок не может произносить правильно слова с такой буквой, тогда стоит обратиться к логопеду.

Автоматизация звука

Научить малыша произносить букву Р – это половина дела. Необходимо довести процесс до автоматизма

Важно, чтобы ребенок не только рычал как тигр, но и проговаривал «р» и «рь» в словах, независимо от их местоположения и сочетания с другими звуками

Для автоматизации используют слова и предложения, в которых часто встречаются «р» и «рь». Если малыш забудется и пропустит сложную букву, необходимо остановить его и попросить повторить сказанное правильно. Со временем ошибки исчезнут из детской речи.

Существует множество способов, как ребенка научить говорить букву Р.

Рычание

Дети любят подражать животным. Можно поиграть в зоопарк и порычать как собака или тигр, устроить соревнования, кто это делает громче, смешнее, грустнее, страшнее.

Слоги

Важно закреплять букву Р в разных слогах. Начинать лучше с простых: ра, ар, арь, ро, ор, орь, ру, ур, урь и других. Повторять многократно «ра-ра-ра» или «ар-ар-ар» скучно, поэтому необходимо превратить занятие в игру: кто проговорит тише (громче, смешнее, страшнее)

Детям нравятся чистоговорки. Можно использовать готовые или придумать свои

Повторять многократно «ра-ра-ра» или «ар-ар-ар» скучно, поэтому необходимо превратить занятие в игру: кто проговорит тише (громче, смешнее, страшнее). Детям нравятся чистоговорки. Можно использовать готовые или придумать свои.

Полезно чередовать слоги с буквой Р, можно добавлять слоги с другими, близкими по звучанию, согласными.

Например:

Ра-ро-ру-ры

Ар-ор-ур-ыр

Ра-ла-ра-ла

Позже можно подобрать более сложные слоги: бра, тра, дро, вры, утр и прочие. К ним также необходимо подобрать чистоговорки.

Слова и фразы

Выученные слоги необходимо вставлять в слова и словосочетания, которые нужно проговаривать с ребенком.

Сначала необходимо подобрать простые слова, например, рыба, река, рука, набор, шарф, затем более сложные – барабан, карандаш, грузовик, рукавица.

Скучное повторение лучше превратить в игру. Можно предложить ребенку рассмотреть картинку и найти предметы, в названиях которых есть буква Р.

На рисунке легко отыскать гриб, мухомор, трубу, крышу, реку, берег, пристань, корзину, ведро, бороду, старика, дерево, пригорок, пузырь и т. д.

Необходимо следить, чтобы ребенок произносил «р» и «рь» правильно.

Можно усложнить игру и попросить малыша не только называть предметы, но и составлять с ними предложения.

Например, девочка пускает пузыри. Мальчик прячется под мухомором. Дедушка собрал грибы.

Играть в слова можно и без картинок. Достаточно оглянуться вокруг. Дома, на улице, в транспорте ребенок найдет множество слов с буквой Р. Можно устроить соревнование, кто перечислит больше предметов.

Когда малыш освоит новую игру, нужно усложнить ее. Взрослый должен перечислять слова с буквой Р, а ребенок – делить их на 2 группы, с твердым «р» и мягким «рь», и повторять. Можно предложить малышу вставать или поднимать руки, когда слышится «р», и приседать или опускать руки, если звучит «рь».

Скороговорки

Скороговорки – самый простой и известный способ автоматизации правильной артикуляции. Каждый человек с детства помнит Греку с раком, Сашу с сушкой и траву на дворе. Рассказывать скороговорки – веселое и полезное занятие.

Однако ребенку быстро надоедает просто читать и учить скороговорки, поэтому нужно превратить занятие в игру. Можно рассказывать с разной громкостью, скоростью, интонацией, желательно подобрать картинки, иллюстрирующие скороговорки.

Стихи и песни

Небольшие стихи и песенки с простой рифмой, легким ритмом и веселым содержанием помогают закрепить произношение «р» и «рь» и доставляют малышу удовольствие.

Из множества стихов и песенок лучше выбирать насыщенные буквой Р.

Необязательно искать длинные произведения, достаточно 4–8 строчек

Яркие иллюстрации к стихам помогут поднять настроение и привлечь внимание ребенка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector