Состав числа. игры, дидактические пособия в старшей группе
Содержание:
- Ход занятия
- Состав числа до 10 домики распечатать
- «One, two, three, four, five» или цифры на английском языке
- Ход занятия:
- Состав числа 10
- Почему эти методы плохо работают у дошкольников?
- Занятия с числовыми карточками
- Состав чисел от 1 до 10 тренажер распечатать
- Дидактический материал для ознакомления с составом числа из единиц в старшей группе
- Наиболее распространенные методы
- Ход занятия
- Стихотворения-считалки для обучения счету
- Числа от 1 до 100. Состав числа. Круглые числа
- Когда приступать к изучению состава числа
- Учим состав числа до десяти
Ход занятия
1. Пропуск на занятие
Педагог. – Ребята мы сейчас сделаем пропуск на занятие, вспомним и запишем состав три и четыре. (Дети повторяют состав чисел 3, 4).
2. Письмо от почтальона Печкина.
Педагог. — Летим на почту, там нас ждёт письмо.
Кто же прислал нам письмо?
Нет его — и нет газет, Телеграмм и писем нет. Без героя нашего Скучно в Простоквашино.
(Е. Пономарева)
— Кто же прислал нам письмо?
Нет его — и нет газет,
Телеграмм и писем нет.
Без героя нашего
Скучно в Простоквашино.
(Е. Пономарева)
Педагог. — Ребята! Почтальон Печкин из книги Эдуарда Успенского прислал вам письмо. Вот что он в нём пишет?
Дорогие мальчики и девочки! Я очень рад, что вы хорошо занимаетесь, научились считать, знаете состав чисел 3и4. Поэтому я приглашаю вас в морское путешествие на белом корабле. Путь ваш будет нелёгким, с опасными препятствиями. Но вы возьмите с собой кота Матроскина — он поможет вам в трудную минуту.
Счастливого плавания! Почтальон Печкин
3. Выборы капитана. Решение задач и примеров.
Педагог. — Для того, чтобы плыть на корабле нам нужен капитан. Пусть капитаном станет тот, кто наберёт больше всех жетонов за правильные ответы.
При качке на море рассыпались цифры,посмотрите на них: 5, 2, 3, 1, 4. Разложите их красиво в правильном порядке.
Назовите соседей числа пять. (4, 6)
Какое число больше, чем четыре, на один? (5)
Какое число меньше, чем пять, на два? (3)
Назовите число, если его соседи три и пять. (4)
Я загадала два числа. Если я их сложу, получится пять. Что это зачисла? (1 и 4, 2 и 3.)
Решите задачу.
Как-то ночью под кусточком
Грибы выросли опять.
2 грибочка, 3 грибочка,
Сколько будет? Ровно. (5)
— Посмотрите как правильно записать эту задачу. (На фланелеграфе педагог выкладывает цифры 2 + 3=5)
Педагог. — Давайте все вместе прочтём, написанную мною задачу. (дети повторяют хором за педагогом).
Следующая задача:
Четыре краски есть у Сани,
Одна у маленького брага.
Все краски посчитайте сами,
Ну, постарайтесь-ка, ребята! (4 + 1=5)
Педагог. — Выйди Саша и запиши задачу на фланелеграфе. (Ребёнок выполняет, а дети оценивают правильность написания).
Следующая задача:
Белка сушит на верёвке два грибка и три морковки.
Прибежал хорёк, утащил грибок.
Съел зайчонок две морковки.
Что осталось на верёвке?
Следующая задача:
В огороде пугало рукавами машет.
В огороде пугало разгоняет пташек.
Три спаслись на загородке.
В небеса взвилась одна.
А последняя не трусит —
Очень храбрая она.
Сколько было птиц? (3 + 1 + 1 = 5)
Педагог. — Давайте запишем и решим эту задачу, вы мне будете помогать, а я записывать.
Педагог. — Ребята, теперь я предлагаю вам прочитать эту запись. (Дети читают хором). – Дима, повтори, как получилось число пять.
Педагог
— Капитан должен быть внимательным и сообразительным.Внимание: три головоломки с геометрическими фигурами. Найдите недостающие и заполните свою карточку
Педагог. – Посчитайте жетоны. Кто у нас капитан? (Дети называют количество жетонов и выбирают капитана).
Физкультминутка. Дал корабль полный ход
И поплыл, поплыл вперёд. (Дети топают.)
Его ветер подгоняет,
(Делают взмахи руками.)
Волны пенные качают.
И, взвиваясь в небеса,
(Поднимают руки вверх, хлопают.)
Гордо реют паруса!
3. Работа по карточке
Педагог- Ребята, вот мы и причалили к берегу, здесь расположен город маленьких математиков. Посмотрите сколько здесь построено домиков, но прежде чем узнать номер дома, мы должны решить примеры, которые написаны на этих домах. Я подхожу к домику, на котором написано 5-1.
Какой номер этого дома? Как вы думаете? (Ответы детей). – Верно, Ира, это дом под номером 4. Как ты узнала? (Ответ ребёнка. – Потому что пять минус один равно четырем.) – Какую цифру ты поставишь к этому дому. (Четыре).
— Верно, молодец, этот дом под номером четыре.
(карточки 4+1, 3-1, 3+1, 2-1,2+1).
Карточка.
Педагог. — Кого вы видите? Сколько их? Куда они идут? Кто выше всех по росту, кто ниже? Кто на первой ступеньке? Кто на последней? Кто ниже всех стоит, кто выше? Кто слева от ежа? Кто справа от белки? Кто между Мишкой и ёжиком?
4. Игра с палочками.
Педагог. – Отсчитайте пять палочек и выложите не столе из них два треугольника.
5. Итог занятия.
Состав числа до 10 домики распечатать
Чтобы ребенок хорошо и быстро усвоил состав числа до 10 ему необходимо знать:
- Прямой устный счет до 10
- Обратный счет до 10
- Ориентир в подсчете предметов до 10
- Складывать предметы до 10
Если на все вышемеречисленные пункты можно дать положительный ответ, значит настало время для иззучения состава числа до 10.
Приступим к изучению состава числа до 10.
Разложите предметы в количестве 10 штук и покажите разные варианты как можно собрать из предметов определенное количество, чтобы получить конкретное число предметов. Состав числа до 10 необходимо подкрепить визуализацией и рядом с разложенными предметами разложить карточки с цифрами. Пусть вверху находится цифра, которую мы должны получить в сумме. А внизу будут разложены все варианты количества предметов и в разной последовательности.
«One, two, three, four, five» или цифры на английском языке
Без чего не может обойтись человек, начинающий изучать английский? Что должен выучить ваш ребенок к школе? Без чего вы даже не можете сказать, который час сейчас? Конечно же, без цифр. Выучить цифры на английском языке довольно-таки просто. Можно заучивать их с помощью интересных цветных картинок, можно петь как песню, можно запоминать как скороговорку – простор для фантазии и творчества!
Как назвать цифры на английском языке
Перечислим основные цифры на английском языке:
- 0 – zero – ноль;
- 1 – one – один;
- 2 – two – два;
- 3 – three – три;
- 4 – four – четыре;
- 5 – five – пять;
- 6 – six – шесть;
- 7 – seven – семь;
- 8 – eight – восемь;
- 9 – nine – девять.
Не поддаются общим правилам образования такие числа:
- 10 – ten – десять;
- 11 – eleven – одиннадцать;
- 12 – twelve – двенадцать;
- 100 – hundred – сто;
- 1000 – thousand – тысяча.
Как правильно произносить их на английском языке?
Правильно произносить цифры, да и все остальные слова английского языка можно, только зная транскрипцию. Транскрипция – это особая запись слова так, как оно произносится (например, русское слово «рисоваться» транскрипционно можно записать как ). Да и учить английские цифры с транскрипцией гораздо легче, чем без нее. Вот как читаются английские цифры:
- 0 – zero – ;
- 1 – one – ;
- 2 – two – ;
- 3 – three – ;
- 4 – four – ;
- 5 – five – ;
- 6 – six. – ;
- 7 – seven – ;
- 8 – eight – ;
- 9 – nine – ;
- 10 – ten – ;
- 11 – eleven – ;
- 12 – twelve – ;
- 100 – hundred – ;
- 1000 – thousand –.
Но что делать, если вы не знаете, как читается транскрипция? Для тех, кто только-только собирается с нуля выучить английский, цифры с русской транскрипцией очень пригодятся:
- 0 – zero – ;
- 1 – one – ;
- 2 – two – ;
- 3 – three – ;
- 4 – four – ;
- 5 – five – ;
- 6 – six – ;
- 7 – seven – ;
- 8 – eight – ;
- 9 – nine – ;
- 10 – ten – ;
- 11 – eleven – ;
- 12 – twelve – ;
- 100 – hundred – ;
- 1000 – thousand – .
Все возможные числа, самые большие, которые только можно себе представить – это всего лишь комбинации девяти цифр, от нуля до девяти. Числа образуются по особым правилам.
Ход занятия:
1)Работа с натуральным рядом чисел.
«Назови пропущенное число», «Соседи».
В: Что можете сказать о числе 2?
Д: Число 2 стоит в натуральном ряду на втором месте, оно больше предыдущего числа на 1 на один и меньше последующего числа 3 на один. Чтобы получить число 2, надо 1+1 или из 3-1.
В: Молодцы!
2) Мотивация.
В: Ребята, я сегодня пришла на работу и поднимаясь в свою группу встретила девочку старшей группы, она была расстроена. Спросив, что случилось, сказала, что не может разгадать одну загадку. Я предложила ей помощь. И сейчас на занятии с вами мы попробуем разобраться в этом деле.
3) Выход на тему занятия.
В: Мышки кошек испугались,
По углам все разбежались:
Одна – в ящик,
Две за ней.
Сколько спряталось мышей?
Д: 3.
В: Да, вы быстро решили задачу, НО девочка сказала, что ей как можно больше нужно узнать о числе.
В: Кто же скажет, чем мы сегодня с вами будем заниматься на занятии?
Д: ….(выслушать варианты ответов)
В: Сегодня с вами мы узнаем, как составить число 3 из меньших чисел или по другому – состав числа 3. А в конце занятия мы должны рассказать, что же узнали о числе 3, чтобы я передала ей.
В: Но в начале отдохнем.
Физкультминутка
Пять веселых домовых
Праздничною ночью
Разгулялись чересчур.
Встали на цыпочки
Один закружился в вальсе
А второй споткнулся и нос расквасил.
Третий прыгал до небес
С неба звезды цапал.
А четвертый топал как Мишка косолапый
Пятый пел до хрипоты
Песенку за песенкой.
Этой ночью домовым
очень было весело.
4) Изучение нового материала
В: (по ходу чтения выставлять соответствующее число предметов, такие же операции выполняют дети)
На поляне у дубка
Крот увидел два грибка.
А подальше, у осины,
Он нашел еще один.
В: Кто ответить нам готов?
В: Как получили число 3?
Д: К 2 грибам прибавили еще 1.
В: Правильно, а давайте подумаем, как еще можно получить число3?
(работа с раздаточным материалом, составление числа 3 разными способами: 3 треугольника; 1 квадрат и 2 треугольника; 2 квадрата 1 треугольник)
В: Что вы сейчас делали мы запишем
1+1+1 1+2 2+1
(Вывод)В: Выполняя это задание мы с вами узнали, как можно получить число 3 из меньших чисел.
В: Сколько же единиц в числе 3? (Показать на пример 1+1+1)
Д: 3
В: Молодцы! А давайте еще одну загадку разгадаем, вы так хорошо сегодня работайте и мне кажется, что быстро от гадайте!
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки,
Догадайтесь без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Д: Три медведя.
В: Какие вы еще сказки знаете, где встречается число три?
Д: Три поросенка, 3 богатыря….
В: Умнички! А сейчас встанем и поиграем! «Найди себе пару».
(Разделить детей на две команды,
Первая команда: у них в руках картинки с предметами (4 стула, 5 мячиков, 6цветочков….)
Вторая команда: у каждого в руках числа (у кого-то 5, у кого-то4….)
Включается музыка и дети должны найти друг друга (ребенок у кого картинка с 4 стульями ищет себе пару с числом четыре….)
Вывод: Играя в эту игру повторили состав числа от 1 до 10.
Задание на оставшееся время. Если времени не осталось, то сразу переходим к рефлексии.
В: Сейчас я проверю вашу внимательность!
— На тополе 3 больших ветки. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько всего яблок на тополе? (нисколько, т. к. яблоки на тополе не растут).
— У круга 3 угла, а у треугольника 4 угла. У какой фигуры больше углов и на сколько? (у круга углов нет, у треугольника 3).
— Наступило лето. Ребята в первый день недели, в пятницу, решили покататься на лыжах по снегу. (Летом нет снега, первый день недели – понедельник).
В: Какие же мы все внимательные! Вас уже очень трудно обмануть!
Рефлексия.
В: Кто вспомнит какая задача перед нами стояла сегодня на занятии?
Д: Узнать побольше о числе 3.
В: Как вы думайте, мы сможем теперь помочь девочке из старшей группы?
Д: Да, мы можем ей рассказать о составе числа 3 и разгадать ее загадку.
1+1+1
1и2 2и1
Д: Мы еще узнали, что число 3 состоит из 3 единиц.
В: Спасибо за вашу активность и внимательность!
Состав числа 10
Главное умение, необходимое фокуснику – это ловкость рук. Руками он может двигать предметы, не прикасаясь к ним, доставать предметы из воздуха и многое другое.
Сколько пальцев на обеих руках фокусника? Правильно 10.
Как ты узнал, что у него 10 пальцев?
Верно, у тебя их тоже 10. Сейчас мы на пальцах выучим состав числа 10.
Положи руки перед собой. Пересчитай, сколько пальцев на одной руке. А потом на второй. Что у тебя получилось?
Правильно, пять пальцев на одной руке и пять пальцев на второй.
Значит 10 – это 5 и 5.
Теперь рассмотрим другие комбинации. Посчитай только большие пальцы.
Их 2. А сколько остальных пальцев? Правильно, 8.
Значит, 10 – это 2 и 8.
А теперь посчитай все пальцы левой руки и большой палец правой руки вместе.
Получилось 6. Сколько осталось пальцев на правой руке? Точно, 4.
Значит, 10 – это 6 и 4.
А теперь покажи знак «ок» и посчитай, сколько пальцев торчат вверх, а сколько зажаты.
Получилось 3 и 7.
Значит, 10 – это 3 и 7.
Все отлично. Мы рассмотрели все комбинации!
Обязательно не забудем о том, что 9 и 1 тоже 10. Мы это выучили, когда познакомились с порядком образования числа 10.
Давай теперь все еще раз повторим и обобщим.
10
9 и 1 или 1 и 9
8 и 2 или 2 и 8
7 и 3 или 3 и 7
6 и 4 или 4 и 6
5 и 5
Чтобы получше запомнить состав числа 10, выполни задание. На этой картинке найди все пары чисел, которые являются составляющими числа 10.
Почаще вспоминай состав числа 10, пересчитывая пальцы на руках. Тебе эти знания очень пригодятся в дальнейшем при решении сложных примеров.
Почему эти методы плохо работают у дошкольников?
Чтобы понять, почему для дошкольников данные методы подходят плохо, надо немного углубиться в особенности дошкольного возраста
Так, процесс запоминания у дошкольника непроизвольный, равно как и внимание. При этом способ мышления развивается от наглядно-действенного (в раннем дошкольном возрасте) к наглядно образному (ближе к 7 годам)
То есть, чтобы что-то запомнить, ребенку-дошкольнику требуется сначала многократно оперировать реальными предметами, а потом – их образами. А числа – абстрактны, и потому запомнить их для ребенка очень сложно. И даже запомнив, он будет путаться, потому за числом не будет стоять образ.
Занятия с числовыми карточками
Числовые карточки – картинки, где количество предметов соответствует определенному числу.
Именно с этих карточек лучше всего начинать знакомство с составом чисел, потому что данный способ наглядный и более доступный. Вот пример таких карточек:
Для начала следует объяснить ребенку, что такое сложение: прибавляя к одному числу другое, мы получаем третье число. Лучше всего это продемонстрировать на небольших предметах (конфетах, пуговках, камушках, карандашах и т.д.) или карточках: например, на одной нарисовано 2 банана, а на другой 3 апельсина. Если их сложить вместе, сколько всего получится фруктов? Ребенок пересчитывает все фрукты и называет сумму. А вместе с тем, постепенно запоминает, сколько будет, если сложить те или иные числа.
После того, как появилось понимание процесса сложения разных предметов, можно браться за состав числа. Взрослый называет количество предметов, которое должно получиться в итоге и вместе с ребенком они собирают разные комбинации. Начать лучше с маленьких чисел и постепенно увеличивать.
Например, нужно собрать 4 яблока. Предлагаем ребенку карточку, где нарисовано только 1 яблоко и спрашиваем, какую еще нужно выбрать, чтобы яблок в итоге стало 4. Затем берем карточку с изображением 2 яблок и задаем тот же вопрос. Таким образом, перебираются все возможные комбинации.
Постепенно можно переходить к большим числам, где количество комбинаций будет увеличиваться. При многократном повторении состав каждого числа укладывается в памяти и потом воспроизводится уже механически.
Состав чисел от 1 до 10 тренажер распечатать
Потренеруйте детей для успешного закрепления состава числа от 1 до 10:
Состав числа 1 домик тренажер
□ | 1
Состав числа 2 домик тренажер
- □ | 1
- □ | 2
Состав числа 3 домик тренажер
- □ | 1
- □ | 2
- □ | 3
Состав числа 4 домик тренажер
- □ | 1
- □ | 2
- □ | 3
- □ | 4
Состав числа 5 домик тренажер
- □ | 1
- □ | 2
- □ | 3
- □ | 4
- □ | 5
Состав числа 6 домик тренажер
- □ | 1
- □ | 2
- □ | 3
- □ | 4
- □ | 5
- □ | 6
Состав числа 7 домик тренажер
- □ | 1
- □ | 2
- □ | 3
- □ | 4
- □ | 5
- □ | 6
- □ | 7
Состав числа 8 домик тренажер
- □ | 1
- □ | 2
- □ | 3
- □ | 4
- □ | 5
- □ | 6
- □ | 7
- □ | 8
Состав числа 9 домик тренажер
- □ | 1
- □ | 2
- □ | 3
- □ | 4
- □ | 5
- □ | 6
- □ | 7
- □ | 8
- □ | 9
Состав числа 10 домик тренажер
- □ | 1
- □ | 2
- □ | 3
- □ | 4
- □ | 5
- □ | 6
- □ | 7
- □ | 8
- □ | 9
- □ | 10
Подписывайтесь на блог автора сайта@mama7ya.ru
Тренажер состава чисел от 1 до 10 можно распечатать и проверять скорость заполнения и правильность вставленных цифр в пустые окошки.
Дидактический материал для ознакомления с составом числа из единиц в старшей группе
Нелля Ткаченко
Дидактический материал для ознакомления с составом числа из единиц в старшей группе
Дидактический материал для ознакомления
с составом числа из единиц в старшей группе.
ЦЕЛЬ:
Формирование представлений о составе числа в пределах первого пятка.
ЗАДАЧИ:
— закрепить,-
— представления о числах и цифрах в пределах первого пятка;
— развивать,-
— представления, что все числа составляются из единиц;
— представления, что количество единиц в разных числах различно;
— внимание, зрительное восприятие, память, логическое мышление;
— мелкую моторику;
— воспитывать,-
— организованность;
— сосредоточенность;
— интерес к математическим играм;
Счетная деятельность у детей пятилетнего возраста в процессе систематического обучения уже объективно совершенна. Изучение состава числа из единиц в старшей группе – это подготовка к освоению вычислительного приема – присчитыванию и отсчитыванию по единице.
Изучение состава чисел из единиц необходимо начинать от анализа состава множества из элементов к составу числа из единиц, при этом надо быть последовательным, не торопиться, именно с пятка – с каждого числа –от 2 до 5 (2,3,4,5)
. В качестве наглядногоматериала подбирается группа одного вида предметов, в которой каждый отличается друг от друга качественными признаками (например, цветом, размером) . Так же, в последующем, используются предметы,объединенные одним понятием, например, игрушечные комплекты одежды, посуды, мебели и т. п. Наряду с сюжетными предметами можно использовать модели геометрических фигур, полоски бумаги разной длины и величины и т. д. Необходимо научить детей, рассматривая множества, рассказывать, как эта группа составлена, называть каждый элемент и их общее количество.
Например:
«Число 4 составлено так: 1 зеленый кружок, 1 красный кружок. 1 желтый кружок, 1 синий кружок – всего 4 кружочка».
Пересчитав 4 кружочка, ребенок должен рассказать, как составлено «это четыре»
, подчеркивая количественныйсостав: один – зеленый, один – красный, один – желтый, один – синий, всего – четыре. Предлагая детям выполнять задания с различными видами групп предметов, надо просить рассказывать, как составлена группа, сколько в ней разных предметов и сколько их всего, называть и предметы и их количество. Постепенно от более конкретных вопросов надо переходить к общим – «Сколько ты взял? Сколько … всего? Как у тебя получилось… (например, 5, карандашей?»
Изучая количественный состав числа из единиц, надо обратить внимание детей, что единица может отражать не только отдельный предмет, а может быть отражением целой группы предметов. Например, предложить детям рассмотреть множество геометрических фигур и ответить на вопросы,-. — Из каких частей составлено это множество? («Составлено из трех частей»
— Из каких частей составлено это множество? («Составлено из трех частей»
— Назовите цвет и количество частей данного множества. («В данном множестве три части разного цвета: одна часть – треугольники красного цвета, одна – треугольники синего цвета, одна – треугольники зеленого цвета. Всего три части».
— Из скольких единиц состоит число три? («Из трех отдельных единиц»
).
В данном задании дети должны осознать, что единица может отражать не только один отдельный предмет, но и одну группу предметов.
В процессе ознакомления детей с составом числа из единиц, можно использовать словесные упражнения,-
— на полянке собрались лесные животные: один заяц, один ежик, одна белочка. Сколько всего собралось животных на полянке в лесу? По сколько разных лесных животных собралось на полянке и т. д.
И другие задания, например,-
— подберите пять треугольников разного цвета;
— нарисуйте три разные геометрические фигуры;
— поставьте на стол четыре разные куклы и тд.
Ознакомление детей с составом числа идет в последовательной системе занятий, что создает условия для образования новых связей, формирующих знания детей о количественном составе, что в свою очередь является подготовкой к вычислительной деятельности.
Наиболее распространенные методы
Если ввести такой запрос в поиске или задать педагогу, чаще всего порекомендуют:
- Таблицу состава числа
- Числовые домики
Первый способ подразумевает чисто механическое заучивание. То есть ребенок, имея перед глазами квадратную табличку, путем многократного повторения зазубривает, из каких двух компонентов состоит каждое число в пределах первого десятка.
А дальше идет отработка быстрого воспроизведения на многочисленных примерах. Работает способ? Работает. Быстро? Сильно зависит от особенностей памяти ребенка. У кого-то механическая память развита хорошо – и он запомнит буквально за пару дней.
Второй способ имеет под собой некий игровой момент. Есть десять (или девять) домиков. Каждый имеет номер. И этажи, на каждом из которых «живут» два числа, в сумме составляющие номер дома.
Ребенок изучает домики по одному и потом путем многократного повторения запоминает состав числа, заполняя домики с пропусками или пустые.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами познакомимся с составом числа 5
Но сначала, чтоб настроится нам с вами на работу, давайте поиграем в игру «Цветок».
И. п.: руки на затылке, локти сведены (нераспустившийся цветок).
1. Медленно поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх и в стороны — вдох (цветок распустился).
2. Вернуться в исходное положение-выдох.
Молодцы!
А сейчас отгадайте загадку
Стоят в поле сестрички —
Жёлтый глазок, белые реснички. (ромашка)
Посмотрите на стол, с нашей ромашкой случилась беда у неё нет лепестков, давайте поможем ромашке
Педагог задает вопросы:
Сколько всего лепестков? У нас получилось (4)
По сколько лепестков каждого цвета мы взяли?
Посмотрите, а у меня есть ещё лепесток, и мы добавим к нашему цветку ещё один лепесток.
Сколько сейчас у нас лепестков? (5) Правильно.
Как мы составили число 5?
Если из этих лепестков составить цветок, то он будет? (пятилепестковый цветок).
А сейчас садитесь за столы.
1. Игровое упражнение «Составим число».
Ребята посмотрите на доску.
Что вы видите на доске?
А какое сейчас время года? (зима)
Антон подойди к доске и выбери нам картинки с зимующими птицами.
Педагог задает вопросы:
• Сколько всего картинок ты отобрал? (4) Молодец.
Посмотрите, а у меня есть ещё одна картинка, давайте добавим картинку к другим
• Сколько сейчас картинок с птицами? (5)
• Какое число мы составили?
• Как мы составили число 5?
Педагог хвалит детей.
2. Физминутка «Летает, не летает».
Воспитатель называет предметы и живые и не живые.
Если предмет летает, дети делают взмахи руками
Если не может – не поднимают руки.
Самолёт, стул, стол
Воробей, Дерево, Ракета
Камень, стрекоза, муравей.
Отдохнули, садитесь.
3. Слуховой диктант.
Посмотрите у вас на столе лежит досточка и пенал с геометрическими фигурами
Загадки о геометрических фигурах
Он похож на колесо,
А еще на букву О.
По дороге катится
И в ромашке прячется.
Нрав его совсем не крут.
Догадались? Это — (круг)
положите
*• Круг в правый верхний угл;
Из него мы строим дом.
И окошко в доме том.
За него в обед садимся,
В час досуга веселимся.
Ему каждый в доме рад.
Кто же он? Наш друг — (квадрат)
• Квадрат в левый нижний угл;
Горы на него похожи.
С детской горкой тоже схож.
А еще на крышу дома
Очень сильно он похож.
Что же загадала я?.(треугольник)
• Треугольник в правый нижний угл;
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно –
Получился бы. (овал)
• Овал в верхний левый угл;
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник –
Стал квадрат… (прямоугольник).
• Прямоугольник в середину.
Вопросы детям:
• Где положили круг? Квадрат? Треугольник? Прямоугольник? Овал?
• Сколько всего положили геометрических фигур?
Похвала.
4. Гимнастика для глаз (автор Н. И. Чистякова).
Для снятия напряжения глаз педагог проводит гимнастику для глаз.
«Стрельба глазами» (отводить глаза до упора влево — вправо) 8 раз.
«Мотылек»— веки как «крылья бабочки» (быстро и легко моргать глазами).
5. Словесная игра «5 волшебных органов».
Закрепляет состав числа 5 из единиц, через игру.
Педагог предлагает детям вспомнить названия 5-ти волшебных органов человека.
Загадки:
Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет
Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят.
Наше тело покрывает,
От ненастья защищает,
Будем чаще ее мыть,
Чтобы нам красивей быть.
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле.
Вопросы:
– Зачем человеку нос?
– Зачем человеку язык?
– Зачем человеку кожа?
– Зачем человеку уши?
– Зачем человеку глаза?
– Молодцы!
Игровое упражнение «Что где находится»
Педагог задает вопросы:
• Впереди кого ты сидишь?
• Слева от кого ты сидишь?
• Кто сидит сзади тебя?
• Что находится справа от меня?
Вопросы:
– А что было трудного?
Стихотворения-считалки для обучения счету
Раз, два, три, четыре, пять — Всё могу я сосчитать: И салазки на горе, И коляски во дворе, И девчонок, и мальчишек, Их сестрёнок, и братишек, И прилавки в гастрономе, И окошки в нашем доме.
Раз, два, три, четыре, пять — Всё могу я сосчитать, Кроме звёзд и мотыльков, Кроме трав и облаков, Кроме скачущих дождинок И весенних звонких льдинок…
Мне считать их неохота: Сбиться я могу со счёта! (М. Пляцковский)
Ослика мама учила считать: «Хвостик — один, начинай повторять». Ослик упрямо кивал головой: «Что ты считаешь? Ведь, хвостик-то — мой!».
«Твой-то он — твой, но, ведь, он же, один!» «Хвостик — один», — соглашается сын. «Ну, наконец-то! А сколько ушей? Ну, не упрямься, считай поскорей!».
Ослик считает: «Вот ухо одно, Вот и второе: два уха! Смешно!». «Что ж тут смешного? Теперь посмотри: Хвост плюс два уха получится три!».
«Сколько же ног? Сосчитать помоги! Только передних одних две ноги!». «С задними быстро двумя их сложи, Сколько получится? Ну-ка, скажи!».
Ослик задумался: «Сколько же ног?» «Медленно что-то считаешь сынок! К двум своим ножкам прибавь ещё две!». “Будет четыре«,- ей ослик в ответ.
«Дальше, сынок, продолжаем считать: Ножки плюс хвостик получится…?» «Пять!». «Если же с ушками ножки сложить, Сколько получится, ослик? Скажи!».
«Ножки и ушки легко перечесть: Два плюс четыре получится шесть!». Стала тут ослика мама хвалить: «С хвостиком всё это можешь сложить?».
«Ослик, немного осталось совсем: Складывай всё! И получится…?» «Семь!». «Ослик, ну что, ж, ты упёрся опять?». «Мама, мне нечего больше считать!».
«Ноги посчитаны, уши и хвост. Что там осталось?» «Прибавь ещё нос!». «Сколько получится с носом, сынок?» «Восемь! Уж я сосчитал всё, что мог!»
«Всё ли? А глазки? Их тоже, ведь, два! И, несомненно, одна голова!». «Голову с ножками если сложить, Глазки и ушки ещё приложить,
«Девять получится!». «Верно сынок! Ты с арифметикой справится смог! Ослик, чтоб дальше нам в счёте пойти, Надо добраться нам до десяти.
«Так, продолжаем: два уха и нос, Ножки четыре, два глаза и хвост, Всё это вместе сложи, наконец!» «Десять получится!». «Вот молодец!».
«Ослик, как видишь, задачка проста. В следующий раз досчитаем до ста! (А. Гольцева)
По опушке шла лисичка: Раз — в корзинке земляничка, Два — как небо голубика, Три — румяная брусника, А четыре — вот морошка, Пять — смородины немножко, Шесть — как бусинка калина, Семь — как солнышко рябина, Восемь — в лапке ежевика, Девять — синяя черника, Десять — сочная малина. Вот и полная корзина!
Раз — рука, два — рука — Лепим мы снеговика! Три — четыре, три — четыре, Нарисуем рот пошире! Пять — найдём морковь для носа, Угольки найдём для глаз. Шесть — наденем шляпу косо. Пусть смеётся он у нас. Семь и восемь, семь и восемь — Мы сплясать его попросим. Девять, десять — снеговик Через голову — кувырк! Ну и цирк!
Числа от 1 до 100. Состав числа. Круглые числа
Предыдущее и последующее число
Предыдущее число — то число, которое при счете следует перед данным числом.
56, 57
Последующее число — то число, которое при счете называют сразу после данного числа.
56, 57
Однозначные и двузначные числа
Вспомни, что каждая цифра в записи занимает определенное место.
Единицы стоят на первом месте справа.
Десятки стоят на втором месте справа.
Однозначные числа записываются ОДНОЙ цифрой: 5, 9, 2, 5.
Двузначные числа записываются ДВУМЯ цифрами: 54, 91, 42, 85.
Самое маленькое однозначное число — .
Самое большое однозначное число — 9.
Самое маленькое двузначное число — 10.
Самое большое двузначное число — 99.
Состав двузначного числа
Всего на рисунке 35 палочкек.
35 = 3 дес. 5 ед.
35 = 30 + 5
Состав числа 35 — 3 дес. 5 ед.
Красных палочек 12.
12 = 1 дес. 2 ед.
12 = 10 + 2
Состав числа 12 — 1 дес. 2 ед.
Синих палочек всего 23.
23 = 2 дес. 3 ед.
23 = 20 + 3
Состав числа 23 — 2 дес. 3 ед.
Теперь научимся представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Какие разряды выделяют в двузначных числах?
В двузначных числах выделяют разряд десятков и разряд единиц, то есть двузначное число можно представить следующим образом:
десятки + единицы
В числе 35 три десятка и 9 единиц:
35 = 30 + 5
Сравнение двузначных чисел
Числа 42 и 24 похожи тем, что в их записи использованы одинаковые цифры: цифра 4 и цифра 2. Но цифра 4 для числа 42 означает десятки, а для 24 — единицы, цифра 2 для числа 42 означает единицы, а для 24 — десятки.
Число | 42 | 24 |
Количество десятков | 4 | 2 |
Количество единиц | 2 | 4 |
42 > 24
1. Сравнение двузначных чисел всегда начинается с десятков.
2. Если количество десятков одинаково, тогда переходят к сравнению единиц.
Круглые числа
Числа, которые оканчиваются на 0, называются круглыми. — 60, 30, 20.
или
В разряде единиц у круглого числа — число 0. — 70, 90, 40.
10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100.
10 + 40 = ?
1 дес. + 4 дес. = 5 дес.
5 дес. = 50, значит,
10 + 40 = 50
Десять любых предметов можно назвать – ОДИН ДЕСЯТОК.
Десятками можно считать:
— это 2 десятка — записываю так: 2 дес.
Действия с десятками и единицами
— это 31
Как решить пример 34 + 25?
34 — это 3 дес. и 4 ед.
25 — это 2 дес. и 5 ед.
3 дес. и 4 ед. + 2 дес. и 5 ед. = 5 дес. 9 ед.
5 дес. — 50
50 + 9 = 59
Можно записать короче:
Рассуждаю так:
Число 34 представляю в виде суммы разрядных слагаемых: 30 и 4, число 25 тоже представляю как 20 и 5. Теперь начинаю вычислять:
Сначала складываю единицы:
4 + 5 = 9
Теперь складываю десятки:
30 + 20 = 50
Запись решения выглядит так:
34 + 25 = (30 + 20) + (4 + 5) = 50 + 9 = 59
34 + 25 = 59
Десятки складываются с десятками.
Единицы складываются с единицами.
Как решить пример 38 — 16?
Число 38 — можно представить как 3 дес. и 8 ед.
Число 16 — это 1 дес. 6 ед.
3 дес. 8 ед. — 1 дес. 6 ед. = 2 дес. 2 ед.
38 — 16 = (30 — 10) + (8 — 6) = 20 + 2 = 22
38 — 16 = 22
Можно рассуждать так:
Число 38 представим в виде суммы разрядных слагаемых 30 и 8, а число 16 представим так: 10 и 6. Удобно число 6 вычесть из числа 8, получим 2. Затем число 10 вычтем из числа 30, получим 20. Теперь 2 прибавим к числу 20. Получим 22.
38 — 16 = 22
Вывод:
Десятки вычитаются из десятков.
Единицы вычитаются из единиц.
Мы рассмотрели случаи устных вычислений с двузначными числами.
Познакомиться с письменными приема вычислений (сложением в столбик и вычитанием в столбик) можно в нашем справочнике.
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Задание 22, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть
Задание 28, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть
Задание 79, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть
Задание 111, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть
3 класс
2019 — budu5.com, Буду отличником!
Нашли ошибку?
Связаться с нами
Когда приступать к изучению состава числа
Наиболее подходящий возраст для погружения в тему состава чисел – 6 лет, время подготовки к школе. Но в некоторых случаях вполне уместно начать изучать состав небольших чисел раньше. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка и той базы, которой он уже владеет, а именно:
- навык устного счета (другими словами, нужно уметь присваивать любым предметам порядковый номер);
- навык устного счета в обратном порядке;
- знание графического образа чисел (помнить, как они выглядят визуально и легко узнавать);
- как преимущество – способность самостоятельно записывать число.
К освоению состава числа следует переходить после закрепления вышеперечисленных навыков, чтобы избежать трудностей и непонимания. А значит, начать нужно с изучения цифр от 1 до 10.
Учим состав числа до десяти
Перед тем как научить ребенка составу числа до 10, нужно убедиться, что ребенок:
- считает до 10 в прямом и обратном порядке;
- составляет числа по единицам (два это 1 плюс 1).
Объяснять состав чисел нужно постепенно. Обучение делится на логичные блоки. Начинать нужно с цифр 2 и 3. всевозможных их взаимоотношений и комбинаций. Только потом приступать к четверкам — шестеркам, семеркам — девяткам, десятке.
Арифметические домика подскажут как выучить состав числа до 10 быстро. Также они развивают навык устного счета.
Пример арифметических домиков
Числовые домики представляют собой здания в разное количество этажей с окнами в два ряда. Высота домика зависит от цифры, к которой подбираются всевозможные комбинации.
Важно! Найти домики чисел можно в любом учебнике по математике для дошкольников. Также их можно сделать самостоятельно
На детский стол ложится пустой шаблон домика. На его крыше размещается нужное число. Например, число 6 цифра 6 (занятие для дошкольников). Ребенку объясняются правила: на каждом этаже живет столько жителей сколько написано на крыше. Оговаривается дополнительное условие: на первом этаже в одной квартире живет один человек. Сколько живет в другой квартире?
Когда ребенку будет понятен алгоритм задания, можно «заселить» все этажи домика. Так, со временем малыш выучит все существующие комбинации чисел.
После изучения состава чисел до 10 можно приступать к устному счету.
Важно! Начинать обучать составу числа нужно с самых простых упражнений, результат которых не выходит за рамки десяти. Например, такие задачи — 6+1=7, 5+2=7, 10-4=6
Уроки по устному счету должны быть короткими: по 3-4 примера за один раз.
Детское образование — это будущее детей и их родителей. Благодаря правильным и веселым занятиям, ребенок легко научится счету и составу числа. А каждая минута, проведенная с ребенком правильно, будет полезной и не скучной!