8 советов, которые помогут застенчивому ребенку стать смелее
Содержание:
- Природа детской застенчивости
- Ребенок стесняется в садике: как преодолеть неуверенность?
- Справиться играючи
- Практикуйте с ребенком социальные сценарии
- Почему ребенок начинает стесняться
- «Это не хобби ребенка, а увлечение мам, у некоторых доходит до фанатизма»
- В чём причина?
- Застенчивый подросток
- Как мы можем поддержать застенчивого ребёнка?
- Почему ребенок не хочет носить слуховой аппарат
- Застенчивый ребенок. Как помочь?
- Причины стеснительности на уроке
- Почему ребенок стесняется: загадка для родителей
- Семейный портрет
Природа детской застенчивости
Застенчивое поведение чада устраивает маму и папу. Малыш не вредничает, не хулиганит в садике или школе, ведет себя прилежно и во всем слушается учительницу, не нарушает порядок. За такого малыша не нужно краснеть и оправдываться перед учителями, знакомыми и соседями, застенчивые дети делают все возможное, чтобы избежать лишнего внимания, их чрезмерно волнует, что о них скажут. Они боятся вызвать недовольство взрослых.
Патологическая застенчивость отравляет жизнь малышу. Из-за внутреннего чувства страха ребенок не может нормально общаться с другими детьми, поддерживать дружеские отношения. Это негативным образом сказывается на его самооценке. Очень часто застенчивые личности обладают низкими коммуникативными навыками, а также плохо социализированы. Бывает и так, что их поведение в обществе воспринимается, как неадекватное. Даже будучи взрослыми, застенчивые люди не умеют выстраивать отношения. Из-за этого им трудно найти хорошую работу, устроить личную жизнь, завести определенный круг общения.
Застенчивость проявляется чувством неловкости, болезненной скованностью и всепоглощающим страхом, связанным с необходимостью начать разговор. Эти отрицательные чувства провоцируют развитие стрессовой ситуации, в которой вынужден существовать ребенок
Таким детям кажется, что во время разговора внимание присутствующих полностью сосредоточено на них, и что окружающие только и ждут момента, чтобы раскритиковать их слова и поведение. Застенчивые люди нередко впадают в депрессию, поскольку все время испытывают негативные переживания и настроены на неудачу
Взрослые люди, не преодолевшие застенчивость, часто впадают в депрессию
Застенчивость — качество, которое у многих проявляется по-разному. У некоторых это может быть легкая форма смущения. Другие страдают от тяжелой формы застенчивости, когда из-за внутреннего страха индивид полностью отказывается от общения со сверстниками.
Важно уметь отличать чрезмерную застенчивость от других личностных качеств ребенка. Бывают дети малообщительные по своей природе, предпочитающие спокойное времяпровождение и одиночество
Однако у них не возникает никаких проблем в общении с посторонними. Иногда такое поведение — это результат капризности. Таким способом малыш пытается самоутвердиться среди других детей, занять лидерскую позицию: «Захочу — буду общаться, а захочу — проигнорирую!».
Столкнувшись однажды с проблемами в общении, в дальнейшем кроха может обзавестись защитным рефлексом, выражающимся в непреклонной позиции: «Ну и ладно! Мне это не интересно!». Нередко проблемы с общением возникают у детей, как следствие различных нарушений в развитии речи, заикания, отсутствия навыков общения.
У многих детей с возрастом скромность уменьшается, но проблемы с нормальной коммуникацией по-прежнему остаются, поэтому застенчивые дети в обязательном порядке нуждаются в помощи своих родителей, повышенном внимании и заботе.
Ребенок стесняется в садике: как преодолеть неуверенность?
Если в садике ребенок стесняется не только воспитателей, но и других детей, то важно понимать, является это признаком адаптации к коллективу – или самостоятельной проблемой. В первом случае все нормализуется само, в течение первых месяцев, особенно если в сад малыш будет ходить регулярно, не пропуская его
Во втором – стоит оценить степень стеснительности. Возможно, ребенок стесняется выступать на публике, но в обычной жизни он активен и общителен. Это обычная ситуация. Не все взрослые могут свободно чувствовать себя перед аудиторией, кому-то это в жизни и не требуется.
И все же, если хочется, чтобы ребенок был в садике более активным и раскованным, стоит повысить его уровень уверенности и снизить тревожность. Выступать на публике можно сначала дома, перед родителями, бабушками и дедушками, разыгрывая сценки или рассказывая стихи. Большим интересом пользуются и фокусы, только их сложность должна соответствовать возрасту.
Что делать, если ребенок стесняется?
Для начала, не надо внушать ребенку, что стесняться – плохо, и что он всеми силами должен преодолеть эту черту, а иначе… Страшилки родителей повышают тревожность, это снижает самооценку малыша, и он еще больше замыкается. Порочный круг.
Cтоит принять стеснительность ребенка как данность и перестать пытаться ежедневно повлиять на его характер, переделать. Ваш ребенок стеснительный? Это не плохо и не хорошо, это просто есть. Не факт, что так будет всегда, но сейчас – это так. Многие взрослые, в детстве страдавшие от своей стеснительности вспоминают не о том, что стеснялись, а о том, как этим были недовольны их родители.
Затем было бы неплохо повысить общую уверенность ребенка в себе, своих силах и способностях. Это наиболее эффективный способ научить ребенка не стесняться. Постоянно хвалите его за малейшие положительные сдвиги в поведении, и главное, своим примером показывайте, как хорошо быть раскованным и свободно общаться. Если из-за неуверенности в своих знаниях ребенок стесняется отвечать на уроке – поработайте над проблемным предметом, объясните непонятые темы или наймите репетитора. Самый простой способ решить эту проблему — заинтересовать ребенка предметом, показывая ему интересные фильмы или рассказывая об удивительных фактах, связанных с ним. В помощь заботливым родителям школьников созданы энциклопедии в аудиоформате, которые можно слушать, например, в дороге.
Справиться играючи
Преодолеть детскую зажатость и нерешительность поможет игровая терапия. Предлагаем несколько игр, направленных на коррекцию застенчивого поведения малыша: они научат его свободно выражать эмоции и озвучивать свое мнение, общаться, импровизировать и снимать физическое напряжение.
«Давай поговорим!»
Предложите ребенку: «Давай поговорим? Я бы хотел стать волшебником (дрессировщиком, Фантомасом, дворником)!». «Почему?», — спросит кроха. Ответьте на все его вопросы, а потом ненавязчиво задайте свои.
«Рычи, лев, рычи!»
Упражнение можно выполнять как с одним ребенком, так и с группой детей. Скажите: «Мы — стая львов! Устроим соревнование: кто громче всех рычит?». По команде («Рычи, лев, рычи!») дети должны будут громко зарычать. Тот, чей рык был слышен лучше других, побеждает.
«Пойми меня!»
Запаситесь сборником стихов Агнии Барто («Бычок», «Мишка», «Мячик», «Зайка» и др.). Строчку за строчкой читайте стихотворение, а ребенок должен мимикой и жестами иллюстрировать описываемые события, действия и эмоции.
«Чья походка?»
По очереди имитируйте, как ходит: годовалый малыш, старушка, кошка или собака, акробат в цирке и т.п. Сначала потренируйтесь перед зеркалом, а потом играйте на «угадывания».
«Преображение»
Замкнутость и зажатость можно обхитрить, если дать ребенку возможность выразить себя, выдав за кого-то другого. Сделайте сами или купите несколько масок (животных, любимых персонажей мультфильмов, супергероев). Пусть малыш выберет маску, придумает себе имя, род занятий. Покажите ему, как можно говорить «чужим» голосом, и начинайте вместе «рассказывать» историю.
Больше полезных материалов о семейной психологии — в нашем канале на .
Практикуйте с ребенком социальные сценарии
Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.
Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение»сочини рассказ». Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».
«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».
«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.
Почему ребенок начинает стесняться
Часто в семье задаются вопросом почему ребенок начинает стесняться? Психологические особенности застенчивых детей показывают, что их внутренние переживания гораздо серьезнее внешних проявлений. Как родителям понять, что у них действительно застенчивый ребенок, и каковы пути преодоления застенчивости? Выявить проблему помогут несложные тесты. Диагностика застенчивости у детей дошкольного возраста легко проводится в домашних условиях.
Кукольный тест для дошкольников
Стеснительные ребята избегают обсуждений внутреннего мира, но охотно соглашаются поиграть с родителями. Это хороший прием, помогающий выявить проблему и помочь ребенку преодолеть застенчивость. Выбирается мягкая игрушка (например, мишка). Остальные игрушки – дополнительные персонажи, в главной роли действуют то ребенок, то взрослый. Предлагаются различные сценарии взаимодействия, например:
Давай познакомимся. Ребенок управляет игрушкой. Медвежонок смелый, веселый, ему предстоит первым подойти к играющей компании, поздороваться, познакомиться. Задаются вопросы:
- Что будет делать мишка, если не примут играть?
- Что скажет другим игрушкам, чтобы войти в игру?
- Примет ли приглашение в игру, в гости?
Давай поиграем. Роли меняются. Теперь взрослый управляет действиями главного героя (медвежонка). Зверек «отказывается» играть, общаться. Взрослый задает вопросы типа:
- Почему медвежонок отказался играть?
- Он любит игры?
- Ему нравится быть одному?
- Почему он отказался пойти в гости?
Ответы застенчивого ребенка будут подробными и информативными, в какой-то степени раскроют глубину проблемы.
Важно! Стеснительные ребята, играя, часто представляют собственных персонажей общительными и дружелюбными, умеющими поддержать беседу
Именно на эти качества нужно обратить внимание дошкольника, чтобы показать застенчивому ребенку, как преодолеть страх общения
Тест для младших школьников
Ребятам постарше предлагаются школьные ситуации. Свое волнение по их поводу нужно оценить по шкале от 1 до 10.
Примерные варианты предлагаемых ситуаций:
- Забытая дома спортивная форма.
- Предложение участвовать в неизвестной игре.
- Необходимость войти в класс после звонка.
- Насмешка одноклассника.
- Запачканная одежда.
- Неправильный ответ на уроке.
- Непонятная новая тема урока.
- Требования участвовать в школьном мероприятии.
Проставленные баллы позволяют проанализировать степень застенчивости.
«Это не хобби ребенка, а увлечение мам, у некоторых доходит до фанатизма»
Татьяна Волкова, мама 10-летней Ирины.
— Иришка с 4 лет занималась танцами и сразу попадала на большие концерты, телевидение, сцены не боялась. Но лет в 6 я заметила, что у нее появились некоторое стеснение и робость. Тогда подумала, что было бы неплохо еще добавить что-нибудь, выбор пал на модельное. Мы пошли в коммерческое агентство, Ира прошла кастинг, и первый же ее показ попал во многие СМИ. Из сотни детей ее выбрали на первые полосы, — вспоминает Татьяна.
По ее словам, в дальнейшем картина оказалась не такой радужной, поэтому через два года и после выигрыша двух конкурсов девочку перевели в Национальную школу красоты.
— Это дало свои плоды: Ира заняла 1-е место в республиканском конкурсе «Подиумный шаг». Перестала бояться камеры, уверенно стала вести себя в жизни. Она действительно любит сцену. Это замечают камеры, поэтому все показы Иры попали крупным планом на телевидение и в прессу. Мы уже собрали целый архив передач, новостей, интервью и журналов.
На счету 10-летней Иры — десятки показов, которые в рамках учебной программы предлагает модельная школа. Из самых крупных в этом году — Christmas Fashion Show, тогда юная модель попала на первые полосы в роскошном платье. После показа одежды белорусских дизайнеров в Лошицком парке этим летом девочка дала интервью телеканалу «ТВ-3», даже пресса Китая отметила ее снимки и дефиле.
— Сьемки для журналов проходят постоянно. Последние публикации появились в зарубежных Madison Fashion, Elegant Magazin, Katwalk, Selin, Ikon и других. Иришку можно увидеть в белорусском глянцевом журнале DOMIK, российских Kids Fashion, Bambini. Также ее приглашают на сьемки для различных брендов, — делится Т. Волкова.
Отбор для съемок и показов проходит по-разному. Чаще модель попадает в агентство, а после сам дизайнер решает, утверждать ее ли нет.
— В нашей стране продвижение ребенка-модели, особенно в коммерческих модельных школах, — это на 90 % заслуга ее мамы. Насколько она в теме, как быстро реагирует, как умеет найти, какому агенту предложить чадо. Я бы сказала, что это не хобби ребенка, а увлечение мам, у некоторых доходит до фанатизма, — подчеркивает собеседница. — Для нас с Ириной это только хобби, поэтому все без особых усилий, повезло — значит, участвуем.
Несмотря на значительные затраты финансов и времени, окупается это лишь в редких случаях.
— Ты делаешь ребенка моделью за свой счет в прямом смысле ради красивой картинки. Очень немногие дети у нас на этом зарабатывают. Скорее все мамы — спонсоры: перелет, гостиница, показ, макияж… По поводу прибыльности для агентств и модельных школ — думаю, да
Для родителей пока однозначно нет, за очень редким исключением.
Собеседница отмечает, что важно заранее смотреть, у кого будет сниматься ребенок: как после посещения визажиста выглядят дети, какие работы делает фотограф.
— У нас были удачные сьемки, и их больше, но есть и такие, которые мы не можем показать никому. В Беларуси много прекрасных фотографов, я рекомендую сниматься у разных, так как все по-разному видят ребенка
Есть и удачные команды, к которым мы возвращаемся по нескольку раз, — подчеркивает Татьяна. — Да, многих детей гримируют для показа, плохого в этом ничего не вижу. Каблуки положены только с 12 лет, и то 5 см и только для подиума.
Кроме уверенности в себе, поставленного дефиле и умения позировать на камеру моделинг помогает найти друзей по интересам.
— У нас в школе красоты, чтобы дети не зазнались, с ними работает психолог. Он объясняет, почему нельзя хвалиться, что ты модель, а просто заниматься своим делом и быть доброжелательным, — поясняет мама юной модели.
Татьяна не считает, что уроки моделинга обязательно сделают ребенка популярным.
— Это хорошо только на первых этапах, когда нужны портфолио и опыт. Я бы не преувеличивала влияние этих занятий на популярность ребенка как модели. Да, это дает свои плоды и, возможно, профессию, но не надо быть фанатичным. Много моделей, не имея такой школы за плечами, стали знаменитыми. Если типаж ребенка подходит компании, они его возьмут, а дальше можно научиться. Не обязательно убивать на это годы и ждать контракта. Для своей Ирины я рассматриваю моделинг как хобби и еще одну сторону развития.
В чём причина?
«Все проблемы из детства» – скажут нам психологи.
В период «юношеского максимализма» (когда мы думаем, что станем великими, изменим мир, во время просмотра фильма с каким-нибудь красивым актёром или актрисой грезим, что они будут нашими возлюбленными) для нас важно иметь 5000 друзей «Вконтакте». Ведь с такими цифрами мы будем казаться людям очень общительными, т.е
соответствовать идеалу современного человека.
Этот период может закончиться и в 20 лет (у меня было так), и в 30, а может и продолжаться всю жизнь. Но почему плохо, если он затягивается? А то, что мы не сможем разглядеть, что в действительности нам нужно в жизни.
Я тоже грезила о звезде-красавце и мечтала жить в Питере. Но встретив мужа, я почему-то полюбила свою малую Родину — республику Коми, решила начать учить коми язык, и Питер для меня стал просто интересным городом для посещения, но никак не для проживания. Я поняла для себя известную всем фразу «Хорошо там, где нас нет», потому что пока мы не живём на море, оно нас привлекает. Но жители приморских городов могут его не видеть неделями, потому что надоедает. Я полюбила место, где я родилась, и сама удивляюсь этому. Почему? Потому что мне здесь хорошо, здесь мой любимый, лучшая подруга и мой дом. Здесь я нашла себя и теперь для меня вся показуха о счастливой жизни не требуется.
Но что я всё про себя? Люди могут не выбраться из периода «юношеского максимализма» и всё грезить о несбыточном, когда их счастье рядом. Думать, что надо быть общительным, но приходить с работы убитым и находить спокойствие только в одиночестве. Просто этот человек такой, неразговорчивый, постоянно в себе, но общество вынуждает таких людей быть не собой, а «псевдоидеалом»!
Застенчивый подросток
Застенчивость у подростков может доставить массу проблем, как самому ребенку, так и его родителям. Сегодня дети оценивают своих сверстников в зависимости от популярности. Если подросток следит за модой, имеет много друзей, пользуется современными гаджетами — он популярен, все одноклассники стремятся с ним общаться.
Для девочек в этом возрасте очень важен внешний вид: если школьница не имеет возможности одеваться так, как все, то это угнетающе влияет на ее настроение, вызывая постоянное раздражение и недовольство собой. Нередко, стараясь как-то компенсировать этот, по их мнению, недостаток, подростки начинают курить и употреблять алкоголь. Им кажется, что так они выглядят более взрослыми и независимыми.
Чтобы понять особенности застенчивого ребенка в этом возрасте и попытаться ему помочь, родителям придется быть особенно внимательными и терпеливыми. У подростка настроение меняется в зависимости от скачков его гормонального фона. Также родителям не нужно забывать о том, что чрезмерный контроль и строгость лишь отрицательно воздействуют на подростка, вызывая внутренне желание сопротивляться и бунтовать, способствуя появлению комплексов и страхов.
Важно понимать: чрезмерный контроль негативно действует на подростка
Как мы можем поддержать застенчивого ребёнка?
Когда ребёнок действует исходя из своих инстинктов застенчивости, это даёт подсказку взрослым, что нужно учитывать окружающую обстановку. Привязан ли ребёнок к людям, с которыми его оставляют? Считает ли он их частью своей деревни привязанностей? Инстинкты застенчивости присутствуют в каждом ребёнке и способствуют сохранению законной ведущей роли за ближайшими привязанностями
Каждому ребёнку, когда он застенчив, совершенно необходим взрослый, который поймёт его и примет во внимание следующие стратегии:
Когда ребёнок чувствует, что с ним что-то не так, потому что он не общительный или не вовлечённый, это может вызывать чувство стыда. Нестыдящий подход может потребовать терпения, пока ребёнок не воодушевится и не обвыкнется в новом месте. Это значит не подталкивать его, а поддерживать в шагах вперёд, когда он будет готов сделать их. Когда мои дочери были маленькими, на редких днях рождения им требовалось посидеть у меня на руках некоторое время, прежде чем они чувствовали себя достаточно комфортно, чтобы принять участие в играх с другими приглашёнными детьми.
2. Позвольте ребёнку играть.
Чем более развитой становится личность, тем больше у неё появляется сил, чтобы самовыражаться и пробиваться сквозь инстинкт застенчивости. Развитие личности происходит во время игры, где ребёнок может свободно исследовать, открывать и слушать, как эхо его “я” резонирует в окружающем мире. Для того чтобы играть, детям необходимо пространство, свободное от организованных занятий, от школьного обучения и указаний, от устройств, которые развлекают их или дают информацию, и от давления по поводу результатов и производительности.
Дети могут играть, когда их жажда контакта и близости утолена и когда они могут считать само собой разумеющимся, что взрослые позаботятся о них. Также поможет, если родители терпеливо разговорят ребёнка и выслушают его видение окружающего мира
Слишком часто застенчивый ребёнок уступает более разговорчивым детям, перехватывающим внимание взрослых. Если уделить время тихим детям, у которых тоже богатый внутренний мир, это поспособствует процессу их индивидуации как независимых личностей. 3
Сватайте их взрослым из деревни привязанностей
3. Сватайте их взрослым из деревни привязанностей.
Сватовство – это ритуал привязанности, служащий для представления ребёнка взрослым из его “деревни”, которые будут заботиться о нём. Родителям необходимо взять на себя ведущую роль в установлении отношений между своими детьми и их бабушками и дедушками, тётями и дядями, учителями, тренерами, стоматологами и педиатрами. Когда стоматолог сказал моей маленькой дочке открыть рот, ответом ему был ледяной взгляд, сжатые губы и руки, скрещённые на груди в знак отказа. Я сказала дочке, что “мамочке нравится этот доктор, и мамочка попросила его помочь поухаживать за её зубками”. Я сказала ей открыть ротик, чтобы он мог почистить её зубки, и она послушалась, хотя и не без сомнений. Детям необходимо ощущать, что существует невидимая матрица взрослых, окружающая их с целью заботы, но именно родители должны возглавить строительство этой “деревни” для них.
Застенчивость – это естественный инстинкт привязанности, который часто рассматривают как недостаток ребёнка, а не как стратегический шаг природы, чтобы сохранить его привязанным к заботящимся взрослым. Несмотря на то, что инстинкт застенчивости никогда не покидает нас, конфликт, который мы ощущаем по этому поводу, вместе со здоровым ростом и развитием являются конечным решением для обретения способности выражать себя более полно. Если мы действительно хотим помочь своим детям справиться с застенчивостью, нам стоит начать с того, чтобы перестать их стыдить за то, что естественно. У природы есть решение, нам же остаётся быть терпеливыми и способствовать условиям для хорошего роста.
Почему ребенок не хочет носить слуховой аппарат
Причин, почему ребенок не хочет носить слуховой аппарат, несколько:
- Плохая настройка громкости слухового аппарата: громкие звуки раздражают ушной канал и вызывают зуд, низкие не дают понимания пользы прибора.
- Ребенок боится искаженных звуков.
- Из-за неправильной настройки уши по-разному слышат. Это сбивает с толку.
- Особенности воспитания и характер ребенка не дают ему смириться с «лишней» деталью на голове.
Ребенок считывает ваше отношение к слуховому аппарату и к реабилитации. Когда он чувствует неуверенность, страх или другие отрицательные эмоции, то относится к прибору соответственно.
Всегда объясняйте малышу, что происходит. В силу возраста он не поймет всю серьезность ситуации, но отреагирует на доброе отношение и любовь
Застенчивый ребенок. Как помочь?
В наши дни исследования говорят о том, что примерно 40% дошколят имеют достаточно высокий уровень стеснительности.
Так как же помочь ребёнку? Вот несколько полезных советов:
Как можно чаще хвалите, целуйте и обнимайте своего ребёнка. Старайтесь участвовать в его жизни и одобрительно относиться к любым его идеями.
- Ни в коем случае не давите. А лучше всего поговорите с ребёнок в непринуждённой обстановке. Объясните ему, что у дружбы есть много плюсов. Также приведите примеры из своей жизни. А дальше постепенно знакомьте его с другими детьми. Во время общения побудьте рядом, чтобы ребёнок меньше волновался. Ваш малыш ложен сам научиться находить себе друзей.
- Позвольте похулиганить. Да да! Но только не пугайтесь. Все дети шалуны и непоседы. Разрешите своему малышу выйти из зоны комфорта и что нибудь сотворить. Но конечно все не должно заходить за границы разумного. А вы должны показать свою самую спокойную реакцию. Тем самым ребёнок поймёт, что может и дальше познавать мир и все вокруг не такое уж и страшное.
- Учитесь договариваться. Будьте дипломатами и никогда не придерживайтесь авторитарного режима. А ваш ребёнок в это время будет нормально развиваться и начнет учиться находить компромиссы.
- Запишитесь в кружок или секцию. Любое общее занятие по интересам со сверстниками поможет раскрепостить застенчивого ребёнка и поможет ему стать более уверенным в себе. А круг единомышленников поможет ему раскрыть новые таланты.
- Ребёнок должен принимать решения самостоятельно. Особенно это касается бабушек. Надо понимать, что наши дети будут жить в этом мире, где ему будет необходимы базовые навыки самообслуживания и самостоятельности. Он должен принимать верные и грамотные решения.
Причины стеснительности на уроке
Если школьник стесняется отвечать на уроке, то это всегда обусловлено определённой причиной. Варианты здесь могут быть следующие:
Неправильная позиция педагога. Дети бывают очень чуткими и подмечают различные нюансы поведения: то, каким взглядом смотрит на них учитель, каким тоном разговаривает, какую позу принимает. И всё это очень влияет на самоощущение ребёнка: иногда едва уловимая насмешка или язвительное замечание ставит в сознании психологический блок. Возникает сильный страх отвечать на уроке.
Если вспоминать школьные годы, то несколько лет у нас вела математику одна учительница. Она была немного неуравновешенной, слишком эмоциональной (позволяла себе выкрики, личностные оценки детей, не связанные с учёбой). И в процессе объяснения нового материала она, как принято, задавала ученикам наводящие вопросы (нужно было поднять руку и ответить). Я же никогда не участвовала в этой дискуссии, хотя прекрасно знала ответы. В голове был какой-то психологический барьер. Правда, когда учительница вызывала меня к доске, я выполняла все задания, однако руку на её уроке никогда не поднимала. При всём этом с другими предметами и педагогами всё было абсолютно нормально (училась я очень хорошо): я часто сама вызывалась отвечать на уроке.
Высокие требования к сыну или дочери со стороны родителей. Они желают, чтобы ребёнок соответствовал их идеальным (часто нереальным) требованиям и не дают ему права на ошибку, ругая и даже наказывая за малейший промах. В результате школьник боится проявить инициативу на уроке (вдруг получит не ту оценку, которую ждут родители).
Так, например, моя родственница ругала своего сына за четвёрки по химии (хотя, все согласятся, что это очень трудный предмет, и далеко не всем дано быть круглыми отличниками) только потому, что сама работала учителем в его школе. А другого мальчика-третьеклассника, приятеля моего сына, мама несколько дней не выпускала из дома за то, что он написал диктант на «четыре», а не на «пять». Вполне естественно, что после такой родительской «заботы» об успеваемости у детей возникают всевозможные комплексы, связанные со школой.
- Слабое знание предмета или непонимание учебного материала. Это, пожалуй, самая безобидная и лёгкая для коррекции причина. Конечно, есть дети, которые всегда бойко отвечают у доски, даже если особо не знают урок. Но многие же, наоборот, предпочитают отмалчиваться, если у них есть пробелы по данному предмету (ребёнок стесняется своего «невежества», тушуется).
- Низкий статус в детском коллективе (аутсайдер в классе). Это серьёзная проблема, влияющая на самооценку и поведение ученика. Сверстники могут обзывать школьника, издеваются над ним, даже проявлять физическую агрессию. Вполне естественно, что такой ребёнок боится выходить к доске: он знает, что каждое его действие будет сопровождаться насмешками. Он предпочитает тихо сидеть, чтобы поменьше привлекать к себе внимания.
- Неуверенность в себе, высокая тревожность в силу особенностей характера и нервной системы (дети-меланхолики и флегматики). Для таких ребят любая просьба или обращение учителя воспринимаются как своеобразный стресс, даже если педагог доброжелательно относится к ученику. Кроме того, причиной переживаний у такого ученика может быть единожды полученный негативный опыт (во время ответа у доски что-то не получилось). И неуверенный в себе ребёнок боится его повторения. Другой случай — дети, медлительные от природы (в поведении и мышлении): им просто трудно быстро реагировать на поставленный вопрос, хотя, если есть время сконцентрироваться, результат может быть хорошим.
Например, на секции карате, куда ходит мой сын, есть мальчик. Когда к нему обращается тренер, он начинает заметно волноваться, нервно переступать ногами (хотя в целом занимается хорошо). Я знаю, что он также стесняется отвечать на уроках в школе, хотя дома с мамой хорошо готовит устные ответы: скорее всего, такая же реакция на взрослого, связанная с неуверенностью в себе, у него и на учительницу.
Комплексы рождаются из-за проблем с устной речью (неправильное произношение отдельных звуков либо заикание). Ученик стесняется лишний раз что-то говорить (ему проще сказать, что не готов к уроку) и замыкается в себе.
Фотогалерея: факторы, вызывающие боязнь отвечать на уроке
Выяснять причину детских страхов нужно с помощью доверительной беседы со своим сыном или дочерью. Если же это не приносит результата (ребёнок замыкается в себе, сковывается), возможно, потребуется обращение к психологу.
В искренней беседе взсролые должны выяснить истинную причину страха школьника
Почему ребенок стесняется: загадка для родителей
У каждого возраста свои особенности. Стеснительность является особенностью дошкольного возраста. В этот период жизни вокруг ребенка появляется много взрослых людей, которых он до этого не знал: воспитатели детского сада, педагоги групп раннего развития, руководители кружков, знакомые родителей, и т.д. естественно, ребенок стесняется взрослых, которых он не знает, особенно если они просят его о каких-либо публичных выступлениях: что-то рассказать, спеть, или даже просто представиться перед группой.
Это сложно подкорректировать. Вы можете до бесконечности внушать ребенку, что стесняться не стоит, однако он раскрепостится только с возрастом, когда освоится в мире. Родители могут лишь ускорить этот процесс, ненавязчиво вводя ребенка в общество. Стеснительного малыша стоит почаще брать с собой в разные интересные места, где много людей, которые не станут проявлять к нему излишнего интереса. Подойдут детские площадки, кафе, даже торговые центры. Видя вокруг себя много чужих людей, ребенок со временем привыкнет, что они не несут для него угрозы и стеснительность постепенно уйдет.
Семейный портрет
Когда ребенок приходит в этот мир, у него не развито чувство понимания своего «я»: кто он? И отношение к нему родителей (или фигур, замещающих родителей) дает возможность сформироваться внутри у него такого понимания. Манера общения родителей с детьми, тип воспитания, принятый в семье, может спровоцировать развитие застенчивости у малыша.
Психологи выделяют четыре типа воспитания:
1. Авторитарный. Это тот тип воспитания, когда родители заставляют ребенка выполнять некие требования, не всегда соотносимые с его возрастом и развитием. Авторитаризм, полностью отрицающий потребности ребенка, может привести к развитию застенчивости. Тут нужно понимать, что застенчивость можно развить и воспитать в ребенке. И воспитать настолько, что из привычки она станет чертой характера. У ребенка формируется ощущение, что они ничего не способен сделать сам, и мир для него опасен. Он понимает: что бы он ни сделал, это всегда будет недостаточно идеально, не достаточно хорошо для родителей. Тогда он будет избегать ситуаций, в которых может испытать тревогу, страх, насилие или реальную опасность.
Самое печальное, что родители, культивирующие такой тип воспитания, искренне желают добра своим детям
Именно поэтому они настойчивы в своих запросах и требованиях к ребенку, потому что полагают, что должны научить ребенка чему-то очень важному. Например, в год — читать и завязывать шнурки
С одной стороны, это забота о ребенке, а с другой — скрытая потребность родителя получить от него то, что ему самому не хватает. Чаще всего это неуверенный в себе родитель, который не достиг чего-то в жизни, который использует ребенка как средство для демонстрации себя («Посмотрите, какой он у нас гениальный и талантливый!»).
2. Либеральный (его еще называют демократическим или попустительствующим) — это тип воспитания, при котором родители дают ребенку возможность делать все, что он считает необходимым. На самом деле, поскольку ребенок очень мал, он в глубине души осознает опасность внешнего мира и нуждается в поддержке (а порой и в жестком ограничении своих действий). И то, что родители понимают как уважение и любовь к ребенку, на самом деле воспринимается им самим как отсутствие и любви, и заботы. И этот вид воспитания может развить симптомы застенчивости. Зная о том, что «туда ходить нельзя», малыш все-таки идет и действительно попадает в очень серьезные ситуации, получая опыт, что мир для него крайне опасен. А все потому, что нет навыков, ведь родители не показали, как с этими опасностями справляться.
3. Авторитетный тип воспитания — тот, когда родитель ребенку спокойно говорит: «Я тебя научу». Этот родитель очень внимателен к своему чаду. В самом начале, когда малыш на руках матери впервые проявляет тревогу, она ему отвечает — «все нормально», «ты в порядке», «я тебя поддержу». Такие родители очень внимательны и наблюдают за развитием ребенка, они никогда не заставят его делать то, что ему не под силу. Им не придет в голову учить его читать или считать с пеленок. Они будут учить его первичным навыкам нахождения в мире. Они научат его справляться с эмоциями. Такие родители — это уверенные в себе люди — хорошо проведут своего детеныша по этому пути.
4. Воспитание по типу двойной связи — самый опасный тип воспитания, когда «попустительствующая» манера в какой-то мере сочетается с авторитарной («Ты туда сходи, сделай это, а я за это тебя накажу, или унижу, или обсмею»). При таком общении с родителями у ребенка невероятно высок уровень тревоги. С одной — стороны побуждение, с другой — страх, что его никто никогда не поддержит, что мир опасен, что если он, рискуя, все-таки пойдет туда, то все равно все итог будет плачевным. За этим последует решение: «Я начну избегать любых контактов», которое на начальном этапе будет выглядеть как застенчивость. Бесконечная тревога, которая отбирает у ребенка огромное количество сил, не оставляет ему энергии для действий, движений. Такой ребенок постоянно подвержен апатии. И уж тем более он никогда не будет принимать на себя ответственность за свои решения, поступки. Скорее всего, здесь компенсаторно в такой ситуации сработает обвиняющая позиция: «Виноваты все, но не я. Это сегодня погода такая! Не так на меня посмотрели, а так бы я все сделал отлично».