Как научить ребенка читать бегло?
Содержание:
- Почему дети перестали читать?
- Как НЕ надо приучать ребенка к чтению книг – самые частые родительские ошибки
- Помогите расширить кругозор
- Создайте привычку — потребность в чтении
- С чего начать?
- Не давите: у книги много конкурентов
- Выбирайте книги для чтения
- Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?
Почему дети перестали читать?
Сегодня уже в 1 классе детям стыдно быть без крутого мобильного телефона. А в 9 лет они становятся заядлыми блогерами, подсчитывая количество лайков под каждой фотографией в Instagram. Поэтому родители все чаще задаются вопросом — как заставить подростка читать, если ему намного более интересно посмотреть яркие картинки в интернете или поиграть в компьютерную игру?
Может быть, современные дети не любят читать, потому что информация стала слишком доступной и все, что ты хочешь узнать, находится на расстоянии одного нажатия клавиши? Но на самом деле причина другая. Если ребенок не читает, значит, его не вовлекли взрослые в чтение. И если вы смогли это осознать, значит, вы уже на полпути к решению этой проблемы.
Уже на бесплатных онлайн-лекциях «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана вы сможете разобраться, как работает психика вашего ребенка и чем он отличается от других. Это поможет найти тот самый ключик к душе маленького родного человека. Вы не просто научите ребенка читать, вы наладите эмоциональную связь, и вам с ним будет гораздо легче в разных жизненных ситуациях. Вы заложите фундамент для создания прочных, доверительных отношений.
Корректор: Наталья Коновалова
Как НЕ надо приучать ребенка к чтению книг – самые частые родительские ошибки
Обеспокоенные детским образованием родители стремятся, во что бы то ни стало, привить любовь к книгам, и в своих порывах допускают немало ошибок.
Многие родители стараются принудительно привить любовь к книгам. И это — первая ошибка, потому что нельзя заставить любить насильно.
- Еще одна ошибка — это позднее приучение. Большинство мам и пап задумываются о чтении только к началу школы. А между тем, привязанность к книгам должна зарождаться с детства, практически с колыбели.
- Оборотная сторона — спешка в обучении чтению. Раннее развитие сегодня ультрамодно. Поэтому продвинутые мамы учат малышей читать, когда они еще только ползают, раньше времени развивают творческие, спортивные и умственные наклонности. Но стоит помнить, что своим нетерпением можно вызвать негативную реакцию у ребенка к книгам на долгие годы.
Одна из самых распространенных ошибок — это чтение книг не по возрасту. Не может 8-летний малыш с удовольствием читать романы и поэмы, не стоит от него этого требовать. Ему интереснее читать комиксы. А подростку не интересны произведения вечной классики, до этих книг нужно еще дорасти. Пусть читает современную и модную литературу.
Помогите расширить кругозор
Часто дети не любят читать, потому что им мешает небольшой словарный запас и недостаточно широкий кругозор. Они просто не понимают, о чем идет речь, картина не складывается, нарастает скука. Прочитал пару страниц — и уже устал. Вспомните, как вы читали статьи на иностранном языке — примерно то же самое чувствуют дети, если не понимают текста.
Кругозор зависит от того, о чем ребенок разговаривает с родителями и друзьями или какие разговоры подслушивает, какие фильмы смотрит. Умненький малыш может знать полсотни названий динозавров, но встретив в тексте слова “пряла ему пряжу” — растеряется.
Как помочь человеку? Останавливайтесь на “сложных” словах во время чтения вслух, спрашивайте, знает ли он их значение — и поясняйте непонятное. Ставьте ему образовательные записи про Чевостика или Вику-путешественницу, смотрите передачи о природе и исследованиях.
Собирайте хорошую детскую библиотеку, чтобы ребенок мог полистать книги о птицах, растениях, рыбах, профессиях и космосе. Играйте в словесные игры в духе: назови пять кондитерских изделий, назови десять российских городов.
Создайте привычку — потребность в чтении
Чтобы появилась привычка читать, чтение должно приносить удовольствие. Самый простой стародавний способ этого добиться — читать детям. Читайте им перед сном, за едой, в дороге. Читайте то, что нравится им, и то, что нравится вам. Читайте с выражением, в теплой обстановке, чтобы чтение ассоциировалось у них с чем-то добрым, милым, дающим радость жизни. Если дети уже научились хорошо читать — читайте по очереди, соревнуясь в озвучивании героев.
Чтение детям чем-то похоже на ГВ. В одних семьях взрослые читают малышам, пока те не научатся сами листать книжки с картинками и понемногу читать коротенькие рассказы. В других семьях читают вслух, пока ребенок не откажется от этого: “Мам, классная книжка, дай я сам почитаю”, — скажет 12-летний подросток.
Еще один способ создать привычку — это ритуал выбора книг. Если у вас дома большая красивая библиотека, вы с малышом подходите к полкам, перебираете книги: что бы сейчас почитать? Другой вариант — вы берете ребенка с собой в книжный магазин и говорите: “Я хочу купить книги для себя, и ты можешь выбрать себе новые книжки”.
Пусть повозится у полок, посидит в кресле, полистает томики и выберет пару-тройку для домашнего чтения. Дети получают особое удовольствие, когда мы доверяем им, как большим: выбрать книгу в магазине или блюда из меню в кафе. То же самое можно проделать в городской библиотеке или у полки буккроссинга.
С чего начать?
Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.
1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.
2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.
3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?
4. «Повторение – мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.
5
Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил
Хочешь послушать?)
6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)
7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.
8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.
9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.
10. Купите книги В. Волиной из серии «Учимся, играя.» Это ваше методическое пособие. Можете начинать обучение.
Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.
Не давите: у книги много конкурентов
Чтение сегодня — совсем не то, каким оно было в нашем детстве. Мы читали почти вынужденно: среди всех доступных удовольствий 20-30 лет назад книга была где-то в ТОП-3. Сегодня у детей огромный выбор развлечений помимо чтения: мультики, лего, компьютерные игры, кукольные домики и модный спортивный инвентарь.
Из этого следует пара практических выводов.
1. Книги должны быть интересными, красивыми, приносящими радость, чтобы выдержать конкуренцию. Это мы “на безрыбье” могли читать томительного Жюля Верна, а современный ребенок бросит непонятную книгу и переключится на Майнкрафт.
Поэтому в нежный период, когда человек только втягивается в самостоятельное чтение, подбирайте для него интересные книги. Советуйтесь с ним, прислушивайтесь к его мнению, поощряйте чтение книжных серий, даже если вы сожгли бы их темным вечером у помойки, будь ваша воля. Если сын или дочка привыкнет получать радость из книг — постепенно они познакомятся с более классическими и “высокодуховными” образцами.
2. Не навязывайте чтение. Ребенку очень легко “утечь” в другие приятные занятия, если чтение вдруг покажется давящим и скучным. Не заставляйте дочитывать нудный рассказ, не ставьте условия (“Пока не прочитаешь 10 страниц, гулять не пойдешь”). Старайтесь заинтересовать, увлчь, пусть чтение будет связано с позитивными эмоциями.
Выбирайте книги для чтения
Часто школьная программа требует читать непростые рассказы и повести, которые у современных детей вызывают много вопросов: например, “Му-му” Тургенева или цикл нравоучительных рассказов для детей Льва Толстого. Порой дети рыдают от прочитанного или не стесняются в своих рецензиях: “Герасим тупой!”, “Тарас Бульба — просто зашквар!” Стоит ли беречь их от “травмирующей” литературы?
С одной стороны, надо учитывать ту самую “конкуренцию удовольствий”, о которой мы говорили в начале статьи. У современных детей есть вполне здоровая привычка — претендовать на интересные и милые сердцу развлечения. Всего 1-2 поколения назад ребята читали “что под руку попало” и привыкали к разным жанрам, стилям и переживаниям от прочитанного.
С другой стороны, сегодня мы живем в “позитивном” мире, который старательно маскирует страдание и избегает травм. В нем не принято говорить о смерти, болезни, нужде и несправедливости — только немногочисленные волонтеры и активисты заявляют об этом, чтобы помочь людям, животным или природе. Психологи отмечают: все реже родители читают детям классические сказки, которые часто бывают страшными, да и сами народные сказки издаются в более адаптированных, милых и мирных вариантах. Детская психика не проходит тренировку разными тревожными образами и ситуациями, поэтому на описание печальных событий реагирует остро.
При этом психологи говорят: такая тренировка важна для детей. В сказках всегда есть напряжение и угроза безопасности, которые надо пережить. Слушая страшную сказку, ребенок может пугаться, прятаться под одеяло, но сказка продолжается — и вот малыш уже выглядывает из своего укрытия. Так он привыкает, что страшное и трудное — случается, но жизнь все равно идет вперед, и потом обязательно будет что-то хорошее, особенно если не опускать руки. Он учится сопереживанию, неизбежности потерь и смерти, учится преодолевать страх.
Конечно, “страшное” чтение нужно дозировать и выбирать, зная своего ребенка. Для одного страшной будет сказка про Серую шейку, которую оставили одну в холодной полынье, для другого — сказка про Жихарку, Котика-братика и Бабу-Ягу, которая питается пухленькими детками. Выбирайте книги, а еще — обсуждайте их после чтения, чтобы помочь ребенку сделать верные выводы.
Читайте детям, помогайте им открывать для себя хорошие книги. И пусть это улучшит не только интеллект и эрудицию, но и ваши отношения 🙂
Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?
- Показывайте своим примером, что чтение — это хорошо. Читайте сами, если не книги, то прессу, газету, журналы или романы. Главное, чтобы дети видели читающих родителей, и чтобы вам нравилось читать. Другими словами родители должны отдыхать с книгой в руках.
- Есть пословица, что дом без книг — это тело без души. Пусть в вашем жилище будет много разнообразных книг, тогда рано или поздно ребенок проявит интерес хотя бы к одной.
- Читайте ребенку книги с самого детства: сказки на ночь малышам и веселые рассказы дошкольникам.
Читайте, когда этого просит ребенок, а не когда вам удобно. Пусть это будут 5 минут чтения в удовольствие, чем полчаса «обязаловки».
Прививайте любовь к книгам, как к предметам — это незаменимое условие любви к чтению. Учите аккуратно обращаться с изданиями, не ломать переплет, не вырывать страницы. Ведь бережное отношение отличает любимые вещи от нелюбимых.
Не отказывайте ребенку в чтении, когда он сам научится читать
Переход к самостоятельному изучению книг должен быть постепенным.
Важно подбирать книгу по возрасту. Для малышей это будут большеформатные фолианты с красивыми, яркими иллюстрациями
Для школьников книги с крупным шрифтом. А для подростков модно оформленные издания. Содержание тоже должно соответствовать возрасту читающего.
- Учить читать ребенка нужно не навящиво, особенно если вы познаете буквы еще до школы. Читайте вывески, заголовки газет, пишите друг другу короткие записки. Это намного лучше, чем плакаты, карточки и принуждение.
- Говорите с детьми о прочитанном. Например, о героях и их поступках. Фантазируйте — можно придумать новое продолжение сказки или сыграть в «Красную шапочку» куклами. Это породит дополнительный интерес к книгам.
- Играйте в чтение. Читайте по очереди, по слову, по предложению. Как вариант, можно зарисовать пятое предложение с десятой страницы и угадать, что там нарисовано. Стоит придумать множество развлечений с книгами, буквами и чтением, ведь игровое обучение дает хорошие результаты.
- Поддерживайте интерес к прочитанному. Так, после «Маши и медведей» можно сходить в зоопарк, посмотреть на Михаила Потаповича. После «Золушки» купить билет на одноименный спектакль, а после «Щелкунчика» на балет.
- Книги должны быть разнообразными и интересными. Потому что нет ничего хуже, чем чтение скучного и непонятного рассказа.
- Не запрещайте просмотр телевизора и игру в компьютере в угоду чтению книг. Во-первых, потому что запретный плод сладок, и ребенок будет еще больше стремиться к экрану, а во-вторых — потому что из-за наложенных запретов у ребенка сложиться негативная реакция на книги.
- Разрешайте меняться книгами со сверстниками.
- Обустраивайте в доме удобные места для чтения. Это побуждает всех домочадцев читать больше.
- Заводите семейные традиции, связанные с чтением. Например, воскресным вечером — общее чтение.
- С самого детства читайте ребенку с выражением, используйте весь свой артистизм. Для малыша это целое представление, которое открывает ему книга. Пусть этот личный театр остается с ним всегда. Тогда, даже став взрослым, человек будет так же ярко воспринимать книгу, как когда-то на коленях мамы.
- Рассказывайте ребенку о личности автора, и, возможно, заинтересовавшись биографией, он захочет прочитать еще одно его произведение.
- Откажитесь от телевизоров в спальнях, как детских, так и взрослых. Ведь такое соседство не порождает любви к чтению. К тому же, телевизор своим шумом мешает читать, а спутниковое телевидение отвлекает множеством каналов, интересными мультфильмами и телепередачами.
- Используйте книжки-сюрпризы с открывающимися окошками, дырочками для пальцев и игрушками для малышей-крох. Такие книжки-игрушки позволяют раскинуться фантазии и порождают интерес к книгам с самого младенчества.
- Не нервничайте, если ваш ребенок не любит книги или вовсе противится чтению. Ваше настроение передается отпрыску, накладывается на уже сформированное неприятие и создает устойчивый барьер для зарождения любви к литературе.
Возможно, сегодня гаджеты и практически полностью заменили печатную продукцию, но совсем вытеснить ее из нашей жизни им никогда не получится. Ведь чтение — это еще и тактильное удовольствие, особый ритуал с неповторимой атмосферой, порождающий игру воображения, которую не может предоставить ни один фильм, ни одно новейшее изобретение.
Читайте книги, любите их, и тогда ваши дети будут с удовольствием читать сами!