Кризис 3 лет у ребенка: признаки проявления и симптомы, а также советы родителям от доктора комаровского
Содержание:
- Ищите способы восстановить энергию
- В чем проявляется: симптомы
- Причины возникновения кризиса 3 лет отношений
- Когда и чем завершается кризис 3 лет
- Понятие кризиса у трехлетних малышей
- Последствия
- Кризис 7 лет.
- Основные признаки
- Что такое кризис 3 лет?
- Ребенок – зеркало семьи
- Кризис трёх лет: правила для родителей
- Всегда ли возникают подобные проблемы?
- Подростковый кризис
- Советы родителям трехлетки
Ищите способы восстановить энергию
Чтобы адекватно реагировать на истерики ребёнка, у родителей должны быть на это силы. Важны полноценный отдых, здоровое питание, свежий воздух. Позаботьтесь о себе: вместо того, чтобы готовить три блюда на ужин, закажите пиццу, а время потратьте на сон или любимое дело.
Кому-то восстановить силы помогает секс, кому-то — контрастный душ, кому-то — час в тишине. У каждого свой список ресурсов. Если сложно сразу сказать, что заряжает вас энергией, понаблюдайте за собой.
- Что вам помогает успокоиться, когда вы нервничаете?
- Что доставляет вам удовольствие?
- Когда вы в последний раз чувствовали, что полны сил? Чем вы занимались в этот момент? Что происходило до этого?
Кризис трёх лет не длится вечность. Ребёнок растёт и становится самостоятельным. Постепенно с ним станет проще договариваться. Преодоление таких сложностей вам зачтётся: будет легче пережить время, когда ребёнок пойдёт в школу или у него начнётся подростковый кризис.
За профессиональные советы благодарим психолога и психодраматиста Анастасию Башлыкову.
В чем проявляется: симптомы
Стоит отметить, что кризис 3-х лет проходит у каждого ребенка по собственному сценарию. Однако во всех его проявлениях есть очень четкие и понятные черты.
Они могут сочетаться, быть более яркими или, наоборот, невыраженными. Нужно вовремя подметить изменения в поведении ребенка, чтобы помочь ему пройти данную стадию взросления.
Основные симптомы и проявления:
- Негативный ответ. Ребенок отказывается выполнять какие-либо просьбы взрослого. Он не следует указаниям, даже в том случае, когда ему самому выгодно выполнять это. На любые запросы со стороны родителя идет один ответ – «нет».
- Строптивость. Чадо начинает ломать устоявшийся режим и распорядок. Ребенок меняет не только установленные правила, но и собственные привычки. Право на делать «как хочу» отвоевывается с криками и истерикой.
- Настойчивость в степени упрямства. Малыш стоит на своем, даже при демонстрации явной выгоды, очевидных фактах, которые не соответствуют детскому взгляду на вещи «здесь и сейчас». Свою точку зрения ребенок будет доказывать плачем, в острых случаях – истерикой.
- Полное своеволие. Ребенок выполняет какую-либо задачу только по собственному разработанному алгоритму. Он не берет в учет подсказки родителей, воспитателей или других взрослых.
- Протест и бунт. Яркий эмоциональный отказ на любую, даже очень незначительную просьбу со стороны взрослого. Особенно ярко бунт проявляется, когда за ребенка что-либо решили без его мнения.
- Обесценивание. В некоторых случаях чадо начинает обесценивать вещи и людей, которых ранее любил и ценил. Под гнев и немилость подпадают: игрушки, личные вещи, родители, родственники, любимые ранее лакомства.
- Установка своих правил или деспотизм. Ребенок начинает «качать права». Ставит свои условия и требования к родителям и другим взрослым. Он требует беспрекословного выполнения и полного послушания. Если взрослые идут в отказ, начинается бунт, истерика и крики.
Каждый из этих пунктов может носить более выраженный характер. Стоит заранее понимать, что таким образом дети учатся справляться с проявлениями внешнего мира. И только родители могут помочь ребенку пройти кризисный период.
Причины возникновения кризиса 3 лет отношений
Говоря, о кризисе 3 лет в отношениях, следует учесть, что в современном обществе многие молодые люди предпочитают начать совместную жизнь до официального бракосочетания, или не вступать в брак и вовсе. Да, жизнь меняется, и то, что казалось невозможным и неприемлемым в обществе еще несколько десятилетий назад, не вызывает осуждения сейчас. Наоборот, родители молодых даже иногда призывают своих детей, готовых вступить в законные отношения, пожить вместе, «присмотреться» друг к другу. И дело не обязательно в том, что они не верят в искренность чувств, скорее всего, они сами испытали некоторое разочарование от того, как, в свое время, их лодка под названием «Любовь» стала биться о «семейный быт». А, возможно, здесь могут быть замешаны и другие вопросы, например, имущественные. Но, это уже совсем другая история.
Как отмечалось в одной из наших предыдущих статей, семейные кризисы можно сравнить с кризисами развития личности. Есть какая-то закономерность в этих процессах. Первые полгода отношений – период влюбленности, эротизации в отношениях, изменения в поведении определяют гормоны, влюбленные не могут наговориться, насмотреться друг на друга, им всегда не хватает времени, а то, что происходит вокруг, их мало волнует. Можно сказать, что они нуждаются друг в друге также сильно, как младенец в матери, ведь он полностью зависит от нее, она дает ему любовь, заботу, чувство безопасности. А, примерно, к полугодовалому возрасту, малыш начинает приобретать очень полезный навык – ползанье. Это дает ему возможность активнее не только двигаться, но и изучать окружающий мир. Влюбленные, спустя первые полгода, тоже готовы снять «розовые очки» и начать предпринимать активные действия в планировании совместной жизни.
И первый кризис отношений, с которым сталкивается пара, как и первый возрастной кризис, приходится на 1 год. К году ребенок уже умеет ходить, а ходьба дает не только преимущества в психофизиологическом развитии, но и в познании мира, приобретении самостоятельности и возможности более широкого спектра действий, что позволяет развивать и высшие психические функции. Так и в отношениях.
Хочется чуть больше свободы действий, чуть больше личного пространства.
Появляется желание свободное время посвятить себе, заняться чем-то только своим, личным, выставить определенные границы, которые бы означали: «а вот это – только моё». И это абсолютно нормально, так как за период «растворения» друг в друге можно соскучиться по привычным вещам, делам, людям.
Кризис трех лет в развитии ребенка сопровождается существенными психофизиологическими изменениями, происходит первое становление личностной идентификации, в лексиконе ребенка появляется слово «Я». Ребенок стремиться к самостоятельности, через отделение от родителей, в частности, от матери. И стремиться он к этой самостоятельности через протест. Этот процесс отделения сопровождается разнообразными симптомами: истерики, аффективные реакции, агрессия, своеволие, обесценивание и многое другое.
Стремление к «отделению», ясно ощутимое, осознаваемое и желанное, особенно ярко начинает проявляться и в отношениях. Ведь к этому времени интимно-сексуальная сфера уже не так важна, и любящие друг друга люди стараются:
- завершить этап познания своей половинки, как личности
- продемонстрировать себя, как личность
- идентифицироваться друг с другом
- найти общие интересы, ценности, увлечения, взгляды
К трем годам совместной жизни у пары могут появиться дети, которые существенно повлияют на привычный уклад жизни, на ее ценности, на ее ритм, правила, границы ответственности.
Да, помимо интимно-сексуальной сферы, существуют и другие ценности во взаимоотношениях. В жизни пары важны сферы: личностной идентификации, социальной активности, внешней привлекательности. Также не стоит забывать о хозяйственно-бытовой, эмоционально-психотерапевтической и родительско-воспитательной сферах. Чем больше рассогласований в каждой из перечисленных сфер, тем выше вероятность нарастания напряжения и, как следствие, конфликтов. А затяжные, нерешенные конфликты могут привести к разрыву в отношениях.
В этом и заключается кризис – становление различных сфер жизнедеятельности пары, семьи, как системы. А в любом становлении могут быть рассогласования, основанные на разнице в притязаниях и ожиданиях друг от друга.
Преодолеть рассогласования – значит, преодолеть кризис и перейти на новый этап отношений, более зрелых.
Когда и чем завершается кризис 3 лет
Поведение ребенка до кризиса можно назвать полностью зависимым от родителей. В период кризиса малыш пытается вести себя как абсолютно независимый человек, но это очень незрелые попытки. После прохождения кризиса 3 лет ребенок научается взаимозависимому поведению, то есть уже хорошо знает, когда нужно попросить о помощи, а в каких ситуациях он справится сам.
Рекомендации:
- скажите себе: «с нашим ребенком кризис» и не ждите моментального чудесного исчезновения его симптомов;
- поговорите с родителями, дети которых недавно проходили через критический период развития. Старайтесь не относиться к их опыту скептически;
- почитайте книжки, статьи для родителей. Составьте свое мнение о том, как правильно вести себя с ребенком;
- если у вас не получается вести себя «по книжкам», не расстраивайтесь. Это почти ни у кого не получается;
- если будет совсем тяжело, ведите дневник наблюдений за поведением ребенка, и вы увидите, что ситуация не становится хуже. Вы чему-то учитесь, и есть некий прогресс в реакциях малыша. Кризис постепенно преодолевается, а ребенок учится более зрелому и независимому поведению и даже уже немного умеет считаться с вашим мнением.
Понятие кризиса у трехлетних малышей
Трехлетний ребенок – это уже маленький человек. Он достаточно автономен, может делать собственные умозаключения, понимает обозначения предметов окружающего мира, знает простые факты, природные явления.
К трем годам дети уже обладают многими базовыми навыками:
- могут четко определять собственные потребности и излагать мысли;
- быстро впитывают слова, имеют неплохой словарный запас;
- знают примитивные понятия о «хорошо» и «плохо», понимают, что можно, а что – нельзя;
- ребенок понимает свою половую принадлежность.
В этом моменте дети начинают осознавать собственную автономность. Они уже могут обособить себя как человека, который существуют вместе с родителями. Ребенок понимает, что есть некая свобода действий. Он не обязан всегда и во всем следовать инструкциям взрослого. Кроме этого, его поведение напрямую зависит от психологического климата в семье, прямого отношения родителей к нему.
Все эти факторы прямо или косвенно влияют на прохождение кризиса 3-х лет. Ребенок протестует. Его реакции – это психический ответ, который он не в силах осмыслить. Причины появления детского бунта могут носить разный характер:
- Темперамент. Это фактор, который нельзя спрогнозировать или откорректировать. Большинство психологов склонны считать, что предрасположенность к тому или иному типу темперамента заложена на уровне генетики. Если ребенок гиперактивен, не может справиться с проявлениями собственной психической деятельности – его кризис 3-х лет будет проходить в довольно острой форме.
- Гиперопека + авторитарное воспитание. Многие родители, особенно мамы, не могут принять тот факт, что их чадо – это самостоятельный человек, которому нужно учиться взаимодействовать с окружающим миром самостоятельно. Они ограничивают его в играх, прогулках, не дают выполнять элементарные действия. Родители не понимают, что дошкольный возраст – это база, в которой закладывается основы психики, а также поведенческие схемы. Юная психика идет в протест.
- Проблемы с психическим здоровьем у родителей. Речь не идет о патологических отклонениях. Достаточно наличия одного родителя-невротика в семье. Страхи, фобии, тревога у папы или мамы, могут спровоцировать реакцию протеста у ребенка. Таким образом он защищает себя от невротического родителя.
- Конфликты между родителями. Частые выяснения отношений между двумя взрослыми и очень близкими людьми наносят вред психике ребенка. Он начинает бунтовать.
С первым фактором справится сложно, так как влиять на темперамент довольно проблематично. Оставшиеся три легко поддаются коррекции, если родители реально задумываются над будущим своих детей.
Последствия
По мнению знаменитого психоаналитика Эрика Эриксона, кризис 3-х лет способствует формированию независимости и волевых качеств. И это не единственные положительные последствия, среди которых также можно отметить:
- первичную самостоятельность;
- адекватную самооценку;
- способность самоанализа;
- социальную адаптацию.
Однако при недостаточном внимании и неправильном поведении родителей, а также из-за психологических проблем самого ребёнка кризис может иметь и негативные последствия. Во-первых, частые и слишком импульсивные истерики могут закончиться травмой и становятся причиной достаточно глубокого стресса. Во-вторых, из-за внутренних переживаний и чрезмерного эмоционального напряжения нередко развиваются:
- невротические реакции;
- энурез;
- внутренние комплексы;
- ночные страхи, кошмары;
- заикание.
Затяжной детский кризис приводит к формированию истерического типа личности. Характерные для него симптомы становятся постоянными паттернами поведения.
Возрастной кризис 3 лет — обязательный этап в развитии и формировании полноценной личности. Его нельзя избежать или вылечить, как какую-то болезнь. Но сгладить и минимизировать негативные последствия родители в состоянии. Для этого придётся набраться терпения и разобраться в детской психологии.
Кризис 7 лет.
Многие родители не знают про кризис 7 лет. Главным достижением семилетнего развития ребенка можно считать уровень произвольности и осознанности его поведения. Проблемы в формировании этих процессов очень ярко проявляются при поступлении ребенка в школу. Родители, сталкиваясь с трудностями обучения ребенка, часто не понимают, как можно ему помочь
Важно вовремя обратиться к специалисту, чтобы у ребенка не закрепилось негативное отношение к обучению, и не накопился отрицательный социальный опыт. Психолог вместе с родителями может разобраться, в чем причина дезадаптации ребенка
На занятиях специалист может инициировать начало изменений в поведении ребенка и его отношении к процессу учебы, может помочь родителям начать использовать новые формы взаимодействия с дочерью или сыном.
Случай из практики.
На приеме мама с дочерью – первоклассницей. Девочка веселая, живая, мама обеспокоена и встревожена изменившимся поведением ребенка дома. В поведении появилось то, чего никогда не было. Дочка практически перестала слушаться родителей, своевольничала, совершенно не рассказывала о том, что с ней происходит в школе. Изменения в поведении казались маме очень резкими, и она не понимала с чем их связать. Учитель в школе положительно оценивал успеваемость и поведение девочки. Общение с мамой и ребенком помогло специалисту определить причины трудностей в семье. Результатом их совместной работы явилось новое понимание у мамы особенностей данного возрастного этапа развития ребенка и формирование новых, более соответствующих данному возрасту, отношений между ней и дочкой. Чтобы работа специалиста была успешной, она требует времени и усилий всех участников, вовлеченных в ситуацию.
Основные признаки
Абсолютно каждый родитель должен понимать что это: кризис 3 лет или же обычная контекстная ситуация. Возможно, если малыш отказывается спать, то это связано с тем, что он поиграл в шумные игры, а не капризы на пустом месте.
В основном, симптомы кризиса 3 лет проявляются комплексно, и сопровождаются другими эмоционально-поведенческими отклонениями.
Родители теряют доверие ребенка, поскольку малыш резко начинает отдаляться. В таком случае, можно перестать быть авторитетом для ребёнка навсегда.
Ребенок становится жадным и старается иметь что-то свое, яростно это охраняя. Вредность и ревность
Малыш не хочет ни с кем делить внимание своих родителей, и требует постоянного присутствия рядом.
Агрессия – это происходит необоснованно, поскольку малыш в 3 года не понимает, из-за чего все это происходит и винит всех. А это приводит к дракам со сверстниками, кусанию и царапанию.
Симптомы кризиса в 3 года
Что такое кризис 3 лет?
Ребенок взрослеет, психика развивается, внутри происходят изменения, с которыми самостоятельно он справиться не может.
Часто взрослые люди не могут держать себя в руках, проявляя ярость, агрессию. Тогда что говорить о ребенке: психика, взгляды на жизнь и понимание её принципов в маленькой голове еще не сформировались.
У одних детей кризис проходит без ярко выраженных симптомов, другие проявляют чрезмерную агрессию, непослушание и бунт.
Почему наступает кризис трех лет у ребенка, каковы причины:
Самая главная причина – взросление маленького члена семьи;
Хотя он – все еще беззащитная кроха, самому себе ребенок таким не кажется.
Самостоятельность проступает со всех сторон: малыш хочет сам одеваться, сам переходить через дорогу, не держась за родительскую руку, играть, как ему нравится и т.д.
Воспитание.
Чрезмерная опека, постоянные ограничения, не предоставление самостоятельности в пределах его развития, вызывают бурю негодования у подросшего малыша.
Но сам кризис не имеет четких границ, может начаться и намного раньше – в 2,5 года или чуть позже, в 3,2 года.
«Сколько длится кризис 3 лет у ребенка?» – встает логичный вопрос. Тут все зависит от:
- родителей, согласованности их действий;
- от характера ребенка (некоторые дети могут более ярко проживать этот период. Читайте, к примеру, статью Ребенок-холерик>>>);
- выбранной методики воспитания;
- какие усилия прикладывают близкие, чтобы помочь маленькому человечку.
Как правило, родителей интересует вопрос: «Когда заканчивается кризис 3 лет у ребенка?».
При правильно выбранной методике поведения «равновесие любви и требовательности», этот период негативизима и сопротивления длится не более 1-2 месяцев.
Меня очень расстраивает, что некоторые психологи говорят о сроке в 1-2 года. Это тогда не кризис, а непроходящая проблема воспитания.
Чтобы научиться правильно общаться с подрастающим ребенком и умело преодолевать спорные моменты воспитания, смотрите интернет-курс Послушание без криков и угроз>>>
Ребенок – зеркало семьи
Не опекайте ребенка излишне, но и не применяйте к нему деспотичный стиль. Долгое время перед кризисом дети впитывают окружающую информацию, отражают ее внутри себя, а во время кризисного периода выдают вовне. Поведение ребенка может быть диагностичным для семейного психолога.
Если специалист заметит в поведении младшего члена семьи ошибки старшего поколения, то обязательно порекомендует минимальную программу:
- договориться о едином стиле, в том числе с бабушками и дедушками;
- отказаться от гиперопеки и авторитаризма;
- сохранять спокойствие и выдержку в любой момент общения с детьми;
- обдумывать каждое действие и слово, стараясь подавать ребенку позитивный пример;
- научиться моделировать нужные ситуации вокруг ребенка, стать находчивыми родителями;
- не обманывать малыша, вести себя искренне.
Правильная стратегия – залог быстрого результата. Изменение поведения ребенка происходит почти сразу, в течение нескольких дней.
У малыша должно создаваться ощущение, что он действительно сам принимает решения. Но эти решения должны быть верными, чтобы родители имели возможность похвалить за них. Споры, ругань, соперничество приводят лишь к усилению бунта. А вот желание помочь по дому (выполнение взрослых обязанностей) необходимо поощрять.
Старайтесь больше времени играть вместе, сотрудничать в играх. Борьба за первенство допустима только в рамках игры
Три года – самое время для познавательных игр и игр на внимание:
- «Съедобное — несъедобное»;
- «Да – нет»;
- «А ты знал, что?..» (факты о природе);
- сюжетно-ролевая игра;
- уроки доброты с участием животных;
- творческие занятия, можно привлекать к ним соседских ребят или членов семьи.
Разумные решения дошкольника не следует оспаривать. Пусть играет теми игрушками, которые считает нужными; пусть выбирает одежду из нескольких допустимых вариантов; пусть съедает обед в своем порядке. Лишите его возможности закатить истерику или начать злиться.
Путем эксперимента он выбирает свои будущие привычки и формирует характер. Он все равно придет к общепринятым инструкциям и алгоритмам, потому что так делают все вокруг. Трехлетке нужно убедиться в правильности выбора взрослых на собственном опыте. Если же сейчас лишить его возможности выбирать, то в подростковом возрасте могут возникнуть более разрушительные бунты.
- Предлагайте свою помощь, когда она необходима.
- Хвалите хорошие поделки и оказывайте поддержку, когда что-то не получилось.
- Обнимайте малыша перед сном. Даже если он провинился.
- Избегайте директивных указаний, лучше придерживайтесь дипломатичной стратегии.
- Никогда не называйте ребенка растяпой, бестолочью, глупым – не убивайте самооценку ребенка в 3 года!
- Изучайте родительские хитрости (например, советы доктора Комаровского).
Все это – педагогические инструменты хороших родителей для любого возрастного этапа.
Кризис трёх лет: правила для родителей
Прежде всего, маме и папе необходимо понять, что подобные особенности поведения ребёнка – не дурная наследственность или врождённая вредность. Маленький человечек подрастает и стремится к большей независимости, значит, нужно выстраивать с ним совершенно другой формат отношений.
Правильное понимание значения кризиса трёх лет важно ещё и потому, что в этом возрасте малыш принимает своё «Я», у него формируется первоначальная самооценка, то есть зарождается детская личность. Чтобы максимально сгладить выраженность негативных проявлений кризисного периода, взрослым следует прислушаться к нескольким рекомендациям специалистов:
Чтобы максимально сгладить выраженность негативных проявлений кризисного периода, взрослым следует прислушаться к нескольким рекомендациям специалистов:
- Дайте ребёнку большую самостоятельность. Например, привлекайте его к выполнению домашних обязанностей. В три года мальчику и девочке можно доверить мытьё посуды (пластиковой), уборку, раскладывание салфеток и пр. Исключение касается только потенциально опасных занятий – работы с электрическими приборами.
- Сохраняйте спокойствие. Чрезмерно эмоциональное реагирование родителей на поведение ребёнка лишь упрочит его позиции и участит истерики. Если же мама спокойно и без эмоций смотрит на крики и слёзы, малыш понимает, что его манипулирование не приводит к нужному результату. В результате поведение стабилизируется.
- Снизьте количество запретов. Нет нужды окружать своё чадо многочисленными ограничениями, которые только злят его. Озвучьте по-настоящему важные правила, касающиеся безопасности и социальных норм, которые нарушать категорически запрещено. А в мелочах можно и нужно уступать.
- Позвольте ребёнку выбирать. Чтобы избежать конфликта, можно немного схитрить, предложив малышу выбрать из нескольких вариантов. К примеру, спросите у дочки, в каком платьишке она пойдёт в садик: зелёном или голубом.
Малыш в три года не всегда идёт наперекор родителям, особенно если его не заставляют, а просят. Мудрые родители не тащат сопротивляющегося ребёнка через дорогу, а просят его взять себя за ручку и перевести на другую сторону проезжей части.
Всегда ли возникают подобные проблемы?
Психологами доказано, что кризис трёх лет – это обязательная и закономерная веха детского взросления. Однако наличие описанных выше негативных признаков, точнее, их чрезмерная выраженность – это необязательное условие развития ребёнка.
Иногда кризисный период протекает вполне гладко, без явной симптоматики и характеризуется лишь возникновением определённых личностных новообразований, среди которых:
- осознание ребёнком своего «Я»;
- разговор о себе в первом лице;
- возникновение самооценки;
- появление волевых качеств и настойчивости.
Как уже было отмечено, кризис будет протекать существенно мягче, если родители будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности малыша при выборе оптимальных воспитательных мер.
В целом же трёхлеткам свойственны некоторые общие поведенческие черты, о которых стоит упомянуть подробнее, чтобы учитывать их при общении с малышом:
Дети пытаются добиться конечного результата своих действий
Для трёхлетнего ребёнка важно довести дело до конца, будь то рисование или мытьё посуды, поэтому неудачи часто его не останавливают, а только стимулируют.
Полученный результат малыш любит демонстрировать взрослым. Вот почему родителям необходимо давать положительные оценки итогам детской деятельности, ведь негативное или безразличное отношение может привести к негативному самовосприятию у детей.
Появляющаяся самооценка делает ребёнка обидчивым, зависящим от чужого мнения и даже хвастливым
Поэтому невнимательность родителей к детским переживаниям может стать источником негативного самоопределения.
Таким образом, появление собственного «Я», умение добиваться своего и зависимость от оценок близких людей становятся главными результатами кризиса трёхлетнего возраста и ознаменовывают переход ребёнка на следующий этап детства – дошкольный.
Кризис 3-летнего возраста – не повод паниковать и считать своего ребёнка плохим и неуправляемым. Через этот период проходят все дети, но в ваших силах сделать его протекание максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно лишь уважать его как личность.
Подростковый кризис
Подростковый кризис – некая «страшилка» для взрослых. Они боятся этого периода и прогнозируют проблемы и трудности связанные с взрослением детей. В это время родители чаще обычного чувствуют себя беспомощными. Кроме того, что это личностный кризис ребенка, это еще и противостояние поколений. Родители сравнивают себя со своими детьми и видят, что в их детстве многое было по-другому. Это несоответствие поднимает много чувств у родителей, часто это возмущение и раздражение поведением чада. Эмоциональное противостояние «отцов и детей» выливается в конфликты и скандалы. Некоторые подростки замыкаются в себе, становятся скрытными. Это тоже беспокоит родителей. Что бы ни делал подросток, родители чаще всего недовольны им. Время протекания сложного периода очень разное. Ситуация может быть очень острой и в 9-11 лет, и в 15-17 лет, хотя принято считать подростками детей 12-14 лет.
Случай из практики.
В семье сложные взаимоотношения между родителями, однако, оба они обеспокоены эмоциональным состоянием сына 13 лет. Мальчик два раза менял школу и место жительства, на момент обращения учился сносно, но без желания, домашние задания выполнял под принуждением. Друзей мало, конфликтные отношения с одноклассниками, дома ребенок отгораживался от родителей, разговаривал с ними очень мало. Взрослые видели моральное неблагополучие сына, но не понимали, как ему помочь. Обратившись к психологу, им удалось наладить контакт с ребенком. Мальчик стал более открыт и заинтересован в общении с родителями, в школе почувствовал себя более комфортно и спокойно, изменился общий фон настроения ребенка.
***
Конечно, любая кризисная ситуация, всегда усложняет жизнь. Грамотное поведение родителей в кризисный период развития ребенка, зачастую, помогает предотвратить затяжной характер wxe cпроблем. Взрослые, чувствующие и понимающие внутреннюю жизнь своих детей, помогают им преодолеть сложности, и стимулируют подъем на новую ступень. Родители, испытывающие трудности, в эти периоды могут получить реальную помощь от психолога, если обращаются и готовы к совместной работе.
Советы родителям трехлетки
Совет #1:
Иногда кажется, что теперь так будет всегда. Это не так.
Это период, многие моменты которого позже вы будете вспоминать с улыбкой и смехом.
Совет #2:
У ребенка в это время нет такого умения. У него еще не созрели те участки психики, благодаря которым он может посмотреть на ситуацию со стороны другого человека.
Экспериментом Пиаже было доказано, что раньше 6 лет ребенок не умеет манипулировать. Также, как он не может поднять гантелю весом 15 кг, точно также он не может манипулировать. Поэтому никакие фантазии о том, что ребенок сядет на голову, обнаглеет, будет вить из вас веревки ни к чему не приводят, кроме как к тревожности родителей и их выходу из доминирующей позиции.
Не нужно себя накручивать такими фантазиями.
Нужно адаптироваться и просто пережить это время. Зато потом вы получите весьма послушного и лояльного четырехлетку – пятилетку и отдохнете.
Совет #3:
Поэтому не нужно воспитывать ребенка – нужно раскрывать себя.
Если родитель в ресурсном состоянии, заряжен и гармоничен, его ребенку будет намного проще пройти все кризисы.
Основной недостаток детей – что они быстро вырастают. Поэтому, пока у вас трехлетки, радуйтесь, отдавайте им как можно больше любви и тепла, благодарите их за то, что они есть в вашей жизни.
Чем меньше в отношениях серьезности и надрыва, проецирования на ребенка своих амбиций и желаний и чем больше любви, осознанности и заботы – тем лучше.
Больше о любви и и осознанности читайте здесь.