Чувствует ли грудной ребенок. когда новорожденный начинает узнавать маму, сроки и особенности развития зрения у ребенка. развитие и психология новорожденного
Содержание:
- Самостоятельная проверка зрения
- Когда начинает видеть новорожденный: особенности зрения грудничка
- Чем полезны объятия для детей
- Особенность зрения новорожденного
- Потребность быть членом семьи
- Когда ребенок начинает понимать слово «нельзя»?
- Особенности зрения новорожденных детей
- Как видят новорожденные?
- Ложное косоглазие
- Когда ребенок должен начать говорить?
- Не вижу, но слышу
- Что и как видят новорожденные в первые дни и недели
- И небольшая история, связанная с нашим обонянием.
- Диалог мамы и малыша
- Источники
- Развитие зрительных способностей
- Когда младенцы начинают видеть?
- Как правильно формировать речь
Самостоятельная проверка зрения
Глядя на косящие и мутные глазки малыша (а они такие почти у всех грудничков до определенного возраста), родители нет-нет, да и начинают задаваться вопросом, а все ли в порядке со зрением чада. Конечно, окончательный ответ на этот вопрос может дать только врач-офтальмолог, но некоторые признаки и тревожные симптомы нарушений зрения родители малыша вполне могут определить и самостоятельно для того, чтобы незамедлительно посетить все того же офтальмолога. Итак, проблемы чаще всего возникают у детей, которые:
- появились на свет недоношенными, раньше срока;
- родились в семье, где у близких родственников имеются проблемы со зрением (офтальмологические проблемы довольно часто передаются по наследству);
- в месяц не демонстрируют реакции зрачка на свет (зрачок в ответ на яркое освещение не становится меньше);
- в три месяца не фокусируют взгляд на больших предметах, которые не издают звуков, проявляют интерес только к игрушкам, которые могут производить звуки;
- в четыре месяца не следят за движущимися предметами;
- в полгода не распознают лиц родственников, не дифференцируют их с чужими;
- в полгода демонстрируют непроизвольный нистагм (подрагивание и самопроизвольное движение зрачков из стороны в сторону или сверху вниз);
- в полгода демонстрируют выраженное одностороннее косоглазие;
- в годовалом возрасте не обращают внимания на собак, птичек или кошечек на улице, не интересуются движущимися предметами.
После рождения малыша каждая мама хочет, чтобы он выделял ее среди окружающих и дарил свою улыбку. То, когда новорожденный ребенок начнет узнавать свою маму, зависит от степени налаженного между ними контакта. Эмоциональная связь между матерью и плодом устанавливается еще во внутриутробном периоде. Следующим крайне важным этапом являются первые 24 часа после рождения. После прикладывания младенца к груди он запечатлевает образ мамы, запоминает ее запах и тепло кожи.
Несмотря на тесную взаимосвязь между мамой и грудничком, осознанно узнавать ее он сможет не так скоро, так как в первые дни жизни он еще очень плохо видит. Бинокулярное зрение, или способность смотреть одновременно двумя глазами, появляется в 3 месяца.
У младенцев глазное яблоко имеет короткую переднезаднюю ось. Поэтому они обладают дальнозоркостью и плохо видят вблизи. Глазной нерв и мышцы у них недоразвиты, из-за этого косоглазие в этом периоде является обычным явлением. Роговица увеличена и лишена кровеносных сосудов. Рефлекторно грудничок щурится и часто закрывает веки.
Когда начинает видеть новорожденный: особенности зрения грудничка
Когда начинает видеть новорожденный: особенности зрения грудничка
Ребенок начинает видеть еще внутриутробно, находясь внутри маминого живота. Американские исследователи направляли луч яркого света на живот мамы и замеряли реакцию ребенка. Плод смыкал веки, морщился, пытался отвернуться от источника раздражающего света, ярко демонстрируя, что не желает видеть этого.
Встречается мнение, что новорожденный — это белый лист бумаги, который ничего не слышит, и не видит. Но это далеко не так.
В этой статье вы узнаете как и когда начинает видеть новорожденный, что и с какого расстояния видит кроха.
Чем полезны объятия для детей
Если в детстве ребенок был лишен «обнимашек», то став взрослым человеком, он получает ощущение пустоты, и у него возникает страх сближения с другими людьми. Объятия нужны любому ребенку. Хотя считается, что в объятиях и поцелуях больше нуждаются девочки, маленькие мальчики тоже хотят получать ласку от своих мам и пап.
Когда они подрастают, приоритеты меняются. Мальчишкам-подросткам больше нужны рукопожатия, похлопывание по плечу. Девочки-подростки, наоборот, нуждаются в поцелуях и ласках еще больше. Тактильный контакт им необходим как воздух. Что дают объятия ребенку?
- Стрессоустойчивость. Обнимаясь, человек получает эндорфины, которые дают ощущение счастья. Вот почему люди заключают друг друга в объятия, когда им больно и плохо. Дети, обнимаясь, получают заряд стрессоустойчивости, который поможет им в дальнейшем.
- Физическое и психическое здоровье. Объятия – не панацея. Но то, что ребенок, которого часто обнимают, вырастает более здоровым и выносливым – доказано научно.
- Чувство защищенности. Обнимаясь, ребенок чувствует себя под защитой, и благодаря этому снимается тревожность.
Особенность зрения новорожденного
Появление на свет связано с серьезным потрясением для маленького человечка. Заботливая природа оградила его от шока созерцания огромного, незнакомого мира, позволив знакомиться с ним постепенно:
- Прохождение по родовым путям вызывает давление на головку крохи и в первые дни он видит все предметы несколько размытыми. Хорошему зрению мешают физиологические особенности после родов: припухшие веки и покрасневшие глаза.
- Несколько дней новорожденный просыпается лишь на кормления, но в эти моменты он внимательно смотрит на лицо своей мамы, словно пытаясь запомнить его до мельчайших деталей. Такие минуты очень важны для формирования особой, незримой связи между матерью и малышом.
- Умение фокусировать взгляд на определенном предмете развивается лишь к 4 месяцам. До этого времени взгляд ребенка остается плавающим. Малыш видит предметы, но его взгляд скользит по предметам, возвращаясь к тем, что вызвали интерес.
- Незрелость зрения и глазных мышц часто приводит к тому, что глазки косят. Некоторые родители этого сильно пугаются. На самом деле, когда начинает видеть новорожденный ребенок, это вполне естественно, за исключением случаев, при которых глазки находятся в подобном положение длительное время.
- Хорошо рассмотреть предметы новорожденный может с расстояния в 25 см. Так во время кормления ему удается внимательно изучить лицо мамы и хорошо запомнить его. В памяти младенца быстро формируется набор самых радостных и интересных образов. Их отличает то, что все они связаны с положительными моментами в жизни малыша и имеют свойство периодически повторяться.
- Новорожденный лучше видит в вертикальном положении. Ему легче сфокусировать взгляд и ненадолго задержать его на интересном предмете.
Важно! Яркий свет, бьющий в глаза малышу, раздражает его, заставляя постоянно щуриться. Для него нужно создать условия с приглушенным светом на первые несколько недель после родов
Потребность быть членом семьи
Это немаловажный фактор, на который обязательно следует обратить внимание. Не секрет, что дети лучше всего себя ощущают в полных семьях
Чем больше внимания им уделяется, тем лучше. Если имеется такая возможность, лучше всего, чтобы в течение дня к малышу подходили оба родителя попеременно. Присутствие бабушек и дедушек тоже никогда не станет лишним.
Ребенок еще не может этого окончательно осознать, однако интуитивно воспринимает то, какие отношения складываются между родственниками, какое он сам занимает место в семье. Замечательно, если у взрослых присутствует стремление понять друг друга
Задавая себе вопрос, когда ребенок начинает узнавать маму, необходимо обратить внимание и на этот момент
Когда ребенок начинает понимать слово «нельзя»?
Тяжело сказать, в какой конкретно момент необходимо прибегнуть к ограничениям и запретам. Обычно это время наступает в 9–10 месяцев. Родителям необходимо быть готовым к тому, что слово «нельзя» будет вызывать бурный протест у детей. Тем не менее нельзя полностью отказываться от запретов и ограничений, несмотря на крепкую любовь и желание угодить малышу. Ведь при отсутствии границ детям сложно будет адаптироваться в обществе.
Слово «нельзя» для ребенка звучит довольно неприятно. Поэтому желательно прибегнуть к словам-заменителям. Хотите запретить малютке касаться горячего чайника? Произнесите «горячо», и покажите, каково это, прислонив на мгновение его ручку к теплому чайнику. Теперь он будет понимать значение этого слова.
Более показательным для ребенка будет личный пример. Ведь если родители сами придерживаются правил, которые установили, то малыш, наблюдая за ними, будет копировать их поведение.
Особенности зрения новорожденных детей
Глаза грудничка недостаточно сформированы и приспособлены к восприятию окружающего мира. Строение зрительного аппарата новорожденного имеет значительные отличия от взрослого.
Анатомия
Новорождённые дети воспринимают мир иначе, это обусловлено состоянием развития глазных яблок, глазодвигательных мышц, хрусталика:
- глазные яблоки не превышают величины 4-5 мм, намного меньше в пропорциональном отношении, чем у взрослых;
- тонкая роговица с малой преломляющей силой;
- зрачок узкий, менее 2 мм в диаметре;
- слёзные протоки сформированы не полностью, слёзная жидкость отсутствует первые 1-2 недели;
- повышенная кривизна хрусталика, приводящая к искажению изображения;
- недостаточное количество пигмента в оболочке радужки;
- зрительный аппарат грудничка содержит больше слоёв сетчатки по сравнению с глазом взрослого человека;
- жёлтое пятно на сетчатке развито к моменту появления ребёнка на свет в пределах 50-60%.
Не полностью сформированные органы зрения значительно искажают зрительное восприятие малыша.
Как видят новорожденные?
Итак, младенец начинает изучать окружающий мир с помощью зрения с рождения. Однако он видит совершенно по-другому, не так, как взрослые. Каковы особенности зрения грудничка?
1. Лучше всего малыши видят большие объекты, удаленные от них на 20-25 сантиметров. Именно на таком удалении расположено от крохи материнское лицо во время кормления грудью. Поэтому новорожденный узнает маму раньше, чем других родственников.
2. Самый привлекательный объект для разглядывания – человеческое лицо. Ребенок с удовольствием рассматривает мать и отца, прочих домочадцев, стараясь запечатлеть их образы. С особым любопытством новорожденный смотрит на папу, потому что у мужчин черты лица более четкие.
3. До трех месяцев дети не различают цвета, все предметы вокруг них черно-белые. Поэтому не стоит развешивать над детской кроваткой карусель с цветными игрушками. Лучший вариант – мобиль из черных и белых фигурок. Кроме того, новорожденные предпочитают рассматривать геометрические фигуры и узоры из клеток и полосок.
4. В трехмесячном возрасте младенец уже умеет различать красный и желтый цвет. Другие оттенки ему пока не доступны из-за строения органов зрения. Теперь можно поменять черно-белые игрушки и изображения на яркие, цветные предметы. Когда новорожденный начинает видеть игрушки и различать цвета, его зрение настраивается и приобретать взрослые, «совершенные» черты. Подобный процесс специалисты называют визуальной памятью. Она чрезвычайно важна для ребенка, потому что является основой для формирования личности. Младенец запоминает свои вещи и формирует относительно них особую точку зрения.
Ложное косоглазие
При первом взгляде на новорожденного малыша можно заметить, что он в той или иной мере косит. Часто это порождает безосновательные тревоги и волнения. Новоиспеченные родители задумываются, во сколько ребенок начинает видеть, как он видит и когда глазки займут правильное положение.
Физиологическое (или ложное) косоглазие у младенцев от рождения и до полугода объясняется незрелостью глазных мышц. Как правило, оно само проходит к 3-4 месяцам.
Для успокоения родителей офтальмолог может провести ряд тестов, которые покажут, действительно ли у ребенка есть глазодвигательные нарушения. Если косоглазие все-таки диагностировано, врач назначит индивидуальный курс терапии и график посещений. В большинстве случаев проблему удается решить к трем годам.
Когда ребенок должен начать говорить?
В первую очередь родителям важно понять, что ребенок никому ничего не должен. Он развивается в соответствии со своим внутренним ритмом, который может сильно отличаться от среднестатистических норм
Случается, что у малыша, который произнес свои первые слова очень рано, расширение словарного запаса впоследствии сильно замедляется. И наоборот, молчун, смотревшийся белой вороной на фоне своих сверстников, вдруг может неожиданно обогнать их всех.
Оценивая прогресс ребенка, мы рекомендуем вам не принимать близко к сердцу рассказы знакомых: многие мамы и папы очень сильно преувеличивают успехи своего чада. Лучше ориентируйтесь по следующим ключевым точкам речевого развития (не забывая, что график каждого малыша индивидуален).
2–4 месяца
Агуканье В это время грудничок начинает «гулить», «агукать»1. Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.
6 месяцев
Агуканье В это время грудничок начинает «гулить», «агукать»1. Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.
~ 1 года
Первые слова К первому дню рождения малыш выучивает свои первые настоящие слова. Да, это довольно примитивные «мама», «папа», «баба», но они уже — не просто набор звуков. Ребенок понимает смысл, адресует их конкретным взрослым1.Вскоре речь карапуза пополняется другими простыми словами. Например, он более-менее отчетливо вскрикивает «ой», когда уронил игрушку, или «дай», когда хочет что-то получить. Первичный словарный запас малыша обычно состоит из 5–10 слов.
1-1,5 года
Расширение словарного запаса Каждую неделю ребенок радует родителей новыми словами, но мама и папа не всегда могут понять детский «диалект». Дело в том, что малыш уже различает немало слов в речи взрослых, но у него не получается их повторить. Так «каша» превращается в «ка», «упало» в «апа», «птичка» в «тика». Нередко малыш придумывает концептуальные слова, объединяющие сразу несколько предметов, например, обозначает одним слогом все мягкое и теплое — от пледа до собаки
Набор первых слов крохи ограничен существительными, глаголами, междометиями.При оценке развития ребенка родителям важно в первую очередь оценивать не количество слов, которые он произносит, а пассивный запас слов, которые он явно понимает в речи взрослых.
1,5-2 года
Первые предложения Это период, когда дети начинают говорить все активнее. Малыш выучивает два очень важных для коммуникации слова — «да» и «нет»
Он повторяет услышанное, может даже запомнить целые фразы. Словарный запас существенно расширяется и достигает 250 и более слов1. В нем продолжают преобладать названия окружающих предметов и основных действий, но появляются первые абстрактные выражения, например, «привет» и «пока».Малыш понимает, что вместе слова работают лучше, и учится составлять первые предложения. Они довольно короткие — всего 2–4 слова, но позволяют внятно выражать желания.
2-3 года
Полноценная речь Речь малыша становится почти взрослой, потому что вслед за существительными и глаголами в ней появляются первые слова, относящиеся к другим частям речи. Малыш начинает употреблять местоимения, а заодно понимает, что у предметов есть род и число. Он открывает для себя прилагательные и теперь не просто называет предметы, а дает им характеристики. Он осваивает вопросительные слова, начинает постоянно спрашивать вас то об одном, то о другом. Он даже способен уложить в голове времена, склонения и спряжения, пусть пока и не знает, как они называются.К возрасту трех лет с ребенком можно полноценно общаться, и сфера разговоров не ограничивается темами «кушать, играть, спать». Малыш знает 800–1000 слов1, может рассказать вам, что делал в гостях у бабушки, ответить на ваши вопросы и задать вам в сто раз больше.
По большому счету, навыки речи у ребенка сформировались. Осталось только отполировать их, продолжая наращивать словарный запас и практикуясь в произношении.
Не вижу, но слышу
Научно доказано, что, находясь ещё в животе у мам, дети уже имеют достаточно развитую нервную систему. Они могут слышать, но звуки будут несколько приглушены. Голос мамы плод воспринимает во время её беременности. Поэтому рекомендуется разговаривать с маленьким человеком даже до его рождения. Уже на этом этапе устанавливается эмоциональная связь.
Сначала малыш начинает узнавать маму только по голосу.
Во сколько же месяцев он будет выделять родные интонации из мира чужих звуков? Когда ребенок узнает маму по голосу? Зависит от индивидуального развития. Чаще всего — в три месяца. Но могут быть и отклонения от нормы.
Если ребёнок плохо реагирует на звуки, после трёх месяцев не поворачивает головку, когда его зовёт мама – необходимо проконсультироваться с врачом. Возможно, причиной является нарушение слуха.
Что и как видят новорожденные в первые дни и недели
Младенцы в первые 2-4 недели видят чередование чёрно-белых пятен, так они воспринимают предметы, находящиеся на расстоянии вытянутой руки. Глаза грудничка реагируют на свет, слишком яркий световой источник раздражает роговицу. Кроватку ребёнка нельзя устанавливать прямо под люстрой.
Глазные яблоки новорождённого подвижны, глазки часто смотрят в разные стороны, непроизвольно подрагивают. Создаётся впечатление косоглазия, нистагма, что часто пугает родителей. Это физиологическая особенность, вызванная слабостью глазодвигательных мышц, самостоятельно исчезающая в течение 1-2 недель.
Существуют нормы самостоятельного исправления дефектов зрительного аппарата в зависимости от возраста:
- отсутствие реакции на смещение источника света — до 2 недель;
- косоглазие —до 4 месяцев;
- необычно выпуклый хрусталик — до 12 месяцев;
- светлый цвет глаз, пониженное количество пигмента — до 6-9 месяцев.
Основное формирование зрительного аппарата грудничка происходит в возрасте до года. Физиологическая дальнозоркость проходит в 2-3 года. Полноценно органы зрения формируются в 5-7 лет.
И небольшая история, связанная с нашим обонянием.
В апрельском номере британского еженедельника The Lancet (https://www.thelancet.com/journals/lancet/article/PII..) в 1989 г. появилась небольшая заметка об одном необычном клиническом случае. В клинику при Королевском колледже Лондона обратилась 44-летняя женщина с желанием осмотреть родинку на бедре. Это было образование размером 1,86 мм в диаметре. При полном клиническом обследовании была выявлена меланома (злокачественная опухоль) на самой ранней стадии. Доктора клиники были удивлены причиной по которой обратилась пациентка к ним. В течении нескольких месяцев собака хозяйки каждый день тщательно обнюхивала эту родинку и скулила. Пес был настолько одержим этой родинкой, что пару раз даже пытался откусить это ненавистное ему место. Поведение животного было необычным и женщина решила показаться врачу.
Доктора Хайвел Уильямс и Андрес Пемброук, которые вели эту женщину предположили, что клетки меланомы выделяли особый белок, который почувствовала собака, а поведение собаки — защитной реакцией, удалить возможную опасность любой ценой
На портале Vikids вы можете:
Диалог мамы и малыша
Замечено, что мама ведет себя с младенцем иначе, чем с другими людьми.
При ухаживании за малышом у мамы появляется особая манера говорения: речь становится замедленной, с паузами, с простыми словами и короткими предложениями, меняется ее ритмика, повышается высота голоса, появляется «певучесть».
Между мамой и малышом устанавливается своеобразная коммуникация, первое время представляющая собой постоянный монолог мамы: она задает вопросы, делает паузу и от имени ребенка сама на них отвечает.
Такой необычный формат общения имеет большое значение для психического развития ребенка. Уже через месяц-другой в одну из таких пауз малыш откликнется агуканьем и гулением. Мама подхватит его отклик и продолжит коммуникацию, побуждая малыша к ответным реакциям. Ребенок, получая позитивный опыт общения, будет и дальше откликаться на приглашение самого главного собеседника в его жизни «поговорить». Со временем монолог мамы перейдет в гармоничный диалог с малышом.
- «Перенастраиваются» под особый тип общения и невербальные каналы коммуникации: на лице теперь неизменная теплая улыбка, глаза широко открываются, брови приподнимаются вверх — каждая мимическая черта излучает свет и любовь; движения рук становятся плавными, мягкими, легкими.
- Так начнется полноценное общение, в процессе которого мама и младенец будут узнавать друг друга и подстраиваться под «собеседника», научатся читать сигналы к началу и окончанию взаимодействия: гуление, улыбка малыша — приглашение к общению; если ребенок отворачивает голову, зевает — это знак того, что он хочет избежать контакта, чувствует эмоциональную перегруженность.
- Для того чтобы диалог был взаимно полезным, маме необходимо научиться читать такие сигналы, относиться к ним с пониманием. Не нужно настаивать на продолжении контакта, когда малыш уже устал, и, наоборот, оставаться эмоционально холодной, когда кроха вызывает ее на контакт.
Источники
- Skalafouris C., Samer C., Stirnemann J., Grosgurin O., Eggimann F., Grauser D., Reny JL., Bonnabry P., Guignard B. Electronic monitoring of potential adverse drug events related to lopinavir/ritonavir and hydroxychloroquine during the first wave of COVID-19. // Eur J Hosp Pharm — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33832918
- Авторы не найдены . // Zhonghua Shao Shang Za Zhi — 2021 — Vol37 — N3 — p.201-206; PMID:33706434
- D’Alterio MN., D’Ancona G., Raslan M., Tinelli R., Daniilidis A., Angioni S. Management Challenges of Deep Infiltrating Endometriosis. // Int J Fertil Steril — 2021 — Vol15 — N2 — p.88-94; PMID:33687160
- Baroni A. Facial skin esthetic treatments with plasma radiofrequency ablation. // J Cosmet Dermatol — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33683794
- Bardanzellu F., Piras C., Atzei A., Neroni P., Fanos V. Early Urinary Metabolomics in Patent Ductus Arteriosus Anticipates the Fate: Preliminary Data. // Front Pediatr — 2020 — Vol8 — NNULL — p.613749; PMID:33409262
- Funato Y., Kimura A., Matsuda W., Uemura T., Fukano K., Kobayashi K., Sasaki R. Metoclopramide versus sumatriptan in the treatment of migraine in the emergency department: a single-center, open-label, cluster-randomized controlled non-inferiority trial. // Glob Health Med — 2020 — Vol2 — N4 — p.259-262; PMID:33330817
- Machek SB., Cardaci TD., Wilburn DT., Willoughby DS. Considerations, possible contraindications, and potential mechanisms for deleterious effect in recreational and athletic use of selective androgen receptor modulators (SARMs) in lieu of anabolic androgenic steroids: A narrative review. // Steroids — 2020 — Vol164 — NNULL — p.108753; PMID:33148520
- Cavadias I., Rouzier R., Lerebours F., Héquet D. . // Bull Cancer — 2020 — Vol107 — N11 — p.1171-1185; PMID:32988609
- Sukkar SG., Bassetti M. Induction of ketosis as a potential therapeutic option to limit hyperglycemia and prevent cytokine storm in COVID-19. // Nutrition — 2020 — Vol79-80 — NNULL — p.110967; PMID:32942131
- Nogueira M., Warren RB., Torres T. Risk of tuberculosis reactivation with interleukin (IL)-17 and IL-23 inhibitors in psoriasis — time for a paradigm change. // J Eur Acad Dermatol Venereol — 2021 — Vol35 — N4 — p.824-834; PMID:32790003
Развитие зрительных способностей
В первые дни младенцы не способны долго рассматривать человека или предмет, их глазки как бы скользят по объекту внимания. Постепенно это время увеличивается, но только к четырехмесячному возрасту ребенок способен осознанно задерживать взгляд на заинтересовавшем его предмете.
Если вы хотите создать для своего карапуза идеальные условия для изучения окружающего мира, соблюдайте следующие правила:
— размещайте объект для разглядывания (игрушку, картинку) на расстояние до 25 см от детского лица. Этот принцип действует и для человеческого лица – наклоняйтесь к малышу, улыбайтесь в ответ на детскую улыбку;
— грудничку проще фокусировать взгляд, если он расположен вертикально. Чтобы поиграть в «гляделки» или показать ему что-то интересное, возьмите малыша на ручки, поставив «столбиком» и придерживая головку;
— развесьте над кроваткой погремушки или установите мобиль. Размещать их нужно не напротив малыша, а чуть-чуть сбоку или поближе к ногам. Такое положение помогает сфокусировать взгляд, не создавая нагрузки на детскую шею;
— отслеживайте, как у младенца растут реснички. Часто они отрастают неровно, попадая на роговицу, что при моргании вызывает ее повреждение;
— следите за правильным освещением, однако не оберегайте детские глаза от света. Постоянный полумрак не позволяет развиваться глазным мышцам малыша.
Итак, на распространенный вопрос, когда новорожденный ребенок начинает видеть, специалисты отвечают просто: с момента появления на свет. Однако для полноценного развития этого умения должно пройти несколько месяцев. Лишь в четырехмесячном возрасте малыш начнет различать цвета, узнавать маму и на некоторое время задерживать взгляд на предметах.
Чтобы не переживать о развитии зрительных способностей младенца, посещайте офтальмолога не реже одного раза в квартал. Доктор проследит, как совершенствуется детское зрение, и расскажет, как ухаживать за глазами новорожденного ребенка.
Когда младенцы начинают видеть?
Зрение у малышей, конечно, отличается от зрения взрослого человека. Но видят крохи уже с первого дня своей жизни. Новорожденные в первый месяц видят очень мало, не могут полноценно различать цвета и фокусировать взгляд на одной точке. Также при рождении малыш еще не умеет полноценно пользоваться двумя глазами, и его зрачки могут смотреть в разных направлениях или даже закатываться. Такое косоглазие у новорожденных может проявляться до второго месяца. Оно считается совершенно нормальным, вскоре мышцы окрепнут и полностью разовьются. Однако, если после 9 недель жизни косоглазие не проходит, стоит показать ребенка специалисту.
К 6-8 месяцам крохи видят мир почти таким, каким его видят взрослые. Ребенок начинает проявлять активность во время игры, пытается исследовать все окружающее.
Как помочь развитию зрения?
- Помочь деткам своевременно развить зрение до «полноценного» уровня можно с помощью различных игр, например, показывая им разноцветные картинки и игрушки. Ребенку нравится рассматривать контрастные узоры и яркие цвета, наблюдать за передвижением погремушки. Попробуйте поводить перед его глазками игрушкой или яркой картинкой влево-вправо. Такая игра непременно понравится ему и пойдет на пользу. Только не стоит утомлять малыша! 1-2 предметов и 2-3 минут для начала будет достаточно.
- Больше всего младенцев увлекает рассматривание лиц — они могут подолгу заниматься этим с большим удовольствием. Но стоит помнить, что новорожденные лучше видят предметы, находящиеся на расстоянии 20-40 см от их взгляда. Поэтому не приближайтесь слишком близко и не отходите далеко. Можете гримасничать, корчить рожицы, улыбаться, подмигивать и т. п. — ребенок отзовется на ваши движения.
Также необходимо помнить о значимости своевременной проверки зрения у врача. Если развитие зрения малыша протекает нормально, то к первому году своей жизни ребенок сможет видеть окружающий мир во всей его полноте.
- Икота у новорожденного
- Сыпь на лице у новорожденного
- Дюфалак для новорожденных: отзывы
Каждому родителю, задающемуся вопросом о том, когда новорожденный начинает видеть и слышать после рождения, стоит знать, что дети появляются на свет уже с функционирующими в достаточной степени слухом и зрением. В течение первого года жизни они продолжают постепенно развиваться. И задача мамы и папы заключается в том, чтобы помочь своему чаду своевременно постигать мир с помощью органов чувств.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Как правильно формировать речь
Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их.
Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете
Разговаривайте с ним в течение всего дня.
Читайте яркие разноцветные книжки каждый день.
Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки.
Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов.
Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях.
Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.).
Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова.
«Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события.
Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним.
Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует.
Ставьте малышу детские песенки и сказки.
Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной.
Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами.
Следите за тем, чтобы малыш не обозначал окружающие предметы звукопроизношениями
Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи. Потом желательно упрощенные слова сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» — мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» — он отвечает: «Гав-гав», — мама объясняет, что «гав» говорит животное «собака».
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие.
Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», — «Таня хочет еще апельсинового сока».
Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» — «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»).
Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться.
Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку».
Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!
Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь.
Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну.
Всегда внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами.
Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете.
Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам.
Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.
Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
Показывайте ребенку, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы.
И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.