Развитие и питание ребенка в 1 год 4 месяца: составляем режим дня и меню для малыша, учимся говорить с мамой

Питание ребенка в 1 год 6 месяцев

В возрасте до полутора лет ребенок: окончательно осваивает ложку и чашку и предпочитает есть сам, хотя справляется (не проливая и не просыпая) пока лишь с густой пюреобразной едой.

Следует помнить, что процесс жевания развивается постепенно, поэтому переход от густой пищи к твердой должен быть постепенным. Некоторые малыши могут лениться жевать кусочки пищи, в этом случае родителям необходимо проявлять настойчивость. Понемногу давать пробовать малышу салаты из натертых на терке овощей. В первые и вторые блюда добавлять небольшие кусочки пищи.

Для полуторагодовалого малыша очень важно правильно распределять различные виды пищи в течение дня. Так, блюда, богатые белком, жиром, экстрактивными веществами следует давать в первой половине дня, так как они могут возбуждать нервную систему, тяжелее перевариваются, что может привести к нарушению сна

В вечернее время лучше давать малышу каши, молочные блюда. Порции в горячем виде у детей должны быть во время каждого приема пищи.

Свежие фрукты и овощи в этом возрасте ребенок может получать при любом кормлении.

После 1,5 лет дети, как правило, переходят на 4-х разовое питание. Интервалы между приемами пищи становятся неодинаковыми, но родителям следует придерживаться часов кормления. Например, завтрак — 8:00, обед — 13:00, полдник — 16:00, ужин -19:00. Ну или подстроить режим питания ребенка под свой, привычный для всей семьи. Рекомендуется, чтобы первое и последнее кормление малыша состояли из каши, овощных блюд или кисломолочных продуктов. Обед должен быть самым сытным и состоять из двух главных блюд (первое и второе). Это может быть суп или борщ на первое и мясо или рыба с овощами на второе. Также во время обеда можно предлагать малышу салаты из сырых овощей. Перед сном малыш может выпить грудное молоко, кефир.

Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

Физические навыки малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:

К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

  • Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
  • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
  • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
  • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:

За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними. 

По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике

Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей
Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
Теперь он проявляет терпеливость, послушание

Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

Все индивидуально

Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.

Желаем вашему малышу радостного детства с вами!

Список использованной литературы:

  1. Евдокимова Т. А., Тимошина Е. Л., Камалтынова Е. М., Бушмелева Л. П. Питание детей первого года жизни. Москва: Издательство «Феникс», 2006.
  2. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2010.
  3. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. 1-3 года. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2009.
  4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2010.
  5. Ибука Масару. После трех уже поздно. Москва: Издательство «Альпина нон-фикшн», 2015.

Навыки по возрасту

В один год и четыре месяца малыши очень энергичны, они уже бегают и прыгают, стремятся изучать окружающий мир. С каждым днем они осваивают все больше навыков. Что должен уметь делать ребенок согласно нормам?

Ходить с опорой или без. Легко вставать из положения лежа, сидя, осваивать подъемы и спуски.
Самостоятельно держать ложку в кулаке, проявлять желание кушать самостоятельно

Важно поощрять это стремление, тренируйте навык на густых блюдах, таких как пюре или творог.
Воспринимать обращения взрослых, реагировать на них. Повторять легкие физические упражнения, такие как поднятие и отведение рук, пороты тела, головы.
Знать всех близких людей, реагировать на их присутствие и отсутствие, проявлять свои желания и недовольства

Начинает формироваться характер. Дети становятся эмоционально активны и восприимчивы.
Знать общие понятия, такие как части тела, предметы мебели, основные животные, фрукты и овощи. Узнавать и называть их.
В активном словарном запасе от 4 до 10 слов.
Начинать играть в игры с простым сюжетом, например, катать куклу или машину, насыпать песок в ведро, переливать воду.

Вопрос хождения на горшок индивидуален и во многом зависит от того, в каком возрасте родители начали приучение. Но в 1 год и 4 месяца малыш уже может уметь проситься в туалет, он чувствует дискомфорт после хождения в белье. Это подходящий период для отказа от подгузников.

Чем кормить и как ухаживать за малышом в 1 год 4 месяца: уход и рацион питания ребенка

Что касается гигиенического ухода в этом возрасте, можно отметить, что отпадает необходимость часто мыть малыша, так как он уже реже «ходит в туалет», а некоторые к этому времени вообще » дружат» с горшком.

В остальном всё, как обычно:

  • утреннее умывание;
  • чистка зубов;
  • вечерние водные процедуры.

Рекомендуется в течение дня также выполнять гимнастику и закаливающие процедуры. При этом:

  • дневной сон — 2-3 часа;
  • обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе.

В этом возрасте у малышей развивается навык чистоплотности. Они начинают сами вытирать руки, когда испачкаются, могут попросить помыть.

Очень важно соблюдать режим дня.  Для преодоления происходящих с малышом изменений ему необходима уверенность в стабильности событий.

Режим дня дает ребенку чувство постоянства и успокаивает.

Можно постепенно переходить на четырехразовое питание. Пятое кормление в виде молока или кефира  стоит сохранить  для детей с плохим аппетитом. Но не желательно настаивать в те ситуациях, когда ребенок сам проявляет тенденцию к переходу на четырехразовое питание.

Примерный размер порций на каждый прием пищи

 Завтрак Обед Полдник Ужин
Каша — 150 гр
Чай с молоком или молоко — 150 мл
Хлеб с маслом -40 гр/5 гр
Салат овощной — 10гр
Суп — 100 мл
Гарнир (крупяной, овощной, вермишель) — 80 гр
Основное блюдо мясное (рыба, печень, курица) — 50 гр
Компот (фруктовый сок, морс) — 100 мл
Творог — 50 гр
Фрукты — 100гр
Чай с печеньем — 150 гр/ 10 гр
Каша или овощное пюре — 150 гр
Чай с молоком — 150 мл

Блюда готовятся пока еще преимущественно в пюреобразном и рубленом виде. Но постепенно в рацион малыша добавляется более плотная пища и все больше кусочков, чтобы развивать навыки пережевывания.
У детей этого возраста уже есть свои предпочтения в еде — любимые и нелюбимые блюда. Прислушивайтесь к пожеланиям ребенка, но не идите у него на поводу.

Меню для ребенка в возрасте 1 год и 4 месяца на неделю

Предложенные блюда можно взять за основу, в качестве общего руководства.

Важно менять меню малыша, чтобы   блюда не повторялись больше двух раз в неделю.

Что умеет делать малыш

Ребенок в 11 месяцев начинает манипулировать взрослыми. Он понял, что на его плач родители быстрее реагируют и подходят к нему. Заметив такие уловки, следует пресекать их, так как такое поведение в дальнейшем может привести к непослушанию и постоянным капризам. Конечно, полностью игнорировать ребенка нельзя, просто не стоит реагировать на крики и слезы молниеносно. Обычно через несколько неудачных попыток многие дети перестают командовать.

В этом возрасте ребенок без труда может встать из положения сидя и некоторое время стоять, держась за опору. Многие детки начинают уверенно ходить, держась за опору или руку взрослого, а более активные малыши уже делают первые самостоятельные шаги. Деткам нравится танцевать под музыку, они активно приседают и раскачиваются из стороны в сторону.

На этом этапе развития совершенствуются функции рук. Теперь ребенок замахивается перед тем, как бросить какой-либо предмет. И это занятие ему доставляет огромное удовольствие. Он учится пить из чашки и кушать самостоятельно.

Малыш овладевает новыми действиями — одевает, снимает кольца с пирамидки, строит башни из кубиков, листает книгу с плотными страницами, открывает коробку, складывает в нее небольшие игрушки и закрывает обратно. Ему очень нравится играть в прядки, прячется за шторой и громко смеется, когда его находят.

Карапуз легко может залезть на невысокий диван и слезть с него обратно, он легко преодолевает на четвереньках небольшую лестницу.

Ребенок хорошо понимает просьбы взрослых и с удовольствием выполняет их — приносит мишку, дает ручку, показывает части тела, выбрасывает мусор в ведро и т. д. Исключение лишь составляет слово «нельзя», малыш его прекрасно понимает, но выполнять почему-то не спешит.

На этом этапе жизни у крохи появляется чувство юмора. Увидев или услышав что-то смешное он начинает громко смеяться.

Словарный запас ребенка не особо обогащается по сравнению с прошлым месяцем. Однако некоторые детки уже осмысленно начинают произносить простые слова — мама, папа, баба, дед. Кроха может сообщить маме, что он голоден, указав на стол, где лежит печенье, произнеся слово «ам-ам». Тем же словом он может объяснить, что делает собачка. Он может покачать головой, сказав тем самым «да» или «нет». Следует продолжать заниматься с малышом — рассказывать про окружающие предметы, читать книги, постоянно разговаривать.

Чтобы крохе было проще адаптироваться к окружающему миру, необходимо посещать с ним развивающий центр. Если по каким-либо причинам это невозможно, то подойдет и детская площадка. Так малыш будет обеспечен общением с другими детьми. Умение играть вместе, дружить, делиться вещами, значительно упростит его вливание в коллектив.

Важно помнить, что развитие всех малышей происходит по собственному графику. Поэтому, если ребенок еще не начал ходить, говорить, то это не значит, что он отстает в развитии, просто эти навыки проявятся немного позже

Выбираем свой подход к режиму

Как в свободном режиме сна, так и в четко установленном есть свои плюсы и минусы. Каждый родитель сам для себя решает, что лучше всего подходит ему и его ребенку. Как выбрать режим, который оптимален именно для вас?

Строгий режим. Ребенок спит, принимает пищу, играет и гуляет в строго определенное время. Благодаря такой предсказуемости вырабатывается внутренняя дисциплинированность и формируется привычка к планированию времени. Не говоря уже о том, что это намного удобнее для родителей, особенно в первые, самые непростые, годы жизни ребенка.Однако строгий режим не учитывает индивидуальных особенностей ребенка, не всегда соответствует его биоритмам. Кроме того, в этом случае отклонения от распорядка дня негативно сказываются на настроении и самочувствии малыша. На психологическом уровне строгий режим подавляет волю и желания ребенка, что не очень способствует формированию независимости личности.Свободный режим.Этот режим складывается в результате наблюдений за ребенком, его особенностями и потребностями. Поскольку кроха уже в первые месяцы жизни проявляет расположенность к определенному времени пробуждения и засыпания, режим питания, прогулок и игр формируется на основе этого ключевого показателя. Таким образом, родители подбирают оптимальное время для сна, кормления и прогулок в соответствии с биоритмами ребенка, и режим дня, так или иначе, носит вполне упорядоченный характер.

Единственным отличием от строгого режима в данном случае является то, что распорядок дня строится не на основе усредненных норм, предлагаемых специалистами, а исходя из индивидуальных потребностей конкретного малыша.

Ребенок формируется как самодостаточная, независимая личность, понимающая, что ее интересы соблюдаются, а значит, он имеет ценность сам по себе, а не через послушание. Малыш растет в комфортной обстановке, когда его физические и психологические потребности не остаются без внимания.

Такой график может доставлять некоторые неудобства родителям и другим членам семьи, участвующим в заботе о ребенке, а также не способствует мягкой адаптации к детскому саду с более строгим режимом дня.

Особенности развития мышления

В 1 год и 4 месяца у детей зарождаются два основных вида мышления: наглядно-образное и наглядно-действенное, то бишь малыши подходят ко всему, основываясь на образах и на совершаемых действиях. В этом возрасте они начинают обобщать предметы по их признакам, например, по цвету, размеру или форме, т. е. происходит активное развитие логики. О серьезном логическом мышлении пока говорить, конечно, рано, но, тем не менее, результат уже налицо.

Все дети в 1 год и 4 месяца активно впитывают информацию. Они исследуют мир при помощи кинестетического метода восприятия. Этот метод основан на тактильном восприятии. Т. е. малыши изучают все через прикосновения. Так, если показать ребенку новую игрушку, ему обязательно захочется ее потрогать. Получив и хорошенько рассмотрев заветный предмет, малыш попытается совершить над ним какое-нибудь действие, например, ударить об пол, чтобы понять, как данной вещью пользоваться. Ругать его за это ни в коем случае нельзя, т. к. это просто способ понять.

Занятия и игры

Дети в 1 год и 4 месяца склонны повторять действия, особенно за взрослыми. На помощь придут игрушечные веники, посуда и утюги для девочек и инструменты для мальчиков. С помощью правильных игр можно научить кроху всем необходимым навыкам:

  1. В магазинах большой выбор развивающих игрушек. Для малыша подойдут мозаики и конструкторы с крупными яркими деталями, всевозможные шнуровки. Такие игры тренируют мелкую моторику ручек, что благотворно отображается на развитии.
  2. В домашних условиях занять малыша можно нанизыванием на прочную нить крупных бусин или пуговичек.
  3. Заинтересуют кроху разные стаканчики, которые можно прятать друг в друга, матрешки, пирамидки.
  4. Можно начинать осваивать занятия посложнее: рамки со вкладышами, сортеры, лабиринты.
  5. Смотреть развивающие видео с малышом. Только не больше 15 минут.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: какие занятия проводить с ребенком в 1 год?

Нужно учитывать различия между мальчиками и девочками. Маленькие дамы предпочитают спокойные занятия с мелкими предметами и игры на бытовые темы (больничка, посудка, уборка), а вот юным джентльменам по душе бегалки, прыгалки, машинки. Можно купить тесто для лепки или пластилин.

Можно понемногу осваивать цвета, формы, сравнение (маленький-большой, мягкий-твердый и так далее)

Важно, чтобы занятия были в радость маме и малышу, если заставлять кроху – это плохо скажется любознательности

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.

У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке, глядя на мобиль или другие игрушки.

  1. В двухмесячном возрасте детки уже поднимают головку и некоторое время удерживают ее в вертикальном положении.
  2. Некоторые младенцы уже умеют переворачиваться с бочка на спину. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться>>>
  3. Ребенок изучает свои ручки – может подносить кулачки ко рту и обсасывать их;
  4. Младенческие рефлексы пока сохраняются, но начинают понемногу угасать;
  5. Развивается и эмоциональная сфера. В два месяца формируется так называемый «комплекс оживления». Этот навык занимает почетное место в таблице развития ребенка; это одна из важнейших вех до года, подтверждающих нормальное функционирование нервной системы;
  6. Малыш уже может узнать своих родителей, радуется им. Когда вы склоняетесь над кроваткой, кроха начинает быстро-быстро дергать ручками и ножками;
  7. Во второй месяц жизни ваше чадо, скорее всего, подарит вам свою первую осознанную улыбку.  Если этого не произойдет, ничего страшного; значит, это радостное событие случится чуть позже. Узнайте, когда ребенок начинает улыбаться>>>
  8. В два месяца ребенок умеет гулить – издает певучие гласные звуки, иногда даже может произносить «агу», «ага», «абу». Деткам нравится собственная «речь», они с удовольствием прислушиваются к ней. В статье информация о том, когда кроха начинает агукать>>>

Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!

Интеллектуальное развитие в полтора года

Приблизительно в этом возрасте малыш может задавать вопросы: «Что это?» практически обо всем, что попадает в его поле зрения. Стремление узнавать названия окружающих его предметов способствует интенсивному пополнению словарного запаса в возрасте примерно от 18 до 20 месяцев.

Как только ребенок попадает в эту фазу стремительного увеличения используемых слов, он становится способным осваивать до нескольких новых слов за день. Поскольку познание языка в данном периоде основывается на повторении, малыши обычно увлекаются простыми песенками, играми с пальчиками, а также играми с использованием забавных слов и звуков.

Дети могут зачастую практиковаться в применении новых слов перед сном, либо во время прогулки. Дети быстро понимают силу слова, в особенности, когда видят, что при помощи слов можно заполучить необходимое.

А что умеет ваш малыш в полтора годика?

Сон ребёнка

По мере становления режима дня сон ребёнка в 16 месяцев приобретает постоянный характер. Отдых разделяют на ночной и дневной. Общее количество сна составляет в среднем 14 часов.

В тёмное время суток ребёнок отдыхает около 12 часов. Иногда эти показатели меняются на 1–2 часа, в зависимости от индивидуальных потребностей. Длительность дневного сна варьируется от одного до трёх часов. Самое время отдохнуть вместе с малышом или заняться делами, которые невозможно делать с крохой.

Необязательно переделать распорядок дня, если малыш спит дважды в день. Разница заключается только во времени бодрствования. Ребёнок, который спит один раз днём, проводит активно до 5 часов. А непоседа, отдыхающая несколько раз, бодрствует около 3 часов. Хотя чаще всего утренний сон после первого года жизни исчезает из режима дня безвозвратно.

Почему ребёнок плохо спит? В 70 процентах это связано с плохим самочувствием ребёнка. Остальные случаи связаны с тем, что малыш недостаточно активно провёл время.

Режим дня

У всех малышей должен быть сформирован режим дня. Если вы придерживаетесь определенных временных рамок, то детскому организму проще слаженно работать. Иммунитет крепчает, ребенок легче справляется как с физическими, так и с эмоциональными стрессами. Общепринят следующий распорядок:

Действие Время (часов)
Подъем, гигиена 8-9
Завтрак 9-9:30
Игры, развитие 9:30-11
Первый сон 11-13
Пробуждение, обед 13-14
Прогулка 14-16
Второй дневной сон 16-17:30
Полдник 17:30-18
Вечернее бодрствование 18 – 19:30
Купание 19:30 – 20
Ужин 20-20:30
Подготовка ко сну, отбой 20:30 – 21:30

Это примерный режим дня. В него обязательно должны входить приемы пищи, прогулка, игры, сон, гигиена. Но многие дети в этом возрасте переходят на один дневной сон, это также нормально, просто он будет длиться дольше. Кто – то раньше встает и ложиться, некоторым проще уснуть в 22 часа. Планируя свой график, ориентируйтесь на потребности и особенности вашего ребенка.

Совет! Теперь проводить ежедневное купание необязательно, можно ограничиваться подмыванием. А вот прогулки лучше не исключать, дети становятся все любознательнее и активнее, им необходимо удовлетворять свои желания в познании окружающего мира, получать новые впечатления.

Режим дня ребенка в 14 месяцев

Сон

Малышу все еще требуется продолжительный сон, занимающий минимум половину суток. Большинство детей к этому возрасту уже твердо переходят на однократный дневной тихий час, занимающий от 1.5 до 3 часов.

Прогулки

Двигательные навыки малыша совершенствуются с высокой скоростью, поэтому ему просто необходима активность на улице. Подойдут неспешные прогулки за ручку с мамой, освоение детской площадки. Не стоит ограничивать кроху в самостоятельных действиях на улице. Скорее всего ему захочется без помощи взрослого взобраться по ступенькам и покачаться на качалке. Нужно лишь подстраховать ребенка в выполнении этих шагов. На прогулке не рекомендуется постоянно удерживать малыша в коляске. Большая часть времени на улице должна быть посвящена активному движению и изучению окружающего мира.

Питание

После годика многие мамы стараются сохранить грудное вскармливание. В это время молоко уже не несет значимой питательной ценности, но обеспечивает ребенка прочими незаменимыми компонентами, такими как нуклеотиды, олигосахариды, живые иммунные клетки – все эти ингредиенты помогают развитию иммунной системы, мозга и защите от инфекционных заболеваний. Если у мамы нет возможности продолжать грудное вскармливание, следует подобрать малышу подходящую по возрасту смесь. Конечно, она не сможет полностью заменить материнское молоко, но частично компенсирует недостающие компоненты.

Обычно к 14 месяцам малыша уже переводят на полноценный рацион, приравнивающийся к взрослому столу. Количество приемов пищи становится 4х-разовым. Необходимый суточный объем составляет 1200-1300мл. Данное количество делится между завтраком, обедом, полдником и ужином. Калорийность полдника должна уступать остальным приемам пищи. Традиционно после обеда малыши отправляются на тихий час и в период сна не успевают растратить энергию и проголодаться. Поэтому питательность полдника разрешается снизить. В качестве легкого перекуса подойдут кисломолочные продукты, фрукты и пюре. В этом случае к ужину ребенок успеет нагулять аппетит и хорошо покушает.

Хороший вариант для полдника – фруктовые пюре марки Кабрита. Они производится из органически чистых фруктов с добавлением сливок козьего молока. Такой продукт не содержит лишних ингредиентов: сахара, крахмала, консервантов и прочих добавок. Благодаря мягкой упаковке пюре удобно взять с собой в гости и на прогулку. Малыш может кушать его самостоятельно. Оно богато витаминами, микроэлементами и имеет природный сладкий вкус.

Ребенок в 14 месяцев: этапы развития

Если у вас есть старшие дети или вы близко общаетесь с другими семьями с маленькими детьми, то вы, вероятно, уже знаете, что все дети обучаются новым навыкам в разное время. Это естественно, ведь каждый ребенок уникален.

Мы расскажем о вехах развития, которые, скорее всего, характеризуют этот возраст, но у одних малышей эти навыки и проявления наметятся раньше, а у других — только после 14 месяцев. Если же у вас есть вопросы по поводу развития ребенка, ваш педиатр сможет на них ответить.

Вот некоторые из возможных достижений в этом возрасте:

Понимание речи. Может быть, вы заметили, что малыш показывает на любимую мягкую игрушку, когда вы спрашиваете, где она, или оказывается у своего стульчика, когда вы говорите ему, что обед вот-вот будет готов. Ваш ребенок стал лучше понимать речь. Чтобы развивать речь ребенка и ее понимание на слух, рассказывайте ему о происходящем вокруг и реагируйте на его ответы, выраженные словами или действиями. Говорите медленно и четко, используя простые слова и короткие фразы — так ребенку будет проще вас понять. Разговаривайте своим обычным голосом, как со взрослыми.

Приступы самостоятельности. В 14 месяцев дети могут проявлять настойчивость и большую уверенность. Например, ребенок может пойти и сделать что-то, что вы только что попросили его не делать. С другой стороны, малыш, играя сам, может стать более независимым, что для родителей плюс. А нередко он, особенно когда устал или взволнован, может вести себя противоположным образом: требовать вашего безраздельного внимания. Переход к большей самостоятельности не происходит по нарастающей. Например, малыш может вести себя очень независимо в течение нескольких дней, а потом опять активно требовать вашего присутствия рядом и внимания. Такие «качели» в поведении — абсолютно нормальное явление. Это знак, что ребенок привыкает к взрослению

Как вы можете поддержать ребенка в этот период? Уделяйте ему внимание, когда у него есть в этом потребность, и не настаивайте, чтобы он делал что-то, в чем не уверен — это может только заставить его сомневаться еще больше.

Сепарационная тревога. Плакать, когда мама уходит, для малышей в 14 месяцев обычное дело

Чтобы смягчить переживание малышом сепарационной тревоги, объясняйте ему, что вы уходите и скоро вернетесь, и обязательно чмокните перед уходом. Не пытайтесь улизнуть не попрощавшись, так как тогда он может бояться, что вы способны исчезнуть в любой момент. Постарайтесь не показывать своей обеспокоенности из-за расставания, ведь тогда малыш может настойчивее демонстрировать свое расстройство в надежде, что вы останетесь. Когда вы возвращаетесь домой, проведите время с ребенком. Постепенно он поймет, что вы всегда возвращаетесь, и то, что иногда вы уходите, не значит, что вы его не любите.

У ребенка лучше получается есть самому ложкой или руками. А также пить из чашки. Конечно, что-то пролетает мимо рта, но ведь пока малыш только оттачивает навык. Используйте небьющиеся тарелки и чашки, так как время от времени малыш будет их ронять. Если ребенок швыряет посуду или столовые приборы, объясните ему, что так делать нельзя, и уберите их на место. Если он разошелся и бросает предметы в ожидании вашей реакции, попробуйте вынуть его из стульчика, дать ему успокоиться и только потом предложите поесть еще раз.

Ребенок учится ходить. Эти первые нетвердые шаги отличаются от походки детей постарше и взрослых. В 14 месяцев малыш широко расставляет ноги, разворачивая ступни наружу . При этом он может как будто переваливаться с одной ступни на другую, сгибая руки на уровне плеч для равновесия. По этим медленным осторожным шагам и не скажешь, что очень скоро вы будете еле успевать за своим непоседой. Если ваш малыш еще не начал ходить, это не повод для беспокойства — у него есть на это еще несколько месяцев.

От месяца к месяцу вас с малышом ждут большие и маленькие перемены. Что остается неизменным, так это грязные подгузники. Поэтому лучше запастить заранее подходящим размером, купив подгузники Pampers со скидкой.

Молодые родители: Семейные узы

Появление малыша влечет за собой много перемен для семьи. Все дяди, тети, двоюродные братья, сестры, бабушки, дедушки хотят поучаствовать в жизни нового члена семьи. Сейчас идеальный момент привлечь родственников к уходу за ребенком. Поручите им помочь вам с кормлением или купанием. Попросите их поиграть с малышом. Возможно, ваши родители, родители партнера и другие родственники смогут помочь вам с уборкой по дому, походом в магазин или присмотреть за другими детьми. Вы сможете отдохнуть, а им это даст возможность почувствовать свою причастность.

Часто молодых родителей донимают непрошеными советами родственники, друзья и даже совершенно посторонние люди. Иногда это очень раздражает. Напоминайте себе, что нет единственно правильного способа воспитания. Лучше следите за сигналами, которые вам подает ребенок, и все решения принимайте исходя из его характера, ваших обстоятельств и ваших представлений о воспитании. А если у вас есть вопросы или повод для беспокойства, обратитесь за советом к квалифицированному специалисту или поделитесь с самыми близкими людьми.

Какие обследования необходимы ребенку от 2 до 3 лет

После довольно интенсивного режима плановых медицинских осмотров в первые 2 года жизни (ежемесячно в 1-й год, затем каждые 3 месяца) на 3-м году ребенок посещает поликлинику раз в полгода, а с 4-го — раз в год.

При каждом посещении педиатр измеряет рост, вес и обхват головы ребенка, а также проводит оценку соответствия нервно-психического развития малыша возрастным нормам. При необходимости врач порекомендует консультацию у профильного специалиста.

Стандартное медицинское обследование в 2 года:

  • Педиатр,
  • Стоматолог,
  • Общие анализы крови и мочи,
  • Исследование кала на яйца гельминтов.

Стандартное медицинское обследование в 3 года (перед поступлением в детский сад):

  • Педиатр,
  • Невролог,
  • Хирург,
  • Стоматолог,
  • Офтальмолог,
  • Отоларинголог,
  • Психиатр,
  • Гинеколог/уролог,
  • Общие анализы крови и мочи,
  • Исследование уровня глюкозы в крови,
  • Исследование кала на яйца гельминтов.

К 2 годам все плановые прививки обычно уже проведены (кроме реакции Манту, которую делают ежегодно). От 2 до 3 лет малыш будет тренировать свой иммунитет, оказываясь все в новых и новых ситуациях, климатических, природных и санитарных условиях.

Самое серьезное испытание для его иммунитета еще впереди, и начнется оно после 3 лет, когда его социальная среда значительно расширится за счет коллектива в детском саду или детской студии развития.

Подводим итоги первого года

Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется  с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.

Физическое развитие:

  • Самостоятельно встает, садится;
  • Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
  • Пережевывает твердую пищу;
  • Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.

Психоэмоциональное развитие:

  • Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
  • Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
  • По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Волнуется при встрече и прощании;
  • Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
  • Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector