Конспект по безопасности «будь осторожен на льду»
Содержание:
- Творим, учимся, запоминаем – живем!
- Человек «искупался» в ледяной воде: оказание первой помощи на берегу
- Если человек провалился под лед
- Как распознать тонкий лед
- Ход занятия.
- Как определить толщину льда
- Меры предосторожности
- Что делать, если лед провалился
- Правила поведения на льду зимой
- Правила безопасности на ледовой переправе
- Правила зимней рыбалки
- Главные правила поведения на льду
- Если провалился не сам, а кто-то другой
- Органы местного самоуправления
- Что такое лёд?
- Ход занятия
Творим, учимся, запоминаем – живем!
Все вышесказанное еще раз напоминает о том, что любую информацию ребенок лучше запоминает играя. Изобразительное творчество же – одна из самых увлекательных форм игры.
Ее действенность заключается не только в процессе, но и в возможности наблюдать результат. Рассказывая родителям о том, что он нарисовал или смастерил, малыш еще раз повторяет изученную тему, прочнее запоминая ее.
Поэтому не нужно стесняться переспрашивать ребенка о том, что изображено на рисунке или в поделке – ваш интерес его порадует.
Поэтому не стоит сердиться на воспитателей и учителей, нагружающих вас дополнительной работой, не стоит избегать участия в таких ответственных тематических конкурсах.
Ведь это возможность не только наполнить свой досуг совместным творчеством, но и способ помочь ребенку освоить основы безопасности! Трудитесь вместе, создавайте сообща, учите и учитесь быть внимательными, осторожными и ответственными.
Человек «искупался» в ледяной воде: оказание первой помощи на берегу
Если нет возможности перенести пострадавшего в обогретое помещение, то необходимо оказать первую помощь непосредственно на берегу, сделать следующее:
- соорудить заслон от ветра и снега, разжечь большой костер;
- рядом с огнем расстелить теплое покрывало и быстро переодеть пострадавшего в сухую одежду;
- растирать переохлажденные конечности руками, обмотав их шерстяной тканью;
- обмороженные конечности можно также растереть водкой или отогреть под теплой водой, манипуляции следует проводить до тех пор, пока человек не придет в сознание;
- необходимо дать пострадавшему горячий чай или кофе и дожидаться помощи от профессиональных медиков.
Собираясь зимой на прогулку или рыбалку, не стоит забывать, что прочность льда ослаблена в местах водоемов с выраженным течением, а также вблизи густой растительности – около кустов, камышей, кустарников.
Не забывайте, что темный лед особенно «притягателен» для прямых солнечных лучей, поэтому он гораздо тоньше, чем белый. Самым прочным является лед интенсивного голубого, даже синего цвета.
Белый, матовый или желтоватый ледяной наст гораздо тоньше голубого. Помните, что любой лед, даже самый «надежный» с виду, таит в себе опасность, поэтому нужно быть предельно аккуратным.
Важно соблюдать правила поведения в зимний период на льду и всегда носить с собой заряженный мобильник, чтобы вовремя обратиться за профессиональной помощью
Если человек провалился под лед
МЧС предупреждает, что главный враг оказавшегося в полынье человека – паника. Есть определенный алгоритм действий, который поможет продержаться до приезда спасателей, а иногда и самому выбраться на твердый лед.
Самые продуктивные – первые минуты пребывания в воде, пока одежда не промокла. Она создает воздушную подушку, позволяющую держаться на поверхности воды. Основные действия:
- Держать голову как можно выше над поверхностью воды.
- Если на плече висит тяжелая сумка, ее надо сбросить.
- Развести руки в стороны и попытаться нащупать твердые края полыньи. Делать это надо с той стороны, где упал в воду. Если кромка хрупкая, ее надо обламывать до тех пор, пока не дойдете до крепкого края.
- Упереться локтями в лед, придать телу горизонтальное положение и попытаться закинуть ближнюю к кромке ногу на твердую поверхность.
- Если получилось сделать это, переворотом корпуса вытащить вторую и быстро откатиться в сторону.
Если ребенок на речке не один, его товарищи должны в первую очередь позвонить в службу спасения. Если рядом никого нет, пусть он как можно громче зовет на помощь.
Оказание помощи человеку, провалившемуся под лед, тоже требует соблюдения определенных правил. К полынье надо подбираться ползком по-пластунски. Приближаться к краю и тянуть пострадавшего за руку нельзя, хрупкий лед может не выдержать двойной нагрузки. Для спасения используйте шарф, веревку, палку. Протяните утопающему подручное средство, чтобы он смог крепко ухватиться за него. Если рядом несколько человек, они должны лечь на лед в цепочку, крепко держа друг друга за лодыжки.
После спасения из воды пострадавшего надо согреть. Но делать это быстро, например, с помощью горячего душа нельзя. Надо переодеть человека в сухую одежду, дать теплое сладкое питье, уложить его в позу младенца в утробе матери (ноги подтянуты к животу) и укрыть одеялом. Если спасенный в состоянии, он наоборот может активно подвигаться, это поможет ему быстрее согреться.
Как распознать тонкий лед
Определить тонкий лед
О прочности и безопасной толщине льда говорит его зеленоватый или слегка синеватый цвет. Кроме того, на таких участках обычно не бывает снежного покрова.
О тонком льде сигнализирует его пористость, серые и грязновато-мутные оттенки. Покрытые снегом участки могут представлять опасность, так как он прекрасно маскирует полыньи и водянистые места. Обычно толщина гораздо меньше в местах произрастания таких водных растений, как камыш и тростник.
Наличие торфяного дна, болотистых берегов, быстрых подводных течений или ключей также характеризуют места с тонким и ненадежным ледовым покрытием. Следует помнить о температуре воздуха, если она на протяжении нескольких дней не опускается ниже 0 градусов, то прочность льда снижается примерно на 25%.
Ход занятия.
Воспитатель: Доброе утро!
Выходит ЛУНТИК.
Я люблю скользить по льду
Хоть куда по льду пойду
Но едва лишь сделал шаг,
Тут же — шмяк!
Как же мне пойти по льду?
Не ползком туда ж ползти!
По чуть – чуть скольжу вперед!
Дети кто это? О чем рассказывает ЛУНТИК? Какое сейчас время года? А на картине что нарисовано? О каком времени года здесь говорится? О каком природном явлении идет речь? Что получилось с ЛУНТИКОМ, когда он вышел на лед? (Дети отвечают на вопросы воспитателя).
Посмотрите, что у него в руках? Какое-то письмо, давайте посмотрим, что в нем.
Задание
1. Расскажи о правилах поведения весной.
2. Особую опасность представляет тогда, когда водоемы покрыты льдом
3. Как нужно вести себя у водоема?
Воспитатель: сегодня мы поговорим о правилах поведения на водоеме.
Лед в природе играет большую роль. Если бы поверхность рек и других водоемов не покрывалась льдом, то все живое в реках замерзло бы и погибло; лед – это своеобразное одеяло; под таким толстым и прочным покрывалом подводным животным не страшен никакой мороз.
— Какие водоемы есть в нашем поселке.
— Что сейчас случилось с водоемами?
— Вот сейчас мы с вами поговорим о безопасности поведения на льду. Конечно, приятно мчатся на лыжах или санках по льду, или кататься на коньках
Это весело и радостно, но всегда ли это безопасно? А вот людям надо осторожно обходиться со льдом. Почему?
Словесная игра «Да или нет»
— Можно выходить на тонкий лед в начале зимы?
— Можно ходить на водоем без сопровождения взрослых?
— Можно кататься на санках по проезжей части?
— Можно одному ходить на замерший пруд и речку?
— Можно передвигаться по льду реки во время оттепели?
— Можно ходить на улице в мокрой одежде?
Коммуникативная игра «выложи снежинку»
Воспитатель предлагает выложить снежинку из счетных палочек.
А теперь я предлагаю вам отдохнуть. Физкультминутка.
«Пришла весна»
Улыбаются все люди-весна, весна, весна!
(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)
Она везде, она повсюду — красна, красна, красна.
(делают ритмичные повороты туловища)
По лугу лесу и полянке — идет, идет, идет.
(ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться — зовет, зовет, зовет.
(взмахивают обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно — звенит, звенит, звенит.
(ритмично щелкают пальцами рук)
По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.
(потирают ладони)
Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.
(делают из пальцев бутон)
И все живое сразу слышит весенний этот зов!
(ритмично сжимают и разжимают пальцы)
Предлагаю вам обыграть игровое упражнение «окажи первую помощь».
Ребята ЛУНТИК вдруг упал на льду, поцарапал коленку, руку, обморозился, чтобы вы выбрали из этих предметов, чтобы помочь ему.
Вам нужно выбрать из предметов те, которые понадобятся для оказания первой помощи вашему другу, попавшему в беду (Йод, вату, зеленку, бинт, коробка с чаем, шоколад, игрушка)
Пальчиковая игра «Весна»
Снова солнце в небе улыбается, (Накладываем ладонь левой руки на тыльную сторону правой руки, пальцы растопыриваем) –
Снег растаял, ручейки звенят. (Разводим руки в стороны, рисуем волны).
И подснежник первый распускается, (Соединяем кисти рук «Бутончик», пальцы разводим в стороны)
С юга птицы с песнями летят. (Машем ручками. Изображаем крылья птиц)
Особую опасность представляют тогда, когда с водоемов начинает сходить лед. Как нужно вести себя у водоемов весной?
Показ мультфильма ЛУНТИК.
Итог: — Назовите правила безопасности на льду (воспитатель говорит, а дети повторяют):
— не выходите на тонкий лед в начале зимы и в начале весны.
— запомните, что весной лед ломается бесшумно.
-запомни нельзя кататься возле проезжей части не на лыжах, не на санках.
-запомни, что в начале зимы наиболее опасна середина водоема, а в конце зимы – участки возле берега.
— двигайтесь по льду по натоптанным следам и тропинкам.
Запомни, что менее прочным лед бывает там,где:
— наметены сугробы.
— растут кусты.
— бьют ключи.
— в реку впадает ручей.
— трава вмерзла в лед.
Итог деятельности (проговариваем)
Ты помни правила всегда,
Чтоб не случилась вдруг беда
И неприятность не пришла
И где — то вдруг тебя нашла
И надо их не только знать
А постоянно выполнять!
Ребята, я думаю, вы запомнили все правила и еще раз расскажите ЛУНТИКУ как нужно вести себя на водоемах, зимой или весной, будьте внимательны и осторожны, соблюдайте правила безопасности, тогда с вами не произойдет ничего плохого.
Как определить толщину льда
Научите детей определять толщину ледового покрова по цвету и структуре. Самый безопасный — голубой или зеленоватый прозрачный лед. Черный или серый образуется при слабых морозах, он тонкий и ненадежный. Непрозрачный молочного цвета – это пропитанный водой снег, образующий на поверхности второй слой ледяной корки. Опасен тем, что в нем могут быть воздушные полости, и он легко ломается. Такой лед вдвое слабее прозрачного.
Опасно ступать на молодой лед, едва покрывший реку или озеро в начале зимы. Вечерние и ночные морозы образуют на воде довольно толстую ледяную корку, но днем она подтаивает под лучами солнца и неспособна выдержать даже небольшую нагрузку. Места на зимних водоемах, от которых надо держаться подальше:
- Там, где лед пористый и рыхлый. Это не замороженная вода, а смерзшиеся во время метели снежинки. Таким же неоднородным по структуре ледяной покров бывает весной – он уже подтаял снизу и в середине. Несмотря на кажущуюся прочность, он легко трескается под ногами.
- Участки, где в реку сливаются теплые городские или промышленные стоки. Ледяная корка в этих местах остается тонкой даже в морозные зимы.
- Ледяной слой вокруг вмерзших коряг, кустов, зарослей камыша, крупного мусора.
- Места, присыпанные толстым слоем снега. Под такой «шубой» вода промерзает медленно.
- Участки, покрытые подтаявшей водой и радиальными трещинами.
- Темные прогалины, от которых исходит легкое парение – это полыньи.
Ледяной слой всегда тоньше там, где сильнее течение или есть водяные завихрения. Это середина реки, опоры моста, причалы и понтоны, места слияния рек и ручьев, участки возле высокого обрывистого берега.
Правила поведения на тонком льду для школьников
Школьник должен знать, что может случиться с ним на неокрепшем льду, почему нельзя заходить на него в одиночку и как вести себя, если оказался в критической ситуации. Уберечься от опасности можно, соблюдая несложные правила:
- не спускаться на реку по заснеженным местам, лед должен быть чистым и хорошо просматриваться;
- не пробовать его на прочность ударом ноги;
- не скапливаться на небольшом участке неокрепшего ледового покрытия большой группой, соблюдать расстояние друг от друга не меньше трех метров;
- освободить руки – достать их из карманов, а сумку повесить на плечо;
- если дети на лыжах, им лучше двигаться по проторенной лыжне, при этом они должны расстегнуть крепления и снять с рук петли лыжных палок;
- треск и прогиб льда – опасный сигнал, в этом случае запрещается бежать, нужно развернуться назад, расставить ноги на ширину плеч и двигаться обратно ровно по своим следам, не отрывая стопы от поверхности.
Если на льду к радиальным трещинам добавляются кольцевые, значит, он вот-вот провалится. Надо лечь и потихоньку отползать назад по своим же следам или откатиться на безопасный участок.
Любимая детская забава – катание на санках с горки – становится опасной на крутом берегу реки. При движении по гололедице санки или ледянка набирают большую скорость. Если впереди полынья, остановиться или сменить траекторию будет уже невозможно.
Меры предосторожности
Взрослые должны рассказать детям, что молодой лед, который образуется при слабых морозах, опасен. Ледяная поверхность считается прочной, если ее толщина не меньше 7 см. На катке она должна составлять 10-12 см, при большом скоплении людей – 25 см. Даже у берега внешне безобидной речки глубина может оказаться несколько метров.
Матовый лед желтоватого, зеленоватого оттенка, который образовался в результате оттаивания и последующего замораживания – самый крепкий. Наиболее опасен белого цвета, образовавшийся путем смерзания снежинок. Если лед потрескивает под ногами, лучше удалиться с этого места.
Памятка
- Если дети оказались на льду, расстояние между ними должно составлять не меньше 3 м.
- Нельзя прогуливаться по замерзшему водоему, когда стемнело, метет метель или льет дождь. При таких условиях спасателям будет очень трудно оказать помощь попавшим в беду.
- Не стоит находиться на льду одному. Нужно, чтобы ребенок был постоянно у кого-то в поле зрения.
- Детям нужно напомнить, что толщину ледяного покрова не проверяют ударами ноги или клюшки.
- Если на замерзшей поверхности появилась вода или видны трещины, нужно немедленно возвращаться, желательно тем же путем.
- Если при себе есть рюкзак, его перекидывают через плечо, руки достают из карманов. Лыжи не закрепляют, а петли лыжных палок оставляют висеть свободно. Все это для того, чтобы можно было быстро освободиться от тех вещей, которые потянут на дно или затруднят движения.
- Чем дальше от берега, тем лед тоньше, течение сильнее. Провалившегося человека быстро затягивает, спасти его будет труднее.
- Участки, где поверхность темная, присыпана снегом, лучше обойти, там возможны полыньи.
- Не стоит играть на льду около предприятий, заводов, где сбрасываются сточные воды или где река впадает в озеро или другую реку.
- Опасными считаются места, где есть вмерзшие коряги или лодки, у понтонов, причалов. Вверх и вниз от опор мостов наблюдается высокая турбулентность, от них лучше находиться за 100 м.
- Весной река опасна во время ледохода. Нельзя стоять у края обрывистого берега, кататься на льдинах, находиться на мостах или плотинах.
- Кататься на коньках можно только в специальных местах, проверенных и оснащенных.
Правила безопасности и поведения детям дошкольникам на транспорте
Что делать, если лед провалился
Многие родители с ужасом ждут зиму, ведь понимают, что именно в эту пору количество несчастных случаев увеличивается. Большинство из них связано именно со льдом. Ведь дети, дождавшись первого снега и морозов, забывают о предостережениях родителей, и окунаются с головой в веселье. Но тонкий лед, который так и манит не только детей, но и взрослых, очень коварный, и в любой момент может сыграть против нас.
С приближением зимы беседы с детьми на тему правил поведения на льду и в случае, если он провалился, должны проводиться чаще. Ребенок должен знать, как вести себя в случае провала под лед:
- Главное не паниковать. Следует как можно быстрее успокоиться, восстановить дыхание и не делать лишних движений.
-
Тело необходимо перевести в горизонтальное положение. Для этого руки раскидываются как можно шире, ими нужно ухватиться на лед. При этом направление тела должно соответствовать течению.
- Нужно приложить все усилия для того, чтобы упереться грудью во льдину и постепенно перенести вес тела на нее, поочередно забросив правую и левую ногу.
- Если вылезти из воды удалось, не стоит делать резких движений, ведь можно снова в ней оказаться. Более надежными движениями являются перекатывания или ползки. Кроме этого следует направляться в ту сторону, с которой ребенок пришел, и это неспроста, ведь вероятность что он провалится снова меньше, чем на необследованной территории.
Избежать летального исхода можно, если вовремя собраться и не паниковать. Но далеко не каждый взрослый человек в стрессовой ситуации может контролировать себя. Что уж говорить о детях, которые напуганы и растеряны. Кроме правил, которые помогут ребенку уберечься от гибели, он должен понимать и то, что может спасти другого человека, оказавшегося подо льдом.
Ни в коем случае нельзя бежать по хрупкому льду, да и сил у школьника вряд ли хватит для спасения. А вот позвать на помощь взрослых, которые точно уж знают, как действовать в данной ситуации, или вызвать спасателей он с легкостью сможет.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Правила поведения на льду зимой
Юным исследователям не терпится попробовать первое ледяное покрытие на прочность. В зону риска попадают именно школьники. Зачастую они идут на реку без ведома взрослых, за компанию с друзьями, забывая о запретах. Чтобы ледовое приключение не обернулось бедой, родители должны прочно закрепить в детском сознании правила поведения зимой на льду водоема.
Предупредить опасную ситуацию просто. Ребенок должен твердо знать, что подходить к реке, пруду или озеру нельзя, когда стемнело, во время тумана, метели или сильного снегопада. Кататься на коньках можно только в специально оборудованных местах, где проверена толщина льда. То же касается и зимней переправы. Разрешенные места обычно помечены специальными дорожными знаками.
Если вы часто берете детей на лыжные прогулки через реку или на зимнюю рыбалку, каждый раз повторяйте правила поведения на льду и будьте для них положительным примером.
Объясните детям, что зимой ходить на реку без взрослых нельзя. И еще они должны знать, какие места на замерзшем водоеме опасны для жизни.
Правила безопасности на ледовой переправе
Тонкий лед: что можно, а что нельзя
Заключаются в следующем:
- Въезжая на ледовую дорогу не делайте резких толчков, ограничьте скоростной режим. Резко тормозить также не рекомендуется.
- Ремни безопасности должны быть расстегнуты.
- Остановки, повороты, обгоны на ледовой переправе запрещены. Кроме того ехать Вы должны плавно, без рывков. Заранее позаботьтесь о необходимом количестве горючего.
- Соблюдайте рекомендованную для данного участка грузоподъемность.
- При плохой видимости рекомендуется отложить поездку.
Несмотря на безопасность ледовой переправы, необходимо знать действия в случае затопления автомобиля и ухода его под воду. При возникновении такой ситуации следует действовать быстро, пока машина держится на плаву. Покидать салон необходимо через боковые окна. Не пытайтесь открыть двери. Их может заклинить, и вы потеряете драгоценное время. Кроме того, с открытыми дверями затопление автомобиля ускориться.
Если Вы не успели выбраться до погружения машины под воду, то предварительно сделайте пару глубоких вдохов и выплывайте. Попытайтесь снять обувь и верхнюю одежду. При наличии детей, их спасать нужно в первую очередь. Прижмите ребенка к себе спиной, закрыв плотно нос и рот ладонью, и покидайте тонущий автомобиль.
Обязательно следует доставить пострадавших в теплое место, снять мокрую одежду и накрыть полиэтиленом, а сверху одеялом или шерстяным пледом. Даже если особых повреждений нет, врачебный осмотр обязателен. Более подробную информацию о действиях при получении обморожения и оказания первой помощи пострадавшему Вы можете прочитать в нашей статье.
Правила зимней рыбалки
Многие мужчины предпочитают именно зимнюю рыбалку, а ведь это очень опасно, особенно в период оттепели
Важно соблюдать элементарные правила безопасности. Зимнюю рыбалку надо проводить в знакомых местах, где глубина не больше роста человека
Также важно научиться распознавать безопасность.
Спускаться с берега на лед тоже надо аккуратно, так как он может быть ослабленным. Проруби не нужно делать рядом. Запрещается садиться группой на небольшой территории. Если при пробивании лунки из нее бьет вода, то это опасное место, лучше его покинуть.
С собой надо брать острые предметы, которые пригодятся для спасения. Только с соблюдением этих простых правил зимняя рыбалка будет без негативных последствий. Правила безопасности надо соблюдать детям и взрослым. Тогда можно заниматься любым зимним видом спорта.
Главные правила поведения на льду
Есть универсальные правила поведения на льду, актуальные как зимой, так и ранней весной, когда температура повышается, и лед постепенно начинает таять (рисунок 1).
Рисунок 1. Соблюдение простых правил — гарантия вашей безопасности
Во-первых, никогда не выходите на обледенелую реку в одиночестве, и никогда не оставляйте без присмотра детей. В то же время также нельзя собираться группой в несколько человек на одном небольшом участке. Лед может просто не выдержать такой тяжести и провалится.
Во-вторых, никогда не переходите реку по льду ночью или в условиях плохой видимости, например, во время сильного дождя или снега. Такие погодные условия помешают определить подходящие участки для ходьбы.
Ни в коем случае нельзя выходить на лед в состоянии алкогольного опьянения, так как в экстремальной ситуации такой человек просто не сможет помочь себе.
Также следует помнить, что ни в коем случае нельзя совершать на льду резкие движения или проверять толщину и прочность наста ударами ног. Если же покрытие начало трескаться или прогибаться, лучше не рисковать и сразу вернуться на берег.
В осенне-зимний период
Осенью, когда водоемы только начинают замерзать, и весной, во время таяния льдов, перемещение по такому покрову особенно опасно.
В целом, в осенний период лучше вовсе избегать обледеневших водоемов. Они пока покрыты слишком тонким слоем льда, а вода подмывает его нижний слой, и веса одного взрослого человека будет достаточно, чтобы лед провалился.
Если у вас все же появилась серьезная необходимость перейти реку или озеро, а лед под тяжестью тела начал растрескиваться, нужно придерживаться одного важного правила. Перемещаться следует скользящими шагами, не отрывая ступней от поверхности
При этом ноги нужно расставить на ширину плеч. Так нагрузка вашего тела распределится на большую площадь, и даже не слишком толстый и прочный лед сможет выдержать вес.
Весной
Весенний лед считается самым опасным, так как его толщина уменьшается неравномерно, и найти подталины можно не только у берега, но и на середине реки (рисунок 2).
Самым безопасным считается прозрачный лед, толщина которого составляет 7-10 см. Как правило, он встречается только в начале зимы.
Перемещаясь по обледеневшему водоему весной, нужно быть особенно внимательным и ступать только на те участки, где лед визуально выглядит крепким. При этом не следует забывать и об основных правилах поведения: не выходить на лед одному, не оставлять без присмотра детей и не скапливаться большими группами.
Рисунок 2. Весна — самое опасное время для прогулок по обледеневшим водоемам
Если вы передвигаетесь группой, расстояние между отдельными участниками должно составлять 5-6 метров. Также следует помнить, что нельзя идти, засунув руки в карманы, или с тяжелым рюкзаком за плечами. Это увеличивает ваш вес, и тонкий весенний лед может провалиться. Любые тяжести лучше перемещать волоком, причем не привязывая к себе.
Если провалился не сам, а кто-то другой
Жертву стараются извлечь из воды с помощью спасательного конца. Это длинная веревка, на конце которой есть тяжелые поплавки и петля. Попавший в полынью обвязывает себя или свои руки, после чего его вытаскивают. В реальной ситуации роль спасательного конца могут сыграть связанные между собой шарфы, веревка от санок, сами санки, лыжи, лыжные палки, шест или ремень. Для спасения товарища можно приспособить любое подручное средство.
Важно
Однако нужно не забывать о собственной безопасности. К кромке льда приближаться нельзя. Подбираться к пострадавшему нужно ползком, по возможности используя доску, лыжи, лестницу. Главная помощь – успокоить товарища, позвать на помощь взрослых, вызвать спасателей.
Если беда случилась на прогулке компанией, можно сформировать цепь из нескольких человек. Один другого удерживает за лодыжки. Тот, кто находится ближе всех к пострадавшему, удерживает его и старается вытащить на лед. Жертву необходимо тащить, а не нести, так меньше нагрузка на лед.
Правила поведения на уроках в школе
Предупреждения
- Спасенного нельзя согревать слишком быстро, растирать. Согревают пострадавшего человека сухой одеждой и теплым питьем.
- Доставать пострадавшего из полыньи за руку опасно, можно самому угодить под лед.
- Детям не стоит устраивать спасательную операцию самостоятельно , лучше, как можно скорее сообщить о происшествии в службу спасения.
Органы местного самоуправления
Представители властей города ведут профилактические работы по предупреждению населения о несчастных случаях на водных объектах зимой. Опасные места оборудованы соответствующими информационными знаками.
Как правило, организация катков разрешена на мелководье при отсутствии быстрого течения. Массовое катание не возбраняется при толщине льда от 25 см. В этих местах должен постоянно вестись контроль за его толщиной. Организаторы спортивных мероприятий ответственны за безопасность на льду всех присутствующих.
Нередко выезд, передвижение и стоянка транспорта на льду запрещены. Исключение составляют работники рыбнадзора, охотнадзора, ГИМС, внутренних дел, прочих органов при выполнении ими должностных задач.
Что такое лёд?
Лёд – это вода в твердом состоянии, или буквально – замерзшая вода. Конечно, есть и другие виды льда, например – сухой лёд, но это уже из другой оперы.
При температуре от +4°С (+3,98 °С) до 0°С, вода начинает сжиматься, соответственно ее плотность увеличиваться, тем самым выталкивая из своей толщи более холодную воду, которая собственно и образовывает на своей поверхности слой льда. Температура замерзания воды при нормальных условиях составляет 0°С и ниже. Конечно, существуют различные условия, при которых вода не замерзнет и при -20°С, но это уже экспериментальные условия, о которых сегодня не идет речь.
При температуре 0°С и выше, лед начинает снова превращаться с жидкое состояние воды.
Толщина льда и его прочность
Толщина льда, для безопасного пребывания на нем, составляет минимум – 10 см (на пресных водоемах), 15 см (на соленых водоемах), но при условии, что температура воздуха в последние 3 дня не поднималась до 0°С и выше.
Минимальная толщина для переправы через лед на легковом автомобиле – 30 см, внедорожнике – 35 см.
Помните, даже если ледовая толща имеет хороший слой, при температуре 0°С в течение 3х и более дней, ее прочность снижается на 25%.
Прочность льда также ослаблена в следующих местах:
- в водоемах с быстрым течением воды;
- в местах подводных ключей или стоковых вод;
- вблизи растительности – около камышей, кустов, деревьев;
- в местах с примерзшими корягами, автомобильными шинами, палками и т.д.;
- в местах с большими замерзшими пузырями;
- в местах с обильным количеством трещин, особенно места, которые очерчены трещиной от основной массы льда замерзшего водоема.
- помните, темный лёд притягивает солнечные лучи, поэтому в этих местах он быстрее подвержен таянию.
Цвет льда
Лёд голубого цвета – самый надежный лёд.
Лёд белого цвета – прочность уменьшена в 2 раза, по сравнению с голубым.
Лёд матового белого цвета, или белого с желтоватым оттенком – ненадежный лёд, который проваливается без предварительного потрескивания.
Ход занятия
Воспитатель:
— Ребята,отгадайте загадку:
Бежала – шумела,
Заснула – заблестела.
(Это река подо льдом).
— Правильно, молодцы!
Тема сегодняшнего мероприятия: «Правила поведения в осеннее – зимний период на льду».В ходе нашей беседы мы найдем ответить на вопросы:
• Чем опасен ранний и поздний лёд?
• Каковы условия безопасного пребывания человека на льду?
• Каковы основные правила поведения на льду?
• Чем опасно попадание человека в ледяную воду и как вести себя в этой ситуации?
— Закройте глаза и представьте, как выглядит водоем поздней осенью или в начале зимы.
— Она замерзла, покрыта льдом.
Верно. А какая опасность может предостерегать нас в это время на реке или озере?
Дети: Можно провалиться под лед.
Правильно, ребята. С наступлением холодов, когда начинают замерзать водоёмы, резко возрастает число несчастных случаев. Осенний лед в период с ноября по декабрь, то есть до наступления устойчивых морозов, непрочен. Скрепленный вечерним или ночным холодом, он еще способен выдерживать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится пористым и очень слабым, хотя сохраняет достаточную толщину.
Как правило, водоемы замерзают неравномерно,по частям: сначала у берега, на мелководье, в защищенных от ветра заливах, а затем уже на середине.
Основным условием безопасного пребывания человека на льдуявляется соответствие толщины льда прилагаемой нагрузке:
— безопасная толщина льда для одного человека не менее 7 см;
— безопасная толщина льда для совершения пешей переправы 15 см и более;
— безопасная толщина льда для проезда автомобилей не менее 30 см.
Прочный лед имеет синеватый или зеленоватый оттенок, лед с желтоватым оттенком – ненадежен.
Главная причина трагических случаев – незнание, пренебрежение или несоблюдение элементарных мер безопасности
Необходимо обращать внимание на запрещающие знаки вблизи водоема («Переход (переезд) по льду Запрещен!», а также помнить правила поведения на льду
Воспитатель: Ребята,а сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и приглашаю на физкультминутку:
Физкультминутка.
Воспитатель: Дети, а сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Смешарики на тонком льду» (Просмотр мультфильма и его обсуждение)
Воспитатель: Ребята, а я вам приготовила памятки о правилах поведения на льду, предлагаю подойти к мольберту и рассмотреть их. Задаю вопросы детям и стараемся на них ответить.
Правила поведения на льду:
1. Нельзя выходить на лед без разрешения взрослых.
2. Переходить реку, озеро можно только в устойчивую погоду, по переправе.
3. Если переправы нет, то надежнее всего идти по свежим чужим следам, так как дорога проверена.
4. Если свежих чужих следов нет,то: с берега наметить свой маршрут; взять палку и идти, проверяя прочность льда.
5. Если после удара палкой на льду появится вода, то значит, лед непрочен, надо возвратиться назад.
6.Если вы выбрались из пролома: нельзя вставать на ноги, откатитесь от полыньи, ползите в ту сторону, откуда пришли, так как там прочность льда проверена
7. Будьте осторожны до самого берега! Лишь вступив на берег, надо бежать, чтобы согреться и быстрее попасть в теплое место.
8.Если на ваших глазах человек провалился под лед: крикните ему, что идете на помощь; ползите к полынье, широко раскинув руки; если возможно, то подложите под себя доску.
9.Теоретически надо действовать так: не доползая до полыньи, протяните пострадавшему лестницу или шест.
10.На практике: посмотри вокруг, нет ли какого-нибудь предмета, чтобы протянуть пострадавшему (ремень, шарф, доска). Нельзя подползать к полынье ближе, чем на 3-4 м.
11. Если несколько человек могут прийти на помощь,то: двое или трое людей, взяв друг друга за ноги, ложатся на лед цепочкой и двигаются к пролому и вытащив тонущего на лед ползком выбираются из опасной зоны.
12. Нельзя играть на покатом берегу реки, озера
13. На льду нельзя играть
Воспитатель: Вместе с детьми рассматриваем плакаты и отвечаем на вопросы. Ребята, но если кто попал в беду, необходимо знать телефоны экстренных служб и сразу же пытаться позвонить. Расскажите, как это можно сделать?Дети называют номера телефонов экстренных служб: 01, 02, 03, 04, а с мобильного можно позвонить 112.
Воспитатель: Наша небольшая беседа о правилах поведения на льду в осенне – зимний период подходит к концу. Будьте осторожны и помните: строгое выполнение правил поведения и мер безопасности на льду сохранит вашу жизнь.