Во сколько месяцев грудничок держит голову самостоятельно

Этапы

Сколько недель должно быть ребенку, чтобы учить его держать головку? Врачи советуют с двух- и трехнедельного возраста начинать укладывать грудничка на животик. Это стоит делать только в том случае, если зажила пупочная рана. В такой позе дети начинают проявлять первые инстинкты самосохранения: они поворачивают шею вбок, иначе задохнутся, и при этом самостоятельно приподнимают головку. Именно в лежачем положении лежа ребенок тренирует мышцы шеи, делая их сильнее и крепче.

Некоторые дети не хотят быть в положении лежа и при попытке положить их на живот начинают капризничать, плакать. Многие мамы допускают ошибку, не заставляя малыша и откладывая до следующего раза. Это неправильно, и необходимо мягко и настойчиво уговаривать малыша лечь на живот, помогая ему при этом. Чем чаще дети находятся в положении лежа, тем им проще научиться управлять своими мышцами.

Укладывать ребенка на живот нужно каждый день хотя бы по одному разу. Это упражнение полезно не только для мышц, но и для здоровья: газы начинают отходить, что препятствует образованию коликов и ухудшению самочувствия. Именно в первые три месяца дети часто мучаются от проблем с пищеварением.

Полтора месяца – важный момент для матери. Именно здесь нужно проявить внимательность и понаблюдать за своим ребенком. Обычно в этом возрасте дети могут поднимать головку, лежа на животе. Также они вполне способны держать ее в течение минуты. В два месяца малыш уже вовсю пытается держать шейку ровно.

В 3 месяца младенец способен и должен держать шею не только лежа на животе. Он будет пытаться делать это в моменты нахождения на руках у мамы. Помните, что дети в данном возрасте еще не полностью окрепли и не могут напрягать мышцы долго. Поэтому при необходимости можно подстраховать и слегка поддержать тельце грудничка.

В 4 месяца дети уже спокойно могут держать свою маленькую головку, лежа на животе. При этом иногда они пытаются приподнять верхнюю часть тела. Мышцы свободно держатся в вертикальном состоянии.

В полугодовалом возрасте активно развивающиеся и здоровые дети уже свободно держат мышцы и головку, могут ее поворачивать, разглядывать окружающую обстановку.

Что делать, если на 3 месяц малыш не начинает держать голову?

При отклонениях в развитии рекомендовано пройти такие обследования:

  1. осмотр у педиатра и невролога;
  2. исследование крови, мочи;
  3. контроль массы тела;
  4. нейросонография;
  5. дуплексное сканирование.

Гимнастика

Если отклонений в состоянии здоровья не выявляют, врач назначает ежедневную гимнастику. Она включает следующие упражнения:

  • ношение на руках горизонтально животиком вниз;
  • ношение в вертикальном положении, придерживая затылок;
  • удержание столбиком, когда подбородок упирается в плечо;
  • выкладывание на живот;
  • катание на фитболе.

Гимнастика для малыша — катание на фитболе Гимнастику выполняют между кормлениями, когда ребенок спокоен. В помещении должна быть оптимальная температура – 20-22 ⁰С. Регулярная тренировка мышц способствует формированию навыка.

Она позволяет укрепить мышцы шеи и плечевого пояса. Ее разрешено выполнять с первого месяца жизни. Упражнения проводят в игровой форме, спокойно разговаривая с малышом. Они оказывают такой эффект на ребенка:

  1. Развитие двигательных навыков.
  2. Укрепление мышц.
  3. Тренировка равновесия.
  4. Развитие координации.
  5. Усиление кровообращения.
  6. Улучшение дыхания.

Мышцы и связки у малыша нежные и эластичные, поэтому все движения должны быть мягкими.

Упражнения помогают ребенку развиваться. Они не подходят для форсирования новых навыков. Если ребенка учат держать головк с 1 месяца, могут возникнуть осложнения. Удержание появляется тогда, когда к этому готовы мышцы спины и шеи.

Массаж

Массаж для малыша

  • При хорошем состоянии кожных покровов, с 2 месяцев можно делать массаж. Он усиливает кровоснабжение мышц, рефлекторно стимулирует нервные окончания. Движения должны быть поглаживающими, легкими. Перед массажем нужно вымыть руки и согреть их. Для процедуры готовят детское массажное масло и пеленку.
  • Если ребенок здоров, массаж может выполнять мама. При серьезной патологии, его проводят у специалиста. При гипертонусе непрофессиональный массаж может его усилить, а при гипотонусе, еще больше расслабить мышцы спины. Если процедуру проводят длительно, специалист может обучить маму технике массажа.

Положение по время сна

Важно менять положение во время сна. Рекомендовано поворачивать ребенка на правый или левый бок каждые 2-3 часа

Это предотвращает повышенный тонус мышц и кривошею. Такое положение препятствует попаданию пищи в гортань. Источник света также помещают попеременно справа или слева. Это обеспечивает активные движения головой.

Плаванье

Благотворное влияние на мышечную систему и опорно-двигательный аппарат оказывает плаванье.

  • Купание в ванной начинают после заживления пупочной ранки. Для водных процедур применяют специальный надувной круг. Он поддерживает голову ребенка и позволяет свободно двигаться
  • В ванной удерживать голову легче и ребенок быстрее приобретает этот навык. Потом он реализует его в других условиях.

Как купается малыш

Питание

На развитие ребенка влияет качество грудного молока. Кормящая мама должна употреблять достаточное количество кальция, фосфора, магния.

Выкладывание на живот проводят во время одевания, между кормлениями, перед сном:

  • Процедура укрепляет мышцы, способствует выведению газов из кишечника. Если малыша раздевают, то он еще получает воздушные ванны.
  • Ребенка кладут на твердую поверхность, накрытой пеленкой или одеяльцем.
  • В первые дни процедура занимает несколько минут. По мере роста ребенка, его можно класть на живот на 20 минут.
  • Поддерживать голову в позе на животе не нужно. Врожденные рефлексы обеспечивают поворот головки в сторону. Благодаря этому, ребенок свободно дышит.

Нельзя прекращать занятия из-за того, что малыш капризничает. Через несколько дней он привыкнет лежать на животе.

Как стимулировать малыша для упражнений

Для стимуляции движений, можно использовать звуки. Для этого берут погремушку, колокольчик, музыкальную игрушку и звенят с разных сторон от ребенка. Это заставляет ребенка вертеть головкой. Такие упражнения тренируют мышцы шеи и предотвращают кривошею.

В качестве дополнительных занятий можно применять такие упражнения:

  • Поднятие в воздухе лицом вниз, когда одна рука находиться под грудью ребенка, а вторая на бедре.
  • Катание на фитболе с двумя взрослыми (один держит кисти малыша, второй таз).
  • Попеременное поднятие головы и таза, лежа лицом вниз на предплечье взрослого.

Гимнастика не должна вызывать болевых ощущений. Кратковременный плач бывает из-за непривычных ощущений. Чтобы успокоить ребенка, используют позу эмбриона. Для этого ручки и ножки прижимают к туловищу.

Профилактика

Предотвращение падения — лучший способ удержать ребенка от травмы головы. Однако происходят несчастные случаи

После падения важно переоценить безопасность и защиту детей в домашних условиях

Никогда не оставляйте ребенка на взрослой кровати без присмотра, даже если подушки на месте, чтобы они не приблизились к краю. В дополнение к падениям, кровати для взрослых представляют риск других видов несчастных случаев, в том числе защемления или удушья.

Кроме того, не размещайте автокресло или надувное сиденье поверх приподнятой поверхности даже после того, как пристегнули ребенка.

Всегда кладите ребенка в кроватку, когда оставляете его одного в комнате. В кроватке не должно быть мягких постельных принадлежностей, которые могли бы прижать или задушить ребенка.

Гипертонус у младенца, причины появления

Чтобы определить способы лечения, нужно знать, почему возник гипертонус у младенца. На процесс выздоровления оказывают вызвавшие гипертонус причины. Если на ребенка негативно влияет климат, экология, то без устранения этих факторов лечение эффективным не будет.

Причины, по которым возникает гипертонус у младенца:

  • осложненная беременность;
  • тяжелые роды и родовые травы;
  • несовпадение резус-фактора мамы и малыша;
  • угрозы прерывания беременности;
  • низкий уровень кислорода в крови;
  • плохая экология;
  • вредные привычки родителей;
  • высокое внутричерепное давление;
  • излишняя возбудимость;
  • перинатальные нарушения деятельности головного мозга.

Вызывают гипертонус причины разные. Задача родителей и врачей предотвратить негативные факторы во время беременности и в первые месяцы жизни малыша. Если же гипертонус не проходит, начинать лечение новорожденного.

Реакции, которые должен демонстрировать ребенок в 1 месяц

Если новорожденного, которого кто-нибудь из родственников-помощников держит на руках, мама медленно подтягивает вверх из положения лежа в положение сидя, то его голова отклоняется назад.
В положении сидя она вяло падает вперед, но повторно, в основном через сторону, поднимается на 1 секунду. При этом мама (наблюдатель) должна держать ребенка за отведенные плечи и избегать поддержки головы плечами.
В положении сидя весь позвоночник новорожденного выгнут назад.

Здоровый новорожденный должен демонстрировать “примитивную реакцию опоры ног”. Когда мы ставим удерживаемого младенца вертикально на стопы (голова при этом поддерживается большими пальцами или большим и указательным пальцами в среднем положении, спина обращена к маме), происходит выпрямление ног (прежде всего в коленном суставе и в меньшей степени в тазобедренном суставе).
Нередко выпрямление распространяется на область туловища и затылка так, что можно наблюдать поднимание головы на короткое время. Верхняя часть туловища при этом слегка наклонена вперед, руки согнуты, ладони закрыты.

Кроме того, в таком положении в результате различной нагрузки на ноги, возникающей спонтанно или вызванной перемещением массы тела, должно наблюдаться «автоматическое шаговое движение». При боковом наклоне тела нога, на которую приходится большая нагрузка, выпрямляется. Другая нога согнута в бедре и колене и ставится вперед на поверхность, когда происходит движение туловища

Перенос массы тела на эту ногу ведет к ее выпрямлению, в то время как другая нога теперь сгибается.
Легкая внутренняя развернутость ног может привести к тому, что ноги (стопы) при переменных шаговых движениях скрестятся и будут мешать друг другу.
Обратите внимание, шаговые движения должны наблюдаться с обеих сторон с одинаковой силой. Руки малыша при этом остаются в согнутом положении и не принимают существенного участия в движениях

Для здорового бодрствующего новорожденного характерно проявление общего сгибательного положения конечностей, самым явным показателем которого является закрытая ладонь. Большой палец руки должен быть подогнут, а остальные – от второго до пятого – согнуты. Понаблюдайте: во время кормления все конечности сгибаются больше, что лучше всего видно по рукам.
Также вы можете заметить, что новорожденный во время рефлекторных движений по поиску соска груди ртом часто “находит” свою собственную руку. Он сразу начинает ее сосать, пока снова не потеряет при последующих движениях.

Новорожденный должен демонстрировать хватательный рефлекс руки, т. е. рефлекторное смыкание ладони и последующее удерживание. Такое сжатие руки в кулак длится минимум 5 секунд.
Хватательный рефлекс можно вызвать легким нажатием на межпальцевые суставы у оснований пальцев, при этом нужно поддерживать голову младенца по средней линии.

Упражнения для укрепления шейных мышц у младенца

Чтобы предупредить развитие кривошеи, устранить первые проявления патологии, полезно выполнять физические упражнения. Существует специальный комплекс для грудничков. Чтобы добиться максимального результата, помимо тренировок нужно проводить массаж шеи.Эффективный комплекс для детей до года:

  • уложить ребенка на спину. Попеременно поднимать голову и руки;
  • уложить малыша на живот. Взяв его за руки и, поддерживая за плечи, грудь и бедра, плавно поднимать и опускать;
  • выполняется двумя взрослыми. Используется фитбол. Один человек придерживает грудничка за руки, второй – за ягодицы. Надо медленно раскачивать малыша на гимнастическом мяче;
  • положить ребенка на живот. Взять его под руки и начинать немного приподнимать, поддерживая головку.

Чтобы комплекс помог, нужно соблюдать технику выполнения, заниматься систематически и долго. Также полезно часто менять положение головы ребенка во время сна. В период бодрствования вокруг младенца стоит раскладывать игрушки. Грудничок будет стараться повернуть голову самостоятельно. Это будет способствовать укреплению шейных мышц.

Также полезны для малышей йога и плаванье в бассейне. На такие занятия разрешается записывать ребенка тогда, когда он уже умеет немного удерживать голову. Физические упражнения в сочетании с водными процедурами укрепляют не только мышцы шеи, но и все тело, способствуют снятию психоэмоционального напряжения.

К плаванию можно приучать младенца с месячного возраста. Для этого надо купить специальный надувной круг, который будет удерживать голову над водой.

Когда малыш не держит головку в 3 месяца

До того как ребенку исполнится 3 месяца, родителям сложно точно понять – научился малыш держать голову или нет. Связано это с тем, что до такого возраста нормой является периодическая потеря равновесия, из-за чего малыш может резко утрачивать на несколько секунд или минут навык и резко запрокидывать голову или ронять ее на бок.

Однако если, достигнув 3 месяцев, грудничок не может в положении на животике приподнимать и удерживать головку, даже в течение нескольких секунд, это повод для незамедлительного посещения врача, так как подобное явление – выраженный симптом нарушения. Обратиться можно к невропатологу, а если такой возможности нет, то к педиатру.

Основными причинами нарушения считаются:

  • недоношенность
    В этом случае развитие мышц ребенка может задерживаться, но при отсутствии каких-либо дополнительных нарушений к году малыш догонит сверстников.
  • крайне малый вес младенца на момент рожденияКак и в первом случае, при отсутствии патологии развитие будет нормальным, но с небольшим опозданием, которое полностью устранится к году;
  • патологии, приведшие к нарушению у ребенка еще в период внутриутробного развития
    При этом чаще всего уже после рождения сразу ставится диагноз и врачами подбирается необходимая схема лечения. Будет ли возможно устранить проблему, зависит от того, насколько сильное поражение имеет место;
  • родовая травма
    Привела к появлению неврологических нарушений различной степени тяжести, от легких до тяжелых, сопровождающихся отставанием в физическом и умственном развитии;
  • чрезмерная опека родителей
    При ней взрослые не оставляют малышу никакой возможности на то, чтобы тренировать мышцы шеи, так как голова оказывается постоянно твердо зафиксированной. Лечение такого нарушения проводится при помощи массажа и позволения малышу тренировать шею самостоятельно.

Главное при обнаружении проблемы, не откладывать обращение за врачебной помощью. Не редко исправить ситуацию получается, только если она не запущена.

Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

Советы родителям:

Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков

Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат. Обязательно соблюдать режим дня

Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.

Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.

Быть терпеливым к своему ребенку.

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

«На ощупь».

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

«Замок».

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя — к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

«Чья лошадка быстрее».

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

«Поймай мяч».

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом  к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

Виды подушек для грудничков

  • Губчатые модели с высокой циркуляцией воздуха для детей в первый месяц жизни. Они не позволят крохе задохнуться во сне. Кроме того, такие предметы прекрасно подходят малышам, которые любят переворачиваться или часто спят на животике;
  • Современные анатомические плоские подушки прекрасно подходят для здоровых деток старше двух-трех месяцев. Они разработаны специально для ребенка такого возраста и фиксируют нормальное положение тела;
  • Подушки, фиксирующие положение тела на боку, применяют для малышей, которые много и часто срыгивают;
  • Подушка-бабочка используется не ранее, чем через месяц после рождения. Это кольцевой валик, в центре которого расположено углубление. Оно обеспечивает правильное положение головы, формирование шейного отдела и укрепление костей черепа;
  • Анатомический подголовник или подушка с уклоном вперед на 15 градусов подходят для новорожденных. Изделия обеспечивают комфортное расположение малыша и подходящий наклон шеи для этого возраста;
  • Ортопедическая позиционная применяется для слабеньких или недоношенных малышей только по показаниям и назначению врача. Она помогает при нарушенном тонусе мышц, снимает нагрузку с позвоночника, фиксирует правильное положение тела и предотвращает отклонения в работе опорнодвигательного аппарата. Здоровые дети в такой подушке не нуждаются!;

  • Твердые, жесткие и низкие изделия используют для коляски. Они слегка приподнимают верхнюю часть тела с головой младенца и смягчают толчки во время перемещения;
  • Модели с резинками и ремешками, при помощи которых изделия прикрепляют к матрасу или кроватке. В итоге подушка будет надежно зафиксирована, не сползет вниз и не упадет;
  • Подушка-ограничитель представляет валики по периметру тела ребенка либо ограничивает малыша лишь сверху и снизу или только с двух сторон. Такие изделия ограничивают перемещения крохи в кроватке во время сна, предотвращают падения. Кроме того, младенец не сможет перевернуться на животик и уткнуться в подушку носом либо поперхнуться из-за срыгивания. Особенно полезно такое изделие, если малыш спит вместе с мамой;
  • Подушка для купания используется для детей при купании в ванной, как только они научатся поднимать голову. Она представляет круг из непромокаемого материала. В центре изделия расположено отверстие, в котором фиксируется голова крохи. Это изделие поможет малышу удерживать голову над водой и поможет грудничку не захлебнуться. Когда ребенок будет держать голову уверенно, приспособление убирают;
  • Подушка для кормления обеспечит комфортную позу малышу и маме. Ребенка можно удобно расположить на изделии и кормить как грудью, так и из бутылочки. Такое изделие надежно зафиксирует новорожденного, а в это время кормящая мама может немного отдохнуть и расслабиться. Подобные вещи удобны в путешествиях. Кроме того, предметы можно использовать маме для комфортного сна, и они станут хорошим помощником, когда малыш будет учиться сидеть.

Качество важнее количества

Психологи утверждают: гораздо важнее не то, сколько времени вы проводите с ребенком, а как

Важно, чтобы ваше внимание было полностью сосредоточено в этот момент на малыше. Специалисты выделяют следующие полезные приемы

На первый взгляд, выглядит чересчур оптимистично

На первый взгляд, выглядит чересчур оптимистично

Как, 15 минут и все? Но если ребенок точно уверен, что у него есть эти самые четверть часа в день, и никто на них не покусится, он реагирует на ситуацию совершенно иначе, чем если бы напряженно ждал, пока вы обратите на него внимание

Уже через пару недель вы обнаружите, что у вас появились приятные бонусы. Во-первых, дети гораздо спокойнее реагируют на вашу занятость. Внезапно оказывается, что они вполне в состоянии потерпеть час или даже два, не теребя вас ежеминутно просьбами посмотреть/поиграть/рассказать.

В-третьих, и это особенно важно, вы внезапно обнаружите, что отношения становятся более доверительными. То, что вы никогда не выясните в разговоре за три или пять минут, за 15 узнаете непременно

Упражнения

Как только карапузу исполнилось три недели – необходимо начать делать с ним определенные упражнения. Они укрепят мышцы шеи, ручек и предплечий.

Выкладывание на животик

  1. Подождав тридцать – сорок минут после кормления, малыша нужно аккуратно, придерживая под шею и ножки, выложить на животик.
  2. Под грудку можно подложить свою ладонь или сложенное мягкое полотенце.
  3. Перед ним положите яркую игрушку, погремушку, позовите его по имени. Если карапуз попытается на пару секунд приподнять головку – прекрасно. Повторяйте упражнение несколько раз в день, и малыш начнет поднимать и удерживать головку в положении лежа на животике уже к двум с половиной месяцам.

Вертикально на руках у родителей

  • Если малыша часто носить на руках – навык появится раньше.
  • Необходимо несколько раз в день брать малыша на руки в вертикальном положении, лицом сначала к родителю, затем к окружающему миру.
  • Разговаривайте с карапузом, смейтесь, пойте – необходимо, чтобы ребенок сосредоточил взгляд на лице взрослого.

Игры и игрушки

Держа малыша на руках, обращайте его внимание на окружающие предметы. Пусть кто-то из взрослых трясет яркой погремушкой, перекладывая ее из руки в руку

Малыш будет поворачивать голову в разные стороны, пытаясь уследить за игрушкой, укрепляя при этом мышцы шеи.

Массаж для укрепления мышц

Массаж для маленького ребенка – это уникальная возможность решить многие проблемы. При помощи массажа в младенческом возрасте можно исправить практические любые дефекты строения скелета. Курс массажа на шею поможет вам укрепить мышцы малыша, сделать его более сильным и крепким.

Массаж должен проводиться в теплом помещении, в комфортной обстановке. Положите голого ребенка на чистую пеленку, нанесите немного массажного масла себе на руки, а потом начинайте массаж. Легкие поглаживающие и растирающие движения шеи отлично стимулируют мышечную мускулатуру. Массаж должен делать профессионал, хотя бы несколько сеансов. После этого, тщательно наблюдая за движениями специалиста, можно повторить массаж в домашних условиях. Помните, никаких резких движений! Массаж должен приносить удовольствие маме и малышу.

Правильное и сбалансированное питание – залог успешного развития крохи. Чтобы малыш получал достаточно витаминов и микроэлементов, кормящая мама должна питаться разнообразно. В ее рационе должны быть мясные и молочные продукты, крупы, фрукты, овощи. Ешьте больше питательной еды – меда, орехов. Однако будьте осторожны, чтобы новые продукты не вызвали аллергию. Малышам, которые питаются искусственно, об это не стоит беспокоиться. В составе адаптированных смесей уже обычно есть все необходимые растущему организму витамины.

Когда ребенок держит голову самостоятельно

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно? Перед тем как углубиться в вопрос, стоит отметить, что статистика международных организаций о сроках выработки навыка удерживания головы в вертикальном положении у новорожденных часто отличается друг от друга.

Во сколько малыш начинает держать голову

Во сколько месяцев ребенок начинает держать голову? Не секрет, что раньше малышей в их первые месяцы жизни было принято пеленать, что не самым лучшим образом сказывалось на развитии отдельных мышечных групп, включая шейный отдел.

Как результат, детки, которые подвергались пеленанию, уверенно держали головку не раньше 4-4,5 месяцев, чего не скажешь о современных малышах, содержащихся с первых дней своей жизни в свободной одежде.

Умение держать голову появляется по мере развития мышц шеи

Так, современные крохи начинают пробовать поднимать головку уже в первые 1-1,5 месяца, правда, более или мене выработанным этот навык становится гораздо позже, приходясь на третий месяц жизни крохи. Естественно, на это умение влияет не одно только пеленание, но и особенности развития, в том числе и в перинатальном периоде.

В итоге до 85% здоровых малышей, действительно, держат головку в 2-3 месяца, тогда как дети, родившиеся раньше положенного срока, демонстрируют это умение ближе к четырем месяцам.

Не стоит радоваться и в том случае, если устойчивая выработка навыка происходит до полутора месяцев, ведь это явление считается прямой рекомендацией для показа ребенка детскому неврологу.

Объясняется это довольно просто, ведь в послеродовый период шейные мышцы малышей находятся в гипертонусе, что автоматически блокирует поднятие головы. Обратная же ситуация может указывать на отклонение от нормы, как впрочем, и продолжительная задержка выработки навыка.

Как проходят этапы развития навыка

Конечно же, держать головку малыш начинает не сразу, ведь это вопрос не одного дня. А для того чтобы контролировать физиологическое развитие младенца, исключая родовые и внутриутробные травмы, рекомендуется заранее изучить основные его этапы. Речь идет о следующих из них:

  1. Уже на 2-3 неделе младенец может пробовать приподнимать головку, находясь в положении лежа на животе. А вот удерживать ее в таком состоянии он сможет не дольше нескольких секунд, что является абсолютной нормой.
  2. В 2-3 месяца – в течение минуты.
  3. К трем месяцам обычно наблюдается удерживание головы в вертикальном положении без посторонней поддержки в течение 1-2 минут.
  4. После 3 месяцев, лежа на животике, кроха начинает уже приподнимать плечевой пояс.

Устойчивая способность хорошо держать голову в любом положении формируется к 2–3 месяцам

И если все перечисленные этапы проходили в указанной последовательности и сроки, то в возрасте 4,5 месяца малыш начинает демонстрировать новое умение. Заключается оно в поднятии головы из положения лежа на спине, а чуть позже и в удерживании ее в такой позиции в течение нескольких секунд/минут.

Нормы и сроки по Комаровскому

Тем, кто продолжает переживать по поводу того, укладывается ли их ребенок в общепринятые сроки, не помешает получить консультацию квалифицированного специалиста. Одним из наиболее авторитетных педиатров, имя которого уже давно у всех на устах, является доктор Евгений Комаровский.

Прославившийся своим умением развеивать формировавшиеся на протяжении многих десятилетий стереотипы, специалист сохраняет скепсис и в отношении сроков выработки навыка удерживания головы младенцев.

И если верить этому доктору, то первое, на что следует ориентироваться, это состояние, бодрость и аппетит ребенка. И если малыш активен, хорошо ест и набирает массу, то нет повода бить тревогу, если он начнет держать голову позже назначенного срока, даже при условии, что отклонение от нормы составляет месяц или еще более внушительный срок.

Ориентироваться следует и на болевой синдром, а также на наличие попыток ребенка поднимать головку. Отсутствие первого и присутствие второго фактора указывают на то, что ребенок совершенно здоров, и родителям нужно просто немножко подождать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector