Развитие и режим питания ребенка в 1 год 3 месяца: подбираем меню, составляем список нужных игрушек и занятий
Содержание:
- Как развиваются дети от 9 до 12 месяцев
- Возможные проблемы
- Доктор Комаровский
- Как поддерживать развитие ребенка в 15 месяцев
- Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?
- Здоровье малыша: Массаж для детей
- Собирать грибы/ягоды
- Что умеет малыш от 1 до 2 месяцев
- Режим дня ребенка 1 года
- Развитие ребенка в 3 месяца
- Что умеет делать малыш
- Режим дня: сон, питание, свежий воздух, купание, гимнастика
Как развиваются дети от 9 до 12 месяцев
Малыш начинает становиться самостоятельнее, закрепляет приобретенные навыки:
- самостоятельно садится, активно ползает, может сам подниматься, если рядом есть опора;
- реагирует на свое имя;
- понимает некоторые слова и фразы, расширяет словарный запас;
- может махать рукой на прощание;
- начинает различать части тела, показывая их на игрушках;
- начинает активно развиваться характер.
В этом возрасте можно начинать знакомство с книжками. К 12 месяцам нужно переходить на один дневной сон. Малыш все больше времени может проводить сам с собой, а у мамы появляется немного свободного времени на себя.
Взрослым нужно почаще общаться с ребенком и следить за своим поведением, поскольку дети начинают подражать своим родителям.
Возможные проблемы
Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково — они не могут
произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом.
Однако неговорящие дети имеют
совершенно разные дефекты:
-
Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам
ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за
речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение
внутриутробного периода. -
Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на
формирование собственных высказываний. -
Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы
или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение
иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко. -
Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь
была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух
ребёнка развиты нормально. -
Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что у
ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей
с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо
медленнее. -
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение
звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности
освоения чтения и письма. -
Нарушение слуха в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок не
может анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемы
зависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:- врождённая
форма или приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2–3 года.
Доктор Комаровский
По Е. Комаровскому трехмесячный малыш:
- умеет держать голову и поднимать грудь, лежа на животе;
- подносит ручки к лицу, разжимает и сжимает кулачки;
- захватывает и сжимает игрушку или палец взрослого;
- наблюдает за движущимися предметами;
- узнает на расстоянии близких людей и предметы;
- реагирует на звук поворотом головы в сторону источника звука;
- улыбается, заслышав знакомый голос.
Доктор Е.О. Комаровский рекомендует обратиться к педиатру, если младенец:
- не реагирует на незнакомые лица, громкие звуки;
- не держит голову, лежа на животе;
- не улыбается (узнайте, когда ребенок начинается улыбаться);
- не следит за двигающейся игрушкой.
Как делать массаж
С утра полезно выполнять гимнастику. Плавно сгибать и разгибать ноги и руки для растяжения связок. Можно положить малыша на большой спортивный мяч на живот или спину и, придерживая за ноги, аккуратно покатать вперед-назад. Учить ребенка поворотам со спины на живот. Для этого левую ногу поворачивают направо и перекидывают через другую ногу. Такая поза стимулирует переворот (узнайте, когда ребенок начинает переворачиваться). Самостоятельно закидывать ножку у малыша еще не получается.
Массаж благотворно влияет на организм ребенка, улучшает его физическое состояние и стимулирует развитие нервной системы, снижает гипертонус. Хорошо выполнять массаж после купания перед сном. В комнате должна быть комфортная температура.
Длительность массажа 10-15 минут. Движения плавные, нежные. Движения рук идут снизу вверх:
Раскрываем ладошки и поглаживаем их. Каждый пальчик массируем индивидуально. Поглаживаем запястья, поднимаемся вверх по ручке, избегая области подмышек. Поглаживаем пяточки, стопу, каждый пальчик ног
Осторожно разминаем и поглаживаем ногу снизу вверх, обходя зону под коленками и паха. Живот массируется круговыми движениями по часовой стрелке, не затрагивая область пупка
Переворачиваем малыша на живот и массируем спину от поясницы к плечам, потом от позвоночника, не затрагивая его, к бокам. Ягодицы массируются от ног к копчику. Голова массируется, обходя зону родничка.
Как поддерживать развитие ребенка в 15 месяцев
- Игры на развитие координации: кидание и перекатывание мяча, веселая гимнастика под музыку вместе с мамой (повороты, наклоны, приседания).
- Проползание под препятствием на высоте 40-45см за игрушкой.
- Игра «поиск пары» с помощью различных предметов.
- Лепка из пластилина, рисование, чтение коротких рассказов и стишков.
- Приобщение к простым делам (совместное собирание игрушек, наведение порядка). Также можно давать элементарные поручения малышу («открой, пожалуйста, шкаф» или «подай мне полотенце»).
- Раскладывание небольших предметов по ячейкам.
- Игра с прищепками. Можно прицепить их мишке на лапу и предложить ребенку снять. Для этой игры прищепки должны быть не тугими.
- Игра с проталкиванием предметов (сортеры с простыми фигурами, копилки, пластиковые бутылки)
- Поддержание полезных привычек: умывание, причесывание, мытье ручек после улицы, чистка зубов.
- Задувание свечки, также можно дуть на бумажный кораблик в большой миске с водой.
Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?
Каждый человек постоянно сталкивается с задачами застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде, завязать шнурки, причесаться, почистить зубы, поесть с помощью столовых приборов и не перепачкать все вокруг — все эти навыки не только полезны во взрослой жизни, но и помогают маленьким пальчикам стать более сильными и ловкими. Мы расскажем вам и о других занятиях, развивающих мелкую моторику, но в первую очередь мотивируйте ребенка на самостоятельное выполнение таких рутинных задач.
Совет № 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой
С какого возраста: с 1 года или как только ребенок поймет, что предметы из коробки не надо тащить в рот.
Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. Вам нужно взять какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполнить его чистым песком или крупой и положить несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т.п. Ребенок в возрасте до года с удовольствием копается в наполнителе сам, а также закапывает и откапывает предметы. Через некоторое время, когда малышу наскучит это занятие, можно устроить в коробке игрушечный огород, делая грядки и сажая в них желуди или веточки. Еще позже коробка станет сценой для игрушечных историй с фигурками людей и животных, домиками и машинками.
Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.
Совет № 2. Сделайте малышу бизиборд
С какого возраста: с 1 года.
Зачем развивать мелкую моторику с помощью дорогих игрушек, если можно сделать почти бесплатный тренажер из того, что есть под рукой? Бизиборд — это кусок фанеры или мебельный щит, к которому надежно прикреплены выключатели, кнопки, защелки, петли, колесики, обувные липучки. Проще говоря, все, что можно нажимать, дергать, крутить и т.д. Если у действий малыша появится обратная связь, например, при нажатии на кнопку загорится лампочка или прозвенит звоночек, его восторг будет безграничен.
Не забывайте, что при конструировании бизиборда нужно тщательно проверять все устройства на предмет острых углов, тугих пружин и других опасностей. Если все в порядке, эта самодельная игрушка обеспечит крупную пользу для развития мелкой моторики ребенка.
Совет № 3. Рисуйте пальчиковыми красками
С какого возраста: с 1 года, но можно и раньше, если малыша заинтересует это занятие.
Как понятно из названия, для рисования такими красками не нужно никаких приспособлений, только собственные пальчики ребенка. Не бойтесь, что малыш может наесться из ярких баночек.
Конечно, он именно так и сделает, но пальчиковые краски специально делаются невкусными и безвредными.
Если вы экономный и одновременно творческий человек, можете попробовать сделать пальчиковые краски самостоятельно. Самодельные краски тоже отлично подходят для развития мелкой моторики, только обычно получаются более тусклыми и хуже отстирываются с одежды, которую малыш неизбежно испачкает в процессе. Записывайте рецепт: растительное масло как основа, мука или крахмал как загуститель, пищевые красители для цвета и соль, чтобы ребенку было невкусно их есть.
Совет № 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах
С какого возраста: читайте инструкции на упаковке.
Когда собираетесь купить малышу очередную игрушку, в первую очередь ответьте себе на вопрос: будет ли она полезна для развития мелкой моторики? Может быть, не еще одну куклу, а раскраску или пластилин? Может быть, не готовую машинку, а конструктор, чтобы ее собрать? Клейте, лепите, рисуйте, вырезайте, складывайте — в общем, отдавайте предпочтение тем развлечениям, которые помогают малышу осваивать и совершенствовать свои навыки.
Совет № 5. Научите ребенка писать ручкой
С какого возраста: как только малыш научится читать.
Благодаря гаджетам современные дети рано учатся читать и набирать слова на клавиатуре, но в умении писать ручкой не видят никакой пользы. А зря, ведь этот навык всегда использовался как один из лучших способов развить моторику рук. Письмо совершенствует динамический захват, потому что над начертанием каждой буквы работают все мышцы кисти и запястья.
Попробуйте придумать какой-нибудь креативный подход, чтобы ваш ребенок захотел учиться писать. Например, объясните, что без этого не берут в школу (не совсем правда, но умение писать в первом классе — действительно преимущество) или скажите, что Дедушка Мороз принимает просьбы о подарках только в рукописной форме.
Здоровье малыша: Массаж для детей
Мамы делают все, чтобы их драгоценный малыш был счастлив и здоров. Массаж – отличное дополнение к привычному распорядку дня детей, к тому же он очень нравится некоторым из них. Правильно выполненный массаж сближает маму и ребенка и снимает напряжение. Иногда после массажа малыши даже меньше плачут.
Рекомендуем сначала проконсультироваться с педиатром и специалистом по массажу. Возможно, рядом с вами есть курсы детского массажа, где вас обучат всему необходимому. А начать можно вот с чего:
-
Расслабляющая обстановка. Малыша можно положить на спинку на пеленальный столик или даже на вашу кровать. Начиная массаж, не отрывайте глаз от лица ребенка.
-
Осторожные касания. Делать массаж нужно осторожными нежными поглаживаниями, начиная с головки, шеи и плеч, затем переходите к пояснице, ягодицам, ножкам и ручкам.
-
Разговаривайте с малышом или спойте песенку. Малыш будет чувствовать себя спокойнее во время массажа, если вы будете с ним тихо разговаривать или петь его любимую песню.
-
Следите за реакцией. Если малыш выглядит довольным, продолжайте. Если же он ведет себя беспокойно – прекращайте массаж, вероятно, ему не нравится.
Между кормлением и массажем следует выждать не менее 45 минут. Если малышу нравится массаж, скорее всего, ему будет нравиться это занятие и в более старшем возрасте.
Собирать грибы/ягоды
Еще одна интересная игра родилась у нас сама собой, когда в нашем доме появился счетный набор «Грибы» (Лабиринт, My-shop, KoroBoom). Суть игры такова: малышу нужно найти заранее расставленные по комнате грибочки (вместо них могут быть и другие одинаковые предметы, например, ягодки, маленькие мячики, листочки).
Грибочки нужно расставить заранее, пока ребенка нет в комнате. Некоторые грибочки нужно обязательно поставить на самых видных местах, чтобы малыш почувствовал интерес к игре и понял, что у него все получается. А некоторые нужно поставить так, чтобы пришлось чуть-чуть поискать, например, за ножкой стула, под машинкой и т.п. Но не слишком переусердствуйте! Игра хорошо развивает внимательность и наблюдательность.
Что умеет малыш от 1 до 2 месяцев
- малыш начинает вытягивать ножки и ручки, к концу 2 месяца полностью раскрывает ладошки;
- узнает лица родителей;
- развивается слух и обоняние;
- зрение еще не полностью сформировано, лучше показывать ребенку вещи на расстоянии полуметра;
- может поворачивать голову и смотреть по сторонам лежа на животе;
- начинает улыбаться на ласковое обращение;
- может сжимать игрушки в руках;
- реагирует на смену настроение окружающих (может понимать, когда его родители радуются, грустят или злятся).
С месяца ребенок уже неплохо адаптируется в окружающей среде. Теперь он спит не так долго. Продолжительность сна 11-13 часов. В дневное время малыш спит меньше, начинает бодрствовать. В этом возрасте грудничок развивается не только физически, но и психологически. У младенца постепенно начинает формироваться характер.
В этом возрасте появляются следующие умения:
Вес увеличивается примерно на 700 г, вырастает еще на 3 см.
Режим дня ребенка 1 года
Второй год жизни ребенка ознаменован значительными изменениями в психическом и физическом развитии: он продолжает совершенствовать речевые навыки и уже освоил ходьбу, наклоны, приседания, преодоление препятствий, хотя движения все еще плохо скоординированы. Выносливость пока невысокая: ребенок довольно быстро устает.
Малыш становится все более самостоятельным и с удовольствием осваивает навыки самообслуживания: мытье рук, чистка зубов, умывание. Все это требует выделения малышу некоторого времени на уход за собой.
Работоспособность нервной системы ребенка повышается, что расширяет возможности для познавательного и умственного развития. В дневной распорядок дня уже могут включаться простые развивающие занятия продолжительностью несколько минут.
Сон. Среднесуточная продолжительность сна ребенка после 1 года составляет 14 – 16 часов, из них на ночной отдых приходится 10 – 12 часов. Периоды бодрствования уже могут достигать 3,5 – 4 часов подряд, дневной сон пока еще двухразовый — по 1,5 – 2 часа. К концу второго года жизни малыш перейдет на одноразовый сон с периодами бодрствования длительностью 4 – 4,5 часа.Готовность к одноразовому дневному сну очевидна, когда ребенок может поддерживать хорошее настроение весь день, крепко спит, не переутомляется ближе к вечеру.Если отказ от второго сна произошел слишком рано, у малыша будут заметны перепады настроения, снижение аппетита, всплески гиперактивности, капризность. Эти признаки могут проявиться не сразу, а только через некоторое время, когда усталость накопится. В этом случае, если ночной отдых удлинить не получается, разумно было бы на некоторое время вернуть второй сон.Периоды бодрствования включают в себя прогулки, прием пищи, игры и ритуалы ухода и подготовки ко сну. Подробнее о сне мы пишем здесь.
Прогулки. Прогулки у ребенка этого возраста двухразовые, после завтрака и полдника, продолжительностью 1,5 – 2 часа
Если погода хорошая, важно, чтобы малыш активно двигался, совершенствуя свои моторные навыки и координацию движений. Прогулка во второй половине дня, особенно если в нее включены подвижные игры, крайне важна для крепкого ночного сна.
Игры и занятия
Диапазон внимания у малыша после 1 года пока невелик, он не может долго сосредотачиваться на одном занятии. Поэтому чтение книг, лепку из пластилина, упражнения с рамками-вкладышами и другие развивающие занятия лучше организовать в течение дня так, чтобы они были непродолжительными (10 минут) и разнообразились другой активностью: прогулками на свежем воздухе и играми (мяч, кубики, пирамидки, сортеры и другие любимые малышом игрушки без высокой интеллектуальной составляющей).
Питание. Перерывы между приемами пищи у малышей после 1 года составляют примерно 3 часа, к 2 годам — 4 часа. Завтрак необходимо устраивать в течение часа с момента пробуждения, последнее кормление на ночь — не позднее чем за час до укладывания. В 1 год у ребенка 5-разовое кормление, к 2 годам — 4-разовое.Режим питания строится таким образом, чтобы после кормления ребенок не отправлялся сразу спать, а некоторое время бодрствовал и только после этого засыпал до следующего приема пищи. Такой ритм дня обеспечивает и бодрое состояние, и высокую познавательную активность, а главное, постепенно приучает к пониманию цикличности времени суток, сопровождающегося определенными ритуалами.
Гигиена и ритуалы.Гигиенические процедуры проводятся утром, перед полдником и на ночь. Умывание, мытье рук в течение дня, чистка зубов утром и вечером — при помощи родителей малыш постепенно учится справляться с этими занятиями самостоятельно. Обтирания, душ, купание в ванной — эти мероприятия пока происходят при активном участии взрослого. Купание на ночь становится частью вечернего ритуала отхода ко сну.Обычно от 1 года до 2 лет родители начинают постепенно приучать ребенка к горшку. Даже если малыш пока не приступил к использованию его по прямому назначению, высаживание на горшок можно включить в список ежедневных ритуалов и предлагать после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с нее.Готовить ребенка ко сну лучше заранее, прекратив шумные игры, приглушив свет, совершив все необходимые ритуалы (высаживание на горшок, умывание, купание, сказка на ночь и другие приготовления, которые у вас появятся со временем и станут традиционными). Для выработки режима отход ко сну и в дневное, и в ночное время следует осуществлять в один и тот же час: так у ребенка будет формироваться условный рефлекс на определенное время. Впоследствии малыш будет чувствовать усталость к установленному времени укладывания и легче засыпать.
Развитие ребенка в 3 месяца
В этот период ребенок растет, начинает осознавать свое тело и интересоваться миром вокруг него. Давайте посмотрим, как протекает развитие ребенка в 3 месяца.
Рост и физическое развитие: Крепнем день ото дня
Кости и мышцы становятся сильнее, и теперь малыш может вытягиваться во всю длину. Темпы роста ребенка составляют в среднем 2,5-4 сантиметра в месяц, а привес – 700-900 граммов, хотя это сугубо индивидуально. В три месяца малыш все лучше и лучше управляет своим телом и контролирует движения. Многие движения младенца – бессознательные рефлексы, но теперь малыш может намеренно и осознанно поворачивать головку, двигать ручками и ножками. Мышцы шеи крепнут, и совсем скоро ребенок сможет самостоятельно держать головку и воспринимать людей и предметы в поле зрения. В это же время улучшается зрение: малыш начинает тянуться к находящимся поблизости игрушкам или вещам, следит взглядом за движущимися предметами.
Ощущения: Строим «дом связи» по кирпичику
В мире так много всего интересного. В три месяца малыш постепенно начинает со всем этим знакомиться. Улучшается зрение – теперь он лучше видит круглые предметы, повторяющиеся сочетания, например спирали и завитки. А больше всего ему нравятся лица, особенно знакомые и мамино.
Что касается слуха и речи, то малыш уже устойчиво связывает голос мамы с заботой, лаской и любовью. Сейчас он лучше определяет тон голоса, выделение отдельных слов и, возможно, старается имитировать повторяющиеся звуки. В три месяца ребенок начинает осознавать, что разговор – это двусторонний процесс, усваиваются и другие представления об общении. Например, ему приятно видеть, как мама радуется, услышав его лепет, и малыш сам радуется, услышав, как мама поет или читает ему.
Движения: Комплекс упражнений на все тело
Примерно на этом этапе движения большинства младенцев становятся более осознанными, а развитие двигательных навыков видно невооруженным глазом. Потягивания укрепляют мышцы ног, а после этого можно уже и переворачиваться. Но это наступит не раньше, чем через пару месяцев.
Уже пробовали брать малыша под мышки и ставить так, чтобы он касался ножками опоры? Тогда вы видели, как он пытается сам сгибать и выпрямлять ножки – так мышцы готовятся к тому, чтобы ребенок мог самостоятельно стоять. Дайте ему немного попрыгать в этом положении – увидите, как он обрадуется своим новым умениям.
Для развития опорно-двигательного аппарата несколько раз в день кладите малыша на животик . Пока он лежит на животике, протягивайте ему игрушки или пусть он хватается за предметы в манеже. Это помогает трехмесячному ребенку улучшать моторику, координацию и другие важные навыки.
На третьем месяце жизни малыш тренирует не только ножки. Теперь он может сжимать и разжимать ладошки, захватывать различные предметы, например игрушки или мамины пальцы
К этому времени ребенок лучше контролирует движения рук, тянется к различным вещам, пытается прикоснуться к предметам, которые привлекли его внимание. К тому же теперь у него получается попадать пальчиками в рот, так что внимательно следите за тем, что может схватить малыш
Психическое развитие: Первый «диалог» с малышом
Мало что так приводит родителей в восторг, как первые проявления характера малыша. Замечали, как при звуках вашего голоса ребенок начинает чаще улыбаться и реагировать на него? Отличные новости! Скорее всего, малышу действительно нравится играть с вами и другими близкими людьми, а теперь он может выразить это мимикой и всем телом. Некоторые дети уже начинают имитировать движения и мимику мамы. Но если ваш малыш ничего такого еще не делает, не волнуйтесь – ему всего три месяца, а все дети развиваются по-своему и в своем темпе.
На этом этапе малыш может пытаться вести с вами «беседу». Сейчас она представляет собой что-то вроде обмена звуками, жестами и улыбками. Это не просто приятное времяпрепровождение для вас обоих, но и способ укрепить доверие ребенка к вам и повысить его самооценку. Если с вами живут другие дети, малыш на этом этапе начинает проявлять к ним живой интерес. В этом возрасте у младенцев часто бывают свои «любимцы» и они активно интересуются другими малышами.
О своих потребностях дети сообщают по-разному, и родителям приходится учиться считывать прозрачные (и не столь прозрачные и явные) сигналы. То, как ребенок взаимодействует с родителями, – важная составляющая его личности и характера
Например, о чем-то очень важном ребенок может сообщать плачем или движениями, а родители со временем начинают отличать эти звуки и движения друг от друга. Плач малыша, когда он хочет есть, отличается от плача, когда ему больно
Также по плачу родители могут понять, что малыш просто капризничает, и его нужно отвлечь или дать любимую игрушку.
Что умеет делать малыш
В возрасте 1 год 3 месяца ребенок закрепляет навыки, полученные в первый год жизни.
Повышается физическая активность, ребенок много двигается, стремится общаться с окружающими, познает мир.
К тому же именно в этом возрасте жизни ребенок приучается к самостоятельности: это выражается в поведении, действиях, выражении эмоций.
Что же умеет делать малыш в этом возрасте сам?
- Самостоятельно ходит, бегает, ползает
- Преодолевает препятствия, без помощи взрослых может перелезать через них
- Пытается забираться на стулья и слезать с них
- Хорошо ориентируется в пространстве и может перемещаться из комнаты в комнату
- Постигает навык самостоятельного приема пищи
- Может пользоваться бытовыми вещами: зубной щеткой, чашкой, ложкой, расческой
- Активно изучает содержимое шкафов и тумбочек
- Пробует самостоятельно надевать одежду
- Активно работает кистями рук и пальцами.
В данном возрасте ребенок быстро осваивает новые навыки, благодаря чему стремительно учится более сложным вещам. Повышенная активность ребенка способствует этому.
Режим дня: сон, питание, свежий воздух, купание, гимнастика
Дневной покой сохраняется, и очень необходим пару раз в день, первый дольше второго.
Громадное значение имеет приучить карапуза к четкому распорядку.
Отдыхать следует с приоткрытым окном, а в теплое время разрешается укачивать крошку на летней мансарде на даче или в коляске на балконе.
Кормление поддерживается многоразовым четырех — пяти.
Завтрак: каша, яйца, творожки, овощи, рыбное или говяжье пюре.
Из напитков – молочко, чай, заваренный на травах
Обед: супчик из мяса, кисель, компот из сухофруктов
Полдник: Кисломолочные продукты с добавлением печенья, фруктов.
Ужин: легкий и легко усваиваемый (творожок, банан)
Ночное скармливание по надобности
Зубиков к этим годам увеличивается, даже появляются уже коренные, поэтому в рацион чуть добавляется более твердая пища (хлеб, печенки).
Прогуливаться не мешает многократно по полтора часа, а летом и все 2, 5.
Мыться довольно в неделю два — три раза.
Ребятишки обожают купаться и поплескивать в воде комфортной температуры, поэтому проблем не возникнет.
Также рекомендуется вводить закаливание (мокрое полотенце, перед тем как собрались полдничать).