Мастерим кубики зайцева для любимого малыша
Содержание:
- Описание
- Принципы, на которых построена методика Зайцева
- Пособия по математике
- Что входит в набор Зайцева по чтению
- Кубики Зайцева и аналогичные методики
- Основные принципы методики Зайцева
- В чём суть занятий по кубикам Зайцева?
- Ламинация- способ увеличить долговечность кубиков
- Основные принципы и суть методики
- Недостатки
- Об авторе
- В чем суть метода Зайцева?
- Преимущества и недостатки изучения методик Зайцева
- Применение методики в действии
- 1. Приготовьте наглядный материал
- 3. Склейте и укрепите кубики
- 4. Подготовьте таблицы
- 5. Покажите малышу кубики
- 6. Учите попевки
- 7. Дайте кубикам имена
- 8. Пропевайте склады одновременно с приседанием, подъемом на цыпочки
- 10. Учите писать
- 11. Расширяйте словарный запас, навык чтения через игру
- 12. Играйте каждый день
Описание
Доказано, что малыши дошкольного возраста обладают очень пластичной памятью, схватывают все на лету, способны запомнить огромные потоки информации. Именно эти их особенности активно используются для раннего обучения. И если отдельные методисты, например Доман, предлагали делать упор на запоминание, используя карточки, то другие, в частности Николай Александрович Зайцев, искали свои подходы.
В своей работе он использовал понятие «склад» – это элементарная речевая частица, состоящая из двух звуков (гласного и согласного) либо из пары «согласный + Ъ/Ь». Такие варианты педагог размещал на своих кубиках, которые пользуются огромной популярностью у тех родителей, которые хотят научить ребенка читать с раннего возраста. Кроме того, Зайцев разработал и слоговые таблицы, которые могут использоваться в качестве наглядного пособия.
Основная особенность системы, отличающая ее от других, – использование складов. Большинство людей училось читать в начальной школе по такому алгоритму:
- знакомство с буквами и звуками;
- составление из них слогов;
- сложение целых слов из слогов.
А Зайцев, ориентируясь на то, что в речи ребенка отдельные звуки практически никогда не присутствуют, предложил сразу работать с особой единицей – складом. Он полагал, что разделение слога на звуки носит противоестественный характер и затрудняет процесс обучения. Именно в этом разделении педагог видел ключевую причину сложностей, возникающих у многих детей, которых учат читать. Классическая методика – вредная, по его убеждению, – приводит к сильному психическому и эмоциональному напряжению, что, в свою очередь, может стать причиной более серьезных психических проблем.
Лучший возраст
Использовать методику раннего развития можно начиная с 3,5–4 лет. Главное – чтобы малыш не уставал и проявлял живой интерес к образовательному процессу. Недопустимо проводить уроки в те дни, когда кроха плохо себя чувствует, приболел или просто не хочет заниматься.
Использовать кубики можно и для малышей от года, однако следует понимать, что в столь раннем возрасте они представляют собой скорее игрушку, чем дидактическое пособие. Но свое дело сделают – ребенок в дальнейшем освоит чтение гораздо быстрее и продуктивнее.
Кубики
Наиболее известным результатом трудов Зайцева считаются кубики. На их гранях написаны различные склады, в том числе состоящие из одной гласной буквы. Составляя их вместе, кроха может составлять слова, а затем и предложения. Интересно, что сами кубики отличаются друг от друга цветом, размером, даже звуком, вот почему ребенок очень просто узнает, чем глухой отличается от звонкого.
Состав набора весьма интересен. Кубиков всего 52, на их гранях написаны повторяющиеся склады, используемые маленькими детьми (например, МА и МА, ПА и ПА). Различаются они по нескольким признакам:
- По размеру. На малых написаны мягкие склады (вроде МЯ), на крупных – твердые (МА).
- По цвету и материалу (железные содержат звонкие варианты, деревянные – глухие. На золотых гранях нанесены гласные. Железно-золотые содержат Ь, железно-деревянные – Ъ).
В чем же особенность этого пособия?
- Сам создатель исходил из того, что ведущим видом деятельности для малышей является игра. Поэтому обучение чтению лучше проводить именно в такой легкой и доступной форме.
- Ребенок будет постигать важнейшие знания, получая от этого удовольствие.
- Подача материала в необычной форме не утомит кроху, а вызовет у него неподдельный интерес и желание учиться дальше.
- Заниматься можно как дома, так и в детском саду, как с одним ребенком, так и с несколькими.
Принципы, на которых построена методика Зайцева
Н. Зайцев, можно сказать, “вдохнул жизнь” в сухой процесс обучения. До этого момента существовала только традиционная педагогика, которая не предусматривала персональный подход к каждому ребёнку. Новый метод выделялся принципиально.
Во-первых, для того, чтобы занятия проходили продуктивно для ребёнка, необходимо задействовать все формы его восприятия: мышление, слух и зрительную память. Уроки должны затягивать ребёнка и не утомлять – этот принцип делает большой вклад в освоение методики.
Во-вторых, весь материал должен быть собран в одном месте и использоваться по принципу «от общего – к частному, от частного – к общему». Иначе ребёнку будет сложно ориентироваться в потоке информации и создавать логические связи между ними.
Кратко можно выделить следующие принципы подхода:
- Обучение по принципу от общего – к частному, от частного – к общему;
- Работа с цепочкой: образное восприятие – действенное восприятие – словесно-логическое восприятие;
- Складовой (склад — слияние гласной и согласной) принцип обучения;
- Обучение должно быть наглядным и задействовать все формы восприятия;
- При подаче материала должна быть выстроена система, он не может подаваться хаотично;
- Учебные действия подчинены определённому алгоритму;
- Необходимо учитывать физиологические особенности детей;
Обучение всегда подконтрольно педагогу, на котором лежит обязанность следить за состоянием и успехами детей. Кубики Зайцева – это, в первую очередь, наглядность. Они различаются по форме, цвету, звучанию, размеру и объему, поэтому разница между видами звуков ощущается ребёнком сразу.
Если в школе детям дают информацию дозированно и стараются наращивать степень сложности постепенно (например, по цепочке буква-слог-слово), то здесь ребёнок сразу получает доступ ко всем складам. Однако от этого обучение не становится трудоёмким и не приносит дискомфорт.
Во многом это благодаря тому, что для запоминания используются многократное повторение и складовые припевки. Ребёнок постоянно находится в движении, материал усваивается в игровой форме, а зазубривание информации всячески избегается – в этих нюансах и кроется успех методики.
Пособия по математике
Математика «по Зайцеву» полностью соответствует принципам раннего развития и основана на приоритете устного счета. Это позволяет даже трехлеткам «не топтаться» на «десятке». Ведь по словам Николая Зайцева любопытным малышам и «тысячи мало». «Математический комплекс» представлен рядом продуманных и тщательно составленных пособий. Для 3-4-х летних малышей можно посоветовать пособия «Мне в сотне тесно», «Тысяча. И еще…», «Пять в кубе». С их помощью дети сразу знакомятся с первой сотней, начинают считать до ста и обратно, легко определяют какое число больше, какое меньше, сколько в нем единиц и десятков, чётное оно или нечётное. К пяти годам они уже решают задачи и примеры на сложение и вычитание, знакомы с умножением и делением, таблицей умножения, знают названия геометрических фигур. Таблиц, кубиков и карточек из комплектов «Тысяча плюс» и «Миллион плюс» достаточно, чтобы к 7-8 годам освоить программу начальной школы. Для детей 2-х лет кубики любимая игрушка. В этом возрасте малыши с интересом знакомятся с цифрами. С детьми 4-5 лет из кубиков можно составлять многозначные цифры, примеры на сложение и вычитание. В школе с помощью кубиков можно изучать деление, умножение столбиком и даже составлять уравнения. С лентой «Часики» малыши учатся определять время, закомятся с дробями, с понятиями «угол» и «градус». Пособие для юных математиков «Пифагор» помогает освоить сложение и вычитание, умножение и деление, счёт в уме, таблицу умножения, десятичные и простые дроби. Карточки из комплекта можно использовать в многочисленных математических играх. Например, в игре «Магазин» они могут служить «деньгами».
У маленьких детей пространственное и абстрактное мышление развито еще очень слабо. Поэтому при знакомстве с геометрическими фигурами полезно иметь под рукой наглядный материал, который сможет сделать эти фигуры реальными и осязаемыми. Играя с комплектом «Орнамент» ребенок познакомится с геометрическими фигурами, сможет собирать ритмические цепочки, гирлянды, орнаменты, тренировать руку обводя и закрашивая фигуры. А если поставить фигуры на ребро, то можно получить пространственный конструктор, с помощью которого можно собирать различные сооружения. Отчасти, это пособие построено на принципах методики М. Монетссори, т.к. одна часть фигур — это рамки, вторая — вкладыши. Это пособие развивает у детей художественное чутье и воображение.
Упражнения и игры комплекта «Платоновы тела» служат развитию математических представлений и пространственного видения. Это пособие может стать отличным подспорьем на уроках геометрии, познакомить учеников с основными геометрическими понятиями: грани и вершины многогранников, плоские углы, площадь поверхности, объем тела и т.п. А с помощью удобных счетных палочек Зайцева даже годовалые малыши смогут собирать простые фигуры на плоскости. С поддержкой родителей они увидят, что палочки можно выложить в линию, «змейкой», сделать из них звездочки, треугольники, крестики… Со временем дети сами смогут придумывать новые фигуры и игры.
Что входит в набор Зайцева по чтению
Обучающий комплект включает в себя 12 типов кубиков и настенные таблицы со складами. Чтобы читать слоги вне дома, можно дополнительно распечатывать небольшие карточки формата А4.
Основная часть времени по изготовлению комплекта для занятий уйдет на кубики. Помните, что они отличаются по весу, размеру, цвету и наполнителю.
Всего нужно сделать 52 штуки:
- Большие золотые. Это гласные А-О-У-Ы-Э. Буквы пишутся красным, основа желтая.
- Маленькие золотые. Это гласные Е-Ё-Ю-Я-И. Склады коричневые, основа желтая.
-
Большие желто-оранжевого цвета (железно-золотые). Склады с двумя буквами: согласные Б, В, М, Г, Д, З, Л, Н, Р + гласные А, О, У, Э, Ы. Например, МА, БА, ВА, ГА, ДА и так далее. Буквы пишите сине-голубым.
Склады с согласными Б, В, М + гласные изготовьте в двух экземплярах. Дополнительно сделайте кубик для каждой согласной без пары гласной: Б, В, М, Г, З, Л, Н, Р.
- Маленькие желто-оранжевого цвета (железно-золотые). Это сочетание согласных Б, В, М, Г, Д, З, Н, Р, Л с мягким знаком Ь и гласными Е-Ё-Ю-Я-И. Например, БЬ-БЕ-БЁ-БЮ-БЯ-БИ и так далее. Склады с мягким знаком пишите сине-зеленым цветом, остальные — сине-голубым.
- Двойные большие железно-золотые. Склады Ж, Ж+Ь, А, О, Ё, Е, И, У. Буквы пишите сине-голубым.
- Маленький железный (стального оттенка). Это буква Й. Пишите ее синим цветом. Это самый тяжелый куб.
- Большие деревянно-золотые. По две штуки: П, К+О-А-Э-Ы-У, два экземпляра К, П без гласных. По одной штуке: склады Ф, Т, С, Х + гласные О-А-Э-Ы-У, и по одному экземпляру согласных Ф, Т, С, Х без гласных. Для П, К, Ф, Т, С, Х нужен синий цвет, для других — сине-голубой.
- Большие двойные деревянно-золотые. Это склады Ш, Ц + Ь, А, О, У, Ё, Е, И. Для сочетания согласного и гласной используйте сине-голубой цвет шрифта, для ШЬ — сине-зеленый. Не забудьте сделать кубики отдельно для Ш и Ц без гласной, цвет синий.
- Маленькие деревянно-золотые. По два экземпляра складов П, К, Ф, Т + Ь, Я, Ё, Ю, И, Е. По одному С, Х+Ь, Я, Ю, И, Е, Ё. Склады Ь + согласный пишите сине-зеленым шрифтом, остальные — сине-голубым.
- Двойные маленькие деревянно-золотые. Это согласные Ч, Щ отдельно и в паре с буквами Ь, О, А, Е, Ё, У, И. ЧЬ, ЩЬ пишите сине-зеленым шрифтом, Ч, Щ — синим, остальные — сине-голубым.
- Большой деревянно-железный. Это склады с Ъ + согласные В, Б, Д, З, С, Т. Цвет шрифта — сине-зеленый.
- Маленький белый. Пунктуационные знаки: запятая, точка, вопросительный, восклицательный, дефис, ударение.
Кубики Зайцева и аналогичные методики
Выбирая оптимальную методику обучения, планируя занятия с детьми, педагог должен помнить, что от его действий зависит, будет ли привита любовь к чтению и грамоте, к родному языку.
Существует множество методик обучения чтению, все они вполне доступны в информационном пространстве. Рассмотрим некоторые аналоги и сравним их с педагогической разработкой Н.А. Зайцева.
Методика Марии Монтессори заключается в том, что ребенок сначала знакомится с прописными буквами, сделанными из картона, карточками, табличками, рамками, ощупывает их, учится обводить, раскрашивать, прописывать, а потом постепенно учится по ним читать. При этом совсем не используется букварь. Практикующие педагоги отмечают, что подобные занятия возможны в детском учреждении, но затруднительны в домашних условиях, так как придется подготовить большой объем пособий и комплектующих материалов. По сравнению с этой методикой кубики Зайцева проще и доступнее.
Методика обучения чтению Сергея Полякова состоит из 70 уроков, весь процесс разбит на 7 этапов. Сначала дети изучают буквы и склады, затем простые слова, сложные слова, предложения, пересказы. Эта разработка редко практикуется в детских садах, не так понятна дошкольникам, как кубики Зайцева, и подразумевает неукоснительную систематичность уроков. Однако, у неё много сторонников, ее часто используют в центрах детского развития.
Методика обучения чтению российского педагога Е.В. Чаплыгина представляет собой упрощенный вариант кубиков Зайцева. В комплекте 10 обычных деревянных кубиков с буквами и 10 поворачиваемых на платформе кубиков. Гласные – красные, согласные – черные. Этот вариант больше подходит для домашнего обучения, чем для детсадовского.
Методика американского врача Гленна Домана заключается в многократном показывании ребенку карточек с написанными словами и произнесении этих слов. Здесь не надо учить буквы, звуки, а достаточно расширять словарный запас. Впоследствии ребенку будет сложно учить в школе состав слов, правила русского языка. Педагогами замечено, что составляя слова из складов по методу Н.А. Зайцева, ребенок также может иметь сложности с фонетическим разбором слов в школе.
Как видно из приведенных выше методических разработок обучения чтению, у каждой есть свои плюсы и минусы по сравнению с кубиками Зайцева. Одна требует тщательной подготовки дорогостоящих материалов, другая подходит только для индивидуального обучения. В любом случае, практикующий педагог всегда оставляет выбор за собой, может использовать элементы разных педагогических разработок, дополнять творческим подходом, разрабатывать игры с учетом интересов детей. Методика обучения чтению Н.А. Зайцева по кубикам остается при этом одной из самых простых и понятных, а самое главное – она интересна детям.
Основные принципы методики Зайцева
Когда вы стали задумываться о том, что ребенка уже пора учить читать, какой способ обучения первым пришел вам в голову? Скорее всего, тот, по которому вас учили читать в детстве! Сначала по азбуке заучиваем все буквы, затем учимся сливать их воедино, испытывая массу трудностей, ну а потом переходим к чтению предложений вроде «Мама мыла раму». Николай Зайцев данный подход не поддерживает и вот по каким причинам:
1. Когда ребенок заучивает буквы по азбуке, в его сознании образ буквы слишком крепко привязывается к картинке, которая была расположена в азбуке рядом с этой буквой. В результате такие образы мешают ребенку объединять буквы в слова и простое слово «ЯМА» превращается в «Яблоко, Мяч, Арбуз». Еще хуже, если родители учат малыша не тому, как звучат буквы, а как они называются (т. е. не «Л», а «Эль» и т.д.). Потом ребенок совершенно не понимает, почему «Сэ-у-мэ-кэ-а» вдруг должно превратиться в «Сумка».
2. Обучение чтению по слогам, по мнению Зайцева, тоже не самый удобный способ, так как русские слоги слишком разнообразны по количеству и комбинациям звуков. Они могут включать несколько подряд идущих согласных (например, СТРУЯ) и прочие неудобные для начинающего читателя формы (например, ХОЛСТ, ГОРСТЬ – да, да, это все один слог).
Именно поэтому в основе методики Зайцева лежит обучение ребенка чтению не по буквам, и не по слогам, а по складам. Николай Зайцев определяет склад как минимально-произносимую единицу, которую ребенку легче всего воспринять. Именно склад, а не букву и не слог, малышу легче всего сказать и прочитать. Склад – это первое, что начинает произносить малыш, когда начинает говорить – МА (мама), КО (кошка). И именно склады наборматывает себе ребенок, когда учится писать – КО-Л-БА-СА.
Таким образом, склад никогда не состоит больше, чем из двух букв, и этим он выгодно отличается от слога, который может состоять и из 4, и из 5 букв.
Однако складовый подход – это не единственное новшество Зайцева. Он предложил отодвинуть в сторону скучные буквари и поиграть со складами! Зайцев написал все склады на кубиках и предложил с ними массу игр и попевок. Таким образом, занимаясь по методике, мы просто играем и вовремя игры многократно показываем и озвучиваем ребенку склады. Так, играючи, малыш незаметно для себя учится узнавать склады, а затем и самостоятельно их читать. Стоит отметить, что в методике Зайцева буквы целенаправленно не изучаются, они выучиваются сами благодаря множеству игр со складами.
В чём суть занятий по кубикам Зайцева?
Обучаясь по кубикам Зайцева, дети быстрее понимают принцип чтения
Буквы или сочетания букв, знакомые слуху ребёнка по его же собственному лепету, педагог-новатор из Петербурга Николай Зайцев назвал складами. Эти звуковые единицы он поместил на грани кубиков. В результате чего получился 51 кубик с буквами и 1 со знаками препинания. Кроме кубиков, для занятий по методике Зайцева необходимы таблицы, на которых обозначены цепочки слов. По этим таблицам ребёнок учится превращать склады в слова. Таким образом, эта методика обучения чтению является гораздо более эффективной и понятной ребёнку, нежели традиционное звукобуквенное чтение по слогам. К тому же, обучать ребёнка по кубикам Зайцева можно уже с 2-3 лет. Подробнее об особенностях работы с кубиками читайте в статье «Кубики Зайцева: методика обучения, отзывы родителей».
Ламинация- способ увеличить долговечность кубиков
В принципе, на этом можно считать процесс создания кубиков завершенным. Однако, как показывает опыт, бумага довольно быстро утратит привлекательный внешний облик — краска сотрется и поблекнет. И тогдапридется начинать клеить следующий набор. А это занятие достаточно кропотливое и небыстрое.
Поэтому становится актуальным вопрос о том, как сделать кубики Зайцева более долговечными. Для этих целей рекомендуется ламинировать изделия специальной клейкой пленкой. Впрочем, подойдет и обычный широкий скотч. От глянцевых материалов следует отказаться — на кубиках могут появиться блики, которые будут мешать ребенку заниматься. Отдайте предпочтение пленке или скотчу с матовой поверхностью.
Такое покрытие надежно защитит ваши кубики от пыли и грязи, обеспечит сохранность контуров изображенных слогов и увеличить стойкость к любым механическим воздействиям.
Гномик.ру рекомендует Rmh24.ruПредлагаем ремонт холодильников с выездом
Ремонтируем холодильники всех марок. Бесплатный выезд мастера и диагностика! Используйте промокод: Гномик.ру и получите гарантированную скидку 10%
Работаем по Москве и области.
Звоните: +7 (495) 222-13-94
Основные принципы и суть методики
Методика обучения по кубикам Зайцева построена на чтении по складам.
Николай Александрович Зайцев считает, что читать по слогам детям гораздо сложнее. Понять его точку зрения просто, попробуйте по слогам сложить слово ВСТРЕ-ПЕ-НУЛ-СЯ. Для ученика первого–второго класса это непосильная задача, слишком много согласных. А по складам они состоят из любого количества букв, прочесть просто: ВС-Т-РЕ-ПЕ-НУЛ-СЯ.
Азбуку и букварь автор не использует, о буквах и звуках отдельно не говорит. Теория не нужна детям, так считает Зайцев. Нужно формировать образ через наглядные примеры, использовать конкретно-наглядное мышление.
Малыши сами разберутся с мягкостью, звонкостью, глухостью складов. Кубики наполнены деревяшками, железками, они разные по размеру и цвету. Дети ощупывают их, оценивают параметры, звук. В комплект входят такие кубики:
-
Большие с твердыми складами, маленькие — с мягкими.
- Двойные — сочетания согласной и гласной.
- Белый — для знаков препинания.
Наполнители нужны для обозначения звука:
- Железные — звонкие согласные.
- Золотые — гласные.
- Деревянные — глухие согласные.
- Железо и дерево — сочетания с твердым знаком.
- Дерево и золото — сочетания с мягким знаком.
Склады написаны разными цветами: голубой — для гласных, синий — для согласных, зеленый — для твердого и мягкого знака.
У дошкольников формируется четкий образ склада на основе ощущений, без опоры на конкретную букву русского алфавита. Потом нужно переходить к работе с наглядно-действенным мышлением: ребенок видит склады, слышит их звучание и действует по примеру. Словесно-логическое мышление формируется при написании слов указкой, при беглом чтении по складам.
Таким образом, в основу своего рабочего метода Николай Зайцев положил следующие принципы:
- Ребенок говорит складами, слышит их, значит, должен читать по примеру устной речи.
- Для обучения используются все органы чувств: зрение, тактильные ощущения, слух. Ребенок трогает кубики, слышит звучание их наполнителей, видит написанные склады, учит попевки.
- Сначала пишем, потом читаем. Домашние тетради с прописями не развивают навыки скорочтения, это механическая работа. Ребенок по Зайцеву учится пальцами узнавать слово, показывая его части (склады) на таблице или кубиках.
- Формируем беглое чтение. Это гарантирует любовь к книге, письмо без грамматических ошибок, орфографических недочетов.
-
Монотонный урок необходимо исключить.
Все занятия ведутся в игровой форме. Нет плана урока, ребенок сам регулирует нагрузку и вид игры. Используйте готовые занятия, придумывайте свои варианты.
Посмотрите небольшое видео о том, в чем заключается методика Зайцева и как по ней обучать ребенка.
Недостатки
Родителям следует познакомиться и с минусами методики.
- Когда ребенок читает слог или склад, он не понимает полностью всего процесса образования отдельного звука. Поэтому может начать пропускать окончания при чтении и даже в устной речи.
- В школе придется переучиваться. Педагоги, конечно, поразятся умениям крохи, но будут рассказывать ему про слоги, как того требует классическая программа. Кроме того, проблема возникнет и при выполнении заданий типа «раздели слово на слоги». Ребенок привык к складам, поэтому новые языковые единицы для него могут стать камнем преткновения.
- Методика во многом основана на использовании ассоциаций (цвета, звуки), поэтому в школе, где таких подсказок нет, крохе придется довольно трудно.
- Многие малыши начинают путать сходные слоги типа ВЭ и ВЕ. Особенно проблема заметна в письменной речи.
- Полностью отсутствует развитие творческих способностей крохи.
- Внушительная стоимость. Не каждому родителю по карману заветный набор.
Современные педагоги рекомендуют обратить внимание на чтение складов по Зайцеву тем детям, у которых больше развито правое полушарие мозга, – они обладают образным мышлением. Распознать такого малыша довольно просто – он левша
Об авторе
Николай Александрович Зайцев (родился в 1939 г.) долгие годы работал воспитателем и учителем литературы, русского и английского языка. Имеет педагогическое образование. И работая долгие годы с детьми начинал практиковать раннее развитие. Это пришлось на начало 20 века.
Работал с разными детками: и в колонии для несовершеннолетних, и в детских домах, и в интернатах для умственно отсталых детишек, и в обычных школах.
По мере накапливания своего педагогического опыта Зайцев делает для себя выбор, что ему интересно заниматься именно с детьми дошкольного возраста и речь заходит о зарождении новой школы раннего развития.
В 70-е годы прошлого столетия мало кто практиковал такого плана развитие, так как советское образование не принимало никаких новшеств подобного плана. Не было интернета, да и не в каждой деревеньке были библиотеки.
Информация застаивалась и не спешила разноситься. Прошло немало лет, пока к этой системе вновь вернулись и стали ее применять.
В 1989 г. было создано общество «Мазай», которое использовало программы развития Зайцева и он ведущий специалист. Здесь и берет начало активное распространение метода и начинается производство кубиков.
В 1992 г. автор немного модернизирует свою методику и значительно упрощает ее для доступности занятий в домашних условиях.
В наши дни система применяется довольно успешно и может быть многим знакома, используются в школах и детских садах.
Общество «Мазай» переименовано в ООО «Методики Зайцева» издает различные пособия и авторские разработки, такие как:
- Кубики Зайцева. Для занятий в домашних условиях можно изготовить их самостоятельно (скачать шаблоны).
- «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию». Отличный набор с карточками для занятий, который позволит вашему ребенку расширить словарный запас и знаний, научиться читать целыми словами и это просто увлекательная игра.
- «Тысяча +» (скачать) — обучение математике.
- «Кто вокруг меня живет, что вокруг меня растет». Учебное пособие с карточками для детей, которые учатся читать.
- «Песенки и потешки». Это реставрация русских народных и всеми любимых коротеньких стишков, которые были собраны из разных книг. К данной книге так же прилагается диск с песенками.
- «Чистоговорки и скороговорки». Учимся правильно говорить.
- Еще многочисленные игры и головоломки, мозаики и настольные игры.
А так же является автором многих обучающих книг, например:
- Зайцев Н. А., Струве Г. А. «Читай и пой» — веселые и неприхотливые песенки-потешки для занятий.
- Зайцев Н.А. «Письмо. Чтение. Счет» (скачать книгу)
- Так же рекомендую к прочтению еще вот такую книгу — Афанасова Е.Г. «Игротека письма и чтения Н.А.Зайцева», здесь популярно описаны методы игр и занятий. (скачать книгу)
Да, чуть не забыла, не лишним будет и то, что вы будете напевать склады на занятиях с ребенком, так ребенок легче воспринимает информацию и быстрее запоминает. А помогут вам в этом песенки-подпевки самого автора. (скачать)
При помощи методик Зайцева можно обучать детей чтению, письму, рисованию, математике и грамматике, географии, ботанике, зоологии, экологии, иностранным языкам и другим наукам. Под каждый предмет разработаны свои обучающие материалы и дидактические пособия.
Не смотря на успешную популярность, методика Зайцева так и не признана официально.
В чем суть метода Зайцева?
Основополагающий принцип всех методик Н.А. Зайцева заключается в том, чтобы давать ребенку сразу весь объем, который ему предстоит освоить.
Весь материал Зайцев помещает в таблицы и рекомендует размещать их на стене. Суть математики по Зайцеву состоит в том, что ребёнку предлагают увидеть сразу все числа от 0 до 99, то есть всю сотню сразу. Причём всё это представлено в виде стройной системы. Ребёнок видит, сколько десятков и единиц составляет каждое число, начинает предметно ощущать количество.
«Сорок семь» — слышим звуки; видим, сколько предметов представлено (кружочков); как они скомпонованы; как это число выражается цифрами, четвёрку легко соотносим с числом десятков, семёрку — с числом единиц.
Так играем или учим?
Конечно же, играем! В дошкольном возрасте любой другой путь ведет в тупик. Физиологи и офтальмологи отмечают, что методики Зайцева безупречны с точки зрения охраны здоровья ребенка. Стандартный урок Зайцева продолжается 10-15 минут в игре.
В процессе обучения дети не находятся в постоянном статичном состоянии за столами, а перемещаются по комнате, это не позволяет им утомляться. Можно ходить, стоять, лежать на ковре. Не портится осанка и зрение.
Методическая система Зайцева, будучи глубоко природосообразной, является основой формирования благоприятной среды развития и образования детей.
Преимущества и недостатки изучения методик Зайцева
Из всех существующих методик Зайцева особо жаркие споры вызывает пособие по обучению чтению. Связано это с тем, что, как правило, с занятием по кубикам Зайцева начинается методика обучения малыша. Но попробуем выделить достоинства, которые касаются всех пособий:
- дети быстро осваивают методики;
- систематическая работа способствует улучшению памяти, логического мышления, расширению словарного запаса;
- малыш начинает «чище» говорить;
- тренируется острота зрения, так как ребёнку нужно следить за указкой взрослого при работе с таблицами;
- в предложенных играх ребята ещё и двигаются, что улучшает их физическое здоровье;
- малыш учится работать самостоятельно;
- для применения методик нет возрастных ограничений (лишь бы карапуз уже умел говорить);
- доступность применения в домашних условиях.
Что касается методических недостатков пособий, то к ним можно отнести следующее:
- несоответствие существующей школьной программе (в том числе это касается принципа чтения, цветов, обозначающих гласные-согласные, глухие-звонкие);
- высокая цена;
- громоздкость (пособия нужно собрать, прежде чем использовать);
- необходимость терпеливого повторения и заучивания, что подходит по темпераменту далеко не всем взрослым.
Кто может обучать системе Николая Зайцева?
Очень важно то, что грамотно составленные методические рекомендации позволяют проводить занятия не только профессионалам со специальным образованием, но и «простым смертным», то есть мамам и папам, неравнодушным к образованию своих детей. Авторские приёмы обучения вполне разнообразны, но существует ряд работ методистов-практиков, которые предлагают свои интерпретации упражнений
Более подробно они представлены здесь http://www.metodikinz.ru/must/.
Условия для занятий дома
Чтобы работа по методикам Зайцева была успешной, уроки должны проводиться в определённых условиях. Прежде всего, нужно соблюдать принцип наглядности: таблицы с буквами, цифрами, складами должны быть развешаны по всему дому, чтобы у малыша возникал «эффект присутствия», где бы он ни находился. Один существенный нюанс: если ваш карапуз невысокого роста, то таблицы имеет смысл развешивать по углам комнат, сложив их вдвое, чтобы маленькому ученику было удобно дотягиваться до нужного склада или цифры.
Применение методики в действии
Понять суть метода Зайцева и технику обучения чтению проще всего на практике. Пошагово выстраивайте систему занятий с ребенком, воспользуйтесь инструкцией и руководством к программе.
1. Приготовьте наглядный материал
На склеивание кубиков из картона и наполнение уйдет пара часов. Необходимый материал входит в комплект. Заранее подумайте, какое количество кубиков потребуется для сложения длинных слов.
Советуем сделать ксерокопии заготовок со складами, чтобы добавить элементы в набор. Эта рекомендация касается всех гласных и складов с согласными С, П, М.
3. Склейте и укрепите кубики
Картонные кубики из заготовок скрепляйте клеем «Момент» или ПВА. Можно поместить внутрь еще один каркас из плотной бумаги или пластиковый куб, чтобы игрушка была крепче. Сушите не меньше 2—4 часов, стяните их банковской резинкой, так игрушка не разъедется. Потом обклейте сверху скотчем или заранее ламинируйте заготовки из картона.
4. Подготовьте таблицы
Обрежьте по линиям, совместите края и склейте скотчем. Если части плаката не скрепить, они будут разъезжаться. Повесьте их на стену так, чтобы двухлетний ребенок мог дотянуться до самого верхнего склада пальчиком. Когда рост дошкольника позволит, поднимите плакаты выше. Если есть возможность, поместите большую таблицу в углу, чтобы ее края расходились по двум стенам. Так ребенок легко достанет до любого элемента вытянутой рукой.
5. Покажите малышу кубики
Отдайте весь набор сразу. Пусть берет и играет теми, которые приглянутся в первую очередь. На изучение игрушек потратьте 2–4 дня. Играйте.
6. Учите попевки
Включайте диск из комплекта, пойте склады. Привязывайте пение к разглядыванию кубиков. Читать буквы и заучивать склады нельзя, нужно просто петь.
7. Дайте кубикам имена
Ориентируйтесь на наполнители внутри пластмассовой или картонной игрушки, размер кубика. Говорите так, дай мне большой кубик — это будет папа, деревянный, золотой, железный, маленький.
Двойные кубики можно назвать бабушкой и дедушкой.
8. Пропевайте склады одновременно с приседанием, подъемом на цыпочки
Это нужно для ориентации в размерах куба. Когда поете склады больших игрушек, поднимайтесь на цыпочки, маленьких — приседайте.
10. Учите писать
Именно писать указкой или пальчиком в таблице складов, а не читать. Упражнение можно пробовать выполнить, когда ребенок узнает склады для своего имени. Просите его показать их поочередно на плакате. НАС-ТЯ, АН-ТОН. Потом пишите знакомые слова и имена родственников.
11. Расширяйте словарный запас, навык чтения через игру
Это сделать очень легко с помощью кубиков. Придумайте любую историю о путешествии малыша, например на каникулах.
Соберите слова: БАБУШКА, ДЕДУШКА, ДЯДЯ КОЛЯ, МАМА, ПАПА на кубиках. Разложите их в разных концах комнаты. Проговаривайте историю, а ребенок будет бежать к тому родственнику, которого вы назвали. Подвижная игровая форма обучения очень нравится малышам. Так можно обыгрывать любой сюжет.
12. Играйте каждый день
Неважно, сколько времени успеете уделить кубикам, таблицам, 5–10 или 40 минут. Главное — играть каждый день, постоянно заинтересовывать ребенка, придумывать новые виды развлечений
Посмотрите это видео, в котором подробно рассказывается, как правильно обучать детей чтению с помощью кубиков Зайцева.