Задания для проверки готовности ребенка к школе. примеры заданий
Содержание:
- Годовой курс занятий. Подготовка к школе для детей 6–7 лет
- Возрастные особенности детей 5 лет
- Английский язык
- Как подготовить психологически?
- Прописи для дошкольников – буквы и цифры
- Задания для первоклассников по математике:
- Готовимся к школе с осени до лета
- 6 рекомендаций для родителей, которые хотят подготовить ребенка к школе
- Развивающие задания по математике для дошкольников
- Другие задания для подготовки детей к школе
- Развивающие задания в картинках для старших дошкольников. Подготовка к школе
- Показатели личностной готовности детей к школе
- Как подготовить ребенка к школе с помощью игр?
- Как в школах организованы подготовительные занятия для будущих первоклассников
- Другие задания для подготовки детей к школе
- Что должен знать ребенок, поступающий в первый класс
- Психологическая и эмоциональная подготовка детей к школе: тестирование
Годовой курс занятий. Подготовка к школе для детей 6–7 лет
На обложке и внутри издания вы увидите симпатичного котика, который и станет главным помощником ребенка на протяжении всей книги.
Елена Витальевна Корвин-Кучинская, «Годовой курс занятий. Подготовка к школе для детей 6–7 лет», издательство «Эксмо»
Разделы, которые вы увидите в пособии следующие:
Решаем в пределах 20;
Учимся писать;
Читаем предложения;
Транспорт;
Дорожные знаки;
Атлас;
Развиваем речь;
Развиваем внимание, память и мышление;
Поделки из бумаги и картона;
Тесты «Готов ли я к школе?».
Авторы постарались сделать каждый раздел максимально полезным и многофункциональным. В разделе цифр и счета маленькие ученики не просто научатся складывать и вычитать, но и мыслить логически, вставлять пропущенные знаки, исправлять ошибки в примерах. В разделе чтения дети также узнают факты о животных и птицах.
Кроме этого, книга интересна тем, что дети изучат некоторые правила дорожного движения, узнают о видах общественного транспорта и какие животные обитают на разных континентах планеты.
Возрастные особенности детей 5 лет
Взрослым нужно понимать возрастные особенности детей 4-5 лет. Это дает возможность быть ближе к ребенку, правильно его развивать. Например, одним из самых сложных переходных периодов считается возраст 3 лет. После этого малыши вступают в новую фазу взросления – интересную, полную открытий и сюрпризов, как для малышей, так и для их родителей.
Характерной особенностью возраста 4-5 лет является раскрытие творческих способностей, фантазии, логики. Малыш уже совсем иначе видит мир, который его окружает и себя в нем
В этот период развития важно уделить внимание каждой сфере развития детской личности
Английский язык
Наверняка вам известно, что чем раньше ребёнок начнёт изучать английский язык, тем больше шансов, что он его действительно выучит. Шестилетний возраст как раз является неплохим стартом для изучения иностранного языка. Тем более что малыш уже имеет неплохой словарный запас на своём родном языке. Это уменьшает вероятность, что он начнёт путать слова, создавая языковой микс.
Но к обучению нужно подойти ответственно, подготовив соответствующий материал:
- Карточки с алфавитом. Сначала с помощью карточек или же тетради «Учимся писать строчные буквы английского алфавита» ребёнок выучит буквы, научится их писать и произносить. Потом их можно использовать для формирования простых слов.
- Картинки для детей с животными. На них изображены домашние и дикие животные, птицы и рыбы. Такие же картинки можно найти с изображением предметов мебели, одежды, домашнего обихода, транспорта и т.п.
- Картинки с несколькими вариантами слов, описывающих, что на них происходит. Ребёнок должен выбрать правильный ответ, поставив возле него крестик или галочку.
Эти игры не только пополнят словарный запас, но и помогут развивать логическое мышление. А чтобы улучшить произношение, можно разучивать с ребёнком песенки на английском, устраивая целые представления, готовя костюмы, попутно пытаясь их описывать на английском и т.п. Детям такой творческий процесс очень интересен.
Как подготовить психологически?
Огромной ошибкой родителей называют запугивание ребенка, например, ему говорят, что из-за домашних заданий на игры времени больше не останется, в школе его ждут двойки и подобное
Очень важно добиться, чтобы ребенок не боялся школы и относился к ней хорошо
Однако не следует и излишне идеализировать обучение в школе, расписывая все в слишком радужных тонах. Если ребенок не будет знать, что во время обучения возможны сложности и некоторые проблемы, уже после первой плохой оценки или замечания он сильно разочаруется.
Хорошей идеей является игра с дошкольником в игру «Школа». В такой игре можно моделировать разные ситуации с помощью игрушек. Также стоит заранее сходить с ребенком в школу и показать ему обстановку. Замечательно, если в выбранной школе имеются подготовительные уроки или дни открытых дверей.
Не забывайте и о собственном настрое. Ребенку будет легче адаптироваться в школе, если родители относятся к процессу обучения положительно и показывают своим поведением, что новый статус ребенка (школьник) важен для семьи.
Прописи для дошкольников – буквы и цифры
Всевозможные прописи с прописными буквами и цифрами от 1 до 10 доступны для дошколят. Методический материал позволяет развивать руку, мелкую моторику, тренируют концентрацию и усидчивость во время выполнения заданий. Чтобы развивать логическое мышление у дошкольников, рекомендуется использовать материал, где встречаются цифры.
Русский алфавит с заданиями
Прописи с цифрами
Прописи для детей 5-6 лет
Развивайте красивый почерк у детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Желательно заранее подготовить ребенка к школе, так как именно в этом возрасте они легко обучаемы и способны с легкостью познавать что-то новое. Если не позаботиться об этом заранее, то детям будет тяжело в начальной школе.
Прописные буквы от А до Я
Прописи по математике
Прописи для детей 6-7 лет
Для дошкольников от 6 до 7 лет желательно использовать прописи по математике, так как они смогут не только развивать руку, но и с легкостью запомнят цифры.
Важны вспомогательные пособия и по письму. С их помощью будет легко подготовить ребенка в школе или помочь ему в первом классе. Прописи по письму не только научат выводить элементы букв правильно и под нужным углом, но и будут способствовать тому, чтобы ребенок учился читать уже написанные прописные буквы, что часто вызывает проблему на начальной стадии обучения юного ученика.
Прописи по точкам
Такой вид обучающих материалов сегодня стал особенно популярным. Прописи по точкам рассчитаны для детей 5-6 лет.
Не всегда мышление ребенка в этом возрасте способно усваивать информацию о том, что ему нужно научиться писать и считать по определенным правилам, которые установлены системой образования. Такие стандартные методы могут не восприниматься малышом, поэтому лучше отдать предпочтение обучению в форме игры.
Обводим буквы по точкам
Обводим фигуры по точкам
Обводим цифры по точкам
Задания для первоклассников по математике:
Математические задания могут быть не только развивающими, но и яркими и разнообразными. Предложенные математические упражнения помогут вашим детям овладеть базовыми математическим навыками, необходимыми для 1 класса. Они представлены в игровой форме, что способствует увлекательной учебе первоклассника. В такой нескучной форме обучения дети выучат простые математические действия и поймут, что математика может быть очень интересной.
обведи и раскрась картинки
Поставьте перед первоклассником задачу: создать рисунок по пунктиру, а затем раскрасить его. В комплексе также предложены шаблоны для прописи различных фигур.
найди 2 одинаковые картинки
Задание «Найди две идентичные картинки» ― это способ развития внимания и усидчивости. Суть упражнения заключается в том, что среди 6-8 очень похожих картинок ребенку следует определить две абсолютно одинаковые. Стоит объяснить ребенку, как выполнять тест: последовательно сравнить каждую картинку, заметить мелкие детали и идентифицировать две одинаковые по всем признакам.
реши примеры поставь знаки: >, <, =
В этом разделе вы найдете десяток полезных примеров с разноцветными иллюстрациями и раскрасками, которые помогут первоклассникам освоить навыки решения уравнений.
придумай условие задачи и реши ее: на сложение
Составление простых математических задач помогает первокласснику развивать речь и абстрактное мышление. При помощи учителя или родителей ребенок учится выделять такие составляющие задачи, как условие, поставленный вопрос, решение и составление ответа на него.
придумай условие задачи и реши ее: на вычитание
Навыки составления задач на вычитание удобно составлять по готовым карточкам с ответами для контроля. Ребенку легко понять суть рисунка и решить задачку.
повтори рисунок по точкам
Мелкая моторика еще неуклюжих детских пальчиков нуждается в постоянной тренировке. Кроме того моторика во многом влияет на развитие головного мозга, особенно центра, отвечающего за речь и мышление. Подходящие упражнения для развития этих навыков ― копирование рисунка по предложенному шаблону.
соедини фигурки
Задачи на создание фигур по заданному алгоритму предназначены для формирования у ребенка образно-логического мышления. Поначалу предложите первокласснику более простые варианты, постепенно усложняя задачу.
реши задачу на логическое мышление
Это простые логические задачи, решение которых предполагает проведение стрелок. Например, при помощи стрелок нужно соединить взаимосвязанные предметы (животное и его домик, пример и ответ на него), восстановить поочередность чисел или же разделить предметы на группы.
Проведи стрелки о 1 до 10.
Соедини пример с правильным ответом.
Готовимся к школе с осени до лета
Необычное пособие интересно тем, что в нем четыре раздела названных по временам года.
Татьяна Александровна Ткаченко, «Готовимся к школе с осени до лета», издательство «Эксмо»
Это позволяет логично следовать предложенной программе подготовки к первому классу сезон за сезоном. В каждом собраны упражнения на развитие устной речи, чтения и письма, математических способностей, моторики. Всего в книге 500 игровых заданий.
Детям точно понравится решать кроссворды, разучивать стихотворения с движениями, искать отличия на картинках, определять время на разных часах, складывать и вычитать числа до двадцати, а также решать головоломки и нестандартные задачи.
6 рекомендаций для родителей, которые хотят подготовить ребенка к школе
Если до этого мы говорили о том, что нужно знать детям перед первым классом, то теперь речь пойдет о родителях. Психологи отмечают: многие из мам и пап хотят как можно лучше подготовить ребенка к школе, но в то же время сами к ней не готовы. Чтобы это исправить, мы составили список правил для родителей первоклашек.
Правило №1. Не очерняйте учителя в глазах ребенка
Если вам кажется, что преподаватель поступает неправильно, лучше оставьте мысли при себе до личного разговора. Не стоит критиковать его при ребенке — так учитель потеряет авторитет в его глазах.
Правило №2. Больше общайтесь
С приходом школы в вашу жизнь ребенок будет проводить меньше времени с родителями. Ваша задача — все время поддерживать эмоциональную связь. Всегда спрашивайте, как прошел день и что было на уроках; внимательно слушайте его истории, участвуйте в диалоге. Объясните ребенку, что готовы помочь ему, если случилось что-то плохое. Тогда вы сохраните взаимное доверие, и у сына или дочери не будет причин лгать или отдаляться от вас с возрастом.
Правило №3. Не ругайте за плохие оценки
Этот практический совет поможет родителям ребенка подготовить себя к системе оценок в школе.
Запомните — оценки нельзя считать показателем интеллекта и творческих способностей детей. Ссорами из-за них вы не сделаете лучше, а только испортите отношения, заставите сына или дочь бояться вас и лгать.
Дети усваивают информацию с разной скоростью. В условиях общеобразовательной школы, где на 28–30 человек только один учитель и универсальная программа, нельзя одинаково хорошо всем объяснить материал. Всегда будут лидеры и отстающие. Это не значит, что ребенок глупый или плохой. Просто ему нужен другой подход и чуть больше времени.
Лучшее, что вы можете сделать в такой ситуации, — это найти хорошего репетитора. Он поможет развить интерес к предмету и восполнить то, что ребенок не усвоил в школе.
Правило №4. Не наказывайте, лишая отдыха
Это правило вытекает из предыдущего. Если ребенок принес из школы двойку, не запрещайте ему отдыхать. Помните, что хобби и подвижные игры со сверстниками на улице — это тоже отдых. Лишая их ребенка, вы теряете его доверие, с первого класса воспитываете неприязнь к учебе и не даете развиваться физически, творчески и социально. Это только сделает успеваемость хуже.
Правило №5. Не читайте учебники до занятий
Ребенку бывает интересно полистать новый учебник летом, но не заставляйте его учить что-то раньше времени. Так ему станет скучно на уроках.
Правило №6. Не смейтесь над ребенком
Запомните: все вопросы, которые задает дошкольник, он считает серьезными. Не смейтесь над ним, даже если слова кажутся глупыми. В этом возрасте дети ранимы, а насмешка со стороны взрослого — особенно того, кому они так доверяют — может привести к неуверенности в себе. В будущем у такого ребенка может развиться комплекс неполноценности.
Развивающие задания по математике для дошкольников
Задания для детей старшей – подготовительной группы. Математическое развитие
Задание 1
СЧИТАЛОЧКА НА КУХНЕ
Сколько предметов в каждом прямоугольнике?
Ответ напиши словами.
Задание 2
СЧИТАЛОЧКА
Сколько картинок в каждой рамке?
Соедини линиями рамки и соответствующие флажки
Задание 3
ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ
Реши примеры
Задание 4
ФРУКТОВЫЙ СЧЁТ
Раскрась пары фруктов, сумма чисел на которых равна 9
Задание 5
СЧИТАЛОЧКА
Реши примеры.
Задание 6
СЧИТАЛОЧКА
Реши примеры
Задание 7
БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ
В каждом ряду пронумеруй картинки от самой маленькой до самой большой
Задание 8
ВКУСНАЯ СЧИТАЛОЧКА
Реши примеры, используя подсказки в рамках.
Задание 9
СЧИТАЛОЧКА
Соедини кружочек с цифрой и картинку, на которой написана такая же цифра.
Задание 10
СЧИТАЛОЧКА
Реши примеры и соедини линиями стрекоз и лягушек.
Задание 11
СЧИТАЛОЧКА
Реши примеры.
Соедини ответы с соответствующим количеством картинок
Задание 12
КРОССОВКИ
Реши примеры и найди Мишины кроссовки.
Подсказка: ему нужна пара кроссовок, на каждой из которых в сумме получается 6
Задание 13
ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ
Реши примеры и соедини их с ответами.
Задание 14
СЧИТАЛОЧКА
На каждом цветке раскрась красным цветом лепесток с самым большим числом и жёлтым – с самым маленьким.
Задание 15
ОБЛАКА
Сосчитай картинки в облаках.
Ответы впиши в окошки.
Задание 16
НА ДНЕ ОКЕАНА
Сколько здесь морских звёзд и сколько осьминогов?
Задание 17
СЧИТАЛОЧКА
Сосчитай картинки в каждом прямоугольнике и соедини их линиями с соответствующими цифрами.
Задание 18
БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ
Раскрась больших животных и обведи маленьких
Задание 19
ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ
Сколько воздушных шариков в каждой связке?
Задание 20
ФРУКТОВАЯ СЧИТАЛОЧКА
Сколько здесь фруктов каждого вида?
Задание 21
СЧИТАЛОЧКА
Реши примеры на яблоках и на морских звёздах.
Соедини линиями яблоки и звёзды, на которых получились одинаковые ответы.
Задание 22
СЧИТАЛОЧКА
Угадай последовательности и впиши пропущенные цифры
Задание 23
МОРКОВКА НА ТАРЕЛКАХ
Нарисуй на каждой тарелке столько морковок, сколько не хватает до десяти.
Задание 24
СЧИТАЛОЧКА
Реши примеры и впиши ответы в окошки
Задание 25
ВЕСЁЛЫЙ СЧЁТ
Раскрась три яблока так, чтобы сумма, написанная на них цифр равнялась 8.
Задание 26
СЧИТАЛОЧКА
Соедини линиями прямоугольники с одинаковым количеством предметов на картинках.
Задание 27
СЧИТАЛОЧКА
Сколько картинок в каждом прямоугольнике?
Соедини их с соответствующими цифрами.
Задание 28
МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ
Сколько здесь мыльных пузырей?
Задание 29
СЧИТАЕМ ПАЛОЧКИ
Сколько палочек в каждом стаканчике с мороженым?
Ответы впиши в окошки.
Задание 30
СЧИТАЛОЧКА
Сосчитай жёлуди. Ответы впиши в окошки.
Задание 31
ВОЗДУШНЫЕ ЗМЕИ
Реши примеры на катушках и соедини их со змеями.
Задание 32
РАКЕТЫ
Впиши пропущенные числа.
Задание 33
ПЯТНИСТАЯ ЛЯГУШКА
Сколько пятнышек разного размера на лягушке?
Задание 34
ОЛЕНЁНОК ПОТЕРЯЛСЯ
Помоги оленёнку попасть к маме.
Он может идти только мимо тех листиков, на которых сумма равняется 10.
Другие задания для подготовки детей к школе
Используйте компьютер! Ребёнку хочется нажимать на клавиши, а не чертить буквы в тетради. А для развития мелкой моторики великолепно подходит графический компьютер или даже обычная компьютерная мышь. Конечно, баланс нужно соблюдать во всем, но помните, что во взрослой жизни ребенок скорее всего не станет писать ручкой, а будет стучать по клавиатуре. Так почему бы не усовершенствовать этот навык с детства?
Пересказ близко к тексту: для легкого освоения чтения и письма нужна последовательность и хороший уровень развития речи.
Выучивание стихов: тренирует не только память, но и понимание правил и знаков пунктуации в будущем
Ведь интонация — это пунктуация! Больше разговаривайте и общайтесь с ребенком! Это важно для формирования речи, интеллекта, социальных навыков, уверенности в себе. Это важно для ваших отношений. А гармония в семье — отсутствие невроза при поступлении ребенка в 1 класс
А гармония в семье — отсутствие невроза при поступлении ребенка в 1 класс.
Развивающие задания в картинках для старших дошкольников. Подготовка к школе
Задание №1
Найди предметы, в названиях которых есть буква А.
Задание №2
Среди цифр скрываются буквы. Отыщи их и обведи красным карандашом. Назовите эти буквы.
Задание №3
Обведи согласные буквы синим карандашом, а гласные – красным.
Задание №4
Сколько слогов в каждом слове?
Задание №5
Какие буквы спрятались за книжками? Допиши их.
Задание №6
Соедини слоги так, чтобы получились слова.
Задание №7
Зачеркни лишние слоги, и ты получишь названия животных, которые изображены на картинках.
Задание №8
Соедини линиями названия времён года и месяцев, которые относятся к этим временам года.
Задание №9
Составь их этих букв как можно больше слов. В этом тебе помогут картинки.
Задание №10
Прочитай эти предложения, сначала слева направо, а потом справа налево.
Задание №11
Посмотри на картинки и впиши в клеточки нужные слова – предлоги.
Задание №12
Кто что делает? Посмотри на картинки и впиши в пустые клеточки нужные слова – глаголы.
Задание №13
Допиши буквы.
Задание №14
Раздай названия цветам.
Задание №15
Двигаясь по лабиринту, собери буквы и прочитай пословицу.
Задание №16
Посмотри на картинки и впиши в клеточки названия предметов.
Задание №17
Прочитай скороговорки.
На дворе – трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
Сшит колпак не по-колпаковски.
Надо его переколпаковать,
перевыколпаковать.
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
Задание №18
Отгадай загадки. Отгадки впиши в пустые клеточки.
Серый, зубастый по лесу рыщет – добычу ищет (волк)
Горячий – ворчит,
а холодный – молчит. (самовар)
По полю ползёт, борону везёт. (трактор)
Задание №19
Разгадай кроссворд
1. Птица, которая поёт красивее всех.
2. Домашнее животное, которое охотится на мышей.
3. Любимое лакомство собаки.
4. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Как назвать эти дни одним словом?
Задание №20
Найди похожие слова и соедини их линиями.
Задание №21
Найди в каждом ряду лишнее слово.
Попробуй объяснить, почему оно показалось лишним.
Задание №22
Замени в словах по одной букве, и ты получишь новые слова.
Задание №23
Правильно расставь буквы в словах.
Задание №24
Разгадай кроссворд и прочитай слово, которое получилось в столбике.
Задание №25
Разгадай ребусы. Отгадки впиши в клеточки.
Задание №26
Пропало несколько листов календаря. Впиши названия недостающих дней недели в пустые клеточки.
Задание №27
Что означают эти выражения?
Задание №28
Подбери к каждому слову пару по образцу.
Задание №29
Найди в рассказе ошибки, исправь их и прочитай текст без ошибок.
Маша и Илья ходили на речку. Там они купались, загорать, играть в мячу. Потом дети пошли домой. По дорога они рассказывали смешные историями.
Задание №30
Рассмотри картинку, а потом выразительно прочитай стихотворение.
На плетень взлетел петух.
Мы бежали во весь дух.
Он такой суровый,
Гребешок пунцовый,
Шпоры жёлтые блестят,
Крылья в воздухе свистят…
Насмешили! Ха-ха-ха!
Испугались петуха!
Показатели личностной готовности детей к школе
Для того чтобы определить, созрела ли личность дошкольника к новому этапу в своей жизни, возрастная психология выделяет соответствующие показатели. Личностная готовность ребенка к школе характеризуется развитием мотивационной сферы и принятием новой социальной позиции.
Это новые характеристики в личностном становлении ребенка. Например, пятилетнему малышу они не присущи. Только достигнув старшего дошкольного возраста, юная личность начинает больше тянуться к социальному окружению и искать возможности реализовать свои возросшие потребности.
С поступлением в школу предстоят существенные изменения того образа жизни и преобладающих видов деятельности, к которым привык дошкольник. Новые условия потребуют новых движущих сил развития, которые связаны с мотивацией и принятием себя в новой роли.
Личностно-мотивационный компонент
На первое место в личностной готовности к школе большинство психологов ставят наличие у ребенка учебной мотивации. Без этого компонента у первоклассника не получится адекватно воспринимать ту информацию, которую ежедневно и на каждом уроке преподносит ему учитель, а затем еще выполнять учебные задания.
Личностно мотивационная готовность к школе включает три важнейших учебных мотива:
- познавательный;
- социальный;
- мотив достижения.
Познавательный мотив должен прийти на смену игровому. До тех пор пока у ребенка будет доминировать игровой мотив, сконцентрироваться на обучении он не сможет.
Есть ли объективные условия, чтобы сформировалась познавательная мотивация, в то время как ведущей деятельностью дошкольника является игровая? Конечно, такие условия есть. Дети же не только играют.
Во-первых, уже с младшего дошкольного возраста ими движет активный познавательный интерес. Во-вторых, детей очень привлекает познавательно исследовательская деятельность. Как действует магнит, почему летает бумажный змей, какой из предметов удержится на поверхности воды – подобные эксперименты очень занимают дошкольников. В-третьих, в дошкольной жизни уже присутствуют элементы учебной деятельности. Чтобы научиться какому-то действию, дети слушают инструкцию, копируют по образцу, придерживаются правил. А это и есть предпосылки учебной деятельности, способствующие формированию познавательных мотивов.
Социальные мотивы учения формируются на основе потребности в общении с другими людьми, а не только с близким окружением. К тому же у дошкольника появляется желание узнать оценку своих действий и результатов со стороны компетентных людей.
Ребенку уже не достаточно подбадривания и поощрения в процессе выполнения заданий. Они жаждут обратной связи по поводу результатов их продуктивной деятельности или интеллектуальных достижений.
Для учебной деятельности важна ориентированность на результат, на достижение. Результат соответствует определенной отметке, принятой в школьном обучении. Без выраженного мотива достижения результаты учения вряд ли будут ощутимыми.
Личностно-социальный компонент
С каждым годом дошкольника все больше начинает привлекать мир людей. Старшие дети интересуются, как выстраиваются отношения в обществе. На пороге школы у них преобладает внеситуативно личностная форма общения со взрослыми, которая способствует формированию у ребенка умения внимательно слушать и понимать взрослого, воспринимать его в роли учителя и занимать по отношению к нему позицию ученика.
Социально личностная готовность к школе складывается, если у ребенка появляется ориентация на социальные особенности школьной жизни и готовность к принятию роли школьника.
Социально личностную готовность ребенка к школе можно определить, понаблюдав за ним и расспросив, как он представляет школьную жизнь. Говорящие критерии следующие:
- Заинтересованное положительное отношение к тому, что скоро предстоит идти в школу.
- Понимание того, что школьная деятельность будет отличаться от привычных для дошкольника занятий, с преобладанием чтения, счета, письма.
- Желание принять школьные довольно строгие правила с уроками и коротенькими переменками.
- Стремление заниматься в коллективе сверстников и в школе, а не индивидуально или дома.
- Признание авторитета учителя, готовность выполнять его инструкции и воспринимать оценку.
Большое значение имеет также настроенность ребенка на постоянное общение со сверстниками, на отношения в коллективе. Обучение напрямую связано с достижениями. У всех детей они разные
Важно, чтобы маленький ученик умел благосклонно относиться к успехам других, не бахвалиться своими достижениями. В большой степени нравственное воспитание дошкольника определяет, какими будут его поведенческие реакции
Как подготовить ребенка к школе с помощью игр?
Обучающие задания — лучший способ развить интеллект сына или дочери так, чтобы ребенок полюбил учиться и не заскучал в процессе. Мы собрали 3 развивающих игры, которые помогут маме самой подготовить ребенка к школе.
Задание «Найди и обведи»: запоминаем буквы
Дайте будущему школьнику страницу из газеты или журнала и попросите найти и везде выделить карандашом какую-либо букву. Например, все «б».
Задание «Что это?»: тренируем речь
Родитель называет какой-либо предмет, а будущий ученик подробно описывает это. Если ребенок сомневается, подскажите ему, о каких качествах можно рассказать: цвет, форма, из чего он сделан, размер и т. д. Эта игра поможет дома подготовить ребенка к урокам русского языка в школе.
Задание «Ассоциации»: развиваем логику
Называйте ребенку слова, а его попросите подобрать к ним пару. Например: дерево — лист, дом — крыша, море — волны
Важно, чтобы он сам объяснил, почему подобрал именно такую пару к слову
Как в школах организованы подготовительные занятия для будущих первоклассников
Россия приняла закон «Об образовании в РФ» и по приказу Министерства образования и науки в общеобразовательную организацию принимаются все дети по месту жительства.
Как правило, первоклассники принимаются в школу с шести с половиной лет (не допускается позже восьми лет).
Организация подготовительных занятий
Предшкольная подготовка детей осуществляется на основе дошкольной образовательной программы. Дошкольная детская подготовка проводится с учетом возможных достижений дошкольника.
Обратите внимание! Если ребенок посещает детский центр, особой необходимости в курсах подготовки к школе нет. Хотя для многих дошкольников специальная подготовка на занятия к школе не будет лишней
Первое занятие с будущими первоклассниками
Первое задание – знакомство с будущими первоклассниками. Основной целью является создание положительной эмоциональной атмосферы в ходе знакомства, игровой деятельности. Оценить уровень готовности детей, развивать их речь, чтобы подобрать соответствующие задания на занятия.
Важно! Для занятия готовится специальное оборудование: мультимедиа проектор, ноутбук, колонки, презентация к занятию, воздушный шарик, листочки для раскраски-солнышко по количеству детей
Второе занятие с будущими первоклассниками
Последующие занятия с будущими первоклассниками начинаются с умения классифицировать предметы по существенным признакам. Для этого разрабатывается специальная программа, направленная на развитие логического мышления и ориентирование в пространстве. Данное упражнение способствует:
- развитию фонематического слуха;
- формированию познавательного интереса.
Дошколенок должен вспомнить правила, о которых говорили на прошлом занятии. Педагог начинает произносить слова, а дети должны окончить мысль.
– На уроке будь старательным, будь спокойным и … (внимательным).
Все пиши, не отставая, слушай… (не перебивая).
Говори ты четко, внятно, чтобы было все … (понятно).
Если хочешь отвечать, надо руку… (поднимать).
На математике считают, на перемене… (отдыхают).
Будь прилежен на уроке. Не болтай: ты не… (сорока).
Если друг стал отвечать, не спеши… (перебивать).
А помочь захочешь другу – подними спокойно… (руку).
Чтоб не тревожились врачи, на переменках не… (кричи).
Далее дети должны отгадывать загадки.
– В некотором круглом государстве жили-были Смешарики. Жили они не тужили, играли, веселились, но вот пришло время Крошу пойти в школу. Собрались Копатыч и Карыч на совет: «Надо бы подготовить зайчонка к первому классу». И стали они ему загадывать загадки про школьные принадлежности:
«Я весь мир слепить готов –
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин –
У меня есть… (пластилин).
Я большой, я ученик!
В ранце у меня… (дневник).
Я готов к учебным стартам,
Скоро сяду я за… (парту).
Углы рисую и квадратики
Я на уроке…. (математики).
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная… (бумага).
Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь… (линейка).
На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал? (пенал).
Палочка волшебная есть у меня, друзья.
Палочкою этой могу построить я
Башню, дом и самолет,
И огромный пароход! (карандаш)».
Другие задания для подготовки детей к школе
Используйте компьютер! Ребёнку хочется нажимать на клавиши, а не чертить буквы в тетради. А для развития мелкой моторики великолепно подходит графический компьютер или даже обычная компьютерная мышь. Конечно, баланс нужно соблюдать во всем, но помните, что во взрослой жизни ребенок скорее всего не станет писать ручкой, а будет стучать по клавиатуре. Так почему бы не усовершенствовать этот навык с детства?
Пересказ близко к тексту: для легкого освоения чтения и письма нужна последовательность и хороший уровень развития речи.
Выучивание стихов: тренирует не только память, но и понимание правил и знаков пунктуации в будущем
Ведь интонация – это пунктуация!
Больше разговаривайте и общайтесь с ребенком! Это важно для формирования речи, интеллекта, социальных навыков, уверенности в себе. Это важно для ваших отношений. А гармония в семье – отсутствие невроза при поступлении ребенка в 1 класс
А гармония в семье – отсутствие невроза при поступлении ребенка в 1 класс.
Что должен знать ребенок, поступающий в первый класс
Часто случается так, что родители, готовя ребенка к школе, сосредотачиваются на чем-то одном, и пренебрегают другими сторонами развития. Ниже приводится примерный перечень знаний, которыми должен обладать ребенок 6-7 лет при поступлении в школу:
- своя фамилия, имя и отчество, фамилия, имя и отчество родителей, домашний адрес, страна и город проживания;
- свой день рождения и дни рождения своих родителей;
- дни недели, месяцы, сезоны;
- названия распространенных животных и растений;
- основные цвета;
- основы ПДД;
- профессии, виды спорта, имена известных поэтов и писателей;
- основные праздники;
- «право»-«лево», «больше»-«меньше», «старше»-«младше», «длинный»-«короткий» и так далее;
- чем отличаются водоемы (не путать реки с морями);
- чем отличаются кустарники от деревьев, овощи и фрукты от ягод;
- чем отличаются звуки от букв, гласные от согласных;
- решать простые задачки;
- отгадывать логические загадки;
- восстанавливать последовательность, находить сходства и различия на картинках;
- описывать изображение, пересказывать истории;
- знать небольшие стихотворения;
- считать до 10 и выполнять простые арифметические действия;
- читать небольшие предложения (4-5 слов), понимать прочитанное;
- вырезать ножницами геометрические фигуры;
- рисовать ровные линии без линейки, штриховать, не выходя за контур.
Психологическая и эмоциональная подготовка детей к школе: тестирование
Самостоятельно определить, готов ли ребенок к поступлению в школу можно при помощи нескольких простых тестов, результатам которых вполне можно доверять.
Тест «Рисуем школу»
Дайте ребенку альбомный лист и цветные карандаши. Попросите будущего первоклассника нарисовать свою школу. Не подсказывайте ребенку, не помогайте, не задавайте наводящие вопросы, не торопите. Пусть он самостоятельно изобразит на бумаге ту школу, которая представляется именно ему.
Оцените результаты по следующим критериям:
- сюжет
- линии рисунка
- цветовая гамма
Сюжет:
2 балла – школа расположена в центре листа, на рисунке также присутствуют украшения и декор, деревья, кусты, цветы вокруг школы, ученики и (или) учителя, идущие в школу
При этом важно, чтобы на рисунке было изображено теплое время года и светлое время суток
0 баллов – рисунок асимметричен (здание школы расположено близко к одному из краев листа), люди на рисунке отсутствуют или изображены грустные дети, покидающие школу; на улице осень или зима, ночное или вечернее время.
1 балл – на рисунке имеются элементы обеих характеристик.
Линии рисунка:
2 балла – линии объектов без разрывов, тщательно прорисованы, ровные и уверенные, имеют разную толщину.
0 баллов – линии нечеткие, слабые или небрежные, рисунок схематичный; используются двойные или прерывистые линии.
1 балл – на рисунке имеются элементы обеих характеристик.
Цветовая гамма:
2 балла – преобладание ярких и светлых цветов.
0 баллов – рисунок в мрачных тонах.
1 балл – в рисунке есть как темные, так и светлые цвета.
Сумма балов говорит о готовности ребенка к школе:
От 5 до 6 – ребенок готов к школе, он имеет благоприятный настрой по отношению к процессу обучения, будет взаимодействовать с преподавателями и одноклассниками.
От 2 до 4 – представление о школе несколько искажено, информации не хватает. На этой почве у ребенка возникают страхи и тревоги, которыми он, возможно, стесняется поделиться с родителями. Старшим родственникам необходимо выяснить причину нервозности и попытаться сформировать у ребенка положительное отношение к школе.
От 0 до 1 – ребенок не готов к школе, сильный страх помешает ему нормально учиться, общаться с одноклассниками и учителем.
Психологическая и эмоциональная подготовка детей к школе: тестирование
Определить, ориентирован ли ребенок на посещение школы, учебный процесс, представляет ли он себя школьником в ближайшем будущем, поможет тест Неженовой.
На каждый из представленных вопросов предлагается три варианта ответа: А, Б, В.
А – ориентация на учебу, оценивается в 2 балла
Б – ориентация на обучение поверхностная, не сформирована окончательно, привлекают внешние яркие атрибуты школьной жизни – 1 балл
В – ориентация на школу и обучение отсутствует, ребенок предпочитает внешкольные занятия – 0 баллов
Задавайте ребенку следующие вопросы, предлагая выбрать ответ из трех вариантов:
Ты хочешь ходить в школу?
А – да, очень
Б – не уверен, не знаю, сомневаюсь
В – нет, не хочу
Почему ты хочешь в школу, что тебе там интересно?
А – научиться читать, писать и считать, получать знания
Б – хочу, чтобы мне купили красивый портфель, тетради и форму, хочу новые учебники
В – в школе весело, там есть перемены, у меня будут новые друзья, мне надоело в садике
Как ты готовишься к школе?
А – учу буквы, читаю, пишу прописи, решаю примеры и задачи
Б – родители купили форму, портфель или другие школьные атрибуты
В – рисую, играю, леплю из пластилина
Что тебе нравится в школе?
А – уроки, занятия в классе
Б – перемены, учитель, новые парты, вид школы и другое, что не относится непосредственно к процессу обучения и получения знаний
В – урок физкультуры и (или) рисования
Если бы ты не ходил ни в школу, ни в садик, что бы ты делал дома?
А – читал, писал буквы и цифры, решал задачки
Б – играл в конструктор и рисовал
В – ухаживал за котом (или другим домашним животным), гулял, помогал маме
Тестирование дошкольников
Оцените результаты (сумма набранных баллов):
0 – 4 – ребенок не осознает, что пойдет в школу, интереса к предстоящему обучению не проявляет
5 – 8 – присутствует поверхностный интерес к процессу обучения, является начальным этапом формирования позиции школьника
9 – 10 – отношение к школе позитивное, ребенок ощущает себя школьником.