В 3 года ребенок совсем не разговаривает

О чем нужно помнить

Чтобы заинтересовать ребенка, лучше всего подобрать интересные игры, понятные ему и подходящие по возрасту, вызывающие эмоциональный отклик. Это могут быть игры на движение, на смену видов действия, на развитие физических навыков, ролевые игры. Чтобы они оказались продуктивными, нужно помнить несколько правил.

  • В занятиях с неговорящим ребенком родитель должен взять активную роль на себя: он организует и ведет игру, заинтересовывает малыша, контролирует его состояние.
  • Взрослый сопровождает игру активной речью: комментирует, описывает все этапы, побуждает малыша к действию, хвалит. Речь взрослого при этом должна быть эмоциональной, четкой, понятной, спокойной, веселой, не слишком громкой или тихой.
  • Все упражнения или игры должны проходить в теплой, доброжелательной атмосфере, с частым телесным контактом и постоянной поддержкой ребенка.
  • Взрослый должен постоянно следить за ходом каждой игры, постоянно контролируя ее начало, середину и конец, следя за настроением, усталостью малыша. Игра продолжается, пока ребенок увлечен, бодр и весел, и прекращается, когда он начинает отвлекаться, капризничать.

Особое внимание в таких играх нужно уделить тому, какое речевое сопровождение к ним «прилагается». Все речевые инструкции должны быть простыми, понятными

Стихотворения в таких играх не должны быть очень длинными (взрослому их лучше заучить на память). Их содержание должно соответствовать возрасту, без излишней образности, быть понятным, интересным. Ваша речь должна быть образцом для подражания: правильной, без искажений, четкой, спокойной, энергичной.

Есть еще один немаловажный пункт, о котором нужно знать, выстраивая занятия с неговорящими детками. Все навыки, приобретаемые в игре, дети осваивают с помощью подражания. При этом занятия выстраивают таким образом, чтобы малыш усваивал действия последовательно: сначала самые простые, затем все более сложные.

Последовательность должна быть примерно такой:

  1. простые движения (взмахи руками, шаги, прыжки);
  2. несколько одновременных движений (ходьба с хлопками);
  3. логические игры с предметами или игрушками (например, взять машинку, загрузить в нее кубики, отвезти на «склад», выгрузить);
  4. игры со стихотворным сопровождением (обыгрывание простых стишков);
  5. занятия на детских площадках (лазание, качание на качелях, горки);
  6. игры, направленные на обучение правильному использованию предметов (лопатки, ведра в песочнице, посудки при кормлении куклы).

Учитывая все эти особенности, родители могут выстроить развивающие занятия с детками при задержке речевого развития так, чтобы они принесли желанные плоды. При этом стоит помнить, что учиться ребенку придется долго. Необходимо набраться терпения, радуясь даже маленькому достижению. Тогда за ним обязательно последуют более значимые.

Почему ребенок не говорит в 2 года

Неврологические заболевания зачастую являются одной из самых частых причин отклонений в речевом развитии детей. К ним относятся:

  1. Поражение центральной нервной системы и недоразвитие головного мозга.
  2. Общий гипотонус (и в частности гипотонус мышц лица).
  3. Врожденные патологии развития языка, губ, неба, лицевых мышц.

Неврологические патологии могут привести к возникновению тяжелых речевых расстройств, таких как:

  • Моторная алалия
  • Сенсорная алалия
  • Дизартрия
  • Афазия

Моторная алалия

Это заболевание, при котором ребенок может полностью не разговаривать, либо говорить плохо, путая окончания. При этом ребенок понимает что ему говорят взрослые.

Причина заболевания – поражение речедвигательного анализатора – центра Брока и его проводящих путей.

Признаки речевого нарушения:

  • Ребенок в 2 с половиной года еще не говорит. Первые слова начинает произносить в возрасте 4 лет.
  • Неправильно строит предложения, использует слов в неправильной форме и падеже.
  • Имеет очень скудный словарный запас.
  • Гиперактивный или, наоборот, малоподвижный.
  • Отказывается общаться со взрослыми и детьми, не хочет идти на контакт, порой агрессивен.

Сенсорная алалия

Заболевание, которое характеризуется недоразвитием импрессивной речи.
При сохранном слухе нарушается понимание речи окружающих.

Причина заболевания – поражение части головного мозга, отвечающей за правильный анализ речи.

Признаки данной патологии:

  • Расторможенная речь. Карапуз болтает, но взрослые не понимают что он говорит.
  • Низкий интеллект.
  • Когда с ребенком общаются, он с трудом воспринимает речь окружающих на слух.
  • Замена букв.
  • Произнесение нескольких слов слитно, единым словом.
  • Гиперактивность, в сочетании с подавленностью.

Дизартрия

Данное заболевание характеризуется сбивчивым ритмом дыхания, гнусавостью голоса, не четким произношением звуков.

На физическом уровне патология проявляется слабым тонусом лицевых мышц. Малыш почти не может поднять язык вверх, доставать им до внешних уголков рта. Язык ребенка, страдающего дизартрией в 2 годика, дрожит. Наблюдается обильное слюнотечение.

Причина заболевания – асфиксия головного мозга, генетическая предрасположенность, заболевания ЦНС.

Афазия

Является частой причиной того, что ребенок в 2, 5 года не разговаривает. При данной патологии речь ребенка искажена: нарушены произношение и смысл фраз. При этом слух может быть в норме.

Причина заболевания – травмы головы, онкологические заболевания, осложнения после инфекционных заболеваний.

Физиологические причины

К физиологическим причинам отсутствия речи в 2 года можно отнести следующие проблемы:

Нарушения слуха.

Любое нарушение слуха сказывается негативно на развитии речи. Дети, страдающие тугоухостью, всегда отстают в речевом развитии. Если ребенок в 2,5 года не разговаривает, родителям следует обратиться к отоларингологу и проверить слух малыша.

Недоразвитие речевого аппарата.

Слабость челюстных и лицевых мышц может стать причиной того, что ребенок в 2 года не говорит. Признаками нарушения артикуляции являются повышенное слюнотечение, приоткрытый рот малыша и возникающий рвотный рефлекс при попытке проглотить твердую пищу. Причинами нарушения артикуляции могут быть слишком раннее отлучения от груди, а также короткая уздечка под языком.

Генетическая предрасположенность.

Бывает так, что ребенку почти 2 года 9 месяцев, а он не разговаривает. С первого взгляда здоровый малыш, не имеющий никаких физиологических отклонений, может иметь генетическую предрасположенность к отставанию в речевом развитии.

Возможно, у кого-то из родителей или других родственников имел такую же патологию, и ребенку она передалась по наследству. В этом случае заставлять ребенка говорить бесполезно. Можно лишь помочь ему, стимулируя развитие речи при помощи игр и занятий.

Психологические причины

  • Часто ребенок в 2 года не разговаривает из-за отсутствия необходимости говорить. Взрослые предвосхищают все его желания, излишне опекают и у него отпадает необходимость заявлять о своих потребностях взрослым. В этом случае родителям стоит перестать опекать ребенка и начать стимулировать его речь: чаще задавать открытые вопросы, не спешить удовлетворить каждое желание чада, стоит ему только показать на желаемый предмет пальцем.
  • Частой причиной того, что ребенок в два года не говорит является стресс или испуг ребенка. Ребенок может развиваться нормально, а затем, пережив какой-либо стресс (разлуку с матерью, переезд, болезнь) сделать шаг назад в речевом развитии.

Как отличить задержку речи и исключить аутизм

В очень редких случаях ЗРР является ранним признаком аутизма. На наличие такой врожденной психической аномалии указывают следующие сопутствующие признаки:

Отсутствие указательного жеста

Большинство детей, для того чтобы привлечь внимание к тому, что они хотят, указывают на предмет пальчиком. Это может быть пакет сока или яблоко

Также малыш указывает на интересующий его объект (машину, что едет, летящий в небе самолет, знакомого человека). Детки с аутизмом этого не делают.
Задержка рецептивной речи (непонимание слов окружающих). Ребенок может не говорить, но понимать других – он выполняет просьбы, реагирует на ласковые или наоборот осуждающие слова. При аутизме дети не понимают речь окружающих.

Повторяющиеся игровые движения. Например, малыш часами подряд раскладывает кубики или вращает что-нибудь. Не несколько минут, а именно несколько часов. При этом он сосредоточен на одном предмете или действии.
Отсутствие имитации действий окружающих. Ребенок в возрасте 1-3 лет постоянно пытается повторять движения взрослых. Ему улыбаются – и он улыбается, ему машут – он машет в ответ. Если малыш не пытается воспроизвести увиденные жесты и движения, это плохой признак.

Чем отличается слуховая речевая агнозия от сенсорной алалии?

Расскажу немного о развитии понимания речи в онтогенезе. В возрасте до 1 года приоритетное развитие происходит в височной области правого полушария. То есть у ребенка в первую очередь созревает способность целостно воспринимать неречевые (предметные) шумы (громкость, тональность, источник, мелодика, ритм, интонация). К неречевым шумам относятся и звуки, издаваемые животными

Это фундамент для последующего понимания речи, поэтому малышам так важно обеспечивать разнообразное звуковое окружение. В результате у ребенка появляются первые звукоподражания

В коррекции логопеды также применяют методики на различение различных предметных шумов для прохождения данного этапа развития (если он был нарушен) и последующего формирования уже речевого слухового гнозиса.

В возрасте около 1-1.2 года включаются в работу вторичные поля височной коры левого полушария (они созревают полностью к 2 годам). И в шумовом потоке ребенок начинает вычленять звуки речи. Его звукоподражания приобретают «человеческое» произношение, начинаются вокализации, нормативные эхолалии (повторения услышанных слов), междометия (ой, бух, бам). Это не один звук, а серии звуков и простые слова, которые уже могут употребляться в привычном контексте (мама, папа, баба). Это этап созревания речевого слухового гнозиса. Ребенку пока недоступно понимание многозначности слов, важен контекст (обязательно предметный). Незрелость вторичных полей височной коры приводит к речевой слуховой агнозии. А если этот этап не был пройден, то и дальнейшее развитие понимания речи не происходит.

Далее созревают третичные поля коры – это зона, где происходит «перекрытие» теменной, височной и затылочной коры. Так называемая ТПО (TPO) зона. Или задняя ассоциативная кора. И воспринятые вторичной корой слова начинают насыщаться различными значениями, связываться между собой, обретая смысловые оттенки и развиваясь уже без жесткой привязки к одному предмету. Ребенок начинает овладевать родным языком. Третичные поля среди биологических видов есть только у человека. Нарушение на этом этапе приводит к сенсорной алалии.

Основная практическая проблема состоит в том, что незрелость предыдущего уровня слухового анализатора приводит к недоразвитию следующего. Иногда нельзя четко дифференцировать, нарушено формирование на этапе только вторичных или уже третичных полей. А как показывает аппаратная диагностика методом вызванных потенциалов, часто у детей нарушено проведение импульса, вообще не доходя до коры! То есть по сути, у них есть слабая нейросенсорная тугоухость, которая не была своевременно выявлена. А если импульс в кору приходит с задержкой и в неполном объеме, то и первичная, и вторичная, и третичная кора страдают. Нарушается овладение языком и мышление.

Ждем или не ждем?

Уже говорилось, что 2–3 года – оптимальный возраст для коррекции речевых проблем у детей. Чем больше вы затягиваете ситуацию, тем более весомыми будут последствия.

В любом случае, если ребенок в 3 года не говорит даже простейших предложений – это веский повод, чтобы обратиться к специалистам.

Важно провести комплексное обследование малыша у педиатра, невролога, психиатра, оториноларинголога, психолога, логопеда-дефектолога. Специалисты назначат различные виды обследований всех сфер развития неговорящего ребенка

Так можно будет нарисовать точную картину происходящего, найти причину и составить план ее устранения.

Родителям нужно быть готовыми к тому, что лечение может продлиться довольно долго. Но на ранних стадиях оно всегда более эффективно. Поэтому стоит набраться терпения.

Тревожные признаки

Срочно необходимо обратиться за медицинской помощью в тех случаях, когда у малыша отмечаются следующие признаки:

  • ограниченность лексикона: ребенок говорит преимущественно существительные имена, очень редко глаголы;
  • неразборчивость слов (такое ощущение, что неизвестный иностранный язык);
  • не может ответить на некоторые вопросы – сколько лет, как зовут и подобное;
  • произношение маленьких фраз (максимум 2-3 слова);
  • отсутствие желания повторять слова и предложения за взрослыми;
  • искажение звуков – вместо одной буквы ребенок говорит другую (тесто – кесто, курица – турица);
  • местоположение языка во время произношения слов – между зубами.

Почему малыш не говорит?

Причины заторможенного речевого развития у детей могут быть самыми разными. Первым делом необходимо удостовериться, что у малыша нет проблем со слухом. Если вы заметили, что ребенок не обращает внимания, когда его зовут по имени, и не реагирует на фразы, сказанные в его сторону, немедленно обратитесь в специализированную клинику для проверки слуха. Современные технологии позволяют проводить операции по вживлению слухового чипа в ушную раковину, поэтому глухота у детей успешно лечится. Главное — вовремя обратиться к специалисту, потому что после 5 лет оперировать уже поздно.

Еще одной причиной, почему ребенок не заговорил вовремя, может быть недоношенность. У недоношенных детей отмечается торможение в развитии всего организма, в том числе и в речевом плане.

Дети с умственной отсталостью или олигофренией также начинают говорить гораздо позже обычного.

Следующие причины позднего говорения у детей — недостаточная мотивация или наследственность. Если кто-то из родственников малыша в свое время заговорил поздно, вполне возможно, что задержка речи — наследственная предрасположенность. Однако если ребенок до 5 года не заговорил, надеяться, что он еще начнет разговаривать, наивно.

Очень распространенная ситуация в современных семьях, когда новый член семьи становится буквально «пупом земли», и домочадцы по малейшему писку малыша бегут исполнять его капризы. В таких случаях ему не надо напрягаться, чтобы получить желаемое, и вполне естественно, что ребенок плохо говорит в три года или не говорит вообще. Чтобы такой ситуации не происходило, необходимо с первых дней общаться с малышом, мотивируя его к попыткам излагать свои мысли и желания через речь.

Нормативы речевого развития

У каждого ребенка развивается речь по-разному – одни малыши сразу произносят слова, другие – только слоги. Но в целом развитие проходит таким образом:

  • начало гуления – 3 месяца;
  • активный лепет – от 6-ти до 8-ми мес.;
  • первое слово девочки – 10 месяцев, мальчика – год;
  • произношение 10-ти слов – полтора года;
  • увеличение количества слов, знание местоимений – 2 года;
  • минимум 350 слов, способность к склонению – 3 года.

Существующие нормы для 3-летнего возраста:

  • ребенок хорошо ориентируется в своем возрасте, имени и другой личной информации;
  • умеет склонять слова по падежу, числу и роду;
  • количество слов в предложении – минимум 3;
  • дитя умеет произносить многоступенчатые фразы – сложить конструктор в коробку, положить коробку на стол и т. д.;
  • словарный запас состоит из имен существительных, местоимений, наречий и прочих форм;
  • умение считать;
  • малыш проговаривает то, что в данный момент делает или видит;
  • проявляет интерес к чтению, книжкам, картинкам;
  • легко запоминает стихи, сказки, после чего рассказывает.

Почему ребенок может не разговаривать в 2 года?

В норме, по достижению двухлетнего возраста, малыш должен активно общаться с родителями и близкими, называть вещи своими именами, рассказывать различные истории. Но случается так, что ребенок в 2 года еще не произносит никаких слов или же делает это очень плохо. Причинами этого может быть:

Отсутствие потребности в речи. Это может произойти в двух противоположных ситуациях. Во-первых, когда родители с ребенком почти не разговаривают, он много времени проводит перед телевизором или компьютером — общаться просто не с кем. Во-вторых, когда родители стремятся все сказать за ребенка, предугадать его желания по жестам и звукам, формулируют простые вопросы на которые можно ответить “да/нет” — тогда малышу просто незачем вступать в общение.

Наследственные заболевания, которые сопровождаются задержкой развития речи (ЗРР)

Характер речи родителей и окружения

Если речь взрослых вокруг ребенка беглая, быстрая, нечеткая, то дети не в состоянии все это повторить.

Тяжелые роды (стремительные, с обвитием пуповины) или травма ребенка в родах (травма шейного отдела позвоночника и/или центральной нервной системы) также может привести к задержке развития речи у ребенка

Тяжелые инфекции и травмы ( психо-эмоциональные травмы также), перенесенные ребенком в раннем возрасте, которые негативно повлияли на общее развитие речи у ребёнка.
Также, важно понимать, что задержка речевого развития может быть сопроводительным симптомом более серьезных заболеваний, таких как ДЦП, эпилепсия или врожденные аномалии ЦНС.

Умственная отсталость

Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.

Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:

  • тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
  • в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.

УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.

Различают три степени олигофрении:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.

Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.

Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.

Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.

Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.

Что делать, если ребенок не разговаривает

Считается, что основные процессы развития запускаются после 3 лет жизни ребенка. Существует расхожее мнение, что, если малыш не заговорил раньше, не стоит сильно беспокоиться: придет время, и он начнет нормально общаться. Возможно, так и будет, однако, как правило, двухлетние дети уже знают несколько слов и словосочетаний, а многие даже составляют осмысленные предложения. Поэтому, если в 2 года малыш не говорит вообще, стоит обратиться к врачу.

Изучив причины заторможенного речевого развития у детей, постарайтесь выявить, из-за чего возникла проблема именно в вашем случае, и отталкивайтесь от этого. Помочь определить причину отклонения от нормы поможет педиатр, который, проведя первичный осмотр, направит вас к нужному доктору: лору, психологу, неврологу или логопеду.

https://youtube.com/watch?v=0UzkzO9UMC8

Если возникли подозрения на проблемы со слухом у малыша, следует немедленно обратиться к лору и пройти соответствующую проверку в специальном диспансере. Если после прохождения обследования опасения подтвердятся, врачи назначат прохождение лечения или, если потребуется, могут посоветовать сделать операцию.

Как уже было отмечено, заторможенность развития речи у 3-летнего ребенка, который родился раньше положенного срока, — очень распространенное явление. Такие дети развиваются медленнее, чем положено, поэтому, скорее всего, малыш заговорит позже, когда придет время. Иногда дети, причиной отсутствия речи у которых является недоношенность, начинают говорить в 5 лет. Но несмотря на то что в данной ситуации позднее развитие является нормой, пускать дело на самотек не стоит

Постоянно разговаривайте с малышом, общайтесь, называйте вслух каждый предмет, на который он обращает внимание. И конечно, нелишней будет помощь специалистов: обратитесь к профессиональному логопеду

То же касается и ситуации, если некоторые члены семьи начинали говорить поздно. Понятно, что на наследственность особо не повлияешь, и, если дедушка малыша начал говорить в 5, нет ничего удивительного в том, что его внук повторит такую ситуацию. Но это не значит, что нужно ждать определенного момента сложа руки. Занятия с логопедом и общение с родными и сверстниками ускорят процесс развития.

Логопед и психоневролог, проведя специальные тесты, определят, наблюдается ли у ребенка умственная отсталость или какие-то психологические проблемы. Исходя из наблюдений специалист назначит терапию, если повод для беспокойства есть.

Причины, связанные с заболеванием

Бывают и более серьёзные причины молчания. Если в ответственных за развитие речи отделах головного мозга произошли какие-либо нарушения, это может выражаться в замедленном усвоении разговорных навыков. Бывает, что ребёнок от рождения или с младенчества плохо слышит. Тогда научиться правильно произносить слова ему будет очень сложно.

Итак, причинами задержки развития речи могут быть:

  • Внутриутробное заражение плода вирусом краснухи или цитомегаловирусом от больной матери. Глухоту и поражения мозга у новорождённого может вызвать инфицирование женщины этими микроорганизмами во время беременности.
  • Ушибы или травмы головы малыша.
  • Воспалительные заболевания внутреннего уха, повлёкшие за собой снижение слуха.
  • Врождённые неврологические нарушения (гидро-, микроцефалия, ДЦП и т. п.). Дети с тяжёлыми пороками развития центральной нервной системы (ЦНС) не разговаривают совсем или воспроизводят невнятные звуки.
  • Наследственная предрасположенность. Нервные клетки головного мозга, ответственные за формирование речи, созревают слишком медленно. Есть мнение, что эта особенность передаётся генетически.

Общая информация

Перед тем как сделать заключение, логопед тщательно проводит обследование. В три года наступает пограничное время, когда речь должна быть. Если ее нет, то это повод для посещения нескольких специалистов.

В норме в этом возрасте ребенок использует фразы, предлоги, части речи. Он владеет интонацией, знает простейшие термины (кто как говорит, кто что ест и т. п.). Способен выполнять простые инструкции (положи игрушку на стол). У него есть большая часть звуков (некритично отсутствие шипящих, свистящих и соноров).

Родители думают, что такое свойственно мальчикам и они перерастут это. Опасное заблуждение. Чем позже оказана помощь, тем дольше времени потребуется на восстановление.

При первых признаках задержки необходимо обратиться к детскому доктору. В первую очередь это невропатолог, потом психиатр, сурдолог и логопед.

Почему ребенок — молчун?

Бытует мнение, что до 5 лет волноваться, если ребенок не разговаривает, а также обращаться к логопедам или дефектологам смысла нет. Однако связано это, прежде всего, с тем, что такие специалисты зачастую отказываются заниматься с совсем маленькими детьми, поскольку это довольно непростая и специфическая работа (они не умеют говорить, и мало что понимают, для них сложно подобрать и организовать занятия).

Родители же ошибочно полагают, что к 5 годам все придет к норме само собой. Но здесь всегда нужно иметь в виду: речевые проблемы не проходят сами по себе, их причины нужно выяснять и искоренять как можно раньше. Тогда шансов помочь ребенку намного больше. Возраст 2–3 года для этого оптимален. А вот к 5 годам малыш уже рискует получить диагноз «задержка психоречевого развития», поскольку отставание в речи влечет за собой и отставание в развитии мышления, памяти, внимания.

По каким же причинам детки долго не могут говорить? Они могут быть как физиологическими (обусловленными патологиями или отклонениями в развитии некоторых органов или нервной системы), так и психосоциальными (вызванными «не физическими» факторами).

Физиологические факторы

  • Самая частая причина – снижение слуха. Если ребенок не слышит окружающих людей, то он не сможет сам научиться говорить. Хотя при этом он может различать другие звуки и ориентироваться в них, поэтому родители долгое время ничего не подозревают.
  • Нарушение строения органов ротовой полости. Такие проблемы создают механическое препятствие для нормального произнесения. Это могут быть увеличенные аденоиды, короткая уздечка языка, расщепление нёба.
  • Общее отставание в развитии, обусловленное недоношенностью малыша. При этом степень отставания зависит от срока недоношенности и сопровождается отставанием в других сферах (они тоже «дозревают» с опозданием).
  • Наследственная предрасположенность. Если у ребенка были родственники с задержкой речевого развития, то, скорее всего, малышу она передастся в более сложной форме. Поэтому думать, что время не пришло и малыш заговорит после трех лет (а может быть, и четырех), в данном случае большая ошибка.
  • Отклонения в развитии головного мозга или нервной системы. Такие нарушения требуют самой серьезной и сложной работы по выявлению и коррекции.

Психосоциальные факторы

  • Психотип «созерцателя». Такие детки погружены в себя, в свои мысли и созерцательное познание мира. Заговаривают они всегда позже.
  • Отсутствие мотивации. Если ребенка чрезмерно опекают, бегая перед ним и спеша выполнить малейший каприз, он просто не хочет разговаривать, потому что в этом нет надобности: ему и так все обеспечат.
  • Дефицит общения. Если ребенок часто предоставлен сам себе или воспитывается скупыми на слова дедушкой или бабушкой, ему просто не хватает речевого примера.
  • Феномен близнецов. Такие дети всегда начинают говорить позже, ведь они прекрасно понимают друг друга и без слов.
  • Педагогическая запущенность. Обычно она характерна для неблагополучных семей, где дети практически не воспитываются, с ними никто не занимается.

Возможны и другие причины, выявить которые поможет только полное обследование ребенка.

Как не допустить заторможенности в развитии речи?

Как научить ребенка разговаривать? В современном мире родители порой настолько заняты собой, что не уделяют должного внимания своему чаду: пропадают целыми днями на работе или заваливают малыша игрушками, оставляя наедине с собой, а сами ложатся на диван с пультом от телевизора. А ведь ребенок — это большая ответственность. И чем меньше возраст малыша, тем больше внимания должно уделяться процессам развития его организма.

С первых дней с ребенком нужно вести взрослый осмысленный разговор, даже если вам кажется, что кроха все равно ничего не понимает. Многие мамы используют подобие детского лепета в общении с грудными младенцами и иногда так увлекаются, что продолжают употреблять эти «сю-сю» и «ути-пути» в общении с подросшими детьми. Это неправильно. Понятно, что грудное дитя — это чудо, вызывающее умиление, но необходимо переставать «сюсюкаться» как можно раньше.

Постоянно разговаривайте с малышом четко, описывайте свои действия, называйте вслух предметы и игрушки, на которые он обращает внимание. Если кроха показывает на улице на собаку, надо озвучить ему: «со-ба-ка», а не «гав-гав», как это делают некоторые родители

Ближе к году ребенок должен начинать пытаться объяснять свои желания. Ни в коем случае не надо бежать выполнять все его требования по первому капризу. Так малыш будет думать, что ему совсем не обязательно что-то просить, ведь мама или папа понимают все и без слов. Прежде чем выполнить какое-то действие, расскажите малышу, что вы собираетесь сделать. Если ребенок тычет пальцем в игрушку, требуя ее подать, и хнычет, но вы знаете, что он в состоянии назвать этот предмет, не давайте ему эту игрушку. Вместо этого покажите, что вы не понимаете, чего малыш хочет, заставляя его тем самым объяснить свои требования словами.

Кроме того, говорение очень тесно связано с мелкой моторикой, поэтому с самых малых лет необходимо играть с малышом в различные игры, направленные на ее развитие. Давайте ребенку трогать такие предметы, как пуговицы, шарики, бусинки. Такие элементарные упражнения, как разрывание куска бумаги на несколько маленьких кусочков, обучение нанизыванию колечек на нитку и перебирание гречневой крупы или гороха, также очень хорошо помогают развить пальцевые рефлексы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector