Ответственность за кражу ребенком в магазине
Содержание:
- Почему ребенок 10 лет врет
- Как предотвратить воровство денег подростка у родителей: советы психолога
- Плохая компания
- Почему дети воруют?
- Обеспечить занятость
- Почему ребенок ворует?
- Как отучить ребёнка красть: советы психолога
- Карманные деньги и возможность зарабатывать
- Не наказывайте вора
- «Четыре возраста» детского воровства
- Спросите подростка, почему он решился на воровство
- ПОЧЕМУ ДЕТИ ВОРУЮТ
- Почему ребенок начинает воровать?
- Как отучить ребенка воровать: советы психолога
- Что сделать, чтобы подросток перестал воровать?
- Четыре шага к прекращению воровства
Почему ребенок 10 лет врет
Часто детская ложь указывает на глубокие психологические проблемы. Прежде всего, дети врут из-за страхов быть наказанными, особенно если родители применяют жесткую систему воспитания. Отсрочить наказание или избежать его дети пытаются за счет лжи. Также дети за счет лжи пытаются повысить свою самооценку, выставляя себя героем в глазах других. Ложь может быть способом протеста против действий родителей, попытки установления личностных границ или постоянное вранье указывает на проблемы в семье. Особенно плохо, если вранье сочетается еще и с попытками воровства – это крик о помощи ребенка.
Как предотвратить воровство денег подростка у родителей: советы психолога
Любую проблему легче предотвратить, чем потом решать
На какие моменты стоит обратить внимание, чтобы в последующем не плакать горькими слезами? Психологи советуют:
- строить общение на доверии и воспитывать на личных примерах, делиться собственным опытом;
- постараться определить склонности малыша и подобрать ему хобби, которое увлечет и займет значительную часть времени;
- доверять ему домашние дела и определить круг ежедневных обязанностей: например, поливать цветы, ухаживать за домашними питомцами, ходить за продуктами;
- научить уважительно относится к окружающим и их чувствам, чтобы маленький человек понимал, что неосторожным поступком способен причинить боль другому;
- чадо должно понимать, что в семье у каждого есть личные и любимые вещи и четко отличать «мое-чужое»;
- продумать место, где будут храниться деньги, чтобы они не лежали на видном месте, провоцируя кражу;
- при желании ребенка купить ему вещь, которая действительно является необходимой и давать средства на небольшие расходы, чтобы определять ценность своих покупок.
Предложенные меры не всегда предотвращают кражи, но значительно снижают риск их возникновения. Если же проблема воровства «не обошла стороной» семью и ребенок начал воровать у домашних и посторонних людей, у сверстников, в магазинах, то нужна помощь специалиста, иначе последствия могут оказаться крайне печальными.
Психологи советуют, что если подросток ворует и врет, то необходимо найти контакт со своим ребенком, что является сложным моментом, выяснить исходный момент, чего не хватает подростку и что спровоцировало ступить «на скользкий путь».
Если подросшее дитя раскаивается, то родители найдут варианты и решить вопрос с минимальными потерями. Не нужно упрекать и наказывать, нужно отработать «пути отступления». Например, вернуть украденное или частично возместить нанесенный ущерб. Если стыдно, то достаточно положить сворованную вещь на место, где ее найдет хозяин.
Но игнорировать кражу, даже совершенную единожды, нельзя. Возможно, этот поступок не повторится, но чаще ситуация безнаказанности приводит к систематическому воровству. Ее сложно предугадать и остановить, трудно бороться, но изменить положение можно. Главное, найти подход к своему ребенку.
Плохая компания
Многие подростки начинают воровать и совершать другие подобные проступки в компании друзей, без которых они даже не подумали бы о таких действиях. Если ваш ребенок ворует в присутствии друзей, вам стоит обсудить с ним эту проблему. Вы можете подумать о том, чтобы запретить вашему ребенку водиться с этими друзьями, но нужно оставаться реалистами – подобная стратегия обычно действует противоположным образом и делает этих друзей еще более привлекательными для подростка. Вместо этого вам стоит вместе с ребенком поработать над умением отказываться. Научите его говорить: «Вы можете делать то, что вам захочется, но я больше не хочу неприятностей, поэтому я подожду снаружи».
Почему дети воруют?
Зачем дети воруют? Основные причины детского воровства:
Импульсивное стремление заполучить желаемое во что бы то ни стало. Особенно это касается детей младше семи-восьми лет, которым не всегда удается всецело контролировать собственные импульсивные желания. Ребенок увидел привлекательный предмет и взял его, практически не задумываясь о последствиях
Даже если определенные моральные установки у него есть, желание обладать предметом оказывается более сильным, чем страх перед наказанием.
Желание привлечь к себе внимание окружающих при помощи красивой игрушки
Дети довольно быстро замечают, что ребенок с интересной и красочной игрушкой или с вкусной едой моментально привлекает к себе внимание сверстников: все хотят подружиться с ним, пообщаться, потому что появляется возможность получить сладость или поиграть с чудесной игрушкой
Многие дети начинают в этом видеть причинно-следственную связь: если у меня есть интересный предмет, меня будут любить, я получу друзей.
Родителям и воспитателям важно дать детям другую установку: настоящая крепкая дружба строится иначе, и личностные качества в ней куда важнее, чем игрушки.
Кража ради развлечения, всплеска адреналина. Это в большей степени касается подростков
В подростковом периоде человек активно ищет себя и может делать неправильные моральные выводы. Если подросток свяжется не с той компанией, он может попытаться украсть что-либо. Чаще всего , из-за желания заработать, а иногда , просто для того, чтобы почувствовать азарт, доказать собственную крутость себе и друзьям.
Месть. Ребенок может попытаться отомстить взрослому или другому ребенку, который его обидел, при помощи кражи дорогого предмета. Причем сам предмет его часто не интересует. Дети, крадущие из мести, могут попытаться повредить украденный предмет, чтобы отомстить сильнее (порвать купюры, выпачкать игрушку).
Пробелы в воспитании ребенка. Каждый родитель должен позаботиться о том, чтобы его ребенок получил необходимые моральные установки. Следует объяснить детям разницу между «,своим», и «,чужим», еще в первые годы жизни и в дальнейшем совершенствовать эти установки. Причем пробелы в воспитании могут возникать у детей из семей разного уровня. В группе риска дети из крайне неблагополучных семей, в которых родители не уделяют никакого внимания воспитанию.
В крайне редких случаях ребенок ворует потому, что его об этом попросил важный взрослый, например кто-то из родителей, или в тех случаях, когда взрослый четко ему сказал, что воровать , хорошо, полезно. Это касается небольшого процента маргинальных семей.
Фактором, увеличивающим вероятность, что ребенок захочет украсть, являются финансовые проблемы в семье. Однако даже ребенок из крайне нуждающейся семьи вряд ли совершит кражу, если его родители дали ему четкие моральные установки насчет этого.
Поэтому этот фактор может ощутимо увеличивать вероятность лишь при наличии дополнительных, таких как отсутствие должного воспитания, жизнь с токсичными или маргинальными родителями, негативное влияние друзей, знакомых.
Также чаще воруют и обманывают дети, которым не хватает внимания и любви.
Обеспечить занятость
Нередко преступления совершают подростки, у которых много свободного времени. Раньше все мы были заняты целый день: школа, дополнительные занятия или тренировки, потом ещё уроки надо успеть сделать. Сейчас всё платно, у родителей не всегда есть возможность пристроить детей куда-то, но это нужно сделать. Даже если подростки не будут ходить в секции или кружки, надо обеспечить им занятость в течение дня. Это могут быть какие-то обязанности по хозяйству, помощь соседям, знакомым. Главное — не допускать безделья и приучать ребёнка к труду. Без этого трудно воспитать истинного христианина. Ведь настоящий христианин — это не тот, кто целый день лежит на диване и говорит: «Господи, помилуй и дай мне что-нибудь поесть!», — а тот, кто вкалывает целый день. К чему был призван Адам? — возделывать и хранить райский сад. Вот и наша задача сейчас возделывать то, что нас окружает.
Почему ребенок ворует?
Причин детского воровства довольно много, так как, прежде всего, эта проблема психологическая, то есть на её формирование влияет множество причин извне.
1. Украденный подарок
Одной из причин детского воровства может стать весьма безобидное желание — сделать подарок. Дети, особенно в младшем дошкольном возрасте, сильно выражают любовь к своей семье, даже несмотря на неблагополучную ситуацию в некоторых из них. Малыши часто дарят различные украденные предметы взрослым, но в силу возраста не могут осознать, что подарки должны добываться другим путем.
Если ребенок принес украденное у воспитателя колечко, то не следует мгновенно вешать на малыша ярлык преступника и представлять в ярких красках его криминальное будущее. Достаточно лишь объяснить воришке, что чужая вещь – не подарок.
2. Сильное желание
Часто случается, что после посещения детского магазина, у ребенка обнаруживается краденая игрушка. Этот пример отнюдь не единственный, так как детское «хочу» сильнее всего на свете.
Да, дети могут воровать и просто потому, что очень сильно хотят завладеть той или иной вещью. Они в таких случаях понимают, что совершают нечто противозаконное и за такой поступок не похвалят, но не могут себя сдержать.
Но что же в этом сложного? Может быть, стоит тогда развивать в своих детях силу воли? На самом деле, воровство именно по этой причине не подлежит коррекции. У людей практически до 21 года остается не сформированной система самоконтроля, то есть они физиологически не могут регулировать силу своих желаний.
3. Символ авторитета
Данная причина воровства часто встречается среди подростков 14-19 лет. Дело в том, что дети с заниженной самооценкой, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, считают, что какой-либо брендовый предмет повысит их социальной статус в компании сверстников. Брендовая одежда, техника и прочие атрибуты многим подросткам недоступны, поэтому они находят единственное решение своих психологических и материальных проблем – кража.
В этом случае, можно только скорректировать самооценку подростка, прибегнув к помощи профессионального психолога. В основном, желание самоутверждения за счет модных атрибутов проходит с возрастом.
4. Воровство «за компанию»
Кража группой детей чаще всего совершается в отношении безделушек и сладостей. Конечно, такие пакости в основном совершают мальчики, которые стараются доказать друг другу свою смелость и дерзость.
Страх наказания у ребенка в этом случае снижен, так как ругать будут не одного, а всех участников содеянного. А если он попал в компанию более старших ребят, которые являются для него авторитетом, или же родители не занимались просвещением ребенка на тему воровства, то у смельчака формируется мнение: если все так делают, значит это нормально.
5. Месть
Дети могут воровать, чтобы вызвать неприятное чувство потери у того, с кем они в конфликтных отношениях. Чаще всего предметом кражи становится очень ценная для «врага» вещь.
6. Стрессовая ситуация
Стресс считается распространенной причиной детских краж
Ребенок совершает такой поступок, бессознательно пытаясь привлечь внимание взрослых
Также, во время стресса дети не способны контролировать свои эмоции и желания, так как и без того не сформированная система самоконтроля, не может эффективно работать.
Как отучить ребёнка красть: советы психолога
В случае детского воровства для родителей главное – дать почувствовать ребёнку серьёзность совершенного поступка и убедить в том, что он по-прежнему любим и достоин прощения.
- Не оставляйте даже единичный случай воровства без внимания. Обязательно обсудите с ребёнком его поступок и найдите совместные пути решения ситуации.
- Не устраивайте ребёнку публичных «выволочек». Все разговоры – только наедине.
- Если ребёнок не пойман за руку, не спешите с обвинениями в воровстве, помните о презумпции невиновности.
- Воздержитесь от обвинений «ты – вор», «сядешь в тюрьму», «из тебя вырастет преступник». Идя по пути осуждения, родители рискуют закрепить за ребёнком репутацию вора и мошенника. Малыш, впервые попав в такую ситуацию, может озлобиться, и его кражи уже начнут носить криминальный характер. В беседе с дошкольниками лучше не употреблять слов «воровство», «ворованное», «кража». Замените на более мягкие выражения: «брать чужое», «взять вещь без спроса».
- Постарайтесь выяснить причину, почему ребёнок стал красть чужие вещи или деньги (чувство неудовлетворенности, привлечение внимания, вымогательство и др.). Тогда вам будет легче найти средство борьбы с этой проблемой.
- Если ребёнок начинает лгать и отрицать содеянное, не настаивайте. Дайте ему время поразмыслить над ситуацией.
- Если вы перепробовали все способы борьбы с детским воровством и ложью, но ничего не помогает, обратитесь за помощью к психологу.
Карманные деньги и возможность зарабатывать
У детей, особенно у подростков, должны быть карманные деньги
Им важно иметь возможность что-то купить, угостить друзей — у них так принято. Не каждый может попросить их у родителей, многим просто неловко
Отсутствие карманных денег может подтолкнуть на воровство. Как этого избежать? Либо давать ребёнку какую-то небольшую сумму, либо придумать, как он может эти деньги заработать. Во все времена желающий найти работу её находил. Моя семья жила скромно, и я пошёл подрабатывать на рынок грузчиком, чтобы иметь собственные деньги. Сейчас есть возможность зарабатывать с помощью интернета.
Найти подработку могут помочь и родители. Один мой знакомый поручил дочке за определённую плату делать в интернете рассылку объявлений о приёме на работу для большого круга лиц. Она с удовольствием этим занималась, в итоге и отцу помогала, и зарабатывала. Такая практика кажется мне очень верной: ребёнок приучается к мысли, что прежде чем что-то получить, надо потрудиться. Если же подросток получает деньги от родителей просто так, ему будет казаться, что они ничего не стоят — и такое отношение сложится не только в отношении своих денег, но и в отношении чужих.
Не наказывайте вора
Нет, это вовсе не значит, что нужно закрывать глаза на проступок! Но и физическое наказание не имеет смысла. Правило наказания просто: нельзя направлять воздействие от личности родителя к личности ребенка.
Наказывать должна сама ситуация. А объект наказания – неправильное поведение, а сам ребенок остается любимым. Второе – последовательность. Никаких двойных стандартов: папе можно, а тебе нет; вчера было можно, а сегодня нельзя; вчера наказывали, а завтра махнули рукой.
На месте преступления
Малыша можно окликнуть из другой комнаты, переключить его внимание, а затем расспросить, что он делал там, где был замечен. Если воришке от 3 до 6 лет, то диалог с ним можно вести вполне открыто, сказав: «Я видел(а), как ты сделал(а) это. Ты знаешь, мне стало очень обидно за обладателя этой вещи
Я сразу подумал(а), как сильно он(а) расстроится…»
Ты знаешь, мне стало очень обидно за обладателя этой вещи. Я сразу подумал(а), как сильно он(а) расстроится…»
От застигнутого врасплох подростка можно ожидать реакции гнева или откровенной лжи.
В обоих случаях не нужно повышать голос и использовать повелительное наклонение.
Лучше тихо полушутливо спросить: «Тебе нужна моя помощь? Я тут собиралась дать тебе несколько сотен на кино, но вижу ты справляешься сам(а). Только ты берешь не из того кошелька (кармана, сумки). Для тебя я отложил(а) деньги в копилку (шкатулку, баночку). Сколько тебе нужно?» Вопрос задается для того, чтобы втянуть ребенка в диалог.
Продолжив разговор, обязательно выясните, для чего нужна сумма. Для ряда приобретений нужно вместе запланировать бюджет и срок покупки, для других – объяснять, что такие расходы нерациональны или непозволительны для семьи сейчас. Завершить диалог обязательно нужно компромиссом, договором.
За давностью лет
Наказание неэффективно, если оно последовало не вовремя. За события давно минувших дней детей не наказывают – это совсем не улучшает положение завтра, зато вредит контакту и психологическому комфорту сегодня.
Если о факте воровства стало известно постфактум, то с ребенком можно разве что побеседовать о том, осознает ли он свою вину
Важно, чтобы в этом разговоре прозвучала фраза: «Молодец, что не побоялся рассказать об этом»
«Четыре возраста» детского воровства
-
Неосознанное (0-3 года)
Пример: маленький Ванечка видит интересную безделушку. Она ему нравится, и ребенок кладет вещь себе в карман, чтобы иметь возможность подарить ее одному из родителей на день рождения.
-
Детское (4-11 лет)
Пример: Таня приносит в школу ручку, в которой много разных цветов. Родители купили ее в подарок за прилежную учебу. У Светочки такой нет, поэтому она забирает ручку себе и сворачивает вину на третью их подружку.
-
Мелкое подростковое (12-17 лет)
Пример: «Продвинутые» подруги Даши крадут в супермаркете «Киндеры» и предлагают ей присоединиться. Ну как тут откажешься?
-
Настоящее осознанное воровство (подростки и 18+)
Примеров тут миллион, но самое главное то, что это уголовно наказуемо.
Конечно, кража в детском возрасте может показаться мелочью. Но если упустить этот момент в детстве, потом будет сложнее справиться с проблемой! Украсть – это очень личный и стыдный проступок. Но сколько человек во всем воровали! Каждый, наверное, хоть раз, да хотел бы присвоить себе что-нибудь чужое, а скорее всего даже делал это. Родители, вспомните своё детство – случалось ли такое, что Вы или кто-то из Ваших друзей воровал? Что из этого вышло? Какие чувства вы испытывали при этом? Ваш ребенок вряд ли Вам об этом расскажет, а родителям часто неудобно поднимать такую тему в разговоре с ребенком.
Спросите подростка, почему он решился на воровство
Постарайтесь разобраться, какая мотивация скрывается за поступком подростка. Возможно, дело в каких-то других проблемах или трудностях. Если вы знаете, что стало причиной такого поведения, вам проще предотвратить повторение неприятной ситуации. Подростки воруют по целому ряду причин. К примеру, дело может быть в желании вписаться в коллектив. Ребенку хочется модный смартфон или стильные кроссовки, и единственный способ получить их – украсть из магазина или взять у кого-то деньги, чтобы совершить желанную покупку
Соответствие окружающим – это важное условие при взрослении, подростки нередко ощущают давление и потребность иметь те же вещи, что и у остальных, чтобы вписаться в их круг. Еще одной причиной, толкающей на воровство, является потребность во внимании
Любое внимание от окружающих, даже откровенно негативное, может показаться лучшим выходом, чем полное его отсутствие. Подросток ворует, потому что знает: это вы точно не проигнорируете. Он пытается заставить вас заметить его
Стоит отметить и такую причину, как стеснение. Презервативы, тампоны, тест на беременность, экстренная контрацепция – подобные предметы могут вызывать такую неловкость, что подростку кажется более подходящим выбором воровство. Это единственный выход, ведь попросить у кого-то на это деньги просто недопустимо, как кажется подростку. Наконец, некоторых подростков привлекает ощущение опасности. Им нравится испытывать новые эмоции и принимать участие в рискованных действиях, они заинтересованы запретным и неправильным из чувства противоречия. В таком случае воровство может быть способом проверки границ: как далеко можно зайти безнаказанно? Если вы проигнорируете проступок подростка, проблема будет только обостряться
Он пытается заставить вас заметить его. Стоит отметить и такую причину, как стеснение. Презервативы, тампоны, тест на беременность, экстренная контрацепция – подобные предметы могут вызывать такую неловкость, что подростку кажется более подходящим выбором воровство. Это единственный выход, ведь попросить у кого-то на это деньги просто недопустимо, как кажется подростку. Наконец, некоторых подростков привлекает ощущение опасности. Им нравится испытывать новые эмоции и принимать участие в рискованных действиях, они заинтересованы запретным и неправильным из чувства противоречия. В таком случае воровство может быть способом проверки границ: как далеко можно зайти безнаказанно? Если вы проигнорируете проступок подростка, проблема будет только обостряться.
С 8 февраля возобновляется международное авиасообщение еще из 8 городов России
Как дети до 3 лет: как быстро собаки учатся понимать новые слова
С чем носить серое пальто: эффектные образы на каждый день (9 идей)
ПОЧЕМУ ДЕТИ ВОРУЮТ
Список историй можно продолжать еще очень долго, но мы остановимся. Такие разные дети, такие разные родители. Из этих примеров видно, что у этих действительно разных детей общая проблема: они воруют. Нет, еще одна: они страдают. Делают очень больно своим родителям, но и сами страдают. Правда, не всегда дети осознают глубину своих страданий, но так уж устроена психика человека вообще и детская психика в частности: изгонять из сознания то, что слишком болезненно и невыносимо.
Так что же такое детское воровство? Всегда ли это болезнь? Болезнь это лишь в том случае, если мы видим так называемую клептоманию — не поддающееся контролю систематическое воровство без материальной выгоды для себя. Это действительно психическое расстройство, и его должен лечить в первую очередь психиатр. Настоящая клептомания встречается достаточно редко.
Иногда ребенок, поддавшись искушению, крадет что-то однажды, бывает разоблачен, испытывает мощное потрясение, и этого больше никогда не повторяется. В этом нет ничего необычного. Как правило, это дети, у которых в целом хорошо сформированы нормы социального поведения, есть четкое собственное понимание того, что такое хорошо, а что такое плохо. Также эти дети имеют способность контролировать свои импульсы, т. е. сильные позывы к каким-либо действиям.
В норме все это «добро» ребенок приобретает к 3-4 годам. Нужно помнить, что чем младше ребенок, тем больше вероятность частичной утраты этих качеств в периоды сильных стрессов. И, конечно же, чем более патологична или неадекватна среда, в которой развивается ребенок, тем больше вероятность того, что эти качества либо не сформируются вовсе, либо будут неустойчивыми.
И вот здесь-то мы и получаем широкий спектр вариантов детского воровства: от более типичного, когда дети воруют очень редко, по мелочам и не в любой ситуации, до крайнего варианта, когда дети, несмотря ни на что, воруют часто, много и в разнообразных ситуациях.
В первом случае есть вероятность, что при благоприятных обстоятельствах это явление сойдет на нет, а во втором мы можем ожидать, что такие дети станут асоциальными подростками и асоциальными взрослыми, склонными к совершению правонарушений.
Как показывает практика, ворующие дети не могут контролировать не только «позывы» что-нибудь стащить, у них проблемы во всем, где необходим волевой контроль: они с трудом садятся за уроки, их нужно заставлять содержать в порядке «свою территорию», соблюдать необходимые меры гигиены (например, чистить зубы), выдерживать ограничения во времени и пространстве, даже соблюдать правила в совместных играх этим детям нелегко.
Родители таких детей выполняют внешние волевые функции, которые в норме должны быть у детей внутри (разумеется, в зависимости от возраста, эти функции у ребенка присутствуют в большей или меньшей степени). Это функции самоконтроля и волевого самопринуждения.
Вот и получается: если у ребенка не сформированы эти качества как свои собственные, то сначала контролируют и принуждают родители, потом — школа, потом — милиция и закон. Взрослый человек, выросший из такого ребенка, все время нуждается во внешнем контроле и принуждении — своего-то внутри нет.
Почему ребенок начинает воровать?
Причин может быть несколько. Зная их, вы сможете правильно объяснить воровство вашего ребенка.
- У ребенка много запретов и у него не получается легально получить то, что он хочет (по этой теме читайте статью Как объяснить ребенку, что нельзя?>>>);
Он не может найти другого способа получить желаемое, кроме воровства. Когда дети начинают чего-то сильно желать, они активно начинают искать различные способы, которые помогут им достичь своей цели.
И если своровать это – единственный вариант получения желаемого, то значит ребёнок выберет его, как ни печально вам это слышать.
- Родители сами нарушают границы своих детей;
Вспомните, вы часто стучитесь, когда заходите к своему ребенку в комнату?
А это стоит обязательно делать, даже если вашему ребенку не больше 5 лет. Он смотрит на вас и делает выводы о том, что значит и ему можно ни о чем не спрашивать и не ждать вашего разрешения на какие-то его действия.
- У малыша не сформировано ощущение собственности (близкая статья по тем, которая может быть вам интересна: Ребенок-жадина>>>);
Ему тяжело различить где своё, а где чужое. Часто можно наблюдать, как родители говорят своему ребенку: “Отдай машинку братику (сестричке), он же ещё маленький”.
Да и просто в песочнице зачастую мамочки требуют от своих детей, чтобы они поделились своими игрушками с другими, невзирая даже на то что те явно не желают это делать.
А всё потому, что мама в приятельских отношениях с мамочкой ребенка, который упорно хочет получить игрушку ее малыша и делает всё возможное для этого – истерика, крик, плач и и.д .
И взрослый начинает чувствовать себя заложником ситуации:
- и у своего не отберешь (явных оснований для этого нет);
- и хочется как-то посодействовать своей подружке-маме, оставаясь хорошей в ее глазах, которая мечется, не зная, что делать со своим малышом, закатившим истерику на всю площадку.
Вот и начинается не прямое, но косвенное давление родителей на своих детей, путем неоднократного повторения: “Поделись с мальчиком, ты же видишь он плачет”.
Кстати, про то как правильно вести себя на детских площадках, научить малыша безопасности, говорим на интернет-семинаре Внимание: прогулка!>>>
Вы наверняка сможете припомнить такую ситуацию. Если она не происходила конкретно с вами, так обязательно с вашими знакомыми или вы просто могли наблюдать за этим со стороны.
А именно это и приводит к тому, что у ребенка не формируется четкое понимание своей собственности.
Его постоянно заставляют отдавать свои личные вещи.
- Малыш начинает воспринимать это как то, что так и должно быть, причем у всех;
- Он не воспринимает собственность другого человека;
- Его мысли по этому поводу следующего характера: “Раз у меня могут забрать, не спросив, хочу ли я это отдать или нет, значит и я могу поступать так с другими”.
Воровство, как способ привлечь внимание других и показать им таким образом, что есть проблемы.
В этом случае воровство выступает неким симптомом, который говорит о том, что ребенку чего то не хватает.
Это может быть внимание родителей, их любовь;
Если ребенок ворует – это также может говорить о каком то неблагополучии в целом (внутри семьи и т.д.). Таким способом он пытается привлечь внимание к проблеме;. Ребенка не пугает даже цена этого способа: ведь он прекрасно понимает, что по головке его никто за такие поступки не погладит
Но даже такое внимание для него ценно
Ребенка не пугает даже цена этого способа: ведь он прекрасно понимает, что по головке его никто за такие поступки не погладит
Но даже такое внимание для него ценно
Хотя вы, конечно же, можете пребывать в полном недоумении, думая о том, чего же вашему малышу может не хватать (читайте полезную статью Как вести себя с ребенком?>>>).
Ведь у него есть все, что только он не попросит: начиная от всевозможных игрушек и заканчивая гаджетами (в зависимости от возраста).
Но внимательно проанализируйте, сколько времени вы проводите со своим малышом, внимательно выслушивая все, о чем он вам рассказывает.
Важно! Внимание, а точнее его нехватка, – это наиболее часто встречаемая причина того, почему ребенок ворует. Может как раз это ваш случай?
Как выстроить с ребенком доверительные отношения смотрите в интернет-курсе Послушание без криков и угроз>>>
Как выстроить с ребенком доверительные отношения смотрите в интернет-курсе Послушание без криков и угроз>>>
Как отучить ребенка воровать: советы психолога
Ребенок ворует деньги
Когда ребенок ворует, то для родителей это всегда шок. В данной ситуации они должны вести себя правильно и не усугублять ситуацию.
Психологи для решения этого вопроса, а также его предупреждения, советуют следующее:
Занимайтесь воспитанием. Понятие о том, что есть свои и чужие вещи, каждый родитель должен закладывать в ребенка с детства. Кроме того, он должен понимать, что чужое надо уважать. Ну а доверительные отношения помогут ребенку доверять вам, даже если он сделал что-то плохое. Он должен не бояться, а понимать, что родители всегда помогут справиться с проблемами.
Выделяйте деньги на карманные расходы
Неважно какая это будет сумма, пусть и самая маленькая, но с детства ребенок должен научиться понимать ценность денег и обращаться с ними.
Начинайте с себя. Родители обязаны подавать детям пример и не должно быть такого, что ребенок будет во время очередного разговора упрекать их в том, что они и сами так поступают.
Спокойствие
Даже если ребенок спорит и огрызается, не стоит кричать на него. Он в любом случае напуган, а такое поведение является защитной реакцией. Всегда будьте спокойны. Угрозами и упреками добиться ничего не получится.
Вы тоже в этом виноваты. Поймите это и дайте понять ребенку, что вы готовы вместе с ним все исправить. Не стоит показывать, как сильно вы огорчены, а лучше дайте понять, что не бросите его в одиночестве.
Никакой публики. Проблему не надо выяснять на людях, а также не заставляйте приносить извинения при толпе. Это унижение для любого человека, а ребенок при этом может оказаться сломленным или обозлиться. Кроме того, не давайте и другим оскорблять ребенка. Пообещайте, что сами разберетесь во всем.
Выясните причины. От того, почему конкретно был совершен такой поступок, уже определяйте реакцию, а также, какая помощь будет оказана ребенку.
Избавляйтесь от соблазнов. Никогда на виду не держите деньги или какие-то наиболее интересные для ребенка вещи. То же самое просите делать и в гостях.
Обязательно реагируйте на любую кражу
Если ребенок взял из магазина конфетку, то обратите на это внимание. Важно даже не то, что было взято, а сам факт кражи
Когда родители беззаботно относятся к этому в малом возрасте, то в подростковом могут случаться и более серьезные кражи.
Никакого насилия. Побои, угрозы и крики ничего хорошего не дадут. Ребенок просто озлобится. Он станет воровать просто назло, ведь он уже заклеймен.
Если вы нашли причину кражи и исправили ее, то никому не позволяйте упрекать ребенка. Да и сами родители должны воздержаться от этого.
Что сделать, чтобы подросток перестал воровать?
После одного случая не стоит сразу представлять, что ваш ребенок в наручниках и за решеткой. Однако и игнорировать подобные вещи нельзя.
-
Заметить ситуацию – показать ребенку, что вы в курсе. И готовы говорить об этом.
Для начала выясните на двести процентов, что воровство было. Это факт или Ваше богатое воображение и накручивание действительности?
-
Искать причину
Если это факт, тогда начнем разбираться с проблемой. Определите, по какой причине он это сделал. Для этого воспользуйтесь списком выше. Не можете понять? Аккуратно спросите.
-
Разговор.
Эффективность его зависит от того, в какой форме проходит переходный возраст у подростка. Кого-то будет достаточно просто пристыдить, а есть те, для кого родители уже давно перестали быть авторитетом. Не всегда легко справиться самим. Можно обратиться за помощью к специалисту.
Ребенок крадет деньги – советы психолога:
- Не оскорблять ребенка и не вешать ярлыков – «ты вор» и прочее.
- Не угрожать и не сравнивать с отрицательными героями
- Показать ребенку, что вы знаете о краже и при этом любите его. Но очень расстроены кражей. Расскажете о своих чувствах.
- Покажите, что ситуацию можно исправить и вместе решите, как.
- Ищите причину, по которой ребенок украл.
- Дайте ребёнку возможность зарабатывать и получать желаемое.
- Займитесь воспитанием финансовой грамотности.
Если вы столкнулись с воровством ребенка, вы можете записаться на консультацию в центр К.О.Т. и получить советы психолога для решения вашей конкретной ситуации. Наши специалисты помогут Вам найти выход и решить проблему.
Четыре шага к прекращению воровства
Существует четыре основных правила поведения родителей, помогающих остановить воровство независимо от того, маленькие у вас дети или постарше.
Шаг 1. Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения ребенка
Шаг первый заключается в попытке найти ответы на пять основополагающих вопросов:
— Что произошло?
— Где и когда это случилось?
— С кем был ваш ребенок?
— Почему он украл?
К сожалению, прямой вопрос «Почему ты это сделал?» ведет в никуда. Лучше всего начать с вашей реакции, объясняющей, что, по вашему мнению, произошло и как вы к этому относитесь. Например: «Тим, я огорчилась, когда нашла у тебя в шкафу видеоигру, ведь она не твоя. Как она туда попала?»
Если не последует ответа, можно прямо спросить: «Ты взял ее?».
Важно запомнить два «не» в родительском поведении. Во-первых, не реагируйте слишком остро. Безусловно, вы будете рассержены и расстроены, но старайтесь держаться спокойно
Во-вторых, не обвиняйте ребенка в воровстве и не называйте его воришкой. Обвинения никогда не решат проблему, а ребенок может начать обманывать, чтобы избежать наказания или неодобрения. Вместо этого признайте существование проблемы и сообща справляйтесь с ней.
Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо
Изложите ребенку свои взгляды на честность. Именно сейчас постарайтесь, чтобы ребенок понял, почему воровать нехорошо и почему это подрывает моральные устои вашей семьи. Будьте лаконичны и придерживайтесь темы вреда воровства: «Брать без разрешения то, что тебе не принадлежит, – очень плохо. Мы никогда не берем чужие вещи. Нам нужно доверять друг другу. Я надеюсь, что ты будешь уважать собственность других и всегда будешь спрашивать разрешение, прежде чем что-то одолжить». Помните, что детям часто трудно понять разницу между «одолжить» и «взять», поэтому вам придется объяснить ребенку идею права собственности и уважения к ней.
Если ваш ребенок постарше, можно обсудить с ним возможные последствия воровства, такие как потеря друзей, плохая репутация, утрата доверия людей и проблемы с законом. Напомните ему, что в некоторых магазинах принята политика «нулевой толерантности». В таких магазинах не прощают первого нарушения, если вы вернете украденную вещь, а сразу же вызывают полицию. Помните, что одной беседы о честности далеко не достаточно для устойчивого изменения поведения. Почаще говорите с ребенком о честности в течение нескольких недель, чтобы он не только понял, чего вы от него хотите, но и сделал добродетель частью своего привычного образа действий.
Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте над ситуацией
Дети часто не задумываются о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи. Если ребенок маленький, разыграйте ситуацию с его любимой игрушкой. Якобы украв его игрушку, спросите: «Что бы ты почувствовал, если бы украли твою игрушку? Это было бы справедливо?». Ребенка постарше можно спросить: «Представь, что ты жертва воровства, – ты обнаружил, что из твоего кошелька украдены все деньги. Что ты почувствуешь? Что ты сказал бы человеку, который украл?».
Шаг 4. Требуйте восстановления справедливости
И последний шаг – убедитесь в том, что ребенок действительно понимает, почему воровать плохо и что надо сделать, чтобы исправить положение. Лучшее наказание – потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. (Лучше, если при этом вы будете сопровождать ребенка.) Если кража произошла в магазине, переговорите предварительно с хозяином магазина, чтобы доброжелательный продавец простил ребенку содеянное. Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость. Вероятно, вам придется дать свои деньги, но ребенок должен их со временем вернуть из своих карманных денег или же за счет дополнительных ежедневных обязанностей.