Грани науки: страна выбирает «учителя года россии
Содержание:
«Английский как математика»
— В своей работе я использую технологию преподавания математики для обучения английскому языку. Это деятельностный метод, который всем известен по курсу математики Людмилы Георгиевны Петерсон, — поведала «Известиям» учитель английского языка казанской гимназии №122 Мария Голованова.
— Когда уроки проходят занимательно и материал преподносится доступно, ребенок всегда будет максимум внимания уделять учебе, по крайней мере в школе. А навыки самостоятельного обучения у детей сейчас практически утрачиваются, поэтому, думаю, здесь можно задействовать технологии: различные порталы, где домашнее задание может носить занимательный интерактивный характер, или творческую составляющую, чтобы ребенку было интересно.
Учитель английского языка казанской гимназии №122 Мария Голованова
На своих уроках я обращаюсь к героям прошлого — личностям, которые оставили какой-то след, достижения в истории. Например, к Леонардо да Винчи, Александру Солженицыну, нашим императорам. У нас в учебнике по английскому языку в каждом модуле есть раздел, отведенный истории России или современным личностям. На мой взгляд, по контрасту с теми же «Симпсонами» и героями комиксов Marvel должны присутствовать Гагарин, Королев — мне они ближе.
Как работать с трудными — рассеянными или гиперактивными детьми? Здесь обязательно должна быть смена деятельности. Если она однообразна, любой ребенок, даже самый спокойный, начнет отвлекаться и проявлять активность не в том направлении, в каком нужно. Здесь всё зависит от учителя. Важна и физическая активность: когда дети работают в группах, они могут вставать, перемещаться, взаимодействовать в диалоге. В этом плане у нас предмет достаточно свободный.
Современному учителю очень важно быть гибким, поскольку система образования на месте не стоит, она совершенствуется. Важно успевать за этими тенденциями, понимать, как стремительно изменяется ребенок
Учитель должен быть очень динамичной личностью, идти в ногу со временем.
«Получил за урок физики три двойки»
— В школе у меня было два любимых предмета — биология и математика, — рассказал «Городскому методическому центру» учитель физики школы №1520 имени Капцовых в Москве Артем Барат. — С физикой у меня не складывалось, я стремился ее понять, но ничего не получалось. Помню, как напугал родителей в выпускном классе, получив за урок три двойки. Мне кажется, именно в тот день я понял, что хочу изучать именно эту науку. А мое педагогическое становление началось в вузе, когда я стал присматриваться к тому, как преподаватели ведут лекции, какие приемы для этого используют.
Учитель физики школы №1520 имени Капцовых в Москве Артем Барат
Думаю, что сейчас очень важно быть с детьми в одной команде. Я с детьми учусь вместе, узнаю от них что-то новое
В наше время большую роль играет именно совместная командная работа — в отличие от советского времени, когда связь была более односторонняя. Мне кажется, нынешние дети увлечены тем же, чем и мои сверстники, но у них более открытый мир: они могут слушать лекции на разных языках, например.
Мой космос — это стать тем самым знаковым учителем в жизни каждого ребенка, которого я учу.
«Дети дают моральные и физические силы»
— Думаю, жюри конкурса заинтересовало то, что я позиционирую себя как педагог-блогер, при этом сохраняя традиционный подход к обучению, — предположила в беседе с «Известиями» учитель русского языка и литературы лицея №14 города Ставрополя Анастасия Шрамко. — Я веду Instagram, также есть мои подкасты на «Яндекс.Музыке», iTunes и различных музыкальных площадках. Но я не привношу медийное пространство в учебу: если мы с детьми смотрим экранизации книг, то это не занимает весь урок.
На мой взгляд, гаджеты для детей как огонь, как газ: можно использовать их в благих целях, а можно просто тратить на них время. Поэтому надо показать школьникам ту сторону гаджетов, которая поможет превратить их в полезные, но не делать это насильно. Где-то хитростью, где-то заинтересовать, где-то подложить в нужный момент раскрытую книгу.
Учитель русского языка и литературы лицея №14 города Ставрополя Анастасия Шрамко
Отдельный вопрос — работа с трудными детьми. На мой взгляд, любая проблема в поведении ребенка — это сигнал о том, что у него что-то не так. Нужно сначала понять, почему поведение проблемное, и попробовать выйти на диалог. Если получается понять причину, можно потом с ней разобраться.
Почему я занимаюсь преподаванием? Мои дети, ученики, дают мне моральные силы — и иногда даже физические. Мы каждый день учимся чему-то друг у друга. Люди, которые вдохновили меня на педагогику, — это моя учительница начальной школы, мой классный руководитель, вузовские преподаватели. Это и конкурсанты: они очень классные, каждый индивидуален по-своему. У них я тоже чему-то учусь. Хороший преподаватель учится постоянно, на мой взгляд.
У меня есть потребность делиться тем, что ценно в духовном или материальном плане. Делиться знаниями, опытом, оказывать поддержку. Кроме того, в детстве я любила играть с подругами в школу, мне это прямо очень нравилось. Со временем, конечно, это забылось, но потом, когда я думала, кем я хочу стать, оно как-то пришло само собой, и сомнений не было. Это было как озарение: «О чем вообще думать? Как я раньше не подумала?» И всё, и пошла.
Послесловие
Участие в профессиональном конкурсе – это возможность поделиться собственным опытом, найти единомышленников, зажечь их сердца таким же творческим энтузиазмом, чтобы еще больше детей могли учиться легко и с интересом. Для общества, на первый взгляд, не имеющего непосредственного отношения ни к профессии, ни к проблемам образования в принципе, профессиональное состязание лучших учителей России, пока не стало столь же интересным, как чемпионат по футболу, танковый биатлон или авторалли. Потому и нужно освещение событий в образовательной среде наравне со спортивной, культурной и общественно-политической жизнью страны.
«Учитель года России» – конкурс, который можно было бы проводить в узком профессиональном кругу, если бы не одно принципиальное отличие профессии: с учителя начинается артист, космонавт, ученый и даже президент; от его творческой самоотдачи зависит, каким будет общество через 10, 20 или 100 лет, как будет развиваться научно-технический прогресс и вся цивилизация, кем будет гордиться страна
И когда общество поймет, что это не менее важно, чем футбольный чемпионат, система образования выйдет на совершенно новый уровень развития
Источники изображений: ug.ru, vspu.ru
«Любовь плюс методика»
— У каждого педагога есть свой подход к методике обучения. У меня это мотивация учеников и практика, — поделилась с «Известиями» учитель физики тюменской гимназии №16 Екатерина Костылева. — Например, в Ростове-на-Дону я проводила урок по внутренней энергии, на котором ученики работали с макетами жилых домов. Они проводили эксперимент: замеряли температуру, выбирали цвет, материал здания
Для меня важно, чтобы ребята получали знания, которые могут применить в жизни
Учитель физики тюменской гимназии №16 Екатерина Костылева
Сейчас много говорят про то, что детей сложно отвлечь от гаджетов и направить их внимание на учебу, но я не думаю, что сидеть в телефоне вообще нельзя: ведь даже взрослым нужен перерыв на отдых от деятельности. Если во время урока у ребенка будет возможность самореализоваться и рассказать о том, что ему интересно, высказать гипотезу, провести эксперимент, — он увлечется
Все дети разные: кому-то интереснее решать задачи, кому-то — проводить эксперименты, кто-то увлечен животными или любит работать в команде. В этом случае можно сделать проект по физике, связанный с животными, например
Важно найти индивидуальный подход, чтобы раскрыть ребенка через то, что ему интересно
Онлайн-конференция конкурса «Учитель года России»
В работе я обращаюсь к разным персонажам, популярным у детей, — от «Смешариков» и «Фиксиков» до YouTube-блогеров, которые снимают занимательные ролики по физике. Так, в последний раз мы с ребятами разбирали выпуски Дмитрия Побединского, который рассказывает о различных физических законах. Иногда я обращаюсь к телевизионным передачам, например к «Орлу и решке», — когда речь идет о топливе, экологии и каких-то подобных вещах.
Мне в жизни повезло, со мной рядом всегда были очень хорошие наставники — мои педагоги и старшие товарищи на работе
Важно, чтобы учитель был хорошим человеком, любил детей, мог поставить себя на место ребенка, защитить его. Нужно учиться самому в течение всей жизни, познавать и применять новые методики, искать новые инструменты
Здесь важна формула «любовь плюс методика».
Сейчас меняются и условия, в которых мы живем, и требования к ученикам. В частности, в нашу жизнь вошли цифровые технологии, которых не было у советских учителей. Думаю, цифровая среда при правильном применении может способствовать обучению.
Учитель года – 2020: самое интересное
Финал 2020 года из-за пандемии несколько задержался, и состоялся 2 февраля 2021 года в Волгограде, куда в 2019 году увезла Хрустального Пеликана победительница прошлого года — Лариса Арачашвили, учитель русского языка и литературы волгоградской школы. В этот же день, после третьего этапа и пресс-конференции «Вопрос учителю года», в ходе которой были названы имена 15 лауреатов и главного победителя, состоялось торжественное закрытие конкурса и встреча лучших учителей России с Президентом В. В. Путиным.
Правда, на этот раз традиционная беседа с главой государства и поздравления президента прошли в режиме видеосвязи (из-за ограничений, связанных с пандемией)
Но внимание к одному из главных событий в профессиональной учительской среде, тем не менее, не ослабело. В современных условиях, когда детей «пустили в интернет» с неограниченным и бесконтрольным контентом, роль учителя, формирующего осознанный выбор, только возрастает
Потому и внимание к самим педагогам является одной из важнейших стратегических задач.
Участники-лауреаты получили возможность лично задать вопросы и высказать пожелания президенту по улучшению образовательной системы. В. В. Путин, как всегда, сделал письменные заметки, пообещал принять участие в майском Всероссийском педагогическом форуме, который состоится в Ленинградской области, в Гатчине, если позволит эпидемиологическая ситуация.
Говорили также о недопустимости шаблонов в воспитании, о роли личности учителя и престиже профессии, о внедрении в школу технологий, о возрастающей важности преподавания математики в изменяющейся действительности и других вопросах, волнующих педагогов. Примечательно, что кроме главного победителя, учителя математики из Ростовской области, Михаила Гурова, в число 15 лауреатов вошло еще два учителя математики
Из этого можно сделать вывод, что в последнее время наметилась тенденция к возрастанию роли точных наук, хотя в предыдущие годы гораздо большую активность проявляли учителя гуманитарных дисциплин.
Результаты конкурса «Учитель года России» убедительно доказывают, сложившийся в советской системе образования стереотип, что учитель – женская профессия, постепенно уходит в прошлое. Сегодня число мужчин-педагогов возросло, и это заметно даже по составу основных призеров «Учитель года России – 2020», а присутствие мужчин в школьном педагогическом коллективе существенно влияет на воспитание детей. Кроме того, тот факт, что профессия становится не только «женской», вселяет надежду, что будет достигнута гармония воспитания в школе.
Нельзя не отметить и тот факт, что за тридцать лет конкурс «Учитель года России» значительно «помолодел». В числе конкурсантов – молодые, энергичные педагоги. Казалось бы, откуда у них взялся опыт, если в былые времена, чтобы заслужить авторитет и уважение среди коллег и детей, нужно было иметь не меньше 10 лет стажа. Но факты говорят сами за себя:
- самой молодой победительнице 1999 года, Марии Филиппенко, преподавателю латыни – 23 года;
- учителю русского языка и литературы из Калининградской области, Евгению Славгородскому – абсолютному победителю 2004 года, всего 25 лет.
И тенденция к омоложению состава конкурсантов сохраняется.
По мнению специалистов, причина очень простая: молодые учителя общаются с детьми на их языке – «цифра» сближает. Кроме того, традиционно и психологически обусловлено, что ученики тянутся к молодым, им нравится общаться со старшими на равных, без авторитарного давления, когда, кроме безапелляционного мнения учителя, допускается обсуждение другой точки зрения. У молодых – «не зашоренный» взгляд, их не ограничивают собственные регалии и закостенелые стереотипы, они не боятся быть с детьми «живыми», не озабочены тем, что не соответствуют образу типичного экранного учителя времен цензурированного советского кинематографа.